ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
2017. No. 4
УДК 316.62
DOI 10.23683/0321-3056-2017-4-16-20
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
© 2017 г. О.В. Фетисова a
aЮжный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
MASS CONSCIOUSNESS AND ITS TRANSFORMATION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY
O. V. Fetisova a
aSouthern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Анализируются массовое сознание и его трансформация в современном российском обществе, а также основные теоретико-методологические подходы к определению понятия «массовое сознание». Проводится сравнительный анализ категорий «массовое сознание» и «общественное сознание», отмечается их сходство и различие. Выявляются специфические черты массового сознания и его структура. Важное место уделяется проблеме мас-совизации, результатом которой является качественное изменение традиционных социальных связей по горизонтали и вертикали. В качестве субъекта массового сознания выделяется неструктурированная группа людей, объединенных общей идеей или целью. Раскрывается сущность понятия «масса» и утверждается несущественность в ней социальных, демографических, политических, региональных и прочих различий, вследствие чего она носит ярко выраженный гетерогенный характер.
Трансформация массового сознания современного российского общества рассматривается с позиций постне-классической парадигмы и синергетического подхода. Утверждается, что в рамках данных концепций в современном обществе этот процесс представляет собой множество переходных вещей-процессов - фракталов. Некоторые свойства фракталов применимы к характеристике массового сознания.
Ключевые слова: массовое сознание, трансформация, социальные инновации, ценностная система общества, постнеклассическая парадигма, фракталы.
The article is devoted to the analysis of mass consciousness and its transformation in modern Russian society. The author analyzes the main theoretical and methodological approaches to the definition of "mass consciousness". The author conducts a comparative analysis of the categories of "mass consciousness and the "public consciousness", noting their similarities and differences. The article reveals the specific features of the mass consciousness and its structure. An important point in the article is paid to the problem of massivization, resulting in a qualitative change in traditional social relations horizontally and vertically. As a subject of mass consciousness, the author identifies unstructured group ofpeople united by a common idea or goal. Revealing the essence of the concept of "mass", the author argues irrelevance in its social, demographic, political, regional and other differences, in consequence of which it is highly heterogeneous in nature.
The transformation of the mass consciousness of contemporary Russian society is considered by the author from the positions of post-non-classical paradigm and synergetic approach. It is asserted that within the framework of these concepts in modern society this process is a set of transient things-processes - fractals. Some properties offractals are applicable to the characteristic of mass consciousness.
Keywords: mass consciousness, transformation, social innovations, value system of society, post-non-classical paradigm, fractals.
Фетисова Ольга Викторовна -кандидат философских наук, доцент, кафедра отраслевой и прикладной социологии, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия.
Е-mail: [email protected]
Olga V. Fetisova -
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Industrial and Applied Sociology, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006, Russia.
E-mail: [email protected]
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
Актуальность поднятой в статье проблемы заключается в том, что в процессе социального развития общества массовое сознание россиян постепенно трансформируется, адаптация к новой социальной реальности для различных социальных групп, возрастных когорт протекает с разной степенью успешности, сопровождается ростом социальной апатии и агрессии, социально-политическим безразличием, этнофобией и ксенофобией, появлением массовых культов и психозов.
Современное общество вошло в новую эпоху, когда кардинальным образом меняются наши представления о мире. Вместе с тем анализ современной истории российского государства, начавшийся в 1991 г., свидетельствует о том, что проводимые в стране реформы, в первую очередь социально-экономические, не в полной мере учитывают особенности массового сознания россиян. Социальные инновации внедряются в социальную жизнь общества без серьёзного научного обоснования. Практически отсутствует не только расчет степени их соответствия уже существующим в массовом сознании ценностям, но и прогноз социальных последствий и связанных с ними социальных рисков трансформаций.
Основная цель статьи - анализ сущности, особенностей и направлений трансформации массового сознания в современном российском обществе.
