Научная статья на тему 'К проблеме религиозного фактора в развитии международного терроризма'

К проблеме религиозного фактора в развитии международного терроризма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
939
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / ИСЛАМ / ТЕРРОРИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пинчук Андрей Юрьевич

В настоящей статье автором рассмотрены вопросы влияния религиозного фактора на развитие в современных условиях международного терроризма. На примере так называемого «исламского терроризма» выделены общие и особенные черты влияния религиозного фактора на террористическую деятельность. Указано, что именно религиозно мотивированный терроризм представляет собой наиболее опасное и наиболее смертоносное явление, которым в настоящее время отличается международный терроризм. Это возможно объяснить наличием достаточно существенной разницей в определяющей эту разновидность терроризма системе доминирующих ценностей, в том числе и способах их групповой и политической легитимизации. Определено, что исламистскими террористическими группировками (и ненасильственного, и насильственного толка) достаточно активно используются религиозные идеи для надлежащего выражения стоящих перед ними политических целей. Сделан вывод, что многими государствами в мире уже осознана необходимость учета во внутренней политике возрастающей роли религиозного фактора в продвижении влияния и политической активности международных преступных группировок во всем многообразии его проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF THE RELIGIOUS FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TERRORISM

In this article the author considers the issues of the influence of the religious factor on the development of international terrorism in modern conditions. On the example of the so-called "Islamic terrorism" the General and special features of the influence of the religious factor on terrorist activities are highlighted. It is stated that religiously motivated terrorism acts as a special, most dangerous and deadly manifestation of international terrorism. This is largely due to the existing difference in the system of key values, as well as in the ways of their legitimization. It is determined that many Nations in the world have already realized the necessity of taking into account in domestic policy, the increasing role of religious factor in the promotion of the influence and political activity of international criminal groups in all diversity of its manifestations.

Текст научной работы на тему «К проблеме религиозного фактора в развитии международного терроризма»

Пинчук А. Ю.

К ПРОБЛЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.03)

3.1. К ПРОБЛЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

Пинчук Андрей Юрьевич, кандидат политических наук, первый проректор Место работы: ФГОУ «МГТУ СТАНКИН»

a.pinchuk@stankin.ru

Аннотация: в настоящей статье автором рассмотрены вопросы влияния религиозного фактора на развитие в современных условиях международного терроризма. На примере так называемого «исламского терроризма» выделены общие и особенные черты влияния религиозного фактора на террористическую деятельность. Указано, что именно религиозно мотивированный терроризм представляет собой наиболее опасное и наиболее смертоносное явление, которым в настоящее время отличается международный терроризм. Это возможно объяснить наличием достаточно существенной разницей в определяющей эту разновидность терроризма системе доминирующих ценностей, в том числе и способах их групповой и политической легитимизации. Определено, что исламистскими террористическими группировками (и ненасильственного, и насильственного толка) достаточно активно используются религиозные идеи для надлежащего выражения стоящих перед ними политических целей. Сделан вывод, что многими государствами в мире уже осознана необходимость учета во внутренней политике возрастающей роли религиозного фактора в продвижении влияния и политической активности международных преступных группировок во всем многообразии его проявлений.

Ключевые слова: религия, религиозный фактор, ислам, терроризм, религиозный терроризм, исламский терроризм.

ON THE PROBLEM OF THE RELIGIOUS FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TERRORISM

Pinchuk Andrey Yu., PhD in political sciences, the first pro-rector Place of employment: FGUU «MSTU STANKIN»

a.pinchuk@stankin.ru

Abstract: in this article the author considers the issues of the influence of the religious factor on the development of international terrorism in modern conditions. On the example of the so-called "Islamic terrorism" the General and special features of the influence of the religious factor on terrorist activities are highlighted. It is stated that religiously motivated terrorism acts as a special, most dangerous and deadly manifestation of international terrorism. This is largely due to the existing difference in the system of key values, as well as in the ways of their legitimization. It is determined that many Nations in the world have already realized the necessity of taking into account in domestic policy, the increasing role of religious factor in the promotion of the influence and political activity of international criminal groups in all diversity of its manifestations.

