Научная статья на тему 'К ВОПРОСАМ ОЦЕНКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЫ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОГО РЫНКА'

К ВОПРОСАМ ОЦЕНКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЫ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
торговая марка / косметика / розничная торговля / история брендов / парфюмерно-косметической продукция / потребители / trademark / cosmetics / retail trade / history of brands / perfumery and cosmetic products / consumers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.Е. Лукаш, М.В. Кравченко

Рынок косметики один из самых быстрорастущих сегментов во многих странах, где есть необходимость находиться среди людей, на который почти не влияют кризисы, товары которого остаются незамеченными только в случае крайнего голода. Такая популярность товара вынуждает производителей бороться за свой сегмент продаж, которые предельно четко выражают позиционирование и готовы экспериментировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS ABOUT THE OF ASSESSING THE INTERNATIONAL ENVIRONMENT OF THE PERFUMERY AND COSMETICS MARKET

The article of cosmetics market is one of the fastest growing segments in many countries, where there is a need to be among people, which is almost not affected by crises, whose goods go unnoticed only in case of extreme hunger. Such popularity of the product forces manufacturers to fight for their sales segment, which clearly express positioning and are ready to experiment.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСАМ ОЦЕНКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЫ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОГО РЫНКА»

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»

УДК 338.46

К ВОПРОСАМ ОЦЕНКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЫ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОГО РЫНКА

Д.Е. Лукаш, М.В. Кравченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kraftmarina@yandex.ru

Рынок косметики один из самых быстрорастущих сегментов во многих странах, где есть необходимость находиться среди людей, на который почти не влияют кризисы, товары которого остаются незамеченными только в случае крайнего голода. Такая популярность товара вынуждает производителей бороться за свой сегмент продаж, которые предельно четко выражают позиционирование и готовы экспериментировать.

Ключевые слова: торговая марка; косметика; розничная торговля; история брендов; парфюмерно-косметической продукция; потребители

QUESTIONS ABOUT THE OF ASSESSING THE INTERNATIONAL ENVIRONMENT OF THE PERFUMERY AND COSMETICS MARKET

D.E. Lukash, M.V. Kravchenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kraftmarina@yandex.ru

The article of cosmetics market is one of the fastest growing segments in many countries, where there is a need to be among people, which is almost not affected by crises, whose goods go unnoticed only in case of extreme hunger. Such popularity of the product forces manufacturers to fight for their sales segment, which clearly express positioning and are ready to experiment.

Keywords: trademark; cosmetics; retail trade; history of brands; perfumery and cosmetic products; consumers

Современный российский рынок парфюмерной продукции входит в десятку крупнейших рынков Европы. По оценкам экспертов, потенциальная емкость косметического рынка в России составляет около 15-18 млн. евро [1]. Импортная парфюмерно-косметическая продукция занимает 70% российского рынка, что является высоким показателем для страны. Годовой прирост рынка «именных» парфюмерных брендов в РФ составляет 20%, в то же время общеотраслевой индекс составляет 15% [2].

Даже несмотря на некоторые экономические затруднения, падения курса рубля и санкции, косметический рынок продолжает расти, но более низкими темпами. Российский рынок косметики находится на шестом месте по объемам продаж парфюмерно-косметической продукции после таких стран как Франция, Германия, Великобритания, Испания и Италия [5]. По данным Re:Sale Expert в России в первом полугодии 2016 года рынок средств по уходу за собой продемонстрировал рост продаж на 2,3 процента в натуральном и на 9,9 в денежном выражении. Среди категорий средств по уходу за собой средства для очищения и ухода за кожей лица выросли на 18% в натуральном выражении, что показывают

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

наибольший рост [4]. При этом транснациональные компании теряют свою долю рынка, а отечественные компании и частные марки увеличивают показатель объема продаж. Согласно данным Федеральной таможенной службы импорт парфюмерно-косметических товаров из стран дальнего зарубежья в августе 2019 года вырос на 19,8%. Среди каналов распределения средств по уходу за собой рост демонстрируют только гипермаркеты и супермаркеты, а продажи парфюмерных и хозяйственных магазинов падают [2].

Исследования маркетингового агентства DISCOVERY Research Group показали, что в первом полугодии 2019 года объем рынка парфюмерии и косметики составил 169,3 млрд руб. Объем рынка парфюмерии при этом составил 34,5 млрд руб. По количеству магазинов абсолютным лидером является Магнит Косметикс: данной парфюмерно-косметической сети принадлежат приблизительно 1000 магазинов. Второе место занимает сеть Л'Этуаль - около 900 магазинов на территории РФ, затем с большим отрывом следует Yves Rocher - около 300 магазинов сети [5].

