Научная статья на тему 'К совершенствованию инструментов государственного индикативного регулирования внутренних рынков зерна'

К совершенствованию инструментов государственного индикативного регулирования внутренних рынков зерна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ РЫНКИ ЗЕРНА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИНДИКАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / DOMESTIC GRAIN MARKETS / STATE INDICATIVE REGULATION / INSTRUMENTS / INCREASING TO EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудская Ирина Борисовна

В статье предлагаются направления совершенствования основных инструментов государственного индикативного регулирования рынков зерна: льготного кредитования, налогообложения, льготного страхования, лизинга техники и интервенционных операций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of perfection of the state basic instruments of the domestic grain markets indicative regulation

The article reflects the directions of perfection of the state basic instruments of the grain market indicative regulation: preferential crediting, taxation and insurance, techniques leasing and intervention operations

Текст научной работы на тему «К совершенствованию инструментов государственного индикативного регулирования внутренних рынков зерна»

УДК 631.14:633.1:339.1

К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНДИКАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ ЗЕРНА

Рудская Ирина Борисовна ассистент

Азово-Черноморская государственная агроинже-нерная академия, Зерноград, Россия

В статье предлагаются направления совершенствования основных инструментов государственного индикативного регулирования рынков зерна: льготного кредитования, налогообложения, льготного страхования, лизинга техники и интервенционных операций

Ключевые слова: ВНУТРЕННИЕ РЫНКИ ЗЕРНА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИНДИКАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

На основе проведенного анализа основных инструментов государственного индикативного регулирования внутренних рынков зерна - льготного кредитования, налогообложения, льготного страхования, лизинговых и интервенционных операций - была выявлена их недостаточная эффективность. Ввиду наблюдающихся кризисных экономических явлений в экономике страны в целом и в зерновом подкомплексе в частности - волатильности цен и предложения зерна, усиливающегося диспаритета цен и других - необходимость более гибкого индикативного регулирования рынков зерна становится наиболее актуальной.

На основе выполненного абстрактно-логического и ситуационного анализа систему предлагаемых мер, направленных на совершенствование инструментов государственного индикативного регулирования внутренних рынков зерна можно представить в виде таблицы.

Как видно из таблицы, основные аспекты совершенствования мер регулирования представлены по пяти направлениям: 1) льготного кредитования; 2) налогообложения; 3) льготного страхования сельскохозяйствен-

UDС 631.14:633.1:339.1

SOME ASPECTS OF PERFECTION OF THE STATE BASIC INSTRUMENTS OF THE DOMESTIC GRAIN MARKETS INDICATIVE REGULATION

Rudskaya Irina Borisovna assistant

Azov-Blacksea State Agroengineering Academy, Zer-nograd, Russia

The article reflects the directions of perfection of the state basic instruments of the grain market indicative regulation: preferential crediting, taxation and insurance, techniques leasing and intervention operations

Keywords: DOMESTIC GRAIN MARKETS, STATE INDICATIVE REGULATION, INSTRUMENTS, INCREASING TO EFFICIENCY

ных культур; 4) лизинга сельскохозяйственной техники; 5) интервенционных операций.

Совершенствование системы льготного кредитования, на наш взгляд, должно предусматривать следующие элементы.

Во-первых, необходимо сокращать процентную ставку за пользование кредитными ресурсами для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Альтернативой данного варианта является действующее сейчас возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам за счет федерального и региональных бюджетов. При этом указанное в Государственной программе [1] условие выделения средств из федерального бюджета на компенсацию части затрат на уплату банковских процентов только при компенсации соответствующей части затрат региональными бюджетами, хозяйства разных по экономическому состоянию субъектов РФ ставит в неравное положение. По нашему мнению, основная доля средств господдержки сельскохозяйственных предприятий должна выделяться именно из федерального бюджета ввиду дифференциации экономического положения субъектов Федерации. Участие же региональных и местных бюджетов в господдержке, на наш взгляд, должно быть добровольным.

