12.Gauld, R., Williams S. Use of the internet for health information: A study of Australians and New Zealanders // Informatics for Health and Social Care, 2009, Sep, Vol. 34, No. 3, P. 149-155.
13.Kroncke, K. Computer-based learning versus practical course in pre-clinical education: Acceptance and knowledge retention // Medical Teacher, 2010, Jan, Vol. 32, No. 5, P. 408-413.
14. Muijtjens, A. M. M., Timmermans I., Donkers I, et al. Flexible electronic feedback using the virtues of progress testing // Medical Teacher, 2010, Jan Vol. 32, No. 6, P. 491-495.
15. Patricio, M., Harden R., Lilley P. The Bologna Process - From futility to utility // Medical Teacher, 2010, Jan, Vol. 32, No. 4, P. 281-283.
16. Patricio, M., Harden R.M. The Bologna Process - A global vision for the future of medical education // Medical Teacher, 2010, Jan, Vol. 32, No. 4, P. 305-315.
17. Pedersen, R. Empathy development in medical education - A critical review // Medical Teacher, 2010, Jul, Vol. 32, No. 7, P. 593-600.
18. Read, J. C., Goodacre J.A., Chaudhry A., Gibbs P. The role of quality tools in assessing reliability of the Internet for health information // Informatics for Health and Social Care, 2009, Dec, Vol. 34, No. 4, P. 231-243.
19. Wild, M., Candrian A., Wenda K. Possibilities and limits of Internet-based registers // Informatics for Health and Social Care, 2009, Jan, Vol. 34, No. 2, P. 81-90.
УДК 371.3:001.8:681.3
Ломов Алексей Сергеевич
Старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Технологического института Сахалинского государственного университета, [email protected], Южно-Сахал ин с к
ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Lomov Aleksey Sergeevich
Teacher on cathedra of Technological institute Sakhalin state university, zibloidix@gmail. com, Yuzhno-Sakhalinsk
DISTANCE SUPPORT IN EDUCATION OF STUDENTS IN UNIVERSITY
На сегодняшний день, Россия находится на пути инновационного развития, в котором важная роль отводится высшему профессиональному образованию. Приоритетным направлением модернизации системы высшего профессионального образования становится вхождение России в мировое образовательное пространство.
Переход России к уровневой системе образования и внедрение стандартов третьего поколения, определяют качественно новые требования к профессиональной подготовке студентов в высших учебных заведениях. В складывающихся условиях, важное значение приобретает, готовность преподавателей осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную высокой самостоятельностью студентов, постоянным обновлением и актуализацией знаний, а также значительным вниманием к процессу предметной подготовки [1].
Кардинальные изменения, происходящие в образовании, заставляют искать перспективные педагогические решения и внедрять в образовательный процесс новые методические разработки, позволяющие выполнить поставленные государством и обществом задачи по подготовке студентов. К подобным образовательным технологиям относится дистанционная поддержка, которая находит активное применение в процессе профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений.
Вопросам организации дистанционной поддержки в процессе профессиональной подготовки сіудентов на сегодняшний день уделяется значительное внимание со стороны исследователей. Так в работах А. А. Ахаяна, М. И. Бочарова, Т. Р. Берлиной, Е. 3. Власовой, А. Н. Костикова, С. А. Маркеловой, Т. Н. Носковой, Н. М. Плотниковой, С. А. Смирнова, В. П. Соломина и др. указывается на стратегическую необходимость использования дистанционной поддержки в образовательном процессе.
Рассматривая необходимость внедрения дистанционной поддержки в системе высшего профессионального образования, Т. Н. Носкова отмечает, что применение элементов дистанционного обучения в организации самостоятельной образовательной деятельности обучающихся обусловлено тем, что 50% учебного времени сіудентов бакалавриата и 75% - магистратуры отводится на внеаудиторную работу. В результате этого, организация системы дистанционной поддержки в высшем профессиональном образовании является на сегодняшний день необходимым условием для наиболее эффективного достижения образовательных целей и более полной самореализации студентов в процессе их подготовки [2].
