Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОТРУДНИКИ СИЛОВЫХ СТРУКТУР / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синенко Сергей Александрович, Чмыхов Вячеслав Валерьевич, Щепелев Александр Александрович, Меркулов Владимир Геннадьевич

В материале отражённом в данной научной статье показана эффективность применения на учебно-тренировочных занятиях комплексного подхода к обучению и совершенствованию физических и специально-прикладных навыков сотрудников силовых структур к предстоящей профессиональной деятельности при освоении учебного материала. Цель исследования - повысить общую и специально-прикладную физическую подготовленность сотрудников силовых структур на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт». Практическая значимость исследования заключается в использовании комплексного подхода к изучению учебного материала по средствам разработанного экспериментального варианта комплексных упражнений. Во время проведения учебнотренировочных занятий, в процессе выполнения физических упражнений применялся круговой и соревновательный метод. Выводы: По итогам педагогического эксперимента определено, что проведение занятий комплексным методом с применением разработанного экспериментального варианта комплекса упражнений является более эффективным по сравнению со стандартной учебной программой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синенко Сергей Александрович, Чмыхов Вячеслав Валерьевич, Щепелев Александр Александрович, Меркулов Владимир Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF INTEGRATION OFPHYSICAL AND SPECIAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The material reflected in this scientific article shows the effectiveness of using an integrated approach to training and improving the physical and specially applied skills of law enforcement officers for the upcoming professional activity during the development of educational material. The purpose of the study is to increase the general and specially applied physical fitness of law enforcement officers in classes on the discipline "Physical Culture and Sports". The practical significance of the research lies in the use of an integrated approach to the study of educational material by means of the developed experimental version of complex exercises. During the training sessions, in the process of performing physical exercises, a circular and competitive method was used. Conclusions: Based on the results of the pedagogical experiment, it was determined that conducting classes by a complex method using the developed experimental version of the set of exercises is more effective compared to the standard curriculum.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР»

УДК 796.015.11

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Сергей Александрович Синенко, кандидат педагогических наук, преподаватель, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России; Вячеслав Валерьевич Чмыхов, кандидат педагогических наук, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, заведующий кафедрой Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, г. Москва; Александр Александрович Щепелев, кандидат педагогических наук, соискатель, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Владимир Геннадьевич Меркулов, кандидат юридических наук, доцент Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России

Аннотация

В материале отражённом в данной научной статье показана эффективность применения на учебно-тренировочных занятиях комплексного подхода к обучению и совершенствованию физических и специально-прикладных навыков сотрудников силовых структур к предстоящей профессиональной деятельности при освоении учебного материала. Цель исследования - повысить общую и специально-прикладную физическую подготовленность сотрудников силовых структур на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт». Практическая значимость исследования заключается в использовании комплексного подхода к изучению учебного материала по средствам разработанного экспериментального варианта комплексных упражнений. Во время проведения учебно-тренировочных занятий, в процессе выполнения физических упражнений применялся круговой и соревновательный метод. Выводы: По итогам педагогического эксперимента определено, что проведение занятий комплексным методом с применением разработанного экспериментального варианта комплекса упражнений является более эффективным по сравнению со стандартной учебной программой.

Ключевые слова: общая физическая подготовленность, специально-прикладная физическая подготовленность, сотрудники силовых структур, учебно-тренировочные занятия, специфические требования, физические и психические нагрузки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p381-384

EFFICIENCY OF INTEGRATION OF PHYSICAL AND SPECIAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Sergey Aleksandrovich Sinenko, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Vyacheslav Valeryevich Chmikhov, the candidate of pedagogical sciences, Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation, head of the department, Moscow Academy of the

Investigative Committee of the Russian Federation, Moscow; Alexander Alexandrovich Shchepelev, the candidate ofpedagogical sciences, applicant, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Vladimir Gennadievich Merkulov, the candidate of legal sciences, do-cent, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal

Affairs of Russia

Abstract

The material reflected in this scientific article shows the effectiveness of using an integrated approach to training and improving the physical and specially applied skills of law enforcement officers for the upcoming professional activity during the development of educational material. The purpose of the study is to increase the general and specially applied physical fitness of law enforcement officers in classes on the discipline "Physical Culture and Sports". The practical significance of the research lies in the use of an integrated approach to the study of ed-

ucational material by means of the developed experimental version of complex exercises. During the training sessions, in the process of performing physical exercises, a circular and competitive method was used. Conclusions: Based on the results of the pedagogical experiment, it was determined that conducting classes by a complex method using the developed experimental version of the set of exercises is more effective compared to the standard curriculum.

