Научная статья на тему 'К проблеме системно-структурного анализа баллады А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный. . . »'

К проблеме системно-структурного анализа баллады А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный. . . » Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1862
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. С. ПУШКИН / СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / "ЖИЛ НА СВЕТЕ РЫЦАРЬ БЕДНЫМ..." / БАЛЛАДА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Леушина О. В.

В статье рассматриваются особенности системно-структурного анализа одной из редакций поэтического текста А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедным...», прослеживается включение в поэтику романа Ф. М. Достоевского «Идиот» одной из версий баллады. Уделяется внимание историко-культурным контекстам, оказавшим влияние на процесс создания произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SYSTEM-STRUCTURAL ANALYSIS OF A.S. PUSHKINS BALLAD "ONCE THERE LIVED A POOR KNIGHT... "

The article deals with the features of the system-structural analysis of one of the editions of A. S. Pushkin's poetic text "Once There Lived a Poor Knight..."; the inclusion of one of the versions of the ballad in the poetics of F.M. Dostoevsky's novel "The Idiot" is traced. Special attention is paid to the historical and cultural contexts, which influenced the process of the work creation.

Текст научной работы на тему «К проблеме системно-структурного анализа баллады А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный. . . »»

ниона; пер. с англ. Л. С. Каганова. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 432 с.

20. Feinstein D., Krippner S., & Granger D.. Mythmaking and human development // Journal of Humanistic Psychology. 1988. V. 2(9(3). P. 23-50.

21. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1999. 432 с.

22. Литвак М. Е. Из Ада в Рай: избранные лекции по психотерапии : учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 477 с

23. Brodesco Al. Harmony: L'amore in edicola // Una galassia rosa: Ricerche sulla letteratura femminile di consume / Eds. L. Del Grosso Destrieri,et al. Milan: Franco Angeli, 2009. P. 37-83.

© Арпентьева М. Р., 2016

УДК 821.161.1

К ПРОБЛЕМЕ СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА БАЛЛАДЫ А. С. ПУШКИНА «ЖИЛ НА СВЕТЕ РЫЦАРЬ БЕДНЫЙ...»

В статье рассматриваются особенности системно-структурного анализа одной из редакций поэтического текста А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...», прослеживается включение в поэтику романа Ф. М. Достоевского «Идиот» одной из версий баллады. Уделяется внимание историко-культурным контекстам, оказавшим влияние на процесс создания произведения.

Ключевые слова: А. С. Пушкин, системно-структурный анализ, «Жил на свете рыцарь бедный.», баллада.

O. B. fleywuHa O. V. Leushina

ON THE ISSUE OF SYSTEM-STRUCTURAL ANALYSIS OF A.S. PUSHKIN'S BALLAD "ONCE THERE LIVED A POOR KNIGHT..."

The article deals with the features of the system-structural analysis of one of the editions of A. S. Pushkin's poetic text "Once There Lived a Poor Knight..."; the inclusion of one of the versions of the ballad in the poetics of F.M. Dostoevsky's novel "The Idiot" is traced. Special attention is paid to the historical and cultural contexts, which influenced the process of the work creation.

Keywords: A.S. Pushkin, system-structural analysis, "Once There Lived a Poor Knight...", ballad.

Согласно «многослойным» исследованиям С. М. Бонди, «стихотворение Пушкина о бедном рыцаре («Жил на свете рыцарь бедный») существует в двух резко отличающихся друг от друга редакциях: краткой (в качестве песни Франца в так называемых «Сценах из рыцарских времён») и распространённой (как отдельное самостоятельное стихотворение - «Легенда», «Баллада о рыцаре, влюблённом в деву»). Песня Франца, не напечатанная при жизни Пушкина, была опубликована в год его смерти в «Современнике» и сделалась одним из самых знаменитых стихотворений Пушкина, особенно после того, как Достоевский включил её в своего «Идиота» со своим толкованием» [1, с. 660]. Кроме того, учёный в статье «Стихи о бедном рыцаре» отмечает, что вторая редакция баллады («онегинский» автограф) в сравнении с первой редакцией стихотворения («библиотечный» автограф) представляет собой «цензурную переделку», при этом единого, бесспорного «канонического» текста нет и не может быть по самому положению» [1, с. 668]. Продолжая мысль, автор подчеркивает: «Всякий выбранный нами текст <...> будет иметь лишь относительную «окончательность». По существу же здесь единого текста нет вовсе, и полное понимание стихотворения даёт только обращение ко всей истории его создания, длительному процессу, не получившему своего окончательного завершения» [1, с. 669]. Про сходный факт говорит литературовед И. З. Сурат: «Пушкин ориентируется не на какой-то отдельный текст, но на целый стиль, на тип художественного мышления, и при этом настолько обобщает традиционные сюжеты, что число так называемых «источников» принципиально неисчерпаемо» [2, с. 73].

