Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ Г.ОРЕНБУРГА'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ Г.ОРЕНБУРГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / РЫНОК ПАРФЮМЕРИИ И КОСМЕТИКИ / АССОРТИМЕНТ / БРЕНД / ПОСТАВЩИКИ / ПОТРЕБИТЕЛИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ENVIRONMENT / PERFUMERY AND COSMETICS MARKET / ASSORTMENT / BRAND / SUPPLIERS / CONSUMERS / COMPETITION / PEER REVIEW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Т.Ф., Пугачева А.М., Урюпина М.И.

Рост благосостояния российского населения положительно сказывается на объемах текущего потребления, в том числе и потребления парфюмерно-косметических товаров. Существе явлением на является изменение потребления. Эстетические меняются и все более. Данным обуславливается исследования компании. В представлены исследования конкурентоспособности на примере магазинов и косметики Рив Гош, и Иль дэ Ботэ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF PERFUME AND COSMETIC COMPANIES OF ORENBURG

The growth of the welfare of the Russian population has a positive effect on the volume of current consumption, including the consumption of perfumery and cosmetic products. A significant phenomenon in the market is a qualitative change in the culture of consumption of cosmetics. Aesthetic tastes are changing and becoming more demanding. This phenomenon determines the relevance of the study of the competitiveness of the company. The article presents the results of a study of the competitiveness of an enterprise on the example of the chain of perfumery and cosmetics stores Riv Gauche, L’Etoile and Il de Bote.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ Г.ОРЕНБУРГА»

УДК 339.13

Мельникова Т.Ф., к.э.н.

доцент

кафедра «Маркетинг, коммерция и реклама»

Пугачева А.М. студент 3 курса «Финансово-экономический факультет

Урюпина М.И. студент 3 курса

«Финансово-экономический факультет» Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ Г.ОРЕНБУРГА Аннотация: Рост благосостояния российского населения положительно сказывается на объемах текущего потребления, в том числе и потребления парфюмерно-косметических товаров. Существере нным явлением на ре рынке является ре качественное изменение ре культуры потребления ре косметики. Эстетические ре вкусы меняются и ре становятся все более ре взыскательными. Данным ре явлением обуславливается ре актуальность исследования ре конкурентоспособности компании. В ре статье представлены ре результаты исследования конкурентоспособности ре предприятия на примере ре сети магазинов ре парфюмерии и косметики Рив Гош, ре Л'Этуаль и Иль дэ Ботэ.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентная среда, рынок парфюмерии и косметики, ассортимент, бренд, поставщики, потребители, конкуренция, экспертная оценка.

Melnikova T.F., candidate of economic sciences, associate professor Associate Professor of the Department of Marketing, Commerce and

Advertising Orenburg State University Russia, Orenburg Pugacheva A.М.

student

3 year, " Finance and Economics Faculty " Orenburg State University Russia, Orenburg Uryupina M.I. student

3 year, " Finance and Economics Faculty " Orenburg State University Russia, Orenburg COMPETITIVENESS OF PERFUME AND COSMETIC

COMPANIES OF ORENBURG

Abstract: The growth of the welfare of the Russian population has a positive effect on the volume of current consumption, including the consumption of perfumery and cosmetic products. A significant phenomenon in the market is a qualitative change in the culture of consumption of cosmetics. Aesthetic tastes are changing and becoming more demanding. This phenomenon determines the relevance of the study of the competitiveness of the company. The article presents the results of a study of the competitiveness of an enterprise on the example of the chain of perfumery and cosmetics stores Riv Gauche, L 'Etoile and Il de Bote.

Keywords: competitiveness, competitive environment, perfumery and cosmetics market, assortment, brand, suppliers, consumers, competition, peer review.

Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами -конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара. Конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм [1].

Конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными факторами, которые могут быть достаточно полно охарактеризованы с помощью системы качественных, экономических и маркетинговых показателей.

Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения готовности товара удовлетворять конкурентную потребность. Качество товара включает следующие составляющие:

- функциональное соответствие;

- соответствие нормам и стандартам;

- долговечность; надежность;

- сервис;

- восприятие (репутация, имидж) [1].

