Научная статья на тему 'К ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ / ЗАЩИТА ПРАВ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / PROSECUTOR''S OFFICE BODIES / ENSURING RIGHTS / PROTECTION OF RIGHTS / CONSTITUTIONAL VALUES / MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Алёна Леонидовна, Данилова Валерия Александровна, Стульникова Ольга Васильевна

В представленной статье рассматриваются вопросы посвященные критериям эффективности прокурорского надзора в обеспечении защиты прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации. Особому исследованию подлежат такие вопросы, как вы-работка эффективных способов предупреждения преступности и правонарушений среди несовершеннолетних. Анализируется практика прокурорского надзора в исследуемой сфере, вносятся предложения по совершенствованию деятельности органов прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гусева Алёна Леонидовна, Данилова Валерия Александровна, Стульникова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the protection of the rights of minors by the Prosecutor''s office of the Russian Federation

The article deals with the issues devoted to the criteria of efficiency of Prosecutor's super-vision in ensuring protection of the rights and freedoms of minors in the Russian Federation. Special re-search is subject to such issues as the development of effective ways to prevent crime and juvenile delin-quency. The practice of prosecutorial supervision in the sphere under study is analyzed, proposals are made to improve the activities of the prosecution bodies.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционное и муниципальное право

К ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУСЕВА Алёна Леонидовна,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» Пензенского государственного университета. E-mail: artguseva@mail.ru;

ДАНИЛОВА Валерия Александровна,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» Пензенского государственного университета. E-mail: artguseva@mail.ru;

СТУЛЬНИКОВА Ольга Васильевна,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» Пензенского государственного университета. E-mail: artguseva@mail.ru

Краткая аннотация: В представленной статье рассматриваются вопросы посвященные критериям эффективности прокурорского надзора в обеспечении защиты прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации. Особому исследованию подлежат такие вопросы, как выработка эффективных способов предупреждения преступности и правонарушений среди несовершеннолетних. Анализируется практика прокурорского надзора в исследуемой сфере, вносятся предложения по совершенствованию деятельности органов прокуратуры.

Abstract: The article deals with the issues devoted to the criteria of efficiency of Prosecutor's supervision in ensuring protection of the rights and freedoms of minors in the Russian Federation. Special research is subject to such issues as the development of effective ways to prevent crime and juvenile delinquency. The practice of prosecutorial supervision in the sphere under study is analyzed, proposals are made to improve the activities of the prosecution bodies.

Ключевые слова: органы прокуратуры, обеспечение прав, защита прав, конституционные ценности, несовершеннолетние.

Keywords: Prosecutor's office bodies, ensuring rights, protection of rights, constitutional values, minors.

В современном мире в области конституционно-правовых исследований широкое распространение получил аксиологический подход, позволяющий выявить значимость, закрепленных в конституциях социальных ценностей, выстроить их иерархию, показать их место и роль в развитии общества[4. С.49.]. Немалое количество работ ведущих ученых России рассматривают сущность Конституции, основываясь на тех ценностях, которые провозглашает ее текст. Сквозь призму конституционных ценностей исследуется правовой статус человека и гражданина Российской Федерации.

Закрепляется и провозглашается приоритет прав и свобод, человек, его права и свободы признаются высшей ценностью.

Однако, по мнению О.В. Мартышина, «высшая ценность», как публицистическое, эмоциональное выражение, лишенное юридической точности, не должна присутствовать в конституционном тексте, а идея приоритета прав человека основана на наивных представлениях о возможности персоноцентристского общества, которое обречено на распад, поскольку в нем господствуют центробежные силы, ибо интересы людей повсеместно противо-

речат друг другу и интересам целого. Частные интересы всегда соизмерялись и должны соизмеряться с благом целого, то есть государства [6. С.27.].

Считаем, что подобная точка зрения с трудом может вызвать положительной оценки и не может не подвергнутся критике. В данном умозаключении мы основываемся на обосновании того, что государство как публично -властным образом организованная политическая власть, находит свое воплощение в народе, как носителе публичной власти, исходя из этого не представляется возможным противопоставление народа и государства. Принимая Конституцию, народ России учреждает всю систему и весь механизм публичной власти в государстве. С поддерживаемой нами позиции А.А. Степановой, государственная власть - одна из форм осуществления власти, принадлежащих народу[10.С.39.]. Базовой ценностью в демократическом государстве является Конституция, а конституционными ценностями становятся те, которые она закрепляет.

Следует отметить, что сама Конституция Российской Федерации ценностям прав и свобод человека и гражданина отводит ведущее положение. И в совокупности закрепленных ценностей, на наш взгляд, снова особое внимание должно быть уделено вопросам охраны и защиты прав и свобод личности. Актуальность данных проблемных вопросов не утрачивает свое значение, а только обостряется стремительным изменением геополитической обстановки в мире, самопровозглашением одних наций себя родоначальниками демократии и бесчеловечными фактами нарушения прав человека, в частности детей, под предлогами их псевдо защиты.

