Научная статья на тему 'Дистанционные образовательные технологии в повышении квалификации специалистов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности'

Дистанционные образовательные технологии в повышении квалификации специалистов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМБИНИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / DISTANCE TECHNOLOGIES / BLENDED TRAINING / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY CONSERVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Можаева Галина Васильевна, Рыльцева Елена Викторовна

В статье рассматривается опыт организации повышения квалификации специалистов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Сибирского федерального округа, обосновывается необходимость комбинированного обучения специалистов с применением дистанционных технологий. Описываются дистанционные образовательные технологии и особенности организации обучения в Сибирском федеральном округе. Анализируются особенности организации программ повышения квалификации специалистов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и их учебнометодического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance education technologies in professional development of experts in the field of energy conservation and increase of energy efficiency

This article describes the experience of the organization of professional development in the field of energy conservation and energy efficiency of the Siberian Federal District and rationales the necessity of blended training of specialists using distance technologies. It describes distance education technologies and features of organization of training in the Siberian Federal District. The article also analyzes the features of the organization of programs of professional development for professionals in the field of energy conservation and increase of energy efficiency, and their training and methodological support.

Текст научной работы на тему «Дистанционные образовательные технологии в повышении квалификации специалистов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности»

УДК 378.046.4

Г. В. МОЖАЕВА Е. В. РЫЛЬЦЕВА

Томский государственный университет

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

В статье рассматривается опыт организации повышения квалификации специалистов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Сибирского федерального округа, обосновывается необходимость комбинированного обучения специалистов с применением дистанционных технологий. Описываются дистанционные образовательные технологии и особенности организации обучения в Сибирском федеральном округе. Анализируются особенности организации программ повышения квалификации специалистов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и их учебно-методического обеспечения.

Ключевые слова: повышение квалификации, дистанционные технологии, комбинированное обучение, энергоэффективность, энергосбережение. Работы выполняются в рамках государственного контракта на оказание образовательных услуг по повышению квалификации ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности лиц в организациях и учреждениях бюджетной сферы в Сибирском федеральном округе (№13/0412.0923400.244/15/284 от 25.12.2013 г.)

Проблемы энергосбережения и повышения энергоэффективности являются одними из наиболее актуальных как в мировой, так и в российской энергетике. Стремительный технический прогресс, произошедший за последние десятилетия, имеет не только положительную, но и отрицательную стороны — производственные выбросы в окружающую среду, сказывающиеся на здоровье людей, дефицит материалов, борьба за получение ограниченных ресурсов и т.п. Для решения данных проблем правительства развитых и развивающихся стран прибегают к различным мерам, обеспечивающим на предприятиях и в жилых домах энергетическую эффективность и энергосбережение.

В России основные принципы политики энергосбережения были сформированы в 1996 г. и получили дальнейшее развитие с принятием законодательных актов в последующие годы. В 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные за-коно дательные акты Российской Федерации» [1], в связи с чем кратно возросла потребность в квалифицированных специалистах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Для решения данной проблемы в декабре 2010 года была принята Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [2], согласно

которой в период с 2011 по 2020 годы повышение квалификации должны пройти не менее 450 тысяч специалистов федеральных и региональных органов исполнительной власти, организаций с участием государства и муниципальных образований и других организаций и учреждений.

В 2011—2013 гг. Министерством энергетики Российской Федерации были реализованы образовательные мероприятия по подготовке ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы во всех субъектах Российской Федерации, участие в которых приняли более 30 тысяч специалистов.

Победителем проведенного Министерством энергетики Российской Федерации в 2013 году открытого конкурса на оказание образовательных услуг по повышению квалификации ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности лиц в организациях и учреждениях бюджетной сферы в Сибирском федеральном округе (СФО), стал Национальный исследовательский Томский государственный университет, который имеет многолетний успешный опыт реализации сетевых образовательных программ и развития многоуровневой системы повышения квалификации и переподготовки кадров, позволяющей осуществлять подготовку разных категорий слушателей по образовательным программам, составленным

с учетом модульного принципа и накопительной системы обучения. Модульность программ позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории, направленные на компетентностное развитие слушателей. Накопительная система дает возможность моделировать программы повышения квалификации из различных вариативных блоков и, накапливая материал, переходить на более высокий уровень освоения программ.

