Научная статья на тему 'К вопросу антонимии в лексико-семантической группе с градуальной семантикой (на материале английского языка)'

К вопросу антонимии в лексико-семантической группе с градуальной семантикой (на материале английского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антонимы / семантическое ядро значения / доминантный признак / семный конкретизатор / шкала градации / antonyms / semantic core of meaning / dominant trait / seme specifier / gradation scale

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сергей Алексеевич Ермаков

Данная статья выполнена в рамках научно-теоретической школы профессора З. Д. Поповой и продолжает развитие ее идей в области описания лексической семантики и группировок слов. Анализ антонимических оппозиций лексических единиц проводится на основе семного описания значений слов и их последующего сопоставления на уровне микрокомпонентов лексического значения. В основе корреляции антонимических парадигм исследуемой лексико-семантической группы лежат семантические различия лексических единиц по степени проявления градуального семантического признака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сергей Алексеевич Ермаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of antonymy in a lexical-semantic group with graded semantics (based on the English language)

This article is written within the framework of the scientific and theoretical school of Professor Z. D. Popova and continues the development of her ideas in the field of lexical semantics and word groupings. The author analyses synonymous and antonymous oppositions of lexical units based on the seme description of word meanings and their subsequent comparison at the level of micro-components within lexical meaning. The correlation of synonymous and antonymous paradigms of the lexical-semantic group under study is based on semantic differences of lexical units according to the degree of manifestation of a graded semantic trait.

Текст научной работы на тему «К вопросу антонимии в лексико-семантической группе с градуальной семантикой (на материале английского языка)»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 5 (116). С. 99-111. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 5 (116), pp. 99-111.

Научная статья УДК 811

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-5-116-8 EDN: FGZGYF

К вопросу антонимии в лексико-семантической группе с градуальной семантикой (на материале английского языка)

Сергей Алексеевич Ермаков

Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова,

Воронеж, Россия

sergey-ermakov. 1811@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7557-475X

Аннотация. Данная статья выполнена в рамках научно-теоретической школы профессора З. Д. Поповой и продолжает развитие ее идей в области описания лексической семантики и группировок слов. Анализ антонимических оппозиций лексических единиц проводится на основе семного описания значений слов и их последующего сопоставления на уровне микрокомпонентов лексического значения. В основе корреляции антонимических парадигм исследуемой лексико-семантической группы лежат семантические различия лексических единиц по степени проявления градуального семантического признака.

Ключевые слова: антонимы, семантическое ядро значения, доминантный признак, семный конкретизатор, шкала градации

Благодарность. Работа выполнена под руководством доктора филологических наук, профессора Е. А. Маклаковой.

Для цитирования: Ермаков С. А. К вопросу антонимии в лексико-семантической группе с градуальной семантикой (на материале английского языка) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 5 (116). С. 99-111. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-5-116-8

On the issue of antonymy in a lexical-semantic group with graded semantics (based on the English language)

Sergey A. Ermakov

Voronezh State University of Forestry and Technologies Named after G. F. Morozov,

Voronezh, Russia

sergey-ermakov. 1811@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7557-475X

Abstract. This article is written within the framework of the scientific and theoretical school of Professor Z. D. Popova and continues the development of her ideas in the field of lexical semantics and word groupings. The author analyses synonymous and antonymous oppositions of lexical units based on the seme description of word meanings and their subsequent comparison at the level of micro-components within lexical meaning. The correlation of synonymous and antonymous

e Ермаков С. А., 2023.

paradigms of the lexical-semantic group under study is based on semantic differences of lexical units according to the degree of manifestation of a graded semantic trait.

Keywords: antonyms, semantic core of meaning, dominant trait, seme specifier, gradation scale Acknowledgments. The research was conducted under the supervision of Doctor of Philological Sciences, Professor E. A. Maklakova.

For citation: Ermakov S. A. On the issue of antonymy in a lexical-semantic group with graded semantics (based on the English language). Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 5 (116), pp. 99-111 (In Russ.).https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-5-116-8

Введение

Антонимия - это сложное и многогранное явление, имеющее большое значение в создании контраста и противоположности в речемыслительной деятельности. В отечественном языкознании традиционно принято различать узкий (классический) и широкий подходы к определению антонимии. Классический подход основан на противоположности значений. К примеру, Е. И. Диброва рассматривает антонимическую парадигму как «объединение слов с противоположным значением, в основе семантического соотношения которых находится общий интегральный признак и дифференциальный признак, несущий в себе противопоставленность значений»1.