Вышеназванная тема широко представлена в классических и современных работах как зарубежных, так и отечественных ученых и специалистов. Исследования проблем массового сознания, массовой культуры отражены в работах Г. Лебона [1], Г. Тарда [2], X. Ортеги-и-Гассета [3], П. Бурдье [4], С. Московичи [5], а также в работах отечественных ученых в области массового сознания, общественного мнения Б. Гру-шина [6], Г. Дилигенского [7], Ю. Левады [8]; в свете постнеклассической парадигмы -В.Г. Немировского [9].
В настоящее время, несмотря на активный интерес к проблеме массового сознания и разработке механизмов влияния на него, практически нет фундаментальных исследований, в которых бы специально рассматривалось это понятие и основы его изучения. В современной научной литературе сложилось два основных подхода к исследованию этого феномена. Один связан с выделением массового сознания как особого вида сознания общественного [1-3]; другой -рассматривает его как самостоятельный феномен [6].
Философская и социологическая литература определяет массовое сознание как особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»), как совпадение в какой-то момент основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним.
Являясь частью общественного сознания, массовое сознание возникает как результат отражения того, что существует вокруг людей, хотя к факторам, оказывающим влияние на его содержание, причисляют не только экономические и социальные, но и духовные, например уровень несовпадения/совпадения между реальностью и ожиданиями людей.
Вместе с тем массовому сознанию присущи и свои собственные специфические черты [10]. В отличие от общественного сознания, процесс изменения которого растянут во времени и зависит от достаточно стабильных социальной, политической и экономической систем, массовое сознание динамично, может меняться в сравнительно небольшие отрезки времени. Но у него есть и устойчивые компоненты: стереотипы, традиции и особенно менталитет, связанные с архетипами, исторической памятью и потому не подверженные быстрой трансформации. Подтверждением тому служит эффект сопротивления социальным преобразованиям, протекающим в российском обществе.
Если носителем индивидуального сознания является отдельный человек, группового сознания - социальная группа, то субъект массового сознания - неорганизованная группа людей (масса), объединенная какой-либо идеей, целью.
Важнейший элемент массовизации - качественное изменение традиционных социальных связей по горизонтали и вертикали. Для установления и поддержания этих связей становятся несущественными социальные, политические, экономические, этнические, конфессиональные и географические различия. Это особенно проявилось с переходом к информационному обществу. Изменяется и сфера межличностных отношений и контактов. Вследствие этих процессов возникают многообразные виды массовой деятельности, которые объективно требуют не уникальности личности, а ее способности поддерживать коллективные виды деятельности, и следовательно, уравнивания индивидов, формирования у них сходных, одинаковых свойств.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
Статистический характер массы заключается в том, что она как особая общность не является цельным образованием. Стохастическая (вероятностная) природа выражается через то, что любое вхождение индивида в какую-либо общность имеет неупорядоченный характер, неопределенный количественный и качественный состав, носит ярко выраженный гетерогенный характер.
Рассматривая проблему массового сознания, необходимо показать его взаимосвязь с ценностной системой общества. В условиях социальной трансформации ценности, лежащие на сознательных уровнях массового сознания, и ценности на его бессознательных уровнях не всегда совпадают по своему содержанию, имеют неодинаковую устойчивость и могут противоречить друг другу.
Основной чертой трансформации массового сознания российского общества на современном этапе его развития считается наличие двух систем ценностей: традиционной и ориентированной на ценностные образцы западного общества. При этом базовые, имманентно присущие нашему менталитету ценности - «семья», «безопасность», «свобода», «духовность», «гуманизм», на всем протяжении модернизации российского общества имеют высокий уровень востребованности и являются для него базисными.
Особенно следует обратить внимание на структуру массового сознания, которое в исследованиях предстает в виде сложной многослойной конструкции. В ней выделяются три уровня [11, с. 12]:
- глубинный - включает бессознательный слой массового сознания (менталитет), который мало изменяем во времени;
- базовый - в него входят достаточно устойчивые, но постепенно трансформирующиеся элементы (стереотипы, традиции);
- верхний - к нему относятся подвижные, подверженные изменению элементы, связанные с современными социальными процессами и явлениями.
