Научная статья на тему 'К проблеме трансформации сознания в современном обществе'

К проблеме трансформации сознания в современном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОГРАНИЧЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕДИА / CONSCIOUSNESS / TRANSFORMATION / MANIPULATION / INFORMATION SPACE / RESTRICTION / REGULATION / SOCIAL RELATIONS / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федорова Жанна Викторовна

В статье анализируется проблема метаморфоз сознания в информационном пространстве и роль информации в этом процессе; подчеркивается, что информация в современной цивилизации является парадигмой общественных связей и отношений. Доказывается, что в современном типе общества традиционные формы трансформации сознания (принуждение, насилие, угроза, бойкот) потеряли свою эффективность, появились более действенные способы изменения духовной организации человека, связанные с использованием информации как средства унификации персонального мировосприятия. Обосновывается положение о том, что результатом подобных технологий становится трансформация общества в целом, проявляющаяся в искажении семантического поля бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of transformation of consciousness in modern society

The article analyses the problem of metamorphosis of consciousness in the information space and the role of information in this process; it is emphasized that information in modern civilization is a paradigm of public relations and relations. It is proved that in the modern type of society the traditional forms of the transformation of consciousness (coercion, violence, threat, refusing) have lost their effectiveness, there have appeared more effective ways of changing the spiritual organization of a person connected with the use of information as a means of unifying personal perception of the world. The author substantiates the proposition that the result of such technologies is the transformation of society as a whole, manifested in the distortion of the semantic field of being.

Текст научной работы на тему «К проблеме трансформации сознания в современном обществе»

щихся. Исследователи в первую очередь обращают внимание на препятствия на пути к достижению познавательной цели, выявляемые в ходе контроля и оценки уровня владения иностранным языком.

Все более очевидным и настойчивым со стороны отечественной и зарубежной педагогической общественности стало выражение требования преодолеть эффект обратного влияния тестирования на учебные занятия и при составлении учебных программ преследовать широкие учебно-воспитательные цели, решая образовательные задачи всестороннего развития личности, не сводя образовательный процесс к подготовке к тому или иному тесту.

В свете гуманистической парадигмы традиционные формы контроля заменяются альтернативными, аутентичными, персонифицированными, среди которых Европейский языковой портфель, балльно-рейтинговая система, комплексный аудит языковой компетенции и являются частью педагогического мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся [10,168].

3. Мотивационный компонент.

В современном вузе на первый план выходят технологии,задействующие различные каналы восприятия информации и учитывающие стили познания. Развивающее обучение с привлечением активных методов аудиторной и внеаудиторной работы способствуют формированию внутренней мотивации для формирования профессиональных компетенций.

Данный подход опирается на мысли, чувства и эмоции студентов в процессе обучения, а также на когнитивные процессы, способствующие учению и обеспечивающие познание мира и самопознание. Создание благоприятной, "гостеприимной" обстановки в учебной аудитории способствует установлению благоприятных субъект - субъектных отношений.

Таким образом, проведенное исследование позволило очертить круг базовых философских концепций, повлиявших на распространение идей гуманизма в теории и практике обучения иностранному языку. Теоретически доказано, что в целях гуманизации иноязычного образования необходимо неуклонное

повышение общего культурного уровня обучающихся. Выявлен потенциал предмета "иностранный язык" в процессе изучения культуры стран-носителей изучаемого языка и в вопросе установления уважительных отношений с представителями других этносов.

В целом, гуманизация образования, его "очеловечивание", помогает новым поколениям осознать хрупкость современной цивилизации, скрытую опасность часто авантюрных технократических идей, нашедших воплощение в современных "биоинженерии" "евгенике", "трансгуманизме". Есть надежда, что вооруженная фундаментальными гуманитарными и профессиональными знаниями, молодежь сможет противостоять негативным тенденциям общественного и экономического развития.

Литература:

1. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. -3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

2. Основы современной философии. - Изд. 2-е доп. -СПб.: Лань, 1999.-352 с.

3. Прибылова Н.Г. Индивидуализация обучения в системе образования Англии в контексте феноменологического подхода // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №3. - С. 83-84.

4. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / пер. с англ. - М., 1997. - 31 б с.