Проблема системно-структурного анализа баллады А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный.» («оне-

гинский» автограф, 1829) в первую очередь попадает в зависимость от определённого историко-культурного контекста, под влиянием которого создавалось стихотворение. По словам Р. В. Иезуитовой, многообразие тех литературных «прецедентов», к которым тяготеет баллада «Жил на свете рыцарь бедный.», «позволяет говорить о сложной совокупности различных жанрово-стилистических традиций, о конденсировании в ней разных литературных материалов, творчески переосмысленных в глубоко оригинальное, по-пушкински самобытное произведение» [3, с. 163].

Баллада «Жил на свете рыцарь бедный.» (1829) связана с легендами рыцарских времён, библейскими и западно-средневековыми мотивами и реминисценциями. Об этом свидетельствуют образы лирических персонажей и в первую очередь образ «рыцаря бедного». «В облике героя поэту важно подчеркнуть контраст внешней сдержанности и внутренней силы» [3, с. 164]. Это образ «простой», «духом смелый и прямой». Рыцарь точно «соткан» из воздушной материи: «С виду сумрачный и бледный» [4, с. 220]. В этих строчках читается позднейшая отсылка к герою романа Ф. М. Достоевского «Идиот» - князю Л. Н. Мышкину, который также имел облик светлый, ясный. Но свет и ясность эти были болезненными. Существовал в этом образе некий перекос, впрочем, как и в герое баллады (слом в сознании героя после видения). Рыцарь живёт более не миром реальным, земным, умом его завладело непостижное виденье, а сердце пронзено до глубины впечатленьем одним, сильным чувством. Рыцарь сгорает душою, становясь навеки верным Марии Деве. Так герой избирает себе тот идеал, ту мечту, которой он должен следовать, защищать сталью и странным образом верить и молиться только ей одной. Пушкин «создал образ бедного

рыцаря - молчаливого и поражённого одним видением - мечтой» [1, с. 669]. Достоевский в своём втором романе великого «пятикнижия» представляет нам соотносимый с пушкинским замысел героя, пронзённого единственно одним видением и привязанностью к красоте и непостижимости этого образа, этого «видения-мечты». Следует отметить, что в тексте романа Достоевского приведён сокращённый вариант баллады 1835 г., который имеет всего восемь строф. По словам Бон-ди, «в нём уничтожено всё сюжетное содержание <.. > в нём недоговорено, в чём состояло видение, посетившее рыцаря, опущен рассказ о борьбе за душу умирающего <...> законченная «баллада» превращена в своего рода «очерк», характеристику, произведение, из-за некоторой неясности содержания и незавершённости, отрывочности формы создающее впечатление какой-то таинственности и символичности» [1, с. 665]. В настоящей статье анализируется «онегинский» автограф стихотворения, более полный в сравнении с вариантом 1835 г., однако отличающийся от первой редакции. Проделанный поэтом долгий путь переработки стиха, согласно выводам Бонди, не имел итогового единого текста.

Главной темой стихотворения Пушкина (1829) становится «образ печального рыцаря, единый и цельный, напряжённый» [1, с. 670]. Переживание этого идеала рисует перед нами Пушкин, используя яркую метафорику, образность высокого поэтического слога:

Проводил он целы ночи

Перед ликом Пресвятой,

Устремив к Ней скорбны очи,

Тихо слёзы лья рекой (здесь и далее цит. по [4]).

