Научная статья на тему 'Система экспедиционной работы студентов-филологов по украиноведению в Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычини'

Система экспедиционной работы студентов-филологов по украиноведению в Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычини Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНОВЕДЕНИЕ / ФОЛЬКЛОР / ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / UKRAINIAN STUDIES / FOLKLORE / EXPEDITION ACTIVITY / FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганок Оксана Олександровна

В статье рассматривается система экспедиционной работы студентов-филологов по украиноведению в Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычины. Освещены основные этапы подготовки и проведения поисковой фольклорной работы. Отдельно акцентировано внимание на задачах, которые поставлены перед студентами, требованиях к оформлению документов и архивных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF AN EXPEDITIONARY WORK OF STUDENTS-PHILOLOGISTS OF UKRAINOZNAVSTVO IN UMAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER PAVLO TYCHYNA

In this article we consider a system of forwarding students-philologists of Ukrainoznavstvo in Uman State Pedagogical University named after Pavlo Tychyna. The author covers the main stages of the preparation and conduct during a search work of folklore. Separately, focused on the tasks that are delivered to students, requirements for registration of documents and archival materials.

Текст научной работы на тему «Система экспедиционной работы студентов-филологов по украиноведению в Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычини»

Н.А. Харченко

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ...

е) характер, как индивидуальное своеобразие психического склада личности, проявляемый в ее отношении к обществу, другим людям, труду, своим обязанностям, наконец к себе самой [8, с. 65-66].

Следовательно, в процессе развития человек становится сознательной личностью, то есть «системой психических свойств, внутренне обусловливает определенную устойчивость ее поведения, логику действий в гармонии с имеющимися у нее взглядами, нравственными убеждениями, характерологическими чертами и местом, которое она занимает в системе общественных отношений. Личность в отношении к обществу - «подсистема», но одновременно она сама является сложной целостной системой систем, которая внутренне взаимосвязана, ие-рархизирована» [3, с. 113].

Таким образом, развитие личности в трудах Г. Костюка порождает ее индивидуальное своеобразие. Возникают различия в функциональных особенностях нервной системы, в физических и психических свойствах личности, в ее потребностях, интересах, склонностях, способностях и характерологических чертах. Приобретая устойчивости, они влияют на его поведение, взаимоотношения в социуме.

Диалектическая связь обучения личности и ее психического развития, предложенная Г. Костюком, формирует целостную систему знаний и структуру утверждений молодых специалистов в области психологии относительно дальнейшей разработки и совершенствования этой проблематике и играет важную роль в непосредственном воздействии общества на личность в частности. Кроме того, уместно рассмотрение в дальнейшем других граней научных интересов Г. Костюка. Вчастности, перспективным направлением в дальнейших исследованиях

является проблема изучения взглядов ученого на природу возникновения и развитие способностей личности; отдельных аспектов жизни, ученого характеризующих формирование взглядов Г. Костюка в области развития психологической науки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая психология: Учебник / А. Скрипченко, Л. Долинская, С. Огороднийчук и др. - М.: Просвещение, 2005. - 464 с.

2. Максименко С. Д., Максименко К. С., Папуча М. В. Психология личности: М.: Издательство ООО «КММ», 2007, - 296 с.

3. Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности / Под ред. Л. М. Проколиенко; Ред. В. В. Андриевская, Г. А. Балл,

А. Т. Губко, А. В. Проскура. - М.: Сов. школа, 1989. -608 с.

4. Костюк Г. С. Движущие силы развития и воспитания // Хрестоматия по педагогике. - М.: Педагогика, 1976. - С. 55-67.

5. Костюк Г. С. Способности и их развитие у детей // Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. - М.: Просвещение, 1989. - С. 307-373.

6. Вікова психологія: навч. посібник: За заг. ред. Г. С. Костюка. - К.: Радянська школа, 1976. - 272 с.

7. Костюк Г. С. О развитии мышления у детей (возникновение понятия числа у детей) // Учебновоспитательный процесс и психическое развитие личности. - М.: Просвещение, 1989 - С. 300-307.

8. Рыбалка В. Григорий Костюк: психологическая теория личности / В. Рыбалка // Психология и общество,

2002. - № 1. - C. 10-17.

