Научная статья на тему 'К проблеме создания системы дистанционной поддержки образовательного процесса в вузе'

К проблеме создания системы дистанционной поддержки образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING / DISTANCE SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS / PROBLEMS OF DISTANCE SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломов Алексей Сергеевич

Раскрывается содержание дистанционной поддержки. Определены основные проблемы создания системы дистанционной поддержки в высшем образовательном учреждении. Показано решение проблемы дистанционной поддержки образовательного процесса на частно-методическом уровне. Представлены результаты готовности профессорско-преподавательского состава к применению дистанционной поддержки образовательного процесса в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of distance supporting educational process in universities

Reveals the meaning of distance support. Showed the main problem of creating a system of distance support in higher educational institution. The author tried to show solution for remote support of the educational process in particular and methodical level of education programs. The results of the readiness of the faculty to use distance support of the educational process in higher education.

Текст научной работы на тему «К проблеме создания системы дистанционной поддержки образовательного процесса в вузе»

УДК 371.3:001.8:681.3 А.С. Ломов, аспирант

ГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Начиная с последней четверти ХХ века, наблюдается стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые оказывают значительное влияние на все сферы жизнедеятельности общества.

Влияние ИКТ столь значительно, что такие зарубежные и отечественные ученые, как З. Бжезин-ский, Д. Белл, К.К. Колин, Е. Масуда, Д. Мартин, Г. Молитор, И.А. Негодаев, А.И. Ракитов, Э. Тоф-флер, утверждают о формировании информационного общества, в котором информация выступает в роли основного продукта экономики.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) существенным образом повлияли на развитие дистанционного обучения (ДО). ИКТ практически полностью заменили привычные для ДО средства: почту, радио, телевидение. Это позволило существенным образом разнообразить взаимодействие участников образовательного процесса, находящихся на удалении друг от друга.

Опираясь на исследования А.Н. Алексеева, А.А. Андреева, Е.Г. Гаевской, Е.С. Полат, В.И. Сол-даткина, М.В. Моисеевой, С.Л. Лобачева, можно сделать вывод, что имеющийся отечественный и зарубежный опыт свидетельствует об эффективности образовательного процесса, построенного с применением дистанционных образовательных технологий [1, 2].

Применение дистанционного обучения создает предпосылки для внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, позволяющих существенным образом разнообразить образовательный процесс и повысить его эффективность.

Одним из направлений развития дистанционных образовательных технологий является дистанционная поддержка (ДП) образовательного процесса. К числу высших учебных заведений, использующих дистанционные образовательные технологии с целью поддержки образовательного процесса, можно отнести: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Пермский государственный педагогический университет, Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»; Томский политехнический университет. К числу авторов, занимающихся

разработкой вопросов применения дистанционной поддержки в образовательном процессе, можно отнести: О.А. Ивашову, С.А. Маркелову, Н.М. Плотникову, А.В. Хуторского и др.

Как показал анализ научных публикаций по проблеме исследования, вопрос организации и использования дистанционной поддержки до сих пор не нашел должного отражения в теории и практике образовательного процесса высшего профессионального образования. Кроме того, содержание понятия «дистанционная поддержка» не раскрыто в полном объеме. В связи с этим разработка вопросов организации и внедрения дистанционной поддержки на основе современных ИКТ в образовательный процесс является актуальной темой для исследования.

Под дистанционной поддержкой образовательного процесса понимается совместная деятельность субъектов образовательного процесса, находящихся на значительном удалении друг от друга, направленная на выполнение определенных педагогических целей и задач с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Организация дистанционной поддержки образовательного процесса достаточно сложный, трудоемкий, последовательный и многоэтапный процесс, требующий большого объема работы и решения значительного количества проблем. Данные проблемы можно условно объединить в три группы: технические; организационно-административные; методические.

Решение технических и организационноадминистративных проблем лежит на руководстве высшего учебного заведения, в котором внедряется система дистанционной поддержки образовательного процесса.

