АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
С.В. Дацков
К ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Информационный век проявляет и определяет себя в новых наукоемких технологиях, социальных, экономических и геополитических изменениях. Вместе с этим изменяется и парадигма образования от «образования на всю жизнь» до осмысления необходимости и возможности «образования в течение всей жизни». В рамках этой парадигмы образования идут поиски новых образовательных технологий и методик, новых способов передачи знаний и развития мотивации учащихся.
Система образования сегодня не имеет права, как на заре столетия, строить обучение на усвоении суммы готовых знаний, на переливании опыта цивилизаций из старого сосуда в новый. Поэтому практически во всех развитых странах сделан резкий поворот на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Знание не просто накладывается на структуры личности или, тем более, навязывается им. Это - образование, стимулирующее на собственные, может быть еще не проявленные, скрытые, линии развития.
Большое внимание проблемам информатизации уделяется Министерством образования и науки РФ. Это связано с тем, что в условиях современного научно-технического прогресса стратегия развития системы высшего образования на пути радикального повышения эффективности и качества подготовки специалистов в значительной степени базируется на создании и внедрении перспективных информационных технологий. В соответствии с этим проблемам информатизации было уделено особое внимание в ряде концепций и программ Министерства образования и науки РФ.
Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и использования учебных средств, реализующих возможности информационно-коммуникационных технологий. Эти технологии способны решать многие задачи, т.к. дают совершенно новые возможности для творчества, обучения и закрепления профессиональ-
ных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Обобщая опыт становления информационных технологий образования в вузах России, выделим три этапа развития этого процесса.
Первый этап. Обеспечение, накопление ресурсов, освоение и пропаганда информационных технологий образования. В частности, накопление материально-технических, телекоммуникационных, программно-аппаратных, информационных, административно-организационных, кадровых ресурсов. Признаком завершения этапа является устойчивое и необратимое внедрение следующих элементов ИТ в административный и учебный процесс:
1. Интернет. Доступен и используется в качестве источника дополнительной информации в учебном процессе как преподавателями, так и студентами.
2. Электронная почта. Широко применяется в административной деятельности, учебной деятельности филиалов и представительств, элементами - в традиционном учебном процессе.
3. Определенный опыт создания собственных информационных ресурсов учебного назначения.
4. Начало внедрения ИТ в дистанционное обучение (ДО): заочное образование, обучение в филиалах.
Второй этап. Планирование и координация использования образовательных информационных технологий (как правило, в форме создания системы ДО). Создание комплексной программы развития, нормативной документации, создание и финансирование специализированных структур, чаще в форме ИДО и лабораторий по созданию электронных ресурсов при них. Систематическое применение ИТ в дистанционном образовании (филиалах и представительствах).
Признаки окончания этапа:
1. Широкая известность вуза как «продвинутого» в области открытого и дистанционного образования.
2. Создание систем, сред, оболочек для ведения ДО. Определение своего отношения к подобным продуктам, разрабатываемых в других вузах и структурах.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1 © Дацков С.В., 2007
3. Проведение конференций, семинаров по тематике ИТ и ДО (стремление «научить других»).
Третий этап. Информационное образование.
Признаками этапа являются:
1. Использование ИТ в обучении всех специальностей вуза как в традиционном, так и дистанционном образовании. Широкое применение современных средств обучения во всех формах занятий.
2. Развитая система сетевого ДО. Наличие и работа виртуального университета.
3. Создание и использование в учебном и научном процессах полнотекстовых электронных библиотек.
4. Электронная информационная система управления вузом.
5. Широкое взаимодействие с другими университетами на уровне совместных образовательных программ. Встраиваемость в единую образовательную среду страны и мира. Открытость ресурсов. [1].
Информационные технологии могут быть использованы при обучении студентов несколькими способами. В самом простом случае реальный учебный процесс идет по обычным технологиям, а информационные технологии применяются лишь для промежуточного контроля знаний студентов в виде тестирования. Этот подход к организации образовательного процесса нам представляется очень перспективным ввиду того, что при его достаточно широком использовании университет может получить серьезную экономию средств из-за более низкой стоимости проведения сетевого компьютерного тестирования по сравнению с бланочным.
Применение образовательных информационных ресурсов в качестве дополнения к традиционному учебному процессу имеет большое значение в тех случаях, когда на качественное усвоение объема учебного материала, предусмотренного государственным стандартом, не хватает аудиторных занятий по учебному плану.
Представляют интерес интегрированные технологии организации учебного процесса, т.е. различные сочетания занятий в аудитории и дистанционных занятий. В этом случае лекторы и преподаватели, ведущие практические и семинарские занятия, до начала семестра составляют и размещают на сервере график учебного процесса, где детально описывают порядок изучения дисциплины в данном семестре. Основной фактический материал, заранее подготовленный лектором и снабженный необходимым количеством иллюс-
траций и интерактивных элементов, размещается на сервере вместе с методическими рекомендациями по его самостоятельному изучению. Часть же занятий, качественное проведение которых, с применением сетевых информационных технологий, пока не представляется возможным, планируется аудиторными.
Следует особенно подчеркнуть, что при таком подходе крайне важно обеспечить интенсивный контроль степени усвоения материала.
Нетрудно заметить, что этот подход к обучению студентов в значительной степени напоминает западную модель организации учебного процесса, когда количество аудиторных занятий сведено к минимуму и большую часть времени студенты занимаются самостоятельно.
