Научная статья на тему 'К РАЗВИТИЮ РЕКЛАМНО-МАРКЕТИНГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В СРЕДЕ ИНТЕРНЕТ'

К РАЗВИТИЮ РЕКЛАМНО-МАРКЕТИНГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В СРЕДЕ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / МАРКЕТИНГОВО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАРКЕТИНГОВАЯ АДАПТАЦИЯ / СРЕДА ИНТЕРНЕТ / ИНСТРУМЕНТЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕСТОРАННЫЕ УСЛУГИ / ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Соболь Анастасия Владимировна

Изложены подходы к пониманию содержания и воплощения рекламной деятельности. Предложен маркетингово-поведенческий подход к выявлению экономической природы понятия «рекламная деятельность» в контексте интеграции различных представлений об ее социально-экономической сущности. Рассмотрены инструменты рекламно-маркетинговой деятельности в сети Интернет (SMO, SEO, SMM). Проведено исследование предпочтений потребителей ресторанных услуг в отношении использования различных рекламных инструментов в разных социальных сетях в среде Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Соболь Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING THE DEVELOPMENT OF ADVERTISING AND MARKETING TOOLS ON THE INTERNET

Approaches to understanding the content and implementation of advertising activities are outlined in the article. A marketing-behavioral approach to identifying the economic nature of the concept of advertising activity amid the integration of various ideas about its socio-economic essence is proposed. The tools of advertising and marketing activities on the Internet, such as SMO, SEO, SMM, are considered. A study of the preferences of restaurant services consumers in relation to various advertising tools in different social networks on the Internet has been carried out.

Текст научной работы на тему «К РАЗВИТИЮ РЕКЛАМНО-МАРКЕТИНГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В СРЕДЕ ИНТЕРНЕТ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 8 • Август 2021 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

к развитию рекламно-маркетингового инструментария в среде Интернет

Щепакин М.Б. 1, Соболь А.В. 1

1 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

АННОТАЦИЯ:

Изложены подходы к пониманию содержания и воплощения рекламной деятельности. Предложен мар-кетингово-поведенческий подход к выявлению экономической природы понятия «рекламная деятельность» в контексте интеграции различных представлений об ее социально-экономической сущности. Рассмотрены инструменты рекламно-маркетинговой деятельности в сети Интернет (SMO, SEO, SMM). Проведено исследование предпочтений потребителей ресторанных услуг в отношении использования различных рекламных инструментов в разных социальных сетях в среде Интернет.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сфера услуг, маркетингово-поведенческий подход, рекламная деятельность, маркетинговая адаптация, среда Интернет, инструменты рекламной деятельности, ресторанные услуги, исследование предпочтений, экономический рост.

Concerning the development of advertising and marketing tools on the Internet

Shchepakin M.B. \ Sobol A.V. 1

1 Kuban State Technological University, Russia

введение

Введенные карантинные меры, предпринимаемые для сглаживания распространения пандемии, такие как карантин, режим самоизоляции, ограничения международных и локальных поездок и торговли и т.д., продолжают негативным образом сказываться на экономической ситуации в мире [1] (БгоЬо^ 2020). В сложных экономических условиях, с которыми Россия столкнулась в последнее время из-за введенных ограничений, вызванных пандемией коронавируса, многие хозяйствующие субъекты, в том числе и рестораны, вынуждены были бороться за свое существование. Для этого большинство из нихстали использовать новые виды услуг, которые связаны с влиянием пандемиикоронавируса на функционирование ресторанной деятельности, а именно: а) доставка блюд на дом; б) перевод заказа блюд в онлайн-сектор; в) информационное сопровождение предлагаемых услуг и т.д.

Для того чтобы формировать рациональные рекламные инструменты воздействия бизнеса на потребителей, необходимо расширить

представление об экономической природе рекламной деятельности и особенностях ее свойств.Требуется расширение инструментов воздействия субъектов сферы услуг на целевые аудитории с учетом их предпочтений, требований, интересов и возможностей. Такими инструментами могут быть: SMO (продвижения сайта), SMM (продвижение компании в социальных сетях), SEO (технология раскрутки сайта в поисковой выдаче с целью получения трафика, продвижение с использованием мобильного и e-mail-маркетинга. В новых форматах работыс потребителем произошли изменения и в рекламной деятельности компаний.Большинство ресторанов стали увеличивать рекламные бюджеты на продвижение сайтов, контекстную рекламу и рекламу в социальных сетях. В условияхограничений разного характера, связанных с пандемией коронавируса, актуальной становится работа в области рекламной деятельности в сети Интернет. Для развития представлений об эффективном использовании различных маркетингово-рекламных инструментов в виртуальной среде необходимо выявление предпочтений в их использовании для обеспечения наилучшего воздействия на разные целевые аудитории и формирования условий для экономического роста бизнеса.

подходы к пониманию сущности рекламной деятельности

Рекламная деятельность - это понятие многоаспектное. Большинство авторов дают собственные определения этому понятию, исходя из представлений о характере, о наполнении необходимых действий и наборе вовлекаемых инструментов для лучшего маркетингово-рекламного воздействия на потребителей в интересах достижения

ABSTRACT:_

Approaches to understanding the content and implementation of advertising activities are outlined in the article. A marketing-behavioral approach to identifying the economic nature of the concept of advertising activity amid the integration of various ideas about its socio-economic essence is proposed. The tools of advertising and marketing activities on the Internet, such as SMO, SEO, SMM, are considered. A study of the preferences of restaurant services consumers in relation to various advertising tools in different social networks on the Internet has been carried out.

KEYWORDS: service sector, marketing-behavioral approach, advertising activities, marketing adaptation, Internet environment, advertising tools, restaurant services, research of preferences, economic growth

JEL Classification: L86, M31, M37 Received: 04.08.2021 / published: 31.08.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Shchepakin M.B. (shchepakin0mai1.ru )

CITATION:_

Shchepakin M.B., Sobol A.V. (2021) K razvitiyu reklamno-marketingovogo instrumentariya v srede Internet [Concerning the development of advertising and marketing tools on the Internet]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 1 1. (8). - 2005-2026. doi: 10.18334/epp.11.8.113119

тех или иных целей. Сформированы разные походы к описанию сущности (как существенный признак - лат. essentialia constitutiva) понятия «рекламная деятельность» (табл. 1).

