Научная статья на тему 'К вопросу атрибуции «Суздальских писем»: анализ генезиса иконописного стиля села Холуй в период с XVI века по 20-е годы ХХ века'

К вопросу атрибуции «Суздальских писем»: анализ генезиса иконописного стиля села Холуй в период с XVI века по 20-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
236
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТРИБУЦИЯ ИКОНОПИСИ / АНАЛИЗ ГЕНЕЗИСА СТИЛЯ СЕЛА ХОЛУЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павлова С.Л.

До сих пор атрибуция «суздальских писем» периода XVI начала ХХ вв. (и особенно иконописи села Холуй) вызывает у специалистов много вопросов, что является результатом недостаточного научного интереса в недалеком прошлом к так называемой «поздней русской иконе». В целях пополнения научной базы, нами было проведено искусствоведческое исследование коллекции икон Государственного музея Холуйского искусства. По ходу изучения генезиса иконописного стиля Холуя, впервые были выделены и выстроены в хронологическом порядке этапы его становления и развития. Результаты этого анализа могут стать полезными для практической работы искусствоведов, коллекционеров и других участников антикварного рынка и музейного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу атрибуции «Суздальских писем»: анализ генезиса иконописного стиля села Холуй в период с XVI века по 20-е годы ХХ века»

К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ «СУЗДАЛЬСКИХ ПИСЕМ»: АНАЛИЗ ГЕНЕЗИСА ИКОНОПИСНОГО СТИЛЯ СЕЛА ХОЛУЙ В ПЕРИОД С XVI ВЕКА ПО 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

© Павлова С.Л.*

г. Москва

До сих пор атрибуция «суздальских писем» периода XVI - начала ХХ вв. (и особенно иконописи села Холуй) вызывает у специалистов много вопросов, что является результатом недостаточного научного интереса в недалеком прошлом к так называемой «поздней русской иконе». В целях пополнения научной базы, нами было проведено искусствоведческое исследование коллекции икон Государственного музея Холуйского искусства. По ходу изучения генезиса иконописного стиля Холуя, впервые были выделены и выстроены в хронологическом порядке - этапы его становления и развития. Результаты этого анализа могут стать полезными для практической работы искусствоведов, коллекционеров и других участников антикварного рынка и музейного сообщества.

Ключевые слова атрибуция иконописи, анализ генезиса стиля села Холуй.

По ходу искусствоведческой работы с собранием икон Государственного музея Холуйского искусства, проведения анализа и обобщения различных краеведческих, культурологических и статистических сведений об иконном промысле в Холуе, нами был составлен генезис аутентичного стиля Холуя по этапам процесса его формирования в канве исторических событий.

Известно, что село Холуй возникло в XVI веке на землях удельных князей Владимиро-суздальского княжества. Часть его в разное время принадлежала влиятельным и богатым монастырям: Троице-Сергиевому, киржач-скому Благовещенскому, владимирскому Рождественскому и суздальскому Спасо -Евфимиеву.

Итак, первые упоминания о холуянах, пишущих иконы, появились в царских «грамотах» XVI века. Стиль холуйской иконописи этого времени, видимо, представлял собой своеобразный синтез монастырских владимиро-суздальских традиций древнерусской иконописи. Эти традиции касались всего иконописного процесса: от техники до технологии. Руководством для иконописцев служили образцы, «лицевые подлинники», содержащие прори-си, переводы с древних икон, сохраненных в монастырях.

* Независимый эксперт, искусствовед, коллекционер, специалист по «поздней русской иконе».

В начале XVII века, когда на Московский престол взошла династия Романовых - в жизни государства возрастает роль церкви, строятся новые храмы, требуется огромное количество икон как в храмы, так и в домашние иконостасы. В результате - ремесло иконописи выходит за «монастырские стены», превратившись в весьма доходный «мирской» промысел. Считается, что как раз в это время «в Холуе иконное дело становится главным наследственным занятием местного населения» [1].

При огромном рыночном спросе на иконную продукцию, в целях ускорения своего «ручного» производства, холуяне стали использовать преимущества механического «разделения труда» и практику «конвейера», применявшуюся до этого «лишь в стенописи: мастера начинают делиться на «лич-ников», «доличников», «знаменщиков», «буквочников» и т.д. - каждый мог отныне выполнять лишь определенную часть работы» [2].