Идея служения идеальному образу в приведённом стихотворном отрывке воплощается особенно объёмно и осязаемо. Эта «навязчивая мысль», идея проходит через всё произведение; через всё произведение проходит борьба за идеал с миром. Быть верным Матери Божьей рыцарь поклялся до гроба. Рыцарь осознал свою «несбывшуюся», осветив этой мечтой свой путь на всю оставшуюся жизнь.

Непосредственно приступая к анализу баллады Пушкина, следует указать, что вся её форма нацелена на развитие приёмов поэтической повествовательности. Единый вид рифмовки (перекрёстной), использование строгого чередования разностопного хорея позволяет утверждать, что баллада обладает на структурном и композиционном уровнях идеей архитектурности, живой симметрией стиха. Это классический поэтический канон, но канон живой, прекрасный, в котором есть своя геометрия, тайна силлабо-тонического рисунка. В отличие от метрического рисунка текста стихотворения первой редакции для второй редакции характерно меньшее число пиррихиев, что текстологически структурирует, уплотняет стихотворную «массу», лишая её подчас «мягкости», «текучести», превращая звучание в чистую гармонию, в чистую «механику» метра. Таким образом, «ритмообраз» [5, с. 45] баллады становится более строгим, жанро-подобным. Подобное явление проявляется и в жёстком ритме концевых пауз, точной соотносимости рифмовки, чередовании мужской и женской клаузул. Кроме того, ритмико-композиционная структура произведения предполагает равность и в смене трёх- и четырёхстопного хорея. Между тем история создания

стихотворения только подтверждает то обстоятельство, что подобные результаты явились следствием множества автоцензурных исправлений, которые производил поэт, добиваясь некоего идеального воплощения своего замысла, так и оставшегося всё же до конца загадкой, невзирая на кажущуюся простоту этого совершенства строк, рифмовки и клаузул.

Стихотворение написано четверостишьями, всего их четырнадцать. В первой строфе представлено традиционное для жанра описание героя, очерчен его внешний и внутренний образ. В следующей строфе обозначено воображаемое пространство, жизнь сердца для рыцаря важнее и понятнее жизни ума. Для героя его мечта не иллюзия. Обращённость героя к миру мечты является характерным для баллады. В третьей четверостишной строфе рыцарь впервые увидел и избрал идеал - «Марию Деву, Матерь Господа Христа». Далее герой внутренне незримо даёт обещание с этих пор и до гроба не изменять своей мечте, при этом расширяется градация образов (мотив отречения, аскетики): «.. .ни с одною молвить слова не хотел», «.стальной решётки», «Он с лица не подымал»,«И себе на шею чётки вместо шарфа привязал», «Странный был он человек». Как отмечает Иезуитова, «рыцарь принимает этот обет навсегда, как бы подчёркивая этим невозможность осуществления своих стремлений» [3, с. 166]. В седьмой строфе разворачивается картина вечной преданности рыцаря лику Пресвятой. Картина эта гиперболична, возвышенна: «Устремив скорбны очи», «Тихо слёзы лья рекой», «Ave Mater Dei кровью», «Написал он на щите», «Lumen coelum, sancta Rosa!», «Восклицал всех громче он». Борьба с врагами по равнинам Палестины, угроза мусульман со всех сторон противопоставляются свету небес, которым для рыцаря стала его клятва служения Матери Божьей. Активно разрабатывается мотив служения своему идеалу. Своеобразное крайнее чувство, печаль лирического героя перехлёстывает, и он умирает. Всё это усиливает торжественность звучания темы жизни во имя идеала и завершает мысль о его возвышенности и святости. Ощущение великой жертвы рыцаря, сила его любви и веры создаётся благодаря лексике и словам «высокого» стиля, латинизмам («несть», «молвить», «мольбы», «скорбны очи» и др.). Интересным представляется мотив противопоставления жизни и смерти, Духа Святого и духа лукавого, мотив «там и здесь», антитеза ума и сердца, атрибуты религиозно-романтического образа рыцаря-монаха (стальной шлем, клятва на щите, крестовые походы). Анализируя атрибуты рыцарства, которые поэт использует как художественный перифраз, можно подчеркнуть важность именно данного ряда предметов. Стальная решётка шлема, которую рыцарь «с лица не подымал», говорит о закрытом, замкнутом сознании героя, его одержимости идеальным, отказ от земного, аскетичности. Чётки на шее - близость к сердцу и святость своего выбора. Клятва кровью на щите - торжественное обещание своей верности. Данные атрибуты создают дополнительный ритм и служат воплощением мотивов легендарного прошлого. Между тем перерождающий слом в сознании героя после видения можно почувствовать и на уровне цвета, переданного художественно-изобразительными средствами. До видения образ рыцаря - «сумрачный» и «бледный», после осознания своего предназначения - пути в мире усиливаются краски, обостряется обыкновенное служение героя, роль защитника, она