Keywords: religion, religious factor, Islam, terrorism, religious terrorism, Islamic terrorism.

В современном обществе восприятие религии облает двойственным характером, который заключается не только в понимании ее как определенной совокупности тех или иных верований, рассуждений о смысле жизни или моральных предписаний, но и как существенного религиозного фактора, определяющего деятельность различных политических сил, придающих им динамизм и направленность [2, с. 263]. Исходя из чего у религии возникли предпосылки для становления этого явления общественной жизни как одной из наиболее значимых детерминант социально-групповой идентичности в обществе. Именно религия стала сегодня тем фактором, который обеспечивает единство и целостность в различных сообществах. Роль религии как определенного объединяющего конструкта в данном случае является определяющим моментом в формировании религиозной мотивации, становящейся часто катализатором возникновения и развития политического насилия на протяжении всего периода существования человечества.

Существенным моментом для современного полити-

ческого процесса является тот факт, что у религиозного фактора появилась такая роль как активная идеологическое и организационное основание для реализации в политической практике интересов различных ее субъектов. Именно благодаря этой роли у различных политических акторов религиозный фактор выступает ключевым политическим и социальным ресурсом, обеспечивающим им достижение поставленных целей. При всей консервативности религии именно это позволяет ей во многом предопределять и диверсифицировать активность политических субъектов. Не стал исключением и международный терроризм.

Это проявилось в том, что процесс развития современного общества характеризуется всплеском именно религиозного терроризма. Попытки различных религиозно настроенных групп оказать сопротивление процессам глобализации являются тем примером, который подтверждает возможности использования такой разновидности терроризма. При этом как основной метод передачи своего воззрения на происходящие социально-политические процессы подобными груп-

пами приоритет отдается религиозно мотивированному террору. Такие проявления религиозного террора, основываясь на религиозных догматах и лозунгах, предполагают постановку в качестве ключевых целей своей деятельности решение тех или иных вопросов, способных существенным образом повлиять на политико-властные отношения, особенно в части их перераспределения сфер влияния в мире.

Начало такой активности проявилось еще в середине 1970-х г., когда приоритеты секуляризации и выстраивания паритета между религией и атеизмом были изменены на совершенно противоположные: «Появился новый религиозный подход, ставящий своей целью уже не принятие светских ценностей, а возвращение священных основ для организации общества -изменив для этого общество, если необходимо» [7, с. 139]. Во многом такая динамика объяснялась наличием кризиса секулярных идеологий, ставшего следствием завершения «холодной войны».

Характер воздействия религиозного фактора на деятельность международных террористов обладает субъектно-объектным характером. Во многом это объясняется включением в существующую систему общественных отношений религиозных воззрений, взаимодействие которых между собой предполагает как прямые, так и косвенные взаимосвязи с террористической активностью посредством отражения этих воззрений в общественном сознании террористических группировок. Это во многом опирается и на те идейные истоки современного международного терроризма, которые послужили основанием проявлений религиозного экстремизма, зародившегося в ближневосточном регионе. Например, М. Джен-Франсис замечал: «Одно из значительных изменений, произошедших в области терроризма за последние 20 лет, заключается в том, что все больше террористических группировок ссылаются на религиозные верования как на источник легитимности своих действий» [10, с.361].

Современная социальная динамика выдвигает на первый план такое идейное обоснование террора, как существование определенных религиозных направлений, носящих тоталитарный или экстремистский характер. Большинство из них стали продолжением традиционных религий, выбрав при этом собственный вектор развития, часто далеко уходящий от первоисточника. Это происходит на почве тенденциозного трактования основных религиозных положений, вырванных из контекста, и отдачи приоритета одним догматам в ущерб иным.

Религиозный фактор в каждой исторической эпохе использовался с многообразным уровнем интенсивности различными, порой диаметрально противоположными социально-политическими силами, включая и экстремистской направленности. Он часто привлекался для достижения определенных целей, совершенно в реальности не связанных с религиозными воззрениями. При этом проявления экстремизма или терроризма, опирающиеся на религиозную мотивацию, содержащую христианские, иудейские, индуистские религиозные посылы обычно обладают одиночным и несистемным характером. В деятельности многих террористических групп происходит перекрещивание религиозной мотивации, например, с ксенофобией или национализмом.

