Научная статья на тему 'ДОТ как инструмент индивидуализации обучения'

ДОТ как инструмент индивидуализации обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевелев Н., Кузнецова Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОТ как инструмент индивидуализации обучения»

Н. ШЕВЕЛЕВ, профессор Т. КУЗНЕЦОВА, доцент Пермский государственный технический университет

В системе дистанционного обучения становится по-настоящему возможной реализация индивидуальных образователь-ныхтраекторий на основе инновационных образовательныхпрограмм, удовлетворяющих различным образовательным потребностям и отвечающих требованиям, связанным с дальнейшим развитием карьеры выпускников и постоянно меняющимся рынком труда.

Т ехнология e-Learning удовлетворяет международным требованиям, способствует росту конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, расширению доступа к европейскому образованию, дальнейшему повышению качества подготовки, росту академической и научной мобильности на основе принятия сопоставимой системы степеней, применению образовательных кредитов (ECTS), внедрению общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement), а также созданию эффективной системы развития карьеры выпускников.

В концепции инновационного развития Пермского государственного технического университета в качестве одной из первоочередных задач называется разработка системы элитной подготовки инженерных кадров на основе выдающихся достижений в соответствующих профессиональных направлениях, высокого уровня интеграции с мировым образовательным пространством, ведущими фирмами, предприятиями, организациями. Одним из наиболее высокотехнологичных решений этой задачи стало создание в 2003 г. системы дистанционного

ДОТ как инструмент

индивидуализации

обучения

образования (СДО) ПГТУ, которая реализуется на базе факультета дистанционных образовательных технологий (ФДОТ).

Задача СДО состоит в том, чтобы соединить преимущества личного контакта преподавателя и студента (очного обучения) с возможностью организовать этот контакт на рабочем месте обучаемого (как в заочном обучении), используя для этого средства современной педагогической и информационной технологии, т.е. донести личность и профессионализм преподавателя до каждого обучаемого независимо от его местонахождения, условий и личностных особенностей средствами новых информационных технологий (НИТ).

СДО обеспечивает перспективную модель распределенного дистанционного университета, реализующего удаленное обучение своих студентов. При этом достигаются следующие цели:

• расширение студенческого контингента (за счет лиц с ограниченными возможностями, работающих и прочих категорий, не охваченных иными реализуемыми в ПГТУ формами и технологиями обучения);

• расширение образовательного пространства (другие регионы России, страны СНГ и дальнего зарубежья);

• обеспечение высокого уровня качества образования;

• создание оптимальных условий для повышения эффективности образовательной и научной деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов, для активизации творческой самостоятельной работы в рамках ДО, обеспече-

56

Высшее образование в России • № 8, 2008

ния развития предметного поля дисциплин учебного плана, создания электронных образовательных ресурсов;

• построение индивидуальной траектории обучения на основе личностно-ориентированных образовательных программ;

• повышение конкурентоспособности выпускников;

• развитие вуза в условиях модернизации системы образования через создание информационно-образовательной среды обучения, виртуального организационного поля вуза, перехода к электронной системе мониторинга качества.

Для ведения занятий на ФДОТ используется информационная система «МОО-ДУС» (Модульная объектно-ориентированная дистанционная учебная система), представляющая собой пакет программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов. Силами регионального центра информатизации (РЦИ) ПГТУ проведена локализация системы и внесены обусловленные особенностями эксплуатации в российском учебном заведении коррективы, в частности касающиеся разбиения контингента СДО на группы пользователей, студенческие группы, действующие в рамках всей системы -на всех учебных курсах (дисциплинах) и других электронных образовательных ресурсах.

Обучение на ФДОТ осуществляется по очной форме, сочетающей аудиторные занятия и самостоятельную работу. В аудиториях со студентами проводятся лекционные занятия, семинары, лабораторные и практические занятия, итоговые контрольные мероприятия (зачеты или экзамены).

Основной объем подготовки (70%) студенты осваивают через Интернет (е-Ьеагп1п§), а работа с преподавателями в реальном режиме времени (аудиторная) составляет 30%. Как показала практика, такой график учебного процесса является наиболее эффективным. Таким образом, учебный процесс включает:

• занятия в дистанционном режиме (в

том числе лекционные, практические, семинарские, а также виртуальные лабораторные работы и удаленные практикумы, консультации и т.д.);

• промежуточные контрольные занятия в дистанционном режиме (электронное тестирование).

Организация обучения с применением дистанционных технологий предусматривает:

• выдачу каждому студенту комплекта (кейса) методических материалов в твердых копиях (конспекты лекций, методические пособия) для самостоятельной работы;

• доступ (через индивидуальный логин и пароль) к следующим электронным образовательным ресурсам:

1) электронным учебным пособиям: сетевым и (или) на электронных носителях, включающим, помимо теоретического и методического материала, схему еженедельного контроля, виртуальные лабораторные работы, задачники и справочники;

2) специализированным обучающим средам, задающим стандартные для всех дисциплин и участников процесса условия обучения (тестовая система, электронная библиотека, прикладные и специализированные пакеты программ и пр.), обеспечивающим возможность взаимодействия студентов и преподавателей на основе Интернет-технологий;

3) стандартным инфокоммуникацион-ным технологиям (e-mail, чат, форум, теле-и видеоконференции, поисковые системы).

