Научная статья на тему 'Специальные медицинские группы в общеобразовательных учреждениях'

Специальные медицинские группы в общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
213
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / ШКОЛЬНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / SPECIAL MEDICAL GROUPS / SCHOOLCHILDREN / PROPHYLACTIC EVENTS IN COMPREHENSIVE ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокорина Елена Владимировна

В статье рассматривается современная система организации физического воспитания в специальных медицинских группах и основные виды оздоровительной работы со школьниками с ослабленным здоровьем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кокорина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL MEDICAL GROUPS IN COMPREHENSIVE ESTABLISHMENTS

In this article modern organization of physical education in special medical groups is considered, basic types of health-improving work with weakened schoolchildren is described.

Текст научной работы на тему «Специальные медицинские группы в общеобразовательных учреждениях»

Е.В. Кокорина

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ключевые слова: специальные медицинские группы, школьники, образовательные учреждения.

Аннотация: В статье рассматривается современная система организации физического воспитания в специальных медицинских группах и основные виды оздоровительной работы со школьниками с ослабленным здоровьем.

Проблема состояния здоровья подрастающего поколения - будущего нашей страны -становится чрезвычайно актуальной в современных экономических (и экологических) условиях. В статье «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"» Президент Д.А. Медведев отмечает, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов, одна из задач которых - минимизация рисков для здоровья. Реализация профилактических программ, пропаганда здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение здоровья. Кроме того, необходимо перейти от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровых школьников [1, 5]. Приоритетными направлениями деятельности государственных и общественных организаций должны стать совершенствование системы физического воспитания школьников и более полное использование средств физической культуры для профилактики здоровья и формирования соответствующего образа жизни.

Предмет «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях обязателен для всех учащихся, а те из них, кто имеет незначительные отклонения в состоянии здоровья, должны быть аттестованы по данному предмету в соответствии с нормативным документом Министерства образования Российской Федерации № 13-51-263/13 от 31.10.2003 -то есть освоить навыки занятий в специальных медицинских группах (СМГ), а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Именно оздоровительная работа в медицинских группах содействует повышению двигательной активности учащихся, воспитанию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями [2].

Анализ литературы по проблемам оздоровительной направленности обучения школьников показал необходимость комплексного подхода к программно-методическому обеспечению физкультурных занятий с учащимися специальных медицинских групп. Проведенные исследования по физическому воспитанию школьников в специальных медицинских группах [3; 4; 5; 6; 7] свидетельствуют, что методика преподавания физической культуры представлена недостаточно: отсутствуют необходимые для педагога, работающего с учащимися с ослабленным здоровьем, практические рекомендации, каким образом организовать занятия со школьниками, имеющими низкие показатели здоровья. Как следствие, дети, по состоянию здоровья отнесенные к специальной медицинской группе, либо совсем не занимаются физической культурой, что вызывает недостаток общей и специальной двигательной активности [8; 9; 10], либо занимаются в подготовительной группе, что усугубляет имеющиеся нарушения здоровья.

,13

Оздоровительная физическая культура соответствует потребностям человека в физическом развитии с учетом состояния здоровья, расширении диапазона функциональных возможностей основных систем организма и повышении защитных сил организма, его сопротивляемости различным неблагоприятным факторам. Занятия физической культурой воспитывают у детей желание укреплять здоровье, формируют навыки здорового образа жизни и устойчивый интерес к спорту. Оздоровление школьников в специальных медицинских группах - многолетний индивидуализированный процесс. На протяжении каждого года обучения он осуществляется в соответствии со следующими задачами: изучение базового уровня предмета с учетом индивидуальных показаний / противопоказаний, обусловленных характером и тяжестью заболевания; общее физическое воспитание учащихся в СМГ; физическое воспитание по нозологическим группам, в соответствии с индивидуальными показаниями / противопоказаниями.

Задачи базового уровня изучения учебного предмета, сформулированные в государственных программах для I—XI классов общеобразовательных школ, решаются избирательно, с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья (заболеваниями). Общие для всех учащихся СМГ задачи физического воспитания направлены на оздоровление, овладение навыками, необходимыми для физически активного образа жизни, самостоятельных занятий физической культурой, повышения двига-тельно-координационных способностей (и самооценки) учащихся.

В оздоровительном физическом воспитании школьников различаются общие, возрастные и специальные задачи. Общие задачи — укрепление здоровья школьников, разностороннее физическое развитие, закаливание учащихся — решаются на протяжении всего периода обучения [11]. К общим задачам для учащихся СМГ относятся: улучшение субъективного состояния, повышение уверенности в своих силах, формирование основ физически активного образа жизни, обучение двигательным навыкам; оптимизация функционального состояния организма и повышение его сопротивляемости заболеваниям; обеспечение необходимого уровня двигательной активности, отвечающего требованиям оздоровительной направленности. Возрастная задача — формирование и совершенствование естественных движений человека — решается преимущественно в I—IV классах [12], в старших классах все навыки совершенствуются. Специальные задачи — тренировка дыхательного аппарата» [13], сердечно-сосудистой системы [14], опорно-двигательного аппарата [15] — зависят от состояния здоровья и диагноза учащихся

В специальных медицинских группах решаются следующие задачи:

1. Оздоровительные — укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием; улучшение показателей физического развития; освоение жизненно важных двигательных умений, навыков (постепенное повышение тренированности учеников улучшает физическое развитие, физическую подготовленность и функциональные способности).

