Научная статья на тему 'К вопросу антимонопольного регулирования в Российской Федерации и Республике Крым'

К вопросу антимонопольного регулирования в Российской Федерации и Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА / МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТОВАРНЫЙ РЫНОК / МОНОПОЛИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / ДИСКРЕДИТАЦИЯ / ANTIMONOPOLY LEGISLATION / COMPETITION / ECONOMIC BENEFITS / MONOPOLISTIC ACTIVITY / ECONOMIC SPHERE / COMMODITY MARKET / MONOPOLY / ANTIMONOPOLY REGULATION / UNFAIR COMPETITION / ANTIMONOPOLY BANS / BUSINESS ENTITIES / DISCREDITATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пасечник О.С., Рамазанова Л.О.

В статье рассматривается общая характеристика и анализ антимонопольного регулирования в Российской Федерации и Республике Крым. Авторами проанализированы вопросы, связанные с выявлением отличий между антимонопольным регулированием в Российской Федерации и Республике Крым. Проанализированы ключевые нормативно-правовые акты антимонопольного законодательства. Выявлены основные цели конкурентного законодательства. Исследованы основные запреты в антимонопольной сфере. Рассмотрены основные аспекты отечественного антимонопольного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about antimonopoly regulation in the Russian Federation and the Republic of Crimea

The article considers the general characteristic and analysis of antimonopoly law regulation in the Russian Federation and the Republic of Crimea. The authors analyzed issues related to the identification of differences between antimonopoly regulation in the Russian Federation and the Republic of Crimea. The key legal acts of the antimonopoly legislation are analyzed. The main goals of the antimonopoly law are revealed. The main prohibitions in the antimonopoly sphere are investigated. The main aspects of national antimonopoly regulation are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу антимонопольного регулирования в Российской Федерации и Республике Крым»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 2. - С. 230-235.

УДК 346.9

К ВОПРОСУ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Пасечник О. С., Рамазанова Л. О.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В статье рассматривается общая характеристика и анализ антимонопольного регулирования в Российской Федерации и Республике Крым. Авторами проанализированы вопросы, связанные с выявлением отличий между антимонопольным регулированием в Российской Федерации и Республике Крым. Проанализированы ключевые нормативно-правовые акты антимонопольного законодательства. Выявлены основные цели конкурентного законодательства. Исследованы основные запреты в антимонопольной сфере. Рассмотрены основные аспекты отечественного антимонопольного регулирования.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, конкуренция, экономические блага, монополистическая деятельность, экономическое пространство, товарный рынок, монополия, антимонопольное регулирование, недобросовестная конкуренция, антимонопольные запреты, хозяйствующие субъекты, дискредитация.

Действующая система норм антимонопольного законодательства опирается на основополагающее положение части 1 статьи 8 Конституции России, гарантирующей поддержку конкуренции в Российской Федерации, а также на развивающие положения названной конституционной нормы запреты монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (часть 2 статьи 34 Основного закона).

Обеспечение принципа поддержки конкуренции стоит в тесной связи с гарантиями свободы перемещения товаров и иных экономических благ на всей территории Российской Федерации, а также единства её экономического пространства. Соответствующие принципы провозглашены в качестве основных начал гражданского законодательства (пункт 5 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), которым также предусмотрен запрет реализации субъективных гражданских прав в целях ограничения конкуренции либо осуществления монополистической деятельности в форме злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных рынках (абзац 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Нормы конституционного и гражданского законодательства выступают основой для обособления и развития особой отрасли российского законодательства, регулирующего отношения в сфере конкуренции и монополии [1, с. 63].

Целями конкурентного законодательства выступают: обеспечение единства экономического пространства, гарантии свободы перемещения товаров, а также экономической деятельности в России, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Ключевым нормативным правовым актом антимонопольного законодательства выступает Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), основывающийся на указанных выше принципиальных положениях конституционного и гражданского права. Помимо Закона

230

о защите конкуренции в состав законодательства, обеспечивающего антимонопольное регулирование в Российской Федерации, входит и ряд иных законов, регламентирующих отношения в сфере конкуренции и монополии. К таковым относятся, например, Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и др. Существенное значение для антимонопольного регулирования имеет также Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (см., например, пункт 3 части 2.1 статьи 5, часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Следует отметить, что антимонопольное законодательство регулирует лишь часть отношений, связанных с развитием конкуренции, а именно - процедурные и юридические основы её защиты. Антимонопольное регулирование, таким образом, распадается на два основных направления: установление организационных основ защиты конкуренции, а также правовых основ такой защиты (часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В качестве специфической особенности первой групп отношений может быть названо преобладание норм процессуальногохарактера. Определению организационных основ защиты конкуренции посвящены, прежде всего, нормы глав 6 и 9, а также статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, являющиеся законодательным базисом устройства, функций, деятельности и полномочий антимонопольных органов в Российской Федерации. Данной группой норм определяются также:

