DOI 10.24412/2227-7315-2023-1-130-138
УДК 342.9
P.C. Тихий, Е.Э. Черемушкина
К ВОПРОСАМ О ПОНЯТИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение: таможенный контроль является одной из функций органов таможенной службы. В настоящее время в Российской Федерации законодательство в сфере таможенного контроля находится в постоянном изменении и дополнении, поскольку состоит из норм международного и внутринационального права. Немаловажная роль в регулировании порядка проведения контроля таможенной сфере принадлежит административным процедурам, которые призваны обеспечить реализацию функции таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров, грузов и автомобильного транспорта различными субъектами предпринимательства. В данной научной статье проводится анализ теоретических основ административных процедур осуществления таможенного контроля в сфере предпринимательской деятельности Российской Федерации. Цель: исследование административных процедур осуществления таможенного контроля предпринимательской деятельности. Методологическая основа: в качестве методологической основы исследования использован аналитический метод познания, метод структурного анализа и сравнительно-правового анализа. Результаты: могут быть использованы в науке административного права, административного процесса, таможенного права, а также предпринимательского права. Сформулированные в настоящей статье выводы и научные подходы, могут быть использованы в теории и практики деятельности таможенных органов. Выводы: предложенные выводы необходимы для совершенствования научной теории административных процедур осуществления таможенного контроля.
Ключевые слова: административные процедуры, стадии административных процедур, таможенный контроль, внешнеэкономическая деятельность.
§ © Тихий Роман Сергеевич, 2023
^ Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса (Краснодарский универ-
1 ситет МВД России); е-mail: [email protected]
i © Черемушкина Елена Эдемовна, 2023
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса (Краснодарский университет мВд России); е-mail: [email protected]
© Tikhiy Roman Sergeevich, 2023
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure (Krasnodar State University of the Ministry of internal Affairs of Russia) © Cheremushkina Elena Edemovna, 2023
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure 130 (Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
R.S. Tikhiy, E.E. Cheremushkina
ON THE CONCEPT OF ADMINISTRATIVE PROCEDURES FOR CUSTOMS CONTROL IN THE FIELD OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY
Background: customs control is one of the functions of customs service bodies. Currently in the Russian Federation legislation in the field of customs control is in constant change and addition, as it consists of the norms of international and domestic law. An important role in regulating the procedure for control of the customs sphere belongs to administrative procedures that are designed to ensure the implementation of the function of customs authorities exercising customs control in the movement across the customs border of the Russian Federation of goods, cargo and road transport by various business entities. In this connection, this scientific article analyzes the theoretical foundations of administrative procedures of customs control in the sphere of entrepreneurial activity of the Russian Federation. Objective: to study of administrative procedures for customs control of entrepreneurial activity. Methodology: as the methodological basis of the study used the analytical method of knowledge, the method of structural analysis and comparative legal analysis were used. Results: the results of the study can be used in the science of administrative law, administrative process, customs law, as well as business law. The conclusions and scientific approaches formulated in this article can be used in the theory and practice of customs authorities. Conclusions: the proposed conclusions are necessary to improve the scientific theory of administrative procedures for customs control.
Key-words: administrative procedures, stages of administrative procedures, customs control, foreign economic activity.
Таможенный контроль направлен на охрану здоровья граждан, обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение порядка перемещения физическими и юридическими лицами товаров и грузов через таможенную границу.
Таможенное регулирование является одним из ключевых методов государственного воздействия на экономику России и заключается в регулировании порядка проведения таможенного контроля1. Качество осуществления таможенного контроля зависит от уровня подготовки кадров Федеральной таможенной службы и ее территориальных подразделений.
Наличие в науке достаточно и закрепленных в законодательстве административных процедур проведения таможенного оформления товаров позволит обеспечить эффективность реализации таможенного контроля в сфере деятельности субъектов предпринимательства.