Рекламная деятельность предприятия, в наиболее общем ее толковании субъектами бизнеса, представляет собой совокупность информационных и рекламных мероприятий, которые направлены на: создание имиджа компании; повышение объема продаж; формирование позитивного отношения к бренду и компании в целом. Основная направленность рекламной деятельности предприятия трактуется ими как средство и инструмент для привлечения новых крупных клиентов, поддержания выгодных для бизнеса отношений с постоянными партнерами и источник для нахождения собственной ниши на рынке [7]. Маркетингово-поведенческий аспект в деятельности субъектов предпринимательства становится ключевым [8]. Он предусматривает: а) выявление условий, обстоятельств, возможностей и мотиваций, которые должны учитываться бизнесом в сфере услуг при принятии им решений по продвижению услуг, товаров и брендов в изменяющемся рыночном пространстве [9] (Khandamova, Shchepakin, Gubin, 2020), а также в результате возникающих ограничений разного происхождения [10]; б) обеспечение эффективной формализации маркетинговых адаптационных процессов в выстраиваемых субъектами коммуникационных полях к вызовам внешней среды [11] (Khandamova, Shchepakin, Petrovskiy, 2008) и запросам внутреннего состояния субъектов [12] (Khandamova, 2007); в) ориентацию на ресурсно-мотивационный подход к разрешению тех или иных противоречий при построении моделей эффективного развития бизнеса на основе расширяемого мар-кетингово-рекламного инструментария в среде Интернет [13] (Shchepakin, 2021); г) учет особенностей маркетинговой деятельности в сфере общественного питания [14] (Grigoryan, Pikanina, Sokolova, 2021); д) выявление целесообразности изменения субъектами используемой маркетинговой концепции, ориентирующей бизнес на усиление эмоционально-поведенческой составляющей реакций потребителей на рекламные и маркетинговые обращения [15, 16] (Shchepakin, Khandamova, Glazyrina, Eremeev, 2020; Shchepakin, Khandamova, Bzhennikova, Fedyunina, 2020); е) актуализация таких рекламных сообщений и сигналов, которые укрепляют имидж рыночного субъекта в воплощении бизнесом его маркетингово-поведенческого и социально-нравственного образа [17] (Khandamova, Shchepakin, Bzhennikova, Pisarevskiy, 2021); ж) конструирование

ОБ АВТОРАХ:_

Щепакин Михаил Борисович, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и связи с общественностью (shchepakin0mai1.ru)

Соболь Анастасия Владимировна, магистрант (gerfg.vmmmf0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Щепакин М.Б., Соболь А.В. К развитию рекламно-маркетингового инструментария в среде Интернет // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 8. - С. 2005-2026. doi: 10.18334/epp.11.8.113119

2008 .ЮиМАЬ ОР ECONOMiCS, ENTREPRENEURSHiP АМ 1_АШ #8'2021 (Дидиэ^

Таблица 1

подходы к раскрытию сущности понятия «рекламная деятельность»

Автор определение подход

Брагина Е.Л. [2] (Вгадта, 2011) Представляет собой эффективное построение комплекса рекламно-маркетинговых коммуникаций, распределение зон ответственности и полномочий, а также рационального использования имеющихся ресурсов Организационный

ТимошенкоА.В. [3] (ИтоБИепко, 2014) Представляет собой последовательный план действий в отношении продвижения компании на рынок, включающий в себя: определение средств рекламирования, расчет бюджета, оценку эффективности и проведение контроля за реализацией мероприятий Экономический

ШарохинаС.В. [4] (БИагокЫпа, ВгаШкЫпа, 2016) Представляет собой связующий компонент, обеспечивающий функционирование на рынке различных субъектов и используемый для совершения актов купли-продажи между продавцом и целевым потребителем посредством распространения рекламной информации Торговый

ШишаковаЮ.В. [5] (БЫБИакоуа, БЫБИакоу, 2001) Шарохина С.В., Братухина Е.А. [4] (БИагокЫпа, ВгаШкЫпа, 2016) Четко спланированная совокупность действий и процессов, определяющих характер взаимодействия различных субъектов рынка и их структур, участвующих в организации этих действий и процессов с детализацией их содержания; представляет собой комплекс рекламных мероприятий, разработанных в соответствии с программой маркетинга Процессный

ЗемлянскаяЕ.А. [6] (7ет1.уапБкауа, 2009) Особый вид деятельности компании, предусматривающий придание особой ценности и значимости социальным характеристикам предлагаемых рынку продуктов и услуг, направленный на удовлетворениепотребностей потребителей путем корректировки социального поведения личностей посредством активизации психологических элементов маркетингово-рекламных обращений (сообщений, сигналов) Социально-психо логический

ЩепакинМ.Б. Это комплекс взаимосвязанных действий отправителей рекламно-маркетинговых сообщений, формирующих модуляционные сигналы разного характера и воплощения, связанных с разработкой и актуализацией маркетингово-рекламных инструментов разного вида и направленности на потребителей, для эффективного воздействия бизнеса на различные целевые аудитории в интересах наиболее полного удовлетворения их потребностей при балансе выгод, получаемых взаимодействующими сторонами, и четко обозначаемого социального ориентира в посылаемых потребителям сообщений и сигналов Маркетинго-во-поведенче-ский

Источник: составлено авторами.

инновационных преобразований в бизнесе за счет фокусирования рекламно-марке-тинговых сигналов на тех составляющих оказываемых услуг, которые обнаруживают свои потребительские предпочтения как отклики на получаемые целевыми аудиториями сообщения [18] (Shchepakin, 2021); и) учет взаимовлияния рекламно-маркетин-говой деятельности бизнеса и запросов социально-экономической системы в части усиления социальной направленности воздействий (сообщений, сигналов), которые требуют достижения баланса в интересах взаимодействующих сторон (по выгодам, по получаемым благам, по удовлетворяемым мотивациям, по используемым ресурсам и т.п.) [19] (Shchepakin, 2021).

Каждый из обозначенных выше подходов отражает отдельные аспекты возможного воплощения рекламной деятельности, которые выделяют те или иные приоритетные стороны ее реализации, не отрицая в то же время и другие проявления ее сущности. Инструментарий рекламного воздействия на потребителей должен настраиваться на укрепление социального вектора развития общества и ослабление противоречий, действующих в развиваемых маркетингово-коммуникационных полях субъектов [20] (Khandamova, Shchepakin, 2021).

