Научная статья на тему 'К пятидесятилетию Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования'

К пятидесятилетию Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСТВА" / НИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ АПН СССР / АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАПОРОЖЕЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волосовец Т.В.

Учреждение Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства» (ИППД РАО) является правопреемником НИИ Дошкольного воспитания АПН СССР, который был задуман и создан в 1960 г. выдающимся психологом и педагогом Александром Владимировичем Запорожцем в качестве ведущей организации в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К пятидесятилетию Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования»

ш

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ

Т. В. Волосовец, кандидат педагогических наук, профессор, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

К пятидесятилетию Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования

Учреждение Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства» (ИППД РАО) является правопреемником НИИ Дошкольного воспитания АПН СССР, который был задуман и создан в 1960 г. выдающимся психологом и педагогом Александром Владимировичем Запорожцем в качестве ведущей организации в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

А. В. Запорожец был учеником Л. С. Выготского. Все исследования, которые проводили сотрудники Института (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Л. Е. Журова, Я. З. Неверович, Н. Н. Поддьяков, Ф. А. Сохин, А. П. Усова, А. М. Фонарев и др.) были выполнены в кон-Л. С. Выготского. Они носили полидисциплинарный характер. В них решались проблемы обучения, воспитания, психического, психофизиологического и физического развития детей дошкольного возраста. Были проведены классические исследования развития произвольных движений, восприятия, воображения, способностей, мышления, эмоций. Выполненные работы составляют золотой фонд современных наук о детстве. Результатом поисков разнопрофильного исследовательского коллектива Института явились оригинальные научные и проектные разработки, которые получили широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом. Практико-ориентированная продукция Института составляла прогрессивное «ядро» программно-методического обеспечения отечественной системы дошкольного образования. Опытно-экспериментальная работа Института охваты-

тексте идей

вала почти все регионы бывшего СССР. Если первоначально данные, полученные в лабораториях Института, лишь использовались при составлении программы воспитания в детском саду (1962 г.) и ее усовершенствованного варианта (1969 г.), то позднее, силами подразделений Института и сотрудничавших с ним кафедр дошкольной педагогики ряда педвузов страны, была подготовлена и издана «Типовая программа обучения и воспитания в детском саду» (1984 г.). Она была наиболее передовой для своего времени.

Исходя из динамического изменения социально-педагогической ситуации, складывающейся в российском обществе, и задач, которые ставятся академической наукой перед практическими исследованиями, ориентированными на социально-педагогическую поддержку и сопровождение детства, одной из важнейших областей исследования становится изучение, анализ, характеристика и классификация психолого-педагогических проблем детства, уточнение понятийно-категориального аппарата исследований, теоретическое обоснование и определение содержания методик и технологий работы психологов и педагогов с целевыми группами, которые определены Федеральным Законом от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

я

проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

К традиционным направлениям научных разработок Института относится создание методик и технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста по следующим образовательным областям: развитие речи и речевого общения (руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. С. Ушакова), развитие общих способностей (руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса), экологическое воспитание дошкольников (руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. Н. Николаева), экономическое воспитание в детском саду (руководитель - кандидат педагогических наук А. Д. Шатова), физическая культура и оздоровительно-воспитательная работа (руководитель - кандидат педагогических наук Б. Б. Егоров) и др.

К новым направлениям деятельности Института можно отнести разработку психолого-антропологических основ проектирования в образовании (руководитель - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО В. И. Слободчиков). Под руководством доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО В. А. Петровского разработаны основы консультативной психологии как условия развивающей работы с родителями детей-дошкольников, в основе которой лежит представление о персонологическом консультировании.

В Институте создана методика организации развивающей среды, направленная на формирование эмоционально положительного отношения дошкольников к детскому саду, на обогащение детей новыми впечатлениями и знаниями, на развитие активной творческой деятельности.

В Институте разработана модель сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, которая является инструментом, адекватным решаемой задаче эффективного позиционирования инновационных образовательных программ в широких образовательных и иных сообществах с целью расширения ресурсного обеспечения (научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса).

Сотрудники Института активно разрабатывают проблему игровой среды и игрушки (кандидат психологических наук, доцент И. Л. Кириллов).

В соответствии с новой предметной областью «Духовно-нравственная культура России», вводимой в экспериментальном порядке с 2010 года в школы России (4-5-е классы) лабораторией «Социальная психология детства» разработана программа курса для учителей «Духовно-нравственное развитие современного ребенка», под руководством доктора психологических наук, профессора В. В. Абраменковой.

При участии сотрудников создан инструментарий мониторинга учебно-предметных компетенций учащихся начальной школы, рассчитанный на использование учащимися и родителями, учителями, методистами и школьной администрацией (кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник П. Г. Нежнов).

Таким образом, современная программа деятельности Института психолого-педагогических проблем детства строится как синтез фундаментальных и прикладных исследований. Прикладные исследования Института отвечают современным запросам образовательного сообщества и направлены на решение следующих практикоориентированных задач:

• разработку учебно-методических комплексов, образовательных программ и пособий, организационных и управленческих проектов для дошкольных учреждений разного типа;

• проведение экспертизы инновационных образовательных разработок в сфере дошкольного образования;

• разработку вариативных программ по решению психолого-педагогических проблем детства, содержания методик и технологий работы психологов и педагогов с целевыми группами детей;

• осуществление послевузовского профессионального образования через стажировку преподавателей кафедр дошкольной педагогики и психологии, подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру.

• осуществление профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей образовательных учреждений с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.