Развитие содержания и технологий непрерывного дополнительного образования предполагает совершенствование технологического обеспечения программ, которое предусматривает развитие сетевой модели обучения, осуществляемой с использованием информационно-коммуникационных технологий, использование технологий спутникового Интернет-доступа для расширения спектра образовательных услуг, применение в процессе обучения инновационных и исследовательских педагогических методов. Подготовка различных категорий слушателей осуществляется с использованием как традиционных, так и современных дистанционных образовательных технологий на основе возможностей Томского межрегионального центра спутникового доступа и созданной Томским государственным университетом телекоммуникационной инфраструктуры.

Важным условием развития дополнительного образования на основе дистанционных образовательных технологий (ДОТ) является формирование электронной образовательной среды, объединяющей автоматизированные системы управления дистанционным обучением, проведения онлайн-те-стирования, конструирования электронных образовательных ресурсов, организации мониторинга учебного процесса; электронные образовательные ресурсы для дистанционного обучения, включая лабораторные установки с удаленным доступом и др. Интеграция образовательных ресурсов на учебно-методическом и технологическом уровнях создает условия для распространения образовательных ресурсов и инновационных методик, реализации совместных образовательных программ, создания единой системы доступа к образовательным ресурсам и программам образовательного учреждения и региона в целом.

Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) уже более 10 лет реализует программы дополнительного профессионального образования на базе учебных центров (вузов-партнеров, школ, ресурсных центров, филиалов), оснащенных необходимым оборудованием, позволяющим осуществлять IP-вещание с применением спутниковых средств связи, видеоконфе-ренцсвязь, обеспечивать on-line доступ к образовательным ресурсам, on-line и off-line технологии педагогического общения.

Основу дистанционных занятий по программам дополнительного образования составляют сетевые учебно-методические комплексы, видеолекции преподавателей и различные формы активной работы со слушателями, реализуемые с помощью видеокон-ференцсвязи, вебинаров, Skype и чат-технологии, — лекционные, практические и семинарские занятия, консультации, проектные работы. Часть практических занятий, прежде всего, требующих современной лабораторно-технической и технологической базы, осуществляется на основе традиционной аудиторной работы с привлечением обученных в ТГУ тьюторов или непосредственно в университете.

При дистанционном обучении слушателям обеспечивается доступ к учебно-методическому комплексу, включающему: учебный план образовательной программы, тематический учебно-производственный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, курса), учебное пособие, практикум или практическое пособие, задачник, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению каждого предмета, организации самоконтроля, текущего контроля.

Для поддержки электронной образовательной среды специалистами Института дистанционного образования (ИДО) ТГУ в течение нескольких лет были разработаны программные средства, объединяющие современные информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы и обеспечивающие как реализацию отдельных дисциплин, так и планирование и организацию дистанционного учебного процесса в целом.

Все элементы электронной образовательной среды являются веб-ориентированными приложениями: для работы с ними пользователю необходим только веб-браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera или любой другой).

Каждый компонент электронной среды представляет собой узкоспециализированный инструмент и может работать автономно. В то же время это части одной системы, а комплексное их использование позволяет решать широкий спектр задач.

Для организации и сопровождения дистанционного учебного процесса в ТГУ используются две платформы: система дистанционного обучения «Электронный университет» (http://edu.tsu.ru), внедренная в учебный процесс дополнительного образования с 2003 г., а также СДО «Электронный университет — Moodle» (http://moodle.tsu.ru), внедренная в учебный процесс с сентября 2013 г. Системы имеют возможность поддержки всех форм обучения — очной, очно-заочной и заочной с применением дистанционных образовательных технологий.

При очном обучении СДО могут использоваться:

— для доступа к информационным ресурсам, обучающим программам и тестирующим системам с рабочих мест в учебных компьютерных классах;

— для контроля знаний слушателей и оценки эффективности обучения;

— для проведения промежуточного и выходного тестирования с целью проведения мониторинга качества образовательных услуг.

При очно-заочном и заочном обучении с применением дистанционных технологий к перечисленным выше вариантам использования СДО «Электронный университет» добавляются:

— доступ к учебно-методическим ресурсам с рабочих мест слушателей;

— возможность обмена сообщениями по электронной почте между преподавателем и слушателями;

— возможность проведения консультаций в режиме чат и на форуме.

Среди основных задач, решаемых системами дистанционного обучения:

— реализация образовательных программ с использованием технологий дистанционного обучения;

— организационно-методическое сопровождение учебного процесса;

— электронный документооборот;

— организация педагогических коммуникаций;

— размещение электронных образовательных ресурсов;

— проведение мониторинга качества образовательных программ и ресурсов.

