Научная статья на тему 'К проблеме топономического ядра культуры, или вновь о кантовском опыте про-знания веры'

К проблеме топономического ядра культуры, или вновь о кантовском опыте про-знания веры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
99
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ / МИФОЛОГЕМА / ЗНАНИЕ / РАЦИО-ТЕХНОЛОГИИ ЖИЗНИ / ПОЛЕ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ / ВЕРА / РАЗУМ / ЭСТЕЗИС / ТОПОНОМИЧЕСКОЕ ЯДРО КУЛЬТУРЫ / THE CENTRE OF CULTURE / MYTHOLOGEMA / KNOWLEDGE / RATIO-TECHNOLOGIES OF A LIFE / A FIELD OF ABILITY OF KNOWLEDGE / BELIEF / REASON / AESTHESIS / TOPONOMICAL KERNEL OF CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Круглов Виктор Леонидович

Автор актуализирует программные идеи кантовской философии для проблематизации интуиции «центра» в сфере антропологии культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author actualises the program ideas of Kantian"s philosophy in the sphere of anthropology of culture.

Текст научной работы на тему «К проблеме топономического ядра культуры, или вновь о кантовском опыте про-знания веры»

В. Л. Круглов

К ПРОБЛЕМЕ ТОПОНОМИЧЕСКОГО ЯДРА КУЛЬТУРЫ, ИЛИ ВНОВЬ О КАНТОВСКОМ ОПЫТЕ ПРО-ЗНАНИЯ ВЕРЫ

Автор актуализирует программные идеи кантовской философии для проблематизации интуиций «центра» в сфере антропологии культуры.

Ключевые слова: центр культуры; мифологема; знание; рацио-технологии жизни; поле способности познания; вера; разум; эстезис; топономическое ядро культуры.

Историко-культурная реконструкция и типологическая дескрипция мифологемы европейской цивилизации позволяют выявить и зафиксировать удивительную закономерность - мифологема исторически реализует себя и «работает» постольку, поскольку её «центры» а) поэтически выражены (в исходно-античном смысле слова, от греч. ро1ё818 и лат. роёБ15 - творчество, созидание, воплощение; ро1еб - делаю, создаю), б) сакрально восприняты и закреплены праксисом религиозноидеологического культа и в) легитимизированы, т.е. рационально-теоретически оправданы, в противном случае наступает аномия общественной жизни. Иными словами, поэтико-иконографическая (также в исходноантичном смысле, от греч. е1коп - образ, изображение) проекция «центра» в культуру всегда взаимодополнена усилиями веры и разума.

Что касается взаимоотношения веры и разума, то для начала обратим внимание на одну характерную деталь отмеченной выше закономерности: постоянно занимаясь развенчиванием веры (и каждый раз считая, что это удалось!), разум, а следовательно и всякая метафизика, на деле преобразовывали «культ» в «рацио-технологии» жизни - обмирщенный культ как «мир» культуры, которая, в свою очередь, жизненно крушила созданные рацио-фетиши самой метафизики, неизменно загоняя её в критическое поле переоценки собственных истоков, а значит, возвращая и к исходным интуициям веры; вновь и вновь разоблачения веры оборачивались мистификацией разума. История постоянно обнаруживает примеры человеческого стремления прознать веру, которое каждый раз инверсируется в задачу про-верить сам разум!

Теоретическая артикуляция этого феномена, мучительно вызревавшая в интеллектуальной жизни Средневековья, произошла в философии И. Канта - знаменитая фраза из предисловия ко второму изданию «Критики чистого разума»: «...пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере... Но особенно неоценима польза критики, если принимают в расчет, что она раз и навсегда, и притом сократическим методом, т.е. совершенно ясно доказывая незнание своих противников, кладет конец всем возражениям, которые выдвигаются против нравственности и религии» (здесь и далее курсив мой. - В.К.) [1. С. 24-25] не только выносит вердикт спекулятивным притязаниям разума. В третьей главе раздела «Трансцендентальной диалектики» мыслитель напишет: «. Итак, я утверждаю, что все попытки чисто спекулятивного применения разума в теологии совершенно бесплодны и по своему внутреннему характеру никчемны, а принципы его применения к природе вовсе не ведут ни к какой теологии» [1.

С. 382], тем самым окончательно разъединяя в своей

дополнительности сферы применения как разума, так и веры. С этого момента спекулятивные процессы взаимопрофанации и того и другого уступают место в проблемном поле философии анализу и объяснению их неискоренимого взаимодействия в культуре - «нет на свете истины столь чуждой всем в теории и столь близкой на деле» (Г.К. Честертон).

Кантовское решение данной проблемы известно: постулируя невыводимость морально-религиозных оснований из деятельности разума и определяя веру практически как теоретическую недостаточность признания истинности суждения: «. в чисто практическом отношении теоретически недостаточное признание истинности суждения может быть названо верой.

