Научная статья на тему 'К пятилетию журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания»'

К пятилетию журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научный журнал / «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» / Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова / искусствоведение / музыкальное искусство / теория и история искусства / Winter Landscape in Choral Music. Musical Interpretation of Poem by E. Baratynsky

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полозов Сергей Павлович

Статья посвящена подведению итогов работы журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» в связи с пятилетием его образования. На основе анализа деятельности редакции и содержания выпущенных девятнадцати номеров журнала представлены тематические направления опубликованных исследований и особенности авторского состава. В статье приведены статистические данные о распределении опубликованных исследований по рубрикам, о количественном соотношении публикаций сотрудников консерватории, регионов России и зарубежья, о числах цитирования. Итоги исследования показали, что редакция журнала в целом справилась с обозначенными учредителем целями и задачами. Во-первых, содержание журнала отвечает различным научным интересам Саратовской консерватории в области искусствознания, поскольку охватывает всё многообразие проблем музыкознания, а также теории и истории искусства. Во-вторых, качество публикаций полностью соответствует статусу научного журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the 5th Anniversary of «Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts»

The article summarizes the activity of «Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts» in connection with its 5th anniversary. Based on the analysis of the editorial board's activity and the content of 19 issues of the journal, the thematic fields of published researches and the features of their authors are presented. The article also presents statistical data on the distribution of published studies by headings, on the ratio of publications of the Conservatoire staff, Russian and foreign authors, on the citation numbers. The results of the study shows that the editorial board of the journal has reached the goals and objectives set by the founder. Firstly, the content of the journal meets scientific interests of the Saratov Conservatoire in the field of art studies, since it covers wide range of problems of musicology, as well as the issues of theory and history of art. Secondly, the quality of publications fully corresponds to the status of a scientific journal.

Текст научной работы на тему «К пятилетию журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания»»

Полозов Сергей Павлович, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Polozov Sergey Pavlovich, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Theory of Music and Composition Department of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: sppolozov@mail.ru

К ПЯТИЛЕТИЮ ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ»

Статья посвящена подведению итогов работы журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» в связи с пятилетием его образования. На основе анализа деятельности редакции и содержания выпущенных девятнадцати номеров журнала представлены тематические направления опубликованных исследований и особенности авторского состава. В статье приведены статистические данные о распределении опубликованных исследований по рубрикам, о количественном соотношении публикаций сотрудников консерватории, регионов России и зарубежья, о числах цитирования. Итоги исследования показали, что редакция журнала в целом справилась с обозначенными учредителем целями и задачами. Во-первых, содержание журнала отвечает различным научным интересам Саратовской консерватории в области искусствознания, поскольку охватывает всё многообразие проблем музыкознания, а также теории и истории искусства. Во-вторых, качество публикаций полностью соответствует статусу научного журнала.

Ключевые слова: научный журнал, «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания», Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, искусствоведение, музыкальное искусство, теория и история искусства.

TO THE 5TH ANNIVERSARY OF «JOURNAL OF SARATOV CONSERVATOIRE. ISSUES OF ARTS»

The article summarizes the activity of «Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts» in connection with its 5th anniversary. Based on the analysis of the editorial board's activity and the content of 19 issues of the journal, the thematic fields of published researches and the features of their authors are presented. The article also presents statistical data on the distribution of published studies by headings, on the ratio of publications of the Conservatoire staff, Russian and foreign authors, on the citation numbers. The results of the study shows that the editorial board of the journal has reached the goals and objectives set by the founder. Firstly, the content of the journal meets scientific interests of the Saratov Conservatoire in the field of art studies, since it covers wide range of problems of musicology, as well as the issues of theory and history of art. Secondly, the quality of publications fully corresponds to the status of a scientific journal.

Key words: scientific journal, «Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts», Saratov state Conservatoire named after L. V. Sobinov, art history, music art, theory and history of art.

