Е.В. Кокорина
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Ключевые слова: специальные медицинские группы, школьники, образовательные учреждения.
Аннотация: В статье рассматривается современная система организации физического воспитания в специальных медицинских группах и основные виды оздоровительной работы со школьниками с ослабленным здоровьем.
Проблема состояния здоровья подрастающего поколения - будущего нашей страны -становится чрезвычайно актуальной в современных экономических (и экологических) условиях. В статье «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"» Президент Д.А. Медведев отмечает, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов, одна из задач которых - минимизация рисков для здоровья. Реализация профилактических программ, пропаганда здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение здоровья. Кроме того, необходимо перейти от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровых школьников [1, 5]. Приоритетными направлениями деятельности государственных и общественных организаций должны стать совершенствование системы физического воспитания школьников и более полное использование средств физической культуры для профилактики здоровья и формирования соответствующего образа жизни.
Предмет «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях обязателен для всех учащихся, а те из них, кто имеет незначительные отклонения в состоянии здоровья, должны быть аттестованы по данному предмету в соответствии с нормативным документом Министерства образования Российской Федерации № 13-51-263/13 от 31.10.2003 -то есть освоить навыки занятий в специальных медицинских группах (СМГ), а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Именно оздоровительная работа в медицинских группах содействует повышению двигательной активности учащихся, воспитанию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями [2].
Анализ литературы по проблемам оздоровительной направленности обучения школьников показал необходимость комплексного подхода к программно-методическому обеспечению физкультурных занятий с учащимися специальных медицинских групп. Проведенные исследования по физическому воспитанию школьников в специальных медицинских группах [3; 4; 5; 6; 7] свидетельствуют, что методика преподавания физической культуры представлена недостаточно: отсутствуют необходимые для педагога, работающего с учащимися с ослабленным здоровьем, практические рекомендации, каким образом организовать занятия со школьниками, имеющими низкие показатели здоровья. Как следствие, дети, по состоянию здоровья отнесенные к специальной медицинской группе, либо совсем не занимаются физической культурой, что вызывает недостаток общей и специальной двигательной активности [8; 9; 10], либо занимаются в подготовительной группе, что усугубляет имеющиеся нарушения здоровья.
,13
Оздоровительная физическая культура соответствует потребностям человека в физическом развитии с учетом состояния здоровья, расширении диапазона функциональных возможностей основных систем организма и повышении защитных сил организма, его сопротивляемости различным неблагоприятным факторам. Занятия физической культурой воспитывают у детей желание укреплять здоровье, формируют навыки здорового образа жизни и устойчивый интерес к спорту. Оздоровление школьников в специальных медицинских группах - многолетний индивидуализированный процесс. На протяжении каждого года обучения он осуществляется в соответствии со следующими задачами: изучение базового уровня предмета с учетом индивидуальных показаний / противопоказаний, обусловленных характером и тяжестью заболевания; общее физическое воспитание учащихся в СМГ; физическое воспитание по нозологическим группам, в соответствии с индивидуальными показаниями / противопоказаниями.
Задачи базового уровня изучения учебного предмета, сформулированные в государственных программах для I—XI классов общеобразовательных школ, решаются избирательно, с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья (заболеваниями). Общие для всех учащихся СМГ задачи физического воспитания направлены на оздоровление, овладение навыками, необходимыми для физически активного образа жизни, самостоятельных занятий физической культурой, повышения двига-тельно-координационных способностей (и самооценки) учащихся.
В оздоровительном физическом воспитании школьников различаются общие, возрастные и специальные задачи. Общие задачи — укрепление здоровья школьников, разностороннее физическое развитие, закаливание учащихся — решаются на протяжении всего периода обучения [11]. К общим задачам для учащихся СМГ относятся: улучшение субъективного состояния, повышение уверенности в своих силах, формирование основ физически активного образа жизни, обучение двигательным навыкам; оптимизация функционального состояния организма и повышение его сопротивляемости заболеваниям; обеспечение необходимого уровня двигательной активности, отвечающего требованиям оздоровительной направленности. Возрастная задача — формирование и совершенствование естественных движений человека — решается преимущественно в I—IV классах [12], в старших классах все навыки совершенствуются. Специальные задачи — тренировка дыхательного аппарата» [13], сердечно-сосудистой системы [14], опорно-двигательного аппарата [15] — зависят от состояния здоровья и диагноза учащихся
В специальных медицинских группах решаются следующие задачи:
1. Оздоровительные — укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием; улучшение показателей физического развития; освоение жизненно важных двигательных умений, навыков (постепенное повышение тренированности учеников улучшает физическое развитие, физическую подготовленность и функциональные способности).
2. Учебные — формирование навыков выполнения разнообразных двигательных действий. Ученики овладевают комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма; обучаются правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога; обучаются самоконтролю при выполнении физических нагрузок различного характера; приобретают теоретические сведения (показанные и противопоказанные упражнения при конкретном диагнозе) и т. д.
3. Воспитательные задачи — сознательное и активное отношение к здоровью и здоровому образу жизни; развитие моральных и волевых качеств; укрепление дисциплины, выдержки; формирование внимания; умение работать в коллективе; оказание помощи и взаимопомощи [16].