Широкая трактовка антонимии поддерживается большинством современных лингвистов и вовлекает в сферу антонимии многочленные речевые структуры. Согласно Ю. О. Новиковой, «антонимы - это языковые единицы, обозначающие такие экстралингвистические реалии, которые существенно различаются, т. е. противоположны, с точки зрения носителя языка, его ценностно-мировоззренческой систе-мы»2, при этом в ее диссертационной работе под единицами языка понимаются не только слова и фразеологические единицы, но также свободные словосочетания, предложения, сверхфразовые единства.

На современном этапе развития языкознания вопросы антонимов и антонимических отношений по-прежнему остаются актуальными, и их решение проводится по следующим направлениям:

- сопоставительные исследования (Р. А. Майтиева3, К. А. Покоякова4 и др.);

- исследования антонимических отношений в языках народов Российской Федерации (Б. А. Берберов5, М. З. Валиева1, С. Н. Саввинова2 и др.);

1 Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: в 2 ч. Ч. 1 / под редакцией Е. И. Дибровой. Москва: Academia, 2008. 480 с.

2 Новикова Ю. О. Речевая антонимия как отражение обыденной картины мира: на материале американского варианта английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2010. 25 с.

3 Майтиева Р. А. Сопоставительный анализ антонимичных устойчивых сочетаний русского и английского языков // Universum: филология и искусствоведение. 2022. № 3 (93). С. 34-35.

4 Покоякова К. А. Базовая оппозитивная пара хороший/плохой в хакасском и русском языковом сознании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 6-3 (69). C. 63-66.

5 Берберов Б. А. Функциональный потенциал антонимов в карачаево-балкарской загадке // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 3 (101). С. 126-132.

- типология антонимов (С. А. Ермаков3, Н. Л. Лаврова4 и др);

- контрастивность антонимии (Т. В. Викторина5, Л. М. Шакирьянов6 и др.).

В англоязычных исследованиях антонимы характеризуются, как правило, как слова, имеющие противоположное значение. В Оксфордском справочнике по английскому языку приведено следующее определение антонима: "One of two words or other expressions that have opposite meanings"7 (Одно из двух слов или иных выражений, имеющих противоположные значения).

Эдвард Финнеган рассматривает антонимию как смысловое отношение, существующее между противоположными по значению словами и определяет ее как «a binary relationship between terms with complementary meanings»8 (бинарную связь между терминами с взаимодополняющими значениями).

В трактовке Стивена Джонса антонимические отношения "are represented as part of the lexical entries of the opposed words and that such relations are stables properties of the words"9 (представлены как часть лексических единиц противопоставленных слов, и такие отношения являются устойчивыми свойствами слов).

Несмотря на существование различных трактовок и подходов к определению антонимов и антонимических отношений, все ученые едины в понимании сути этих феноменов: «антонимия и антонимы есть выражение противоположности в языке»10.

Данная работа направлена на исследование антонимических отношений между лексическими единицами с градуальной семантикой, входящими в состав лексико-семантической группы «Наименования лиц по уровню владения профессиональными навыками и умениями» в английском языке.

1 Валиева М. З. Специфика функционирования языковых антонимов в письменных памятниках татарского языка XVII-XVIII вв. (на примере лексических единиц со значением «здоровье» - «болезнь») // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2022. № 1 (114). С. 17-22.

2 Саввинова С. Н. Лексическая антонимия имён существительных в эвенском языке // The Scientific Heritage. 2021. № 78-5 (78). С. 42-43.

3 Ермаков С. А. Градуальные оппозиции в ЛСГ «Наименования лиц по уровню профессионального мастерства» (на материале русского, английского и французского языков): дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2022. 249 с.

4 Лаврова Н. А. К вопросу об определении антонимии и о типологической классификации антонимов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2017. № 7 (779). C. 62-71.

5 Викторина Т. В. Антонимия как средство создания контраста в рассказах А. И. Куприна // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, № 3. С. 103-106.

