ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БОРЬБЕ С МОНОПОЛИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Чиграй И.К. Email: [email protected]
Чиграй Иван Константинович — студент магистратуры, кафедра административного права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации, г. Липецк
Аннотация: в статье анализируется конкурентное законодательство РФ. Основным объектом исследования является антимонопольное законодательство Российской Федерации. В статье рассмотрены и описаны понятия монополии, ответственности за нарушение законодательства антимонопольного законодательства и особенности защиты экономических прав заинтересованных лиц. Кроме того, в статье обозначены цели и особенности федерального закона «О защите конкуренции» и компетенции органов ФАС. В статье проанализированы перспективы будущего развития этой отрасли права в РФ. Ключевые слова: конкуренция, монополия, антимонопольное законодательство, административная ответственность, уголовная ответственность, антимонопольная ответственность, органы ФАС.
ACTIVITIES TO COMBAT MONOPOLIES IN THE RUSSIAN FEDERATION Chigray I.K.
Chigray Ivan Konstantinovich — Graduate Student, DEPARTMENT OF ADMINISTRATIVE LAW, THE RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION,
LIPETSK
Abstract: the article analyzes the competitive legislation of the Russian Federation. The main subject of the study is the antimonopoly legislation of the Russian Federation. The article considers and describes the concept of monopoly, liability for violation of the legislation of the antimonopoly legislation and features of protection of economic rights of interested persons. In addition, the article outlines the goals and features of the federal law "On Protection of Competition " and the competence of the FAS bodies. The article analyzes the prospects for the future development of this branch of law in the Russian Federation.
Keywords: competition, monopoly, antimonopoly legislation, administrative responsibility, criminal liability, antimonopoly responsibility, FAS bodies.
УДК 34.037
Важными составляющими экономической системы выступают такие явления как конкуренция и монополия. Актуальность исследования указанных категорий в условиях рыночной экономики очевидна.
Среди основных угроз конкуренции можно выделить такие, как естественные монополии, государственные корпорации, незаконные действия органов власти, административные барьеры. Наиболее распространенными и опасными для свободной конкуренции являются искусственные монополии, создаваемые специально для получения монополистических выгод.
Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Целью его является пресечение недобросовестной конкуренции, монополистической деятельности, а также ограничения конкуренции различными органами государственной власти. Для достижения данной цели хозяйствующие субъекты и органы власти должны действовать в рамках действующего законодательства и не выходить за пределы запретов, установленных антимонопольным законодательством: их поведение не должно быть направлено на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, ущемление или возможности ущемления интересов других лиц.
| 83 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(30). Том 2. 2017
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит ряд статей предусматривающих административную ответственность за нарушение норм антимонопольного законодательства.
Так, ст. 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления, административное наказание по которой достигает 50 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет, ст.ст. 14.31, 14.31.1 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке - штраф до одного миллиона рублей; ст. 14.33 недобросовестная конкуренция наказывается штрафом в 100 и более тысяч рублей, при этом размер штрафа поставлен в зависимость от размера выручки правонарушителя, другими словами чем она больше, тем выше штраф; другие.
Законодателем также предусмотрена уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции, в соответствии со ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации данные действия наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.
Антимонопольное законодательство несет в себе административный порядок применения правовосстановительных мер принуждения и ответственности. Оно направлено на защиту публичного порядка и защиту гражданских прав. Нарушение антимонопольного законодательства предполагает осуществление защиты нарушенных прав в судебном порядке, аналогично непосредственному обращению в суд заинтересованного лица.
Для защиты экономических прав государство создает определенные институты, деятельность которых представляет собой способ гарантии их соблюдения. Такая защита, в т.ч. субъективного конкурентного права, осуществляется в юрисдикционной и неюрисдикционной формах. Юрисдикционная форма защиты выражается в деятельности уполномоченных органов государственной власти по защите или восстановлению нарушенных субъективных прав. К юрисдикционной форме защиты относятся судебный и административный порядки защиты прав1.
Неюрисдикционная форма подразумевает под собой меры самозащиты. В связи с развитием предпринимательской деятельности и возникновением множества хозяйствующих субъектов возникла необходимость в создании механизмов защиты прав и законных интересов участников рыночных отношений.
Гражданский кодекс РФ установил обширный перечень способов защиты и восстановления нарушенных гражданских прав - в настоящее время их насчитывается одиннадцать, а именно: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признание недействительным решения собрания, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, самозащита права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда, прекращение или изменение правоотношения, неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону2.
Ежегодно вносимые поправки, изменения, дополнения призваны сделать антимонопольное законодательство действенным и эффективным. Политика государства должна заключаться в использовании антимонопольного законодательства для предотвращения возможности получения монополиями избыточной рыночной власти.
Список литературы / References
1. Косинов В.А. Конституционное право на защиту конкуренции и способы его реализации.
2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.net/materials/3/2015/3-3/21.html/
(дата обращения: 20.02.2017).
2. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. М.: Омега-Л, 2011. 201 с.
1 Косинов В.А. Конституционное право на защиту конкуренции и способы его реализации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.net/materials/3/2015/3-3/21.html/ (дата обращения: 20.03.2017).
2 Князева И.В. Антимонопольная политика в России. М.: Омега-Л, 2011. С. 201.
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(30). Том 2. 2017 | 84 |