Научная статья на тему 'Особенности курса индивидуальной дистанционной поддержки очного обучения в системе Moodle по дисциплине Математика'

Особенности курса индивидуальной дистанционной поддержки очного обучения в системе Moodle по дисциплине Математика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / REMOTE SUPPORT / MOODLE / МАТЕМАТИКА / MATH / СТРУКТУРА КУРСА / COURSE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокова И. А., Фаткуллин Н. Ю., Шамшович В. Ф., Шварева Е. Н.

В настоящее время стремительное развитие информатизации образования привело к возможности реального сочетания в учебном процессе различных форм обучения. Использование в традиционном образовании элементов электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий позволяет расширить возможности формирования компетенций, особенно при эффективной организации самостоятельной работы обучающихся. В данной статье описывается структура электронного курса дистанционной поддержки очного обучения по дисциплине «Математика» обучающихся первого курса Уфимского государственного нефтяного технического университета, особенности построения курса дистанционной поддержки точных наук, возможности использования этого курса в балльно-рейтинговой системе дисциплины, а также механизм формирования компетенции в курсе дистанционной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сокова И. А., Фаткуллин Н. Ю., Шамшович В. Ф., Шварева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE INDIVIDUAL REMOTE SUPPORT COURSE FOR THE FULL-TIME LEARNING IN THE MOODLE SYSTEM FOR MATHEMATICS

The modern fast development of informatization of education has led to a possibility of combining of various forms of education in teaching process. The use of elements of electronic training with distant teaching technologies in traditional education allows expanding possibilities to form certain competences, especially when there is effective organization of independent work of students. The article studies the structure of an electronic course of remote support of teaching a discipline of “Mathematics” for first-year students in Ufa State Petroleum Technological University. The authors reveal features of structuring courses of remote support on exact sciences and analyze possibilities of the use of a system of assessment of knowledge by marks and rating scales in such courses. The work also studies the mechanism of forming competences of students during teaching the course of remote support.

Текст научной работы на тему «Особенности курса индивидуальной дистанционной поддержки очного обучения в системе Moodle по дисциплине Математика»

5. Chubukova S.G. Informacionno-pravovaya kompetentnost' studenta yuridicheskogo vuza. Informacionnoe pravo. 2015; 2.

6. German E.S. Metodika prepodavaniya yuridicheskih disciplin v VUZe: problemy i perspektivy. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sbornik statej po materialam XLVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2014; № 12 (47).

Статья поступила в редакцию 24.12.16

УДК 378

Sokova I.A., senior teacher, Department of Mathematics, Ufa State Petroleum Technological University, (Ufa, Russia), E-mail: sokova-salimova@mail.ru

Fatkullin N.Yu., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Head of Department of Mathematics, Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Russia), E-mail: nick_idpo@mail.ru

Shamshovich V.F., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Mathematics, Ufa State Petroleum Technological University, (Ufa, Russia), E-mail: shamshovich@mail.ru

Shvareva E.N., senior teacher, Department of Mathematics, Ufa State Petroleum Technological University, (Ufa, Russia), E-mail: elenaniks@yandex.ru

THE SPECIFICITY OF THE INDIVIDUAL REMOTE SUPPORT COURSE FOR THE FULL-TIME LEARNING IN THE MOODLE SYSTEM FOR MATHEMATICS. The modern fast development of informatization of education has led to a possibility of combining of various forms of education in teaching process. The use of elements of electronic training with distant teaching technologies in traditional education allows expanding possibilities to form certain competences, especially when there is effective organization of independent work of students. The article studies the structure of an electronic course of remote support of teaching a discipline of "Mathematics" for first-year students in Ufa State Petroleum Technological University. The authors reveal features of structuring courses of remote support on exact sciences and analyze possibilities of the use of a system of assessment of knowledge by marks and rating scales in such courses. The work also studies the mechanism of forming competences of students during teaching the course of remote support.

Key words: competence, remote support, MOODLE, Math, course structure.