Кажется, совсем недавно мы отмечали двухлетие журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» [6], и вот прошло уже пять лет с выхода в свет первого номера.

Журнал создавался в условиях, когда потребность в научных публикациях в области искусствознания существенно превышала имеющиеся на то время печатные возможности в России. Интенсивность искусствоведческих исследований, стимулируемая государством, стала стремительно возрастать. При этом очередь на публикацию искусствоведческих материалов в специализированных журналах составляла порой 1-1,5 года. Вследствие этого возникла насущная потребность вучреждении научных журналов при музыкальных вузах. Так, например, появились журналы в Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова «Южно-Российский музыкальный альманах» (2004), в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского «Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории» (2005), в Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки «Вестник Магнитогорской консерватории» (2006) и «Образование в сфере искусства» (2013), в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова «Musicus» (2008) и «Opera musicologica» (2009), в Московской государ-

ственной консерватории имени П. И. Чайковского «Научный вестник Московской консерватории» (2009), в Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» (2009) и «Музыкальное образование и наука» (2015), в Российской академии музыки имени Гнесиных «Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных» (2012), в Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова «Музыка. Искусство, наука, практика» (2013), в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки «Вестник музыкальной науки» (2013), в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова «Музыкальный журнал Европейского Севера» (2015). К этому процессу подключилась и Саратовская консерватория.

Первая попытка создания специализированного журнала при Саратовской консерватории была предпринята в 2005 г., когда вышел в свет первый номер научно-публицистического журнала «Музыкальный Саратов». Однако, к сожалению, этот выпуск журнала оказался единственным. Лишь спустя более десяти лет в 2017 г. был учреждён новый журнал, получивший название «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания».

Основанием для создания собственного научного

журнала у Саратовской консерватории стало прежде всего включение в общий, вышеотмеченный процесс учреждения научных журналов при музыкальных вузах. Однако, на наш взгляд, для этого имелась и более веская причина. Согласно наукометрическим сведениям на сайте elibrary.ru до 2020 г. по количеству научных публикаций, зарегистрированных в Science Index, Саратовская консерватория занимала третье место среди музыкальных вузов после Московской и Санкт-Петербургской консерватории1. При такой существенной научной активности сотрудников Саратовской консерватории учреждение собственного научного журнала стало насущной необходимостью для того, чтобы учёным-искусствоведам консерватории дать возможность представить научной общественности результаты своих исследований.

Изменение названия журнала было продиктовано желанием расширить диапазон затрагиваемой проблематики, поскольку в Саратовской консерватории научные исследования не ограничиваются областью музыкознания. В настоящее время в консерватории ведётся работа по нескольким фундаментальным научно-исследовательским направлениям, которые главным образом группируются вокруг двух основных специальностей: 5.10.1. Теория и история культуры, искусства (прежнее наименование 17.00.09 — Теория и история искусства) и 5.10.3. Виды искусства (Музыкальное искусство) (17.00.02 — Музыкальное искусство). Именно по этим специальностям защитилось подавляющее большинство докторов и кандидатов наук, являющихся сотрудниками консерватории, а также осуществляет деятельность диссертационный совет консерватории. Естественно, данные специальности стали профильными и для журнала.

В настоящее время редакцией журнала принимаются научные статьи по искусствоведению и распределяются по восьми рубрикам. Как видно из табл. 1 большую часть публикаций (около 39 %) составляют статьи по музыкальному искусству, что вполне естественно в связи с основным профилем деятельности Саратовской консерватории. В эту рубрику помещаются исследования по теории и истории музыки, а также по музыкальному исполнительству. К сфере музыкознания можно отнести и публикации из разделов «Педагогика и психология искусства», поскольку здесь в основном размещались статьи по музыкальному образованию и музыкальной социологии, а также «Традиционные культуры», где представлены материалы по музыкальному фольклору, музыкальной палеографии и музыкальному классическому искусству стран востока. Так как музыковедение нередко стремится наладить междисциплинарные связи с другими видами искусства и выявить общие тенденции и закономерности, второе место по числу публикаций занимает раздел «Теория и история искусства». Совершенно очевидно, что к этой тематике по известным причинам примыкают исследования по эстетике