6 Шакирьянов Л. М. Логико-семантическая категория контраста в финансово-экономическом медиадискурсе (на материале англоязычных интернет-источников): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2014. 22 с.

7 The Oxford Companion to the English Language, by Tom McArthur, Oxford University Press, 1992. 1216 p.

8 Finegan Edward. Language: Its Structure and Use. Harcourt Brace College Publishers, 1999. 613 p.

9 Jones Steven et al. Antonyms in English: Construals, Constructions and Canonicity. Cambridge University Press, 2012. 166 p.

10 Новиков Л. А. Семантика русского языка. Москва: Высшая школа, 1982. 272 с.

Цель работы - провести разграничение лексических единиц по степени величины доминантного семантического признака в структуре их значений, с помощью шкалы градации зафиксировать динамику его проявления и описать антонимические отношения между членами исследуемой ЛСГ.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: отобрать языковой материал на основе интегральных семантических признаков, которые формируют семантическое ядро значения; провести семную интерпретацию обобщенных лексикографических описаний исследуемых значений слов; выявить семные конкретизаторы в составе доминантного семантического признака ЛСГ и, используя их как индикаторы градуальности, сформировать шкалу градации; сгруппировать лексемы и семемы в мини-группы по интегральным семным конкретизато-рам и с помощью шкалы градации описать антонимические отношения.

Лингвистическим материалом исследования выступают наименования лиц в английском языке, соответствующие доминантному семантическому признаку ЛСГ -«уровень владения профессиональными навыками и умениями» (131 значение).

Основная часть

Для выбора лексического материала были использованы как зарубежные, так и отечественные лексикографические источники, а также электронные ресурсы, содержащие информацию о значениях слов в английском языке.

Отбор языкового материала осуществлялся по интегральным семантическим признакам, которые формируют семантическое ядро значения, а именно: архисема + поло-различительная сема + доминантный семантический признак (в нашем случае «лицо» + пол + «уровень владения профессиональными навыками и умениями»).

Например, лексическая единица MAVEN (MAVIN) имеет следующие определения:

- "n. AmE a person who knows a lot about a stated subject"1 (сущ. Человек, который много знает об определенном предмете);

- "n. A person who has special knowledge or experience; an expert"2 (сущ. Лицо, обладающее специальными знаниями или опытом; эксперт);

- "n, умная голова" ;

- "a trusted expert in a particular field, who seeks to pass knowledge onto others"4 (заслуживающий доверия эксперт в определенной области, который стремится передавать знания другим);

1 Longman dictionary of English language and culture. Ed. director Della Summers. Harlow (Essex): Longman, 1992. 1528 p.

2 American Heritage Dictionary of the English Language. Third Edition. Ex. Editor Anne H. Soukhanov - Houghton Mifflin, 1994. 8652 p.

3 Мюллер В. К. Полный англо-русский русско-английский словарь. Москва: Эксмо, 2013. 1328 с.

4 Wikipedia. Academic Dictionaries and Encyclopedias. URL: https://en-academic.com/dic.nsf/enwiki/329990 (дата обращения: 01.05.2023).

102 ISSN 1994-0637 (print)

- "an informal term that is familiar in North America in the sense of an expert or connoisseur"1 (неформальный термин, который широко употребляется в Северной Америке в смысле эксперта или знатока);

- "Informal. An expert or connoisseur, often specif. a self-proclaimed one"2 (Неофициально. Эксперт или знаток, часто самозваный).

Используя метод обобщения словарных дефиниций, описанный И. А. Стерни-ным3, получаем обобщенные лексикографические описания значений слов, соответствующие теме исследования, например:

- сущ. разг. «Знаток или эксперт в какой-либо определенной области деятельности, обладающий заслуживающими доверия знаниями и опытом, которые стремится передавать другим».

По методике Е. А. Маклаковой4 (аспектно-структурный подход с трафаретной моделью семного описания значения семантики слова), согласно которой посредством унифицированного метаязыка последовательно описываются денотативные, коннотативные и функциональные макрокомпоненты каждой лексической единицы, проводим семную интерпретацию полученных обобщенных лексикографических описаний значений слов, например (здесь и далее: Д. - денотативный макрокомпонент, К. - коннотативный макрокомпонент, Ф. - функциональный макрокомпонент):

MAVEN (MAVIN):

Д.: лицо, мужской // женский пол, искусно владеет профессиональными навыками и умениями / обладает заслуживающими доверия знаниями и опытом; стремится передавать свои знания другим людям.