Во-вторых, необходимо увеличить сроки предоставления инвестиционных кредитов, освободив заемщиков от погашения кредитов в первые два года. Это будет стимулировать сельхозтоваропроизводителей приобретать современную технику, ее технологические комплексы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНДИКАТИВНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ ЗЕРНА

Инструмен- ты Пути совершенствования Результаты

Льготное кредитова- ние Льготы при кредитовании должны предоставляться в основном из федерального бюджета У довлетворение потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в кредитных ресурсах на приемлемых условиях

Увеличение сроков инвестиционных кредитов

Создание и развитие системы государственного гарантирования возврата кредитов

Развитие системы земельно-ипотечного кредитования

Развитие залоговых операций с зерном

Создание специального фонда льготного кредитования

Налогооб- ложение Максимальное освобождение сельскохозяйственных предприятий от множественности видов налогов Усиление стимулирующей функции налогообложения при ослаблении его фискальной функции

Расширение состава налоговых льгот для сельскохозяйственных и агроперерабатывающих предприятий

Применение льготного режима налогообложения кредитных, промышленных и других организаций, инвестирующих средства в развитие сельского хозяйства

Внесение изменений в НК РФ, связанных с уплатой сельскохозяйственными предприятиями НДС

Льготное страхование сельскохо- зяйственных культур Совершенствование системы льгот Достижение планируемых в Г ос-программе развития села на 20082012 гг. объемов застрахованных площадей

Разработка специального закона об агростраховании

Создание федерального страхового сельскохозяйственного резерва

Совершенствование организации агрострахования в страховых компаниях

Расширение спектра страховых услуг с господдержкой

Лизинг сельскохо- зяйственной техники Устранение монополизма государственных лизинго-вых компаний Сжатое по срокам обновление технического базиса хозяйств на инновационной основе

Расширение перечня предметов лизинга

Предоставление по лизингу высокотехнологичных комплексов сельхозтехники

Отмена процента за использование средств на приобретение предмета лизинга

Изменение условий лизинга в интересах сельхозтоваропроизводителей

Предоставление государственных субсидий заводам-изготовителям на выпуск инновационной техники

Увеличение срока лизинга

Субсидирование части затрат сельскохозяйственных предприятий по лизингу

Интервен- ционные операции Увеличение государственного интервенционного фонда зерна Стабилизация цен на рынках зерна и зернопродуктов

Активизация работы фьючерсных зерновых бирж

Установление обоснованных интервенционных цен

Проведение интервенций по зернофуражным культурам

В-третьих, система кредитования сельскохозяйственного производства должна быть основана на полном или частичном государственном гарантировании возврата кредита. Основываясь на международном опыте [2, с. 215-248], целесообразно создать и в нашей стране государственное сельскохозяйственное гарантийное агентство для предоставления гарантий по инновационно-инвестиционному кредитованию.

В-четвертых, должно быть ускорено развитие системы земельноипотечного кредитования. По мнению авторов [3, с. 128-137], которое мы разделяем, развитию такого вида кредитования будут способствовать следующие формы господдержки:

- предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат, направленных на уплату процентов по земельноипотечным кредитам;

- выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которые обращено взыскание по ипотечным кредитам и которые не были реализованы на публичных торгах;

- создание условий для ускорения процесса оформления земельных участков в собственность субъектов предпринимательской деятельности в АПК путем предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на компенсацию затрат (или их части), для проведения землеустроительных, кадастровых и других работ по формированию земельных участков;

- предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям беспроцентной рассрочки при выкупе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- предоставление кредитным организациям, осуществляющим ипотечные операции определенных преференций в форме снижения налогов или полного освобождения от них на доходы, полученные от операций данного вида;

- участие государства в форме государственных инвестиций в создании инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников системы земельно-ипотечного кредитования и др.

В-пятых, для обеспечения краткосрочными финансовыми ресурсами производителей зерна необходимо развивать кредитование под залог сельскохозяйственной продукции. Залог зерна и продуктов его переработки мог бы быть одновременно формой краткосрочного кредитования, гарантированного сбыта и стабилизации зернового рынка. Государственные залоговые операции могут проводиться как за счет бюджетных средств, бюджетных ссуд или средств ОАО «Агентства по регулированию продовольственного рынка», так и по схеме льготного кредитования, в которой зерно и другая сельскохозяйственная продукция выступают объектом залога.

