Научная статья на тему 'К пятилетию Болонского процесса в Украине'

К пятилетию Болонского процесса в Украине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНО-МОДУЛЬНА СИСТЕМА / ОЦіНКА КОМПЕТЕНЦіЙ / КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ / CREDIT SYSTEM / COMPETENCE ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыш А.А.

Приведено краткое рассмотрение основных положений кредитных систем и применения их в Украине. Рассмотрены вопросы оценки качества знаний и использования компетентностного подхода. Представлены результаты социологического опроса среди студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the fifth anniversary of Bolonsky process in Ukraine

Short consideration of substantive provisions of credit systems and their application in Ukraine is resulted. Questions of an estimation of quality of knowledge and use of the approach of a competence estimation are considered. Results of sociological interrogation among students are presented.

Текст научной работы на тему «К пятилетию Болонского процесса в Украине»

Рис. 2 График зависимости уменьшения прогиба оболочки в средней её части при оптимальном подкреплении (Delta = (W-W)/ W %) от суммарной жесткости шпангоутов с

для равномерной нагрузки q = const

Выводы. Таким образом, оптимизация подкрепления шпангоутами цилиндрической оболочки происходит двумя путями: выделением свободных от шпангоутов участков по краям оболочки и перераспределением жестокостей шпангоутов по закону, совпадающему с изменением нагрузки. Для q = const действует только первый механизм, поскольку k = const уже является оптимальным. Для других видов нагрузки задействованы оба механизма, что приводит к большему выигрышу. Интересно, что при оптимальном основании для любого вида нагрузки и любых граничных условий прогиб балки будет иметь одинаковый вид. Влияние нагрузки, граничных условий и соотношения жестокостей оболочки и шпангоутов выражается в законе изменения жесткостей шпангоутов, в размерах граничных участков оболочки, свободных от шпангоутов, и в величине равномерного прогиба средней части.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Andrianov I. V., Manevitch L. I.,Oshmyan V. O. Mechanics of Periodically Heterogeneous Structures. - Springer-Verlag, Berlin, 2002. - 386 p.

2. Andrianov I. V., Diskovsky A. A. Homogenization and Pertuvbation Prosedures in the Theory of Ring-Stiffened Shells // Technische Mechanik, Band 17. Heft 1, 1997. - Р. 67-71.

3. Banichuk N. V. Introduction to Optimization of Structures Springer. - New York,1990. - 326 p.

4. Lurie K. A. Applied Optimal Control of Distributed Systems. -New York : Plenum Press, 1993. - 316 p.

5. Дисковский А. А., Прудько Е. И. Исследования влияния перераспределения жссткостсй шпангоутов на общую жесткость подкрепленной цилиндрической оболочки // Методи розв'язування прикладних задач мехашки дсформiвного твердого тша: Зб. наук. пр. Дшпропетр. нац. ун-ту. - Дшпропетровськ : ДНУ, 2003. - Вип. 5. - С. 47-53.

6. Хемминг Р. В. Численные методы. - Москва : Наука, 1969.

7. Бидерман В. Л. Механика тонкостенных конструкций. - Москва : Машиностроение, 1977.

УДК 69.05:658.5124

К ПЯТИЛЕТИЮ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В УКРАИНЕ

А. А. Мартыш, асп.

Ключевые слова: кредитно-модульная система, Болонский процесс, компетентностный подход.

Постановка проблемы. Большинство кредитных систем были разработаны и начали внедряться на определенном этапе социально-экономического развития стран, главная особенность которого - существование и глубокое проникновение рыночных отношений во все области общественной жизни. Такие системы нашли широкое применение и стали неотъемлемым инструментом рыночных национальных моделей образования. Поэтому преимущества, недостатки и перспективы развития кредитных систем, ориентированных на

накопление образовательных кредитов, объективно обусловлены рыночным характером образования. Выбор одной из кредитных систем в качестве образца для заимствования, равно как и разработка национальной системы зачётных единиц, требует специального исследования.