и философии искусства, а также по изобразительному искусству. Особо отметим, что третью позицию по числу публикаций занимает раздел театрального искусства. Это обусловлено тем, что структурным подразделением Саратовской консерватории является Театральный институт, где проводятся научные исследования по соответствующему профессиональному профилю [1].

Таблица 1

Разделы журнала Число публикаций

Теория и история искусства 36

Эстетика и философия искусства 10

Музыкальное искусство 81

Театральное искусство 25

Изобразительное искусство 10

Традиционные культуры 16

Педагогика и психология искусства 18

Традиции Саратовской консерватории 14

Поскольку журнал создавался прежде всего для продвижения научных идей сотрудников Саратовской консерватории, именно они образуют основной состав авторов публикаций. Статистика показывает, что из 247 статей, опубликованных в журнале за истекшие 5 лет, сотрудникам консерватории принадлежат 128 статей, то есть чуть больше половины. Среди наиболее активных авторов выделим доктора искусствоведения, профессора А. И. Демченко (16 статей), доктора искусствоведения, профессора И. В. Полозову (13) и кандидата искусствоведения, профессора Н. В. Иванову (7). Публикации сотрудников консерватории весьма разнообразны по тематике и охватывают не только свойственные основному профилю деятельности консерватории теорию и историю музыки, музыкальное исполнительство, музыкальные традиционные культуры, музыкальное образование, но и театральное искусство, изобразительное искусство, философию, эстетику и методологию искусства, историю и традиции Саратовской консерватории. Это стало своеобразным отражением всей многогранной палитры научных изысканий в вузе, краткая характеристика которой наглядно представлена в [8].

Несмотря на то что создание журнала было ориентировано прежде всего на сотрудников Саратовской консерватории, достаточно быстро удалось выйти за эти рамки и завоевать признание среди искусствоведов других регионов России и даже зарубежья. География российских городов, из которых поступили и позднее опубликованы статьи, достаточно широка. Помимо Саратова, это Астрахань, Владимир, Волгоград, Воронеж, Гатчина, Екатеринбург, Иркутск, Камышин, Казань, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Магнитогорск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пермь,

1 С 2021 г. по настоящее время третью позицию рейтинга устойчиво занимает Ростовская консерватория, а Саратовская консерватория переместилась на четвёртую позицию.

Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Самара, Тамбов, Ти-хорецк, Уфа, Химки, Челябинск, Элиста, Якутск. Среди учреждений, сотрудники которых наиболее активно публиковались в журнале, выделим Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (10 статей), Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (4), Военный университет имени князя Александра Невского МО РФ (4). Аналогично, отметим наиболее активных авторов, не являющихся сотрудниками Саратовской консерватории: кандидата искусствоведения М. Ю. Ген-дову (6 статей) из Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, доктора искусствоведения, профессора В. Н. Грачева (4) из Военного института (военных дирижёров) Военного университета и доктора культурологии, кандидата искусствоведения, профессора А. М. Лесовиченко (4) из Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Несколько статей, опубликованных в журнале, поступило в редакцию от авторов из стран ближнего и дальнего зарубежья: из Австрии, Армении, Беларуси, Германии, Казахстана, Молдовы, Объединённых Арабских Эмиратов, Румынии, Словакии, Узбекистана, Украины, Чехии, Японии.

Обратимся ещё к одному важному статистическому показателю публикационной активности журнала — цитированию.

