К вопросу адаптации студентов факультета физической культуры к образовательной деятельности в вузе
Коршунов Василий Леонидович,
доцент высшей школы теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Педагогический Институт Тихоокеанского государственного университета E-mail: 010210@pnu.edu.ru
Лузикова Татьяна Викторовна,
к.п.н., доцент, зав. кафедрой физической культуры и спорта Дальневосточного института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: tat.luzikova@yandex.ru
Шиловская Татьяна Николаевна,
преподаватель, Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша» E-mail: kovalchuktn68@gmail.com
Хохлов Алексей Анатольевич,
Преподаватель, Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша» E-mail: leha-xoxlov-1971@mail.ru
В статье изучаются вопросы адаптации студентов факультета физической культуры к образовательной деятельности в высшем учебном заведении, анализируются различные подходы к данному вопросу. Адаптация студентов к образовательному процессу является сложным, многоаспектным феноменом и представляет перспективное направление работы со студентами.
Авторами сделана попытка выявления трудностей, возникающих в процессе образовательной деятельности у студентов факультета физической культуры. Изучены основные этапы адаптационного процесса, проведено анкетирование студентов факультета физической культуры педагогического института разных курсов, с целью выявления основных трудностей, с которыми они сталкиваются в учебно-воспитательном процессе вуза. На основе полученных результатов анкетного опроса сделаны соответствующие выводы. Также определены педагогические условия адаптации, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на учебный процесс студентов факультета физической культуры.
Ключевые слова: обучение, образовательная деятельность, адаптация, факультет физической культуры, педагогические условия.
о с
CJ
Процесс обучения в высших учебных заведениях характеризуется высокой интенсивностью, оказывающей на большинство студентов колоссальное напряжения, как психофизическое, так и умственное.
Целью нашего исследования явилось изучение особенностей адаптации студентов к образовательной деятельности в вузе и выявление основных проблем адаптации, возникающих у студентов факультета физической культуры (далее ФФК) в учебном процессе.
Теоретико-методологической основой нашего исследования явились: современные разработки в области адаптации личности, личностно-ориентированные технологии обучения, использование практико-ориентированного подхода в образовании, различные аспекты деятельностного подхода в высшем профессиональном образовании.
Адаптация студентов к образовательной деятельности в вузе является комплексным научным феноменом и включает в себя знания из различных областей: физиологии, педагогики, психологии, социологии, философии.
Адаптационные процессы студентов к новой образовательной среде вуза затронуты в многочисленных работах [1, 2, 4, 6, 8].
На основе анализа научно-методических работ можно сделать вывод о том, понятие «адаптация» достаточно многогранно, в связи, с чем сам термин имеет много вариаций, отражающих область применения в той или иной сфере [3, 5, 7]. В нашем исследовании под адаптацией понимается активное приспособление к новым условиям в новой среде, как процесс и явление, и взаимосвязь между средой и личностью.
Пакулина С.А., рассматривая адаптивные способности студентов педагогического вуза, отмечает, что адаптационный процесс к образовательной деятельности может проходить следующие этапы:
1. Приспособление (подстраивание) к новым для него условиям обучающего процесса в вузе, значительно отличающегося от учебной деятельности в школе.
2. Приспособление (подстраивание) к постоянно меняющемуся режиму учебно-воспитательного процесса высшего образовательного учреждения.
3. Интеграция студента в новый для него коллектив [7].
Для выявления трудностей, возникающих в процессе образовательной деятельности у студентов, нами был проведен анкетный опрос. В анкетировании приняли участие студенты ФФК педагогиче-
ского института Тихоокеанского государственно- чел., II курс - 27 чел., III курс - 30 чел., IV курс - 22 го университета г. Хабаровска. Всего в анкетном чел., V курс - 18 чел.). Более детальный анализ опросе приняли участие 129 студентов (I курс - 32 полученных результатов представлен в таблице 1.
