Научная статья на тему 'К СПЕЦИФИКЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ'

К СПЕЦИФИКЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СПЕЦИФИКА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ / SPECIAL MEDICAL GROUP / SPECIFICITY OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малозёмов О.Ю., Блинков В.В., Габдрахманова А.Д.

В статье рассматриваются социально-психолого-педагогические особенности проведения учебных физкультурно-оздоровительных занятий с обучающимися специальной медицинской группы. Представлены результаты социологического исследования студентов по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE SPECIFICITY OF PHYSICAL AND HEALTH LESSONS IN THE SPECIAL MEDICAL GROUP

The article discusses the socio-psychological and pedagogical features of conducting physical education classes with students of a special medical group. The results of a sociological study of students on this issue are presented.

Текст научной работы на тему «К СПЕЦИФИКЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ»

УДК 796.035+378.147+613

Малозёмов О.Ю., к.пед.н.

доцент

кафедра физической культуры

Блинков В.В. доцент

кафедра физической культуры Габдрахманова А.Д.

студент

стоматологический факультет Уральский государственный медицинский университет

Россия, г. Екатеринбург К СПЕЦИФИКЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ Аннотация. В статье рассматриваются социально-психолого-педагогические особенности проведения учебных физкультурно -оздоровительных занятий с обучающимися специальной медицинской группы. Представлены результаты социологического исследования студентов по данной проблеме.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, специфика физкультурных занятий.

Malozemov O.Yu., kand. ped. sciences, associate professor associate professor of the Department of physical culture

Blinkov V. V.

associate professor, Department of physical culture

Gabdrakhmanova A.D.

student of the faculty of dentistry Ural state medical university Russia, Yekaterinburg TO THE SPECIFICITY OF PHYSICAL AND HEALTH LESSONS IN THE SPECIAL MEDICAL GROUP Annotation. The article discusses the socio-psychological and pedagogical features of conducting physical education classes with students of a special medical group. The results of a sociological study of students on this issue are presented. Key words: special medical group, specificity of physical education classes.

Увеличение количества воспитанников и обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в учреждениях образования на всех его уровнях является объективной реальностью, которую невозможно исправить никакими манипуляциями с цифрами. Поскольку жизнь и здоровье это реальные категории бытия, то и способы снижения риска ухудшения здоровья детей и учащейся молодёжи должны быть реальными. В образовании же данные способы должны реализовываться средствами образования.

Согласно общепризнанной факторной модели здоровья наиболее перспективным направлением является рационализация образа жизни. С образом жизни связывается и снижение заболеваемости, и репродуктивное здоровье, и долголетие и многое другое. Однако, сложность в том, что образ жизни - категория не заданная генетически, а - педагогическая (феномен детей-маугли всем известен). Образ жизни приобретается в обществе, в процессе накопления жизненного опыта через воспитание, образование, в том числе «добывается» через самовоспитание и самообразование. К подобным «само-» в вопросах здоровьесбережения молодого человека необходимо тактично «подвести», поскольку кратковременные кампании, акции, модные и яркие «флэш-мобы», громкое агитирование за здоровый образ жизни могут иметь и обратный (негативный) эффект. Молодой человек должен не только понять, но и осознать, увидев на примерах в обществе, всю бесперспективность, неполноценность проживания жизни в болезненном (или преморбидном) состоянии. Для этого человеку необходим собственный опыт болезней, неудобств и потерь от них, социальный дискомфорт и пр. Большинство молодых людей подобного опыта ещё не имеют в силу социально-возрастного статуса. Поэтому для многих все разговоры о сохранении здоровья, здоровом образе жизни, физической культуре и т.п. являются лишь некоторым «фоновым социальным шумом», в котором они проживают, социализируются, к которому привыкают, адаптируются.

В связи с этим, вызывает интерес социальная группа обучающихся, уже имеющая опыт болезней и некоторого их преодоления, опыт дискомфорта и ограничений от собственных заболеваний, опыт различных «потерь» в силу наличия заболеваний и т.п. В образовании данная группа обучающихся всегда чётко очерчена и дифференцирована как люди, с ограниченными возможностями здоровья, а именно - специальная медицинская группа (СМГ). Однако, только на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» данная группа выделена от общей массы по признаку здоровья, точнее - ограничений, в связи с низким уровнем здоровья. И это неспроста, поскольку двигательная деятельность в целом, являясь неспецифическим средством оздоровления, для данной категории (СМГ) становится ещё и специфическим, поскольку лечебную физическую культуру никто не отменял, а во многих случаях она признаётся лучшим средством не только профилактики заболеваний, но и лечения, реабилитации [4-6].