наделяется надличностным смыслом. Иначе и резче выглядит стальная решётка, щит с клятвой, начертанной кровью. Жизнь рыцаря получает смысл, его душа начинает жить, и не просто жить, а сгорать. В итоге его сущность человека не выдерживает подобной силы, идеал, высокая мечта не может уместиться в земном сердце, сердце человека.

В двенадцатой и тринадцатой строфах перед нами разворачивается попытка духа лукавого, беса, снизить, опошлить веру рыцаря. Отсюда и «сниженная» лексика («сбирался», «тащить уж в свой предел», «волочился»). Последняя строфа отличается высокой эмоциональной силой и энергетической стихотворной позицией, баллада завершается далёкой надеждой и силой сердца Пречистой:

Но Пречистая сердечно Заступилась за него И впустила в царство вечно Паладина Своего.

Особенно следует обратить внимание на важное для композиционного строя баллады Пушкина соотношение динамики и статики, равновесие, «плавность» перехода между ними. Статика связана с описанием жизни настоящего, а динамика -с изображением воображаемого, изображением идеала, борьбы и веры в него до конца. Вначале нам предстаёт картина, знакомящая с лирическим героем, его молчаливым, простым, но сильным и храбрым духом. Далее описывается «одержимость» рыцаря идеями сердца, его неведомыми видениями и впечатлениями его скрытой сердечной жизни. Это мир воображаемого, мир духа, мир клятвенного служения идеалу. Но затем по законам композиции снова возвращается мир реальный, в котором «возвратясь в свой замок дальный» погибает рыцарь. «Без причастья умер он». Равновесие статики и динамики ощущается и в заключительных строчках, где вновь возвышается мир вечных тайн, «царство вечно» и паладин сердечно прощён и принят наконец в этот «дальный» идеальный мир.

Таким образом, в балладе «Жил на свете рыцарь бедный.» Пушкин создаёт образец для русской лирики. Его литературная сложность проявляется прежде всего в композиционной гармонии, в соотнесённости изобразительного и концептуального плана, а также в том, что поэт развивает мотивный комплекс баллады, реализует её легендарную устремлённость. Главное - тема служения идеалу и борьба за него - дополняется раздумьями о том, что любовь и вера выше жизни и смерти.

Баллада Пушкина оказывается тематически включающей в себя мотивы разных жанровых контекстных планов -новеллы, легенды. Очевидно, таким образом, что Пушкин создал и развил оригинальную для национальной литературы форму балладной поэтики.

1. Бонди С. М. Стихи о бедном рыцаре // Известия Академии наук СССР. 1937. № 2-3. С. 559-677.

2. Сурат И. З. «Жил на свете рыцарь бедный.». М.: Московское культурологическое общество. Ротапринт РТИ АН СССР, 1990. 266 с.

3. Иезуитова Р. В. «Легенда». Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика. Л.: Наука, 1974. С. 139-176.

4. Пушкин А. С. «Жил на свете рыцарь бедный.» // Пушкин А. С. Собр. соч.: в 10 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1959. Т. 2. С. 248-249.

5. Физиков В. М. К вопросу о ритмической организации элегии А. С. Пушкина «На холмах Грузии.» // Фольклорные и литературные исследования: современные научные парадигмы: материалы ежегодной науч. конф. с междунар. участием (17 февраля 2012г., Омск). Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. С. 45-48.