Существующие модели кредитных систем. В настоящее время в мировой системе высшего образования наиболее широко используются такие системы зачётных единиц: CATS (Credit Accumulation and Transfer System) - британская система, ECTS (European Credit Transfer System) - европейская система, USCS (United States Credit System) - американская система, UCTS (UMAP Credit Transfer Scheme) - система стран Азии и бассейна Тихого океана. Эти кредитные системы отличаются не только своим назначением, но и подходом к определению кредита. Кредитно-зачетные системы, к которым относится европейская система зачёта кредитов (ECTS), как правило, исходят из понимания кредита как единицы оценки трудозатрат на освоение образовательной программы или ее части.

Целью статьи является рассмотрение основных положений кредитных систем в общем и применения их в Украине в частности.

Изложение материала. Наиболее характерным примером кредитной накопительной системы есть USCS - кредитная система, которая используется в высшем образовании США. К конкретным преимуществам USCS следует отнести прежде всего ее гибкость. Каждый студент выбирает собственную траекторию накопления нужного количества кредитов, и потому система позволяет эффективно реализовать концепцию индивидуализации процесса обучения. Однако преимуществом USCS есть не только обеспечение индивидуального учебного графика, учитывающего нужды студента, но и возможность создания личностных сроков обучения. Студент по собственной инициативе устанавливает темп или скорость продвижения вперед согласно личным способностям и интересам, что позволяет овладеть соответствующей программой обучения раньше или позднее запланированных сроков.

К главному недостатку кредитных систем следует отнести ослабленную роль государственных органов в управлении образованием относительно влияния на ход внедрения кредитной системы и, как следствие, возможный отход от исповедования той философии образования, согласно которой основная ответственность за образование ложится на государство.

Европейское образовательное пространство в конкурентной борьбе противопоставляло себя американскому и активно развивающемуся восточному образованиям, в результате чего был разработан и запущен в действие Болонский процесс.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести еще к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию.

В рамках Болонского процесса рекомендуемой системой (понятной всем участникам процесса) является ECTS. Европейская комиссия еще в 1997 г. разработала систему кредитов ECTS для измерения и сравнения результатов обучения при переходе студента из одного вуза в другой, с одной образовательной программы на другую, т. е. для более эффективного повышения мобильности, свободы выбора образовательной траектории европейскими гражданами, а также для повышения конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Вот уже более десяти лет европейское образовательное сообщество живет под знаком Болонского процесса. Он основывается на общности принципов функционирования, к которым относятся:

- двухуровневый учебный процесс: бакалавриат (3-4 года) и магистратура (1-2 года);

- кредитно-модульная система организации учебного процесса;

- мобильность студента между вузами разных стран и между вузами одной страны;

- обучение в течение всей жизни;

- обеспечение качества образования и создание общепризнанных критериев и методологий по его оценке;

- студент должен получить подготовку, позволяющую найти работу на существующем рынке труда;

- вуз становится посредником между работодателем, обществом и студентом.

Рассмотрим более подробно некоторые принципы Болонского процесса.

Студенческая мобильность. В Европе (на всей территории ЕС) студенческая мобильность

составляет более 750 тысяч человек ежегодно. Это число, которое уже сейчас в три-четыре раза превышает численность, например, итальянской армии, постоянно увеличивается за счет вхождения новых стран Восточной Европы, неравномерности распределения производственных мощностей, снижения средних цен на образование и множества других факторов.

Кредитно-модульная система базируется на двух элементах:

Кредит — это мера измерения величины трудоемкости дисциплины, своего рода «евро» в сфере образования студента (по аналогии с привычным для украинской системы образования измерением трудоемкости в академических часах). Чтобы результаты обучения были сравнимы, их надо оценивать в рамках некоторой общей системы. При расчетах трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах учитываются:

- одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам);

- максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т. е. 1,5 зачетной единицы;

- расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам;

- одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами;

- один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен).

Зачетные единицы получают только те студенты, которые успешно сдали итоговую аттестацию по дисциплине (зачет или экзамен). Если студент прослушал данный курс, но не смог пройти итоговый контроль в установленной форме, он не получает зачетных единиц за данную дисциплину.