И.А. Сокова, ст. преп. каф. математики, ФГБОУ ВО «Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет», г. Уфа, Е-mail: sokova-salimova@mail.ru

Н.Ю. Фаткуллин, канд. экон. наук, доц., зав. каф. математики, ФГБОУ ВО «Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет», г. Уфа, Е-mail: nick_idpo@mail.ru,

В.Ф. Шамшович, канд. экон. наук, доц., зав. каф. математики, ФГБОУ ВО «Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет», г. Уфа, Е-mail: shamshovich@mail.ru

Е.Н. Шварева, ст. преп. каф. математики, ФГБОУ ВО «Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет», г. Уфа, Е-mail: elenaniks@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ КУРСА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ MOODLE ПО ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕМАТИКА

В настоящее время стремительное развитие информатизации образования привело к возможности реального сочетания в учебном процессе различных форм обучения. Использование в традиционном образовании элементов электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий позволяет расширить возможности формирования компетенций, особенно при эффективной организации самостоятельной работы обучающихся. В данной статье описывается структура электронного курса дистанционной поддержки очного обучения по дисциплине «Математика» обучающихся первого курса Уфимского государственного нефтяного технического университета, особенности построения курса дистанционной поддержки точных наук, возможности использования этого курса в балльно-рейтинговой системе дисциплины, а также механизм формирования компетенции в курсе дистанционной поддержки.

Ключевые слова: компетенция, дистанционная поддержка, MOODLE, математика, структура курса.

Как известно, основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП) согласно п.7.1 Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования для каждого направления подготовки является обязательной и разрабатывается вузом самостоятельно с учётом требований ФГОС по конкретному направлению подготовки. Одним из основных элементов в содержании образования является формирование компетенций обучающихся. Однако формированием одной компетенции редко когда занимается одна единственная дисциплина, обычно подразумевается вклад нескольких дисциплин. И поэтому, чаще говорят не о формировании компетенции в целом при изучении той или иной дисциплины, а формировании трех его компонент: знаний, умений, владений (навыков).

При составлении рабочей программы (РП) дисциплины, на основе ООП, формируется фонд оценочных средств (ФОС) -«комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов» [1, с.19]. В ФОС содержатся результаты обучения, при описании которых можно обратиться к таксономии Блюма. Показателями знания могут быть (для дисциплины математика) простое воспроизведение определений, теорем, правил, написание формул. Если обучающийся анали-

зирует, находит зависимости, закономерности, делает выводы и обобщения, выдвигает гипотезы, то можно говорить о сформиро-ванности умений. Показателями владения служит практическая деятельность студента: составление математической модели задачи и ее решение, решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, с применением аппарата математического анализа и т.д. Формирование всего этого невозможно без усилия самого студента, без его самостоятельной работы. Однако замечено, что студент в вузе не совсем готов к процессу обучения, так как в процессе школьного обучения в школе не были сформированы навыки организации самостоятельной работы, стремление к «поверхностному», шаблонному обучению, отсутствие умений использования Интернет-ресурсов для самообучения. [2, с. 66]. Учитывая данные обстоятельства и с целью формирования навыка самостоятельной работы обучающихся и её эффективной организации, повышения их уровня успеваемости на кафедре «Математика» Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) был создан курс дистанционной поддержки очного обучения в образовательной среде MOODLE.

Как показал анализ литературы, исследователями Т.Н. Носкова, С.А. Маркелова и др. указывается на необходимость использования дистанционной поддержки обучения и её

положительное влияние на процесс образования. Так, исследователь Т.Н. Носкова [3, с. 25] говорит о том, что использование информационных ресурсов способствует формированию компетенций студентов, связанных с обучением в расширенном информационном пространстве в течение всей жизни. В работах С.А. Маркеловой [4] рассматривается применение дистанционной поддержки как средство повышения профессиональной компетентности во время педагогической практики студентов и выявляется ее положительный эффект [5]. В работах других исследователей описывается опыт использования дистанционной поддержки в различных предметных областях, рассматривается содержательная сторона самого курса [6 - 8].