Конституционная норма о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, не должна подвергаться ни малейшему сомнению, несмотря на то, что реального воплощения в общественной практике ни в России, ни за рубежом в полной мере так и не получила.

Человек должен рассматриваться в одном ряду с иными конституционно закрепленными ценностями, а может и иметь приоритет над ними, что, несомненно, поспособствует обеспечить жизнеспособность, устойчивость, процветание всего общества и каждого человека.

Обеспечение защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации, как и в любом государстве мира, с нашей позиции является особо актуальным, заслуживает пре-

дельного внимания, а детство должно рассматриваться не только как социальная, но и конституционно защищенная ценность.

Обозначенная проблема относится к числу наиболее острых современных социальных проблем, порожденных нарушением прав данной категории населения в последние годы. Именно с несовершеннолетними объективно связывается будущее любого государства, поскольку они беззащитны в силу полной или частичной физической, психической, социальной незрелости. Поэтому проблемы детства, вопросы защиты прав несовершеннолетних находятся в спектре главнейших задач, как для нашего государства, так и для иных стран мирового сообщества.

Эффективность защиты прав и свобод несовершеннолетних зависит от четко определенных, детально разработанных и действенных способов функционирования и взаимодействия субъектов, чья деятельность непосредственно направлена на обеспечение охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних.

В обосновании актуальности исследуемой современной проблемы защита прав несовершеннолетних, следует отметить, что Г.В. Синцов в этой связи замечает: «Активное решение данной проблемы должно исходить как со стороны каждой отдельной семьи, так и госу-дарства»[8. С.160.]. Интерес государства к детям, в свою очередь, переплетается с ослаблением устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка [9. С.3.].

Схожей позиции придерживается К. Кожевников, указывающий: «Российской общество претерпело серьезную трансформацию системы ценностей и воззрений. Социальная роль семьи заметно принижается вследствие поступающей непрерывно негативной информации с Запада, навязывания иного жизненного уклада, поощрения безнравственности, а зачастую - и противоправных деяний»[5. С.3].

С учетом вышеобозначенных обстоятельств неизменно важен вопрос о выработке наиболее эффективных правовых способов защиты прав несовершеннолетних. Имеющийся достаточно обширный государственный правозащитный механизм обеспечения прав несовершеннолетних в современных условиях не полностью совершенен, имеются и недостатки работы специализированного института - уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. На наш взгляд, особая роль в обес-

Конституционное и муниципальное право

печении прав указанной нами категории принадлежит органам прокуратуры Российской Федерации.

Органы прокуратуры России наделены ответственными полномочиями не только по укреплению законности и правопорядка в государстве, но и по соблюдению прав и свобод граждан, профилактике правонарушений, в том числе и несовершеннолетних.

Надзор за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних - одно из направлений деятельности органов прокуратуры, которые требуют особого внимания и максимально эффективной реализации комплекса предоставленных полномочий.

В качестве примера следует отметить, что реализуя свои полномочия органы прокуратуры Липецкой области в 2017 году на основании анализа социально-экономической и криминогенной обстановки в регионе, решили провести комплекс мероприятий по защите прав семьи, детей, профилактике преступности несовершеннолетних и семейного насилия.

Проделанная совместная работа с органами государственной власти Липецкой области, Липецким областным судом, органами внутренних дел, следственным комитетом, уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области, региональной общественной палатой и иными заинтересованными участниками по плану проекта «Вместе ради детей» включала в себя проведение в течение двух месяцев свыше 3000 мероприятий: проверок, рейдов, совещаний, семинаров, лекций, родительских собраний, круглых столов, встреч, иных мероприятий по правовому просвещению населения, спортивных состязаний, культурных событий; широкое освещение проделанной работы в средствах массовой информации, подготовку наглядной агитации, работу с обращениями граждан[5. С. 3.].

Проведение подобных комплексных мероприятий прокуратурой Липецкой области заслуживает положительной оценки. Конечно же, следует помнить, что на состояние законности в названной сфере значительное влияние оказывают различные социальные институты, в том числе семья, образовательные учреждения, органы власти и религиозные организации.

В связи с чем необходимо отметить еще один опыт из субъектов Российской Федерации. В частности, Ш. Абдул-Кадыров указывает: «Чеченская Республика - один из субъектов с наименьшими показателями подростковой преступности (в 2016 году совершено 21 преступление, или 0,6% от всех зарегистрированных).

Между тем в предшествующие периоды отмечалась тенденция к ее росту и связанные с этим проблемы, которые требовали комплексного подхода. Их успешное решение позволило не только остановить рост подростковой преступности, но и обеспечить ее поступательное снижение» [3. С.8.].