Таким образом, накопленный опыт применения информационных и дистанционных технологий в учебном процессе в различных вариантах позволяет говорить об определенных преимуществах подобных форм организации учебного процесса:
1. становится возможной принципиально новая организация самостоятельной работы студентов;
2. возрастает интенсивность учебного процесса;
3. у студентов появляется дополнительная мотивация к познавательной деятельности;
4. доступность учебных материалов в любое время;
5. возможность самоконтроля степени усвоения материала по каждой теме неограниченное количество раз.
Отметим, что по мере накопления образовательных информационных ресурсов дистанционные технологии займут достойное место в образовательном процессе вуза, и станет возможным формирование на их основе разного уровня программ подготовки и переподготовки специалистов. [2]
Ключевым, в широчайшем спектре средств информационно-коммуникационных технологий, являются электронные учебные пособия и учебники. На рынке программных продуктов появилось довольно большое количество электронных изданий.
Информационное общество столь бурно развивается, что в полиграфический учебник целесообразно закладывать лишь те фундаментальные знания, которые будут актуальны, по крайней мере, в течение ближайших 10 лет. А вот переменная составляющая учебного процесса должна уйти не столько на диск, сколько в 1Ш:ете1
Методическая эффективность цифровых изданий достигается благодаря образному восприя-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13
тию и эмоциональному воздействию на обучаемого, которое способен обеспечить грамотно построенный и хорошо согласованный аудиовизуальный ряд, чередующийся с интерактивными упражнениями. Стержнем хороших образовательных электронных изданий является не текст, а именно изобразительный ряд. Он является не вспомогательным, а основным каналом передачи информации.
Internet и обучение. E-learning.
Развитие любой новой технологии или явления всегда не предсказуемо. До тех пор, пока это не становиться частью повседневной жизни. В конце 90-х годов и самом начале текущего десятилетия развитие e-learning было невозможно предсказать. Но постепенно, технологии стали более осмысленными и понятными, более массовыми. «Современные технологии позволяют реализовать функцию обучения в режиме 24Ч7Ч365, и сделать ее масштабируемой настолько, чтобы удовлетворять потребности организации любого масштаба. Однако реализация по-прежнему связана с определенными трудностями. Это обусловлено тем, что электронное обучение основано на активном использовании информационных технологий.
В большинстве западных стран, таких как США, Канада и Англия, а так же в Австралии, рост электронного обучения доходит до 70% в год. Объемы государственного финансирования и частных инвестиций в эту отрасль в некоторых странах достигают 1 млрд. долларов. О признании и эффективности электронного обучения также свидетельствуют пересмотр и изменение законодательства в отношении образования.
В России уже в 2002-2003 гг. была заметна повышенная активность в этой области. Об этом можно судить по появлению большого количества курсов в области информационных технологий. В 2004 году стала заметна потребность в знаниях информационных технологий у преподавателей и студентов. И если среди студентов существует потребность в специфических знаниях -знания в области использования технологий для получения знаний, то преподавателям необходимы знания технологий работы со студентами в сети Интернет. На сегодняшний день, очевидно, что эта потребность была замечена администрациями ВУЗов и Министерством образования и науки РФ. Появилось достаточно большое количество изданий о технологиях преподавания в сети Интернет, где представлены не только педагогические аспекты этого занятия, но и приведены
всевозможные обзоры программных средств, руководства к ним, а также столь необходимые технологии поиска информации и использования электронных ресурсов. Появились традиционные и онлайн курсы по данной тематике, последние предоставляют преподавателям уникальную возможность почувствовать себя на месте студента в среде e-learning.
Сегодня российский рынок компьютерной техники заполнен всевозможными коммуникаторами и компактными персональными компьютерами. О нарастающем интересе к этим устройствам можно говорить по появлению тематических журналов и статей, а также все чаще встречающемся упоминании о m-learning, то есть обучении через мобильные устройства. Создание обучающих систем для мобильных устройств - процесс весьма сложный на первом этапе, в период настройки навигации и цветовых схем, особенно, если все выполняется вручную.
За таким бурным развитием относительно оформившихся технологий важно не упустить новые тенденции этого явления. В перспективе на 2007 год хотелось бы отметить некоторые из тенденций развития e- Learning:
1. Активное создание и использование интегрированных систем управления знаниями. Такие системы будут включать в себя (или уже включают) цифровой репозитарий, средства для разработки контента в соответствии с определенными спецификациями и модуль для представления учебной информации
2. Активное развитие и внедрение спецификаций и стандартов как технологических. Большое внимание будет уделяться созданию национальных профилей и национальных репозитариев.
3. Развитие m- learning. Бурный рост рынка карманных персональных компьютеров ( pocket PC) и мобильных телефонов с увеличенным размером экрана позволит использовать эти средства коммуникации как средства передачи и получения необходимых знаний.
4. Стоит также отметить, что начинается активное развитие методических и педагогических аспектов e-Learning. Это во многом говорит о том, что сформировался набор основных технологий, используемых для e-learning.
Виток спирали информатизации раскручивается все выше и выше. Но нельзя забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образо-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
5
вательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты преподавателя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными, классическими образовательными технологиями. Поэтому развитие современного российского общества во многом зависит от реформы образования, в частности, внедрения и использования информационных
технологий в образовательный процесс.
Библиографический список
1.Маланин В.В., Суслонов В.М., Полянин А.Б. // Информационные технологии в учебном процессе // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - N° 4. - С. 1-2.
2. Струнин В.И., Тимкин С.Л. // К формированию комплексной программы развития информационных образовательных технологий в вузе // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - № 4. - С.1-2.
6
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13