2. Учебные — формирование навыков выполнения разнообразных двигательных действий. Ученики овладевают комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма; обучаются правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога; обучаются самоконтролю при выполнении физических нагрузок различного характера; приобретают теоретические сведения (показанные и противопоказанные упражнения при конкретном диагнозе) и т. д.

3. Воспитательные задачи — сознательное и активное отношение к здоровью и здоровому образу жизни; развитие моральных и волевых качеств; укрепление дисциплины, выдержки; формирование внимания; умение работать в коллективе; оказание помощи и взаимопомощи [16].

Для решения данных задач на уроках в специальных медицинских группах необходимы следующие условия: наличие мест для занятий, оборудование (тонометр, динамометр, спирометр, пикфлометр, весы, ростомер и т. д.), инвентарь (стандартный, нестандартный);

учет состояния здоровья, диагноза школьников, физического развития, физической подготовленности и функциональных проб; учет современных научных разработок, рекомендаций, новейших исследований. Показателем качественного решения задач урока является успеваемость учащихся, определяемая результатами тестирования. В специальных медицинских группах оценивать учеников рекомендуют по приросту показателей или доведения функциональных проб до физиологической нормы.

Целесообразно использовать в качестве основных направлений по сохранению, укреплению и формированию здорового образа жизни: учебно-воспитательную работу (введение в учебный план факультативных и групповых занятий); систему классных часов, направленных на оздоровление; использование и пропаганду здоровьесберегающих технологий; диагностическую работу (мероприятия по выявлению уровня здоровья учащихся); медосмотры, обследования (в том числе сбор анализов); профилактическую работу (оптимальный режим обучения и воспитания, такие средства, как зарядка для глаз, упражнения на осанку, дыхательные упражнения); коррекционную работу (работа специалистов по оздоровительной физической культуре, медсестры, врачей узких специализаций, консультации для педагогов, родителей, школьников). Педагогические формы организации в оздоровительной физической культуре имеют относительно самостоятельный характер, но в то же время объединяются в общую систему реализации педагогических целей и задач. В урочной форме необходимо реализовать Российский образовательный стандарт по физической культуре через программы для учащихся специальной медицинской группы. Физкультурно-оздоровительное направление включает разные формы оздоровительного физического воспитания с учетом диагнозов учащихся: утренняя гимнастика; физкультурная минутка; час «Здоровья» в группе продленного дня; удлиненная подвижная перемена; домашние задания по физической культуре (с учетом диагнозов школьников) и т. д. Внеклассная работа: занятия в оздоровительных секциях (с разрешения врача); лечебные занятия при поликлиниках; занятия в группах по интересам (с разрешения врача). Общешкольные мероприятия включают массовую физкультурно-оздоровительную работу (с разрешения врача): дни здоровья, веселые старты, физкультурные праздники.

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом диагноза, возраста, пола и интересов школьников. Организация занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми учащимися, поэтому важнейшая задача, стоящая перед учителями, инструкторами лечебной физкультуры, родителями, — создание условий, при которых дети школьного возраста смогут заниматься физическими упражнениями в течение учебного дня и во внеучебное время с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности.

Таковы цели и задачи оздоровительной физической культуры, раскрывающие профилактическую специфику оздоровительных мероприятий, способствующих максимально возможному увеличению двигательной активности и развитию физического здоровья личности.

1. Медведев, Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / Д.А. Медведев // Вестн. образования. — 2010. — № 4. — С. 4—12.

2. Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект [Текст] : кн. для педагога. —2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 635 с. — (Библиотека учителя).

3. Извекова, Е.К. Физическое воспитание школьников, отнесенных к специальной медицинской группе [Текст] / Е.К. Извекова. — Алма-Ата : КИФК, 1978. — 47 с.

4. Булич, Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах [Текст] / Э.Г. Булич. — М. : Высш. шк., 1986. — 255 с.

5. Волкова, С.С. Занятия с учащимися специальных медицинских групп // Физ. культура в школе: 1985. — № 2. — С. 23—25; 1985. — № 8. — С. 32—34; 1989. — № 7. — С. 22—25; 1989. — № 11. — С. 23—25.

6. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей [Текст] : метод. пособие / В.К. Велитченко. — М. : Те-ра-Спорт. 2000. — 168 с.

7. Голикова, Е.М. Комплексная реабилитация детей 7—8 лет с бронхиальной астмой в период адаптации к школе : автореф. дис. ... канд. пед.н.: 13.00.04. Москва, 2009- 29 с.

8. Гандельсман, А.Б. Физиологическое единство двигательных навыков и физических качеств. Физиологические основы методики спортивной тренировки [Текст] / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 23 с.

9. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Текст] / В.И. Смирнов. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 416 с.

10. Прокопьев, Н.Я. Физическая работоспособность [Текст] : учебно-метод. пособие для преподавателей, врачей и студентов / Н.Я. Прокопьев, Т.В. Потапова. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2001. - 76 с.

11. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура [Текст] : учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. - Минск : Тисей, 2003. - 528 с.

12. Матвеев, А.П. Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы образовательных учреждений 1-11 кл. [Текст] / А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. - 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2007. - 76 с.

13. Кокорина, Е.В. О программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов с заболеваниями органов дыхания, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010 - № 2(60) - С. 75-77.

14. Гришина, Г.А. Влияние целенаправленных физических упражнений на организм студенток СМГ : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2005 - 23 с.

15. Нарскин, Г.И. Система профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста средствами физического воспитания : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. - М., 2003 - 42 с.

16. Каинов, А.Н., Шалаева И. Ю. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование программы [Текст] / А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. - Волгоград : Учитель, 2009. - 185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.