Следует отметить мнение Н. М. Плотниковой, которая считает, что развитие системы дистанционной поддержки в высшем учебном заведении позволит: создать гибкое средство управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся; решить проблему недостатка учебно-методических материалов; обеспечить преподавателей и обучающихся средствами дистанционного взаимодействия; позволит осуществлять дистанционный контроль знаний; реализовать возможность организации совместной, групповой работы обучающихся.
При этом автор отмечает, что применение дистанционной поддержки в процессе профессиональной подготовки студентов можно рассматривать как обязательный этап, предшествующий полномасштабному внедрению дистанционного обучения в высшем учебном заведении. Создание системы
дистанционной поддержки позволит заблаговременно решить значительное число организационных, методических и информационно-технических вопросов, с которыми придется столкнуться в процессе организации системы дистанционного обучения [3].
Особого внимания, заслуживают результаты исследования С. А. Маркеловой, в трудах которой дистанционная поддержка находит свое применение в процессе организации и проведении педагогической практики студентов. Так, в результате проделанной работы было выявлено, что применении дистанционной поддержки позволило повысить результативность прохождения педагогической практики студентами. Это способствовало развитию у них профессиональных навыков педагогической деятельности, формированию необходимых компетенций и умений качественно решать профессиональные задачи [4].
Не смотря на значительное внимание исследователей к дистанционной поддержке, определение данного понятия, на сегодняшний день, отсутствует. Уделяя внимание психолого-педагогическим и методическим вопросам организации дистанционной поддержки, авторы рассматривают методический потенциал дистанционной поддержки, раскрывают содержание педагогической деятельности и определяют направления применения дистанционной поддержки, не конкретизируя сущность и содержание этого понятия.
Данное обс тоятельство, обуславливает необходимость самостоятельного определения понятия дистанционной поддержки и раскрытие его сущности. Это в свою очередь требует обращения к семантическому анализу термина «дистанционная поддержка» с целыо выявления смыслового значения употребления данного словосочетания.
Семантический анализ слова «поддержка» показывает, что оно находится в одном синонимическом ряду с такими близкими по смыслу словами, как «помощь» и «содействие». В большинстве случаев слово «поддержка» и его синонимы используются для обозначения определенных действий, результатом совершения которых является сохранение целостности некого объекта, системы, процесса или явления. Также употребление слова «поддержка» имеет место, в случае обозначения действий направленных на содействие в чем-либо или оказание необходимой помощи [5; 6].
Следует отметить, что употребление слова «поддержка» и его синонимов, предполагает наличие трех логических компонентов: объекта, совершающего определенные действия; собственно самих, совершаемых действий; объекта, по отношению к которому совершаются определенные действия. Вследствие чего, рассматривая смысл слова «поддержка», с позиций педагогики и логики построения педагогического процесса можно придти к заключению, что в качестве объекта совершающего определенное действие следует подразумевать преподавателя. Под совершаемым действием следует понимать некое целенаправленное педагогическое воздействие. В качестве объекта, по отношению к которому совершается действие, логично понимать обучающегося или образовательный процесс.
В свою очередь употребление в термине «дистанционная поддержка», слова «дистанционная» предполагает, что действия, совершаемые в процессе поддержки, осуществляются на расстоянии, на определенной дистанции, обуславливающей необходимость опосредованного взаимодействия объектов участвующих в процессе поддержки.
Таким образом, в рамках нашего исследования под дистанционной поддержкой понимается опосредованная педагогическая деятельность, совершаемая с целью сохранения целостности образовательного процесса и оказания помощи обучающемуся в процессе его образовательной деятельности.
Давая определение дистанционной поддержке, стоит отметить, что в трудах Н. В. Бордовской, В. А. Сластенина, П. И. Пидкасистого, образовательный процесс, представляет собой целенаправленное, организованное и управляемое взаимодействие преподавателя и студента, которое преследует своей целью формирование знаний, умений и навыков в ходе лекционных и семинарских занятий. Пропуск лекционного или семинарского занятия влечет за собой нарушение целостности образовательного процесса, вследствие того, что не достигаются цели и задачи, заложенные в логике построения учебного плана и содержании изучаемой дисциплины.
