Научная статья на тему 'К ВОПРОСАМ ОЦЕНКИ МЕЖДУНАРОДНОГО АСПЕКТА РАЗВИТИЯ РЫНКА НАСТОЛЬНЫХ ИГР'

К ВОПРОСАМ ОЦЕНКИ МЕЖДУНАРОДНОГО АСПЕКТА РАЗВИТИЯ РЫНКА НАСТОЛЬНЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
настольная игра / розничная торговля / бирюльки / игроки / потребители / board game / retail / biryulki / players / consumers

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Д.С. Белик, М.В. Кравченко

Рынок настольных игр один из хорошо растущих сегментов во многих странах, где есть необходимость проводить время среди людей, есть необходимость сплотить в небольшой период группу людей или привить определенные правила. Производители разных стран делают свой вклад в это направление и конкурируют за своего покупателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS ABOUT THE OF ASSESSING INTERNATIONAL ASPECT IN THE DEVELOPMENT OF THE BOARD GAMES MARKET

The article of the board game market is one of the well-growing segments in many countries where there is a need to spend time among people, there is a need to rally a group of people in a short period or instill certain rules. Manufacturers from different countries contribute to this direction and compete for their customers.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСАМ ОЦЕНКИ МЕЖДУНАРОДНОГО АСПЕКТА РАЗВИТИЯ РЫНКА НАСТОЛЬНЫХ ИГР»

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»

УДК 338.46

К ВОПРОСАМ ОЦЕНКИ МЕЖДУНАРОДНОГО АСПЕКТА РАЗВИТИЯ РЫНКА

НАСТОЛЬНЫХ ИГР

Д.С. Белик Научный руководитель - М.В. Кравченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kraftmarina@yandex.ru

Рынок настольных игр один из хорошорастущих сегментов во многих странах, где есть необходимость проводить время среди людей, есть необходимость сплотить в небольшой период группу людей или привить определенные правила. Производители разных стран делают свой вклад в это направление и конкурируют за своего покупателя.

Ключевые слова: настольная игра; розничная торговля; бирюльки; игроки; потребители;

QUESTIONS ABOUT THE OF ASSESSING INTERNATIONAL ASPECT IN THE DEVELOPMENT OF THE BOARD GAMES MARKET

D.S. Belik Scientific supervisor - M.V. Kravchenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kraftmarina@yandex.ru

The article ofthe board game market is one of the well-growing segments in many countries where there is a need to spend time among people, there is a need to rally a group of people in a short period or instill certain rules. Manufacturers from different countries contribute to this direction and compete for their customers.

Keywords: board game; retail; biryulki; players; consumers;

Настольные игры представляют собой сложный и многоаспектный феномен современной культуры. Координаты «настольной культуры» в общем социокультурном пространстве определить достаточно сложно, а соотнести их исключительно с сферой досуга и развлечений невозможно, поскольку они включают интеллектуальную и спортивную составляющие. К примеру, игра в бирюльки для российского крестьянина и дворянина XIX века - это развитие мелкой моторики, речевых центров, логики и стратегического мышления Несмотря на высокий уровень компьютеризации современного мира, классические настольные игры продолжают пользоваться спросом у потребителей. Настольные игры сплачивают людей, дают большой простор для творчества, а создание новых и интересных игр дают возможность людям проявить себя как талантливых создателей игр, дизайнеров, иллюстраторов и оформителей. Проблема развития рынка настольных игр - недостаток российских разработчиков, преимущественное присутствие зарубежных версий настольных игр.Основной тенденцией конца ХХ века является формирование широкого класса так называемых настольных игр в немецком стиле. Иногда их для краткости называют немецкими или европейскими играми, поскольку начало этому направлению было положено

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

в Германии. Правила в играх немецкого стиля относительно просты, партии длятся не очень долго, поэтому к этому классу относится большинство семейных игр. Их главная особенность - высокое качество исполнения, тщательно продуманное красочное оформление, причудливый дизайн, замысловатый сюжет [1].

Современная концепция настольных игр начала формироваться после Второй мировой войны в Германии. Именно в этой стране стали появляться первые примеры игр, стандартные правила, стратегии, которые широко известны современному любителю так называемых «настольных игр». В СССР самой известной игрой того времени была «Приключения на Луне», где целью ставилось помочь космонавтам выбраться из разных ситуаций. После распада Советского Союза на эту незанятую нишу стали обращать внимание только в 2006 году [2].

Есть несколько критериев, по которым можно разделять настольные игры - по жанрам, по механикам и по аудитории. Если говорить о жанрах - начнем с ККИ (коллекционная карточная игра). У них есть варианты поджанров. Есть классические ТСО (1хаёт§сагё§ате8), чья ключевая особенность - модель распространения, где есть наборы со случайным содержимым. Здесь всё строится вокруг сообщества. Там обязательно присутствует элемент обмена между игроками для сборки оптимальной колоды. Ещё есть поджанр ЬСО (1тп§сагё§атев), где модель распространения больше похожа на подписку - есть базовый набор, и к нему раз в какой-то период выходит набор, в котором сразу есть все карты нового выпуска. Сейчас из жанра ТСО всё ещё популярна МТО, а остальные ККИ в большинстве перешли на ЬСО. Если брать по жанрам дальше - есть абстракты (шахматы, шашки, нарды), есть игры с социальным взаимодействием (игры на ассоциации, мафия), стратегические, где есть ещё 3 больших поджанра:

- Евростратегии («еврогейм») - каждый участник делает один и тот же набор действий и побеждает тот, кто сделал свою цепочку наиболее эффективной. В этих играх почти нет рандома и как правило очень ограничены взаимодействия между игроками и нет прямого конфликта.