Вторая составляющая кредитно-модульной системы - модуль - часть образовательной программы или учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.

Вопрос оценки качества знаний.

По стандарту США качество оценки знаний осуществляется по коэффициенту структурированности:

г = 1 - ^

* Ых*

где ^е - сумма ошибочных ответов;

N1 - число испытуемых;

N - число заданий.

Если г* < 8,0, то студенты повторяют курс;

если 0,8 < гг < 0,9, это «посредственно» (проходной балл);

если гЁ = {0,9^0,94}, это «хорошо»;

если гЁ > 0,95, это «отлично».

Эту же формулу можно применить и к полученным баллам при выполнении заданий в форме теста.

Для проведения сравнения стандарта качества образования в США с моделью качества украинского вуза сравним проходной балл в США, а он составляет 81 (так как 0,8<г*<0,9, что в баллах при 100-бальной системе составит 80<г*<90) с проходным баллом украинского вуза - 60 баллов.

Определим сравнительный коэффициент качества оценки двух систем образования через соотношения проходных баллов как:

кк =

ВР,

где Вр1 - проходной балл страны, где обучался студент;

Вр,2 - проходной балл принимающей студента страны.

Для примера рассмотрим случай, когда студент обучался в США и приехал в Украину. Он имеет национальную оценку «посредственно». Чему она эквивалента для украинского вуза, работающего по 100-бальной системе оценки качества знаний?

Определим сравнительный коэффициент качества оценки двух систем образования как:

к, = = И = 1,35. ' В,,, 60

То есть мы имеем дело с повышающим коэффициентом, и чтобы привести в соответствие оценку студента, обучавшегося в США, к национальной российской системе, надо Вр,2хкк={60-75}х1,35={81-101}.

Значит, оценка студента по украинской балльно-рейтинговой системе соответствует группам С - А.

Отсюда следует вывод, что главным критерием при выявлении соотношения между национальными системами оценки знаний является сравнительный коэффициент качества оценки двух систем образования. Если он меньше единицы, то это означает, что «проходной балл» в принимающей стране выше. Если равен единице, то «проходные баллы» стран равны. Если больше единицы, то «проходной балл» принимающей страны ниже [2].

Согласование кредитных весов. Кредитный вес (кредитная оценка, емкость) дисциплины показывает ее трудоемкость и глубину изучения. Как правило, кредитные веса дисциплин согласовывают только в пределах одной специальности (направления) конкретного вуза (факультета). Такое локальное определение может оказаться неэффективным.

Например, для изучения дисциплины "Теория формальных языков" (ТФЯ) в лингвистическом университете студентам может потребоваться существенно больше затрат, чем в техническом вузе, где имеется усиленная математическая подготовка. В результате количество кредитов за ТФЯ в лингвистическом вузе дадут больше, чем в техническом.

Согласовать кредитные веса дисциплин для всей территории образовательного пространства можно только централизованным способом. Эффективным механизмом разрешения этой проблемы может являться первоначальное определение базовых кредитных весов на уровне государственных образовательных стандартов (ГОС), и сопоставление каждому региону, вузу, факультету, специальности или даже преподавателю определенных коэффициентов, изменяющих базовый вес.

Всю совокупность коэффициентов можно представить в виде "кредитной матрицы". Пример двумерной кредитной матрицы специальностей для одного вуза приводится ниже.

Производственные заказы на подготовку специалистов. Кредитную систему можно использовать как механизм формирования и опосредованного отображения потребностей производства и сферы услуг. Для этого необходимо осуществлять мониторинг и выявление потребностей в специалистах, их квалификационных характеристиках и осуществлять модифицирование коэффициентов кредитных матриц.

Например, необходимо удовлетворить потребность в 1Т-специалистах в городе Дубне и повысить приоритетность соответствующих инженерных специальностей. Для этого матрицы требуемых специальностей и дисциплин в указанном регионе изменяются путем увеличения локальных коэффициентов.