Применительно к международным отношениям западный взгляд на роль религии достаточно четко состоит в том, что любые религиозные проявления, в

том числе радикализм и фундаментализм должны быть направлены на службу западным интересам. Это находит свое отражение в степени той поддержки западными странами любых активных действий, в основе которых лежит религиозный фактор. В случае направленности вектора этой активности против неугодных Западу режимов, она получает всемерную поддержку. В противном случае, при наличии угрозы интересам Запада - эта активность получает существенное противодействие, включая полное уничтожение ее субъектов.

В современных условиях из средств воздействия, присущих религиозному фактору следует сформировать две основные группы. К наиболее типичным из них, свойственным религии можно отнести догматические идеологические. Эта группа может включать в себя высказывания церковных иерархов, в том числе официальные послания и резолюции по вопросам борьбы с терроризмом, различные фетвы, затрагивающие вопросы проявлений терроризма. В состав дугой группы можно ложные или неточные толкования догматов определенной религии.

Общепризнанным является то обстоятельство, что именно религиозно мотивированный терроризм представляет собой наиболее опасное и наиболее смертоносное явление, которым в настоящее время отличается международный терроризм. Это возможно объяснить наличием достаточно существенной разницей в определяющей эту разновидность терроризма системе доминирующих ценностей, в том числе и способах их групповой и политической легитимизации. Исходя из этого, легитимированное религией насилие приобретает самодетерминированный характер в силу осознания террористами того факта, что само совершение любых насильственных действий уже по определению «санкционировано» Богом.

Это во многом объясняет то, что религиозная мотивированность международных террористических группировок определяет достаточно высокую степень живучести этих организаций в сравнении с террористическими организациями иного толка - с ультралевыми, ультраправыми, националистическими или сепаратистскими. Поэтому сегодня находит свое подтверждение тезис, в соответствии с которым «терроризм во имя религии стал господствующей моделью политического насилия в современном мире. Это не предполагает, что он является единственной моделью, так как национализм и идеология остаются действенными катализаторами экстремистского поведения. Однако религиозный экстремизм стал центральной проблемой для глобального сообщества» [9, с.183]. Обострение этой проблемы происходит на фоне активного проникновения эмиссаров и пропагандистов, в частности, представляющих международные исламские экстремистские организации. Этому способствует достаточно низкий уровень безопасности государственных границ стран, географически находящихся вблизи от нестабильных регионов или отдельных государств, где доминирующей являешься идеология радикального ислама.

Исламизация ближневосточных и среднеазиатских государств с изначально обладала политизированным характером и, как следствие, обеспечила формирование проявления исламизма как особой идеологии и практики применения в политических целях учения ислама. В течение определенного времени исламизм стал приобретать радикальный характер, способствуя

Пинчук А. Ю.

К ПРОБЛЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

переходу определенной части населения этих государств на позиции экстремизма. В частности, причинами роста исламского экстремизма в данных странах следует назвать:

- наличие определенного идейного и духовного вакуума;

- достаточно высокий уровень коррупции в органах государственной власти;

- низкая эффективность деятельности спецслужб и иных правоохранительных органов в борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма;

- постоянная пропаганда мировоззрения исламского экстремизма в сети Интернет;

- значительное экономическое и социальное расслоение населения;

- постоянное увеличение количества безработных лиц, особенно молодежи;

- недостаточная степень религиозного образования у исламских проповедников, приверженцев государственной власти способствующая обращению к салафитским ваххабитским проповедникам;

- недостаточная степень религиозной грамотности, в том числе контексте веротерпимости у большинства мусульман, не позволяющая многим из них различать истинную исламскую религиозность и проявления религиозного фанатизма и экстремизма. Во многом это стало основой для использования исламистами духовных потребностей населения в различных странах в условиях фактически идеологического вакуума. При этом у значительной части коренного населения присутствует отрицательное отношение к развитию религиозной активности нетрадиционных конфессий. Это способствует проявлениям напряженности в сфере межрелигиозных отношений, выдвигая на первый план идеи исламских радикалов.