В результате анализа научной литературы и исследований в данной области авторами были выявлены следующие проблемы, которые не были рассмотрены исследователями ранее:

1. В проведенных ранее исследованиях, как правило, говорится о формировании компетенций, но не определяется механизм их формирования;

2. В работах, как правило, традиционно описывается наполнение курса разно-форматным контентом, но не выстраивается логика структуры построения курса дистанционной поддержки;

3. При создании учебных курсов не в должной мере рассмотрены особенности курса для точных научных дисциплин (физика, химия, математика), имеющие несомненные отличия в методике преподавания, например от цикла гуманитарных дисциплин. В связи с этим, авторами при создании курса дистанционной поддержки была проведена тщательная предварительная методическая проработка курса изучения научной дисциплины. Рассмотрены возможности интеграции курса в системе MOODLE с действующей балльно-рейтинговой системой (БРС) по данной дисциплине. При формировании образовательного контента сделан упор не на статический формат, а на интерактив, как средство повышения познавательной мотивационной активности обучающихся.

Курс дистанционной поддержки очного обучения имеет ряд преимуществ перед учебно-методическим пособием, представленном на бумажном носителе: интерактивность (возможность взаимодействия с пользователем: в нашем случае взаимодействие обучающегося с электронным учебным контентом), возможность контроля и самоконтроля.

При создании дистанционного учебного курса по дисциплине «Математика» авторами учитывались следующие аспекты:

1. Развитие субъективной активности обучающихся происходит через самостоятельную познавательную деятельность, самостоятельную оценку своей деятельности, вот числе, через систему тестирования;

2. Эффективное обучение основывается, помимо прочего, на доступности учебных материалов обучающемуся, систематическом и активном характере его познавательной деятельности;

3. Положительная мотивация к учебному процессу во многом зависит от организации взаимодействия обучающихся и преподавателя не только в аудиторное, но и во время самостоятельной работы дома, установление контакта, совместное продвижение в учебном процессе;

4. Учёт индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения. Согласно «Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы», а именно «создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся», что подразумевает «обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся». То есть, курс позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, такие как:

• возможность неоднократного повторения, возврата к предыдущему материалу;

• учет особенностей когнитивной деятельности субъектов:

■ скорость протекания мыслительных операций - скорость изучения материала не ограничена временными рамками как в аудитории, что позволяет повысить уровень восприятия учебного материала;

■ вид преобладающей психологической активности обучающегося при мнемической деятельности (учет особенности памяти). Материал предоставлен как в виде текстового материала, так и в видео-формате.

Практика показывает, что работа в дистанционном формате невозможна без проведения вводного занятия, где обучающиеся знакомятся со средой MOODLE, принципами работы, основными элементами, со структурой курса. Весь курс разбит на темы из различных разделов, согласно РП и календарному плану дисциплины (табл. 1).

На первом курсе первого семестра по дисциплине «Математика» изучаются пять разделов: линейная алгебра, аналитическая геометрия, введение в анализ-дифференциальное исчисление одной переменной, дифференциальное исчисление нескольких переменных. Каждая тема раздела содержит лекцию, тест и индивидуальное домашнее задание.

Задание изучить теоретический материал (лекция) и проверить понимание применения теоретического материала при решении элементарных задач (тест) выдается до начала практического занятия. Это позволяет не рассматривать в аудитории задачи, которые решаются, например, простой подстановкой данных в формулу, а решать примеры, требующих применение аналитических способностей, применение знаний из смежных

Таблица 1

Фрагмент календарного плана по разделу «Линейная и векторная алгебра»

№ нед Наименование вопросов, изучаемых на лекции и вынесенных на СРС № нед Содержание практических и лабораторных работ

1 2 3 4

1. ЛИНЕЙНАЯ И ВЕКТОРНАЯ АЛГЕБРА

1. Матрицы и и действия над ними. Определители различных порядков и их свойства. Миноры и алгебраические дополнения. Теоремы разложения. 1. Действия над матрицами. Определители различных порядков и методы их вычисления. Формулы Крамера. Выдача Р.З. № 1 (часть 1).

