Научная статья на тему 'К ТЕХНИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

К ТЕХНИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / СТРАТЕГИЯ / ТЕХНИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Цыганов Владимир Викторович, Савушкин Сергей Александрович

Рассмотрены понятия, определения и ключевые вопросы формирования технической стратегии управления развитием крупномасштабного транспортного комплекса. Рассмотрены приоритетные направления и итоги выполнения государственной программы по развитию транспортного комплекса России, а также технические стратегии его адаптации к условиям санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Цыганов Владимир Викторович, Савушкин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE TECHNICAL STRATEGY FOR MANAGING THE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX UNDER SANCTIONS

The concepts, definitions and key issues of forming a technical strategy for managing the development of a large - scale transport complex are considered. The priority directions and results of the implementation of the state program for the development of the transport complex of Russia, as well as technical strategies for its adaptation in the context of sanctions, are considered.

Текст научной работы на тему «К ТЕХНИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

УДК 658.314.7:330.115 В.В. Цыганов, С.А. Савушкин

ГРНТИ 73.01.11 Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН

Б01: Ю.47501/Гтои.2022.1.03-08

К ТЕХНИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Рассмотрены понятия, определения и ключевые вопросы формирования технической стратегии управления развитием крупномасштабного транспортного комплекса. Рассмотрены приоритетные направления и итоги выполнения государственной программы по развитию транспортного комплекса России, а также технические стратегии его адаптации к условиям санкций.

Ключевые слова: транспорт, стратегия, техника, технология, санкции.

V.V. Tsyganov. S. A. Savushkin

N.S. Solomenko Institute of Transport Problems of Russian Academy of Sciences

TO THE TECHNICAL STRATEGY FOR MANAGING THE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX UNDER SANCTIONS

The concepts, definitions and key issues of forming a technical strategyfor managing the development of a large-scale transport complex are considered. The priority directions and results of the implementation of the state programfor the development of the transport complex of Russia, as well as technical strategies for its adaptation in the context of sanctions, are considered.

Keywords: transport, strategy, technique, technology, sanctions.

Важнейшей составляющей стратегического управления крупномасштабным транспортным комплексом (ТК) является единая политика в сфере технического и технологического развития (кратко - техническая стратегия, или ТС). ТС - это система планомерно проводимых в крупномасштабном ТК (таком, например, как ТК РФ, или холдинг «РЖД» с многочисленными дочерними и зависимыми обществами - ДЗО и предприятиями, расположенными в разных регионах страны) научно-обоснованных мероприятий по техническому совершенствованию его хозяйственной деятельности.

ТС является наиболее концентрированным выражением реализации современных научно-технических достижений (с учетом назревших потребностей и перспектив материальной жизни общества) для повышения эффективности ТК. ТС опирается на анализ тенденций развития современной науки, техники и производства, и ставит своей целью наиболее эффективное использование этих тенденций в хозяйстве для успешного решения стоящих перед ТК задач. ТС отражается в динамичном пропорциональном развитии всех подсистем ТК на основе имеющегося научно-технического потенциала и достижений научно-технического прогресса.

В соответствии с вышесказанным, ТС должна устанавливать цели, задачи, основные принципы, механизмы реализации инженерной деятельности в сфере технического и технологического развития, обеспечения эффективности единого технологического процесса оказания транспортно-логистических услуг на основе единых норм, правил и стандартов внедрения технических, технологических и организационных инноваций для всех структурных подразделений крупномасштабного ТК.

ТС должна формироваться и проводиться в рамках, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» [1] с учетом приоритетности направлений развития науки, технологий и техники, а также критичности технологий для РФ [2]. При формировании ТС, необходимо также учитывать тренды развития ТК РФ. Эти тренды, в значительной степени, определяет Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года [3]. На них оказывают влияние федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), формирующие понятия, связанные с общероссийской политикой в сфере технического и технологического развития, приоритетные направления и критические технологии, государственные, федеральные и целевые программы и проекты развития ТК [4] (в частности - государственную программу РФ «Развитие транспортной системы» [5]). При формировании и реализации ТС необходимо также учитывать глобальные изменения и тренды развития транспорта за рубежом.