Keywords: general physical fitness, specially applied physical fitness, employees of law enforcement agencies, training sessions, specific requirements, physical and mental loads.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ служебной деятельности сотрудников силовых структур показывает, что одним из наиболее специфических требований, предъявляемых к ним, является необходимость сохранения высокого уровня мыслительных процессов и точности действий после значительных физических и психических нагрузок. Заблаговременная физическая подготовка имеет цель сформировать длительную физическую готовность сотрудника к выполнению оперативно-служебных задач, она осуществляется на протяжении всей службы и включает в себя ОФП, СФП и СПФП [1]. Направленность обучения военнослужащих специальных подразделений на формирование умений преодолевать препятствия, вести рукопашный бой обусловливают необходимость проведения комплексных занятий по физической подготовке [2]. В связи с этим основным путём дальнейшего совершенствования системы физической подготовки в учебных заведениях, готовящих сотрудников для силовых структур, мы избрали комплексирование средств физической и специальной подготовки, причём предусматривалось, что специальные приёмы и действия должны, как правило, выполнятся после физических упражнений на фоне утомления.

Для оценки эффективности влияния комплексных практических занятий по физической подготовке на совершенствование основных физических качеств и формирование профессиональных навыков и умений будущих сотрудников различных силовых структур, на базе Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России был проведён педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы слушателей выпускного курса. До и после эксперимента обучаемые обследовались по ряду тестов, отражающих уровень их физической подготовленности, развитие профессионально важных психических качеств, степень овладения специальными навыками и умениями.

В ходе эксперимента личный состав контрольной группы занимался по действующей программе. С личным составом экспериментальной группы было проведено 20 комплексных занятий, в содержание которых входили средства как физической, так и специальной подготовки.

Физические качества развивались в процессе выполнения физических упражнений круговым и соревновательным методами. На каждом занятии использовался следующий комплекс упражнений: подъём туловища из исходного положения лёжа на гимнастической скамейке - 20 раз, поднимание ног за голову из того же положения - 20 раз, подтягивание на перекладине - 7-10 раз, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа - 20 раз, наклон вперёд со скакалкой в руках - 20 раз, прыжки со скакалкой - 50 раз, подъём гантелей весом 3 килограмма через стороны вверх, сгибание предплечий с гантелями весом 6 килограмм к плечам, рывок гири 24 килограмма правой и левой рукой по 6-8 раз, толчок гири весом - 24 килограмма правой и левой рукой 6-8 раз, жим гири весом 16 килограмм правой и левой рукой 6-8 раз, перетягивание партнёра, переталкивание партнёра, челночный бег 10х10 м. Для совершенствования специальных навыков и умений использовались следующие средства:

- поточное выполнение приёмов задержания, освобождения от захватов и обхватов, защиты от нападения не вооружённого и вооружённого ножом или различными дру-

гими предметами после физической нагрузки;

- выполнения упражнения в стрельбе из пистолета на дистанцию 10 метров по различным учебным мишеням с ограничением времени после физической нагрузки.

При использовании на занятиях соревновательного метода личный состав групп делился на команды, и проводилась эстафета с выполнением указанных упражнений и действий со строгой дозировкой. Кроме перечисленных упражнений в эстафету включались решения простейших примеров, по правомерности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Правильность их решения определялась по окончании эстафеты.

Комплекс используемых методов исследования позволил определить, что при выполнении профессиональных действий у личного состава экспериментальной группы показатели оказались несколько лучше.

Полученные в процессе исследования данные свидетельствовали о том, что у личного состава экспериментальной группы улучшились результаты по физической подготовке по сравнению с результатами обучаемых контрольной группы. Необходимо отметить, что результаты контрольной группы в определённой степени показали положительные сдвиги, это произошло на фоне психического настроя, так как у контрольной группы также проходили учебно-тренировочные занятия. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице.