EFFECTS ON PSYCHOLOGICAL EDUCATION IN THE SCIENTIFIC VIEV OF G. S. KOSTIUK

© 2013

N.A. Kharchenko, the applicant laboratory History of Psychology Institute of Psychology

named G.S. Kostiuk NAPS of Ukraine

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical Universit, Uman (Ukrainian)

Anotation: The paper examines the main vectors of psychological views Kostiuk. Characterized and substantiated scientific scientist position regarding the factors of influence on the psychological development of the individual. Performed a retrospective analysis of the structure of views Kostiuk about a problem that is considered.

Keywords: personal development, psychological attitudes, Gregory Kostiuk.

УДК [39(07)+908](477.46)

СИСТЕМА ЭКСПЕДИЦИОННОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ПО УКРАИНОВЕДЕНИЮ В УМАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ ПАВЛА ТЫЧИНИ

© 2013

О.О. Цыганок, старший преподаватель кафедры украинской литературы и украиноведения

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация. В статье рассматривается система экспедиционной работы студентов-филологов по украиноведе-нию в Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычины. Освещены основные этапы подготовки и проведения поисковой фольклорной работы. Отдельно акцентировано внимание на задачах, которые поставлены перед студентами, требованиях к оформлению документов и архивных материалов.

Ключевые слова: украиноведение, фольклор, экспедиционная деятельность, фольклорно-этнографическая практика.

Экспедиционная работа как составляющая фоль- с её негативными естественными, личностными, семей-

клорной и этнографической практики имеет огромное ными и родовыми склонностями. Обращаясь к народно-

значение для развития системы воспитания и обучения. сти, воспитатель почти всегда найдёт ответ и восприятие

При этом для организации работы такого типа использу- в живом и сильном чувстве человека, которое действует

ется опыт предыдущих поколений педагогов и фолькло- сильнее, чем убеждение, воспринимаемое только умом,

ристов. Об использовании фольклорных материалов как или привычки, привитой страхом наказания» [1, с. 80].

средства воспитания в своё время писал К. Ушинский: В течение веков украинский народ создал непре-

«Есть только одна общая для всех врождённая склон- взойденные образцы устного и декоративно-прикладно-

ность, на которую всегда может рассчитывать воспита- го искусства, которые вошли в сокровищницу мировой

тель - это то, что мы называем народностью. Как нет культуры. В них отражено художественное мышление,

человека без самолюбия, так нет человека без любви философские принципы, народная педагогика, основы

к Родине, и эта любовь даёт воспитателю правильный мировосприятия. Поэтому украиноведческая поисковая

ключ к сердцу человека и могучую опору для борьбы работа студентов-филологов в педагогическом универ-

ситете является важной составляющей изучения украинской народной культуры, воспитания их на лучших народных традициях, формирования учителей новой национальной школы.

Цель нашего исследования - рассказать об опыте проведения экспедиционной украиноведческой работы в Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычины.

Реализация цели требует решения таких задач:

- проанализировать теоретико-методический аспект поисковой деятельности студентов Уманского государственного университета;

- охарактеризовать процесс подготовки к организации и проведению фольклорных и этнографических полевых исследований, которые проводятся студентами и преподавателями факультета украинской филологии Уманского университета;

- продемонстрировать возможности внедрения результатов поисковой деятельности студентов университета в учебно-воспитательный процесс.

Более десяти лет студенты факультета украинской филологии занимаются поисковой деятельностью на базе научно-исследовательской лаборатории «Этнология Черкасского края». За это время проведено фольклорно-этнографические экспедиции в 90% населённых пунктов исторической Уманщины. Сотрудники лаборатории работают над созданием фольклорно-этнографического справочника исторической Уманщины.

Большое значение имеет подготовка к исследовательской поисковой работе в университете. Она проходит в несколько этапов. На лекциях, практических и лабораторных занятиях преподаватели сообщают студентам задания предстоящей поисковой работы. С целью лучшей подготовки для чтения лекций по проведению фольклорной поисковой работы приглашаются известные фольклористы-практики.

На занятиях по фольклору студенты изучают фольклорные жанры, их разновидности и особенности. Для того, чтобы легче было в будущем работать с респондентами, обязательными к изучению есть образцы распространенных на Уманщине жанров фольклорных произведений. Таким образом, во время практики студенты смогут не только записывать песни, но и подпевать. Это в значительной степени помогает найти контакт с народным исполнителем.