2. Обратная матрица. Решение систем линейных уравнений матричным способом и по формуле Крамера. Л.Р. № 1. Решение систем линейных уравнений методом Гаусса

3. Векторы. Линейная независимость векторов. Базис и размерность линейного пространства. Прямоугольная декартовая система координат. Линейные операции над векторами, заданными в координатной форме. Скалярное произведение векторов. 2. Скалярное, векторное и смешанное произведение векторов. Приложения векторов к решению задач геометрии и механики.

4. Векторное и смешанное произведение векторов. Приложения векторов к решению задач геометрии и механики.

Таблица 2

Используемые элементы MOODLE в курсе дистанционной поддержки

Используемый элемент Лекция Тест (к лекции) Задание

Возможности используемого элемента Возможно многократное повторение теоретического материала Самоконтроль знания теоретического материала при решении задач простейшего типа Сбор индивидуальных работ обучающихся

Цель 1. Изучение и закрепление теоретического материала 2. Подготовка к решению практических задач 3. Контроль со стороны преподавателя изучения студентом теоретического материала 4. Развитие «знаниевого» компонента формируемой компетенции в изучаемой теме . 1. Самоконтроль, самооценка обучающихся. 2. Подготовка к практическому занятию. 3. Автоматизация математических формул 4. Оценка «знаниевого» компонента формируемой в изучаемой теме компетенции. 5.Развитие компонента «умения» формируемой компетенции в изучаемой теме. 1. Самостоятельное решение задач повышенного уровня сложности. 2. Оценка «знаний, умений и навыков» формируемой в изучаемой теме компетенции 3. Развитие «навыков» формируемой компетенции в изучаемой теме. Формирование навыка

Критерий выполнения 1. Студент должен получить оценку (не менее 60% от максимально возможного) 2. Студент должен дойти до конца лекции Студент должен получить оценку (не менее 60% от максимально возможного) для выполнения этого элемента Развернутый, обоснованный, логически выстроенный ответ.

Учебная задача Понимание теоретического материала Применение теоретического материала к задачам простейшего типа Самостоятельное решение сложных задач

Метод проверки элемента Решение задач лекции Является контролирующим элементом Отзыв преподавателя на задание. Оценка преподавателя (зачет/ незачет)

наук. Индивидуальное домашнее задание выполняется после практического занятия, при оценивании учитывается полнота ответа, его логичность, обоснованность, правильность. Далее рассмотрим используемые элементы системы MOODLE в курсе дистанционной поддержки (табл. 2).

Логика построения данного курса такова, что используемые элементы находится в следующей взаимосвязи между собой: переход на следующий элемент курса не возможен без выполнения «Критерия выполнения» предыдущего элемента (рис. 1).

Например: «Тест 1» не будет открыт, пока обучающийся не прочтет до конца «Лекцию 1» и не наберет минимально возмож-

ный бал. В свою очередь выполнение «Теста 1» на минимально возможный балл открывает, во-первых, возможность изучения «Лекции 2», во-вторых, получение ИДЗ 1 и т. д. В случае, если данный тест не пройден, обучающемся рекомендуется повторно изучить теоретический материал (рис.2). Отметим следующую особенность курса дистанционной поддержки по дисциплине «Математика» - линейно-последовательная структура. По нашему мнению, именно такое построение курса позволяет устанавливать логические связи (отношения) между новым материалом и изученным, между вводимыми и уже изученными понятиями, получать новые понятия, суждения и законы, рассматривать

Проверка ИДЗ преподавателем на 1. Правильность

2. Логичность

3. Развернутость

Тест для подготовки к контролю модуля

Защита ИДЗ в форме компьютерного тестирования с баллом, идущим в рейтинг обучающегося

_Р^

Рис.1. Модель построения взаимосвязанных элементев курса в систем е MOODLE

различные понятия в комплексе, что способствует глубокому пониманию материала. Например: на основе векторной алгебры выводятся формулы аналитической геометрии, которые в свою очередь рассматриваются в приложениях дифференциального исчисления функции одной и нескольких переменных. Данная особенность - логическая связь между различными понятиями характерна для всех точных наук и поэтому при конструировании курса необходимо учитывать данный аспект.