Для решения данных задач на уроках в специальных медицинских группах необходимы следующие условия: наличие мест для занятий, оборудование (тонометр, динамометр, спирометр, пикфлометр, весы, ростомер и т. д.), инвентарь (стандартный, нестандартный);
учет состояния здоровья, диагноза школьников, физического развития, физической подготовленности и функциональных проб; учет современных научных разработок, рекомендаций, новейших исследований. Показателем качественного решения задач урока является успеваемость учащихся, определяемая результатами тестирования. В специальных медицинских группах оценивать учеников рекомендуют по приросту показателей или доведения функциональных проб до физиологической нормы.
Целесообразно использовать в качестве основных направлений по сохранению, укреплению и формированию здорового образа жизни: учебно-воспитательную работу (введение в учебный план факультативных и групповых занятий); систему классных часов, направленных на оздоровление; использование и пропаганду здоровьесберегающих технологий; диагностическую работу (мероприятия по выявлению уровня здоровья учащихся); медосмотры, обследования (в том числе сбор анализов); профилактическую работу (оптимальный режим обучения и воспитания, такие средства, как зарядка для глаз, упражнения на осанку, дыхательные упражнения); коррекционную работу (работа специалистов по оздоровительной физической культуре, медсестры, врачей узких специализаций, консультации для педагогов, родителей, школьников). Педагогические формы организации в оздоровительной физической культуре имеют относительно самостоятельный характер, но в то же время объединяются в общую систему реализации педагогических целей и задач. В урочной форме необходимо реализовать Российский образовательный стандарт по физической культуре через программы для учащихся специальной медицинской группы. Физкультурно-оздоровительное направление включает разные формы оздоровительного физического воспитания с учетом диагнозов учащихся: утренняя гимнастика; физкультурная минутка; час «Здоровья» в группе продленного дня; удлиненная подвижная перемена; домашние задания по физической культуре (с учетом диагнозов школьников) и т. д. Внеклассная работа: занятия в оздоровительных секциях (с разрешения врача); лечебные занятия при поликлиниках; занятия в группах по интересам (с разрешения врача). Общешкольные мероприятия включают массовую физкультурно-оздоровительную работу (с разрешения врача): дни здоровья, веселые старты, физкультурные праздники.
Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом диагноза, возраста, пола и интересов школьников. Организация занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми учащимися, поэтому важнейшая задача, стоящая перед учителями, инструкторами лечебной физкультуры, родителями, — создание условий, при которых дети школьного возраста смогут заниматься физическими упражнениями в течение учебного дня и во внеучебное время с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности.
Таковы цели и задачи оздоровительной физической культуры, раскрывающие профилактическую специфику оздоровительных мероприятий, способствующих максимально возможному увеличению двигательной активности и развитию физического здоровья личности.
1. Медведев, Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / Д.А. Медведев // Вестн. образования. — 2010. — № 4. — С. 4—12.
2. Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект [Текст] : кн. для педагога. —2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 635 с. — (Библиотека учителя).
3. Извекова, Е.К. Физическое воспитание школьников, отнесенных к специальной медицинской группе [Текст] / Е.К. Извекова. — Алма-Ата : КИФК, 1978. — 47 с.
4. Булич, Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах [Текст] / Э.Г. Булич. — М. : Высш. шк., 1986. — 255 с.
5. Волкова, С.С. Занятия с учащимися специальных медицинских групп // Физ. культура в школе: 1985. — № 2. — С. 23—25; 1985. — № 8. — С. 32—34; 1989. — № 7. — С. 22—25; 1989. — № 11. — С. 23—25.
6. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей [Текст] : метод. пособие / В.К. Велитченко. — М. : Те-ра-Спорт. 2000. — 168 с.
7. Голикова, Е.М. Комплексная реабилитация детей 7—8 лет с бронхиальной астмой в период адаптации к школе : автореф. дис. ... канд. пед.н.: 13.00.04. Москва, 2009- 29 с.
8. Гандельсман, А.Б. Физиологическое единство двигательных навыков и физических качеств. Физиологические основы методики спортивной тренировки [Текст] / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 23 с.
9. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Текст] / В.И. Смирнов. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 416 с.
10. Прокопьев, Н.Я. Физическая работоспособность [Текст] : учебно-метод. пособие для преподавателей, врачей и студентов / Н.Я. Прокопьев, Т.В. Потапова. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2001. - 76 с.
11. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура [Текст] : учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. - Минск : Тисей, 2003. - 528 с.
12. Матвеев, А.П. Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы образовательных учреждений 1-11 кл. [Текст] / А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. - 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2007. - 76 с.
13. Кокорина, Е.В. О программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов с заболеваниями органов дыхания, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010 - № 2(60) - С. 75-77.
14. Гришина, Г.А. Влияние целенаправленных физических упражнений на организм студенток СМГ : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2005 - 23 с.
15. Нарскин, Г.И. Система профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста средствами физического воспитания : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. - М., 2003 - 42 с.
16. Каинов, А.Н., Шалаева И. Ю. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование программы [Текст] / А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. - Волгоград : Учитель, 2009. - 185 с.