В процессе изучения методики поисковой украи-новедческой работы, молодые люди знакомятся с известными исполнителями народной песни Уманщины (обычно это происходит на занятиях по фольклору, а также заседаниях студенческого товарищества имени Хрисанфа Ящуржинского), мастерами декоративноприкладного искусства, фольклорными коллективами. Также изучаются методы сбора фольклорных материалов и основные требования к ведению и оформлению записанных произведений. Студенты знакомятся с правилами организации и ведения фольклорного архива. Эти знания пригодятся им в будущей педагогической деятельности, помогут в организации школьного музея или архива.

Заведующей лабораторией кандидатом педагогических наук, профессором Н. Сивачук разработана «Программа фольклорной практики», в которой подчеркивается необходимость и актуальность поисковой работы студентов. Такая работа особенно необходима в воспитательной и учебной работе со студентами, потому что:

а) развивается устная и письменная речь студентов;

б) расширяются знания устной народной словесности;

в) формируется опыт исследовательской работы;

г) молодежь знакомится с лучшими образцами народных традиций;

д) развиваются умения наблюдать бытование фольклорного произведение в природной среде;

е) повышается общий духовный уровень молодежи;

ж) формируется чувство патриотизма.

Полученные во время учебы знания, умения и опыт

позволят в будущем обучать школьников пониманию родной культуры, песни; нынешние студенты смогут работать не только учителями, но и организаторами народоведческой работы в учебных заведениях разного уровня.

О результатах практики студенты дают отчет на итоговой научно-практической конференции. Одновременно оформляется папка с собранными материалами, фотографиями и СД-записями. Содержание папки условно поделено на две части.

В первой содержится историко-этнографическая характеристика населенного пункта, в котором проходила практика. Это и историческая справка - когда и кем основан, легенды, бывальщины, топографические данные, численность населения, национальный состав, и основные виды ремесел и промыслов, культурно-образовательные заведения, наличие фольклорных коллективов, сольных исполнителей украинской народной песни.

Во второй части отчета находятся портреты исполнителей, их биографические данные, тексты фольклорных произведений с комментариями, которыми сопровождалось исполнение.

Собранный материал систематизируется по жанрам: заговоры, колядки, щедровки, посевальные песни, песни, которыми зазывали весну, обряды, сопровождавшие празднования Дня святого Юрия, Троицу, Ивана Купала, Петра и Павла, сбор урожая, народные пословицы и поговорки, загадки, свадебный и похоронный обряд, легенды, народный театр, детский фольклор (сказки, песни, игры, считалки, небывальщины, скороговорки, мирилки и др.). К каждой теме Н. Сивачук разработаны вопросы, которые помогают работать с респондентами.

Современные фольклористы рекомендуют к записанному тексту подавать следующую информацию: к какому жанру относится произведение (жанр определяет респондент), от кого исполнитель его впервые услышал, когда и при каких обстоятельствах исполняется произведение, активно ли бытует в селе.

Обязательным в отчете есть наличие полевых дневников, в которых, по мнению Ю. Круглова, сохраняются ценные «живые» картины общения с исполнителями [2, с. 83]. Записи комментариев и воспоминаний, которыми они сопровождаются, ценнее «многих записанных без комментарием текстов фольклорных произведений» [1, с. 83].

Полевой дневник - архивный документ. Согласно с рекомендациями фольклористов-практиков такой дневник должен сопровождать исследователя везде. В нем фиксируется маршрут, результаты наблюдений, записываются данные об исполнителях фольклорных произведений, отзывы слушателей, эта информация свидетельствует об отношении населения к устному народному искусству, а также о времени и правилах исполнения той или иной песни.

В полевой исследовательской работе использование дневника помогает не только систематизировать материал, но и сформировать цели и задачи последующей работы, контролировать выполнение плана работы, вносить коррективы. Особенно он необходим в создании творческого портрета исполнителя или мастера.

Также в работе используются анкеты. Они разработаны сотрудниками научно-исследовательской лаборатории «Этнология Черкасского края». М. Глушко считает, что анкетирование, по сравнению с другими способами опроса, помогает охватить максимально возможное количество населения [3]. Впрочем, этот способ более действенный в случае сбора статистической информации, а не фиксации фольклорного материала.

