Раздел 1. ТЕОРИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА РФ
Э.Н.Крылатых, д.э.н., проф., акад. РАСХН, руководитель отд. Всероссийского института аграрных
проблем и информатики им. А.А.Никонова
Термин «многофункциональность сельского хозяйства» стал употребляться в связи с развитием в ВТО дискуссий о государственной поддержке сельскохозяйственного производства и ее влиянии на конъюнктуру мирового продовольственного рынка. Страны, заинтересованные в расширении экспортной экспансии, доказывали, что финансовая поддержка отрасли искажает рыночные отношения, препятствует либерализации торговли. Их оппоненты возражали, что сельское хозяйство не только производит и реализует продукцию, но и выполняет ряд общественно значимых функций, необходимых для гармоничного развития сельской местности, экологической защиты и пр. Именно поэтому оно нуждается в финансовой поддержке государства.
Учитывая динамизм и структурные изменения в экономике и обществе XXI в., следует рассматривать проблемы многофункциональности не только по отношению к сельскому хозяйству и не столько в контексте мировой торговли. Правильнее трактовать это понятие применительно к агропродовольственной сфере (АПС), включая и социально-экономические аспекты развития сельских территорий.
Между тем современная российская наука не обладает пока надежным теоретикометодологическим аппаратом для проведения исследований многофункциональности в более широкой ее трактовке. Вот почему своевременной стала тематика XII Никоновских чтений. Она даст необходимый интеллектуальный импульс новым исследованиям. Одна из теоретико-методологических задач - разработка концепции многофункциональности АПС, включая трактовки базовых понятий. В их числе рабочие определения АПС и сути ее многофункциональности. В исследованиях Центра аграрных рынков ВИАПИ даны следующие трактовки.
Агропродовольственный сектор (АПС) - это важнейшая часть народнохозяйственного комплекса страны, которая: обеспечивает удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, сохраняя и поддерживая его жизнедеятельность и воспроизвод-
ство; использует и восстанавливает почвенное плодородие и агроландшафт; содействует занятости и социокультурному развитию сельского населения; формирует продовольственный рынок и его инфраструктуру, содействуя развитию межрегиональной интеграции АПС.
АПС объединяет: сельское хозяйство
(аграрный сектор); отрасли производства конечной продовольственной продукции; системы хранения, транспортировки, реализации продукции, инфраструктуру; системы информационного и научного обеспечения.
Многофункциональность АПС - это совокупность общественно значимых целей и задач, системное решение которых обеспечивают: регулирующие механизмы рыночного и внерыночного характера; меры трудовой и социальной мотивации сельского населения; интеграционные и инновационные факторы, используемые применительно к особенностям каждой функцииАПС.
Для разработки теоретико-методологической концепции многофункциональности следует выделить, по меньшей мере, следующие пять базовыхфункций.
Экономическая функция включает в себя: производство сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей населения и обеспечения продовольственной безопасности страны; использование производственных ресурсов из других отраслей и участие в развитии межотраслевых связей; функционирование аграрных рынков; создание и регулирование финансовых потоков; привлечение и использование инвестиций; существенный вклад АПС в объемы ВВП, ВН, НД и другие макроэкономичские агрегаты.
Социальная функция связана с развитием условий жизни сельского населения, созданием социальной инфраструктуры; с образованием, культурой, трудовой занятостью и досугом жителей села; с сохранением и возрождением самобытной культуры сельских жителей различных регионов страны. Перечисленные аспекты этой функции являются со-
держанием концепции устойчивого развития сельских территорий и сельского социума.
Экологическая функция определяется использованием в аграрном производстве земельных угодий и их почвенного плодородия, водных ресурсов, объектов растительного и животного мира. Сельское хозяйство не только зависит от качества природных ресурсов, их местоположения, но и от погодноклиматических условий. Это порождает колебания в уровне урожайности, объемах производства и реализации продукции. Само сельское хозяйство нередко наносит ущерб природной среде вследствие избыточной химизации, загрязнения водных ресурсов, снижения почвенного плодородия. Поэтому обеспечение оптимального экологического равновесия на сельских территориях, сохранение и развитие агроландшафта - задача всего АПС.
Инновационная функция отражает потребности и возможности использования методов генной инженерии, биотехнологий, средств зашиты биологических объектов от болезней и вредителей и других инновационных достижений в области сельского хозяйства, АПС и научно-технического прогресса всего общества. В сфере переработки сельскохозяйственного сырья также используются биотехнологии, обеспечивающие сохранность и качество продукции. Инновационная функция реализуется в сфере управления и экономического регулирования благодаря применению прогрессивных методов и новых технических возможностей.
Информационная функция характеризуется тем, что аграрная сфера в ходе выполнения ранее перечисленных функций сама порождает (генерирует, передает) информацию в другие сферы, а также получает, перерабатывает и использует большие потоки информации. От своевременности ее получения и передачи, от ее достоверности зависит качество управленческих решений и выполнение всех функций АПС. Информационные технологии, включающие современные средства передачи и обработки данных, становятся стержнем для систем управления и регулирования на всех уровнях АПС.
Таким образом, многофункциональность АПС определяет специфику всего агро-продовольственного сектора в структуре народного хозяйства. В свою очередь, эта специфика находит отражение в методологии
анализа, прогнозирования и планирования АПС.
Для практической реализации многофункциональности АПС предстоит использовать новый институциональный механизм -Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь-
ствия. Разработка такой программы на пятилетние периоды определена ФЗ «О развитии сель-скогохозяйства». Наряду с этим предусмотрена разработка целевых программ решения особо важных проблем развития АПС.
