Научная статья на тему 'К ТЕОРИИ О СТРУКТУРЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР'

К ТЕОРИИ О СТРУКТУРЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / СОТРУДНИКИ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синенко С.А., Саутин А.А., Крысанов В.П.

Выполнение любых профессиональных обязанностей требует от сотрудника силовых структур высокого уровня владения двигательными способностями, которые необходимы для успешной реализации им поставленных перед ним задач. В научном материале в теоретических аспектах рассматривается вопрос о структуре двигательных способностей у сотрудника силовых структур в частности и человека в целом. Цель исследования - определить и характеризовать факторы, положительно влияющие на качественное выполнение сотрудником силовых структур своих профессиональных обязанностей и жизненно важных потребностей. Научная новизна заключается в разработке и обосновании теории о структуре двигательных способностей сотрудника силовых структур, определении факторов обуславливающих их развитие и совершенствование. Выводы: Определены факторы и их особенности, выявлен единый подход к пониманию структуры двигательных способностей сотрудника силовых структур для выполнения им своих служебных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Синенко С.А., Саутин А.А., Крысанов В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE THEORY OF THE STRUCTURE OF THE MOTOR ABILITIES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The performance of any professional duties requires a high level of motor skills from an employee of law enforcement agencies, which are necessary for the successful implementation of the tasks assigned to him. In the scientific material, in theoretical aspects, the question of the structure of motor abilities of an employee of power structures in particular and a person in general is considered. The purpose of the study - is to identify and characterize the factors that positively affect the quality of performance by an employee of law enforcement agencies of their professional duties and vital needs. The scientific novelty lies in the development and substantiation of the theory about the structure of the motor abilities of an employee of power structures, the determination of the factors that determine their development and improvement. Conclusions: The factors and their features are determined, a unified approach to understanding the structure of the motor abilities of a law enforcement officer to perform his official duties is revealed.

Текст научной работы на тему «К ТЕОРИИ О СТРУКТУРЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР»

в результате которого у молодежи должен быть сформирован комплекс знаний и умений, позволяющий поколению «Z» активно и успешно реализовываться в современном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева Н.В. Отношение представителей поколения Z к физической культуре и спорту в вузе / Н.В. Васильева, Н.А. Матвеева // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2021. - № 1 (110). - С. 105-110.

2. Использование игрового подхода при формировании навыка плавания у студенческой молодежи / О.Н. Логинов, Т.Е. Симина, Е.Г. Стадник, Н.А. Кушнер // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 130-134.

3. Савельева В.В. Цифровые технологии в учебном процессе / В.В. Савельева, С.Е. Савельева // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11.02.2021г. - Белгород : Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. - С. 13-18.

4. Чибриков Э.А. Лыжная подготовка: рекомендации к организации самостоятельных занятий для студентов / Э.А. Чибриков, С.А. Якушин, Д.Г. Подрубный, М.Э. Чибрикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 5 (171). - С. 377-380.

5. Шалупин В.И. Физическая культура: учебно-методическое пособие по изучению раздела дисциплины «Интегральная система построения учебного процесса по физической культуре студентов МГТУ ГА» / В.И. Шалупин, Д.В. Романюк, В.В. Карпушин. - Москва.: МГТУ ГА, 2017. - 40 с.

REFERENCES

1. Vasilyeva, N.V. and Matveeva, N.A. (2021), "Attitude of representatives of generation Z to physical culture and sports at the university", I. Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, No. 1 (110). pp. 105-110.

2. Loginov, O.N., Simina, T.E., Stadnik, E.G. and Kushner, N.A. (2018), "The use of a game approach in the formation of swimming skills among students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (156). pp. 130-134.

3. Savelyeva, V.V. and Savelyeva, S.E. (2021), "Digital technologies in the educational process", Science in a pandemic: transformations, communications, strategies: a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference 02.11.2021, LLC Agency for Advanced Scientific Research (APNI). Belgorod, pp.13-18.

4. Chibrikov, E.A. Yakushin, S.A., Podrubny, D.G. and Chibrikova, M.E. (2019), "Ski training: recommendations for the organization of self-study for students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171). pp. 377-380.

5. Shalupin, V.I., Romanyuk, D.V. and Karpushin, V.V. (2017), Physical culture: teaching aid for the study of the section of the discipline "Integral system for building the educational process in physical culture for students of MSTU GA", Moscow.