Представители СМГ имеют различные отклонения и нарушения в состоянии здоровья, но суть в том, что многие из них не могут справиться с учебными нагрузками по данной дисциплине, а также заниматься в основных группах по физической культуре [3]. Для них многие средне-нормированные умеренные нагрузки будут выходить за грань предельных, а некоторые виды двигательной деятельности противопоказаны.

Согласно результатов медицинских осмотров за последние 20 лет количество студентов основной медицинской группы снизилось с 84 до 54%, а в СМГ, наоборот, возросло с 6 до 22%. Значительные трудности при

организации занятий СМГ связаны с выбором эффективных и доступных средств физического воспитания, поскольку при этом возникает необходимость одновременного учёта большого количества ограничивающих факторов. Основные из них: 1) особенности нозологии, 2) стадия протекания основного заболевания, 3) наличие сопутствующих отклонений, 4) функциональное состояние и уровень физической подготовленности, 5) характер учебной деятельности, 6) половозрастные и ряд других факторов [1, 2].

Основной целью создания СМГ является врачебный контроль (что отражено в самом названии группы), систематическое исследование уровня психофизического состояния и работоспособности таких студентов на занятиях по физическому воспитанию, что должно обеспечивать целевое использование соответствующих средств физической культуры (основных и вспомогательных) для сохранения и укрепления здоровья, для подготовки к будущей профессиональной деятельности представителей данной группы студенческой молодёжи. В СМГ, после проведения расширенного медицинского осмотра в начале учебного года, отбираются студенты, у которых по результатам медицинского обследования диагностированы определённые нарушения в физическом развитии или в здоровье, являющиеся противопоказанием к повышенной физической нагрузке, некоторым видам двигательной деятельности. Такие студенты нуждаются в занятиях физическими упражнениями в СМГ по специальным программам (в крайних случаях - по индивидуальным программам), методикам, учитывающим состояние здоровья, уровень физической подготовленности, функционального состояния организма, специфику заболеваний, медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий. Заметим, что для студентов, отнесённых к СМГ, законом предусмотрено обязательное посещение занятий по физической культуре, где они получают индивидуальные задания и находятся (должны находиться!) под наблюдением не только преподавателя, но и врача. Является ли это повседневной и повсеместной образовательной практикой с данным контингентом - вопрос дискуссионный, выходящий далеко за пределы исключительно практической деятельности.

Важно понимать и в практической деятельности педагога учитывать, что обучающиеся из категории СМГ, нуждаются в двигательной активности не меньше, а зачастую больше, чем здоровые люди, причём таким студентам требуется не только количественно, но и качественно иная индивидуально-дифференцированная двигательная активность.

Отметим некоторую специфику физкультурных занятий в СМГ. Учебные занятия в СМГ имеют стандартную структуру, но должны проводиться по специально разработанной программе в обычных для вуза условиях. В вводной части занятия мобилизуется внимание занимающихся, для чего используются элементы построения и перестроения, ходьба в различных направлениях, пробежки. В подготовительной части занятия (до

20 минут) общеразвивающие упражнения чередуются с дыхательными упражнениями и выполняются в медленном и среднем темпе. Нагрузка повышается постепенно, используются упражнения, подготавливающие все органы и системы к выполнению основной части занятия, т.е. создание оптимальных условий для проведения основной части. В этой части нежелательна избыточность в новых упражнениях, поскольку это может вызвать утомление, и впоследствии повлиять на освоение двигательных навыков основной части занятия. Рекомендуется включать в разминку не более 8-10 упражнений, между которыми выполнять дыхательные (особенно после упражнений с напряжением и после прыжков).