Конечно, одним только этим механизмом решить проблему релокации студентов и преподавателей (например, из Новосибирска в Дубну) невозможно, однако при прочих равных условиях этот подход может оказаться эффективным [4].

В российских и зарубежных публикациях иногда акцентируется внимание на необходимости компетентностного подхода при подсчете трудоемкости учебной работы в

зависимости от приобретенных знаний, привитых умений, выработанных навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Таблица 1

Табличное представление двумерной кредитной матрицы

ВУЗ -ХХ Специальность № 1 Специальность № 2 Специальность №

Дисциплина № 1 1 1,1 0,85

Дисциплина № 2 1,5 1,3 1

Дисциплина № М 0,9 1 1

Важнейшая характеристика кредитно-накопительной системы высшего образования -успеваемость - имеет два параметра: количественный и качественный. Количественный параметр образования определяется кредитами, а качественный - оценками.

Однако кредитно-накопительная система высшего образования имеет только ей присущий еще один новый параметр образования - параметр компетенций. Результаты исследований характеристик успеваемости в кредитно-накопительной системе высшего образования приведен на рисунке 1.

Рис. 1 Общий вид диаграммы успеваемости в кредитно-накопительной системе высшего

образования

На рисунке 1 представлены усредненные результаты анализа успеваемости 12 групп из двух университетов Москвы (номера по горизонтальной оси 1—12, 15—27, 28—40 для разных периодов процесса обучения). Группа 1 имеет 0,8 кредитов; 2-9 группы имеют 1,2 кредитов; а группы 10—12 имеют 0,4 кредита. Развивались компетенции:

1 - коммуникативная;

2 - аналитическая;

3 - теоретическая;

4 - инженерная;

5 - графическая;

6 - исследовательская;

7 - методологическая;

8 - отчетная;

9 - эссе;

10 - дидактическая.

Под цифрой 11 - суммарный результат по всем компетенциям.

На графике видно три фазы обучения:

слева - 1-я фаза обучения: в период занятий в семестре (плановая);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в центре - 2-я фаза обучения: в период заключительной аттестации (экзаменационная);

справа - 3-я фаза обучения: в итоге семестра (документальная).

Видно, что во всех трех фазах обучения доминирует дидактическая компетенция. Она и образует суммарную компетенцию. Причем эссе почти не развита на всех фазах - самая слабо развитая компетенция. Остальные компетенции примерно равнозначны. Фаза экзаменационная оказывается самой слабой, практически она осуществляется только на базе одной дидактической компетенции. В результате в 3-й фазе - документальной - имеем вроде бы хорошие результаты по баллам (56-90 баллов), но структура компетенций раскрывает сущность этого результата - в основном дидактическая компетенция: то есть в обучающих целях, для стимула, исходя из устремленности, но знаний, умений и навыков, соответствующих уровню вуза, нет.

Предлагаемый трехпараметрный подход для оценки характеристики успеваемости в кредитно-накопительной системе высшего образования обладает большей информативностью, чем двухпараметрный, поэтому есть смысл предложить его в качестве рабочего на очередном заседании Комиссии Наблюдательной группы по Болонскому процессу (ББиО) [2].

Кредитная система в Украине. Украинская система образования является европейской -в том смысле, что она основана в XVIII веке на модели немецких университетов. Болонский процесс основан на британско-американской, а не французской или немецкой схеме, так как в условиях глобальной рыночной экономики эта модель оказалась наиболее коммерчески успешной: в США высшее образование платное, а Объединенная Европа в области науки и образования конкурирует именно со Штатами, где большая часть специалистов с высшим образованием имеет лишь диплом бакалавра.