К.: одобрительное, неэмоциональное.

Ф: разговорное, общеупотребительное, современное, территориально-ограниченное (American English), частотное, политкорректное, уважительное.

Как видно из вышеприведенного примера, в доминантном семантическом признаке ЛСГ (жирный шрифт) присутствует «часть семы, конкретизирующая семантический признак»5, а именно - семный конкретизатор (жирный курсив).

В ходе анализа семантической структуры лексических единиц исследуемой ЛСГ были выявлены семные конкретизаторы - мастерски, искусно, квалифицированно, нормативно, недостаточно, неудовлетворительно, не (владеет), которые отражают различные степени проявления доминантного семантического признака, как в увеличении, так и в уменьшении его значения, что является наглядным примером

1 Modern English usage. Academic Dictionaries and Encyclopedias. URL: https://usage_en.en-academic.com/2910/maven (дата обращения: 01.05.2023).

2 English World dictionary. Academic Dictionaries and Encyclopedias. URL: https://usage_en.en-academic.com/2910/maven (дата обращения: 01.05.2023).

3

Стернин И. А. Методы исследования семантики слова. Ярославль: Истоки, 2013. 34 с.

4 Маклакова Е. А. Теоретические принципы семной семасиологии и лексикографическое описание языковых единиц (на материале наименований лиц русского и английского языков): дис. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 2013. 367 с.

5 Стернин И. А. Контрастивная лингвистика. Проблемы теории и методики исследования. Москва: Восток-Запад, 2006. 206 с.

ISSN 1994-0637 103 (print)

проявления градуальности и позволяет квалифицировать данный признак как градуальный семантический признак.

Если учесть, что каждый семный конкретизатор соответствует определенному индикатору на шкале градации, то динамика интенсивности градуального семантического признака «уровень владения профессиональными навыками и умениями» может быть представлена следующей шкалой градаций (см. табл. 1):

Таблица 1

Шкала градации градуального семантического признака ЛСГ

- Не (владеет) (самая низкая степень доминантного семантического признака),

- Неудовлетворительно,

- Недостаточно

- Мастерски (самая высокая степень доминантного семантического признака),

- Искусно,

- Квалифицированно

Нормативно - точка Норма

Неудовлетворительно ▼----------------▲-----------------▼---------

Не (владеет) Недостаточно

Нормативно ---▲---------------▼----------

Квалифицированно

Искусно ----------------▼

Мастерски

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дискретность градуального семантического признака позволяет сгруппировать лексические единицы исследуемой ЛСГ в мини-группы по интегральным семным конкретизаторам, например:

- Мастерски владеет профессиональными навыками и умениями: ACE, ARTIST семема-2, DOYEN, GENIUS, GURU и др.;

- Искусно владеет профессиональными навыками и умениями: ADEPT, AUTHORITY, BOFFIN, CONNOISSEUR, CRACKERJACK и др.;

- Квалифицированно владеет профессиональными навыками и умениями: ARTIFICER, ARTISAN, CRAFTSMAN семема-2, CRAFTSWOMAN семема-2, DIYER и др.;

- Нормативно владеет профессиональными навыками и умениями: APPRENTICE семема-1, HAND, HIND, JOURNEYMAN семема-2, ROUSTABOUT и

др.;

- Недостаточно владеет профессиональными навыками и умениями: AMATEUR семема-1, ASSISTANT, CADET, CUB, DISCIPLE и др.;

- Неудовлетворительно владеет профессиональными навыками и умениями: BLUNDERER, BUNGLER, BUTTERFINGERS, DABBLER, DILETTANTE семема-2 и

др.;

- Не владеет профессиональными навыками и умениями: BABE, BEGINNER, COLT, DUFFER, GREENHORN и др.