В оформлении материалов практики студенты используют современную компьютерную технику. При лаборатории создан каталог, который насчитывает более

25000 карточек.

Особое внимание уделяется процедуре защиты практики. Это открытое мероприятие, на котором присутствуют все студенты 1-2 курсов.

На первом этапе руководитель практики проверяет оформленные материалы и рекомендует их к защите.

На следующем - студенты на заседании лаборатории демонстрируют знания фольклорной традиции изучаемого ими региона, анализируют какие жанры фольклора пассивные или активные бытуют в данном населенном пункте, кто из жителей народный певец или мастер декоративно-прикладного искусства.

Собранные за весь период фольклорно-этнографической поисковой деятельности научно-исследовательской лаборатории «Этнология Черкасского края» дают возможность проводить так называемые срезы фольклорной памяти жителей региона.

Например, студенты факультета украинской филологии и сотрудники лаборатории проводили фиксацию материала в селах, относящихся к исторической Уманщине (табл 1).

Таблица 1 - Адреса фольклорной и этнографической практики на Уманщине

№Кв пп Название села Г од первой экспедиции Г од повторной экспедиции

1. Антоновка (Уланский район Черкасской области) 1999 2001

2. Байанка (Уманский район Черкасской 1999 2004

3. Громы (Уманский район Черкасской области) 2003 2012

4. Дмитрушки (Уманский район Черкасской 1999 2006

5. Кочуоиевка {Уманский район Черкасской 2001 2008

6. Молодецкое (Маньковского района Черкасской области) 2000 2009

7. Полянецкое {Уманский район Черкасской 2000 2012

3. Сушковка (Уманский район Черкасской области) 2001 2006

Проведенный сравнительный анализ показал как быстро уходят в небытие те, кто знает старинные украинские песни, бывальщины, легенды и другие фольклорные произведения. Например, в селе Молодецкое Маньковского района Черкасской области с интервалом в 10 лет были проведены записи материалов. В результате работы, выявлено, что практически все народные исполнители от которых были записаны малоизвестные колядки и щедровки умерли, а те исполнители, которые знали некоторые песни, частично их забыли или могли бы воспроизвести только при напоминании текста и мелодии. Такая же ситуация во всех других населенных пунктах.

То есть, мы видим, насколько актуальной и необходимой есть работа по записи, систематизации и изучению фольклора исторической Уманщины.

Третий этап защиты практики студентами - участие их в научно-практической конференции, где они выступают с докладами о проделанной работе и обязательным исполнением наиболее интересных фольклорных произведений. Это может быть малоизвестная песня или часть записанного обряда.

Все выступления оцениваются жюри. Победители награждаются переходящими призами «Лучшему фольклористу» и «Лучшему исполнителю фольклорного произведения».

Важным этапом есть презентация студенческих научно-исследовательских проектов, выступлений, на заседании научно-исследовательской лаборатории и научнопрактической студенческой конференции. Необходимо подчеркнуть, что только лучшие работы рекомендуются к печати в студенческой сборнике научных работ.

Информация о конференции освещается в районной и городской прессе, на радио и по телевидению. Материалы конференции публикуются в ежегодном сборнике студенческих научных статей «Ятрань».

Для студентов факультета украинской филологии сотрудники научно-исследовательской лаборатории «Этнология Черкасского края» подготовили ряд учеб-

ных пособий, рекомендованных Министерством образования Украины: «Украиноведение в образовательном пространстве современной школы» (под общей редакцией Н. Сивачук), Н. Сивачук и И. Терешко «Методика украиноведческих исследований» (2012), Н. Сивачук, О. Дыганок «Практическая фольклористика» (2012). Л. Йовенко и И. Терешко опубликовали учебное пособие для студентов высших педагогических учреждений «Внеклассная работа как важная составляющая литературного образования и воспитания учащихся» (2012).