Таблица 1. Основные трудности, возникающие в процессе образовательной деятельности у студентов
Трудности, возникающие в процессе образовательной деятельности %
I курс II курс III курс IV курс V курс
1 Уход из привычной среды школьного коллектива и переживания, связанные с этим 12,6 3,7 6,6 0 0
2 Низкий уровень мотивации к выбранной профессии учителя физической культуры 6,4 3,7 9,9 4,5 5,6
3 Отсутствие навыков самостоятельной работы 15,6 22,2 13,6 9 5,6
4 Принятие нового режима в учебной деятельности 24,9 18,5 3,3 4,5 0
5 Страх и отсутствие опыта публичных выступлений перед большой аудиторией 21,8 11,2 33 9 5,6
6 Социально-экономические проблемы у иногородних студентов 18,7 14,8 9,9 4,5 11,2
7 Другое 0 25,9 23,7 68,5 72
Интерпретируя полученные результаты, можно сделать некоторые выводы. К основным трудностям, возникающим в образовательном процессе у студентов можно отнести следующее.
Для 24,9% опрошенных студентов 1 курса «принятие нового режима в учебной деятельности» является существенным фактором адаптации к данному процессу. Тогда как этот показатель снижается от курса к курсу. У студентов II курса это показатель составил 18,5%, III - курс 3,3%, IV курс -3,3 и для студентов V курса этот фактор является не существенным.
Страх и отсутствие опыта публичных выступлений перед аудиторией затрудняет процесс обучения для 21,8% студентов первого курса, у студентов 2, 3, 4, 5 это показатель составил: 11,2%, 33%, 9% и 5,6% соответственно. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что необходимо готовить студентов к данному виду педагогической деятельности.
Из 129 студентов, принявших участие в анкетировании, больше половины (82 человека) являются иногородними, проживающими в общежитиях университета или снимающими жилье. Для данной категории опрошенных, существенным фактором, оказывающим отрицательное влияние на процесс обучения являются социально-экономические проблемы: I курс - 18,7%, II курс - 14,8%, III курс -9,9%, IV курс - 4,5, V курс - 11,2%.
В процессе обучения, от курса к курсу снижается негативное влияние на учебный процесс такого фактора как «уход из привычной среды школьного коллектива». В ходе исследовательской работы нами получены следующие результаты по данному показателю: I курс - 12,6%, II курс - 3,7%, III курс - 6,6%. В то время как на четвертом и пятом курсах этот показатель составил 0%.
В ходе исследовательской работы, на основе анализа доступных нам литературных источников, мы выявили некоторые педагогические усло-
вия, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на образовательный процесс студентов ФФК. К таким условиям можно отнести:
- грамотное планирование учебной деятельности студентов ФФК с учетом их индивидуального уровня подготовленности (умственных, физических возможностей) и составление на основе этого индивидуальных программ адаптации к учебной деятельности в вузе;
- использование и реализация дифференцированного подхода к учебной деятельности студентов ФФК, позволяющего организовать ее в соответствии с современными требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
- активизация самостоятельной работы студентов ФФК во внеучебное время, ориентированной на осознанное, самостоятельное освоение нового опыта учебной деятельности.
Кроме того, для более успешной адаптации студентов ФФК к учебно-воспитательному процессу в вузе мы считаем необходимым проведение различных мероприятий: выявление уровней адаптации студентов к новым социальным условиям, необходимо задействовать потенциал различных видов внеучебной деятельности, внедрить во внеучебную деятельность студентов комплекс различных игровых мероприятий.
Подводя итоги проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы. Проблема адаптации студентов ФФК к образовательной деятельности в вузе является одной из актуальных проблем педагогической теории, которая требует своего дальнейшего осмысления.
Адаптация студентов ФФК к образовательной деятельности в высшем учебном заведении представляет собой сложный, многолетний процесс, направленный на освоение новых условий (соци-
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
альных, экономических, учебных) образовательной деятельности.
Для более успешной адаптации студентов ФФК к обучению в вузе необходим комплексный подход, направленный на выявление трудностей, возникающих у студентов в процессе обучения, изучения основных педагогических условий адаптации, способных оказать, как положительное, так отрицательное влияние на учебный процесс, проведение различных мероприятий во внеучебное время, вовлекающих студентов в учебно-воспитательный процесс.
Литературa
1. Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды / Т.П. Браун: автореф. ...дис. канд. пед. наук.. - СПб., 2007. - 21 с.
2. Извольская А.А. Адаптация студентов первого курса к образовательному процессу педагогического вуза как фактор повышения их академической успешности / А.А. Извольская: автореф. .дис. канд. пед. наук.. - Тула, 2012. -25 с.