После известных реформ середины XVII века, проведенных патриархом Никоном, произошел раскол русского православия на два непримиримых «лагеря». Для богослужений и молитвы «обновленцам» и «староверам» теперь требовались иконы с различной религиозной атрибутикой. Иконописцы Холуя отреагировали на этот специфический «социальный заказ» массовым производством недорогих «расхожих» икон любого толка и качества, предприимчиво «сотрудничая» практически со всеми слоями русского православного общества. Благодаря этому, несмотря на возмущение официальной церкви и царские запреты, Холуй к XVIII веку превратился в крупнейший кустарно-ремесленный иконописный центр страны, сохраняя лидерство среди «суздальцев» вплоть до последней четверти XIX века.

На рубеже XVП-XVIП вв., когда эстетическими эталонами в русском церковном искусстве, благодаря творчеству царских иконописцев, становятся западноевропейские образцы, и «фряжский» стиль завоевывает себе место официального «московского» и «троицкого» стиля - на искусство Холуя, по мнению современных исследователей, «всё же большее влияние оказывали не взаимоотношения с Троице-Сергиевой Лаврой - а его связь с суздальским Спасо-Евфимиевым монастырем» [3].

И только когда в «суздальский промысел» вливается часть царских мастеров, после закрытия в Москве «Оружейной Палаты», «суздальские» иконы развитого XVIII века также «демонстрируют ... дуалистическую концепцию эпохи Симона Ушакова., противоречия между темперной техникой исполнения, иконными принципами и светской направленностью» [4]. Соединение художественных сил, несомненно, в целом, оказало положительное влияние на уровень мастерства и стиль Холуя, укрепив его «фряжское» направление.

Вторая половина XVIII века является временем окончательной профессионализации иконописного промысла в Холуе, и связано это также с историческими перипетиями. В сентябре 1753 года архимандрит Троице-Сер-гиевой Лавры Афанасий приказал набрать в Холуйской слободе, как в тро-

ицкой вотчине, «крестьянских детей 10 человек из маловозрастных от 12-ти до 15-ти лет, обученных грамоте, острых к пониманию и к иконописному художеству надежных» и давши им в лавре «покой, пищу и одежду», и велел обучать их живописи иеромонаху Павлу Казановичу, вызванного перед тем с юга, из Киево-Межигорского монастыря. Холуйские ребята обучались в Лавре, во всей видимости, вплоть до 1764 года. После очередной церковной реформы - часть из них вернулась домой и пополнила Холуйский иконописный цех. С этого времени Холуй стал «носителем» иконописного стиля Троице-Сергиевой Лавры, характеризующегося в ту пору чертами «украинского барокко» и «порывистость[ю] чувств, характерней] для аффектированного ХУШ века (стиля рококо)» [5].

Отличительной чертой Холуйского промысла в «суздальском иконописном районе» стало использование техники масляной живописи. Тем не менее, древнерусская традиция темперной иконописи в искусстве Холуя не только не прекратила своего существования, но и упрочилась, как доминанта. Однако, в мастерских часто писали в смешанной технике: личное - масляными красками, а всё остальное - темперой.

В последнее десятилетие XIX века, благодаря образовательной, просветительской и творческой деятельности выпускника Императорской Академии Художеств (будущего академика живописи) Николая Николаевича Харламова, художника «васнецовского круга» [6], а также наступившего общего кризиса в «суздальском» иконном деле, в иконописном стиле Холуя произошла своеобразная дифференциация приоритетов. Иконы «харламовской школы» стали отражением неорусских тенденций «васнецовского стиля», инновации которого в церковном искусстве были неоднозначно приняты как Православной церковью, так и широким общественным кругом, включая иконописцев холуйских мастерских. Особенно критиковались несоблюдение церковных канонов и излишне эстетическая трактовка образов, отвлекающая внимание верующих во время молитвы.

Последний этап в развитии художественного стиля Холуя пришелся на период с 1901 по 1919 год. В это время здесь уже работала другая «академическая» учебная мастерская и иконописная артель - под руководством Евгения Александровича Зарина (также выпускника Академии Художеств, ученика Репина). Скорее всего, стилистика произведений «заринских» учеников уже не носила такого инновационного характера, как «харламовские» (возможно, она отражала реалистическое «репинское» направление в живописи) - и поэтому была принята иконописцами Холуя более благожелательно.

Таким образом, художественный стиль Холуя, имея глубокую историческую связь с древнерусской иконописной традицией через владимиро-суздаль-ские земли, являясь также «носителем» «троицкого стиля», - с конца XIX века начинает постепенно культивировать академические приемы и манеру исполнения, в духе современных тому времени модных течений в живописи.