В основной части занятия (20-30 минут) занимающиеся овладевают основными двигательными навыками, получают дифференцированно адекватную психофизическому состоянию физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Упражнения для основной части подбираются для решения следующих задач: 1) овладение простейшими двигательными навыками, 2) разностороннее развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости). Акцент смещается на развитие гибкости и улучшение координации движений. Студенты приобретают и совершенствуют специальные знания и двигательные умения, кроме того, в этой части занятия достигается развитие не только физических, но и волевых качеств. Включаются упражнения технически не слишком сложные, в основном, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата: бег, прыжки, упражнения со скакалкой и т.п. Также широко используются подвижные и спортивные игры, различные эстафеты, метания спортивных снарядов.

Для регулирования и снижения физической нагрузки во время занятия применяются медленная ходьба и дыхательные упражнения - в перерывах между различными видами нагрузок. По мере улучшения показателей физической подготовленности и функционального состояния студентов по согласованию с врачом можно перейти к специализированным занятиям допустимыми видами спорта: гимнастикой, лёгкой атлетикой, лыжной подготовкой, плаванием, спортивными играми (волейбол, настольный теннис, бадминтон, баскетбол по облегчённым правилам, футбол на уменьшенной площадке по упрощённым правилам и т.п.).

В заключительной части занятия (15-20 минут) используются упражнения на функциональное восстановление кардиореспираторной системы (простейшие гимнастические упражнения в сочетании с дыхательными, медленная ходьба, упражнения для расслабления мышц).

Для решения основной задачи по укреплению здоровья физическое воспитание в СМГ предполагает: 1) снижение (ликвидацию) последствий перенесённых заболеваний; 2) устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии; 3) содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма; 4) повышение физической активности

органов и систем, ослабленных болезнью; 5) освоение основных двигательных умений и навыков; 6) формирование правильной осанки (при необходимости - её коррекция); 7) обучение правильному дыханию.

Особенно важен индивидуальный подход к занимающимся в СМГ, поскольку в зависимости от динамики их психофизического состояния происходит дифференцирование нагрузок. При необходимости отдельным студентам повышают или уменьшают нагрузки. Например, студенты с серьёзными нарушениями зрения отстраняются от выполнения прыжковых упражнений, упражнений с натуживанием, наклонов и вращательных движений туловища. Список показаний и противопоказаний по нагрузкам и локомоциям при различных заболеваниях достаточно обширен, поэтому всегда существует возможность выбора наиболее подходящих упражнений.

Пристального контроля со стороны преподавателя требует проведение спортивных игр, особенно контактных, сопряжённых с большим количеством столкновений, падений, эмоциональной насыщенностью играющих (например, футбола, баскетбола). Общеизвестно, что игровой метод страдает именно в плане дозировки нагрузок. Поэтому для рациональной дозировки нагрузок в игровом методе можно рекомендовать следующее [7]: 1) нагрузку давать дробно, т.е. через определённые промежутки времени делать перерывы для разбора технических и тактических ошибок; 2) несколько упрощать правила спортивной игры; 3) ограничивать размеры площадки (поля); 4) внимательно следить за игрой и действиями игроков, за проявлениями внешних признаков утомления (цвет и выражение лица, мимика, потливость, характер дыхания, координация движений, внимание, жалобы на головную боль, головокружение, снижение игровой активности и пр.); 5) проведение измерения ЧСС несколько раз в течение занятия.

Разумеется, что интерес представляют наиболее эффективные средства и методы проведения учебных занятий в СМГ. Однако, для наибольшей оздоровительной эффективности воздействия двигательных средств необходимо сочетание усилий и педагогов, и врачей, и самих обучающихся. Поскольку мотивация к деятельности, понимание её сути - существенные факторы успешности, то интересно получить подобную информацию от самих обучающихся. Для этого авторами был разработан и проведён интернет-опрос студентов СМГ первых трёх курсов Кубанского аграрного университета имени И.Т. Трубилина. Опрос состоял из 17 вопросов и проводился в период с 30 января по 2 февраля 2019 г. Далее были проведены статистическая обработка, визуализация и анализ полученных данных. В тестировании приняли участие 92 студента СМГ, из них 45,7% - студенты первого курса, 33,7% - второго курса и 20,7% - третьего курса. Анализ имеющихся проблем со здоровьем у студентов СМГ показал, что первое место занимают заболевания опорно-двигательного аппарата (31,9%), второе место - проблемы со зрением (23,1%) и на третьем месте - заболевания дыхательной системы (16,5%). У некоторых имеется по два доминирующих заболевания. Данные о заболеваниях представлены в таблице.