Применение дистанционной поддержки, позволяет не только избежать нарушения целостности образовательного процесса, но и дополнить его содержание, путем предоставления преподавателю и студенту возможности организации совместного диалога, обмена лекционными и дополнительными учебными материалами в процессе дистанционного взаимодействия, реализуемого посредством информационных и коммуникационных технологий.
Анализируя практический опыт использования дистанционной поддержки и элементов дистанционного обучения в высшем профессиональном образовании, можно выделить следующие задачи преподавателя, использующего дистанционную поддержку в процессе профессиональной подготовки студентов:
- информирование студентов по вопросам организации образовательного процесса: изменении расписания проводимых занятий; сроках и формах итогового контроля; предоставление вопросов для подготовки к семинарам, зачетам, экзаменам и т. д.;
- разработка и предоставление дистанционного доступа к учебно-методическим материалам, справочным пособиям, словарям и дополнительным литературным источникам, позволяющих глубже раскрыть содержание изучаемых дисциплин;
- осуществление дистанционной объяснительно-консультативной работы со студентами, по проблемным образовательным вопросам, исправлению и коррекции допущенных ошибок, научное руководство в ходе курсового или дипломного проектирования и т. д.;
- осуществление первичного и промежуточного контроля знаний, посредством дистанционного тестирования студентов, а также оценивание результатов выполнения самостоятельной работы;
- разработка предложений и рекомендаций для студентов, по выбору индивидуальной образовательной траектории, в соответствии с их начальным уровнем подготовки и образовательными потребностями;
- мотивация студентов к самостоятельному изучению содержания дисциплин, формированию профессиональных знаний, умений и навыков, стимулирование студентов к самооценке собственной учебно-познавательной деятельности и самоконтроля.
Выявленные задачи преподавателя в образовательном процессе, обусловленном внедрением дистанционной поддержкой в процесс профессиональной подготовки студентов, позволяют разделить содержание педагогической деятельности, по характеру психолого-педагогических действий на следующие составляющие:
- организаторская - организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов;
- коммуникативная - реализация дистанционного межличностного диалога со студентами, позволяющего регулировать процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков;
- рефлексивная - осуществление анализа и оценки собственных действий в процессе дистанционного взаимодействия со студентом, определение собственной роли и степени участия в процессе предметной подготовки и организации учебно-познавательной деятельности студентов;
- конструктивная - проведение анализ структуры образовательного процесса, определение образовательных перспектив, планирование индивидуального образовательного маршрута студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Рассматривая дидактический потенциал дистанционной поддержки, можно выделить следующие функции дистанционной поддержки в процессе профессиональной подготовки студентов:
- организационная - применение дистанционной поддержки позволяет профессорско-преподавательскому составу получить дополнительные возможности организации образовательного процесса и самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов;
- информационная - дистанционная поддержка позволяет осуществлять преподавателю и студенту обмен образовательной информацией и организовать доступ к дополнительным учебно-методическим ресурсам;
- образовательная - использование дистанционной поддержки, создает благоприятные условия для формирования профессиональных знаний, у студентов в процессе их самостоятельной работы с дополнительными учебными материалами и дистанционного взаимодействия с преподавателем;
- развивающая - дистанционная поддержка, обеспечивает преподавателя возможностью отслеживать и корректировать процесс формирования профессиональных и общеобразовательных умений и навыков, выявлять ошибки и неточности, совершаемые студентами в процессе выполнения различных компонентов практической и умственной деятельности;
- воспитывающая - возможность доступа студентов к дополнительным учебно-методическим материалам, позволяет включать литературу направленную на воспитание профессионально-значимых и социально-значимых качеств личности;
- мотивационная - применение дистанционных образовательных технологий позволяет разнообразить процесс обучения и мотивировать студентов к самостоятельному изучению профессиональной области знаний и формированию профессионально-значимых умений и навыков;
- оценочно-результативная - внедрение дистанционной поддержки в процесс обучения позволяет осуществлять дополнительный контроль за выполнением самостоятельной работы, решения самостоятельных заданий, производить оценку выполненных реферативных, курсовых работ, производить дистанционное промежуточное тестирование;
- коммуникативная - использование дистанционной поддержки обеспечивает преподавателя и студента возможностью осуществлять дистанционный диалог, находясь на расстоянии, друг от друга, что создает дополнительные преимущества для организации консультационно-объяснительной работы.