Очевидно, что ЛСГ с градуальной семантикой является микросистемой с определенной структурой, которая представлена двумя контрарно противопоставленными блоками и отдельной мини-группой. Члены противопоставленных блоков - это наименования лиц, характеризующиеся либо только положительной, либо только

104 ISSN 1994-0637 (print)

отрицательной степенью проявления градуального семантического признака, тогда как лексические единицы, входящие в состав отдельной мини-группы, передают нейтральную степень данного признака.

В данной работе антонимическая парадигма понимается как оппозиция лексических единиц, обладающих общим семантическим ядром значения, но противоречащими друг другу семантическими компонентами, которые фиксируют различные по знаку направленности степени проявления градуальности признака. При этом:

- члены оппозиции расположены на разнонаправленных векторах (минус ^ плюс) шкалы градации доминантного семантического признака;

- в структуре этих лексических единиц могут присутствовать неяркие денотативные, коннотативные и/или функциональные признаки, которые не противоречат пониманию семантической контрарности.

При анализе антонимических оппозиций необходимо учитывать, что «член оппозиции, которому присуще наличие крайней (минимальной или максимальной) степени данного признака, называется крайним или внешним; прочие члены называются средними».1

Рассмотрим антонимическую парадигму, состоящую из крайних (по терминологии Н. С. Трубецкого) членов оппозиции (см. табл. 2).

Таблица 2

Сопоставление значений лексических единиц SUNDAY DRIVER и MAESTRO

SUNDAY DRIVER MAESTRO

ДЕНОТАТИВНЫЙ МАКРОКОМПОНЕНТ ДЕНОТАТИВНЫЙ МАКРОКОМПОНЕНТ

лицо, лицо,

мужской // женский пол, мужской // женский пол,

Не Мастерски

владеет профессиональными навыками и владеет профессиональными навыками и уме-

умениями; ниями; является выдающейся фигурой на

0 каком-либо поприще (особенно в творче-

ских профессиях);

0 почитаем и любим публикой;

слишком медленно, робко и неумело 0

управляет автомобилем;

чем раздражает других водителей; 0

КОННОТАТИВНЫЙ МАКРОКОМПОНЕНТ КОННОТАТИВНЫЙ МАКРОКОМПОНЕНТ

неодобрительное, одобрительное,

отрицательно-эмоциональное; положительно-эмоциональное;

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ

МАКРОКОМПОНЕНТ МАКРОКОМПОНЕНТ

разговорное, межстилевое,

общеупотребительное, общеупотребительное,

современное, современное,

общераспространенное, общераспространенное,

частотное, частотное

неполиткорректное, политкорректное,

презрительное восхищенное

1 Трубецкой Н. С. Основы фонологии. Москва: Аспект-Пресс, 2000. 351 с.

Как видно из табл. 2, члены данной оппозиции, имея общее семантическое ядро значения, а именно: лицо, мужской // женский пол, владеет профессиональными навыками и умениями, обладают симметричной семантической противоположностью, что отмечено в их описании семными конкретизаторами Не (-) и Мастерски (+). У данной антонимической парадигмы эти индикаторы отстоят на одинаковом расстоянии от точки «Норма» по шкале градации и передают соразмерные друг другу степени проявления градуального семантического признака, при этом различаясь по знакам векторов направленности.

Сопоставляемые лексические единицы полностью противоположны в коннота-тивном макрокомпоненте: неодобрительное - одобрительное, отрицательно-эмоциональное - положительно-эмоциональное, а также по ряду семантических признаков денотативного и функционального макрокомпонентов: «слишком медленно, робко и неумело управляет автомобилем; чем раздражает других водителей» - «является выдающейся фигурой на каком-либо поприще (особенно в творческих профессиях); почитаем и любим публикой» // разговорное - межстилевое, неполиткорректное - политкорректное, презрительное - восхищенное. Наличие подобных дифференциальных микрокомпонентов в структурах данных семем соответствует понятию антонимии.

Согласно вышеприведенному определению антонимии, соответственно семному сопоставлению и расположению на шкале градации градуального семантического признака ЛСГ, значения лексических единиц SUNDAY DRIVER и MAESTRO определяются в данной работе как противоположные по значению или антонимы, симметричные по градуальному семантическому признаку, которые передают соразмерные друг другу степени проявления градуального семантического признака и равноудаленно расположены на разных векторах шкалы градации относительно точки «Норма».