Экономические показатели конкурентоспособности товара должны оценивать цену потребления, т.е. затраты потребителя, необходимые для удовлетворения его потребности. Они включают затраты на приобретение товара и затраты по эксплуатации товара.

Маркетинговые показатели характеризуют уровень осуществленных или осуществляемых затрат предприятия на обеспечение маркетингового окружения товара, что создает известность товару и его марке, привлекаемым поставщикам и дистрибьюторам, а также имидж товара. Для анализа конкурентоспособности товара определяют и сравнивают структуру маркетинговых показателей для своего товара и товара конкурентов.

По своему содержанию маркетинговые показатели относятся к экономическим показателям, однако ввиду их особой значимости для формирования товарной политики предлагается условно выделять их в отдельную самостоятельную группу [1].

Российский парфюмерно-косметический рынок характеризуется ежегодным ростом и расширением ассортимента, в последнее время в нем наблюдаются качественные изменения. Если в 2000-х годах большая часть сбыта данной продукции осуществлялась через открытые рынки и универмаги (до 80%), то в настоящее время основными каналами являются прямые продажи (каталоги) - до 25%, специализированные сети - 27%, гипермаркеты и супермаркеты - 27%. Появился новый формат - дрогери (9%). Заметную роль на рынке начинают играть аптеки (2%) и интернет- магазины (6%), представляя собой достаточно перспективные направления [2].

Российский рынок косметики находится на шестом месте по объемам продаж парфюмерно-косметической продукции после таких стран как Франция, Германия, Великобритания, Испания и Италия.

Рынок парфюмерии и косметики с каждым годом становится все масштабнее. Большая часть парфюмерно-косметической розницы в России принадлежит таким ведущим сетям, как Л'Этуаль, «Арбат Престиж», DouglasRivoli (принадлежит немецкому концерну Douglas Holding AG и российской компании «Люкс Холдинг»), «Ile de Beaute» (принадлежит холдингу «Единая Европа»), Brocard (принадлежит Brocard Group Ltd.) и «Riv Gauche» (принадлежит компании «Парфюм-Стандарт») [2].

РИВ ГОШ является одной из крупных парфюмерно-косметических компаний страны, но на рынке в г. Оренбурге представлены также всемирно известные бренды такие как Л'Этуаль, Иль дэ Ботэ и другие.

Оценка конкурентоспособности сети РИВ ГОШ является актуальной задачей, так как с изменением культуры потребления косметики и повышением эстетических вкусов потребителей, особенно важно становится поддержание и повышение данного уровня развития.

Сеть магазинов РИВ ГОШ представляет широкий и разнообразный ассортимент парфюмерии и косметики знаменитых брендов: Chanel, Dior, Lancome, Estee Lauder, Guerlain, Giorgio Armani, Givenchy, Yves Saint Laurent, Clarins, Biotherm, Caudalie, Hugo Boss, Masaki Matsushima, Lacoste, Bruno Banani, Pupa, Bourjois, Max Factor, Eva Mosaic и многие другие [5].

Дистрибьюторский портфель насчитывает в данный момент более 60 марок. Компания работает с ведущими мировыми производителями парфюмерии и косметики. На сегодняшний день РИВ ГОШ является официальным дистрибьютером таких марок, как Pupa, Bourjois, Max Factor, Masaki Matsushima, Lee Stafford, Talika, Eva Mosaic и многие другие.Первая и наиболее известная собственная марка РИВ ГОШ - Eva Mosaic. Eva Mosaic -это декоративная косметика, впервые появившаяся в 2000 г.

Конкурентами РИВ ГОШ являются такие известные компании, как Л'Этуаль и Иль дэ Ботэ.

Магазины сети Л'Этуаль содержат крупнейший ассортимент товаров: 1О тысяч наименований парфюмерии и косметики и 150 марок-производителей, одними из которых являются Сhristian Dior, Kenzo, Guerlain, Givenchy, Clarins. Компания - эксклюзивный продавец парфюма Lulu Castagnette, Banana Republic и известной марки LOE WE.