5. Рубанцова Т.А. Философско-методологические основания гуманизации образования : автореф. дис____д. философс. н. - Новосибирск, 2001 .-32 с.

6. Сороковых Г.В., Денисова Л.Р., Иностранный язык как компонент системы инклюзивного образования младших школьников // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 1. - С. 53-58

7. Тарева Е.Г. Межкультурный подход к подготовке современных лингвистов // Проблемы теории, практики и дидактики перевода : сб. науч. тр. Сер. "Язык. Культура. Коммуникация". - НГЛУ, 2011. -№14(1).-С. 237-244.

8. Ушинский, КД. Педагогические сочинения : в б т. - Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1998. -350 с.

9. Языкова Н.В. Культура и обучение иностранным языкам: лингводидактический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2009. - № 1.- С. 95-100.

10. North В. European Language Portfolio: Some Options for a Working Approach to Design Scales for Proficiency // Council of Europe. 1992. P. 158-174.

ON THE PROBLEM OF TRANSFORMA TION OF CONSCIOUSNESS IN MODERN SOCIETY

Fedorova Zhanna Viktorovna, PhD of Philosophical science, Associate Professor, Department of Philosophy and Media Communications, Kazan State Energetic University, Kazan, Republic of Tatarstan

The article analyses the problem of metamorphosis of consciousness in the information space and the role of information in this process; it is emphasized that information in modern civilization is a paradigm of public relations

and relations. It is proved that in the modern type of society the traditional forms of the transformation of consciousness (coercion, violence, threat, refusing) have lost their effectiveness, there have appeared more effective ways of changing the spiritual organization of a person connected with the use of information as a means of unifying personal perception of the world. The author substantiates the proposition that the result of such technologies is the transformation of society as a whole, manifested in the distortion of the semantic field of being.

Keywords: consciousness; transformation; manipulation; information space; restriction; regulation; social relations; media.

К ПРОБЛЕМЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЗНАНИЯ УДК 32.019.5

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ВАК РФ 09.00.11

В статье анализируется проблема метаморфоз сознания в информационном © ФедороваЖ.В., 2018 пространстве и роль информации в этом процессе; подчеркивается, что информация в современной цивилизации является парадигмой общественных связей и отношений. Доказывается, что в современном типе общества традиционные формы трансформации сознания (принуждение, насилие, угроза, бойкот) потеряли свою эффективность, появились более действенные способы изменения духовной организации человека, связанные с использованием информации как средства унификации персонального мировосприятия. Обосновывается положение о том, что результатом подобных технологий становится трансформация общества в целом, проявляющаяся в искажении семантического поля бытия.

Ключевые слова: сознание; трансформация; манипуляция; информационное пространство; ограничение; регулирование; социальные отношения; медиа.

Актуальность исследования обусловлена наличием в современном обществе трансформации сознания, которая меняет когнитивное значение социальной реальности в целом и сферы информационных отношений в частности. В современной России механизмом трансформации выступает ограничение медиасферы и медиаотно-шений. Официально любое ограничение медиасферы запрещено, так как противоречит декларируемой установке на свободу слова как всеобщую ценность. Однако факт ограничений можно наблюдать каждодневно, более того, оно вписалось в изменяющуюся социальную реальность, обрело более совершенные и малозаметные формы, облеченные не в запрет, а в специфическую методику подачи информации. Таким образом, ограничение выступает одной из форм социальных отношений и связано с использованием информационных ресурсов.

Современные исследователи коррелируют понятие ограничения с термином "цензура". Так, В.В. Прозоров называет цензурой систему "властных способов ограничения иутаивания <...> властями <...> сведений"[1, с.15], известный правозащитник М.А. Федотов - "<...> различные виды и формы контроля официальных властей за содержанием выпускаемой в свет и распространяемой массовой информации" [2, с.81], а И.Е. Левченко - "социокультурную систему контроля за производством, распределением, хранением и потреблением социальной информации"[3, с.11]. Как видим, понятие регулирования - достаточно широкое по смысловому наполнению и соотносимо с лексемами "контроль", "ограничение", "запрет", "охрана", по своей сути являющиеся смысловым рядом, представляющим собой эвфемизмы понятия цензуры. Они имеют общее семантическое наполнение - следование требованиям, нормам, правилам, критериям, параметрам, выступающим в качестве регулятивного, а именно - вносящего порядок (предсказуемое состояние) в функционирование системы. Однако регулирование медиасферы направлено, наоборот, на изменение психики