В рамках организационного подхода под рекламной деятельностью понимается комплекс взаимосвязанных процедур, направленных на продвижение деятельности компаний.

В рамках экономического подхода к понятию «рекламная деятельность»понимается алгоритм управления рекламной деятельностью, который начинается от расчета рентабельности проекта и его бюджета до последующего формирования четко аргументированных целей рекламирования.

В рамках торгового подхода к понятию «рекламная деятельность» понимается алгоритм действий, направленных на повышение объема продаж.

В рамках процессного подхода к понятию «рекламная деятельность» реализуется этапность формирования и организации рекламной деятельности в рамках отдельных видов работ, взаимоувязанных между собой.

В рамках социально-психологического подхода рекламная деятельность трактуется как один из источников социокультурного развития, как система взаимодействия и взаимовлияния социальных субъектов.

В рамках маркетингово-поведенческого подхода под рекламной деятельностью понимается комплекс современных маркетингово-рекламных инструментов (использование которых ориентируется на разных пользователей, в том числеи пользователей сети Интернет), включаемых в механизм воздействия субъектов предпринимательства для изменения маркетингового поведения потребителей и иных участников рынка в интересах достижения баланса выгод, получаемых пользователями рекламы и бизнес-структурами, отправляющих модуляционные сигналы различным целевым аудиториям в соответствии с требованиями и реальными условиями рынка. Этот подход позволяет: а) организовывать рекламную деятельность комплексно, с учетом влияния

факторов макро- и микросреды рынка; б) повышать прибыльность компании за счет рационального использования ресурсов (имеющихся и вовлекаемых со стороны); в) расширять долю рынка в тех сегментах и секторах экономики, которые адекватно реагируют на обстоятельства ограничивающего характера, а также на усиливающееся «насаждение» цифровизации во всех звеньях коммуникационных цепочек; г) повышать конкурентоспособность компаний на рынке за счет вовлечения новых потребителей и иных заинтересованных участников рынка посредством расширения виртуализации воздействий на разные целевые аудитории; д) снижать издержки на рекламные обращения за счет рационализации инструментарного набора воздействий бизнеса на потребителей, и в первую очередь в среде Интернет.

Развивающийся рынок вынуждает субъектов предпринимательства совершенствовать инструментарий рекламной деятельности и расширять набор эффективных воздействий на потребителя в среде Интернет [21] (Andreasyan, Shchepakin, 2020). Эти требования изменяют взгляды бизнеса на понимание сущности рекламной деятельности и на его представления об эффективном маркетингово-рекламном инструментарии.

На рисунке 1 представлена взаимосвязь различных подходов к отображению экономической сущности понятия «рекламная деятельность». Интернет-инструментарий, включаемый бизнесом для воздействия на разные целевые аудитории потребителей сферы услуг, расширяет возможности маркетинговой адаптации бизнеса к различным вызовам рынка и изменяющимся требованиям потребителей. Интеграция преимуществ различных подходов к пониманию сущности рекламной деятельности позволила сформировать маркетингово-поведенческий подход, учитывающий запросы целевых аудиторий и меняющееся состояние рыночной среды и информационного пространства.

инструменты рекламной деятельности в среде интернет

Важными инструментами продвижения ресторанных услуг в сети Интер нет являются SMO (social media optimization или работа с сайтом и его продвижение), SEO (Search Engine Optimization или поисковая оптимизация) и SMM(social media marketing) продвижение. В таблице 2 представлена классификация инструментов рекламной деятельности в среде Интернет применительно к отрасли общественного питания (на примере SMO сектора). SMO (social media optimization) - это комплекс мероприятий, направленных на преобразование контента сайта таким образом, чтобы его можно было максимально просто использовать в сетевых сообществах.

Используя инструменты SMO, необходимо:

• обеспечить взаимосвязь продвигаемого сайта с раскрученными социальными ре сурсами;

• соединить участников групп различных социальных сетей в рамках одной площадки - раскручиваемого сайта;

• сделать сайт как можно более удобным для входящего/исходящеготрафика.

Рисунок 1. Взаимосвязь подходов к отображению социально-экономической природы

рекламной деятельности Источник: составлено авторами.

Также существуют еще и нетрадиционные виды SMO. Это, как правило, использование репутационных сайтов, на которых посетители могут оставитьлюбой отзыв или поделиться своим мнением о фирме, сайте или продукте.

Очень часто бывает, что SMO не работает. Это может произойти по следующим причинам:

• тематика сайта и сообщества в социальных сетях, откуда привлекаетсятрафик, сильно различается;

• PR-акции по продвижению чересчур назойливые;

• очень много обновляемого контента;

• сложные тексты, сложная терминология, длинные скучные тексты;

Таблица 2

Классификация инструментов рекламной деятельности в среде Интернет применительно к отраслиобщественного питания (SMO-сектор)

признаки инструменты характеристика

По месту применения:

1. Внутри сайта [22] (Бекепп, 2018) Кнопки социальных сетей Кнопки позволяют с сайта быстро перейти в социальную сеть компании. Они являются необходимым атрибутом для предприятий общественного питания

Плагины для социальных сетей Плагины могут быть в виде: блока сообществ; блока новостей; блока комментариев публикаций; блока голосований и опросов

Дополнительные социальные материалы Это могут быть подкасты, изображения, анонсы горячих тем, интерактивные элементы, например, мини-игры и т.п. Все эти материалы дополняются ссылками ихештегами

Инструменты для программистов Использование программы для разработки оригинальных виджетов, приложений и блоков через АР1 (программный интерфейс приложения)

2. Внешнее продвижение Контекстная реклама Яндекс. Директ Объявления подбираются в соответствии с запросами пользователя и очень похожи на естественные результаты поиска. Однако это платные объявления

Добавленный блок предложений товара с Яндекс. Маркета Инструмент при продвижении потребительских товаров, так как создает зрительное восприятие товара или блюда

Органическая выдача Результаты поискового запроса пользователя и главный источник трафика

Дополнительные возможности оптимизации сниппетов Это «анонс» страницы, который отображается в поисковой выдаче

Геотаргетинг Регион, по которому осуществляется поиск

По характеру воздействия:

1. Индивидуальные Адаптивная и мобильная версия сайта Сайт должен красиво выглядеть как на компьютере, так и в мобильном телефоне, а также на планшете. Для всех устройств интерфейс должен быть адаптирован

Фотографии к статьям На сайте не должно быть «тяжелых» изображений и все они должны быть адаптированы под целевых посетителей

2. Массовые Контекстная реклама на смежных порталах Можно размещать контекстную рекламу на порталах, посвященных кулинарии, ресторанному бизнесу и т.д.