Для осуществления таможенного контроля требуется четкая нормативная регламентация деятельности таможенных органов. В этом немаловажная роль принадлежит административным процедурам, которые призваны упорядочить управленческую деятельность таможенных органов, связанную с принятием
1 См.: Ярулин P.P., Давлеткирева А.Р. Особенности таможенного контроля на современном этапе: проблемы и перспективы. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tamozhennogo-kontrolya-na-sovremennom-etape-problemy-i-perspektivy (дата обращения:
10.04.2022). 131
управленческих решений, реализацией управленческой функции при осуществлении таможенного контроля.
В российской научной литературе различными специалистами теории административного права и процесса были разработаны различные научные подходы к понятию административных процедур управленческой деятельности [1; 2].
В теоретической интерпретации административные процедуры являются частью управленческого административного процесса, связанной с реализацией управленческих функций органов исполнительной власти.
В зависимости от управленческих функций органов исполнительной власти в научной литературе были выделены регулятивные (позитивные) и охранительные (юрисдикционные) административные процедуры, по юридической природе — нормотворческие и правоприменительные процедуры, по направлению деятельности — внешнеуправленческие и внутриаппаратные процедуры и др. [3, с. 116].
Административные процедуры являются результатом осуществления юридически значимых действий при реализации управленческих функций. Российским исследователем И.М. Лазаревым были названы виды административных процедур: правопредоставительные, которые связаны с обеспечением исполнения обязанностей гражданами и их организациями; лицензионно-разрешительные; регистрационные; контрольно-надзорные; государственно-поощрительные [4, с. 53].
В современной российской теории понятие «административных процедур» получило применение также в разрешительной системе органов исполнительной власти (регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация, квотирование, выдача специальных разрешений) в системе разрешительных производств административного процесса [5, с. 14].
Так, в Российской Федерации, с учетом международного законодательного опыта, возникла необходимость в разработке и принятии отдельного Федерального закона «Об административных процедурах», который в настоящее время не принят.
В сфере таможенного контроля перемещения через границу Российской Федерации товаров, грузов и транспортных средств различными субъектами предпринимательской деятельности, применимы административные процедуры юрисдикционной контрольно-надзорной деятельности должностных лиц таможенных органов.
Для анализа теоретических проблем административных процедур осуществления таможенного контроля в сфере предпринимательской деятельности, необходимо рассмотреть понятие и систему таможенного контроля.
Таможенный контроль является частью системы таможенного регулирования внешнеторговых операций и таможенного дела1.
Таможенный контроль — средство реализации таможенной политики Российской Федерации, совокупность мер, осуществляемых органами таможенной службы в целях обеспечения соблюдения всеми участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства [6, с. 169].
1 См.: Федоткин В.В. Таможенный контроль: принципы его проведения и классификация видов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tamozhennyy-kontrol-printsipy-ego-provedeniya-132 i-klassifikatsiya-vidov/viewer (дата обращения 30.04.2022).
Российская юридическая наука понятие таможенного контроля исследует как разновидность государственного контроля административно-юрисдикционного характера, осуществляемого таможенными органами в сфере внешнеэкономической деятельности. Примером служит точка зрения Д.А. Янчукова, который указывает на роль государственного таможенного контроля в развитии товарного рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности [7, с. 24].
По мнению других ученых, например, Г.В. Матвиенко, таможенный контроль является разновидностью таможенного производства в системе таможенного процесса, наряду с другими видами таможенных производств и процедур [8, с. 151].
Другие российские исследователи, например О.В. Гречкина, относят сферу таможенного контроля к административно-юрисдикционной деятельности таможенной службы [9, с. 47].
Понятие таможенного контроля имеет узкое и широкое смысловое толкование.
Таможенный контроль в узком смысле — это совокупность проверочных мероприятий, совершаемых в определенных формах, в целях выявления нарушений норм таможенного законодательства.
Широкая трактовка понятия таможенного контроля содержится в таможенном законодательстве. Данное понятие было закреплено в Таможенном кодексе Таможенного союза. Согласно п. 1, подп. 31, ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (в ред. от 8 мая 2015 г.) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17), таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза1.