Наибольшее число цитирований имеют статьи доктора искусствоведения, профессора С. П. Полозова [7] (11), доктора философских наук, профессора З. В. Фоминой [10] (9) и доктора искусствоведения, профессора А. И. Демченко [5] (6). Обратим внимание на тот факт, что все эти статьи были опубликованы в первом выпуске журнала. Это весьма обосновано, поскольку в первом номере журнала мы постарались представить основной научный потенциал Саратовской консерватории, что нам, как показывает практика, удалось сделать. Здесь были опубликованы статьи ведущих искусствоведов консерватории (докторов наук, профессоров А. И. Демченко, Д. И. Варламова, С. П. Полозова, А. С. Ярешко, А. Н. Зорина, И. В. Полозовой, Л. А. Вишневской, З. В. Фоминой, кандидата искусствоведения, профессора И. Л. Егоровой) с изложением их общих научных концепций. Это получило определённый резонанс в научном сообществе, о чём свидетельствует совокупное количество ссылок на публикации (45 из общего количества цитирований 166, то есть около одной трети).

В последующих выпусках журнала также появились свои фавориты по числу цитирований: это статьи доктора искусствоведения, профессора И. В. Полозовой [9] (6), кандидата искусствоведения, доцента Р. Р. Будагян [3] (5), доктора искусствоведения, доктора педагогических наук, профессора Д. И. Варламова [4] (4),

аспиранта И. Аль-Хатиб и доктора искусствоведения, профессора М. Л. Зайцевой [2] (4) и др. Однако уровень цитирования по сравнению с первым выпуском журнала упал. Если в 2019 г. двухлетний импакт-фактор РИНЦ составлял 0,607, то в 2021 г. — 0,140.

Итак, подводя итог сказанному, можно отметить, что, как нам представляется, редакция журнала в целом справилась с обозначенными учредителем целями и задачами. Во-первых, содержание журнала абсолютно отвечает различным научным интересам Саратовской консерватории в области искусствознания, поскольку охватывает всё многообразие проблем музыкознания, а также теории и истории искусства. Во-вторых, качество публикаций полностью соответствует статусу научного журнала, о чём свидетельствует включение в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» ВАК с 25 декабря 2020 г. Редакция журнала и впредь будет ответственно и требовательно относиться ко всем поступающим рукописям.

В заключение выразим признательность редакции журнала: заместителю главного редактора, ответственной за отдел теории музыки, доктору искусствоведения, профессору Л. А. Вишневской; ответственной за отдел истории музыки, доктору искусствоведения, профессору И. В. Полозовой; ответственной за отдел этному-зыкологии, кандидату искусствоведения, профессору И. Л. Егоровой; ответственному за отдел музыкальной педагогики и образования, доктору искусствоведения, доктору педагогических наук, профессору Д. И. Варламову; ответственному за отдел кино, доктору филологических наук, профессору А. Н. Зорину; ответственной за отдел театра, доктору искусствоведения, доценту В. Н. Алесенковой; ответственной за отдел пластических искусств, кандидату искусствоведения Е. А. Дорогиной; ответственному за отдел общественных наук, кандидату философских наук, доценту А. В. Дронову; ответственной за отдел истории и традиций Саратовской консерватории, кандидату искусствоведения, профессору Н. В. Ивановой. Благодаря их высокому профессионализму научный статус журнала поддерживается на достойном уровне. Особую признательность следует выразить ответственному секретарю, техническому редактору, кандидату искусствоведения С. П. Шлыковой и редактору перевода, кандидату филологических наук, доценту Н. Г. Тырниковой, которые не только внимательно вычитывают текст и вносят необходимые правки, но и профессионально оценивают его содержание. В целом редакция работала и впредь будет работать над подготовкой и выпуском научных публикаций высокого качественного уровня.

Литература

1. Алесенкова В. Н. Сфера научных исследований в Театраль- ном институте Саратовской консерватории (2012-2022) //

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 3 (17). С. 38-43.

2. Аль-Хатиб И., Зайцева М. Л. Проявление метамодерни-стских тенденций в режиссерской интерпретации Дмитрием Черняковым оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (2006 г.) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 1 (15). С. 9-15.