Источник: составлено авторами.

• неправильно выбранное время для публикации;

• отсутствие обратной связи с посетителями;

• неинтересный контент;

• неправильное сегментирование целевой аудитории;

• слишком навязчивая реклама.

В таблице 3 представлена классификация инструментов рекламной деятельности в среде Интернет применительно к отрасли общественного питания (на примере SEO-сектора). SEO (search engine optimization или поисковая оптимизация) - это работы и действия с веб-сайтом, направленные на лучшее соответствие его внутреннего содержимого (контента) алгоритмам ранжирования в поисковых системах, а также на повышение «веса» веб-сайта в интернете, заключающееся в количестве упоминаний о нем среди авторитетных интернет-ресурсов специализированной тематической или информационнойаправленности.

Таблица 3

Классификация инструментов рекламной деятельности в среде Интернет, применительно к отрасли общественного питания (SЕO-сектор)

Признаки Инструменты Характеристика

По месту применения [23, с. 56] (Ananeva N.V. Suslova, 2017, р. 56):

1. Внешняя опти миза-ция Наращивание ссылочной массы на свой интернет-магазин или интернет-сайт с других сайтов Для того чтобы эффективно наращивать ссылочную массу, необходимо выполнить ряд определенных действий [24, с. 79] (Dzhum, Zayko, 2018, р. 79): а) сгруппировать запросы (на каждую страницу по 10-15 запросов); б) оценить рекламный бюджет конкурентов при помощи агрегатора SeoPult, а такжесервиса Megalndex; в) оценить уровень конкуренции: сколько внешних ссылок, на какие страницы ссы- лаются; сколько ссылок появляется в месяц; источники; вид ссылок - анкорные, без-анкорные, брендовые. Для этого пользуются следующими инструментами: serpstat.com; https://ru.megaindex.com; https:// ru.majestic.com; https://ahrefs.com; г) определить количество ссылок (в среднем для эффективного продвижения необхо-димо порядка 20 ссылок при средней цена от 10 до 15 руб. за ссылку)

Постоянная публикация нового контента Контент может быть познавательным, информационным, развлекающим. Его необходимо постоянно чередовать и дополнять красивыми фотографиями и полезным ви-деоконтентом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регистрация во всех поисковых системах Рекомендуется регистрироваться в поисковиках: Rambler, Google, Yandex

Продолжение табл. 3

Признаки Инструменты Характеристика

1. Внешняя опти миза-ция Обмен ссылками с популярными Интернет-ресурсами Используется как способ увеличения рейтинга сайта в поисковых системах. Эффективен обмен ссылками только с сайтами, связанными тематически и толькоимеющими «хорошие» страницы: высокий ТИЦ страницы; страница должна быть вдоступности для индексации поисковиками; ссылка для размещения должна бытьпрямая; на странице не должно быть более 50 ссылок и проч. Для обмена ссылками рекомендуется выделять на сайте отдельную страницу

Размещение пресс-релизов Рекомендуется использовать контент-маркетинг и размещать статьи о сайте на авто-ритетных тематических ресурсах. Для этих целей можно использовать PRposting. com, который позволяет публиковать информационные и рекламные мате-риалы на ресурсах с большой читательской аудиторией

РР-работа на форумах и в блогах Рекламные сообщения оставляются на популярных форумах как в готовых темах, так и в специально созданных. Форумы, доски объявлений и блоги подбираются соответствующие тематике сайта. Преимущества такой работы: повышение уровня лояльности аудитории; эффект обратной связи; рекомендации; возможность оперативно работать с негативными отзывами; увеличение лояльности клиентов и т.д.

2. Внутренняя оптимизация Составление семантического ядра: подбор ключевых слов, по которым продвигается интернет-магазин или интернет-сайт Для этого используют сервис wordstat.yandex.ru. Если ввести необходимый запрос в статистику Яндекса, то она покажет число запросов за определенный период. Для правильного составления семантического ядра рекомендуется пользоваться основными и вспомогательными операторами

Совершенствование внутренней структуры интернет-магазина или интернет-сайта Организационная структуризация веб-сайта представляет собой слаженный процессперехода от одной странички к другой, их грамотное расположение и четкую взаимосвязь. Первое, на что обращают внимание посетители сайта, это наличие организованного каталога предоставляемой продукции. Открытие страницы с нужной информацией должно осуществляться логическим способом, чтобы у покупателей невозникало сложностей с пониманием процедуры

Устранение часто возникающих технических ошибок: сокращение загрузки сайта (не более 3 с), сокращение битых ссылок и т.д. Для этого рекомендуется: сжать данные с помощью протокола gzip; минимизиро- вать использование JavaScript и CSS. Упростить их код с помощью специальных инструментов, например, Online JavaScript/CSS Compressor; разрешить кэширование данных; не использовать «тяжелые» изображения

Окончание табл. 3

признаки инструменты характеристика

2. Внутренняя оптимизация Соответствие страницы запросу пользователя Релевантность - это согласованность запроса пользователя с информацией на странице или сайте в целом. Такой показатель влияет на результат поисковой выдачи. Для повышения релевантности нужно регулярно следить за полезностью контента

Повышение качества изображений на сайте или в интернет-магазине Картинки должны быть высокого качества, но при этом оптимизированы для интернета. Не имея возможности рассмотреть продукт в деталях, покупателям будет трудно принять решение о покупке

Источник: составлено авторами.

Особенностями SEO являются: необходимость максимально точной сегментации аудитории, а также детальное определение ее потребностей; сравнительно высокий уровень конкуренции благодаря тому, что многие компании предлагают в интернете свои услуги и продукцию; необходимость выхода в ТОП по рассматриваемым высокочастотным запросам; для молодых коммерческих сайтов более рационально первым делом использовать рекламу, а уже потом вкладываться в SEO-продвижение.

В таблице 4 представлена классификация инструментов рекламной деятельности в среде Интернет применительно к отрасли общественного питания (на примере SMM-сектора). SMM (social media marketing) представляет собойкомплекс мероприятий, направленных на продвижение сайта, различного товара и предлагаемых услуг в любой из социальных сетей. В свою очередь, социальные сети - это категория вебсайтов, способных предоставить широкомукругу пользователей возможность публикации, обмена и обсуждения широкого круга информации, обладающие уникальным интерфейсом и работающие на основе определенного набора онлайн-технологий, которые делают веб-сайт средством массовой коммуникации.