Сайт факультета содержит общую информацию об условиях и правилах обучения с применением дистанционных технологий, специальностях и направлениях подготовки, правилах приема, организации и содержании учебного процесса. Основное меню, доступное для всех пользователей, включает: новости дистанционного обучения в ПГТУ (события, факты, объявления), информацию о факультете, страницу, посвященную литературе по вопросам дистанционного обучения, снабженную ссылками на сайт электронной библиотеки ПГТУ (учебники, авторы, периодика), страницу

Education Online

57

абитуриента, расписание аудиторных консультаций преподавателей и другую полезную информацию (графики учебного процесса, методическое обеспечение и др.)

Для студентов и преподавателей факультета, имеющих индивидуальный логин и пароль, открыт доступ к электронным учебным материалам по всем специальностям и курсам подготовки, календарю наступающих событий, спискам студентов (по группам и специальностям), спискам преподавателей (с контактной информацией), обмену информацией в режимах on-line и off-line со всеми участниками образовательного процесса (сотрудниками деканата, системными администраторами).

Процесс сбора, хранения и обработки информации об учебном процессе полностью автоматизирован. На сервере ФДОТ хранятся записи обо всех попытках действий и действиях студентов и преподавателей по работе с системой ДО.

В настоящее время решена первоочередная задача наполнения сайта электронными образовательными ресурсами, технология создания которых реализована следующим образом.

■ Моделирование лекционных занятий осуществляется с помощью основных источников (мультимедийного учебника) и дополнительных пособий (методических материалов). Самостоятельное изучение теоретического материала идет по составленному преподавателем жесткому графику и сопровождается консультациями. Консультации ведутся в очном (традиционном) режиме, в режимах on-line или off-line с использованием учебного чата и форума группы, а также в виде дополнительных email-консультаций.

■ Моделирование семинаров, практических занятий, лабораторных работ осуществляется в оболочке виртуального представительства СДО ПГТУ или другой специализированной обучающей системе в режимах on-line или off-line с использованием учебного чата и форума группы. При этом необходимым является дополнительное обеспечение учебными и программными материалами

(компьютерными лабораторными работами, автоматизированными системами, предоставляющими удаленный доступ и др.).

Основой системы обеспечения качества дистанционного обучения является использование в разрабатываемых учебных курсах и электронных образовательных ресурсах СДО ПГТУ новых технологических элементов:

> современныхтехнологий визуализации объектов, систем, сложных процессов (WYSIWYG), интерфейсов сложных информационных систем, применимых для рядового пользователя (plug&play);

> мультимедийных технологий (multimedia);

> активных форм (электронных тренажеров, репетиторов);

> высокосовместимых, компактных и быстрых способов записи, редактирования и оперативного переноса информации от источника к приемнику (compatibility & efficiency);

> мощных сетевых источников информации, инструментов поиска удаленной информации, создания и публикации результатов интеллектуального труда (distantly);

> мощных информационных каналов, таких как локальные сети, Интернет, беспроводная связь (mobility);

> интерактивныхкомпьютерных моделей (interaction & flexibility);

> дистанционных технологий мониторинга и управления удаленными объектами (remote control).

В силу сложности процесса дистанционного обучения (его технической, технологической, методологической составляющих) и необходимости проектирования индивидуальных образовательных программ, в процесс преподавания вовлекаются не только преподаватели, студенты и персонал технической поддержки, но и другие категории лиц - педагогические дизайнеры, эксперты по предмету, технологи, системные программисты, специалисты по компьютерному моделированию. В качестве одного из путей разви-

58

Высшее образование в России • № 8, 2008

тия видится создание творческой web-лаборатории.

Очевидно, что студенты СДО должны обладать продвинутыми знаниями в области информационных технологий. Они вынуждены во многом самостоятельно изучать предмет и поэтому весьма требовательны к качеству учебных материалов и методологии обучения. Это обстоятельство стимулирует преподавателя к непрерывному процессу актуализации своих собственных знаний и совершенствования мастерства.

Преподавателями и сотрудниками университета ведется работа по исследованию и разработке перспективных информационных технологий для дистанционного образования. В частности, развиваются следующие научные направления: компьютерная графика в учебном процессе, интеллектуальные интерфейсы, искусственный интеллект, моделирование личности преподавателя с целью повышения интеллектуаль-ныхреакций системы дистанционного обучения в отсутствие преподавателя (экспертная система), моделирование учебной предметной области (по дисциплинам), интерактивные технологии обучения, сетевые информационные технологии ведения учебного процесса. В ПГТУ при РЦИ создана научно-исследовательская лаборатория, реализующая разрабатываемые дистанционные образовательные технологии.