- основания и порядок возбуждения и рассмотрения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, правила доказывания по данным делам (статьи 39 и 44-45, 45.1, 49, 51-51.2, 52 Закона о защите конкуренции);

- правила подведомственности дел о нарушении антимонопольного законодательства территориальным органам Федеральной антимонопольной службы России (части 3-4 статьи 39 Закона о защите конкуренции);

- виды актов, выносимых антимонопольными органами (решения, предупреждения, представления, предписания, определения, заключения об обстоятельствах дела), условия принятия и требования к их содержанию (статьи 39.1, 41, 48.1, 50 Закона о защите конкуренции);

- порядок формирования и деятельности комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (статья 40, 42.2, 46-48 Закона о защите конкуренции);

- круг лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства (а также лиц, участвующих в рассмотрении таких дел), их основные процессуальные права и обязанности и регулирование их статуса (статья 42 и 42.1, 43, 45.2 Закона о защите конкуренции);

- порядок рассмотрения жалоб заинтересованных лиц на нарушение процедур организации и проведения закупок, торгов и порядка заключения договоров, а также порядок осуществления процедур, включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (статья 18.1 Закона о защите конкуренции).

231

Организационные основы защиты конкуренции находятся в тесной связи с материально-правовыми основами её защиты. Конкурентное законодательство устанавливает основные формы превенции и меры прекращения актов монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также актов ограничения (устранения, недопущения) конкуренции со стороны различных органов власти.

Под монополистической деятельностью понимаются такие виды правонарушений: 1) злоупотребление лицом или группой лиц своим доминирующим положением; 2) запрещенные антиконкурентные соглашения или согласованные действия; 3) иные действия или бездействие, которые признаны монополистической деятельностью законом.

Запрет на злоупотребление доминирующим положением (статья 10 Закона о защите конкуренции) включает в себя, в частности, недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен на товары, работы, услуги; запреты на изъятие из гражданского оборота товаров, в результате чего на них повысились цены; на навязывание субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке условий договора другой стороне; недопущение уклонения от заключения договоров с определёнными лицами при отсутствии на то объективных экономических причин, а также запрет необоснованного применения различных ценовых условий в отношении одного и того же товара для различных лиц.

Кроме того, как нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции квалифицируется создание дискриминационных условий, а также установление препятствий доступу на рынок или выходу с такого рынка другим субъектам экономической деятельности; нарушение предусмотренного законодательством порядка ценообразования и манипулирование ценами на рынке электрической энергии (мощности).

Важнейшей составляющей антимонопольных запретов являются нормы, направленные на предупреждение и пресечение заключения соглашений между конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, которые осуществляют продажу или покупку товаров на едином рынке товаров, работ, услуг. Подобные соглашения в соответствии со статьёй 11 Закона о защите конкуренции квалифицируются в качестве картеля и запрещаются, если приводят или могут привести к установлению определённых ценовых условий (в том числе тарифов, доплат, наценок, скидок и др.); к установлению определённых цен при проведении конкурентных процедур заключения договора; к разделу товарного рынка по географическому (территориальному), количественному, качественному или персональному признакам; к сокращению выпуска конкретных товарных благ; к отказу от заключения договоров с определенными контрагентами.

Антимонопольным законодательством запрещаются также «вертикальные» и иные соглашения, согласованные действия, ограничивающие конкуренцию при наличии условий, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Недобросовестной конкуренции признаются любые действия хозяйствующих субъектов или группы лиц, направленные на получение преимуществ при осуществлении экономической деятельности, несоответствующие закону, деловым обычаям, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причиняющие (способные причинить) убытки другим конкурентам либо способные нанести вред их деловой репутации [2, с. 17-19].

232

Главой 2.1 Закона о защите конкуренции установлено детальное регулирование отношений по предупреждению недобросовестной конкуренции. В частности, нормами, содержащимися в данное главе, предусмотрены запреты недобросовестной конкуренции посредством дискредитации. Под дискредитацией понимается распространение в различной степени искажённых сведений, которые могут причинить убытки конкуренту или нанести ущерб его деловой репутации.

Дискредитация может иметь место в отношении, например потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже конкурентом; цен, на которых предлагается к продаже товар другим конкурентом и др.

Не допускается также недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение (статья 14.2 Закона о защите конкуренции).

При этом, как отмечается в письме ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15 «О применении "четвертого антимонопольного пакета"» запрещается вводить в заблуждение любых лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов). Следует также отметить, что в данном письме содержится позиция о том, что введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. Однако как в том, так и в рассматриваемом случае распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности.

Не допускается также недобросовестная конкуренция путём некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим конкурентом и (или) его товаром; недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг; путём совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Законом о защите конкуренции прямо предусмотрены запреты недобросовестной конкуренции путём совершения действий, способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми этим лицом в гражданский оборот на территории России; действия недобросовестного конкурента, связанные с незаконным получением, использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Важно обратить внимание на то, что действующее антимонопольное регулирование предусматривает запреты на недобросовестную конкуренцию и в том случае, если она совершается в форме, прямо не поименованной в конкурентном законодательстве (статья 14.8 Закона о защите конкуренции).