Таможенный Кодекс Таможенного союза утратил силу с 1 января 2018 г. в настоящее время действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
Согласно п. 1, подп. 1, ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (в ред. от 29 мая 2019 г.) (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), таможенный контроль — это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании2.
Таможенный контроль как вид государственного контроля закреплен в п. 3.1. ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
1 См.: Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (в ред. от 8 мая 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50, ст. 6615.
2 См.: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (в ред. от 29 мая 2019 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 09.05.2022). 133
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в перечне видов контроля, на который не применяются положения Федерального закона1.
Таможенный контроль является отдельной функцией таможенных органов, которая связана с предупреждением и пресечением нарушений норм международного, союзного и национального таможенного законодательства.
Целью проведения таможенного контроля является защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и ее союзников; защита интересов товаропроизводителей и др. В качестве таковых производителей могут выступать предприниматели и юридические лица2.
Таможенный контроль направлен на контроль: при перемещении товаров через таможенную границу; проверки достоверности сведений таможенной декларации; соблюдения ограничений выпуска товаров и др.
К органам исполнительной власти (таможенным органам) по осуществлению функции таможенного контроля относится Федеральная таможенная служба Российской Федерации и ее структурные подразделения: таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления, управления Центрального аппарата Федеральной таможенной службы РФ.
Зоной таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов и т.д.
Таможенный контроль проводится в соответствии с законодательством таможенного союза и законодательством государств-участников.
Формами проведения таможенного контроля являются: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; Таможенный осмотр; Таможенный досмотр и другие формы.
Технологии (инструкции) применения форм проведения таможенного контроля и мер, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Результаты таможенного контроля оформляются нормативными документами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что таможенный контроль выступает как самостоятельный вид административно-юрисдикционной процедуры контрольной (надзорной) деятельности таможенных органов в сфере таможенного регулирования и является отдельным видом государственного контроля.
Исходя из этого, следует выделить в отдельный вид таможенной процедуры, т.е. совокупности норм, определяющих порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами.
На наш взгляд, таможенный контроль является самостоятельной административной процедурой юрисдикционной деятельности таможенных органов, связанной с реализацией функций государственного таможенного контроля (надзора) в рамках административного регламента, технологии (инструкции).
Таможенный контроль охватывает сферу таможенного регулирования и таможенного дела.
1 См.: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. 2008. 30 дек.
2 См.: Таможенный контроль. URL: https://ucsol.ru/tamozhennoe-oformlenie/tamozhennyj-134 kontrol (дата обращения: 09.05.2022).
При этом таможенный контроль имеет определенную последовательность проведения, которая может быть уточнена в отдельном административном регламенте.
Административный регламент проведения таможенного контроля необходим для обеспечения повышения качества осуществления таможенного контроля (надзора) в целях защиты национальных экономических интересов и защиты экономической безопасности при перемещении товаров, грузов и транспортных средств через границу РФ.
В сфере предпринимательства таможенный контроль является способом государственного регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности.
Субъектами, на которые направлена административная процедура таможенного контроля, являются: физические лица, юридические лица и также индивидуальные предприниматели.
Сторонами осуществления административной процедуры таможенного контроля является с одной стороны должностное лицо таможенного органа, с другой стороны физические и юридические лица, а также предприниматели.
По нашему мнению, стадиями осуществления административной процедуры таможенного контроля (надзора) являются: 1) возбуждение таможенного дела (прием и регистрация документов, таможенных деклараций); 2) рассмотрение таможенного дела и осуществление таможенного контроля; 3) оформление результатов проведения таможенного контроля; 4) исполнение решения, выполнение предписаний должностных лиц таможенных органов; 5) пересмотр, обжалование решений таможенных органов по результатам проведения таможенного контроля.
В целом таможенный контроль является средством обеспечения экономической безопасности при реализации фискальной, контрольно-надзорной и регулирующей функций.
Из этого следует, что при осуществлении таможенного контроля должностные лица обеспечивают регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.