Отметим, что каждая мини-группа лексических единиц состоит в симметричной оппозиции только с одной мини-группой лексических единиц из состава противопоставленного блока.

Рассмотрим антонимическую парадигму, состоящую из среднего и крайнего (по терминологии Н. С. Трубецкого) членов оппозиции (см. табл. 3).

Как видно из табл. 3, члены данной оппозиции, имея общее семантическое ядро значения, а именно: лицо, мужской // женский пол, владеет профессиональными навыками и умениями, обладают асимметричной семантической противоположностью, что отмечено в их описании семными конкретизаторами Недостаточно (-) и Мастерски (+). У данной антонимической парадигмы эти индикаторы отстоят на разноудаленном расстоянии от точки «Норма» по шкале градации и передают несоразмерные друг другу степени проявления градуального семантического признака, при этом различаясь по знакам векторов направленности.

Таблица 3

Сопоставление значений лексических единиц AMATEUR семема -1 и GURU

AMATEUR семема-1 ДЕНОТАТИВНЫЙ МАКРОКОМПОНЕНТ лицо,

мужской // женский пол, Недостаточно

владеет профессиональными навыками и умениями; 0

0

осуществляет профессиональную деятельность как увлечение; легкомысленно относится к делу; КОННОТАТИВНЫЙ МАКРОКОМПОНЕНТ неоценочное, неэмоциональное;

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МАКРОКОМПОНЕНТ межстилевое, общеупотребительное, современное, общераспространенное, частотное, политкорректное, тонально-нейтральное

GURU

ДЕНОТАТИВНЫЙ МАКРОКОМПОНЕНТ лицо,

мужской // женский пол, Мастерски

владеет профессиональными навыками и умениями; имеет признанный авторитет в какой-либо сфере деятельности; консультирует и дает советы; 0

0

КОННОТАТИВНЫЙ МАКРОКОМПОНЕНТ одобрительное,

положительно-эмоциональное;

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МАКРОКОМПОНЕНТ межстилевое, общеупотребительное, современное, общераспространенное, частотное политкорректное, восхищенное

Сопоставляемые лексические единицы противоположны по ряду семантических признаков денотативного, коннотативного и функционального макрокомпонентов:

«осуществляет профессиональную деятельность как увлечение; легкомысленно относится к делу» - «имеет признанный авторитет в какой-либо сфере деятельности; консультирует и дает советы» // неоценочное - одобрительное, неэмоциональное - положительно-эмоциональное // тонально-нейтральное - восхищенное. Наличие подобных дифференциальных микрокомпонентов в структурах данных семем соответствует понятию антонимии.

Согласно вышеприведенному определению антонимии, соответственно семному сопоставлению и расположению на шкале градации градуального семантического признака ЛСГ, значения лексических единиц AMATEUR семема-1 и GURU определяются в данной работе как противоположные по значению или антонимы, асимметричные по градуальному семантическому признаку, которые передают несоразмерные друг другу степени проявления градуального семантического признака и разноудаленно расположены на разных векторах шкалы градации относительно точки «Норма».

Отметим, что каждая мини-группа лексических единиц состоит в асимметричной оппозиции с двумя мини-группами лексических единиц из состава противопоставленного блока.

Выводы

Результаты данного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Семантический признак, демонстрирующий дискретное изменение, как в увеличении, так и в уменьшении своего значения при помощи семантических индикаторов (в данной работе семных конкретизаторов), квалифицируется как градуальный семантический признак.

2. Градуальный семантический признак имеет двойственную природу, которая проявляется в его интегральности при выборе лексических единиц в состав ЛСГ и дифференциальности при разделении лексических единиц на мини-группы.

3. Контрарно противопоставленные блоки исследуемой ЛСГ являются антонимическими блоками, так как любая лексическая единица в их составе состоит в антонимических отношениях различной степени противоположности по значению со всеми лексическими единицами противопоставленного блока.

4. Антонимические блоки - это парные группировки лексических единиц, которые обладают общим семантическим компонентом, но противопоставлены в своем значении по какому-либо признаку, качеству или свойству.