Традиционная Холуйская иконопись, та, что сегодня относится специалистами, к так называемым, «суздальским письмам», носила характер наследственного семейного промысла на протяжении почти трёх сотен лет. Такой характер «дела» предполагал передачу «по наследству» не только технических секретов и навыков, а также художественного вкуса и самобытного художественного языка, что, по нашему мнению, является залогом сохранения аутентичного искусства иконописания.

Искусство Холуя было высоко оценено в мире. В различных источниках встречаются сведения о том, что работы холуйских мастеров демонстрировались и имели успех на всероссийских и всемирных художественных выставках. Но более всего холуйскую икону любил простой народ. По всему православному миру до сих пор можно встретить эту непритязательную, но такую теплую и «домашнюю» - икону из Холуя.

Трудности с атрибуцией «суздальских писем» Холуя связаны, кроме всего прочего, не только с недостаточной научной базой, но и с тем, что Холуйский промысел имел очень близкие (часто семейные) творческие и хозяйственные связи с Мстерой и Палехом, а также - с тем, что холуйские мастера обладали высокой универсальностью в искусстве иконописи, создавая произведения, различные по стилям, технико-технологическим свойствам и иконографии.

Наша работа на изучению иконописного промысла Холуя всё еще находятся в начальной стадии, но хочется надеяться, что результаты проведенного нами анализа стилистического разнообразия и самобытности Холуйской иконописи вызовут интерес и найдут практическое применение у музейных работников, искусствоведов и других участников антикварного рынка и художественного сообщества.

Список литературы:

1. Розова Л.К. Искусство холуйской миниатюрной живописи. Альбом / Л.К. Розова, В.В. Стариков; ред. А.Н. Тырса. - Ленинград: Художник РСФСР, 1975. - 120 с.

2. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования / В.Н. Лазарев, ред. Ф.И. Гринберг. - М.: Наука, 1970. - 344 с.

3. Шитова Л.А. Живописная школа Троице-Сергиева монастыря в XVIII веке // Научное издание. Русская поздняя икона от XVIII до начала ХХ столетия. Сборник статей / Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР); ред.-сост. М.М. Красилин. - М.: ГосНИИР, 2001. - 325 с.

4. Красилин М.М. Обследование памятников изобразительного искусства на территории Латвийской ССР (древнерусская живопись и ее традиции в XVII-XX вв.) // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация: сб. статей / ВНИИ Реставрации. - [Вып.] 10. - М., Искусство, 1985. - С. 205-220.

5. Олсуфьев Ю.А. граф. Икона в музейном фонде. Исследования и реставрация. Антология / Сост. и ред. А.Н. Стрижев. - М.: Паломник, 2006. -400 с.

6. Гусакова В.О. Церковная живопись конца XIX - начала ХХ вв. Виктор Васнецов и его последователи: дисс. ... кнд. искусствоведения / Гусакова Виктория Олеговна; науч. рук. кнд. искусствоведения, Е.В. Нестерова; Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Российской Академии Художеств. -СПб., 2004. - 339 с.

ПОЛИСТИЛИСТИКА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ В УБРАНСТВЕ ИНТЕРЬЕРОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОСТРОЙКИ ПЕТЕРБУРГА В ПЕРИОД ЭКЛЕКТИКИ

© Саломатина Е.В.*

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург

В статье говорится о стилевом изменении в монументально-декоративном убранстве и истории развития технико-технологических приёмов в интерьерах гражданской постройки Петербурга в период эклектики. Рассматриваются живописные приёмы для решения полистилистики в интерьерах.

Ключевые слова монументально-декоративная живопись, эклектика, полистилистика, технико-технологические приёмы.

В конце первой трети XIX века наступает кризис в развитии классицизма, в композиционных приемах и декоративных мотивах в убранстве не только экстерьеров, но и в интерьере. Начинается новый период - эпоха эклектики, которая у искусствоведов не вызывает разногласий во временном периоде, они определяют с 30-х до 90-х годов XIX века. Термин «эклектика» происходит от греческого слова eklektikos - выбирающий, отбирающий. «Отбор в мировом архитектурном наследии таких композиционных приёмов и форм, которые могли бы оказаться пригодными при решении разнообразных задач, выдвигаемых современностью, стал для эклектики основой её творческого метода, нередко определяемого как стилизаторство . поэтому в период распространения эклектических методов проектирования обычным явлением стало сочетание мотивов, заимствованных из разных исторических стилей, в

* Соискатель кафедры Художественного образования и декоративного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.