В заключение добавим, что для обеспечения эффективности таможенного контроля считаем необходимым на уровне правового регулирования совершенствовать систему принятых Федеральной таможенной службой административных регламентов проведения таможенного контроля в различных сферах предпринимательства. Это позволит более четко конкретизировать административную процедуру и обеспечить целесообразность ее проведения. Что приведет к уменьшению числа допущенных нарушений таможенного законодательства.
Библиографический список
1. Старилов Ю.Н. Управленческая и «судебная» концепция административного процесса: развитие, современное значение и взаимодействие // Вестник Воронежского государственного университета. 2006. №1. С. 110-141.
2. Тихомиров Ю.А. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 3-13.
3. Давыдов К.В. Административные процедуры: проблемы классификации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 2. С. 125-143.
4. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 199 с.
5. Старилов Ю.Н. Административные процедуры — неотъемлемая часть законодательства о государственном и муниципальном управлении: проблемы теории, практики и законотворчества // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Право. 2019. № 4. С. 8-26.
6. Серёмина Р.Н. Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Международной научной конференции (г. Москва, июнь 2017 г.). М.: Буки-Веди, 2017. С. 166-169.
7. Янчуков Д.А. Государственный контроль в таможенной сфере: административно-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 31 с.
8. Матвиенко Г.В. Правовые основы таможенного процесса / под ред. С.В. Заполь-ского. М.: Юрлитинформ, 2011. 350 с.
9. Гречкина О.В. Таможенный контроль как административно-юрисдикционная деятельность // Право и практика. 2010. № 1. С. 104-109.
References
1. Starilov Yu.N. Managerial and "Judicial" Concept of Administrative Process: Development, Modern Significance and Interaction // Bulletin of Voronezh State University. 2006. No. 1. Р. 110-141.
2. Tikhomirov Yu.A. Administrative Procedures and Law // Journal of Russian Law. 2002. No. 4. P. 3-13.
3. Davydov K.V. Administrative Procedures: Classification Problems // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. 2017. No. 2. P. 125-143.
4. Lazarev I.M. Administrative Procedures in the Sphere of Relations Between Citizens and Their Organizations with Executive Authorities in the Russian Federation: diss... cand. of law. M., 2002. 199 p.
5. Starilov Yu.N. Administrative Procedures Are an Integral Part of Legislation on State and Municipal Administration: Problems of Theory, Practice and Lawmaking // Bulletin of the Voronezh State University, Series: Law. 2019. No. 4. P. 8-26.
6. Seremina R.N. Customs control: concept, types, forms and methods // Actual issues of economics and management: materials of the V International Scientific Conference (Moscow, June 2017). Moscow: Buki-Vedi, 2017. Р. 166-169.
7. Yanchukov D.A. State Control in the Customs Sphere: Administrative and Legal Aspects: extended abstract of dis. ... cand. of law. Moscow, 2011. 31 p.
8. Matvienko G.V. Legal Bases of the Customs Process / Ed. by S.V. Zapolsky. M.: Yurlitinform, 2011. 350 p.
9. Grechkina O.V. Customs Control as an Administrative and Jurisdictional Activity // Theory and Practice of Administrative Law and Process: Materials of the Fourth All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, 2016. P. 45-49.
С.С. Терещук • К вопросу о разграничении дисциплинарного проступка и дисциплинарного коррупционного правонарушения
DOI 10.24412/2227-7315-2023-1-137-142
УДК 342.95
С.С. Терещук
К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОСТУПКА И ДИСЦИПЛИНАРНОГО КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Введение: действующее законодательство Российской Федерации устанавливает различный порядок привлечения государственных служащих к ответственности за совершение дисциплинарного проступка и дисциплинарного коррупционного правонарушения. Однако нормативное определение дисциплинарного коррупционного правонарушения отсутствует. Возникает вопрос — имеются ли достаточные основания для рассмотрения дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений в качестве отдельного вида юридической ответственности. Цель: сформулировать определение понятия дисциплинарного коррупционного правонарушения. Методологическая основа: общие и частные научные методы познания, а именно, анализ, синтез, абстрагирование, системный и сравнительно-правовой. Результаты: рассмотрены существующие в юридической науке позиции по вопросу о соотношении дисциплинарного проступка и дисциплинарного коррупционного правонарушения, выявлены их общие и особенные черты. Вывод: для рассмотрения дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений в качестве отдельного вида юридической ответственности нет оснований. Дисциплинарное коррупционное правонарушение — это неисполнение или ненадлежащее неисполнение государственным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, за совершение которого представитель нанимателя вправе применить к нему дисциплинарное взыскание.