. Такую случайную веру, которая, однако, лежит в основе действительного применения средств для тех или иных действий, я называю прагматической верой» [1. С. 482], а теоретически как доктринальный аналог практических суждений: «. как нам кажется, у нас есть достаточные основания, если бы только было средство установить достоверность всего дела; так, в чисто теоретических суждениях бывает аналог практических суждений; к таким случаям признания истинности суждения слово вера подходит, и мы можем назвать такую веру доктринальной. . Слово вера служит в таких случаях выражением скромности в объективном отношении, но в то же время твердой уверенности в субъективном отношении» [1. С. 483], философ различает две функции разума - конститутивную и регулятивную, из которых вторая служит косвенным оправданием человеческой веры: вера хранит то, что является условием регулятивной деятельности разума, при этом ни разум, ни вера не есть основа способности суждений. «Ибо все силы или способности души могут быть сведены к трем, которые уже нельзя вывести из общего основания; это способность познания, чувство удовольствия и неудовольствия и способность желания» [2. С. 17].

Однако именно регулятивная деятельность разума станет в дальнейшем предметом жесточайшей критики и, в сущности, причиной ревизии классической метафизики со стороны современной философской мысли, что, в свою очередь, по инерции приостановило намеченное Кантом рассмотрение проблемы соотносительности «тео»-«логического» начал в человеческой культуре и вновь привело к рецидиву перевода её в альтернативную плоскость. Итак, вера хранит то, что является условием регулятивной деятельности разума, потому и высвобождающего для неё место в практической жизни. Кантианский мотив, с одной стороны, раскрывает функциональную природу двух столпов человеческой деятельности, с другой - разворачивает про-

блему: «Если есть основание предполагать, что понятия, используемые как эмпирические принципы, родственны чистой априорной познавательной способности, полезно попытаться дать им ввиду этой связи трансцендентальную дефиницию... Но почему в нашу природу заложена склонность к заведомо пустым желаниям (т.е. «способности желания как способности служить посредством своих представлений причиной действительности предметов этих представлений» см.: [2. С. 18]) - вопрос ан-тропологически-телеологический. Создается впечатление, что если бы нам было предназначено применять наши силы не раньше, чем мы убедимся в нашей способности создать определенный объект, эти силы в большинстве случаев оставались бы неиспользованными. Ибо обычно мы узнаем о наших силах лишь тогда, когда испытываем их. Эта иллюзорность пустых желаний есть, таким образом, лишь следствие благотворного устройства нашей природы» [2. С. 386].

Следовательно, ключ к решению проблемы единого поля «способности познания» и «способности желания», медиальным стержнем которого, распаковывающего сферу сверхчувственного [2. С. 14-15], И. Кант делает эстетико-телеологическую способность суждения, лежит на пути аналитики «благотворного устройства нашей природы». В результате, с одной стороны, знаменитый антропологический проект, который мыслитель завещал философии [3. С. 332]1, с другой - изумительное по своей тонкости антропологическое углубление «эстетического» (для той эпохи, если вспомнить, какой резонанс вызвала последняя «Критика» среди художественной элиты европейского мира, даже - взламывание природы эстезиса!), которое замечательно выразил в «Кантианских вариациях» Мераб Мамардашвили: «.мир не есть то, что можно допустить, ввести предположением, измыслить. Мы что-то начинаем говорить о мире, отсчитывая от точки, где мы в мире определились. Это точка “уже мыслю”, где фиксирована действительная связь, а не допустимая или воображаемая. И то, что мы определились в мире, замкнуто у Канта на допущении и ощущении существования в мире особых явлений, предметов, существ, которые содержат в себе интеллигибельную материю и которые являются как бы смесью, то есть чем-то материально данным и одновременно дополнительно не требующим понимания, но самим пониманием. . это явление, или процесс, у Канта я буду называть эстези-сом. Эстезис расположен и вверху, и внизу. Обратите внимание, что у Канта в связи с термином “разум” все время идет термин “сверхчувственный субстрат”, “сверхчувственная материя”, а внизу - термин “единичное созерцание”: иначе говоря, некоторые созерцания сами являются индивидами, т.е. и материей, и пониманием. Эстезисный процесс, или явление эстезиса, и есть тот предмет, который Кант продумывал. Это то, что он увидел и разворачивал через представление “я

мыслю”, то есть через введение когитального субъекта. Именно это свое видение он развернул в трансцендентальный аппарат анализа, воспроизводящий картину нашего познания и одновременно дающий картину нашего места в мире» [7. С. 184-185].

Кенигсбергский мыслитель, акцентируя не столько приоритеты, сколько единство «благотворного устройства нашей природы», первый в истории философии выделил и обосновал законное место каждого элемента человеческого отношения к миру, а именно - топо-номическое сопряжение в культурном пространстве разума, веры и эстезиса. Учитывая, что пространство данного отношения суть Мшбю (лат. единство, нераздельность) - индивидно-стяженно, антропомерно, то допустимо утверждать, что такое отвлеченно-

различенное единство, обнаруженное и программно-постулированное гением коперниканского поворота в философии, являет собой топономическое ядро всякой культуры человека: то, что константно имеет место в истории, будь то синкретическое единство первобытнонаивного мифа либо развернуто-синтетическое единство современной цивилизации.

