Научная статья на тему 'К ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ НОВОГО ИНСЕКТОФУНГИЦИДА МЕРКУРАНА'

К ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ НОВОГО ИНСЕКТОФУНГИЦИДА МЕРКУРАНА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOXICOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MERCURANE —A NEW INSECTOFUNGICIDE

The combined action exerted on warm-blooded animals by ethylmercurchloride (EMC) and gamma-isomer ol hexachlorcyclohexane (HCCH), contained in mercurane. has been investigated by means of acute and chronic poisoning test, involving different routes of administration, on white mice, rats and rabbits. It has been found that during acute poisoning of warm-blooded animals with mercurane, gamma-isomer and ethylmercurchloride, the toxicity of mercurane was slightly lower than that of ethylmercurchloride and of gamma-isomer e.i. a definite antagonism was found to exist among the ingredients contained in mercurane. Linder the conditions of chronic poisoning mercurane was found to he more toxic than gamma-isomer (HCCH) and considerably less toxic than ethylmercurchloride. The author describes the clinical picture of both acute and chronic poisoning with mercurane in experimental animals. Special attention has been paid to the type and ex tent of haematological shifts, since the changes in the blood picture usually appear much earlier than other signs of intoxication.

Текст научной работы на тему «К ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ НОВОГО ИНСЕКТОФУНГИЦИДА МЕРКУРАНА»

К ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ НОВОГО ИНСЕКТОФУНГИЦИДА МЕРКУРАНА

В. Е. Балашов Из кафедры гигиены труда Киевского медицинского .института

В последние годы в практику сельскохозяйственного производства широко внедряется весьма эффективный инсектофунгицид—меркуран, представляющий собой механическую смесь: 2% этилмеркурхлорида (ЭМХ) и 12%. у-изомера гексахлорциклогексана (ГХЦГ). Наполнителем является тальк или каолин. Меркуран применяется для предупреждения повреждения растений озимой ржи и озимой пшеницы, яровой пшеницы и ячменя проволочником и шведской мухой, а также для защиты яровых и озимых хлебов от грибковых заболеваний. Эффективность применения меркурана доказана и при протравливании семян хлопчатника и льна.

Экспериментальными работами Л. И. Медведя, Н. С. Правдина и С. Н. Кремневой, И. М. Трахтенберга, С. И. Ашбель, С. А. Троицкого и др. токсичность ЭМХ изучена в достаточной степени. Токсичность ГХЦГ и его у-изомера изучалась и продолжает быть объектом изучения в работах Е. Н. Буркацкой, А. П. Волковой и др. Токсичность же меркурана, т. е. смеси ЭМХ и у-изомера ГХЦГ, до настоящего времени не изучалась. Между тем токсикологическая характеристика такого прег парата, как меркуран, не может быть дана на основании характеристик отдельных веществ, входящих в его состав. Поэтому было необходимо, изучая токсикодинамику меркурана, фактически выяснить вопросы комбинированного действия на организм подопытных животных ЭМХ и у-изомера ГХЦГ.

Изучение токсичности меркурана проводилось в сравнительном плане. Для этого были взяты ЭМХ и у-изомер ГХЦГ, полученные из научно-исследовательских институтов инсектофунгицида, а также приготовлена из этих соединений механическая смесь в таком же соотношении, в каком эти вещества находятся в меркуране, т. е. 2 : 12. Опыты проводили на белых мышах, белых крысах и кроликах в условиях острого, а также хронического отравления при различных путях введения препарата: через желудочно-кишечный тракт, дыхательные пути и подкожно.

Известно, что ЭМХ значительно токсичнее у-изомера ГХЦГ. Поэтому можно было предполагать, что токсичность меркурана будет выше по сравнению с у-изомером ГХЦГ и ниже токсичности ЭМХ. Однако при остром отравлении животных меркураном, у-изомером ГХЦГ и ЭМХ была обнаружена несколько меньшая токсичность меркурана по срав нению с у-изомером ГХЦГ. Так, при введении меркурана кроликам оег os в дозе 125 мг/кг гибель животных наблюдалась на 4—5-е сутки, а при отравлении животных у-изомером ГХЦГ в такой же дозе они погибали на 2—3-й сутки. Введение белым мышам меркурана per os в дозе 200 мг/кг вызывало гибель всех животных в течение 3 суток. Такая же доза у-изомера ГХЦГ оказалась смертельной для всех мышей в течение 24 часов.

