УДК 323.283
А. Р. Гирфанов, С. А. Сергеев
ТЕРРОРИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Ключевые слова: терроризм, левый терроризм, правый терроризм, религиозный терроризм, националистический терроризм.
В данной работе охарактеризованы особенности, причины возникновения и способы противодействия терроризму в современной России. Терроризм - это очень сложное, нестабильное и изменчивое явление. С развитием науки и техники продолжают развиваться и методы террористической деятельности. Поэтому такое явление терроризм постоянно нуждается в изучении, а существующие знания требуют совершенствования и доработок.
Keywords: terrorism, left terrorism, right terrorism, religious terrorism, nationalist terrorism.
In this paper, characterized by particular causes and ways to counter terrorism in modern Russia. Terrorism - it's very complicated, unstable and changeable phenomenon. With the development of science and technology continue to evolve and methods of terrorist activities. Therefore, the phenomenon of terrorism is a constant need to learn, and existing knowledge in need of improvement and refinement.
Терроризм является сложным и опасным явлением, представляющим серьезную угрозу современному обществу. В современном мире мы видим рост количества террористических угроз, количества совершаемых террористических актов, которые приобретают всё больший размах, всё большую изощренность и уносят всё большее количество жертв.
Определение терроризма в российском законодательстве за последние годы претерпело эволюцию, но в целом остается широким и универсальным: «Терроризм - идеология насилия и практик воздействия на приятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [1].
Появление и возникновение терроризма может быть вызвано различными причинами. Эти причины могут носить как политический и социально-экономический, так и психологический характер.
Причины возникновения терроризма тоже могут быть разные. Это и условия, которые складываются, в каком либо государстве или регионе для ведения такой деятельности, так и внутренние психологические причины отдельного человека - это то, что движет человеком, который стал террористом. Активизация террористов в том или ином регионе нередко связывается с борьбой за нефтяные ресурсы [2, 243 - 245].
Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации имеют определенные исторические предпосылки и связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами.
Терроризм может классифицироваться по сферам проявления. Он может быть политическим, экономическим, социальным, информационным.
Целями нападения политического терроризма зачастую становятся символы государства. В политически развитом обществе намного легче и эффективнее воздействовать на политическую сферу, чем в обществе, политически не развитом.
Политический терроризм может классифицироваться, исходя из идеологии, исповедуемой террористами. Терроризм по этому принципу обычно подразделяют на:
- правый;
- левый;
- националистический;
- религиозный.
Левый терроризм — терроризм, используемый леворадикальными организациями. Волна леворадикального терроризма в Западной Европе, США, Латинской Америке и Японии поднялась в конце 1960-х - начале 1970-х гг. [3, 95-100] Однако корни левого терроризма уходят в глубину истории — в древнее тираноборство и политические убийства, практикуемые «народными мстителями» из анархистов и народовольцев в XIX в. Промежуточным звеном между ними и современными левыми террористами были российские социалисты-революционеры 1910-х гг. На становление новых форм левого терроризма в послевоенном мире большое влияние оказали такие радикальные версии марксизма, как троцкизм и маоизм.
Правый терроризм — терроризм, практикуемый неонацистскими, неофашистскими, расистскими группировками. Цель подобных действий — борьба против мигрантов и других иностранцев, а в перспективе — приход к власти националистических или фашистских группировок. Преимущественно террористические акты правого толка проводятся без поддержки международных праворадикальных организаций, что является одной из причин плохой организации террористических актов, но вместе с тем затрудняет поиск преступных ячеек.
Националистический терроризм выражается в утверждении превосходства определенной нации или расы, направлен на разжигание национальной
нетерпимости, дискриминацию представителей иных народов и преследует цель путем устрашения вытеснить другую нацию, избавиться от ее власти. Националистический терроризм тесно связан с сепаратизмом, направленным на изменение существующего государственного устройства, правового статуса национально-государственных или административно - территориальных образований, нарушение территориального единства страны, выход тех или иных территориальных единиц из состава государства, образование собственного независимого государства.
Религиозный терроризм проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий, либо непримиримом противоборстве в рамках одной конфессии. Зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений.
В современном мире большое распространение получил такой вид терроризма, как религиозный терроризм. В его основе лежит религиозный фактор, хотя цели террористов чаще всего носят политический характер. Мотивация террористов, непосредственно совершающих насильственные действия, также базируются на религиозной основе. Побудительным мотивом для террористической деятельности служит религиозный фанатизм. Пример тому - шахиды, готовность к самопожертвованию которых нередко используют исламские экстремистские группировки [4, 69].
В современном мире большую опасность представляют организации, идеологией которых является религиозный фундаментализм, чаще всего это исламский фундаментализм. Центральное разведывательное управление США полагает, что абсолютное большинство террористических организаций в мире имеют отношение к исламизму. Так, по данным ЦРУ, в 2004 г. из 80 международных террористических организаций 72 представляли воинствующий ислам. В том году они совершили 651 теракт, в которых погибло 1907 человек. В Европе лишь мизерная часть терактов совершается исламистами (в 2010 г. — 3 теракта из 249), а большая часть — различными радикальными группировками левого толка и сепаратистами. Все же целесообразно вести речь об исламском терроризме, так как он наиболее распространен и несет большую угрозу для современного общества.