ФЕДОРОВА Жанна Викторовна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Философии и медиакоммуникаций, Казанский государственный энерге тический университет, Казань, Республика Татарстан

человека, его задача - лишить индивида свободы выбора в любой сфере бытия. В этом контексте С.Г. Кара-Мурза говорит о манипуляции сознанием, которая есть "способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении" [4]. Цель данного побуждениея - контроль над "информационным рационом" человека. Известный западный исследователь цензуры Р. Дар-нтон приводит пример такого контроля: "Мне рассказали о нескольких <...> словах, которые никогда не должны употребляться. Кроме слова "цензура", это, например, слово "экология" - потому что дела сэкологией в Восточной Германии обстояли чудовищно, или слово "критичный" - потому что в самом этом слове заложена возможность диссидентства" [5].

Западные исследователи медиасферы (П. Ла-зерфельд, У. Шрамм, Б. Багдикян) давно пишут о роли информации, о ее воздействии на человека и его психику. Именно поэтому жестко регулируются те информационные потоки, которые могут влиять на сознание / мышление индивида. Б. Багдикян отмечал, что "самой тяжелой потерей является <...> цензура политических и социальных идей в информационных материалах", конечным результатом чего становится "искажение реальности и обеднение идей" [6, с.88]. Такая регламентация информации обозначает онтологическую зависимость - лишаясь свободы, человек теряет возможности принимать решения в любой сфере бытия, будь то потребительское поведение, вкусовые привычки, политические предпочтения, жизненный выбор.

Воздействие современных иформационных технологий таково, что индивид часто утрачивает свободу воли и тратит на медиа гораздо больше времени, чем того требует необходимость в информации. Часто человек включен в медиасферу практически круглосуточно. Могут ли в таких условиях агенты позволить себе бесконтрольное поглощение медиапродук-ции (информации) реципиентами? Г. Шиллер отмечает: "Можно ли рассматривать предприятия по производству образов, находящиеся под контролем банковского и промышленного капитала, как индивидуумов, обладающих неотъемлемыми правами? Конечно, нет" [7, с.218]. Семиотическая значимость информационного продукта обуславливает формирование и использование манипулятивных техно-

логий. Например, из языка СМИ исключаются слова, вызывающие негативные эмоции: происходит подмена слов и понятий эвфемизмами. По выражению М. Хайдеггера, "сущность человека покоится в языке. Мы существуем, прежде всего, в языке" [8]. Именно язык систематизирует, организует и классифицирует сознание, фиксирует и закрепляет его. Лингвистическая "коррупция" приводит к использованию языкового потенциала в целях (обратимся к значению латинского слова "соггирйо") "растления, разложения и распада" сознания индивида.

Упрощение языка переплетается с подбором наиболее подходящих по смыслу и значению слов, в которые следует облечь сообщение, представляющих собой "целый ряд клише, лозунгов, эпитетов, кратких, но расплывчатых фраз, при помощи которых можно описать любую новость" [4]. Таким образом, главная мысль, которую требуется внушить аудитории, высказывается в форме утверждения, не давая возможности для обдумывания, осмысления, анализирования. Как пишет С. Московичи, "утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие" [см.: 9].

Одним из механизмов манипуляции, ведущих к аградации сознания, является обеспечение информацией только из полностью контролируемых источников. "Ненужная" информация замалчивается, поток рекламы разрывает целостное восприятие информации и продуцирует невозможность анализа и концентрации внимания на серьезном событии. Поток пустой информации осложняет и смысловое наполнение. В совокупности данные способы стандартизируют, шаблонизируют сознание. В результате отпадает необходимость в прямых запретах, поскольку "тонко настроенные" информационные технологии выхолащивают критическое и рефлексивное мышление.