Внедрение элементов ЕСТБ в практику украинской высшей школы не является чем-то кардинально новым. В нашем образовании давно существуют элементы этой системы, включая ее накопительную и перезачетную составляющие. Условные единицы, полученные студентом после сдачи зачета, экзамена, записываются в его личной карточке, и в этом смысле наша система является накопительной. Перезачет дисциплин и даже целых периодов обучения всегда практиковался в отечественных вузах: при переводе студента из одного вуза в другой внутри страны или со специальности на специальность. Решения о перезачете принимаются на основе сравнения содержания программ учебных дисциплин; сопоставления трудозатрат (в академических часах) по каждой из дисциплин и, конечно же, доверия к вузу, в котором студент обучался ранее. Система ЕСТБ базируется практически на тех же положениях с той лишь разницей, что академическое признание периодов обучения в другом вузе планируется заранее в соответствии с установленным порядком.

Еще два года назад в Украине выпускали непонятных для европейцев специалистов, хотя сейчас уже введен проект, в соответствии с которым вузы будут выпускать не специалистов (период обучения пять лет), а бакалавров и магистров, на подготовку которых выделяют четыре года и шесть лет. Трудности состоят в том, что программы большинства вузов ориентированы на пятилетний срок, поэтому часть курсов бакалаврам придется «втиснуть» в четыре года.

В настоящее время главным недостатком украинской системы образования является бедность, не позволяющая работать на современном оборудовании и пользоваться в достаточном количестве учебной и научной литературой из-за ее отсутствия и дороговизны. Второй заключается в недостаточном осознании школьниками и студентами собственной значимости по сравнению с их зарубежными сверстниками и коллегами.

К пятилетию действия Болонского процесса в Украине было решено провести опрос среди студентов 3 и 4-го курсов Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры с целью определить отношение учащихся к нововведениям образовательной системы. Исследование проводилось в марте 2010 года, всего было опрошено 245 человек, которым выдавалась анкета, содержащая четыре вопроса.

По первому вопросу «Содействует ли кредитно-модульная система систематической работе студента над предметом?» ответы разделились следующим образом (табл. 2):

Таблица 2

Содействие кредитно-модульной системы систематической работе студента над предметом

Количественный показатель ответов

в цифрах, голос. в процентах, %

Да 111 45

Нет 89 36

Затрудняюсь ответить 45 18

Ответы на второй вопрос показывают отношение респондентов к некоторым положениям Болонского процесса (табл. 3).

Таблица 3

Отношение студентов к некоторым положениям Болонского процесса

Положения Болонского процесса Считают это плюсом Считают это минусом

Введение стобалльной шкалы оценки 170 чел. (71 %) 69 чел. (29 %)

Разбивка семестра на модули 162 чел. (66 %) 82 чел. (34 %)

Введение двухуровневой системы обучения - бакалавр и магистр (что в Украине пока не реализовано) 68 чел. (29 %) 168 чел. (71 %)

Ограничение студенческой группы до 15 человек 133 чел. (55 %) 107 чел. (45 %)

Ориентация на самообразование студентов (работа с литературой, поиск информации в Интернете) 68 чел. (28 %) 175 чел. (72 %)

Здесь интересным является факт, что 72 % опрошенных желают, чтобы их учили, в противовес тому, чтобы учиться самим.

Третий вопрос был поставлен следующим образом: «Какие из инструментов Болонского процесса являются, по вашему мнению, наиболее приоритетными для вуза?» Требовалось проранжировать пункты по степени приоритетности, от 1 до 9, где 1 - наиболее важный пункт.

Согласно результатам 76 опрошенных (32 %) поставили пункт «введение приложения к диплому международного образца» на 1-е место, а вот положению о введении двухуровневой системы обучения 96 респондентов (41 %) присудили 9-ю, последнюю по важности позицию.

Для подведения итога, какие же нововведения, по мнению студентов, являются наиболее важными, была использована шкала весовых коефициентов, согласно которой, если опрашиваемый присуждал пункту 1-ю по важности позицию, то к общему «весу» этого нововведения добавлялось 8 баллов, если 2-ю позицию - 7 баллов и т. д. Если позиция по рангу, с точки зрения анкетируемого, была на 9-м месте, добавлялся ноль баллов.

Общий вес каждого пункта представлен на рисунке 2.

Видно, что преобладающим является желание после окончания вуза иметь диплом международного образца, что позволит работать не только в Украине, но и за рубежом.