Существующее во многим странах восприятие исламского учения как основной религии международных террористов нельзя признать позитивной тенденцией развития международных отношений как по этическим требованиям, так и исходя из принципа свободы вероисповеданий. Поэтому следует согласиться с тем, что терроризм формируется «не этой религией, а попытками отдельных групп и организаций использовать ее для оправдания своей преступной деятельности. Об этом свидетельствует позиция мусульманских государств. Они стремятся к уважению своей религии, своих культурных и цивилизационных особенностей. Они заявляют о готовности вносить вклад в обеспечение общих интересов и решительно осуждают терроризм, жертвами которого многие из них являются» [3, с. 5]. Следовательно, ислам не должен подвергаться различного рода обвинениям в международном терроризме. Вина за его проявления полностью лежит только на экстремистах от ислама. Как пример, можно сказать о ваххабизме, который использует Коран и ислам для оправдания своих противоречащих им целей. Все те, существующие у него особенности, ваххабизм сформировал на основе извращенного понимания исламского учения, ставшего основной идеологией, исходя из чего и происходит адекватная «закачка» вытекающих из нее идей в сознание членов международных террористических группировок [1].

Традиционному исламу, развитие которого происходило вплоть до XIX в., было свойственно регулирование, прежде всего, неполитической, повседневной жизни в исламских обществах. Последующая его политизация происходила с учетом различных факторов, среди которых следует выделить растущие на доктринальном уровне противоречия со странами Запад, существующие проблемы в исламском обществе, связанные с его неразвитостью, а так же усилившиеся процессы колонизации исламских государств с формированием в них про-

западных диктаторских режимов [8, с.193].

Фактически, появление первых норм гуманитарного права связано с исламской традицией. Уже в 7-м веке пророк Мухаммед фактически заложил основы гуманитарного права. Сами же каноны Ислама накладывают безусловных запрет на убийство не принимающих в военных действиях лиц: детей, женщин, немощных, священников, занятых богослужением, а также военнопленных [4]. Ислам категорически запрещает различного рода издевательства и пытки [5, с. 216-217], уничтожение посевов, деревьев, жилищ или скота. Поэтому если терроризм рассматривать как ведение военных действий, как об этом часто утверждается террористами, их действия должны быть осуждены с позиции исламских верований в силу строгого ограничения ими применения военной силы.

В настоящее время средства массовой информации в западных странах достаточно серьезный акцент делают на серьезном заблуждении относительно отсутствия у мусульманских религиозных лидеров и авторитетов проявлений осуждения террористических актов. В реальности существует большое количестве фетв и заявлений, в которых высшими духовными лицами осуждаются теракты против невинных лиц, однако часто на них не обращается внимание различными средствами массовой информации.

Действительно, наличие в общественном сознании многочисленных стереотипов относительно природы и проявлений ислама являются проявлением современной динамики общественной жизни, на которую во многом оказывает влияние глобализирующийся мир. Эти процессы предполагают тесное соприкосновение представителей различных народностей, культур и религий. При этом приходится принимать во внимание и существовавшие изначально ложные представления об исламе в западных странах, уходящие вглубь веков, порождавшие, в противоположность этому искаженные представления в мусульманском мире относительно западной действительности.

Это во многом обусловлено проведением западными государствами непродуманной и несистемной политики в отношении мусульманских государств или их представителей, усиливая тем самым процессы радикализации ислама. В реальности, распространение исламских течений связывается с существующими в исламском мире убеждениями о виновности западных стран в отсталости мусульман по причине тех из-за моделей развития и культурных моделей, которые были ими введены.