При решении методических проблем необходимо охватить два уровня: общеметодический уровень и частно-методический уровень. Данный факт

позволяет выделить существующую проблему-------

отсутствие общей и частных методик дистанционной поддержки образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Так, общая методика дистанционной поддержки рассматривает следующие вопросы: общую концепцию дистанционной поддержки; цели; задачи; принципы; методы; средства; формы; модели реализации; единство содержания и методов обуче-

117

Вестник ФГОУ ВПО МГАУ№ 3'2010

ния; целостность и развитие всех элементов системы дистанционной поддержки, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Частные методики раскрывают конкретные для каждой специальности вопросы подготовки студентов в зависимости от содержания и требований государственного образовательного стандарта.

При этом эффективность применения системы дистанционной поддержки в высшем учебном заведении зависит, в первую очередь, от разработанности именно частных методик, которые учитывают выбор специфичных для определенной специальности методов, форм, средств, а также методических приемов, позволяющих наиболее полно раскрыть содержание учебного материала.

Разработка эффективной методики невозможна без построения модели данной методики. Необходимым условием разработки адекватной модели методики дистанционной поддержки является определение условий педагогической среды, в которой будет внедряться данная методика.

Кроме этого, создание системы дистанционной поддержки в высшем учебном заведении должно осуществляться с привлечением профессорско-преподавательского состава к использованию ДП в образовательном процессе. Как отмечает

Н.М. Плотникова, данная проблема является характерной для большинства высших учебных заведений, пытающихся внедрить дистанционную поддержку в образовательный процесс [3].

Решить данную проблему представляется возможным за счет обучения профессорско-преподавательского состава использованию средств ДП и разработке методики использования дистанционной поддержки в образовательном процессе.

Для определения условий педагогической среды было проведено анкетирование 153 человек профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет» и других ГОУ ВПО Сахалинской области с целью определения его готовности к применению дистанционной поддержки в образовательном процессе.

Анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод, что профессорско-преподавательский состав в возрасте от 25 до 35 лет оценивает свой уровень владения информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) как выше среднего и достаточный для самостоятельного обучения навыкам работы со средствами дистанционной поддержки. Преподаватели в возрасте от 35 до 45 лет оценивают свой уровень владения ИКТ как средний и считают, что для освоения средств дистан-

ционной поддержки им необходима специальная учебно-методическая литература. Профессорско-преподавательский состав в возрасте от 45 лет оценивает свой уровень владения ИКТ как низкий и считает, что для освоения средств дистанционной поддержки необходимы курсы повышения квалификации.

Таким образом, 73 % респондентов оценивают свой уровень владения ИКТ как средний и выше среднего, что позволяет сделать вывод об их готовности к обучению навыкам работы со средствами дистанционной поддержки. При этом около 85 % опрошенных респондентов не до конца представляют, каким образом можно применить дистанционную поддержку в образовательном процессе. Большая часть профессорско-преподавательского состава видит дистанционную поддержку лишь в передаче студентам лекционного материала и проведению консультаций с помощью электронной почты.

При этом 62 % респондентов готовы применять дистанционную поддержку (ДП) в образовательном процессе, считая, что ДП позволит повысить эффективность подготовки студентов и снизить нагрузку на профессорско-преподавательский состав.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Развитие дистанционных образовательных технологий является ответом современной системы образования на требования информационного общества к подготовке специалистов.

2. Разработка эффективной методики дистанционной поддержки образовательного процесса возможна при условии построения ее адекватной модели, учитывающей условия педагогической среды, в которой данная методика будет внедряться.

3. Успешное внедрение системы дистанционной поддержки образовательного процесса в высшем учебном заведении зависит от уровня владения ИКТ и средствами дистанционной поддержки, а также от разработанности вопросов дистанционной поддержки на частно-методическом уровне.

Список литературы

1. Андреев, А.А. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект / А.А. Андреев, В.И. Сол-даткин. — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002.

2. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна / Моисеева М.В. [и др.]; под ред. М.В. Моисеевой. — М.: Издат. дом «Камерон», 2004.

3. Плотникова, Н.М. Организация программ дистанционной поддержки учебного процесса в вузе // Ивановский государственный энергетический университет. 2010. — Режим доступа: http://www.ispu.ru/system/files/SovetRector_4-2009_ c74-78.pdf (дата обращения: 10.02.2010).

118

Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 3'20Ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.