© Леушина О. В., 2016

Номер стихотворной строки Кол-во слогов Стихотворный размер Кол-во пир-рихиев Клаузула

1 строфа

1 Жил на свете рыцарь бедный, 8 Четырёхстопный хорей женская

2 Молчаливый и простой, 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

3 С виду сумрачный и бледный, 8 Четырёхстопный хорей 1 женская

4 Духом смелый и прямой. 7 Трёхстопный хорей мужская

2 строфа

5 Он имел одно виденье, 8 Четырёхстопный хорей женская

6 Непостижное уму, 7 Трёхстопный хорей 2 мужская

7 И глубоко впечатленье 8 Четырёхстопный хорей 1 женская

8 В сердце врезалось ему. 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

3 строфа

9 Путешествуя в Женеву, 8 Четырёхстопный хорей 2 женская

10 На дороге у креста 7 Трёхстопный хорей мужская

11 Видел он Марию Деву, 8 Четырёхстопный хорей женская

12 Матерь Господа Христа. 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

Приложение

системный анализ (архитектоника текста) баллады а. с. пушкина «Жил на свете рыцарь бедный»

(вторая редакция, 1829)

4 строфа

13 С той поры, сгорев душою, 8 Четырёхстопный хорей женская

14 Он на женщин не смотрел, 7 Трёхстопный хорей мужская

15 И до гроба ни с одною 8 Четырёхстопный хорей женская

16 Молвить слова не хотел. 7 Трёхстопный хорей мужская

5 строфа

17 С той поры стальной решётки 8 Четырёхстопный хорей женская

18 Он с лица не подымал 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

19 И себе на шею чётки 8 Четырёхстопный хорей женская

20 Вместо шарфа привязал. 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

6 строфа

21 Несть мольбы Отцу, ни Сыну, 8 Четырёхстопный хорей женская

22 Ни Святому Духу ввек 7 Трёхстопный хорей мужская

23 Не случилось паладину, 8 Четырёхстопный хорей 1 женская

24 Странный был он человек. 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

7 строфа

25 Проводил он целы ночи 8 Четырёхстопный хорей 1 женская

26 Перед ликом Пресвятой, 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

27 Устремив к Ней скорбны очи, 8 Четырёхстопный хорей 1 женская

28 Тихо слёзы лья рекой. 7 Трёхстопный хорей мужская

8 строфа

29 Полон верой и любовью, 8 Четырёхстопный хорей женская

30 Верен набожной мечте, 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

31 Ave, MaterDei[1] кровью 8 Четырёхстопный хорей женская

32 Написал он на щите. 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

9 строфа

33 Между тем как паладины 8 Четырёхстопный хорей 1 женская

34 Ввстречу трепетным врагам 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

35 По равнинам Палестины 8 Четырёхстопный хорей женская

36 Мчались, именуя дам, 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

10 строфа

37 Lumencoelum, sancta Rosa!н 8 Четырёхстопный хорей женская

38 Восклицал всех громче он, 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

39 И гнала его угроза 8 Четырёхстопный хорей женская

40 Мусульман со всех сторон. 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

11 строфа

41 Возвратясь в свой замок дальный, 8 Четырёхстопный хорей 1 женская

42 Жил он строго заключён, 7 Трёхстопный хорей мужская

43 Всё влюбленный, всё печальный, 8 Четырёхстопный хорей женская

44 Без причастья умер он; 7 Трёхстопный хорей мужская

12 строф Ьа

45 Между тем как он кончался, 8 Четырёхстопный хорей женская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46 Дух лукавый подоспел, 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

47 Душу рыцаря сбирался 8 Четырёхстопный хорей 1 женская

48 Бес тащить уж в свой предел: 7 Трёхстопный хорей мужская

13 строф Ьа

49 Он-де Богу не молился, 8 Четырёхстопный хорей женская

50 Он не ведал-де поста, 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

51 Не путём-де волочился 8 Четырёхстопный хорей 1 женская

52 Он за Матушкой Христа. 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

14 строф Ьа

53 Но Пречистая сердечно 8 Четырёхстопный хорей 2 женская

54 Заступилась за него 7 Трёхстопный хорей 1 мужская

55 И впустила в царство вечно 8 Четырёхстопный хорей женская

56 Паладина Своего. 7 Трёхстопный хорей 2 мужская

Всего 36

1. Радуйся, Матерь Божия (лат.).