В комментариях к анкете довольно большое количество студентов поставили вопрос: зачем нужны экзамены, если существуют модули? В ответ можно лишь сказать, что в Украине, к сожалению, все еще не настолько высокое качество образования, чтобы полагаться только на модульный контроль. На данном этапе введения кредитно-модульной системы в стране модули скорее являются элементом подстраховки и ориентиром на систематическую работу студента на протяжении всего семестра, а не единственным способом контроля.

□ Введение приложения к диплому международного образца

□ Развитие международного сотрудничества (совместных образовательных программ, программ двойных дипломов)

□ Расширение фонда учебной литературы и методлических пособий

□ Введение контроля качества образования

□ Расширение фонда ЭВМ, увеличение компьютеризации в обучении, использование электронного тестирования

□Участие студентов в управлении вузом

□ Развитие академической мобильности

□ Введение системы перезачета кредитных единиц (ЕОТБ)

□ Введение двухуровневой системы обучения (бакалавр и магистр)

Рис. 2 Общий вес важности нововведений Болонской системы по мнению опрашиваемых

Ответы на четвертый вопрос «Каково ваше отношение к солидарности с отстающими студентами?» разделились таким образом (табл. 4):

Отношение к солидарности с отстающими студентами

Таблица 4

Количественный показатель ответов

в цифрах, голос. в процентах, %

Отрицательное. Если человек не хочет учиться, пусть лучше покинет вуз 90 37

«Те парни на задних рядах - такие весельчаки!» 36 15

Иногда можно подзаработать, помогая отстающим с выполнением заданий 42 17

Если большая часть группы решит не пойти на ленту, я буду с ними 87 36

Сам(а) часто покидаю занятия, ведь ленты - это просто потеря времени 17 7

Как видно из ответов на последний вопрос, все еще очень большая часть студентов (36 %) легко подвластна настроениям толпы, в результате чего твердое намерение получать образование часто сменяется желанием прогулять ленты.

Да, сейчас Украина сталкивается с большим количеством проблем, связанных с переходом к кредитной системе. Много чего трудно реализовать как физически, так и материально. Это и изменение учебных планов, и увеличение книжного фонда, и введение компьютеризации. Эти и много других вопросов ещё предстоит решить. Для того чтоб почувствовать все преимущества Болонской системы "на себе", нужно подождать лет 15-20. Ждать нужно не только для создания материальной базы обучения, но и для осмысления всего процесса самим студентом. Ему нужно элементарно перевоспитаться, понять, что образование нужно ему самому. Он должен иметь желание идти на учебу, получать знания, которые ценятся очень дорого, перенять отношение к образованию студентов европейских, американских вузов. Для них образование - единственный шанс хорошо реализовать себя в своей жизни, получить качественные знания в той или иной отрасли. И они крепко хватаются за этот шанс. Болонская система должна приучить нашего студента к самообразованию (самому качественному виду получения знаний), должна привить ему тягу к знаниям. Но для этого нужны годы.

Выводы. В статье кратко рассмотрены основные положения кредитных систем в общем и применение их в Украине, в частности, рассмотрены вопросы оценки качества знаний, приведены данные о применении параметра компетентности при оценке уровня качества образования. Также представлены результаты опроса студентов 3-4-го курсов ПГАСА на тему Болонского процесса.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ефремов А. П. Об организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц / А. П. Ефремов. - М. : Российский университет дружбы народов, 2009. - 15 с.

2. Микита Г. И. Разработка системы оценки уровня качества образования в балльно-кредитных системах/ Г. И. Микита [Электронный ресурс] // http://conf.rudn.ru/unesco/materials/3sec/mikita.pdf

3. Тихонов М. М. Кредитно-модульная система образования - необходимость и реальность / М. М. Тихонов // Наука и методика. - 2004. - № 2. - С. 94-96.

4. Филиппович А. Ю. Ситуационный центр мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство / А. Ю. Филиппович [Электронный ресурс] // http://www.philippovich.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.