Вышеизложенное позволяет придти к выводу, что применение дистанционной поддержки в процессе профессиональной подготовки студентов, вносит существенные изменения в содержание педагогической деятельности, отражаясь на методических возможностях преподавателя, его задачах и роле в образовательном процессе. Методические функции дистанционной поддержки направлены на сохранение целостности образовательного процесса, и дополнение его содержание, а также педагогическое сопровождение студентов в процессе их познавательной деятельности. Это позволяет рассматривать дистанционную поддержку как перспективное педагогическое решение, используемое в достижении образовательных задач определяемых обществом и государством.
Библиографический список
1. Бордовский, Г. А. Педагогическое образование как фактор устойчивого развития российского общества [Текст] / Г. А. Бордовский // Вестник герценовского университета. - 2010. - № 8. - С. 3-9.
2. Носкова, Т. Н. Какую информационно-образовательную среду можно считать высокотехнологичной? [Текст] / Т. Н. Носкова // Вестник герценовского университета. - 2007. - №1. - С. 45-47.
3. Плотникова, Н. М. Организация программ дистанционной поддержки учебного процесса в вузе [Текст] / Н. М. Плотникова// Сайт Ивановского государственного энергетического университета. !ЖЬ: http://portalnew.ispu.ru/node/3639 (дата обращения: 04.09.2010).
4. Маркелова, С. А. Дистанционная поддержка педагогической практики студентов как средство повышения профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / С. А. Маркелова // Электронное издание «Письма в Эмиссия.
Оффлайн»: электронный научно педагогический журнал. 1ЖЬ: http://www.em о^/оГАте/2010/1397.11Ш1 (дата обращения: 04.09.2010).
5. Русский семантический словарь: толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений [Текст] / Под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Азбуковник, 2007.
6. Словарь русского языка. [Текст] / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - М.: Мир и Образование, 2010 - 638 с.
УДК 378.146
Деинега Светлана Александровна
Доцент кафедры начертательной геометрии и графики Ухтинского государственного технического университета, [email protected], Ухта
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОМОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Deynega Svetlana Aleksandrovna
Assistant professor of descriptive geometry and graphics Ukhta State Technical University, [email protected], Ukhta
FEATURES OF REALIZATION OF PROJECT-MODULAR TRAINING IN TECHNICAL UNIVERSITY
На сегодняшний день глобальная экономика усиливает конкуренцию, что приводит к быстрой смене технологий во всех сферах человеческой деятельности. Изменения в науке и технологиях предопределяют необходимость в обновлении принципов, методов и подходов, касающихся построения системы инженерного образования. В настоящем и будущем инженеры должны обладать инновационным мышлением, высоким уровнем квалификации, профессиональной мобильностью. Поэтому, в настоящее время современные технологии обучения высшей школы ориентированы на формирование компетенций выпускника. Итогом вузовского образования должны стать компетентностные характеристики выпускника, которые непосредственно учитывают мнение работодателя в области конкретной деятельности [1].
В инженерной деятельности основными критериями достижения профессионального уровня являются способности специалиста эффективно и самостоятельно решать возникающие производственные проблемы, связанные с принятием технических решений и поиском необходимой информации, а также сформированная способность к самообучению. Эти способности являются базовой составляющей компетентности инженера и называются профессиональной инженерной мобильностью.