Контактная информация: besputa3@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.04.2023

УДК 796.015.1

К ТЕОРИИ О СТРУКТУРЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Сергей Александрович Синенко, кандидат педагогических наук, преподаватель, Александр Аркадьевич Саутин, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Владимир Павлович Крысанов, кандидат военных наук, доцент, Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, Санкт-Петербург

Аннотация

Выполнение любых профессиональных обязанностей требует от сотрудника силовых структур высокого уровня владения двигательными способностями, которые необходимы для успешной

реализации им поставленных перед ним задач. В научном материале в теоретических аспектах рассматривается вопрос о структуре двигательных способностей у сотрудника силовых структур в частности и человека в целом. Цель исследования - определить и характеризовать факторы, положительно влияющие на качественное выполнение сотрудником силовых структур своих профессиональных обязанностей и жизненно важных потребностей. Научная новизна заключается в разработке и обосновании теории о структуре двигательных способностей сотрудника силовых структур, определении факторов обуславливающих их развитие и совершенствование. Выводы: Определены факторы и их особенности, выявлен единый подход к пониманию структуры двигательных способностей сотрудника силовых структур для выполнения им своих служебных обязанностей.

Ключевые слова: структура двигательных способностей человека, физическая готовность, умения, навыки, физические и специальные качества, сотрудники силовых структур.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p382-385

ON THE THEORY OF THE STRUCTURE OF THE MOTOR ABILITIES OF LAW

ENFORCEMENT OFFICERS

Sergey Aleksandrovich Sinenko, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Alexander Arkadyevich Sautin, the candidate ofpedagogical sciences, head of the department, Vladimir Pavlovich Krysanov, the candidate of military Sciences, docent, Leningrad regional branch of the St. Petersburg University of MIA of Russia, St. Petersburg

Abstract

The performance of any professional duties requires a high level of motor skills from an employee of law enforcement agencies, which are necessary for the successful implementation of the tasks assigned to him. In the scientific material, in theoretical aspects, the question of the structure of motor abilities of an employee of power structures in particular and a person in general is considered. The purpose of the study - is to identify and characterize the factors that positively affect the quality of performance by an employee of law enforcement agencies of their professional duties and vital needs. The scientific novelty lies in the development and substantiation of the theory about the structure of the motor abilities of an employee of power structures, the determination of the factors that determine their development and improvement. Conclusions: The factors and their features are determined, a unified approach to understanding the structure of the motor abilities of a law enforcement officer to perform his official duties is revealed.

Keywords: the structure of a person's motor abilities, physical readiness, skills, physical and special qualities, employees of law enforcement agencies.

ВВЕДЕНИЕ

При определении двигательных способностей человека следует руководствоваться основными положениями:

- это не врождённая данность, так как в основе их развития лежат задатки. Способности, объясняют лёгкость и быстроту приобретения знаний и навыков и формируются в процессе создания человеком предметного мира и своей собственной природы; свойства организма, в основе которых лежат телесные (соматические) и психические (активность ЦНС) механизмы, где главная роль принадлежит психическим процессам;

- это умение использовать их в двигательных возможностях; особые организмен-ные предпосылки формирования упражнением двигательных возможностей; свойства человека для осуществления, внешней по форме, моторной активности при решении двигательных задач; включают в себя тонкую дифференциальность чувствительности. Таким образом, в наиболее широком смысле двигательные способности человека можно представить как свойства исполнительного аппарата человека для осуществления движений [1, С. 69-70].

Как известно, физическая подготовка в органах внутренних дел - это специализированный педагогический процесс совершенствования двигательных способностей сотрудников МВД России, осуществляемый с учётом специфических особенностей их

деятельности. Большое значение имеют упражнения физической направленности для приобретения и совершенствования таких качеств, как устойчивость к утомлению, способность к сосредоточению и быстрому переключению внимания, в зависимости от возникших оперативно-служебных задач [2, С. 177-178].

Естественно, что эффективность этого процесса во многом зависит от того, насколько изучен сам предмет, подвергающийся воздействию, т. е. двигательные способности сотрудников.

Несмотря на большое количество экспериментальных данных и накопленный опыт служебной практики, на сегодняшний день многие вопросы теории о двигательных способностях сотрудников разработаны ещё далеко не достаточно. Казалось бы, в современном мире давно всё изучено и разработано, но новые реалии предъявляют всё более высокие требования к физической готовность и специальным качествам сотрудников. В частности, нет единого подхода к пониманию структуры двигательных способностей, не определены факторы, обуславливающие их развитие и совершенствование. Поэтому, основываясь на имеющихся опубликованных литературных данных, служебном опыте и результатах собственных экспериментальных исследований, нами сделана попытка изучить и обобщить некоторые вопросы этой актуальной и сложной проблемы.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Двигательные умения и навыки, как известно, характеризуют приобретённую способность управлять движениями в целостных двигательных актах. Навыки при этом отличаются от умений главным образом автоматизированным способом управления ими в процессе двигательной деятельности. Физические и специальные качества мы рассматриваем как существенные компоненты двигательных способностей сотрудников, характеризующие качественный уровень их проявления.