Наконец, важным аспектом отечественного антимонопольного регулирования выступает противодействие антиконкурентным действиям и соглашениям с участием органов власти различного уровня. Соответствующие запреты и отдельные формы запрещённых действий предусмотрены статьями 15 и 16 Закона о защите конкуренции.

233

Так, например, запрещаются введение ограничений в отношении образования (создания) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в какой-либо сфере деятельности; необоснованное препятствование осуществлению ими экономической деятельности; введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав предпринимателей на обмен и приобретение экономических благ; дача хозяйствующим субъектам указаний о поставках товаров для определенной категории заказчиков в приоритетном порядке или о заключении в приоритетном порядке договоров с какими-либо определёнными лицами.

Антимонопольным законодательством запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора организаций, которые поставляют такие товары; привилегированное предоставление информации (сведений, представляющих конкурентные преимущества своему обладателю) или иных коммерческих сведений определённому хозяйствующему субъекту; предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение установленного порядка предоставления государственных и муниципальных преференций (глава 5 Закона о защите конкуренции); создание дискриминационных условий; не предусмотренное законом взимание платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми для их предоставления. Запрещается дача органами власти хозяйствующим субъектам указаний о приобретении экономических благ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Важной стороной проконкурентного регулирования в России выступают также антимонопольные требования к различным процедурам заключения договоров (торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений), при проведении которых запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (статья 17 Закона о защите конкуренции), определение порядка предоставления государственных и муниципальных преференций, а также государственного контроля за экономической концентрацией (главы 5 и 7 Закона о защите конкуренции).

Антимонопольное законодательство Российской Федерации распространяется на всю территорию России, а также применяется к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со статьёй 65 (часть 1) Конституции Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь входят в состав Российской Федерации в качестве её равноправных субъектов.

В соответствии со статьёй 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.

234

Таким образом, действие антимонопольного законодательства России в пространстве в полной мере распространяется и на территорию Республики Крым и города Севастополя.

Особенности правового регулирования отношений в сфере конкуренции и монополии на территории вновь принятых в состав России субъектов установлены, в частности, частью 4.1 статьи 53 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя заключение на новый срок договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 18 марта 2014 года, а также заключенных с 18 марта 2014 года до 1 июля 2015 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, надлежащим образом исполнившими свои обязанности, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных частями 9-11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции [3, с.75-78]. При этом положение пункта 1 части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не применяется и размер арендной платы определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Список литературы:

1. Конкурентное право России: учебник / Д. А. Алешин, И. Ю. Артемьев, И. В. Башлаков-Николаев и др. ; отв. ред. И. Ю. Артемьев [и др.]. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. - 493 с.

2. Городов О. А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика / О. А. Городов. - М. : Статут, 2008. - С. 17-19.

3. Казаков Е. С. Договоры аренды государственного и муниципального имущества для малых и средних предприятий: как перезаключать? / Е.С. Казаков // Бухгалтер Крыма. - 2015. - № 9. - С. 75 - 78.

Pasechnyk O. S., Ramazanova L. O. To the question about antimonopoly regulation in the Russian Federation and the Republic of Crimea // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2018. - Т. 4 (70). № 2. - Р. 230-235.

The article considers the general characteristic and analysis of antimonopoly law regulation in the Russian Federation and the Republic of Crimea. The authors analyzed issues related to the identification of differences between antimonopoly regulation in the Russian Federation and the Republic of Crimea. The key legal acts of the antimonopoly legislation are analyzed. The main goals of the antimonopoly law are revealed. The main prohibitions in the antimonopoly sphere are investigated. The main aspects of national antimonopoly regulation are considered.

Keywords: antimonopoly legislation, competition, economic benefits, monopolistic activity, economic sphere, commodity market, monopoly, antimonopoly regulation, unfair competition, antimonopoly bans, business entities, discreditation.

Spisok literaturyi:

1. Konkurentnoe pravo Rossii: uchebnik [Tekst] / D.A. Aleshin, I.Yu. Artemev, I.V. Bashlakov-Nikolaev i dr. ; otv. red. I.Yu. Artemev [i dr.]. - M.: Izd. dom VShE, 2014. - 493 s.

2. Gorodov, O. A. Nedobrosovestnaya konkurentsiya: teoriya i pravoprimenitelnaya praktika [Tekst] / O. A. Gorodov. - M. : Statut, 2008. - S. 17-19.

3. Kazakov, E. S. Dogovoryi arendyi gosudarstvennogo i munitsipalnogo imuschestva dlya malyih i srednih predpriyatiy: kak perezaklyuchat? [Tekst] / E.S. Kazakov // Buhgalter Kryima. - 2015. - № 9. - S. 75-78.

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.