В рамках повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров осуществляется анализ форм и методов ведения учебного процесса в условиях дистанционного обучения. К наиболее перспективным направлениям можно отнести исследование способов оценки усвоения дистанционных курсов студентами, исследование нормативной базы для создания учебных и обучающих курсов в условиях дистанционного обучения, исследование педагогических технологий и методик ведения учебного процесса и поддерживающих их технологий в условиях функционирования системы дистанционного обучения ПГТУ.

Применение технологий е- Learning в ПГТУ позволило достичь:

♦ реальной индивидуализации обучения;

♦ снижения и перераспределения аудиторной нагрузки;

♦ внедрения активных форм обучения и новых педагогических технологий, обеспечения доступности баз данных;

♦ создания учебно-методического комплекса по дисциплинам реализуемых учебных планов (представленных в виде электронных образовательных ресурсов и сформированных кейс-пакетов), включая полнотекстовые пособия (учебники), методические указания, сборники практических заданий и интерактивных лабораторных работ;

♦ сочетания традиционной (аудиторной) и виртуальной технологии непрерывного консультирования студентов (в режимах on- и off-line);

♦ обеспечения оперативного мониторинга и управления качеством учебного процесса.

Сегодня альтернативные системы обучения становятся все более действенным элементом в перспективных планах развития высшего образования, направленных в том числе на развитие дистанционного обучения, расширение доступа к нему для новых слоев населения и разработку гибких стратегий преодоления недостатков, свойственных традиционной организации учебного процесса.

На современном этапе, характеризующемся все возрастающими требованиями со стороны рынка труда к выпускникам вузов, актуальным является внедрение и совершенствование открытых образовательных технологий как важного механизма развития общих и профессиональных компетенций, способности быстро адаптироваться к происходящим в социально-экономической и научно-технической сферах изменениям, умений принимать ответственные решения, творческого креативного мышления. В этой связи, как показал опыт ПГТУ, внедрение дистанционных технологий в учебный процесс является наиболее перспективным решением задачи разработ-

Education Online

59

ки и реализации индивидуальных образовательных программ, направленных на формирование активного, самостоятельно-

Е. ПАТАРАКИН, доцент Нижегородский государственный педагогический университет

Основной вектор изменений в среде e-learning - все большее внимание к самостоятельным действиям ученика. Исследовательский интерес вызывает не то, каким образом преподаватели собирают, классифицируют и представляют информацию ученикам через сеть, а то, как в сети работают сами студенты - как они ищут информацию, классифицируют статьи, делятся знаниями. Сеть перестала быть лишь средой передачи информации и транспортным каналом доставки знаний. Она стала местом, где учащиеся находятся постоянно, где они совершают самостоятельные действия при помощи социальных сервисов, помогающих им думать и действовать вместе.

Совместная эволюция элементов учебной среды. Среда обучения напоминает экосистему, которая находится в непрерывном развитии и складывается из действий и интересов множества людей. Д. Энгельбарт рассматривает отношения людей, современных информационных комплексов и программ как некое гетерогенное единство, в котором происходит коэволюция всех вовлеченных в систему агентов [1]. Нам приходится играть новые роли, вырабатывать новые привычки и осваивать новые формы и методы деятельности. Эти изменения происходят только потому, что появляются новые технические средства, которые мы сами же и придумываем. По мере того как новые средства деятельности вносятся в сообщество, между средствами и людьми, которые их используют, происходит совместный процесс эволюционных изменений. Доунс отмечает, что из сре-

го специалиста, конкурентоспособного на современном рынке труда и имеющего потенциал профессионального роста.

Построение учебной среды из множества личных «кирпичиков»

ды, в которой люди получали информацию: читали новости, слушали радио, смотрели телевизор, - Всемирная Паутина становится платформой, на базе которой происходит общение людей, причем современный словарь включает многообразие мультимедийных форматов [2].

Сетевой подход требует пересмотра того, как мы учим, учимся и приходим к знанию. Технические видоизменения столь значительны, что на их основе формируется новое направление философии образования - коннективизм. Среди его принципов выделяются следующие:

• учение - это процесс соединения, сопряжения специализированных узлов и источников знаний.Знание существует в связях и отношениях;

• ключевая компетентность современности - способность видеть связи между областями, идеями и концепциями;

• учение не обязательно требует человеческого присутствия, мы можем учиться и в среде компьютерных агентов. Т ехноло-гия определяет наше видение мира и то, как мы думаем;

• способность узнавать новое более значима, чем способность хранить уже узнанное;

• личное знание участников сети поддерживает развитие всей организации [3, 4].

Среда современных сетевых сервисов позволяет создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать необходимые в нашем веке компетентности. Среди таковых Ален Кей выделяет умение создавать компьютерные объекты и играть с ними [5]. То же умение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.