Для контроля за выполнением государственной программы предусмотрена разработка ежегодного «Национального доклада о ходе и результатах реализации государсгвен-нойпрограммы». Его задача - объективно оценить результаты работы АПС за прошедший год и в динамике за предыдущие годы. Наряду с этим будут разрабатываться прогнозы развития АПС на предстоящие годы. Аналитические и прогнозные материалы, если будет обеспечена их научная полноценность, послужат основной для необходимой корректировки программы, в частности, объемов финансовой поддержки сельского хозяйства.
Исследовательские организации принимают участие в научном обеспечении проектов государственной программы. Для этого особенно важной становится опережающая теоретико-методологическая и прикладная методическая работа по проблеме многофункциональности агропродовольсгвенного сектора страны. Возникает принципиально новая задача - оценка различными методами интегрального потенциала (ресурсного, человеческого, инновационного и пр.). В этом направлении методически интересной является монография И.А.Николаева, И.Е.Шульги и др. «Сколько стоит Россия» (М.: Экономика, 2004). В работе есть раздел о состоянии и прогнозировании сельского хозяйства, в котором стоимость отрасли (по методике дисконтированных доходов) оценена на 2003 г. в 44,9 трлн р., что составляет 4,6% от общей стоимости экономической системы России. Однако необходимы и оценки другими известными методами (затратным и сравнительным).
Надо использовать не утратившие своей актуальности методологические приемы работы над Комплексной программой научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на период до 2000-2005 гг., а также многочисленные прогнозные разработки разных периодов.
Из новых работ особый интерес представляет опубликованная в 2006 г. ( монография Б.Н.Кузыка, Ю.В. Яковца «Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 г.». В состав монографии включена глава «Аграрный кризис и будущее агро-продовольственного комплекса», подготовленная с участием автора данных тезисов.
Определенный методологический интерес представляет учебник тех же авторов «Прогнозирование и стратегическое планирова-
ние социально-экономического развития» (М.: Экономика), где также есть раздел «Прогнозирование и планирование агропродовольствен-ного комплекса и потребительского сектора»
Из работ ВИАПИ им. А.А. Никонова последнего периода для разработки концепции многофункциональности полезна коллективная монография под редакцией акад. РАСХН И.Н.Буздалова «Аграрный протекционизм: научные основы и механизмы осуществления в условиях рыночных отношений» (М., 2007).
Таким образом, аграрная экономическая наука РФ располагает необходимым методологическим потенциалом для разработки и использования теоретико-методологической концепции многофункциональности агропро-довольственного комплекса и его ядра - сельского хозяйства.
Что может дать применение концепции многофункциональности АПС в исследованиях и в практике регулирования АПС?
Разработав и применив эту концепцию, мы приобретаем новое видение объекта
и предмета исследования. Как объект исследования, АПС приобретает (если так можно выразиться) «полифонический характер», интегрированную структуру с единым целевым вектором, на который «работают» все пять (или более) функций АПС. Предметыисследования -многообразные процессы, связанные с функциями АПС, - могут изучаться в их взаимосвязи и взаимодействии, что усиливает системный характер исследовательской работы.
Основным результатом разработки и применения концепции многофункциональности АПС становится повышение качественного уровня научных рекомендаций, снижение рисков ошибочных решений в практике регулирования АПС.
Данная концепция обладает большим потенциалом для своего развития, она будет привлекать молодых ученых, что важно для укрепления кадрового состава исследовательских институтов.
СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК БАЗОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
И.Н.Буздалов, д.э.н., проф., акад. РАСХН, руководитель отд. Всероссийского института аграрных
проблем и информатики им. А.А. Никонова
С начала осуществления рыночных реформ в стране прошло полтора десятилетия, однако их результаты при всех заметных позитивных изменениях в последние годы в целом пока далеко не утешительны во всех сферах общественной жизни. Они проявляются прежде всего в состоянии демографии, качества «человеческого фактора», в уровне и эффективности, общей ситуации в производстве, во всей системе социально-экономических отношений современной России, в функционировании исполнительных, законодательных, общественных и политических институтов государства. Одно только бедственное положение российской деревни наглядное подтверждение этого состояния, причины которого общеизвестны: здесь и общие последствия «спирали многовековой драмы», подавлявшей жизненные силы российского крестьянства, особенно в годы большевистских экспериментов над ним, и результаты сумбурной, бессистемной деятельности реформаторов на протяжении 90-х гг. XX в., и очевидные изъяны в проведении аграрной и общей экономической политики государства в последние годы, которая еще далеко не обогатила себя, говоря известными мудрыми словами, «знаниями всех тех богатств, которые выработало человечество».
Между тем эти знания однозначно подсказывают, что изменение положения в сторону реального прогресса в указанных сферах и
институтах связано с дальнейшим системным упорядочением основополагающих принципов человеческой деятельности в рыночных условиях в направлении радикального повышения ее эффективности при обеспечении социальной справедливости и действительной ответственности каждого члена общества за результаты своего труда и повседневное поведение жизни. В этом главное для обеспечения устойчивости социально-экономического развития страны, в том числе и агропродовольственной системы, особенно самого села и сельской местности, находящейся в состоянии явной деградации.
Научная концепция устойчивого развития сельского хозяйства и агропродовольственной системы в целом в последнее время активно обсуждается в печати и на различных научных форумах. В частности, этой теме был посвящен II Конгресс экономистов-аграрников (2006 г.), показавший необходимость более четко определиться в методологии и организационноэкономическом механизме обеспечения устойчивости. Подробно об этом см.: Буздалов И.Н. Устойчивость агропродовольственной системы: вопросы методологии и регулирования» (Материалы II Всероссийского конгресса экономи-стов-аграрников). - М.: ФГНУ «Росинформагро-тех», 2006, - С. 287-295). Здесь лишь отмечу, что требуют более углубленной разработки по-