Конец ХХ в. ознаменовался появлением новой постнеклассической картины мира. В ее рамках постепенно формируется постнеклассиче-ская парадигма, которая соединяет в себе как культурно-философскую традицию, так и синергетику, направление, которое входит в структуру системного подхода.
Применение к анализу социальной реальности постнеклассической парадигмы расширяет возможности как теоретического изучения (ана-
лиз реальных мотивов поведения, объяснение социальных процессов через синтез сознательного и бессознательного и т.д.), так и прикладного использования эмпирических исследований (прогнозирование и моделирование социальных изменений с помощью теории социальных циклов; создание практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления социумом).
Что же нового вносит синергетический подход в изучение массового сознания? Синергетика понимается как научное направление, «изучающее нелинейные, неравновесные процессы в различных областях, от природы до общества и человека, которая принципиально изменила в науке подход к изучению сложных систем, в том числе человеческое общество» [12, с. 39].
Постепенно сложилась область социальной синергетики, которая применила фундаментальные положения синергетического подхода (нелинейность, неравновесность, эволюционность социальных систем) к социуму. Синергетический подход в качестве базовой характеристики такой системы выделяет ее способность к эволюционному развитию на основе самоорганизации под воздействием не только внешних факторов, но и внутренних возможностей системы.
Следуя логике нелинейного мышления, состояние массового сознания в современном российском обществе следует понимать как стадию эволюционирующей системы, поскольку эволюция любой, в том числе и социальной системы и есть дробное, самоподобное, переходное состояние-процесс. Трансформация современного массового сознания представляет собой с точки зрения синергетики процесс, состоящий также из множества переходных вещей-процессов (традиции, ценности, связи), которые называются фракталами [13].
Рассмотрим некоторые свойства фракталов применительно к массовому сознанию.
Во-первых, фрактал - сетевое образование, существующее среди себе подобных объектов и связанное с ними. Это «мягкая» неустойчивая система, которая, все время изменяясь, находится в переходном состоянии-процессе, например, от матриархата к патриархату, от традиционализма к модернизму, и т.д.
Во-вторых, фрактал самоподобен. Структура определенного рода повторяет сама себя. Так и массовое сознание структурно повторяет себя: это проявляется в наличии традиционных для
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
российского общества групп традиционистов и модернистов.
В-третьих, крайние состояния фрактала -устойчивые, неизменные вещи.
Мониторинговые исследования массового сознания показывают, что экстернальный локус контроля это один их важнейших элементов массового сознания, который проявляется в том, что ответственность за все, что происходит с человеком или социумом, возлагается на внешние факторы (активный поиск внешнего врага, ксенофобия, патернализм и т.п.) [10].
Для массового сознания россиян в последнее время свойствен умеренный изоляционизм.
Выводы. В результате анализа массового сознания определены его основные характеристики: эмоциональность, заразительность, моза-ичность, подвижность и изменчивость. Оно всегда конкретно и в то же время неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто.
В качестве особого фактора переходного состояния современного российского общества стала так называемая регионализация сознания. Прогнозируется распространение ныне наблюдаемых элементов регионализации массового сознания на социально-культурную и этнокультурную сферу.
С начала процесса трансформации российского общества системообразующие основания ценностей россиян не были затронуты. Разброс ценностных выборов связан в первую очередь с возрастными и поселенческими факторами, изменением соотношения численности тех групп населения, которые имеют полярные ценностные системы.
Современная постнеклассическая парадигма дает новые исследовательские возможности для изучения ценностных ориентаций в массовом сознании, что позволяет выявить их уровневую структуру, проследить динамику процессов в массовом сознании в условиях трансформации российского общества.
Литература
1. Лебон Г. Психология народов и масс. М. : Эксмо, 2003. 320 с.
2. Царство толпы. (Из истории Великой французской революции по кн. Лебона и Тарда). Киев : УкрНИИНТИ, 1991. 23 с.
3. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М. : ACT, 2002. 509 с.
4. Бурдье П. Социология политики / пер. с фр.; сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М. : Socio-Logos, 1993. 336 с.
5. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. М. : Прогресс, 1996. 476 с.
6. Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина : в 4 кн. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева. Т. 2, ч. 2. М. : Прогресс-Традиция, 2006. 464 с.