3. Казакова О.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса как фактор адаптации студентов первого курса / О.Н. Казакова: автореф. .дис. канд. пед. наук.. - Оренбург, 2002. - 20 с.
4. Левченко Е.С. Социальная адаптация студентов вуза средствами физической культуры / Е.С. Левченко: автореф. .дис. канд. пед. наук.. - М., 2007. - 22 с.
5. Осеева Ю.В. Педагогическое содействие в адаптации студентов младших курсов к образовательному процессу вуза физической культуры / Ю.В. Осеева: автореф. .дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 2015. - 28 с.
6. Осипов Е.А. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе в процессе внеучебной деятельности / Е.А. Осипов: автореф. .дис. канд. пед. наук. -М., 2002. - 21 с.
7. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития / С.А. Пакулина: автореф. .дис. канд. пед. наук. - М., 2004. - 24 с.
8. Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе / В.Н. Соло-
вьев: автореф. .дис. д-ра пед. наук. - Ижевск, 2003. - 46с.
ON THE ISSUE OF ADAPTATION OF STUDENTS OF THE FACULTY OF PHYSICAL CULTURE TO EDUCATIONAL ACTIVITIES AT A UNIVERSITY
Korshunov V.L., Luzikova T.V., Shilovskaya T.N., Khokhlov A.A.
Pacific State University, Far Eastern Institute branch management Russian Academy National economy and public service under the President of the Russian Federation, Khabarovsk Pedagogical College named after Hero of the Soviet Union D.L. Kalarasha
The article studies the issues of adaptation of students of the Faculty of Physical Education to educational activities in a higher educational institution, and analyzes various approaches to this issue. Adaptation of students to the educational process is a complex, mul-tifaceted phenomenon and represents a promising area of work with students. The authors made an attempt to identify difficulties that arise in the process of educational activities among students of the Faculty of Physical Education. The main stages of the adaptation process were studied, a survey was conducted among students of the Faculty of Physical Culture of the Pedagogical Institute of different courses, in order to identify the main difficulties that they encounter in the educational process of the university. Based on the results of the questionnaire survey, appropriate conclusions were drawn. Pedagogical conditions for adaptation are also identified, which have both a positive and negative impact on the educational process of students of the Faculty of Physical Education.
Keywords: training, educational activities, adaptation, faculty of physical education, pedagogical conditions.
References
1. Brown T.P. Adaptation of students to studying at a university in conditions of optimization of the educational environment / T.P. Brown: abstract. .dis. Ph.D. ped. Sciences.. - St. Petersburg, 2007. - 21 p.
2. Izvolskaya A.A. Adaptation of first-year students to the educational process of a pedagogical university as a factor in increasing their academic success / A.A. Izvolskaya: abstract. .dis. Ph.D. ped. Sciences.. - Tula, 2012. - 25 p.
3. Kazakova O.N. Interaction of subjects of the educational process as a factor in the adaptation of first-year students / O.N. Kazakova: abstract. .dis. Ph.D. ped. Sciences.. - Orenburg, 2002. - 20 p.
4. Levchenko E.S. Social adaptation of university students using physical culture / E.S. Levchenko: abstract. .dis. Ph.D. ped. nauk.. - M., 2007. - 22 p.
5. Oseeva Yu.V. Pedagogical assistance in the adaptation of junior year students to the educational process of a physical education university / Yu.V. Oseeva: abstract. .dis. Ph.D. ped. Sci. -Chelyabinsk, 2015. - 28 p.
6. Osipov E.A. Organizational and pedagogical conditions for students' adaptation to studying at a university in the process of extracurricular activities / E.A. Osipov: abstract. .dis. Ph.D. ped. Sci. - M., 2002. - 21 p.
7. Pakulina S.A. Adaptive abilities of pedagogical university students: structure, factors and means of development / S.A. Pakulina: abstract. .dis. Ph.D. ped. Sci. - M., 2004. - 24 p.
8. Soloviev V.N. Adaptation of students to the educational process in higher education / V.N. Soloviev: abstract. .dis. Dr. ped. Sci. - Izhevsk, 2003. - 46 p.
о с
u