Основные заболевания студентов специальной медицинской _группы_

Заболевания Доля, %

Болезни опорно-двигательного аппарата 32

Проблемы со зрением 23

Болезни дыхательной системы 16

Болезни сердечно-сосудистой системы 12

Болезни желудочно-кишечного тракта 6

Болезни нервной системы 2

Иные заболевания 9

Спектр проблем со здоровьем у студентов СМГ весьма широк. В частности, всего было отмечено более 12 различных групп заболеваний, причём недостаточно осведомлены о своём заболевании 89%, а 11% из них имеют о нём только общее представление. Также 76% студентов, ответивших на вопросы, знают, на какие группы мышц им надо обратить внимание, и 24% - этого не знают. 81,5% обучаемых знают, какие физические упражнения им противопоказаны в связи с заболеванием, а 18,5% - не знают.

Отметим, что в реальности большинство студентов СМГ не выполняют известных им рекомендаций и ограничений, не проявляют активно-действенную позицию в отношении к своему здоровью.

В заключение можно акцентировать внимание на основных моментах социально-психолого-педагогической специфики физкультурно-

оздоровительных занятий с представителями СМГ.

1. Многие публикации на данную тему говорят о том, что научно -методическое обеспечение работы со специальной медицинской группой отстаёт от требований времени и нуждается в существенной методологической, организационной и практической реорганизации.

2. Занятия должны соответствовать специфике проблем со здоровьем обучающихся и отражаться положительным образом на их психосоматическом состоянии. Разноуровневые мониторинговые исследования в данном направлении должны входить в сферу профессиональной деятельности педагогов по физической культуре.

3. Образовательный процесс необходимо вести таким образом, чтобы занимающиеся активно воспринимали суть происходящего в индивидуально-личностном аспекте, становились субъектами данной деятельности, занимали активно-положительную интернальную позицию.

4. Для активизации познавательной деятельности обучающихся в сфере здоровьесбережения средствами физической культуры возможен вариант методико-практических занятий (по функциональной диагностике, соматометрии, контролю физического состояния и т.п.), а также ведение студентами индивидуального «паспорта» здоровья (физического развития и подготовленности) как средства обратной связи в процессе управления физическим воспитанием в вузе [8].

5. Для качественного улучшения образовательного процесса в СМГ необходимо дать возможность педагогам приобрести (и реализовать имеющиеся у них) профессиональные компетенции в данной сфере, поскольку многие проявляют профессионально необоснованную пассивность в данном направлении, что отражается на здоровье обучающихся.

Использованные источники:

1. Бисмак Е.В. Пешкова О.В. Анализ нозологий у студентов специальной медицинской группы в связи с применением современных средств лечебной физической культуры. // Слобожанський науково-спортивний вюник. 2012. №3. С. 89-94.

2. Блавт О.З. Индивидуальный подход к физическому воспитанию студентов специальных медицинских групп высших учебных заведений. // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : мат-лы XII Межд. науч. сессии по ит. НИР за 2010 г. Минск, 2011. С. 228-231.

3. Бугаевский К.А. Специфика проведения занятий по физической культуре со студентками специальной медицинской группы с повышенной массой тела. // Педагогика, психология и образование: от теории к практике / Сб-к науч. тр. по итогам межд. н.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 2014. 107 с.

4. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. М.: Высшая школа, 2016. 255 с.

5. Васильева В.Е. Лечебная физическая культура. М.: ФиС, 2017. 115 с.

6. Казантинова Г.М. Проблемы здоровья студентов. // Актуальные проблемы и перспективы физкультурного образования в ВУЗах: мат-лы межд. науч.-практ. конф. Волгоград, 2004. С. 70-72.

7. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.; Под ред. С.Н. Попова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.

8. Семёнов Л.А., Миронова С.П. Паспорт физической подготовленности студента как средство обратной связи в процессе управления физическим воспитанием в вузе. // Теория и практика физической культуры. 2006. №5. С.46-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.