7. Дилигенский Г.Г. Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания (Социально-психологическое исследование). М. : ИМЭМО, 1998. 134 с.
8. Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга / под ред. Ю. Левады, Л. Гудкова, Б. Дубина. М. : Новое изд-во, 2008. 468 с.
9. Немировский В. Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постнеклассической социологии // Социс. 2008. № 2.
10. Гулевич О. А. Концепции и методы изучения сознания на уровне больших групп. URL: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/eu.htm (дата обращения: 05.10.2017).
11. Ореховская Н. А. Эволюция массового сознания россиян : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2011.
12. Можейко М.А. Синергетика. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo /filo-707 (дата обращения: 05.10.2017).
13. ФедерЕ. Фракталы. М. : Мир, 1991. 254 с.
References
1. Lebon G. Psikhologiya narodov i mass [Psychology of Nations and Masses]. Moscow: Eksmo, 2003, 320 p.
2. Tsarstvo tolpy. (Iz istorii Velikoi frantsuzskoi revolyutsii po kn. Lebona i Tarda) [The Kingdom of the Crowd (From the History of the Great French Revolution. Based on Books of Lebon and Tard)]. Kiev: UkrNIINTI, 1991, 23 p.
3. Ortega-i-Gasset X. Vosstanie mass [Revolt of the Masses]. Moscow: AST, 2002, 509 p.
4. Burd'e P. Sotsiologiya politiki [Sociology of Politics]. Tr. fr Fr.; comp., ed., intr. by N.A. Shmatko. Moscow: Socio-Logos, 1993, 336 p.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
5. Moskovichi S. Vek tolp: istoricheskii traktat popsikhologii mass [Era of Crowds: Historical Treatise on Mass Psychology]. Moscow: Progress, 1996, 476 p.
6. Grushin B.A. Chetyre zhizni Rossii v zerkale oprosov obshchestvennogo mneniya. Ocherki massovogo soznaniya rossiyan vremen Khrush-cheva, Brezhneva, Gorbacheva i El'tsina [Four Lives in the Mirror of Public Opinion Polls. Essays on the Mass Consciousness of Russians: Khrushchev, Brezhnev, Gorbachev and Yeltsin in 4 books. Life 2. Brezhnev Era]. Vol. 2, ch. 2. Moscow: Progress-Traditsiya, 2006, 464 p.
7. Diligenskii G. G. Rossiiskii gorozhanin kontsa devyanostykh: genezis postsovetskogo soznaniya (Sotsial'no-psikhologicheskoe issledovanie) [Russian Citizen of the Late Nineties: Genesis of PostSoviet Consciousness (Socio-psychological Study)]. Moscow: IMEMO, 1998, 134 p.
8. Obshchestvennyi razlom i rozhdenie novoi sotsiologii: dvadtsat' let monitoringa [Public Rift and the Birth of New Sociology: Twenty Years of
Monitoring]. Ed. by Yu. Levada, L. Gudkov, B. Du-bin. Moscow: Novoe izd-vo, 2008, 468 p.
9. Nemirovskii V. G. Massovoe soznanie i bes-soznatel'noe kak ob"ekt postneklassicheskoi sotsiologii [Mass Consciousness and Unconscious as an Object of Post-non-Classical Sociology]. Sotsis. 2008, No. 2.
10. Gulevich O. A. Kontseptsii i metody izucheniya soznaniya na urovne bol'shikh grupp [Concepts and Methods for the Study of Consciousness at the Level of Large Groups]. Available at: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/eu.htm (accessed 05.10.2017).
11. Orekhovskaya N. A. Evolyutsiya massovogo soznaniya rossiyan : avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk [Evolution of the Mass Consciousness of Russians]. Rostov-on-Don, 2011.
12. Mozheiko M. A. Sinergetika [Synergetics]. Available at: http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/ article/filo/filo-707 (accessed 05.10.2017).
13. Feder E. Fraktaly [Fractals]. Moscow: Mir, 1991, 254 p.
Поступила в редакцию / Received 11 октября 2017 г. / October 11, 2017