Как следствие, в современном информационном пространстве модифицировано аксио-логически значимое, оно превращено в собственную провоположность - в негативное. Девальвация смыслов и ценностей делается привычной, и в результате их исходное значение утрачивается, происходит деформация сознания, перестающего различать действительные ценности и соответствующие имуров-ни. Как отмечает С.Н. Юрченко, "система ценностных ориентаций определяет формы и условия реализации побуждений человека, и

сама становится исторчником его целей - они образуют механизм целеполагания, создавая картину мира, дают основание для выбора <...>" [10, с.40]. В результате ценностной эволюции как результата манипуляции персонифицированная система ценностей обретает обратный порядок: создает ощущение подмены, реальный противоречивый и сложный мир заменяет картинкой, не вызывающей вопросов и сомнений. Человеческое сознание превращается в удобную схему, где разработаны готовые способы решения и стереотипы восприятия, при этом все модули, алгоритмы и схемы легко заменяются в зависимости от желаемого результата. Возникает условная идентичность, которая создает культ созерцательности по отношению к окружающему миру и самому себе. Так происходит вытеснение индивидуальности из социального пространства; в нем не остается места субъекту, ответственному за слова и поступки.

Итак, трансформация сознания возможна только благодаря регулированию информации и коммуникации. Иными словами, она возможна только при наличии ограничений. В современных государствах оно, перейдя на качественно новый уровень, приобрело тотальный характер в силу интеграции в информационное пространство. Исходя из реалий XXI века становится понятно, что для регулирования медиасферы не обязателен факт су-

ществования цензурного учреждения. Моделирование социальной реальности и трансформация человеческого начала сегодня проявляет себя в более сложной и эффективной форме - манипуляции сознанием, формализующей мировосприятие индивида и ориентирующей его на четко определенные (кем-то извне) цели.

Примечания:

1. Цензура как социокультурный феномен. - Саратов : Новый ветер, 2007. - 370 с.

2. Федотов М.А. Гласность и цензура: возможности сосуществования // Советское государство и право. - 1989. - №7. - С. 80-89.

3. Левченко И.Е. Цензура как общественное явление: автореф. дис...к. соц. н.- Екатеринбург, 1996. -15 с.

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием// http: kara-murza.ru/books/manipul/manipul_content. htm (дата обращения: 18.02.2018).

5. Дарнтон Р. Цензоры за работой // http:www. nlobooks.ru/node/9301 (дата обращения: 26.04. 2018).

6. Багдикян Б. Монополия средств информации / пер. с анг. - М.: Прогресс, 1987. - 322 с.

7. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М. : Мысль, 1980.-325 с.

8. Хайдеггер М. Путь к языку// https:lektsii.org/16-6939.html (дата обращения: 29.05.2017).

9. Московичи С. Психология масс. - М. : Бахрах, 1998.-354 с.

10. Юрченко С.Н. Ценностные эволюции в современном обществе (социально-философский анализ): монография. - Ставрополь: Ставролит, 2011. -120 с.

THE CONCEPT OF LIMINALITY: APPROACHES, THE ESSENCE OF THE CONCEPT, THE CHARACTERISTICS OF MANIFESTA TION IN SOCIETYA T THE PRESENT STA GE

Fusu Larisa Ivanovna, PhD of Medical sciences, Rector, Institute of Psychology and Psychoanalysis on Clean Ponds, Moscow

Laminarity is perceived as a modern attempt to make the transition between qualitative states in the development of the social en vironment. Each of the participants in public relations determines the possibility of transition, which affects other social relations, which should be manifested on the basis of a balanced approach and the level of social formation that can be determined not only by social and economic criteria, but also by separate forms that represent interdisciplinary parameters. The paper considers the initial anthropological approaches, as well as the phase transitions between the concepts of the development of society.

Keywords: laminarity; approach;perception; development;society; manifestation.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИМИНАЛЬНОСТИ: ПОДХОДЫ, СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ламинальность воспринимается как современная попытка осуществить переход между качественными состояниями в развитии социальной среды. Каждый из участников общественных отношений определяет возможность перехода, затрагиващие иные общественные отношения, проявляющиеся на основании взвешенного подхода и выявления уровня общественной формации, определяющиеся не только социально-экономическими критериями, но также и отдельными формами, которые представляют собой междисциплинарные параметры. В работе рассмотрены первоначальные антропологичес-

УДК 130.2 ВАК РФ 09.00.11

© ФусуЛ.И., 2018

ФУСУЛариса Ивановна,

кандидат медицинских наук, ректор, Институт психологии и психоанализа на Чистых прудах, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.