Кроме этого, на базе лаборатории были изданы: «Фольклорно-этнографическое наследие села

Городецкое Уманского района Черкасской области» (Л. Йовенко), «Фольклорно-этнографическая практика в селе Ладыженка Уманского района Черкасской области» (Н. Сивачук), «Фольклорно-этнографическое наследие села Тимошовка Маньковского района Черкасской области» (И. Терешко), «Фольклорно-этнографическая практика села Талалаевка Христиновского района Черкасской области» (Л. Йовенко, И. Терешко), «Фольклорноэтнографическое наследие села Черповоды Уманского района Черкасской области» (Л. Йовенко), «Фольклорноэтнографическое наследие села Легедзино Тальновского района» (Л. Йовенко).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вышеперечисленные пособия содержат информацию, собранную во время фольклорно-этнографических экспедиций в селах, которые находятся на территории исторической Уманщины. Материалы используются студентами в процессе работы над курсовыми и квалификационными работами.

Большое внимание в университете уделяется не только записи и изучению фольклора, но и его воспроизведения самими студентами. Поэтому, на базе кафедры украинской литературы и украиноведения, а также научно-исследовательской лаборатории «Этнология Черкасского края» были созданы: студенческое научно-поисковое товарищество имени Хрисанфа Ящуржинского, Театр песни - трио «Гонта» и народный коллектив «София», «Театр танца», научно-методический центр по изучению вышивки Восточного Подола.

Студенты и преподаватели, участвующие в работе выше перечисленных коллективов активно пропагандируют украинскую народную песенную культуру. Поэтому на факультете украинской филологии постоянно проводятся праздники украинской народной песни, воспроизводятся народные традиции и обряды. Кроме того, материалы, собранные в лаборатории используются при подготовке сценариев общегородских мероприятий. Так, традиционным стало проведение праздника Ивана Купала в дендропарке «Софиевка», в проведении которого принимают участие студенты, обучающиеся по специальности «Украинский язык, литература и укра-иноведение». Особенно ценным есть то, что сценарии праздника разрабатываются на основании этнокультурных традиций Уманщины.

Резюмируя выше сказанное, следует отметить, что украиноведческая поисковая работа - важная составляющая подготовки студентов факультета украинской филологии и проводится в три этапа: подготовительный, основной и подведение итогов. Поисковая работа - это неиссякаемый родник, несущий знания и опыт предыдущих поколений украинцев, где каждое слово наполнено смыслом, оно чистое, правдивое, искреннее, прошло испытание временем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Українознавство в освітньому просторі сучасної школи: Навчальний посібник. - Умань: ІIII Жовтий, 2010 р. - 480 с.

2. Глушко М. С. Методика польового етнографічного дослідження: Навч. посібник. - Львів: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 2008. - 288 с., іл. ISBN 978-966-613-600-1.

3. Ушинський К. Д. Виховання характеру. Яку роль

відіграє народність у вихованні // Вибрані педагогічні твори. - К.: Рад. шк.., 1940. - С. 80.

4. Йовенко Л. І., Терешко І. Г. Фольклорно-етнографічна практика села Талалаївка Христинівського району Черкаської області. - Умань: «ПП Жовтий», 2011. - 66 с.

5. Круглов Ю. Г. Фольклорная практика. Пособие для студентом пед ин-тов по спец № 2101. - 2-е изд., до-работ. - М.: Просвещение, 1986. - С. 83.

6. Сивачук Н. П. Фольклорна практика / Уманский державний педагогічний університет ім.. Павла Тичини.

- 2-ге вид., К.: Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова, 2008. - 68 с.: фот. ISBN 978966-660-368-8.

7. Сивачук Н. П., Циганок О. О. Фольклорно-етнографічна спадщина с. Косенівка Уманського району Черкаської області. - Умань : ПП Жовтий О. О., 2013.

- 118 с.

8. Сивачук Н. П. Фольклорно-етнографічна практика села Ладижинка Уманського району Черкаської області.

- Умань: «ПП Жовтий», 2011. - 117 с.

9. Сивачук Н. П., Терешко І. Г. Методика українознавчих досліджень: навч.-метод. посібн. для студ. фа-

культ. укр. філол. / уклад. Сивачук Наталія Петрівна, Терешко Інна Григорівна. - Умань: Алмі, 2012. - 262 с.

10. Терешко І. Г., Йовенко Л. І. Науково-методичні основи організації фольклорного свята в школі / Навчально-методичний посібник для студентів вищих навчальних закладів / Інна Терешко, Лариса Йовенко. -Умань: ПП Жовтий О. О., 2013. - 300 с.