Наиболее популярные социальные сети в России по охвату представлены на рисунке 2.

Так, в России люди проводят в социальных сетях в среднем 2 часа 28 минут, больше только в Турции, Мексике, Нигерии и Филиппинах. Поэтому реклама в социальных сетях в настоящее время является самым эффективным средством продвижения. Таким образом, современные компании для оптимизации своей рекламной деятельности должны использовать все рассмотренные социальные сети.

Исследование предпочтений потребителей ресторанных услуг в отношении рекламных инструментов и размещения рекламы в различных социальных сетях в Интернете

Для определения предпочтений потребителей ресторанных услуг в отношении рекламных средств в марте 2021 г. было проведено анкетирование посетителей кафе. Выборка исследования составила 250 чел. Предпочтения потребителей в отношении средств массовой информации, а именно Интернета, представлены на рисунке 3.

Таблица 4

классификация инструментов рекламной деятельности в среде интернет применительно к отрасли общественного питания ^ММ-сектор)

признаки инструменты характеристика

По виду социальной сети [25-27] (Lebedeva, Prokhorova, 2018; Sycheva, Cherevichko, 2016; Petrushchak, 2019):

1. Известные социальные сети:

1.1. ВКонтакте Рекламные вид-жеты Это элемент, который позволяет выделять на странице товары, новости и т.д. Форматы: текст+фото+ информация; банеры; индивидуальные виджеты

Рассылки Пользователь подписывается на страницу, а потом получает рассылки. Чаще всего это: подборка предложений, мастер-классы (закрытые видеоуроки), конкурсы и скидки, новости, каталоги, консультации

Создание подписной страницы Создается через сервисы: Беп1ег и воаа^ег^

Таргетированная реклама Это способ рекламы, при котором задаются конкретные цели достижения желаемого результата в соответствии с заданными параметрами целевой аудитории

Умная лента Это алгоритм в социальных сетях, анализирующий поведение, интересы и реакцию пользователей на контент, чтобы потом показывать человеку то, что ему интересно

Вывод в рекомендации (через алгоритм Прометей) Алгоритм отслеживает контент, который публикуют сообщества ВКонтакте, и реакцию пользователей на этот контент. Если он видит, что посты сообщества находят хороший отклик у пользователей, он может отметить особой меткой - пиктограммой «огонька», которая отображается рядом с названием. Дается она на 7 суток. В течение этого времени посты сообщества будут показываться пользователям, которые на него не подписаны, но которым, по мнению алгоритма, может быть ин тересен этот контент

VK LIVE Это приложение для прямых трансляций ВКонтакте. Оно позволяет рассказать о себе в реальном времени тысячам людей вокруг и стать популярным

Статьи Статьи, чаще всего информационные большого объема

Активность в сообществах Опросы, призывы к действию, вопросы к аудитории, конкурсы и викторины

1.2. Инстаграм [28] (Mikhaylova, Shabaeva, 2016) Марафоны Марафоны проводят в течение 5-7 дней с какой-то целью: скинуть вес, научиться вкусно готовить, научиться правильно питаться

Призывы к действию В рекламном тексте рекомендуется использовать призывы к действию: подпишитесь, позвоните, напишите, прочитайте и т.д.

Дискуссионные темы Можно дискутировать, например об открытии нового ресторана или выхода новой кулинарной книги, или выхода нового фильма о высокой кухне и др.

Продолжение табл. 4

признаки инструменты характеристика

Stories Самый эффективный инструмент продвижения. Рекомендуется 5-7 stories в день и показывать их как один линейный ряд, вовлекающий потребителя в игру

Посты Второй по популярности после stories рекламный инструмент. Требует постоянного контента. Рекомендуется 2-3 поста в неделю

IGTV Это отдельное видеоприложение «Инстаграм», которое позволяет смотреть длинные видеоролики в вертикальном формате

Live Прямые эфиры, используемые для привлечения подписчиков или обсуждения какой-либо темы

Таргетированная реклама Это способ рекламы, при котором задаются конкретные цели достижения желаемого результата в соответствии с заданными параметрами целевой аудитории

Рекламные хэштеги Это ключевое слово сообщения. В настоящее время хэштеги рекомендуется вставлять внутрь текста, тем самым не надоедать читателям

Взаимный PR На своей странице можно рассказывать о продуктах, которыми Вы пользуетесь, иликакие кафе посещаете. В ответ кафе может сделать вам подарок или предоставить скидку

Конкурсы Конкурсы могут проходить с разыгрыванием призов, денежных средств. Сильно повышают активность

Лайк-таймы Это время, когда необходимо поставить максимальное количество лайков на конкретный пост для вывода его в ТОП

Коммент-таймы Это время, когда необходимо оставить максимальное количество комментариев на конкретный пост для вывода его в ТОП

AR-реальность (приложения дополненной реальности) Позволяют людям взаимодействовать с виртуальными объектами, наложенными на физическую среду и видимыми на цифровых экранах

Реклама у бло-геров Входит в ТОП-3 самых эффективных инструментов продвижения. Для услуг общественного питания рекомендуется выбирать блогеров с небольшой аудиторией от 1000 человек

1.3. Фейсбук [29] (Mikhaylova, Shabaeva, 2017) Таргетированная реклама Это способ рекламы, при котором задаются конкретные цели достижения желаемого результата в соответствии с заданными параметрами целевой аудитории

1.4. Одноклассники [30] (Krivosheeva, Mikhaylova, Malikova, 2017) Таргетированная реклама (баннеры) Баннеры размещаются в сети в правой колонке и двух размеров - большой (240 на 400 пикс.) и маленький (90 на 75 пикс.)