Для более детального выяснения вопроса воздействия меркурана на подопытных животных отравление белых мышей производилось per os смесями растворов ЭМХ и у-изомера ГХЦГ, в которых препараты находились в различных соотношениях. При этом подобраны такие дозы для ЭМХ и у-изомера ГХЦГ, при которых животные погибали в течение 24 часов после введения вещества (см. таблицу). Для ЭМХ такой до зой оказалось 60 мг/кг, для у-изомера ГХЦГ — 200 мг/кг. Затем бе лым мышам вводили в желудок смесь ЭМХ и у-изомера ГХЦГ в таком

Сроки гибели белых мышей при одноразовом введении ЭМХ.-у-изомера ГХЦГ и меркурата per os

Я х й i i з- о 5 S Ш с День гибели животных

Препарат Доза see «с <2

- CN СО «О to СП — «О

ЭМХ..... -(-изомер ГХЦГ Меркуран . . . Смесь ЭМХ и 60 мг/кг ...... 200 мг/кг...... 14,3% смертельной дозы ЭМХ и 85,7% смертельной дозы ^-изомера..... 10 10 20 10 10 10 4 1 1 1 1 1 1

7-изомера ГХЦГ . . . Смесь ЭМХ и 25% смертельной дозы ЭМХ и 75% смертельной дозы у-изомера ....... 20 12 3 1 2 1 1

•у-изомера ГХЦГ . . . 50% смертельной дозы ЭМХ и 50% смертельной дозы у-изомера ....... 20 И 7 1 1

количестве, которое содержало 14,3% смертельной дозы ЭМХ и 85,7% смертельной дозы у-изомера ГХЦГ, т. е. ЭМХ и у-изомер ГХЦГ находи лись в таком же соотношении, как в меркуране (2: 12). Иными словами, вводилось такое количество меркурана, которое должно было вызвать гибель животных в течение 24 часов. Однако из 20 мышей, которым была введена эта доза, в 1-е сутки погибло 10 мышей, на 2-е сутки — еще 4 мыши, а остальные 6 мышей погибли в течение 16 суток с момента введения. Во втором опыте этой серии 20 мышам было введено по 25°/о смертельной дозы ЭМХ и 75%> смертельной дозы у-изомера ГХЦГ. В 1-е сутки погибло 12 мышей, в течение 2 суток — 3 мыши, а остальные 5 мышей погибли в течение 9 суток. В третьем опыте 20 мышам введено было по 50% смертельной дозы ЭМХ и у-изомера ГХЦГ. В течение суток погибло 11 мышей, в течение 2 суток — 7 мышей и 2 мыши по гибли на 3-й и 5-е сутки после инъекции.

При подкожном введении растворы ЭМХ и меркурана уже со 2-х и 3-х суток от момента введения вызывали у подопытных крыс развитие некрозов, в связи с чем эти опыты были прерваны. У белых мышей некрозы были менее выражены. Показательно, что и в этих опытах при однократном подкожном введении абсолютно смертельных доз меркурана, у-изомера ГХЦГ и ЭМХ наблюдалась та же закономерность, что и при введении препаратов через желудочно-кишечный тракт.

В хронических опытах с повторным ежедневным введением кроли кам в желудок одинаковых доз меркурана и у-изомера ГХЦГ (30 мг/кг) обнаружена более высокая токсичность меркурана по сравнению с у-изомером ГХЦГ. Такое же соотношение между токсичностью меркурана и у-изомера ГХЦГ наблюдалось при отравлении белых мышей указанными препаратами при введении их в дозе 20 мг/кг. Например, при введении 20 белым мышам в желудок меркурана из расчета 20 мг/кг все мыши погибли между 15-м и 39-м днем. В то же время 20 мышей, подвергнутые отравлению у-изомером ГХЦГ в той же дозе (20 мг/кг), погибли между 21-м и 47-м днем.

В условиях хронического эксперимента при ежедневной б-часовой экспозиции и концентрации меркурана 0,001 мг/л все подопытные мыши погибли между 18-м и 62-м днем от начала опыта. Отравление мышей

у-изомером ГХЦГ в идентичных условиях вызвало гибель животных в более поздние сроки (между 27-м и 71-м днем), что свидетельствует о большой токсичности меркурана по сравнению с у-изомером.

В клинической картине острого отравления меркураном белых мышей и крыс в начале эксперимента обращал на себя внимание период двигательного возбуждения, быстро сменяющийся угнетением и расстройством дыхания и сопровождавшийся синюшностыо конечностей, ушей и хвоста. При этом у животных наблюдалось повышение рефлекторной возбудимости, атаксия, парезы и затем параличи передних, а несколько позже и задних конечностей; животные принимали боковое положение, у них отмечались резкое замедление дыхания, непроизвольное мочеиспускание и дефекация. Накануне гибели у животных учащались приступы клонических судорог, сменявшиеся затем тоническими, во время которых большинство животных погибало.

При вскрытии животных регистрировалось полнокровие внутренних органов с участками кровоизлияний в легочной ткани. Желудок и кишечник были переполнены содержимым (атоничны).