Ключевые слова: государственная служба, дисциплинарная ответственность, коррупция, правонарушение, вина.
S.S. Tereshchuk
ON THE QUESTION OF THE DISTINCTION BETWEEN DISCIPLINARY MISCONDUCT AND DISCIPLINARY CORRUPTION OFFENSES
Background: current legislation of the Russian Federation establishes different procedures for holding public servants liable for committing a disciplinary offense and a disciplinary corruption offense. However, there is no normative definition of a disciplinary corruption offense. This raises the question of whether there are sufficient grounds for considering disciplinary responsibility for the commission of corruption offenses as a separate type of legal responsibility. Objective: formulate a definition of the concept of a disciplinary corruption offense. Methodology: general and particular scientific methods
© Терещук Сергей Сергеевич, 2023
Соискатель кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Tereshchuk Sergey Sergeevich, 2023
Applicant of the Department of Administrative and Municipal Law (Saratov State Law Academy) 137
of cognition of objective reality, which include analysis, synthesis, abstraction, systemic and comparative legal methods. Results: the existing positions in the legal science on the issue of correlation of disciplinary misconduct and disciplinary corruption offenses were considered, their common and special features were revealed. Conclusion: there are no sufficient grounds for considering the disciplinary liability of civil servants for committing corruption offenses as an independent type of legal liability, and the liability of civil servants for committing corruption offenses can be considered as disciplinary liability established by law as a legal means of preventing and overcoming corruption. A disciplinary corruption offense is a non-fulfillment or improper non-fulfillment by a civil servant through his fault of the duties assigned to him, restrictions and prohibitions established in order to combat corruption, for which the representative of the employer has the right to apply a disciplinary sanction to him.
Key-words: public service, disciplinary liability, corruption, offense, guilt.
В настоящее время за совершение дисциплинарного проступка и дисциплинарного коррупционного правонарушения государственные служащие несут ответственность на основании различных механизмов. Однако, несмотря на различие порядка реализации мер ответственности за совершение данных деяний, отечественное законодательство характеризуется отсутствием четкого нормативного разграничения понятий дисциплинарного проступка и дисциплинарного коррупционного правонарушения.
Так, в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 7 октября 2022 г.) (далее — Закон № 79-ФЗ)1, дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей.
Что касается дисциплинарного коррупционного правонарушения, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (в ред. от 31 июля 2020 г.) (далее — Закон № 273-Ф3)2 только устанавливает, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Ю.Н. Туганова и С.И. Журавлева, ответственность за коррупционные правонарушения не является дисциплинарной. Данный вывод обоснован тем, что такая ответственность урегулирована отдельными нормами права. Кроме того, поскольку законодательство о государственной службе прямо не называет коррупционные правонарушения дисциплинарными, их совершение влечет применение не дисциплинарных взысканий, а особого вида наказаний [1].
Однако вряд ли можно согласиться с данной позицией. Отнесение ответственности за совершение коррупционных правонарушений к отдельному виду лишь на основании того, что в нормативных правовых актах отсутствуют нормы, которые свидетельствуют о ее нормативно установленной принадлежности к дисциплинарной, представляется недостаточно обоснованным.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31, ст. 3215; 2022. № 41, ст. 6941.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6228; 2020. № 31 (ч. 1), 138 ст. 5018.