Так, если в 2014 году в республике было зарегистрировано 43 преступления, совершенных несовершеннолетними и с их участием, то в 2015 году поставлено на учет 36 преступлений подростков, в 2016 году - 21 преступление.

Многочисленные недостатки в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стали одной из причин, способствовавших возникновению указанной негативной тенденции.

Прежде всего, органами прокуратуры Чеченской республики было уделено внимание вопросам пресечения порочной практики сокрытия преступлений и иных правонарушений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. По инициативе прокуратуры внедрено проведение сверок учета лиц, доставленных в медицинские учреждения с различными травмами, с одновременным установлением обстоятельств причинения вреда их здоровью.

В результате указанных надзорных мероприятий в 2015 году было поставлено на учет 195 преступлений, по которым потерпевшими признаны несовершеннолетние. Зарегистрировано 36 фактов совершения преступлений в отношении несовершеннолетних детей родителями и иными лицами, на которых законом возложены обязанности по их воспитанию [3. С.9.].

В этой связи следует признать обоснованным направлением деятельности органов прокуратуры России по организации работы правового просвещения в школах, что непременно служит основой для формирования законопослушного поведения личности. Разъяснение законодательства как деятельность считается неотъемлемой частью системы профилактики правонарушений, особенно в молодежной среде.

Так, И. Ткачевым отмечено, что прокуратурой Курганской области в сфере профилактики преступности среди несовершеннолетних уделяется большое внимание использованию и внедрению новых методов и форм правового просвещения[11. С.12.].

Своевременно организованная работа по передаче школьникам информации о законах - основной элемент профилактике правонарушений.

На протяжении нескольких лет на базе муниципальных библиотек Курганской области проводятся викторины на знание детьми своих прав и обязанностей. Разработанные буклеты по вопросам профилактики экстремизма, наркомании, соблюдения прав в сфере образования используются при проведении родительских собраний, а также при проведении классных часов.

Прокуратура Российской Федерации в исследуемой нами сфере строит свою работу с учётом требований Конституции России и федеральных законов, направленных на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, защиту интересов несовершеннолетних и молодёжи во всех сферах деятельности.

Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами общества. Реализация этих положений предполагает заботу о повышении качества образования, улучшении идеологического и нравственного воспитания молодёжи.

Эффективность решения социальных проблем и проблем воспитания несовершеннолетних и молодёжи, как отмечает Т.В. Островская: «...во многом зависит от того, насколько грамотно и чётко взаимодействуют государственные и общественные организации, правоохранительные структуры и граждане. Важная роль в выполнении этих задач отводится проку-

Библиография:

рорскому надзору»[7. С.4.].

Таким образом, роль прокурора в защите прав несовершеннолетних достаточно высока, тем не менее, прокурорский надзор по всем перечисленным выше направлением нельзя признать удовлетворительным, поскольку еще достаточно фактов, когда права ребенка в России грубо нарушаются, а реагирование органов прокуратуры запаздывает, либо отсутствует вовсе. Но даже при не полной положительной оценке работы прокуратуры, стоит сказать, что и объем выявляемых нарушений прав ребенка в стране впечатляет.

На наш взгляд, организация деятельности прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних должна быть ориентирована на соблюдение их прав и свобод органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Необходимо также осуществлять взаимодействие по вопросам обеспечения защиты прав несовершеннолетних с Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации, с органами опеки и попечительства, организациями для сирот, широко должен использоваться формат «круглых столов» и т.д. Основной целью такого взаимодействия должна быть цель - предупредить нарушение прав несовершеннолетнего и нарушение законодательства самим несовершеннолетним.

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014г. № 31, ст.4398.

2. Федеральный закон 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995 г. № 47, ст. 4472.

3. Абдул-Кадыров Ш. Организация работы прокуратуры в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность.2017.№7. С.8-11.

4. Авакьян С.А. Глобализация, общие конституционные ценности и национальное регулирование // Национальная политика. 2001. №4. С.49-53.

5. Кожевников К. Роль прокуратуры в защите конституционных прав семьи, детей, профилактике преступности несовершеннолетних // Законность. 2017. № 11. С.3-6.

6. Мартышин О.В. Частные, национальные и глобальные интересы: коллизии нравственных ценностей // Государство и право. 2016. № 12. С.26-28.

7. Островская Т.В. Теория и практика прокурорского надзора по вопросам исполнения законов о несовершеннолетних и молодёжи // Наука. Общество. Государство.2013. №4. С.4.

8. Синцов Г.В. Уполномоченный по правам ребенка в системе органов государственной власти // Lex russica. 2016.№7. С.160.

9. Симанович Л.Н. Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних// Вопросы ювенальной юстиции. 2010. №6. С.3.

10. Степанова А.А. Заметки о конституционных ценностях и государственной власти // Конституционное и муниципальное право . 2015. № 12. С.38-41.

11. Ткачев И. Организация работы прокурора по правовому просвещению в школах // Законность.2017. № 7. С.12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.