АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ № 3-2018 =
Медицина и юриспруденция
УДК 614.2
ББК 51 DOI 10.24411/2587-4926-2018-10039
К ПРОБЛЕМЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СЕРГЕИ БОРИСОВИЧ ПОНОМАРЕВ,
доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России; БОРИС АРИСТАРХОВИЧ СПАСЕННИКОВ, доктор медицинских наук, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье приведен анализ современного состояния Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. в части, касающейся медицинского обеспечения лиц, содержащихся в местах лишения свободы, а также сотрудников. Даны предложения авторов по внесению некоторых поправок и дополнений в действующий документ.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, медицинская помощь, осужденные.
THE PROBLEM OF ADDITIONS TO THE CONCEPT OF THE RUSSIAN PENAL SYSTEM DEVELOPMENT IN THE PART THAT CONCERN THE MEDICAL CARE
SERGEI B. PONOMAREV,
Candidate of Medical Sciences, Professor, Chief Researcher of the PKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; BORIS A. SPASENNIKOV, Candidate of Medical Sciences, Doctor of Legal Sciences, Professor, Chief Researcher of the PKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. The article contains the analysis of the current state of the Concept of the Russian penal system development until 2020 in the part that related to the medical care of inmates. The author's proposals on introducing some amendments and additions to the current document are given.
Keywords: penitentiary system, medical aid, convicts.
Для цитирования: Пономарев С.Б., Спасенников Б.А. К проблеме внесения изменений и дополнений в концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в части, касающейся медицинского обеспечения. Актуальные проблемы медицины и биологии. 2018; 3(3):52-54. Doi 10.24411/2587-4926-2018-10039.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г.№ 1772-р была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС) до 2020 г. (далее — Концепция), в соответствии с которой более чем полтора десятка лет развивалась российская пенитенциарная система1.
Между тем, уже первые шаги, направленные на реализацию отдельных пунктов Концепции, показали в ряде случаев ее неадекватность существующей ситуации и принципиальную невыполнимость в установленные сроки отдельных целей и задач Концепции.
Указанное послужило поводом как для пересмотра действующей Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ, так и для принятия новых планов по дальнейшему развитию уголовно-исполнительной системы.
Отдельный раздел Концепции был посвящен планам развития системы медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в местах лишения свободы, а также сотрудников УИС. Этот раздел Концепции содержит восемь основных пунктов, каждый из которых, несмотря на позитивное содержание и заявляемые высокие цели, тем не менее, имеет декларативный характер, не объясняет конкретных путей достижения положительного результата, не приводит сроков исполнения и критериев оценки результата:
♦ развитие медицинской службы уголовно-исполнительной системы в соответствии с основными концептуальными направлениями совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации;
♦ обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения уголовно-исполнительной системы и учреждениями государственной (муниципальной) системы здравоохранения исходя из принципов повышения ее доступности и качества»;
1 Костик Е.В. Критика некоторых положений «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Актуальные вопросы образования и науки. 2014. N° 5-6. С. 65-67; Костик Е.В. Понятие и цели наказания // Вестник международного Института управления. 2014. № 3-4 (127-128). С. 56-58.
ACTUAL PROBLEMS OF MEDICINE AND BIOLOGY No. 3-2018
♦ участие в реализации федеральных целевых программ, приоритетного национального проекта в сфере здравоохр анения»;
♦ увеличение финансирования на медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, до уровня подушевого норматива финансирования, устанавливаемого программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;
♦ приведение материально-технического оснащения медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах уголовно-исполнительной системы, в соответствие с условиями и требованиями, установленными в сфере здравоохранения, укрепление и развитие сети санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий;
♦ при участии ведущих научно-исследовательских организаций в области здравоохранения разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с целью снижения уровня их заболеваемости, инвалидности и смертности;
♦ формирование системы мер для повышения мотивации здорового образа жизни, создание для этого необходимых условий;
♦ обеспечение преемственности в проведении медико-социальных мероприятий в отношении осужденных, страдающих социально значимыми заболеваниями, освобождающихся из мест лишения свободы.
Как видим, все планы, касающиеся пенитенциарной медицины, умещаются на одной странице и не носят конкретного характера.
В связи с изложенным представляется целесообразным внести поправки, уточнить и конкретизировать как возможные сроки реализации поставленных задач, так и осуществления, детализации их исполнения2.
Так, п. 1 «Развитие медицинской службы уголовно-исполнительной системы в соответствии с основными концептуальными направлениями совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации» необходимо дополнить следующими словами: «К 2020 г. разработать правовой механизм полного включения учреждений пенитенциарного здравоохранения в систему ОМС».
Пункт 2 «Обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения уголовно-исполнительной системы и учреждениями государственной (муниципальной) системы здравоохранения, исходя из принципов повышения ее доступности и качества» возможно дополнить словами: «К 2020 г. разработать порядки оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Адаптировать отдельные протоколы ведения больных и стандарты оказания медицинской помощи для условий пенитенциарных учреждений».