Продолжение табл. 4

признаки инструменты характеристика

Контекстная реклама Чаще всего это реклама в виде информационного текста о фирме, об особенностях товаров или услуг, о ценах и о проводимых конкурсах или предоставляемых скидках

Раскрутка группы Это реклама на страницах в тематических группах, посвященных кулинарии

2. Нишевые социальные сети

2.1. Узкотемати ческие социальные сети (ВакеБрасе. сот) Посты В сети можно писать в блоги, обмениваться рецептами, публиковать фотографии и видеоматериалы с подробностями приготовления того или иного блюда

2.2. Новостные сервисы (^Б2) Статьи На сервисах можно публиковать статьи разной направленности, в том числе и на тему общественного питания

2.3. Собственные площадки (restoranoff.ru) Статьи На портале можно публиковать информационные статьи и о блюдах, о поварах, о руководителях заведений общественного питания

Баннерная реклама в шапке площадки Красивый фотобаннер, размещенный в правом верхнем углу в шапке профиля

Размещение модульной рекламы на страницах онлайн- журнала «Ресторанные ведомости» Модульная реклама публикуется в виде красивого фото ра знл1х размеров

Источник: составлено авторами.

Tiktok 15,3

Viber 37,8

Fasebook 40,7

Odnoklassniki 41,8

Instagram 56,2

Whatsapp 63,6

YouTube 74,4

Vk 66,1

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рисунок 2. Наиболее популярные социальные сети в России, 2020 г. (количество человек, заходивших на ресурсхотябы 1 раз за месяц, в% отн аселения) Источник: составлено по материалам сети Интернет.

другое мобильная реклама e-mail реклама Реклама на Ютуб реклама в Фейсбук реклама в ТикТок реклама во Вконтакте реклама в Инстаграм реклама через поисковые системы интернет-сайт

I 13 12

66 70

77

I 78

7

34

44

22

56

0

10

20

30

40

50

60

80

90

Рисунок 3. Предпочтения потребителей относительно рекламных инструментов и размещения рекламы в разлечных социальных сетях в Интернете,% Источник: составлено авторами.

другое

прямые эфиры

Live видео

stories

посты 21

0 10 20 30 40 50 60 70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4. Прерпочтения церевой аудитории относительновидо в рекламы в слциальных сетях,% Источник: составлено авторами.

Практически 8 0%, а точнее 78%) потребителей услуг кафе ищут, где купить пиццу или роллы через поисковые си стемы в среде Интернет;77% потребителей обращают внимание на рекламу в социальной сети «Инстаграм»; 66% посетителей заходят на интернет-сайт кафе, изучают меню, ц ен ы, и смотрят условия доставки; 56% получают рекламу в социальной сети «ВКонтакте», также большой процент потребителей, а точнее 44% и 34%, получают уведомления, акции и специальные предложения по электронной почте либо через мессе нджеры соответственно. Поэтому в рекламной деятельности необходимо сконцентрировать усилия на истользовании выделенных рекламных инструментов.

Одной из самых популярных рекламных площадок дл я продвижения ресторанных услуг является социальная сеть «Инстаграм». Потребителям был задан вопрос: «Какая реклама в социальных сетях Вам большего всесо нравится?». Были получены следующие ответы (рис. 4).

100 80 60 40 20

Яндекс Гу гл Рамбл ер

Рисунок ¡а. Предпбчтения целпвой андитории относипелрнр видов покксянвых систем,1 Источник: составлено авторами.

88

45

0

другое акции новинки новости чат отзывы цены

интерактивное меню

11

12

■ 38

■ 43

■ 57

■ 77

80

65

0

10

20

30

40

50

60

70

90

Рисунок 6. Продпочтения целево й аудитории относительноатрибутов сайта,% Источник: составлено авторам и.

В качестве другого большинство отмечали, например, рекламу кафе у известных блогеров или в новостных пабликах. Предпочтения относительно поисковых систем распределились следующим образом (рис. 5).

В большинстве своем все потребители услуг кафе пользуются Яндексом - 88% и 45% - Гуглом. Рамблером пользуются только 21% потребителей. Тем не менее это достаточно высокий процент, и поэтому размещать контекстную рекламу необходимо во всех поисковых системах сети Интернет. И последнийвопрос, который задавался потребителям: «Что должно быть на сайте, чтобы он был удобен для вас?» Получены следующие ответы (рис. 6.

В основном все отмечали, что должно быть меню, в котором будет дано описание состава блюда, а также указаны время его приготовления и цена на него - 77%. Важно, чтобы на сайте были отзывы о кафе, о блюдах, об обслуживании - 57%. Многие отмечали, что хотят видеть новинки и проводимые акции - 34% и 38%, соответственно.

Разработанная модель управления эффективным функционированием и развитием субъектов сферы услуг в условиях различных ограничений и меняющихся вызовов рынка ориентирована на рациональное использование маркетингово-реклам-ного инструментария в среде Интернет как отклик на запросы потребителей разных целевых аудиторий и вызовы рынка в формировании адаптивных виртуальных пространств.

Заключение

1. Ограничения, вызванные пандемией коронавируса, наиболее ощутимо сказались на сфере услуг, в том числе на общественном питании и ресторанном бизнесе. Переход на новые виды услуг потребовал от бизнеса расширения набора инструментария интернет-маркетинга (SEO, SMM, SEO, а также email-маркетинг).

2. Существуют проблемы взаимного влияния рекламно-маркетинговой деятельности и социально-экономической системы, которые требуют своего позитивного решения в направлении усиления социальной направленности посылаемых в адрес потребителей сообщений и сигналов.

3. Расширены представления об экономической природе рекламной деятельности на основе маркетингово-поведенческого подхода к выявлению ее сущности, позволившей обосновать переход к использованию новых интернет-инструментов воздействия бизнеса на целевые аудитории сферы услуг.

4. Разработана классификация и дана характеристика инструментам рекламной деятельности по различным признакам для SMO-сектора, для SEO-сектора, для SMM-сектора.

5. Исследованы предпочтения потребителей ресторанных услуг в отношении использования различных инструментов рекламной деятельности и размещения рекламы в различных социальных сетях в Интернет.

ИСТОЧНИКИ:

1. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. - 2020. - № 4. - с. 937960. - doi: 10.18334/eo.10.4.111375.

2. Брагина Е.Л. Методологические подходы к организации рекламной деятельности малых торговых предприятий // Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. - 2011. - № 6 (42). - с. 93-99.

3. Тимошенко А.В. Разработка алгоритма управления рекламной деятельности ориентированного на малые и средние предприятия // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 11-2 (43). - с. 177-180.

4. Шарохина С.В., Братухина Е.А. Рекламная деятельность как система // Вестник евразийской науки. - 2016. - № 2. - с. 1-8.