Базовые понятия и определения. При формировании ТС необходимо использовать следующие определения основных понятий, применяемых в стратегических документах, аналитических материалах и публикациях ФОИВ [1]:

— научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч.:

■ фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

■ прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

■ поисковые (ориентированные) научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний для их последующего практического применения;

— научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы;

— экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование;

— государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки и техники, а также реализации достижений науки и техники;

— научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на информационном носителе;

— коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов - деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов;

— инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях;

— инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций (в т.ч. по коммерциализации научных и/или научно-технических результатов), характеризуемый высоким допустимым уровнем риска, возможностью недостижения запланированного результата (в т.ч. экономического эффекта);

— инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности;

— научный проект и (или) научно-технический проект - комплекс скоординированных и управляемых мероприятий, которые направлены на получение научных и (или) научно-технических результатов, и осуществление которых ограничено временем и привлекаемыми ресурсами.

Приоритетные направления науки, технологий, техники в РФ включают: безопасность и противодействие терроризму, науки о жизни, рациональное природопользование, информационно-телекоммуникационные системы, перспективные виды вооружения, военной и специальной техники, робототехнические комплексы военного, специального и двойного назначения, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика, наносистемы [2].

Критические технологии в РФ включают: базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники, базовые технологии силовой электротехники, биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии, биомедицинские и ветеринарные технологии, геномные, протеомные и постгеномные технологии, клеточные технологии, компьютерное моделирование и технологии диагностики наноматериалов, наноус-тройств и нанотехнологий, нано-, био-, информационные, когнитивные технологии, технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, технологии биоинженерии, технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам, технологии информационных, управляющих, навигационных систем, технологии наноустройств и микросистемной техники, получения и обработки конструкционных наноматериалов, технологии новых и возобновляемых источников энергии, технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем, технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения, технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи, технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний, технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных транспортных систем, технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения, технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств, техноло-

гии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии, технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии [2].

Государственная программа РФ «Развитие транспортной системы» (ГП) актуализируется по результатам оценки промежуточных итогов её выполнения, в соответствии с текущим состоянием и задачами ТК [5]. Например, отчет о реализации ГП и об оценке ее эффективности в 2020 г. готовился в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ [6], на основе данных государственной статистической отчетности и административной статистики, предложений ответственного исполнителя (Минтранса РФ), соисполнителей и участников ГП. По результатам анализа и оценки, были подготовлены предложения по корректировке и дальнейшей реализации ГП. Уточненные целевые значения её индикаторов были сформированы с учетом Единого плана по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г., а также замедления реализации проектов и программ из-за пандемии СОУГО-19. Были учтены также параметры базового сценария среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ на период 2022-2023 гг. в части ТК, разработанного на основании макроэкономических параметров, одобренных Правительством РФ.

В частности, дополнительно в ГП были включены две цели, сформированные с учетом Указа Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.» [7]. Индикаторы их достижения сбалансированы с индикаторами национальных целей. Для достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», в ГП включена цель «Обеспечение доли дорожной сети в городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%». Целевой индикатор - доля дорожной сети городских агломераций, соответствующей нормативным требованиям.

Для обеспечения достижения национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», в ГП включена цель «Реальный рост инвестиций в основной капитал ТК РФ не менее 11% относительно уровня 2020 г.». Целевой индикатор - индекс объема инвестиций в основной капитал по видам деятельности ТК РФ, в процентах к 2020 г.

Кроме того, ГП дополнена направлением (подпрограммой) «Развитие пунктов пропуска через государственную границу РФ», с включением в него ведомственного проекта «Строительство, реконструкция и техническое перевооружение пунктов пропуска через государственную границу РФ» и ведомственной целевой программы «Содержание (эксплуатация) пунктов пропуска через государственную границу РФ».

В результате, актуализированная ГП включает 5 федеральных проектов, входящих в состав национального проекта (НП) «Безопасные качественные дороги», 9 федеральных проектов, входящих в состав НП «Транспортная часть Комплексного плана», 7 ведомственных проектов, 18 ведомственных целевых программ и 6 основных мероприятий [4,5]. НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги» переформатирован в НП «Безопасные качественные дороги», и включает федеральный проект: «Развитие федеральной магистральной сети», «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», «Региональная и местная дорожная сеть». Актуализированный НП «Транспортная часть Комплексного плана» включает следующие федеральные проекты: «Строительство автодорог международного транспортного коридора (МТК) Европа - Западный Китай»; «Развитие морских портов РФ»; «Развитие Северного мор-

ского пути»; «Развитие инфраструктуры Восточного полигона железных дорог»; «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна»; «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна»; «Развитие инфраструктуры Центрального транспортного узла»; «Развитие региональных аэропортов»; «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей». Актуализированные паспорта НП утверждены на заседании Совета по стратегическому развитию и НП при Президенте РФ. Направление «Цифровой транспорт и логистика» дополнено ведомственным проектом «Формирование сети терминально-логистических центров». Целевые индикаторы и показатели элементов ГП уточнены, в соответствии с изменением структуры и объемов финансирования.