Так или иначе, но вся посткантианская традиция философствования была вынуждена учитывать факт такой диа-логики культуры2, втянув в орбиту полемики и ученых, и художников, и религиозных деятелей. Приведем лишь один пример: слова человека, ценные тем, что, во-первых, это слова не философа, но ученого, и, во-вторых, слова человека, вкусившего в свое время «прелесть» воинствующей идеологии: «Мы живем в эпоху научно-технической революции, богатую впечатляющими научными открытиями, постепенно охватывающими все области знания. Зачем нам в таком случае какое-то внерациональное постижение мира, базирующееся на чувствах (к примеру, чувстве красоты), а не на рассуждениях и, следовательно, носящее неопределенный и расплывчатый характер? Дело в том, что оно не заменяет рационального, научного, а дополняет его принципиально новыми элементами. . Иррациональная составляющая непременно должна учитываться при определении цели, к которой следует двигаться. Рациональная же - предлагать наиболее разумные способы решения поставленной задачи» [8. С. 25-38]3.

Таким образом, кантовский опыт критического прознания веры привел антропоцентристскую интенцию культуры Нового времени к проблематизации Антро-поса как деятельного центра окружающего его мира. Ни Теос, ни Космос, ни разум, ни вера, ни поэзис в своей «автономной чистоте» не обеспечивают единство пространства культуры, которое едино постольку, поскольку «благотворно» единится «природа человека». Как стать и быть «центром» мира? - а не искать таковой «вне-» и «без-» человека, - в этом гуманистический пафос кантовского критицизма, показавшего, что с этого вопроса начинается человеческая культура.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В 1793 г., три года спустя после выхода «Критики способности суждения», Кант уточняет свою программу конституирования метафизики: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трех задач: 1) что я могу знать? (метафизика); 2) что я должен делать? (мораль); 3) на что я смею надеяться? (религия); наконец, за этим должна была последовать четвертая задача - что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)» [3. С. 634]. В другом месте Кант рассуждает: «...в сущности, все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему»

[4. С. 280; ср.: 5. С. 332]. Сравните: «Первое и последнее слово зрелого Канта - о человеке. Кантовский критицизм в значительной мере порожден интересом к жизни личности. С размышлений над судьбой человека начинался коперниканский поворот. Проблема свободы лежит в основе “Критики чистого разума”...» [6. С. 100].

2 Неслучайные аллюзии творчества В.С. Библера («От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век») -

вспоминаются, к примеру, его мета-образы Логоса и Скрипки Энштейна, «Палаты ума» и т.п. Сравните его размышления о «Я» способности суждения из главы «Семь-Я теоретика (1641 - 19.)»: «.В тексте настоящей книги об этом Собеседнике теоретического интеллекта ничего не сказано, точнее, он не был назван по имени, хотя о его работе, о его логике, о его постоянном вмешательстве в диалог речь шла постоянно. Здесь подразумевается особая интеллектуальная способность (логическая установка), несводимая ни к интуиции, ни к рассудку, ни к интегральной роли разума. Она впервые была исследована Кантом («Критика способности суждения») и состоит в непосредственном обращении всех других «способностей» (установок), в их «стравливании», «противопоставлении» и «согласовании» - в процессе фокусирования на данном, особенном (даже единичном) предмете суждения». Стоит заметить, что в отечественной философской традиции своеобразный резонанс идей Канта можно обнаружить уже в творчестве раннего В. Соловьева.

3 Кстати, феномены интуиций такого гетерономного единства ядра культуры привычны и достаточно часто встречаются не только в опыте

философствования (достаточно вспомнить тематизацию «поэтического» в постмодернистской волне современной мысли!), но и в страте-гически-языковом праксисе культуры: обратите внимание на такие симулякрические гибриды, как «религиозная философия», «религиозное искусство», «рациональная теология», «научный атеизм» (который, к месту сказать, тот же Б. Раушенбах предлагает дополнить «сердечным атеизмом»!) и т.п. - всякая попытка однозначного толкования данных выражений обречена на смысловую ремиссию. К примеру, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Божественная комедия» Данте - это религиозное искусство или нет? Вопрос далеко не риторический.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. М.: Мысль, 1994.

2. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. М.: ЧОРО, 1994. Т. 5.

3. Kant I. Briefwechsel. Hamburg, 1972.

4. Кант И. Собр. соч.: В 8 т. М.: ЧОРО, 1994. Т. 8.

5. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

6. ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рольф, 2001.

7. Мамардашвили М. Кантианские вариации. М.: Аграф, 2000.

8. Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию // О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. М.:

Политиздат, 1991.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 4 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.