Государственные залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией могут поддерживаться государством в следующих формах: прямое бюджетное финансирование залоговых операций (выделение беспроцентных бюджетных ссуд); выделение кредитных ресурсов в соответствии с льготным порядком предоставления кредита, действующим на данный момент; выделение бюджетных ассигнований или кредитов непосредственным залогодержателям для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственной продукции, перешедшей после прекращения залога в собственность государства. При этом должны компенсироваться только те затраты, которые не возмещены через цены реализации соответствующей продукции. Для организации эффективного проведения залоговых операций целесообразно предусмотреть выпуск специальных ценных бумаг - закладных (простых и двойных складских свидетельств), которые в случае отказа залогодателя от заложенной сельхозпродукции могут обращаться на рынке или выкупаться государством.

В-шестых, выдача государственных гарантий и другие мероприятия по льготному кредитованию могут финансироваться за счет специального фонда кредитования АПК. Такой фонд мог бы формироваться как за счет ежегодного выделения целевых бюджетных средств частично на возвратной основе, так и за счет поступлений от импорта, разницы между льготным процентом специальной кредитной линии Центрального банка и льготной ставкой процента для сельхозтоваропроизводителей, устанавливаемой Правительством РФ и т.д. Функции оперативного руководства фондом, осуществление описанных выше операций кредитования и гарантирования, проведение отдельных мероприятий государственной политики могут быть возложены на ОАО «Агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

На второе место мы поставили меры по совершенствованию налогообложения. Их можно представить по четырем основным направлениям.

1. Максимальное освобождение производителей зерна от множественности налогов, переход к единому земельному налогу, налогооблагаемая база которого должна уменьшаться на величину собственных средств, вкладываемых в восстановление почвенного плодородия, улучшение земельных угодий и т.п.

2. Расширение перечня налоговых льгот для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, вкладывающих средства в модернизацию и расширение производства, выпуск новых продуктов, повышение качества продукции, внедрение инновационных технологий и т.п.

3. Применение льготного режима налогообложения банков и других кредитных учреждений в части прибыли, полученной от кредитования АПК и промышленных предприятий, инвестирующих средства в развитие зернового производства и предприятий, поставляющих технику селу.

4. Внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, касающиеся возможности добровольного принятия на себя обязанностей налогоплательщика НДС при применении специального налогового режима. В этом случае сельхозпредприятия не потеряют каналов сбыта зерна в лице перерабатывающих предприятий и будут иметь возможность принять НДС к зачету по приобретенным ценностям. В качестве альтернативы можно предложить использование нулевой ставки НДС при продаже приоритетной техники на основе госзаказа организациям машиностроительного комплекса, а также освобождение от указанного налога приоритетных поставок зарубежной техники, не имеющей аналогов в стране.

На третьем месте меры по совершенствованию системы льготного сельскохозяйственного страхования.

Как видно из таблицы, первой из представленных мер является совершенствование системы льгот при страховании сельскохозяйственных рисков. Во-первых, было бы целесообразным вернуться к правилам агрострахования с господдержкой, применявшимся до 2007 г., так как введенное Г осударственной программой развития сельского хозяйства [1] условие предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета для возмещения 40 % затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов только в случае финансирования не менее 10 % данных затрат за счет средств бюджетов субъектов РФ приведет к сокращению объемов рассматриваемого вида страхования вследствие невыполнения своих обязательств рядом экономически неблагополучных регионов. Поэтому гарантированный государством 50 %-ный уровень компенсации затрат на страхование должен быть обеспечен за счет средств федерального бюджета, а остальные затраты сельхозпредприятий на уплату страховых премий могут быть компенсированы в том числе и за счет региональных бюджетов.

Во-вторых, необходимо, на наш взгляд, вернуться к правилам страхования сельскохозяйственных культур, действовавшим до 2004 г., при которых после оплаты 50 % страховых взносов сельхозпредприятиями за счет собственных средств на счета страховых компаний перечислялось 50 % страховых взносов за счет средств федерального бюджета.

На наш взгляд, назрела необходимость в создании целостного механизма государственной поддержки агрострахования, преодоления разрозненности, несвоевременности принятия его правил. Необходим специальный правовой акт, который унифицировал бы страховую документацию, ввел единые условия страхования, покрываемые виды страховых рисков и другие вопросы организации и проведения сельскохозяйственного страхования в нашей стране. При этом в указанном акте необходимо предусмотреть ужесточение контроля за деятельностью страховых компаний ввиду массовости случаев их отказа от выплаты страховых возмещений.