Возможности СДО позволяют обучающимся самостоятельно выбирать индивидуальную траекторию обучения, сформировав учебную программу из предложенных модулей. Каждый обучающийся имеет возможность формирования собственного портфолио, наполнение которого происходит в процессе обучения. Работа в системе дает возможность осуществлять на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, групповую работу, оперативное и систематическое взаимодействие с педагогами, а также обеспечивает различные формы коммуникаций.

На развитие качества программ дополнительного профессионального образования и их дидактического обеспечения направлена и разработанная в рамках инновационной образовательной программы ТГУ система мониторинга дополнительных образовательных программ, интегрированная в СДО «Электронный университет». Система предполагает целенаправленное, специально организованное, непрерывное наблюдение за изменением основных критериев качества образовательных программ с целью своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции содержательной части программ и образовательного процесса на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.

Пользователи автоматизированной информационной системы мониторинга подразделяются на три категории:

— респонденты, участвующие в опросе (обучающиеся по образовательным программам всех уровней);

— эксперты, выполняющие аналитическую обработку данных мониторинга и разрабатывающие аналитические отчеты;

— лица, интересующиеся данными мониторинга качества образовательных программ.

Первые две категории пользователей работают в автоматизированной системе мониторинга только после авторизации (доступ осуществляется через СДО «Электронный университет»). Последняя категория пользователей имеет возможность ознакомиться с результатами мониторинговых исследований на сайте Института дистанционного образования ТГУ без авторизации.

Удобство информационной автоматизированной системы мониторинга заключается в том, что она позволяет проводить оценку качества программ повышения квалификации, интерпретировать результаты анкетирования, автоматизировать обработку данных, отслеживать динамику качества образования в программе, анализировать данные о востребованности программы, об отношении к ней со стороны потребителей и т.д.

Для создания электронных образовательных ресурсов и их отдельных элементов (демонстрационных материалов, интерактивных объектов, инструментов обратной связи и коммуникации, платформ для создания сетевых сообществ) используются облачные сервисы Интернет, а также конструктор ресурсов, используемый в СДО «Электронный университет». Интерфейс конструктора интуитивно понятен, электронный формат позволяет легко создавать сетевые версии учебных курсов, не требуя специальных навыков работы с профессиональным программным обеспечением. Конструктор предо-

ставляет возможность хранить и редактировать ресурсы прямо на веб-сервере, обеспечивая доступ к ним через браузер. Кроме того, сетевой ресурс можно экспортировать в локальную версию, а также работать с ним в удаленном режиме. Слушатели получают возможность удаленного доступа к материалам курса, при этом его можно ограничить с помощью пароля, который задается самим преподавателем. В настоящее время с помощью конструктора создано более 800 электронных образовательных ресурсов [3].

Телекоммуникации в виртуальной среде обучения ТГУ реализуются посредством системы проведения вебинаров на базе Adobe Connect Pro и видео-конференцсвязи.

Видеоконференцсвязь (ВКС) — телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видеоинформацией в реальном времени с помощью спутниковых технологий. Это современный инструмент для полноценного общения, позволяющий также вести совместную работу над документами, т.е. показ презентаций, рабочего стола, работу с документами при помощи электронной (интерактивной) доски и др. Однако организация полноценных видеоконференций требует большого ресурса и профессионального кадрового сопровождения.

Гораздо эффективнее использовать в дистанционном обучении систему проведения вебинаров — например, Adobe Connect Pro, которая максимально приближает дистанционное обучение к обучению очному, «живому». Данная технология позволяет имитировать реальное присутствие «удаленного» слушателя в учебном классе, обеспечивая возможность:

— совместной работы с доской, электронными документами;

— «живого» видео и звука;

— обмена файлами;

— видеозаписи занятий;

— коллективного обсуждения;

— проведения опросов и голосования.

Вебинары значительно расширяют методический арсенал преподавателя и позволяют использовать такие современные образовательные технологии, как дебаты, мозговой штурм, деловая игра, мастер-класс и др.

Элементы электронной образовательной среды ТГУ просты в применении, имеют возможность удаленного доступа и методическую поддержку. Они являются автономными сервисами, которые могут работать как независимо друг от друга и решать узкоспециализированные задачи, так и интегрировано в целях осуществления комплексной поддержки электронного обучения.