Результатом теоретической деятельности, при изучении лекции, является, в числе прочего, усвоение формул, определений, которые в дальнейшем будут применяться для решения расчетных и графических задач в качестве средства прикладной деятельности, продуктом которой будут практические умения по применению формул [10, с. 273]. В данный курс включены интерактивные лекции: в ходе их изучения от обучающегося требуется постоянная обработка информации для решения практических задач в самой лекции. За каждый правильный ответ начисляется балл. Лекция считается освоенной, если студент наберёт не менее 6 баллов из 10 возможных. Некоторым недостатком, в настоящее время, при составлении лекции, по нашему мнению, является то, что вопросы в лекции абсолютно одинаковы для всех обучающихся. Так как студенты очного обучения очень активные пользователи интернета и мобильных телефонов, то у них появляется возможность совместного прохождения лекции. Но с другой стороны это способствует взаимодействию на уровне «обучающийся-обучающийся».

Тестовый материал составляется из задач банка контрольно-измерительного материала. В отличие от лекции, MOODLE в автоматическом режиме формирует уникальный билет каждому обучающемуся с заданной структурой. Задачи могут быть открытого типа, т. е. необходимо записать свой результат (как в виде

текста, так и в цифровом варианте), с выбором ответа, на сопоставление. Многократное использование элементов теоретического материала (формулы, понятия) к различным по содержанию практическим упражнениям при тестировании позволяет трансформировать средства решения учебной задачи (формулы) в идеальные средства (знания), которые, по сути, являются одним из компонентов формирования компетенций познавательной деятельности. Тестирование считается «выполненным», если студент наберет не менее 6 баллов из 10 возможных. Таким образом, для элементов курса «лекции» и «тестирование» установлена планка 60% от максимально возможного, в связи с тем, что обучающийся имеет возможность в домашних условиях пользоваться различными источниками (например, книгой). В случае если минимальный балл не набран, элемент курса проходится повторно и выставляется средний результат за все использованные попытки. Таким образом, обучающийся заинтересован в успешном прохождении с первого раза, т. е. формируется мотивация к активному и результативному изучению материала курса.

Элемент курса «Индивидуальное домашнее задание» (ИДЗ) представляет собой задачи из расчетного задания, обязательные для выполнения, согласно положению БРС кафедры. Типовые задания предоставлены в Учебно-методических комплексах (УМК) кафедры в разделе «Самостоятельная работа студентов», которые можно посмотреть на сайте кафедры http://www.math. rusoil.net или получить на руки брошюру в методическом кабинете кафедры [11 - 15]. После того как каждое ИДЗ будет зачтено, студент получает возможность защитить работу в виде компьютерного тестирования, проводимого в вузе. Элементы курса, при соблюдении условий выполнения, отображается в MOODLE как пройденный (рис. 2, 3).

чения УГНТУ Тема 1

Библиотека

Сайты УГНТУ -

Нуруллин Ильназ Алмасович

Урок N31, Матрицы и действия над ними. Определитель, минор, алгебраическое дополнение.

Лекция

Лекция. Матрицы и действия над ними. ^

Определитель.

тест по теме "Матрицы и определители" ^

(простейшие задачи) Задания для аудиторной работы

Матрицы. Действия над матрицами. Определители. Задачи для аудиторной раОоты. Дополнительный теоретический материал

■ Лекция. Обратная матрица Самостоятельная работа студента (СРС)

Индивидузл^(^с^е домаи^ь^е емддание ктеме матрицы^ и определители (ИДЗ)

КАЛЕНДАРЬ ИИ

■М October 2016

Вс Пн Вт CJP Чт Пт Сб

2 3 4 S 6 7 а

9 ю 11 12 13 14 15

16 17 18 19 20 21 22

23 24 25 26 27 26 29

ЗО 31

ЛЕГЕНДА СОБЫТИЙ

ф Скрыть общие события ф Скрыть события курса <х> Скрыть события групп ф Скрыть события пользователей