Иль дэ Ботэ - также один из крупнейших магазинов косметики и парфюмерии для мужчин и женщин. Здесь представлено более 30 ООО продуктов от ведущих мировых косметических брендов: Dior, Clinique, Givenchy, Dolce&Gabbana, Yves Saint Laurent и других компаний-производителей продукции [5].

Рассмотрим подробнее структуру ассортимента сети РИВ ГОШ.

Рисунок 1 - Структура ассортимента сети РИВ ГОШ88

«РИВ ГОШ» позиционирует себя в среднем и люксовом ценовом сегменте. В основном сеть предлагает селективную косметику, несколько дорогих 1ихигу-брендов, марки среднего ценового сегмента, масс-маркет. Структура ассортимента сети РИВ ГОШ представлена 6 направлениями:

1. Парфюмерия;

2. Средства для макияжа;

3. Средства по уходу за кожей;

4. Аксессуары;

5. Уход за волосами;

6. Мужская линия.

Наибольший удельный вес в структуре ассортимента занимают такие группы товаров, как парфюмерия и средства для макияжа в размере 37% и 29% соответственно, наименьший удельный вес - аксессуары в размере 3% и мужская линия в размере 4%.

88 Составлена авторами на основе данных сайта http://www.rivegauche.ru/ [4]

Проведем сравнение данных парфюмерно-косметических компаний с помощью метода экспертных оценок. Суть метода состоит в том, чтобы получение оценки проблемы происходило на основе мнения специалистов с целью последующего принятия решения. В данном случае использовался индивидуальный экспертный метод, т.е. мнение экспертов формулировалось лично каждым из них самостоятельно без учета мнений других специалистов.

Опрос проводился среди 50 человек, среди которых 84% составили женщины и 16% мужчины, в возрасте от 15 до 40 лет. Анкета состояла из 8 вопросов разной области деятельности компаний. Оценивание происходило по 10 - бальной шкале, по системе: чем выше балл, тем выше рейтинг компании.

Полученные результаты экспертных оценок представим в таблице 1.

Таблица 1 - Экспертная оценка парфюмерно-косметических компаний

Критери и Весомость РИВ ГОШ Л'Этуаль Иль Дэ Боте

Эксперт -ная оценка Произведение экспертной оценки и весомости Эксперт ная оценка Произведение экспертной оценки и весомости Эксперт -ная оценка Произведение экспертной оценки и весомости

1 2 3 4 5 6 7 8

1Уровен ь цен 0,2 6,9 1,38 7 1,4 7,9 1,58

1 2 3 4 5 6 7 8

2.Широта ассортимента 0,1 8,1 0,81 8,4 0,84 7,5 0,75

З.Место- располож ение 0,1 6 0,6 7,6 0,76 4,4 0,44

4 Качество обслуживай^ в магазине 0,1 7,7 0,77 7,9 0,79 7,3 0,73

5 Наличие скидок, подарков, акций 0,1 6,8 0,68 7,6 0,76 6,2 0,62

6 Качество продукци и 0,2 8,2 1,64 8,3 1,66 7,9 1,58

7 Разнообразие представленных марок 0,1 7,7 0,77 8 0,8 7,4 0,74

Эффективность планировки в магазине 0,1 7,9 0,79 8 0,8 7,6 0,76

Итого 1 7,44 7,81 7,2

По данным таблицы 1 можно сделать следующие выводы. По уровню цен эксперты отдали предпочтение Иль Дэ Боте - экспертная оценка составила 7,9 балла; на втором месте, по мнению экспертов, Л'Этуаль, на третьем - РИВ ГОШ.

По критерию широта ассортимента на первом месте, по мнению экспертов, Л'Этуаль, оценка которого 8,4 балла. Немного меньше широта ассортимента у РИВ ГОШ, экспертная оценка которого составила 8,1 балла. На третьем месте Иль Дэ Боте. Его оценка составила 7,5 балла.