При хроническом отравлении животных клинические изменения выражались в медленном снижении веса животных без заметного ухудшения аппетита. В более поздний период прогрессирующее падение веса сопровождалось нарушением координации движений, расстройством дыхания, парезами, параличами, клоническими и тоническими судорогами.

При изучении токсичности меркурана особое значение придавалось характеру и степени гематологических сдвигов, возникающих в ходе интоксикации. В ранее проведенных исследованиях изменения со стороны крови при воздействии ЭМХ (В. Е. Балашов), а также у-изомера ГХЦГ (А. П. Волкова, Е. Н. Буркацкая) отмечались в качестве ранних показателей токсического воздействия.

Изменения в крови белых мышей, отравлявшихся парами меркурана в концентрации 0,1—0,12 мг/л, а также у кроликов, затравленных per os в дозе 125 мг/кг, сводились к следующему: ускорение РОЭ, некоторое уменьшение числа эритроцитов, относительная эозинофилопения и лимфопения, выраженный лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом влево. Клеточные элементы костного мозга были качественно изменены: вакуолизированы ядра и протоплазмы мононуклеаров, отмечался карио рексис эозинофилов и лимфоцитов.

При повторном ежедневном отравлении белых мышей парами меркурана, а также кроликов гематологические изменения развивались часто раньше, чем те или иные видимые проявления интоксикации. Почти с первых дней отравления парами меркурана в концентрации 0,001 мг/л отмечалась ускоренная РОЭ, которая достигала максимума накануне гибели животных (66 мг/час). Одновременно развивались лейкоцитоз с выраженным нейтрофильным сдвигом влево, а также усиленная регенерация элементов миелоидного ряда в костном мозгу. Несколько позже медленно нарастали явления анемии. В костном мозгу в этот период наблюдалась гиперплазия эритроидного ростка. Накануне гибели животных отмечались довольно быстрые изменения гемопоэза в целом: значительная анемия с падением числа витально-зернистых эритроцитов, появление в периферической крови нормобластов, пойкило- и анизо-цитов, лейкопения с нейтрофильным сдвигом влево, значительное снижение числа лимфоцитов и появление средних клеток с вакуолизиро-ванпой протоплазмой, исчезновение эозинофилов, появление нейтрофи-лов с токсической зернистостью. Изучение миелограмм в этот период показало, что параллельно с изменением периферической крови под влиянием отравления происходили резкие изменения клеточного состава костного мозга белых мышей, проявляющиеся в изменениях атрофиче-ского порядка со стороны элементов эритроидного и особенно миелоид-

чого ряда, а также и в относительном увеличении числа клеток с токсической зернистостью протоплазмы, с вакуолизацией ядра и протоплазмы и в уменьшении числа митозов.

Таким образом, на организм теплокровных животных меркуран оказывает действие, различно проявляющееся в остром и хроническом эксперименте.

При остром отравлении подопытных животных меркураном токсич ность его выражена несколько слабее, чем токсичность входящих в его состав ЭМХ и у-изомера ГХЦГ, т. е. наблюдается некоторый антагонизм в токсическом воздействии. Вероятно в данном случае речь идет о физиологическом антагонизме, так как ЭМХ при внутривенном введении снижает кровяное давление и угнетает дыхание (Л. И. Медведь и С. Г. Серебряная), а у-изомер ГХЦГ повышает кровяное давление и возбуждает дыхание (А. П. Волкова, Е. Н. Буркацкая).

При хроническом отравлении животных меркураном выяснилось, что меркуран токсичнее -у-изомера ГХЦГ, но значительно менее токсичен, чем ЭМХ.

Полученный результат нельзя объяснить простым суммированием токсических эффектов ЭМХ и у-изомера ГХЦГ. Более высокая токсичность меркурана в хроническом эксперименте объясняется, по-видимо-му, тем обстоятельством, что один из препаратов, входящих в состав меркурана, а именно ЭМХ, обладает значительно более выраженными кумулятивными свойствами, которые и проявились при хроническом отравлении.

В воздухе производственных помещений при использовании меркурана паров ЭМХ по отношению к парам у-изомера ГХЦГ оказывается всегда несколько большим, чем соотношение этих компонентов в твердом продукте. Учитывая это, мы считаем, что в производственных условиях при определении концентрации меркурана в воздухе необходимо определять раздельно концентрации ЭМХ и у-изомера ГХЦГ.

В ходе обследования лиц, соприкасающихся с меркураном, целесообразно исследовать у них картину крови, так как изменения в ней при отравлении меркураном обычно наблюдаются раньше, чем другие про явления интоксикации.