5. Шишакова Ю.В., Шишаков К.В. Управление инвестициями промышленного предприятия в рекламную деятельность // Менеджмент: теория и практика. - 2001. -№ 3-4. - с. 239-243.

6. Землянская Е.В. Анализ понятия «Рекламная деятельность» // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени акад. М.Ф. Решетнева. -2009. - № 3 (24). - с. 180-182.

7. Рекламная деятельность предприятия. РЕКЛАМА-2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reklama-expo.ru/ru/ui/17149/ (дата обращения: 28.07.2021).

8. Организационно-экономические и маркетинговые инструменты повышения эффективности коммуникационного взаимодействия субъектов предпринимательства. / монография / М.Б. Щепакин [и др.]; Под ред. проф. М.Б. Щепакина; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2020. - 342 с.

9. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Губин В.А. Управление маркетинговой адаптацией бренда предприятия в условиях структурной модернизации экономики // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 3. - с. 549-574. - doi: 10.18334/epp.10.3.41576.

10. Управление конкурентными преимуществами бизнеса в регионе: монография. / М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова, Р.А. Авдеева, Л.И. Великанова, А.А. Солкина, Ю.В. Баженов; под ред. М.Б. Щепакина. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. -208 с.

11. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Петровский В.И. Взаимоотношения участников рыночных обменов в рекламной сфере: коммуникационный аспект // Труд и социальные отношения. - 2008. - № 2(44). - с. 65-71.

12. Хандамова Э.Ф. Управление взаимоотношениями с потребителями // Маркетинг. -2007. - № 3(94). - с. 56-67.

13. Щепакин М.Б. Ресурсно-мотивационный подход к разрешению противоречий в социально-экономической системе на основе активизации антикризисного компонента // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 7. - doi: 10.18334/ epp.11.7.112708.

14. Григорян Е.С., Пиканина Г.Т., Соколова Е.А. Маркетинг в общественном питании. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 352 с.

15. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Глазырина Е.О., Еремеев А.В. Развитие концепций маркетинга в условиях усиления влияния субъективного фактора // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 5. - с. 1365-1388. - doi: 10.18334/ epp.10.5.100884.

16. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г., Федюнина Е.А. Эмоционально-поведенческая концепция маркетинга в развитии моделей лидерства // Лидерство и менеджмент. - 2020. - № 2. - с. 123-142. - doi: 10.18334/lim.7.2.100887.

17. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Бженникова Д.Г., Писаревский В.М. Имидж рыночного субъекта как инструмент воплощения его маркетингово-поведенческого и социально-нравственного образа // Креативная экономика. - 2021. - № 1. - с. 151168. - doi: 10.18334/се.15.1.111512.

18. Щепакин М.Б. Маркетингово-эмоциональный локатор бренда - конструктор инновационных модернизационных преобразований в производственной сфере // Известия вузов. Пищевая технология. - 2021. - № 1. - с. 107-112. - doi: 10.26297/0579-3009.2021.1.25.

19. Щепакин М.Б. Социальный «человечек» - ключевой ресурс инновационных преобразований в антикризисном управлении экономикой // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 1. - с. 61-86. - doi: 10.18334Ыпес. 11.1.111623.

20. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Управление интегрированными коммуникациями./ учеб. пособие. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2021. - 234 с.

21. Андреасян М.Г., Щепакин М.Б. К проблеме совершенствования маркетингового инструментария по продвижению бизнеса в сети интернет // Проблемы и перспективы формирования маркетинговых стратегий: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т,. 2020. - с. 35-44.

22. Секерин В.Д. Рекламная деятельность. / учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 282 с.

23. Ананьева Н.В. Суслова Ю.Ю. Рекламная деятельность. / учеб. пособие. -Красноярск: Сиб. федер, ун-т, 2017. - 198 с.

24. Джум Т.А., Зайко Г.М. Современные формы обслуживания в ресторанном бизнесе. - М.: Магистр, 2018. - 528 с.

25. Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Возможность SMM в ресторанном бизнесе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. -№ 6(32). - с. 112-118.

26. Сычева В.О., Черевичко Т.В. Интернет-маркетинг в деятельности предприятий общественного питания // Концепт. - 2016. - № 12. - с. 1-14.

27. Петрущак А.В. Продвижение ресторана инструментами digital // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 апр. 2019 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2019. - с. 72-75.

28. Михайлова В.М. Шабаева Е.М. Блогинг как инструмент интернет-маркетинга // Материалы междунар. науч. конф. «Проблемы и перспективы формирования маркетинговых стратегий в условиях нестабильных рынков». Краснодар, 2016. -с. 169-175.

29. Михайлова В.М., Шабаева Е.М. Исследование средств продвижения продукции (услуг) в среде Интернет // Практический маркетинг. - 2017. - № 3 (241). - с. 31-35.

30. Кривошеева Е.В., Михайлова В.М., Маликова Т.В. Развитие инструментария продвижения брендов в социальных медиа // Материалы международной научной конференции &^ио;Поиск новых резервов экономического роста России в условиях трансформации мировой экономики». Краснодар, 2017. - с. 235-246.

REFERENCES:

Organizatsionno-ekonomicheskie i marketingovye instrumentypovysheniya effektivnosti kommunikatsionnogo vzaimodeystviya subektov predprinimatelstva [Organizational, eœnomk and marketing tools for improving the е1Тюепсу of œmmunkation in-teradion of business entities] (2020). (in Russian). Upravlenie konkurentnymi preimushchestvami biznesa v regione: monografiya [Managing the œmpetitive advantages of business in the region] (2018). (in Russian).

Ananeva N.V. Suslova Yu.Yu. (2017). Reklamnaya deyatelnost [Advertising activities] (in Russian).

Andreasyan M.G., Shchepakin M.B. (2020). Kprobleme sovershenstvovaniya market-ingovogo instrumentariya po prodvizheniyu biznesa v seti internet [Concerning the problem of improving marketing tools for promoting business on the Internet] Problems and prospects of forming marketing strategies. 35-44. (in Russian).

Bragina E.L. (2011). Metodologicheskiepodkhody k organizatsii reklamnoy deyatelnosti malyh torgovyh predpriyatiy [Methodological approaches to the organization of advertising activities of small commercial enterprises]. Vestnik Rossiyskoy ekonomi-cheskoy akademii imeni G.V. Plekhanova. (6 (42)). 93-99. (in Russian).