11. Терешко І. Г. Фольклорно-етнографічна спадщина села Тимошівка Маньківського району Черкаської області. - Умань: «ПП Жовтий», 2011. - 77 с.

12. Фольклорно-етнографічна спадщина села

Городецьке Уманського району Черкаської області / Навчальний посібник. (уклад. Йовенко Л. І.) - Умань: ПП Жовтий, 2010. - 65 с.

13. Фольклорно-етнографічна спадщина села

Легедзине Тальнівського району Черкаської області / Навчальний посібник. (уклад. Йовенко Л. І.) - Умань: ПП Жовтий, 2010. - 64 с.

14. Фольклорно-етнографічна спадщина села

Черповоди Уманського району Черкаської області / Навчальний посібник. (уклад. Йовенко Л. І.) - Умань:

IIII Жовтий, 2012. - 69 с.

THE SYSTEM OF AN EXPEDITIONARY WORK OF STUDENTS-PHILOLOGISTS OF UKRAINOZNAVSTVO IN UMAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED

AFTER PAVLO TYCHYNA

© 2013 O. О. Tsiganok, senior lecturer of chair Ukrainian literature and ukrainoznavstvo

Uman State Pedagogical University named after Pavlo Tychyna, Uman (Ukraine)

Annotation: In this article we consider a system of forwarding students-philologists of Ukrainoznavstvo in Uman State Pedagogical University named after Pavlo Tychyna. The author covers the main stages of the preparation and conduct during a search work of folklore. Separately, focused on the tasks that are delivered to students, requirements for registration of documents and archival materials.

Keywords: Ukrainian studies, folklore, expedition activity, folklore and ethnographic practice.

УДК 37.062(045)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ

ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

© 2013 Н.А. Шинкарёва, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

Восточно-Сибирская государственная академия образования, Иркутск (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается актуальность народной педагогики в воспитании мальчиков и девочек. Народное педагогическое творчество представляет одну из важных сторон многовекового развития демократической культуры всего человечества. Народные взгляды на воспитание формировались и утверждались в течение тысячелетий. Исследователи утверждают, что национальные традиции оказывают огромную роль в процессе формирования национального и полоролевого самосознания.

Ключевые слова: Народная педагогика, народные традиции воспитания, средства воспитания, девочки, мальчики.

В настоящее время, одним из актуальных направлений государственной политики является возрождение системы национального образования.

Народная педагогика, ее творчество, представляет одну из важных сторон многовекового развития демократической культуры всего человечества. В течении тысячелетий формировались и утверждались взгляды на воспитание. Исследователи народной педагогики вслед за К.Д.Ушинским справедливо ставили и ставят вопрос о целесообразности взаимопроникновения, взаимообо-гащения народной и научной педагогики. Народная социально-педагогическая практика имеет глубочайшие исторические, социальные корни. Она вырабатывала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания, через которые наши предки решали сложнейшие жизненные задачи, как стремление выжить, умение жить в обществе людей, умение эффективно передать последующему поколению весь комплекс необходимой жизненной информации.

Мы солидарны во взглядах с Д.М. Бурхиновым, Д.А. Даниловым, С.Д. Намсараевым, что народ умеет по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им каче-

ства, умения, навыки, необходимые в жизни. Веками и тысячелетиями складывалось такое естественное состояние жизни общества, когда родители отправляясь на работу, брали с собой и детей, как правило, отцы - сыновей, матери - дочерей. И в процессе такого общения старшее поколение обучало и воспитывало подрастающее. В результате совместной деятельности и общения появились, отшлифованные воспитательные традиции народа [1].

Народные традиции воспитания изучали такие выдающиеся педагоги, как В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой, Г.С. Сковорода, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

В.Г. Белинский глубоко интересовался самобытностью педагогической культуры народов. Он ставил вопрос: «В чем состоит самобытность каждого народа?»

- и отвечал: «В основном, одному ему принадлежащем образе мыслей и взглядов на предметы, в религии, языке, и более всего в обычаях. Эти обычаи состоят в образе одежды, прототип которой находится в климате страны, в формах домашней и общественной жизни, причина коих скрывается в верованиях, поверьях, понятиях на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.