Наилучшее месторасположение, как считают эксперты, у сети Л'Этуаль, а худшее у Иль Дэ Боте.

Качество обслуживания в магазине наилучшее в Л'Этуаль, которому эксперты поставили оценку 7,9 балла. В сети РИВ ГОШ обслуживание чуть хуже. В Иль Дэ Боте обслуживание экспертам понравилось меньше всех, поэтому оценка данного критерия составила 7,3 балла.

Скидки, подарки, акции больше всего представлены в компании Л'Этуаль, экспертная оценка которого составила 7,6 балла. Оценка данного критерия в РИВ ГОШ составила 6,8, а в Иль Дэ Боте - 6,2 балла.

Качество продукции наилучшее, по мнению экспертов, также в Л'Этуаль. На третьем месте по данному критерию Иль Дэ Боте.

По критерию разнообразия марок эксперты отдали предпочтение Л'Этуаль - экспертная оценка составила 8 баллов; на втором месте, по мнению экспертов, РИВ ГОШ, на третьем - Иль дэ Боте.

Наивысшая оценка эффективности планировки в магазине получила сеть Л'Этуаль и составила 8 баллов. Немного меньше оценка у сети РИВ ГОШ - 7,9 балла. Оценка данного критерия у Иль Дэ Боте составила 7,6 балла.

Таким образом, можно сделать вывод, что эксперты отдают предпочтение парфюмерно-косметической компании Л'Этуаль, которая давно завоевала доверие потребителей и постоянно выпускает новые бренды, предлагает выгодные условия для увеличения числа покупателей. На втором месте РИВ ГОШ, а затем Иль дэ Боте.

На основании проведенного опроса можно составить рейтинг исследуемых компаний.

/

РИВ ГОШ Л'Этуаль ИльДэБоте

Рисунок 2 - Рейтинг парфюмерно-косметических компаний Анализируя данные рисунка 1, важно отметить, что наибольший рейтинг принадлежит Л'Этуаль, на втором месте - РИВ ГОШ, на третьем -Иль Дэ Боте. Таким образом, сеть Л'Этуаль является наиболее предпочтительной среди потребителей.

Подробные данные опроса представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Данные опроса

Исходя из рисунка 3, важно отметить, что РИВ ГОШ по многим параметрам уступает Л'Этуаль, наиболее приближенные данные были достигнуты в уровне цен, качестве продукции и эффективной планировки магазина.

Сравнивая РИВ ГОШ с Иль Дэ Боте, можно сказать, что сеть РИВ ГОШ более предпочтительна у покупателей, рейтинг по 7 вопросам из 8 оказался выше.

Таким образом, компания РИВ ГОШ хорошо себя зарекомендовала на

рынке парфюмерии и косметики в течении десяти лет существования в г. Оренбурге, но все же лидирующее место на рынке косметики занимает компания Л'Этуаль.

Из опроса потребителей были выявлены некоторые проблемы РИВ ГОШ, к ним можно отнести: неудобное месторасположение магазинов, уровень цен, недостаточное количество подарков и акций. Компании можно предложить ряд мер для повышения конкурентоспособности:

1) более детальное изучение районов при открытии новых магазинов;

2) проведение различных мероприятий, промоакций для привлечения новых клиентов;

3) расширение возможностей по бонусной программе;

4) .ввод в производство новой продукции сети РИВ ГОШ.

Данные меры позволят завоевать преимущественное положение среди конкурентов и привлекут новых потребителей.

Использованные источники:

1. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 342 с. - Серия : Бакалавр. - ISBN 978-5-99162903-4

2. Абрамова Н.В., Beauty-блоггинг и рынок парфюмерно-косметической продукции // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленным предприятием: Межвузовский сборник научных трудов, 2016, №1. С. 3-7

3. Вахтеева Д.А. Особенности российского рынка косметических средств // Молодой ученый [Электронный ресурс]. - 2017. - № 21 (101). - С. 367-369. -Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=24860485

4. Официальный сайт РИВ ГОШ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rivegauche.ru/

5. Информационный портал, [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rbc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.