- Американская школа («америтреш»)-эти игры построены на прямом взаимодействии. Там игроков постоянно сталкивают друг с другом, и побеждает тот, кто оказался сильнее.

- 4х стратегии (Амбиции Космоса как раз принадлежат к этому жанру) - это стратегии, которые объединяют в себе и европейский, и американский подход. Здесь больше простора для долгосрочного планирования, но есть часть игры, которая посвящена прямым столкновениями.

Основное отличие заключается в том, что в европейских играх нет прямого конфликта между игроками, победитель определяется в самый последний момент, а влияние случайности скрыто в глубинах игровой механики. Во многих американских играх все наоборот: прямой конфликт является основой механики, а кости - способом определения исхода действия. Российские игроки одинаково хорошо воспринимают обе школы.

Существует отдельный жанр детских игр, которые в основном обучают и развивают, и есть адаптации хитовых игр для более младшей аудитории с сохранением ключевых механик. В коробочных ролевых играх у каждого игрока есть свой персонаж, а общая суть сводится к прохождению какого-либо приключения. Ведущий в таких играх обычно заменяется несколькими колодами карт, и игроки совместными усилиями противостоят «коробке». Этот жанр сейчас как раз в топе, что хорошо видно по последним сборам на краудфандинговых площадках. В кооперативных играх ключевой особенностью является противостояние одной команды против «игры», а не против друг друга, когда вся команда либо выигрывает, либо терпит поражение, это основные жанры. Ещё стоит упомянуть варгеймы - это жанр стратегических игр, где используются миниатюры. Самый известный пример - вселенная Warhammer 40000 [3].

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международно го бизнеса ...»

Мировой рынок настольных игр испытывал подъём в девяностых годах, тогда на хлынули коммерческие игры: «Подземелья и драконы», «Талисман» (которая была первой игрой, разработанной в стиле фэнтези), Magic: The Gathering. «Колонизаторы» Клауса Тойбера были выпущены в 1995 году и стали первой серией игр в немецком стиле, а «Эноргосвет», увидевшая свет в 2004 году, была экономической стратегией и игрой по захвату территорий одновременно. Начался настоящий бум «настольных игр», с созданием фан-клубов и тиражированием коллекционных карт, которые стоили серьёзных инвестиций. Большинство этих игр появилось за рубежом, но, например, легендарная «Мафия» была придумана в 1986 году студентами МГУ, а затем она покорила если не весь мир, то приличную его часть.

Регулярные финансовые кризисы способствовали расцвету настольных игр в России. Сложная экономическая ситуация способствует росту продаж, потому что люди начинают сокращать расходы на развлечения, меньше ходят в кино и боулинг, отдавая предпочтение домашним развлечениям. Настольные игры оказываются дешевой альтернативой ресторану или пейнтболу. Продавцы быстро поняли, что можно не только продавать чужие игры, но и производить свои - по лицензиям или собственным разработкам.

По сравнению с Россией, рынок настольных игр в Европе более фрагментирован: он включает «Hasbro» и «Matte», специализированную компанию «Asmodee» и множество очень мелких игроков. В России есть несколько ведущих специализированных игроков, разрыв между ними невелик, поэтому здесь больше возможностей для масштабной конкуренции. Для международных компаний локализация игр не является главным приоритетом, поэтому у российских игроков есть возможность проявить инициативу: купить права на популярные игры и занять пустующую нишу. Ситуация, когда два-три игрока рынка обладают мощными пакетами лучших в мире лицензий, типична для России и исключительна для Европы и США. Примером такого обладателя лицензии является компания «Hobby World». Кроме того, европейский магазин настольных игр - это почти всегда магазин одного издателя, который продает только свой продукт. Российский магазин настольных игр чаще всего представляет разные бренды для демократического выбора клиента в одной локации.

Крупнейшей специализированной розничной сетью в России и Европе является «Мосигра». Она насчитывает 73 магазина в 34 городах России и СНГ с общим годовым оборотом 500-600 млн рублей в год, то есть 7-8% рынка. Доля крупнейшего отечественного издателя, компании «Мир хобби», составляет 10% рынка. Кроме того, на рынке присутствуют издательства «Магеллан», «Стиль жизни», «Космодром», «Звезда» и розничные компании «Игромед» и «Гага».

В целом, на специализированные магазины настольных игр приходится 20% рынка. Остальные «настолки» продают гипермаркеты, магазины детских товаров, книжные магазины и т.д. Крупнейшими зарубежными издателями в России являются «Hasbro» и «Mattel» [2].

Библиографические ссылки

1. История настольных игр [Электронный ресурс]. - URL: https://school1208.ru/ raznoe/istoriya-nastol-nyh-igr-2.html

2. Филатова Е.С. Анализ рынка настольных игр в России // Сборник статей II Международного научно-практического конкурса. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза), 2016. - С. 94-98.

3. Анализ рынка настольных игр в России [Электронный ресурс]. - URL: https://club.cnews.ru/blogs/entry/analiz_rynka_nastolnyh_igr_v_rossii-2019-04-08

© Белик Д.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.