Технические стратегии развития ТК в условиях санкций. В условиях изменений, ФОИВ модернизирует и реализует среднесрочную и долгосрочную технические стратегии развития ТК, чтобы сгладить негативное влияние санкций [8]. Основные цели и направления развития единой опорной транспортной сети включают формирование пятилетних программ в увязке с развитием МТК «Восток - Запад» и «Север - Юг». Формируются планы мероприятий («дорожных карт») развития инфраструктуры МТК. Ведётся разбивка МТК на узловые точки и участки для определения узких мест в соответствии с прогнозом грузовой базы и теоретическими положениями [9]. Одновременно продолжается работа по обеспечению мобильности населения, повышения доступности и связанности территорий, в соответствии с Транспортной стратегией РФ до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. [3].

Особенно важны для ТС развития ТК решения ФОИВ развивать собственные производства в транспортной сфере. В планах авиапрома - доработка и производство до 2030г. более тысячи новых самолетов разных типов: ближне-, средне- и дальнемаги-стральных. Будут разрабатываться и производиться новые морские суда и современный подвижной состав для железных дорог на отечественной компонентной базе, а также грузовики, общественный транспорт, строительная техника. Продолжится цифровая трансформация ТК для снижения издержек и ускорения грузо- и пассажиропотоков, а также повышения эффективности транспортно-логистических услуг. Будет готовиться квалифицированный персонал и повышаться кадровый потенциал ТК. Транспортные вузы и училища будут оснащены современными тренажёрами для техники отечественного производства. Молодёжь будет вовлекаться в инженерные инициативы в сфере транспорта.

Литература

1. Федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.1996 (ред. от 26.07.2019) «О науке и государственной научно-технической политике» URL: http://ivo.garant.ru/#/document/135919/paragraph/103589:0 (дата обраще-ния:19.07.2022).

2. Указ Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ № 899 от 07.07.2011 (в ред. УказаПрезидентаРФ № 623 от 16.12.2015) - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/33514 (дата обращения: 19.07.2022).

3. Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27.11.2021 г. № 3363-р. - URL: https://mintrans.gov.ru/ministry/targets/187/191/documents (дата обращения: 19.07.2022)._

4. Федеральные целевые программы. - URL: https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title (дата обращения: 19.07.2022).

5. Годовой отчет о ходе реализации пилотной государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» и об оценке ее эффективности в 2020 г. - URL: https://mintrans.gov.ru/documents?type=ll&page=l (дата обращения: 19.07.2022).

6. Правила разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 № 1242. -URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280803/ff0af47aa363d8082ac2eecef 14762d22fb280da/ (дата обращения: 19.07.2022).

7. Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.». - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 19.07.2022).

8. Стратегическая сессия по транспорту. Правительство России. - URL: http://government.ru/news/46045/ (датаобращения: 19.07.2022).

9. Цыганов В. В., Малыгин И. Г., Еналеев А. К., Савушкин С. А. Большие транспортные системы: теория, методология, разработка и экспертиза. - СПб: ИПТ РАН,

2016. -216с.

Сведения об авторах

Information about author

Владимир Викторович Цыганов

доктор техн. наук, профессор, зав.отделом

Институт проблем транспорта

им. Н.С. Соломенко РАН

www.iptran.ru

Москва, Россия

Эл. почта: "v188958@akado.ru

Vladimir Victorovich Tsyganov

Doctor of Science (Tech.), Professor,

Head of Moscow Department

ofN.S. Solomenkolnstitute of Transport Problems

of RussianAcademy of Sciences,

www.iptran.ru

Moscow, Russian Federation E-mail: "vl88958@akado.ru

Сергей Александрович Савушкин

к.ф-м.н., с.н.с., ведущий научный сотрудник Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН, www.iptran.ru Москва, Россия Эл. почта: ssavushkin@mail.ru

SergeyAlexandrovich Savushkin

PhD (PhD (Math), Senior Scientist, Leading Researcher,

N.S. Solomenko Institute of Transport Problems of RussianAcademy of Sciences, www.iptran.ru

Moscow, Russian Federation E-mail: ssavushkin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.