Таблица - Показатели физической подготовленности ЭГ (п-30) и КГ (п-30) до начала и после проведения педагогического эксперимента._

Показатели (ед. изм.) Опытная группа В начале эксперимента В начале эксперимента Различия, Х2 — Х11

X ± m Различия, Хэг-Хкг X ± m Различия, Хэг-Хкг

Толчок (жим) гири весом 24 кг (раз) ЭГ 32,73 ± 1,72 0,36 36,97 ± 1,28 0,91 1,97

КГ 31,87 ± 1,65 35,27 ± 1,36 1,59

Челночный бег 4х20 м (с) ЭГ 26,73 ±0,11 0,69 25,92 ± 0,13 0,31 -4 81***

КГ 26,83 ± 0,10 25,98 ± 0,16 -4 52***

Специальная полоса препятствий (с) ЭГ 172,80 ± 3,04 -0,38 155,93 ± 2,53 -0,92 -3,33**

КГ 171, 03 ± 3,49 159,63 ± 3,11 -3,23**

Исследования, проведённые в нашей работе, показывают важность развития уровня физической подготовленности сотрудников силовых структур для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Данные, указанные в таблице, констатируют факт повышения уровня физической и специальной подготовленности экспериментальной группы. Так, результат при выполнении упражнения толчок (жим) гири 24 кг, характеризующего физическое качество - сила, значительно увеличился; при выполнении упражнения челночный бег 10х10 м., характеризующего физические качества - быстрота и ловкость, результаты показали достоверные изменения; выполнение упражнения специальная полоса препятствий, характеризующего физическое качество - скоростная выносливость и уровень владения специально-прикладными упражнениями - боевыми приёмами борьбы, на фоне утомления также характеризовалось положительной динамикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные нами результаты дают возможность сделать заключение о том, что комплексирование средств физической и специальной подготовки на занятиях способствует более эффективному совершенствованию различных систем организма, развитию требуемых физических качеств, формированию специальных навыков и умений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Синенко С.А. Пути оптимизации содержания практических занятий по физической подготовке в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации / С.А. Синенко, А.А. Саутин, С.П. Грибченко, Д.А. Грунин, В.П. Крысанов, А.Я. Бондарь // Ученые

записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). С. 325-328.

2. Шмелёв А.А. Повышение эффективности физической подготовки курсантов военных высших учебных заведений / А.А. Шмелёв // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2021. - № 1(16). С. 12 -131.

REFERENCES

1. Sinenko, S.A., Sautin, A.A., Gribchenko, S.P., Grunin, D.A., Krysanov, V.P. and Bondar A.Ya. (2021), "Ways to optimize the content of practical physical training classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (191), pp. 325-328.

2. Shmelev A. A. (2021),"Improving the efficiency of physical training of cadets of military higher educational institutions", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 1(16), pp. 125-131.

Контактная информация: petro16072010@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2022

УДК 796.839

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛЫ БОКСЁРА НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Дмитрий Константинович Синицын, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта, Александр Васильевич Зимин, профессор, заслуженный тренер России, Сергей

Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Аннотация

Агрессивно-наступательная форма ведения боя на ринге, за которую присуждают победу, всё больше приближает любительский бокс к профессиональному. Физическая и психическая выносливость спортсменов достигает высокого уровня подготовки, благодаря чётко поставленным задачам, которые решаются на конкретном этапе подготовки и на каждой тренировке боксёра. В результате спортсмен проводит бой в высоком темпе, количество жёстких и акцентированных ударов наращивается от раунда к раунду. «Нет смысла заниматься тем, что не делает тебя чемпионом», - пишет А.В. Зимин. Эта фраза заслуженного тренера России относится, как к психологическому настрою боксёра на победу, так и к подготовке спортсмена, упражнениям, которые он выполняет на тренировке и максимально эффективно помогающие ему добиваться поставленной цели.

Ключевые слова: бокс, «взрывная» сила, специальная физическая подготовка, планирование тренировочного процесса, цикл подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p384-387

DEVELOPMENT OF A BOXER'S SPECIAL STRENGTH ON THE EXAMPLE OF THE TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED ATHLETES

Dmitry Konstantinovich Sinitsyn, the candidate of pedagogical sciences, docent, master of sports, Alexander Vasilyevich Zimin, the professor, Honored coach of Russia, Sergei Evge-nievich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The aggressively offensive form of fighting in the ring, for which victory is awarded, is increasingly bringing amateur boxing closer to professional. The physical and mental endurance of athletes reaches a high level of training, thanks to clearly defined tasks that are solved at a specific stage of training and at each training session of a boxer. As a result, the athlete fights at a high pace, the number of hard and ac-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.