Для организации электронного обучения, помимо специализированных программных продуктов, все чаще используются новые средства и технологии, связанные с развитием веб 2.0: электронное портфолио, аудио- и видеоподкаст, виртуальные среды, например, Second Life, технология «веб-квест», m-learning и другие.

Одним из популярных сервисов, позволяющих осуществлять электронное обучение на качественно новом уровне, являются социальные сети. Сегодня они рассматриваются как потенциальный и эффективный инструмент образования сетевых сообществ, создания и распространения нового знания. Понятие идеологии и интерфейса социальных сетей большей части интернет-аудитории позволяет

сэкономить время, минуя этап адаптации обучающихся к новому коммуникативному пространству, в котором высокий уровень взаимодействия преподавателя и обучающегося обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки аудиторных занятий, а также помогает организовать личностно-ориентированное обучение.

Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудиома-териалов и интерактивных приложений, а применение технологий форумов и вики позволяет всем участникам виртуальных учебных групп самостоятельно и совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность [4].

Реализация дистанционных программ повышения квалификации требует выполнения ряда требований, связанных с техническим, технологическим, кадровым и учебно-методическим обеспечением. В Томской области, как и в ряде других регионов Сибирского федерального округа, эта проблема успешно решается благодаря развитию региональной единой образовательной информационной системы (ЕОИС), базирующейся на инфраструктуре ресурсных центров, оснащенных современным компьютерным оборудованием, имеющих доступ к сети Интернет, подготовленный персонал для сопровождения дистанционных программ.

Описанные выше технологии позволяют организовать учебный процесс по дополнительным профессиональным программам не только при дистанционном, но и при традиционном очном с применением дистанционных технологий, а также при комбинированном (смешанном) обучении, которое становится необходимым в условиях географической разобщенности и высокой занятости слушателей, характерных для выполнения проекта по повышению квалификации специалистов, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы Сибирского федерального округа. К реализации проекта Томским государственным университетом привлечены вузы-партнеры и другие образовательные учреждения из всех 12 регионов СФО, а также из г. Москвы, на базе которых созданы образовательные площадки в рамках проекта:

— Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова;

— Забайкальский государственный университет;

— Байкальский государственный университет экономики и права;

— Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева;

— Кемеровский региональный институт повышения квалификации;

— Сибирский федеральный университет;

— Красноярский центр научно-технической информации — Филиал ФГБУ «РЭА»;

— Сибирский государственный университет путей сообщения;

— Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского;

— Горно-Алтайский государственный университет;

— Хакасский технический институт — филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»;

— Центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения Министерства образования и науки РФ;

— Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

Повышение квалификации в рамках проекта проводится по двум направлениям, каждое из которых обеспечено совместной сетевой образовательной программой:

1. Актуальные и проблемные вопросы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

2. Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Первое направление ориентировано на руководителей, ответственных за разработку и реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на всех уровнях государственного и муниципального управления, и направлено на формирование у слушателей целостного и системного понимания задач, целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на текущем этапе и актуальных ее инициатив.

В рамках второго направления для специалистов бюджетной сферы СФО реализуется программа, призванная оказать им содействие в приобретении практических навыков в решении конкретных задач, соответствующих основным направлениям государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Образовательная программа включает большой практический блок, организованный с учетом специфики каждого субъекта СФО, а также бюджетных организаций по направлениям деятельности.

Дополнительное образование в современных условиях должно базироваться на инновационном подходе не только к педагогической деятельности, к формам и технологиям организации учебного процесса, но и к содержанию дополнительных образовательных программ, а также к формам их представления. Для эффективной организации повышения квалификации и переподготовки кадров необходимо наличие разработанных учебно-методических комплексов (УМК) по программам. УМК являются интерактивными изданиями, позволяющими комплексно подойти к решению основных дидактических задач, организовать изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, контролирующих мероприятий, оказание консультационной и методической поддержки.

В рамках проекта, выполняемого Томским государственным университетом, разработаны УМК-1 «Актуальные и проблемные вопросы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» и УМК-2 «Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», представляющие наиболее актуальные аспекты организации управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, сведения об актуальных инициативах государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также проблемных и дискуссионных вопросах. В течение года учебно-методические комплексы регулярно дорабатываются

и обновляются по результатам проведения мониторинговых исследований.