ОПИСАНИЕ КУРСА НИ

Курс дистанционной лоддержки очного обучения

Рис.2.Перваятемакурса.Примервыполненных элементов

Тема 6

Урок №5. Кривые второго порядка Лекция

Лекция: Кривые второго порядка ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тест. Кривые второго порядка '

<¿1 ИДЗ. Кривые второго порядка

Не доступно, пока не выполнено: Активный элемент Тест. Кривые второго порядка отмечен завершенным

Рис.З.Примерзаблокированныхэлементовкурса

В процессе персональных консультаций выстраивается уникальная траектория обучения для каждого обучающегося, причем развитие, активность студентов индивидуальна и не всегда синхронна. Такие он-лайн консультации оказывают положительную мотивацию на обучающегося в изучении предмета, так как позволяют получить ответ на появившиеся вопросы не на следующий день, а в течение дня [16, с. 20].

Кроме того, обучающийся перестает быть замкнутым в общении с преподавателем, снимается психологический и коммуникационный барьер, снижается показатель Transactional Distance, рассмотренный доктором Майклом Муром при изучении дистанционного образования [17].

Система MOODLE позволяет организовывать обратную связь посредством «Чата». Это позволяет проводить индивидуальные и групповые консультации.

Библиографический список

В итоге можно сказать, что курс дистанционной поддержки:

1. В сопровождении освоения обучающимся точных наук должен иметь линейно-последовательную структуру в силу их особенностей;

2. Может гармонично встраивается в балльно-рейтинговую систему дисциплины;

3. Позволяет расширить возможности формирования компетенций у обучающихся в силу использования новых информационно-цифровых технологий;

4. Способствует формированию комфортного психологического климата в процессе обучения, установлению атмосферы доверия между обучающимися, что в конечном итоге приводит к формированию положительной мотивации к обучению сложной научной дисциплины, способствует социальному взаимодействию самих обучающихся в учебном коллективе.

1. Ефремова Н.Ф., Казанович В.Г. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Просто о сложном: современные технологии - современному преподавателю. Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. 2014: 66 - 70.

3. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Некоторые эффекты информатизации образовательной среды современного вуза. Открытое образование. 2016; 3: 24 - 30.

4. Маркелова С.А. Дистанционная поддержка педагогической практики студентов как средство повышения профессиональной компетентности будущего учителя. Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2010; 3: 1397.

5. Маркелова С.А. К вопросу о дистанционной поддержке педагогической практики студентов. Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2005; 1: 981.

6. Артемова В. В. Принципы отбора содержания обучения для национально-ориентированного интерактивного курса дистанционной поддержки преподавания русской фонетики. Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2009; 1: 43 - 48.

7. Баранов А.В., Давыдков В.В. Дистанционная поддержка обучения в лабораторном практикуме курса физики технического университета. Открытое образование. 2014; 5 (106): 3540.

8. Дятлов Р.Н. Метод программированного обучения в дистанционной поддержке учебного процесса на базе онлайн-технологий. В сборнике: Интернет как реальность сборник докладов II-ой Международной научно-практической конференции. 2016; 66 - 72.

9. Лубенцова Т.В., Смирнова Н.С. Использование дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку (из опыта реализации дисциплины «Практический курс первого иностранного языка» с электронной поддержкой на базе платформы Sakai). Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2016; 34: 81 - 86.

10. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 1998.

11. Учебно-методический комплекс дисциплины «Математика». Линейная и векторная алгебра. Теоретические основы. Методические указания для студентов. Материалы для самостоятельной работы студентов. Раздел 1: учебное пособие. Акмадиева Т.Р. и др. Уфа: Издательство УГНТУ, 2007.

12. Учебно-методический комплекс дисциплины «Математика». Аналитическая геометрия. Теоретические основы. Методические указания для студентов. Материалы для самостоятельной работы студентов. Раздел 2: учебное пособие. Т.Р. Акмадиева и др. Уфа: Издательство УГНТУ, 2007.