Важным условием развития агрострахования, на наш взгляд, является создание федерального страхового сельскохозяйственного резерва с начальным капиталом, полученным из федерального бюджета в размере не менее 1 млрд. руб., исходя из расчетов авторов [4, с. 44]. Этот резерв нужен для предоставления средств на уплату субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в случае недостаточности для этого средств федерального бюджета в текущем году, а также на случай значительных убытков, которые могут понести сельхозтоваропроизводители от стихийных бедствий. Резерв должен быть накопительным. Его размер должен быть равен сумме самого значительного убытка, понесенного в течение 5 лет. При этом, по нашему мнению, необходимо предусматривать участие страховых организаций в его наполнении, например в размере 5 % от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам сельскохозяйственного страхования.

Как видно из таблицы, еще одной мерой совершенствования агрострахования является его более рациональная организация в самих страховых компаниях. Страховые взносы, не использованные на страховые выплаты в период страхования за вычетом расходов на ведение дела, должны в полном объеме оставаться в распоряжении страховых компаний и накапливаться в виде страховых фондов для обеспечения страховых выплат в неблагоприятные годы (а не направляться в доходную базу страховых компаний).

На наш взгляд, необходимо существенно расширить спектр страховых услуг с господдержкой, предоставляемых сельскохозяйственным предприятиям для страхования кредитных и коммерческих рисков, рисков недополучения доходов в связи с изменением рыночной конъюнктуры и т.п.

Четвертое направление - совершенствование лизинга сельскохозяйственной техники. По нашему мнению, здесь могли бы быть применены следующие меры (см. таблицу).

Первой из указанных мер является устранение монополизма ОАО «Росагролизинг». Этого можно достичь, во-первых, путем увеличения числа лизинговых компаний-конкурентов, как государственных, так и частных. Необходимо развивать коммерческий лизинг сельхозмашин, так как потребность в лизинговых поставках техники очень велика (в последние годы она достигала 35-40 млрд. руб. в год [5, с. 31]). Коммерческий лизинг будет дополнением к государственному, объемы которого ограничены возможностями финансирования из федерального и региональных бюджетов.

Отбор лизинговых посредников, на наш взгляд, должен производиться на строго конкурсной основе среди любых физических и юридических лиц, в том числе заводов-изготовителей, снабженческо-сбытовых, сервисных и торговых организаций АПК, банковских структур, страховых компаний и дру-

гих организаций, предлагающих наиболее приемлемые условия, включая их финансовое участие в государственных лизинговых операциях.

Следует усилить контроль со стороны Минсельхоза России за уровнем цен на машины, предоставление которых по лизингу финансируется за счет средств бюджета, чтобы не сокращать объемы их поставок из-за необоснованно высоких цен поставщиков. Цены на эту технику должны быть самыми минимальными из цен, действующих на рынке.

Следующие направления совершенствования лизинга, представленные в таблице, связаны с расширением перечня машин и оборудования, поставляемого на условиях лизинга с использованием бюджетной поддержки. Указанное направление, по нашему мнению, должно предусматривать разработку организационно-экономических механизмов поставки не разрозненных машин, а высокотехнологичных комплексов машин и оборудования для внедрения эффективных агротехнологий. Кроме того, необходимо разработать нормативные акты, повышающие ответственность заводов-изготовителей и их дилерских служб за качество, наладку, комплектность поставляемой селу продукции, обеспечение техники запасными частями по полной номенклатуре и на весь срок службы.

В целях защиты интересов сельских лизингополучателей необходимо отменить процент за использование средств на приобретение предмета лизинга, который удорожает технику на 12-15 % в течение срока лизинга. ОАО «Росагролизинг» финансируется для осуществления лизинговых поставок техники из федерального бюджета, то есть работает без выплаты процентов и их взимание с хозяйств-лизингополучателей, на наш взгляд, не оправдано.

Требуется изменить условия лизинга в интересах сельхозтоваропроизводителей, что также представлено в таблице. Нужно смягчить условия изъятия машин и оборудования у лизингополучателей в случае просрочки лизинговых платежей на срок более 30 календарных дней. Выплаты за тех-

нику, по нашему мнению, производители зерна и другой продукции должны производить, начиная со второго года после ее получения и один раз в год после уборки урожая. В лизинговых договорах должно быть предусмотрено право лизингополучателей расплачиваться за технику готовой продукцией. В данном случае у сельхозтоваропроизводителей появится дополнительный канал сбыта своей продукции, хотя для этого лизингодатели должны освоить технологии заготовок, хранения и реализации крупных партий зерна.