ЛИТЕРАТУРА

А ш бель С. И. |В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгици *ов. М., 1959, спр. 328. — Б а л а ш о в В. Е. Врач, дело, 1959, № 6, стб. 625.— Вол к о в а А. Л. В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгицидов. М. 1959, стр. 277'.—Медведь Л. И., Серебряная С. Г. В кн.: Сборник рефератов научных работ Киевского ин-та гигиены труда и профзаболеваний, 1947, стр. 99.— Медведь Л. И., Т р а х т е н б е р г И. М. Врач, дело, 1949, № 4, стб. 339. — Прав-д и н Н. С., К V е м н е в а С. Н. Фармакол. и токсикол., 1939, № 3, стр. 3. — Трахите н б ер г И. М. Там же, 1951, № 1, стр. 48. — Троицкий С. А., Колесникова Н. В., Смирнова В. К. Тезисы докл. научной конференции Горьковск. ин-та гигиены труда и профзаболеваний, посвящ. итогам научно-июслед. работы за 1955 г . 1956, стр. 33.

Поступила 23/VI 1959 г.

TOXI СО LOGICAL CHARACTERISTICS OF MERCURANE — A NEW INSECTOFUNGICIDE

V. E. Balashov

The combined action exerted on warm-blooded animals by ethylmercurchloride (EMC) and gamma-isomer oi hexachlorcyclohexane (HCCH), contained in mercurane. has been investigated by means of acute and chronic poisoning test, involving different routes of agdministration, on white mice, rats and rabbits. It has been found that during acute poisoning of warm-blooded animals with mercurane, gamma-isomer and ethylmercurchlo ride, the toxicity of mercurane was slightly lower than that of ethylmercurchloride and of gamma-isomer e. i. a definite antagonism was found to exist among the ingredients

:ontained in mercurane. Under the conditions of chronic poisoning mercurane was found to bo more toxic than gamma-isomer (HCCH) and considerably less toxic than ethylmer :urchloride.

The author describes the clinical picture of both acute and chronic poisoning with mercurane in experiment?] animals. Special attention has been paid to the type and ex tent of haematological shifts, since the changes in the blood picture usually appear much earlier than other signs of intoxication.

TV tV TV

ИЗМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ РЕАКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КЛАССНЫХ ЗАНЯТИИ

В ШКОЛЕ

Кандидат медицинских наук Ю. М. Пратусевич, H. Н. Корж

Из физиологической лаборатории кафедры педиатрии Центрального института усовершенствования в.рачей

Экспериментальное изучение корковой динамики у детей школьно го возраста при помощи классического павловского метода слюнных рефлексов позволило нам представить физиологический анализ деятельности больших полушарий в процессах умственного утомления при учеб ной перегрузке. Нами были отмечены различные тормозные фазы в коре, носившие длительный застойный характер (Ю. М. Пратусевич, 1956).

Работы школьных гигиенистов по изучению показателей коррек турной пробы и зрительно-моторной реакции у школьников до и после занятий подтвердили эти выводы на массовом материале (М. В. Ан тропова, М. И. Варсакин, Л. В. Михайлова, Г. П. Сальникова).

Метод электроэнцефалографии за 30 лет своего существования все шире и успешнее внедряется в медицинские исследования. Однако непосредственно изменений электрических потенциалов головного мозга для изучения умственного утомления у детей до сих пор никто не на блюдал.

Возрастные особенности электроэнцефалограммы (ЭЭГ) ребенка, отличия ее от ЭЭГ взрослого были отмечены уже первыми исследователями [Бергер (Berger, .1929), Смит (Smith, 1936), Линдслей (Lindsley, 1936)]. Они указали на меньшую регулярность доминирующего ритма и наличие медленных нерегулярных потенциалов у детей. Эти особенности выражены тем сильнее, чем моложе ребенок. В дальнейшем эти выводы на большом материале подтвердили другие авторы [Генри (Henry, 1944), H. В. Штейнбух, 1953; П. И. Шпильберг, 1953; Л. А. Новикова, 1956].

Указанные исследования касались лишь ЭЭГ, записанных в условиях покоя. Больший интерес представляют исследования ЭЭГ под влиянием функциональных нагрузок. Наиболее эффективная из них—ритмическое световое раздражение (стимуляция). При этом происходит перестройка электрических колебаний мозга на частоту световых мельканий раздражителя, а спектр усваиваемых мозгом ребенка частот в значительной степени зависит от возраста наблюдаемого [Ложе (Läget) и Гумберт (Gumbert, 1954), H. H. Зислина, 1957; П. В. Мельничук, 1958]. В последнее время получены первые факты об изменении спектра усваиваемых частот в разных стадиях сна (H. Н. Данилова, 1958; H. Н. Зислина, 1957; А. Г. Копылов, 1957; Е. Н. Соколов и H. Н. Данилова, 1957, 1958) и при специальных состояниях торможения коры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.