5. Существование симметричных и асимметричных антонимов, которые различаются по степени семантической противоположности в структурах их значений, доказывает наличие градуальной антонимии, при которой одному конкретному значению слова противопоставляется некоторое количество антонимов, как с соразмерной, так и с несоразмерной степенью противоположности по градуальному семантическому признаку.

Список источников

Берберов Б. А. Функциональный потенциал антонимов в карачаево-балкарской загадке // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 3 (101). С. 126-132.

Валиева М. З. Специфика функционирования языковых антонимов в письменных памятниках татарского языка ХУП-ХУШ вв. (на примере лексических единиц со значением «здоровье» - «болезнь») // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2022. № 1 (114). С. 17-22.

Викторина Т. В. Антонимия как средство создания контраста в рассказах А. И. Куприна // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, № 3. С. 103-106.

Ермаков С. А. Градуальные оппозиции в ЛСГ «Наименования лиц по уровню профессионального мастерства» (на материале русского, английского и французского языков): дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2022. 249 с.

Лаврова Н. А. К вопросу об определении антонимии и о типологической классификации антонимов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2017. № 7 (779). С. 62-71.

Майтиева Р. А. Сопоставительный анализ антонимичных устойчивых сочетаний русского и английского языков // Universum: филология и искусствоведение. 2022. № 3 (93). С. 34-35.

Маклакова Е. А. Теоретические принципы семной семасиологии и лексикографическое описание языковых единиц (на материале наименований лиц русского и английского языков): дис. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 2013. 367 с.

Новиков Л. А. Семантика русского языка. Москва: Высшая школа, 1982. 272 с.

Новикова Ю. О. Речевая антонимия как отражение обыденной картины мира: на материале американского варианта английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2010. 25 с.

Покоякова К. А. Базовая оппозитивная пара хороший/плохой в хакасском и русском языковом сознании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 6-3 (69). C. 63-66.

Саввинова С. Н. Лексическая антонимия имен существительных в эвенском языке // The Scientific Heritage. 2021. № 78-5 (78). С. 42-43.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: в 2 ч. Ч. 1 / под редакцией Е. И. Дибровой. Москва: Academia, 2008. 480 с.

Стернин И. А. Контрастивная лингвистика. Проблемы теории и методики исследования. Москва: Восток-Запад, 2006. 206 с.

Стернин И. А. Методы исследования семантики слова. Ярославль: Истоки, 2013. 34 с.

Трубецкой Н. С. Основы фонологии. Москва: Аспект-Пресс, 2000. 351 с.

Шакирьянов Л. М. Логико-семантическая категория контраста в финансово-экономическом медиадискурсе (на материале англоязычных интернет-источников): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2014. 22 с.

Finegan E. Language: Its Structure and Use. Harcourt Brace College Publishers, 1999. 613 p.

Jones Steven et al. Antonyms in English: Construals, Constructions and Canonicity. Cambridge University Press, 2012. 166 p.

References

Berberov B. A. Funktsional'nyi potentsial antonimov v karachaevo-balkarskoi zagadke [Functional potential of antonyms in the Karachay-Balkarian riddle]. Izvestiia Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN [News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2021, no. 3 (101), pp. 126-132.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Valieva M. Z. Spetsifika funktsionirovaniia iazykovykh antonimov v pis'mennykh pamiatnikakh tatarskogo iazyka XVII-XVIII vv. (na primere leksicheskikh edinits so znacheniem ("zdorov'e" -"bolezn'")) [Specifics of the functioning of linguistic antonyms in written monuments of the Tatar language of the XVII-XVIII centuries (by the example of lexical units with the meaning "sala-matlek" - "chir" ("health" - "disease"))]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta im. I. Ia. Iakovleva [I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin], 2022, no. 1 (114), pp. 17-22.

Viktorina T. V. Antonimiia kak sredstvo sozdaniia kontrasta v rasskazakh A. I. Kuprina [Anton-ymy as a means to crate contrast in A. I. Kuprin's stories]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2020, vol. 13, no. 3, pp. 103-106.

Ermakov S. A. Gradual'nye oppozitsii v LSG "Naimenovaniia lits po urovniu professional'nogo masterstva" (na materiale russkogo, angliiskogo i frantsuzskogo iazykov) [Gradual oppositions in LSF "Names of persons by the level of professional skill" (based on the Russian, English and French languages): Cand. thesis in Philological Sciences]. Voronezh, 2022. 249 p.