Пункт 3 «Участие в реализации федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения» возможно дополнить словами: «Разработать систему индикаторов достижения результатов реализации федеральных целевых программ для уголовно-исполнительной системы. Определить участие и долю средств, отпускаемых на решение проблем пенитенциарной медицины, в действующих и планируемых ФЦП. К 2020 г. разработать ФЦП «Пенитенциарная медицина».
Пункт 4 «Увеличение финансирования на медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, до уровня подушевого норматива финансирования, устанавливаемого программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи» можно дополнить абзацем: «Обеспечить в полном объеме финансирование всех видов медицинской помощи, не вошедших в программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (амбулаторной и специализированной)».
Пункт 5 «Приведение материально-технического оснащения медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах уголовно-исполнительной системы, в соответствие с условиями и требованиями, установленными в сфере здравоохранения, укрепление и развитие сети санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий» можно дополнить словами: «К 2020 г. разработать общероссийскую систему мониторинга
2 Туленков А.М., Пономарев С.Б. Основные принципы организации медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях России и за рубежом. Ижевск, 2014. С. 34.
Медицина и юриспруденция
материального оснащения медицинских учреждений УИС на основе данных электронного паспорта лечебно-профилактического учреждения».
Пункт 6 «При участии ведущих научно-исследовательских организаций в области здравоохранения разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с целью снижения уровня их заболеваемости, инвалидности и смертности» оставить без изменения.
Пункт 7 «Формирование системы мер для повышения мотивации здорового образа жизни, создание для этого необходимых условий» оставить без изменения.
Пункт 8 «Обеспечение преемственности в проведении медико-социальных мероприятий в отношении осужденных, страдающих социально значимыми заболеваниями, освобождающихся из мест лишения свободы» оставить без изменений.
Кроме того, существующий раздел Концепции, касающийся медицинской проблематики, целесообразно дополнить следующими пунктами: 1. «Обеспечить постоянное нормативно-правовое сопровождение проводимых реформ, в том числе—вопросов оказания медицинской помощи в системе государственного и муниципального здравоохранения подозреваемым, обвиняемым и осужденным, а также — сотрудникам УИС»; и 2. «Усовершенствовать систему оказания медицинской помощи сотрудникам УИС. Полностью обеспечить сотрудников УИС полисами обязательного государственного медицинского страхования к 2020 г.».
Кроме сказанного, представляется целесообразным отразить в новой редакции Концепции следующие моменты: «Оптимизация работы медицинских служб территориальных органов ФСИН за счет: а) централизации управления медицинскими службами, создания системы единого подчинения, сокращения дублирующих друг друга вспомогательных структур; б) организации деятельности медицинской службы территориального органа ФСИН по типу региональных медико-санитарных частей; в) децентрализации распределения бюджетных средств, предоставления большей экономической самостоятельности медицинским службам территориальных органов ФСИН, особенно в вопросах, которые можно решать непосредственно на местах. Весьма актуальным является: ♦ создание и широкое внедрение в УИС системы «Врач общей практики»;
♦ создание и развитие подростковой медицины УИС;
♦ планомерный и последовательный переход на единую с Минздравом систему медико-экономических и медико-технологических стандартов3. Для достижения этого целесообразно направление бюджетных финансовых средств непосредственно в территориальные органы УИС, что позволит оперативно планировать закупки медикаментов и медицинского оборудования с учетом имеющегося материально-технического оснащения и лекарственного обеспечения ЛПУ и ЛИУ;
♦ разработка ведомственной системы контроля качества медицинского обслуживания;
♦ дальнейшее развитие информированности и преемственности в работе пенитенциарного и гражданского секторов фтизиатрической, наркологической, психиатрической служб, а также — служб, оказывающих помощь ВИЧ-инфицированным, с созданием единых баз данных и систем компьютерного мониторинга;
♦ совершенствование системы управления медицинской службой УИС за счет внедрения соврем енных средств коммуникации и создания непрерывно действующих «вертикальных» и «горизонтальных» каналов информации с действенной обратной связью4;
♦ повышение престижа пенитенциарных медиков за счет: а) материального стимулирования; б) предоставления дополнительных социальных гарантий;
♦ развитие профилактической медицины УИС за счет: а) формирования приверженности лиц, находящихся в местах лишения свободы, здоровому образу жизни; б) созданием системы раннего выявления заболеваний и своевременной рискометрии жизнеугро-жающих состояний;
♦ широкое внедрение в медицину УИС телекоммуникационных и информационных технологий;
♦ создание системы специализированных пенитенциарных СПИД-центров;
♦ качественное юридическое и научное обеспечение проводимых медико-социальных мероприятий.
По мнению авторов, вышеуказанное целесообразно внести в обновленный текст Концепции.
3 Пономарев С.Б., Приклонский А.П. Некоторые аспекты информатизации управления в медицинских учреждениях уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 10 (173). С. 26-28.
4 Туленков А.М., Воробей С.В. Взаимосвязь здравоохранения пенитенциарной системы и системы общественного здравоохранения // Проблемы правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы: Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. 2014. С. 23-25.