Таким образом, говоря о двигательных способностях сотрудника, следует представлять его структуру как полный, взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс (совокупность) умений, навыков, физических и специальных качеств.

Развитие и совершенствование двигательных способностей сотрудников происходит, на наш взгляд, под влиянием вполне определённых объективных факторов. Один из них мы назвали фактором соответствия двигательных способностей жизненно важным (в том числе и биологическим) потребностям организма. Действительно, каждый человек должен уметь ходить, бегать, укреплять своё здоровье и т. д.

Второй фактор - фактор соответствия и подчинения двигательных способностей требованиям служебной практики. Этот фактор определяет адекватность развития и совершенствования двигательных способностей сотрудников их профессиональной деятельности, а также использование средств физической подготовки для развития профессионально важных (в том числе и психофизиологических) качеств и навыков.

Третий фактор - фактор соответствия развития и совершенствования двигательных способностей объективным условиям. Под объективными условиями понимаются: индивидуальные особенности физического состояния сотрудников, их реальные (главным образом организационные) возможности для осуществления процесса физической подготовки; достижения науки и служебной практики.

Влияние вышеперечисленных факторов объективно приводит к необходимости рассматривать двигательные способности сотрудника применительно к его конкретной профессиональной деятельности. В связи с этим и отдельные компоненты двигательных способностей, например силу, целесообразно рассматривать как существенный компонент двигательных способностей конкретного специалиста: сотрудника подразделений специального назначения, оперативного сотрудника, водителя, сотрудника ГИБДД, сотрудника кадрового аппарата и т. д. Естественно, что сила как компонент двигательных способностей у вышеперечисленных специалистов будет существенно отличаться как

качественными характеристиками, так и структурной принадлежностью её к конкретным звеньям двигательного аппарата человека.

Соответственно развитие конкретных двигательных способностей различных специалистов должно реализовываться путём использования упражнений, наиболее эффективных и доступных для этой цели. Не вызывает сомнения, что для совершенствования силы рук в первую очередь нужно подбирать такие упражнения, которые дают силовую нагрузку на руки. Аналогичный подход должен быть при совершенствовании других компонентов двигательных способностей. Особенно важно это учитывать в тех случаях, когда профессиональная деятельность носит ярко выраженный сенсомоторный характер.

Многократное выполнение определённого физического упражнения приводит, в конце концов, к образованию специфичной функциональной системы с соответствующими центрально-периферическими образованиями, что проявляется внешне в совершенствовании двигательных способностей сотрудников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы считаем, что предлагаемые нами положения будут способствовать дальнейшему, более глубокому, изучению и развитию теории о структуре двигательных способностей, что в свою очередь является важным фактором на пути к целенаправленному и качественному построению процесса физического совершенствования сотрудников силовых структур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гимазов Р.М. Состав и структура двигательных способностей человека / Р.М. Гимазов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2015. - № 11 (129). - C. 67-72

2. Синенко С.А. Физическая культура и спорт в повседневной жизнедеятельности сотрудников органов внутренних дел / С.А Синенко., А.А. Саутин, В.П. Крысанов // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. - Орёл: 2021.- С.176-181.

REFERENCES

1. Gimazov R.M. (2015), "Composition and structure of human motor abilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (129), рр. 67-72.

2. Sinenko S.A., Sautin A.A., Krysanov V.P. (2021)," Physical culture and sports in the daily life of employees of the internal affairs bodies", In the collection: Improving the physical training of law enforcement officers, Orel, pp. 176-181.

Контактная информация: petro16072010@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2023

УДК 796.011.3:796.91

ДИНАМИКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ КОНЬКОБЕЖНОМУ СПОРТУ

Константин Константинович Скоросов, кандидат педагогических наук, профессор, Пензенский государственный университет, Пенза; Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, Москва; Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Асия Абдульбаровна Коваленко, старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация

Оптимизировать состояние физического развития юношей можно при помощи систематических физических нагрузок аэробного характера. Одним из их вариантов являются занятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.