Предоставление государственных субсидий заводам-изготовителям на выпуск опытных образцов техники с параметрами, превышающими аналогичные модели зарубежного производства, на наш взгляд, является весьма оправданным. Необходимо разработать комплекс организационноэкономических мероприятий по внедрению технологических и технических новшеств в зерновое производство на основе информационноконсультационной деятельности, предоставления льготных инвестиционных кредитов, увеличения срока лизинга в зависимости от срока службы объекта лизинга.

Последним направлением совершенствования лизинга, представленным в таблице, является субсидирование части затрат сельскохозяйственных предприятий по лизинговой сделке за счет средств федерального бюджета путем компенсации первоначального лизингового платежа, поскольку единовременно уплачивать до 30 % стоимости приобретаемого по лизингу имущества (например, комплекса машин для перехода на инновационные технологии) зачастую не под силу даже успешным предприятиям.

По нашему мнению, в целях расширения лизинга была бы эффективной компенсация 80 % первоначального взноса из федерального бюджета РФ в виде целевых субсидий. Остальные 20 % могут быть оплачены за счет средств региональных бюджетов или за счет средств лизингополучателей.

Основным инструментом регулирования рынка зерна, в частности стабилизации цен и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, могла бы быть более совершенная организация государственных закупочных и товарных интервенций. Преодоление их недостатков, на наш взгляд, может быть достигнуто на основе следующих четырех мер.

Во-первых, следовало бы увеличить государственный интервенционный фонд как минимум до 5 млн. т продовольственной пшеницы (в настоящее время он составляет 1,5 млн. т) [6, с.9]. При этом формирование резервного и интервенционного фондов может быть обеспечено путем дополнительных закупок зерна посредством залоговых операций, прежде всего в урожайные годы, поставок зерна в счет возврата товарных кредитов и платежей по лизингу, а также налогов и других обязательных платежей зернопроизводящих хозяйств;

Во-вторых, необходимо обеспечить полноценное функционирование фьючерсных зерновых бирж.

В-третьих, требуется устанавливать закупочные цены, уровень которых должен быть не менее уровня себестоимости производства зерна, сложившегося в среднем по природно-экономической зоне. В этом случае сельскохозяйственные предприятия, обеспечивающие снижение себестоимости продукции и эффективное использование производственного потенциала, получат дополнительную прибыль. Кроме того, для стимулирования производства высококачественного зерна необходимо формировать более ощутимый разрыв цен между пшеницей третьего, четвертого и пятого классов.

В-четвертых, для уменьшения колебаний цен на рынке фуражного зерна наряду с пшеницей 3-го, 4-го классов и рожью продовольственной группы «А» в состав культур, по которым проводятся зерновые интервен-

ции, на наш взгляд, следует включать ячмень, овес, пшеницу 5-го класса и горох.

Предложенные направления совершенствования индикативного регулирования нацелены на создание эффективного гибкого механизма стабилизации зернового рынка и повышение конкурентоспособности отечественных производителей зерна.

Список использованной литературы

1. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.: постановление Правительства РФ: принято 14 июля 2007 г. № 446 // Собр. Законодательства РФ. -2007. - № 31 (30 июня). - Ст. - 4080.

2. Овчинников О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора США / О.Г. Овчинников. - М.: ДеЛи, 1999. - 663 с.

3. Миндрин А.С. Организационно-экономические основы земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве: рекомендации / А.С. Миндрин, О.Б. Леппке, А. А. Фадеев. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. - 52 с.

4. Кошолкина Л.А. Страхование в сельском хозяйстве: состояние и проблемы / Л. А. Кошолкина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 2. - С. 44-46.

5. Попова Н. Десятилетие лизинговой деятельности в АПК: правовые аспекты, практика, перспективы / Н. Попова // Международный сельскохозяйственный журнал. -2004. - № 6. - С. 29-32.

6. Зерновой рынок - пространство для маневра / аналитика // Агромаркет. - 2007. -№ 9. - С. 8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.