13. Учебно-методический комплекс дисциплины «Математика». Введение в математический анализ. Теоретические основы. Методические указания для студентов. Материалы для самостоятельной работы студентов. Раздел 3: учебное пособие. Т.Р. Акмадиева и др. Уфа: Издательство УГНТУ, 2007.

14. Учебно-методический комплекс дисциплины «Математика». Дифференциальное исчисление функции одной переменной. Теоретические основы. Методические указания для студентов. Материалы для самостоятельной работы студентов. Раздел 4: учебное пособие. Акмадиева Т.Р. и др. Уфа: Издательство УГНТУ, 2010.

15. Учебно-методический комплекс дисциплины «Математика». Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных. Теоретические основы. Методические указания для студентов. Материалы для самостоятельной работы студентов. Раздел 5: учебное пособие. Акмадиева Т.Р. и др. Уфа: Издательство УГНТУ, 2009.

16. Сокова И.А., Шварева Е.Н. Способы формирования положительной мотивации при дистанционной поддержке очного обучения. Роль математики в становлении специалиста. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2016: 19 - 22.

17. Moore M.G. (2013). The theory of transactional distance. In M. G. Moore (Ed.) Handbook of distance education (3rd ed., pp. 66-85). New York, NY: Routledge.

References

1. Efremova N.F., Kazanovich V.G. Ocenka kachestva podgotovki obuchayuschihsya v ramkah trebovanij FGOS VPO: sozdanie fondov ocenochnyh sredstv dlya attestacii studentov vuzov pri realizacii kompetentnostno-orientirovannyh OOP VPO novogo pokoleniya: Ustanovochnye organizacionno-metodicheskie materialy tematicheskogo seminarskogo cikla. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2010.

2. Vajndorf-Sysoeva M.E. Prosto o slozhnom: sovremennye tehnologii - sovremennomu prepodavatelyu. Aktual'nye problemy obucheniya i vospitaniya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej I.V. Evtushenko, V.V. Tkachevoj. 2014: 66 - 70.

3. Noskova T.N., Pavlova T.B., Yakovleva O.V. Nekotorye 'effekty informatizacii obrazovatel'noj sredy sovremennogo vuza. Otkrytoe obrazovanie. 2016; 3: 24 - 30.

4. Markelova S.A. Distancionnaya podderzhka pedagogicheskoj praktiki studentov kak sredstvo povysheniya professional'noj kompetentnosti buduschego uchitelya. Pis'ma v 'Emissiya. Offlajn: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2010; 3: 1397.

5. Markelova S.A. K voprosu o distancionnoj podderzhke pedagogicheskoj praktiki studentov. Pis'ma v 'Emissiya. Offlajn: 'elektronnyjnauchnyj zhurnal. 2005; 1: 981.

6. Artemova V. V. Principy otbora soderzhaniya obucheniya dlya nacional'no-orientirovannogo interaktivnogo kursa distancionnoj podderzhki prepodavaniya russkoj fonetiki. Vestnik RUDN. Seriya: Voprosy obrazovaniya. Yazyki i special'nost'. 2009; 1: 43 - 48.

7. Baranov A.V., Davydkov V.V. Distancionnaya podderzhka obucheniya v laboratornom praktikume kursa fiziki tehnicheskogo universiteta. Otkrytoe obrazovanie. 2014; 5 (106): 3540.

8. Dyatlov R.N. Metod programmirovannogo obucheniya v distancionnoj podderzhke uchebnogo processa na baze onlajn-tehnologij. V sbornike: Internet kak real'nost' sbornik dokladov Il-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016; 66 - 72.

9. Lubencova T.V., Smirnova N.S. Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri obuchenii inostrannomu yazyku (iz opyta realizacii discipliny «Prakticheskij kurs pervogo inostrannogo yazyka» s 'elektronnoj podderzhkoj na baze platformy Sakai). Inostrannye yazyki: lingvisticheskie i metodicheskie aspekty. 2016; 34: 81 - 86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.