К основным тенденциям российского парфюмерно-косметического рынка относятся: растущие компетентность и требовательность потребителей; инновационность парфюмерно-косметической продукции; увеличение доли интернет-торговли; перераспределение покупателей между сегментами; усиление конкуренции и уменьшение доли прямых продаж; предпочтение парфюмерно-косметических товаров отечественного производства; увеличение спроса на многофункциональную косметику и косметику, предназначенную для борьбы со старением кожи; использование концепции натуральности косметических средств, увеличение уровня компетентности и требовательности потребителя связана с увеличением уровня покупательской прагматичности и практичности к выбору парфюмерно-косметического товара. Однако узнаваемость бренда также имеет большое влияние на поведение покупателей, с другой стороны, по мере насыщения рынка косметики и парфюмерии потребитель становится всё более информированным, что не только усложняет работу продавцов-консультантов, но и требует от них хорошего знания реализации товаров.

Нужно отметить, что ориентация на инновационную парфюмерно-косметическую продукцию - важная черта современного рынка. Производители стараются вложить капитал в инновации, чтобы создать уникальное торговое предложение, а композиции и рецептуры становятся все более сложными, включают в себя все больше действенных ингредиентов. В России заявлена государственная политика инновационного развития отечественной промышленности. В соответствии с целями Стратегии развития «Фарма-2020», за десятилетний срок необходимо было увеличить долю косметической продукции отечественного производства к 2020 г. до 50%, а долю инновационной продукции в портфелях предприятий - до 60%. Наибольшего внимания заслуживают такие направления инновационной косметики, как клеточная косметика, кислородная косметика, косметика с наночастицами и информационная косметика. Тенденцией парфюмерно-косметического рынка в России также является перераспределение потребителей между его сегментами.

Перспективным является формат «drugstore», когда парфюмерно-косметическая продукция реализуется через аптечные сети. Лечебная косметика (космоцевтика) внушает больше доверия покупателям, особенно если реализуется через аптеки. Потребители уверены, что именно здесь обеспечивается гарантия качества, надлежащие условия хранения, профессиональные консультации специалистов [3].

В современной косметологии основным критерием органической косметики является сертификация в одной из сертификационных компаний, расположенных по всему миру: BDIH, ECOCERT (ЭКОСЕРТ), COSMEBIO, COSMOS STANDART, NSF (ANSI 305), ICEA (ICEA ECO BIO COSMETIC), Ntrue (NATRUE-Label), SOIL ASSOCIATION, OASIS (Organic and Sustainable Industry Standards), Vegan Society, USDA (NOP), The Natural Products Association.

Каждая из указанных компаний предъявляет свои требования к органической косметике,

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международно го бизнеса ...»

однако существуют и некие общие стандарты, которые объединяют любое косметическое средство, имеющее сертификат органической косметики. В России нет стандартов, регулирующих состав и производство органической косметики. Поэтому, проходя добровольную эко-сертификацию, производители добиваются большего доверия покупателей к своей продукции.

Эксперты предполагают, что в 2022-2023 годах в результате сильного сокращения доходов и уменьшения численности жителей страны продажи косметики будут снижаться, дальнейший рост будет сдерживаться сокращением населения и невысокой платежеспособностью. По прогнозу Вште881а1;, в 2025 г продажи косметических средств в России составят 34,2 млрд.руб., что почти соответствует уровню 2020 г.

Библиографические ссылки

1. Вахтеева Д.А. Особенности российского рынка косметических средств // Молодой ученый [Электронный ресурс]. - 2015. - № 21 (101). - С. 367369. - Режим доступа: https://moluch.ru/authors/42665/

2. Кривдина О.А. Актуализация современных подходов к сегментации парфюмерно-косметического рынка // Современные тенденции экономики и управления [Электронный ресурс]: Материалы международной научно-практической конференции. Курский институт кооперации. - 2016. - С. 215-219. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/ риЬНсай0п/334482059_АКАЬК_Р0УЕБЕ№А_К088и8КЩ_Р0ТКЕВ1ТЕЬЕ1_РАКРиМЕКП _1_К08МЕТ1К1

3. Фадеева Т.П., Монаков Ю.И. Тенденции изменения структуры рынка парфюмерно-косметических товаров в России // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития [Электронный ресурс]. - 2016. - № 29. -С. 119-123. - Режим доступа: https://cyЬerleninka.ru/article/n/tendentsii-izmeneniya-struktury-rynka-parfyumerno-kosmeticheskih-tovarov-v-rossii

4. Березина Е. Спрос на бизнес в индустрии красоты растет // Российская газета [Электронный ресурс]: Федеральный выпуск. - №7090 (222). -Режим доступа: https://rg.ru/2016/10/02/spros-na-beauty-biznes-v-2016-godu-vyros-v-tri-raza.html

5. Дворников А. Маркетинг парфюмерно-косметических услуг в России // ФИНАМ [Электронный ресурс]. -2017. - Режим доступа: https://cyЬerleninka.ru/article/n/analiz-sostoyaniya-i-tendentsiy-parfyumerno-kosmeticheskogo-rynka-v-rossii

© Лукаш Д.Е., Кравченко М.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.