3. Будагян Р. Р. Цифровизация в пространстве медиаис-кусства (на примере компьютерного искусства, нет-арта, цифровой фотографии и цифровой живописи) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 1 (11). С. 22-29.

4. Варламов Д. И. Типология академизации искусства // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 4 (6). С. 7-11.

5. Демченко А. И. Кластерная технология в современных исследованиях мировой художественной культуры // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания.

2018. № 1. С. 5-15.

6. Полозов С. П. Двухлетний опыт и перспективы развития журнала // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 2 (8). С. 3-7.

7. Полозов С. П. О возможностях информационного подхода в исследовании музыкального искусства // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 1. С. 21-31.

8. Полозова И. В. 1912-2022: научная деятельность в Саратовской консерватории // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 3 (17). С. 3-6.

9. Полозова И. В. Репертуар провинциального музыкального театра в конце XVIII — начале ХХ века на примере Саратова // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 2 (4). С. 55-61.

10. Фомина З. В. К вопросу о методах постижения искусства // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 1. С. 93-98.

References

1. Alesenkova V. N. Sfera nauchnyh issledovanij v TeatraPnom institute Saratovskoy konservatorii (2012-2022) [The sphere of scientific research at the Theater Institute of the Saratov Conservatoire (2012-2022)] // Vestnik Saratovskoy konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2022. № 3 (17). P. 38-43.

2. Al-Hatib I., Zajtseva M. L. Proyavlenie metamodernistskih tendentsij v rezhisserskoj interpretatsii Dmitriem Chernyakovym opery P. I. Chajkovskogo «Evgenij Onegin» (2006) [Manifestation of Metamodernistic tendencies in Dmitry Chernyakov's directorial interpretation of Tchaikovsky's opera «Eugene Onegin» (2006)] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2022. № 1 (15). P. 9-15.

3. Budagyan R. R. Tsifrovizatsiya v prostranstve mediaiskusst-va (na primere kompyuternogo iskusstva, netarta, tsifrovoj fo-tografii i tsifrovoj zhivopisi) [Digitalization in the space of media art (on the example of computer art, net art, digital photography and digital painting)] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2021. № 1 (11). P. 22-29.

4. Varlamov D. I. Tipologiya akademizatsii iskusstva [Typology of the academization of art] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2019. № 4 (6). P. 7-11.

5. Demchenko A. I. Klasternaya tekhnologiya v sovremennyh issledovaniyah mirovoj hudozhestvennoj kul'tury [Cluster technology in modern studies of world art culture] // Vestnik Saratovskoj

konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 1. P. 5-15.

6. Polozov S. P. Dvuhletnij opyt i perspektivy razvitiya zhur-nala [Two-year experience and prospects for the development of the journal] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 2 (8). P. 3-7.

7. Polozov S. P. O vozmozhnostyah informatsionnogo podhoda v issledovanii muzykalnogo iskusstva [On possibilities of information approach in musical art studies] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 1. P. 21-31.

8. Polozova I. V. 1912-2022: nauchnaya deyatelnost v Saratovskoj konservatorii [1912-2022: scientific activity at the Saratov Conservatory] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2022. № 3 (17). P. 3-6.

9. Polozova I. V. Repertuar provintsialnogo muzykalnogo teatra v kontse XVIII — nachale XX veka na primere Saratova [The repertoire of the provincial musical theater at the end of the XVIII — early XX century on the example of Saratov] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2019. № 2 (4). P. 55-61.

10. Fomina Z. V. K voprosu o metodah postizheniya iskusstva [To the issue of art comprehension methods] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 1. P. 93-98.

Информация об авторе

Сергей Павлович Полозов E-mail: sppolozov@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект им. Петра Столыпина, д. 1

Information about the author

Sergey Pavlovich Polozov E-mail: sppolozov@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.