Drobot E.V. (2020). Mirovaya ekonomika v usloviyakh pandemii COVID-19: itogi 2020 goda i perspektivy vosstanovleniya [Global economy in the context of the COVID-19 pandemic: results of 2020 and prospects for recovery]. Journal of International Economic Affairs. (4). 937-960. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111375.

Dzhum T.A., Zayko G.M. (2018). Sovremennye formy obsluzhivaniya v restorannom biznese [Modern forms of service in the restaurant business] (in Russian).

Grigoryan E.S., Pikanina G.T., Sokolova E.A. (2021). Marketing v obshchestvennom pi-tanii [Marketing in public catering] (in Russian).

Khandamova E.F. (2007). Upravlenie vzaimootnosheniyami spotrebitelyami [Customer relationship management]. Marketing. (3(94)). 56-67. (in Russian).

Khandamova E.F., Shchepakin M.B. (2021). Upravlenie integrirovannymi kommuni-katsiyami [Integrated communications management] (in Russian).

Khandamova E.F., Shchepakin M.B., Bzhennikova D.G., Pisarevskiy V.M. (2021). Imidzh rynochnogo subekta kak instrument voploshcheniya ego marketingovo-po-vedencheskogo i sotsialno-nravstvennogo obraza [The image of a market entity as a tool for implementing its marketing-behavioral and social-moral image]. Creative economy. (1). 151-168. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.1.111512.

Khandamova E.F., Shchepakin M.B., Gubin V.A. (2020). Upravlenie marketingovoy adaptatsiey brenda predpriyatiya v usloviyakh strukturnoy modernizatsii ekonomiki [Management of marketing adaptation of the enterprise brand in the conditions of the economy's structural modernization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 549-574. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.3.41576.

Khandamova E.F., Shchepakin M.B., Petrovskiy V.I. (2008). Vzaimootnosheniya uchast-nikov rynochnyh obmenov v reklamnoy sfere: kommunikatsionnyy aspekt [Relations of market exchange participants in the advertising sphere: communication aspect]. Labor and social relations. (2(44)). 65-71. (in Russian).

Krivosheeva E.V., Mikhaylova V.M., Malikova T.V. (2017). Razvitie instrumentariya prodvizheniya brendov v sotsialnyh media [Development of brand promotion tools in social media] Materials of the international scientific conference «Search for new reserves of Russia's economic growth in the context of the transformation of the world economy». 235-246. (in Russian).

Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. (2018). Vozmozhnost smm v restorannom biznese [SMM opportunity in the restaurant business]. Innovation economy: prospects for development and improvement. (6(32)). 112-118. (in Russian).

Mikhaylova V.M. Shabaeva E.M. (2016). Bloging kak instrument internet-marketinga [Blogging as an Internet marketing tool] Materials of the international scientific conference «Problems and prospects of forming marketing strategies in unstable markets». 169-175. (in Russian).

Mikhaylova V.M., Shabaeva E.M. (2017). Issledovanie sredstvprodvizheniya produktsii (uslug) v srede Internet [Research of products (services) promotion tools in the internet]. Practical Marketing. (3 (241)). 31-35. (in Russian).

Petruschak A.V. (2019). Prodvizhenie restorana instrumentami digital [Restaurant promotion with digital tools] Current directions of scientific research: prospects for development. 72-75. (in Russian).

Shchepakin M.B. (2021). Marketingovo-emotsionalnyy lokator brenda - konstruktor innovatsionnyh modernizatsionnyh preobrazovaniy v proizvodstvennoy sfere [Marketing and emotional brand locator-designer of innovative modernization transformations in the production sector]. Izvestiya vuzov. Pischevaya tekhnologiya. (1). 107-112. (in Russian). doi: 10.26297/0579-3009.2021.1.25.

Shchepakin M.B. (2021). Resursno-motivatsionnyypodkhod k razresheniyuprotivorechiy v sotsialno-ekonomicheskoy sisteme na osnove aktivizatsii antikrizisnogo komponenta [Resource-motivational approach to resolving contradictions in the socio-economic system based on the activation of the anti-crisis component]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.7.112708.

Shchepakin M.B. (2021). Sotsialnyy «chelovechek» - klyuchevoy resurs innovatsionnyh preobrazovaniy v antikrizisnom upravlenii ekonomikoy [The social little man is a key resource for innovative transformations in the anti-crisis management of the economy]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 61-86. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 11.1.111623.

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Bzhennikova D.G., Fedyunina E.A. (2020). Emotsionalno-povedencheskaya kontseptsiya marketinga v razvitii modeley liderstva [Emotional and behavioural concept of marketing in the development of leadership models]. Leadership and management. (2). 123-142. (in Russian). doi: 10.18334/ lim.7.2.100887.

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Glazyrina E.O., Eremeev A.V. (2020). Razvitie kontseptsiy marketinga v usloviyakh usileniya vliyaniya subektivnogo faktora [Development of marketing concepts in conditions of increasing influence of the subjective factor]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). 1365-1388. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.5.100884.

Sekerin V.D. (2018). Reklamnaya deyatelnost [Advertising activities] (in Russian).

Sharokhina S.V., Bratukhina E.A. (2016). Reklamnaya deyatelnost kak sistema [Advertising as a system]. Vestnik evraziyskoy nauki. (2). 1-8. (in Russian).

Shishakova Yu.V., Shishakov K.V. (2001). Upravlenie investitsiyami promyshlennogo predpriyatiya v reklamnuyu deyatelnost [Investment management of an industrial enterprise in advertising activities]. Menedzhment: teoriya ipraktika. (3-4). 239243. (in Russian).

Sycheva V.O., Cherevichko T.V. (2016). Internet-marketing v deyatelnosti predpriyatiy obshchestvennogo pitaniya [Internet marketing in the activities of public catering enterprises]. Kontsept. (12). 1-14. (in Russian).

Timoshenko A.V. (2014). Razrabotka algoritma upravleniya reklamnoy deyatelnosti ori-entirovannogo na malye i sredniepredpriyatiya [Development of a control algorithm based on the promotional activities of small and medium-sized enterprises]. Modern scientific researches and innovations. (11-2 (43)). 177-180. (in Russian).

Zemlyanskaya E.V. (2009). Analiz ponyatiya «Reklamnaya deyatelnost» [Analysis of advertising activity as a notion]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmi-cheskogo universiteta imeni akad. M.F. Reshetneva. (3 (24)). 180-182. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.