Обучение специалистов по программам повышения квалификации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основано на следующих принципах:

— системный подход, в основу которого положен принцип единства законодательной и учебно-методической базы и, как следствие, единство подходов к обучению слушателей;

— использование опыта, наработанного в регионах, с учетом специфики деятельности тех бюджетных учреждений, где работают слушатели;

— организация посещения объектов, на которых успешно реализованы программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

— привлечение к обучению лучших российских и зарубежных экспертов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также представителей профильных федеральных органов исполнительной власти;

— разработка в процессе обучения вместе со слушателями конкретных проектов по направлениям деятельности бюджетных учреждений связанных с решением задач энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Набор и формирование учебных групп осуществлялись в тесном взаимодействии с Администрациями регионов и при активной поддержке Министерства энергетики РФ. Учитывая масштаб Сибирского федерального округа, территориальную распределенность и удаленность слушателей, для реализации дополнительных образовательных программ в рамках проекта используется комбинированное обучение, когда проведение очных занятий на базе согласованных образовательных площадок дополняется самостоятельной работой слушателей с учебными материалами в автоматизированной системе дистанционного обучения ТеаеЬЪа8е, консультационной и методической поддержкой преподавателей и экспертов-практиков, осуществляющейся на основе современных информационно-коммуникационных технологий (видеоконференции, вебинары, форумы, электронная почта). Важной составляющей учебного процесса является посещение слушателями круглых столов, семинаров, форумов, выставок, а также объектов и учреждений, наиболее интересных с точки зрения положительного опыта повышения энергоэффективности и энергосбережения, что обеспечивает практическую направленность образовательной программы. По результатам обучения слушатели разрабатывают прикладные проекты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности для своих организаций и предложения по корректировке региональных программ энергосбережения.

В процессе обучения многие слушатели, впервые проходившие повышение квалификации с применением дистанционных образовательных технологий, столкнулись с проблемой адаптации в системе дистанционного обучения и отсутствием навыков работы с удаленными образовательными ресурсами. Повседневная занятость слушателей, а также в некоторых случаях отсутствие самоорганизации приводят к тому, что иногда не выдерживаются групповые сроки выполнения контрольных заданий. В результате групповые занятия дополняются индивидуальными консультациями и выстраиванием индивидуальных траекторий обучения

с учетом специфики региона, предприятия, персональной информационной среды слушателя. Этот опыт лишь подтверждает тезис о том, что в повышении квалификации целесообразно использовать индивидуальное обучение, позволяющее формировать гибкое расписание и учитывать личностные и профессиональные особенности обучающихся.

Учитывая выше сказанное, для организации и проведения образовательных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Томском государственном университете используется большой спектр информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют построению индивидуальных образовательных траекторий и максимальной индивидуализации и персонализации учебного процесса. Использование современных педагогических и информационных технологий дает возможность осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, групповую работу, оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателями, что обеспечивает максимальный эффект при реализации образовательных программ и способствует приобретению специалистами бюджетной сферы практических навыков в решении конкретных задач, соответствующих основным направлениям государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 23 ноября 2009 г. — Режим доступа : http://www.rg.ru/2009/11/27/ energo-dok.html (дата обращения: 28.08.2014).

2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года : гос. программа РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://rg.ru/2011/01/25/ energosberejenie-site-dok.html (дата обращения: 28.08.2014).

3. Заседатель, В. С. Конструктор электронных образовательных ресурсов как инструмент развития информационной системы вуза / В. С. Заседатель, А. А. Степаненко, А. Н. Те-рентьев // Электронные ресурсы в непрерывном образовании : материалы Междунар. науч.-метод. симп., сентябрь 2011 г. ; Анапа. — Ростов н/Д. : Педагогический институт ЮФУ Ростовское (Южное) отделение АИО, 2011. — С. 253 — 256.

4. Фещенко, А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития / А. В. Фещенко // Открытое дистанционное образование. — 2011. — № 3 (43). — С. 44 — 49. — (Интернет-порталы и их роль в образовании).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОЖАЕВА Галина Васильевна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой гуманитарных проблем информатики философского факультета Томского государственного университета, директор Института дистанционного образования Томского государственного университета. Адрес для переписки: mozhaeva@ido.tsu.ru РЫЛЬЦЕВА Елена Викторовна, директор Регионального центра дистанционного обучения Томского государственного университета. Адрес для переписки: ryltseva@ido.tsu.ru

Статья поступила в редакцию 15.10.2014 г. © Г. В. Можаева, Е. В. Рыльцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.