2. Свет небес, святая Роза (лат.). Рифмовка: строго перекрёстная(1=3, 2=4 и т. п.). Точная.

ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Лексический и фонетический уровни

Динамика_

Глаголы: (в сердце) врезалось, сгорев (душою), устремив, (кровью) написал, мчались, восклицал (всех громче), гнала (его угроза), подоспел, сбирался тащить, заступилась, впустила

Статика

Глаголы: жил, имел (виденье), путешествуя, видел, не смотрел, молвить (слова) не хотел, не подымал, привязал, был, проводил, тихо лья (слёзы), возвратясь, строго заключён_

Звуковые образы

Молчаливый, молвить слова не хотел, несть мольбы, тихо слёзы, восклицал всех громче.

Аллитерациярыцарь бедный, простой, с виду сумрачный, бледный, прямой, врезалось, сердце, путешествуя в Женеву и т. д.

Ассонанс:одно виденье, непостижное уму, глубоко впечатленье на дороге, Марию Деву, Матерь Господа Христа и т. д.

Хронотоп

Пространство

Время

Реальное

Жил на свете рыцарь, путешествуя в Женеву, на дороге у креста, по равнинам Палестины, угроза мусульман со всех сторон, замок дальный, жил он строго заключён

Воображаемое

Одно виденье непостижное уму, видел он Марию Деву, Матерь Господа Христа, Перед ликом Пресвятой, верен набожной мечте, в свой предел, в царство вечно

С той поры и до гроба, проводил он целы ночи, в царство вечно

В центре - хронотоп двоемирия (тема жизни и смерти)

Субъектная организация

Лирический герой (повествователь).

Лирические персонажи: рыцарь бедный, Мария Дева (Пречистая), паладины, трепетным врагам (угроза мусульман), дух лукавый (бес), душа рыцаря_

Поэтический синтаксис, тропы и другие лексико-стилистические средства

Инверсия: Жил на свете рыцарь бедный - Бедный рыцарь жил на свете, Видел он Марию Деву - Он видел Марию Деву и др.

Параллелизм: С той поры, сгорев душою, // С той поры стальной решётки. Риторическое восклицание: Свет небес, святая Роза! Перифраз: стальной решётки.

Метафоры: С виду сумрачный, духом прямой, в сердце врезалось ему, сгорев душою, слёзы лья рекой и др. Особая «высокая» лексика: молвить, подымал, несть мольбы, целы ночи, скорбны очи, ввстречу, именуя дам, возвра-тясь, подоспел.

«Сниженная» лексика: тащить, волочился, он-де, не ведал-де._

Жанровая трёхуровневая модель баллады А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...»

Уровень Особенности поэтики

Концептуальный план Баллада, характеризующаяся легендарным началом. Представлены библейские и западно-средневековые мотивы в оригинальной манере представления. Мотивный комплекс: служение идеалу до гроба, до смерти, жизнь и смерть, двоемирие. Противопоставление Святого Духа и духа лукавого, жизни и смерти, «предела» и «царства вечного», верность «набожной мечте», дух смелый и прямой, жизнь души ( с той поры, сгорев душою)

Предметно-изобразительный план Хронотоп - «сумеречное» пространство (смешение реального и воображаемого). Лирический сюжет - движение от реального к воображаемому. Драматический сюжет. Субъектная организация - лирический герой-повествователь и лирические персонажи. Образ-переживание - скорбь, печаль, слёзы, вера и любовь, смелый, верный духом, пафос

Текст Средний объём, строфическая форма: четверостишье. Рифмовка точная, перекрёстная. Поэтический синтаксис: риторическое восклицание, инверсия, параллелизм, метафорика. Фоника: аллитерация, ассонанс; тропы: метафоры, эпитеты. «Высокая» лексика, латинизмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.