Lavrova N. A. K voprosu ob opredelenii antonimii i o tipologicheskoi klassifikatsii antonimov [Towards antonymy and typological classification of antonyms]. Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo lingvisticheskogo universiteta [Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities], 2017, no. 7 (779), pp. 62-71.

Maitieva R. A. Sopostavitel'nyi analiz antonimichnykh ustoichivykh sochetanii russkogo i an-gliiskogo iazykov [Comparative analysis of antonymous set phrases of the Russian and English languages]. Universum: filologiia i iskusstvovedenie [Universum: philology and art criticism], 2022, no. 3 (93), pp. 34-35.

Maklakova E. A. Teoreticheskie printsipy semnoi semasiologii i leksikograficheskoe opisanie iazykovykh edinits (na materiale naimenovanii lits russkogo i angliiskogo iazykov) [Theoretical principles of seme semasiology and lexicographic description of linguistic units (by the nominations of persons in the Russian and English languages): Dr. thesis in Philological Sciences]. Voronezh, 2013. 367 p.

Novikov L. A. Semantika russkogo iazyka [Semantics of the Russian language]. Moscow: Vysshaia shkola, 1982. 272 p.

Novikova Iu. O. Rechevaia antonimiia kak otrazhenie obydennoi kartiny mira: na materiale amerikanskogo varianta angliiskogo iazyka [Speech antonymy as a reflection of the everyday picture of the world: by the American variant of the English language: Abstract Cand. thesis in Philological Sciences]. St Petersburg, 2010. 25 p.

Pokoiakova K. A. Bazovaia oppozitivnaia para khoroshii/plokhoi v khakasskom i russkom iazy-kovom soznanii [Basic opposing pair good/bad in the Khakass and Russian language consciousness]. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk [International journal of humanities and natural sciences], 2022, no. 6-3 (69), pp. 63-66.

Savvinova S. N. Leksicheskaia antonimiia imen sushchestvitel'nykh v evenskom iazyke [Lexical antonymy of nouns in the Even language]. The Scientific Heritage, 2021, no. 78-5 (78), pp. 42-43.

Sovremennyi russkii iazyk. Teoriia. Analiz iazykovykh edinits [The modern Russian language. Theory. Analysis of language units]. Moscow: Academia, 2008. 480 p.

Sternin I. A. Kontrastivnaia lingvistika. Problemy teorii i metodiki issledovaniia [Contrastive linguistics. Problems of theory and methods of research]. Moscow: Vostok-Zapad, 2006. 206 p.

Sternin I. A. Metody issledovaniia semantiki slova [Methods of word semantics research]. Iaro-slavl: Istoki, 2013. 34 p.

Trubetskoi N. S. Osnovy fonologii [Fundamentals of Phonology]. Moscow: Aspekt-Press, 2000. 351 p.

Shakir'ianov L. M. Logiko-semanticheskaia kategoriia kontrasta v finansovo-ekonomicheskom mediadiskurse (na materiale angloiazychnykh internet-istochnikov) [The logical-semantic category of contrast in the financial and economic media discourse (by the material of the English-language Internet sources): Abstract Cand. thesis in Philological Sciences]. Ufa, 2014. 22 p.

Finegan E. Language: Its Structure and Use. Harcourt Brace College Publishers, 1999. 613 p.

Jones Steven et al. Antonyms in English: Construals, Constructions and Canonicity. Cambridge University Press, 2012. 166 p.

Сведения об авторе

Сергей Алексеевич Ермаков - кандидат филологических наук, https://orcid.org/0000-0002-7557-475X, sergey-ermakov.1811@mail.ru, Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова (д. 8, ул. Тимирязева, 394087 Воронеж, Россия); Sergey A. Ermakov - Candidate of Philological Sciences, https://orcid.org/0000-0002-7557-475X, sergey-

ermakov.1811@mail.ru, Voronezh State University of Forestry and Technologies Named after G. F. Morozov (8, ul. Timiriazeva, 394087 Voronezh, Russia).

Статья поступила в редакцию 11.05.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 13.06.2023.

The article was submitted 11.05.2023; Approved after reviewing 06.06.2023; Accepted for publication 13.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.