Но не только в связи с «исламским» терроризмом вновь встает вопрос относительно наличия в любой религии постулатов, оправдывающих или поощряющих насилие. Как видно, наличие совокупности субъективных и объективных причин позволяет рассматривать в данном случае мусульманскую религию исключительно в контексте проблемы развития в современном мире международного терроризма. В своих действиях против существующего международного политического порядка, террористами фактически предлагается альтернативный вариант мироустройства. Указанные выше обстоятельства представляют собой всего лишь предпосылки формировавшегося в конце ХХ в. глобального феномена, каким стал исламистский терроризм. Сам процесс его становления и развития выступает неким конгломератом элементов как религиозного, так и светского характера, вступающих меж-

ду собой в краткосрочные или долгосрочные связи и отношения не только внутри исламского мира, но и за его пределами. Поэтому современные террористические движения, которые говорят о необходимости разжигания «глобального джихада», следует постоянно изучать и формировать меры достойного им противодействия в контексте существующих в современном мире процессов глобализации исходя из их позитивных и негативных тенденций.

В отличие от существующего в современных западных политических исследованиях деления между политической и религиозной сферами, в исламских воззрениях категории политики и религии рассматриваются как единые понятия в рамках одной и той же сферы. Поэтому и исламистскими террористическими группировками (и ненасильственного, и насильственного толка) достаточно активно используются религиозные идеи для надлежащего выражения стоящих перед ними политических целей. Достаточно серьезной проблемой является и то, что ислам, в отличие, например от христианства, не обладает единым центром, в рамках которого можно было бы решить проблемы доктринального характера. В исламе процесс интерпретации Корана и Сунны опирается консенсус среди улемов - известных исламских ученых. При этом отсутствуют четкие нормы, которые позволили бы определить авторитетность определенного богослова.

В этой связи приходится констатировать результаты влияния религиозного фактора (на примере ислама) на развитие международного терроризма в мире, который проявляется в следующем:

- религиозно-политическая ситуация в странах Азии и Ближнего Востока во многом детерминирована усилением влияния группировок радикальных исламистов при одновременном последовательным росте религиозного (исламского) экстремизма, обеспечивающем использование стратегии и тактики международного терроризма;

- традиционные исламские верования оказались не способны эффективно противостоять развиваемой экстремистскими течениями псевдоисламской идеологии;

- продвижение в мире религиозного экстремизма опирается на ряд системных факторов внешнего характера, в частности активная и целенаправленная деятельность определенных государств, содействующих международным террористическим

организациям, так и в силу субъективных причин (слабость государственности, кризисные явления в экономике, наличие коррупции, низкий уровень жизни большинства населения и др.);

- при попытке развития светского характера многих государств, институтов и норм западной демократии, упускается, а то и просто принижается процесс исламизации на национальном уровне;

- органы государственной власти не обеспечивают в полном объеме в контроль над динамикой религиозно-политической ситуации в стране и др. Тем не менее, многими государствами в мире уже осознана необходимость учета во внутренней политике возрастающей роли религиозного фактора в продвижении влияния и политической активности международных преступных группировок во всем многообразии его проявлений. В этой связи актуальным является готовность государств мира к необходимым действиям в борьбе с религиозным экстремизмом и вытекающей из него террористической деятельностью.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 89,62%.

Список литературы:

1. Золотарев П.С. Терроризм - уродливое дитя Запада // Независимое военное обозрение. 2003. 8 -14 авг.

2. Камю А. Бунтующий человек / В кн.: Изнанка и лицо. -Харьков, 1998.

3. Лукашук И.И. Мировой порядок ХХ1 века / И.И. Лукашук // Международное публичное и частное право. 2002. № 1.

4. Св. Коран, сура Бакара (2), аят 191; Свод хадисов Бухари, «Джихад», 147, 148 ; Свод хадисов Муслима, «Джихад», 24 (1744).

5. Свод хадисов Ахмед бин Ханбаля, Муснад, 1/300 //Свод хадисов Сабуни, «Раваиуль Баян»

6. Свод хадисов Бухари, «Мезалим»// Свод хадисов Са-буни, «Раваиуль Баян»

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

8. Хасан Джаббари Насир Политический ислам, терроризм и безопасность на Ближнем востоке // Вестник МГИМО-Университета. 2017. 5(56).

9. Martin G. Understanding terrorism: challenges, perspectives, and issues. L., 2006.

10. Mayer Jean-Franzois, «Cults, Violence and Religious Terrorism: An International perspectives» // Studies in Conflicted Terrorism, 24, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.