Исламистский терроризм является одним из видов терроризма с религиозным уклоном. Его характерной чертой является оправдание убийства мирных жителей, включая женщин и детей, поскольку они рассматриваются как составная часть вражеской системы — финансируют армию налогами и «своим молчанием и одобрением», являются потенциальными солдатами. Профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм полагает, что исламизм вводится в практику через «возрождение понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных формах», а терроризм является неотъемлемой чертой исламизма — как способ нано-
сить врагу максимальный урон без учёта любых долговременных последствий даже для самого ислам [5]. Французский политолог Тьерри Вольтон отмечает, что исламистский терроризм не представляет собой единой структуры с общим управлением. Отдельные группы существуют автономно и не связаны друг с другом. Он считает, что сокращению террористической угрозы может способствовать демократизация арабо-мусульманского региона [6]. Аналогично Т. Вольтону, Е. Степанова разделяет локально-региональные исламистские группировки и транснациональные террористические сети [7, 90]. Идеологическая близость и даже прямые контакты не делают из местных группировок филиал глобального джихада, их цели существенно отличаются. Каждый их этих двух уровней терроризма сохраняет значительную степень автономии и собственную динамику и логику развития.
Обоснование деятельности исламских террористов связано с неоднозначным толкованием текстов Корана, где неоднозначно говорится о применении насилия. Радикальные приверженцы исламского фундаментализма утверждают, что насилие не только возможно, но и необходимо и оправдано, и даже в некоторых случаях прямо предписано. Исламские террористы рассматривают насилие с религиозно-нравственной стороны, умалчивая о причинах и социальных последствиях насилия, утверждая, что насилие - это неизбежный аспект жизни любого общества.
На религиозных людей совершается определенное воздействие, которое впоследствии порождает в человеке агрессивные настроения и жажду насилия. Основная цель такого воздействия на верующих заключается в формировании особого духовно-эмоционального состояния, обеспечивающего их вовлечение в антиконституционную насильственную деятельность. Верующий должен видеть в совершении насильственных акций не только достижение общей цели религиозной террористической организации, но и свое личное спасение (в религиозно-метафизическом смысле), он должен относиться к нему как к форме служения всевышнему. В данном случае религиозными экстремистами упор делается на необходимость совершения верующими агрессивных насильственных действий в борьбе за «чистоту веры» [8, 130-137].
Многие исследователи задавались вопросом: «Какую же роль играет религия в порождении в провоцировании терроризма?». И почему религиозный терроризм получил такое больше распространение в современности? Это обусловлено тем, что религия массовое и оказывающее большое воздействие на сознание явление. И такие люди легче всего поддаются внушению и ими легче всего управлять. В работе Ю. Антоняна указаны следующие факторы роли религии в порождении терроризма.
Во-первых, в священных текстах разных религий достаточно просто найти призывы к насилию или обоснование справедливости его применения. В этом смысле Коран, например, почти не отличается от Библии, особенно от Ветхого Завета. К тому же очень многое зависит от толкования конкретных
текстов, т.е. от позиции того, кто это делает. Вот почему нет оснований считать тот же Коран главным источником мусульманского экстремизма. Но если даже священные книги отнюдь не чураются насилия и в них можно черпать вдохновение и оправдание терроризму, то религия оказывается весьма причастной к такому явлению. Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис) весьма красноречиво в этом смысле.
Во-вторых, именно религия весьма чувствительна ко всем посягательствам на то, что считает своей святыней или важной ценностью. Она руками своей церкви готова охранять их также и путем агрессии, а в критических ситуациях особенно склонна к черно-белому восприятию мира, разделяя всех на «своих» и «чужих».
В-третьих, в священных текстах столь же легко обнаружить осуждение насилия, проповедь любви, прощения и милосердия. И в этом отношении Коран не отличается от Библии. Поэтому борьба с терроризмом предполагает максимальную опору на религию и служителей церкви всех конфессий.
В-четвертых, многие авторы проводят различия между постулатами ислама и положениями шариата, который представляет собой комплекс предписаний, регулирующих поведение мусульманина в различных жизненных ситуациях. Указанные авторы считают, что публичное право шариата не представляет собой закон ислама, которому современные мусульмане обязаны следовать во исполнение своего религиозного долга [9, 41].
Исламские экстремисты прикрываются религиозными мотивами во имя совершения своих корыстных деяний. Чаще всего, сами исполнители террористических актов являются только орудием в руках определенных людей, заинтересованных в совершении теракта. Такие «руководители» и выступают организаторами данного деяния, и чужими руками, а иногда, и жизнями, добиваются своих целей. Важно понять, в каком смысле исламские «экстремисты» несут в себе экстремизм. Это экстремизм веры. Это экстремистская верность буквальному пониманию Корана и Хадисов (текстов, содержащих высказывания и деяния Пророка), которая порождает экстремистскую позицию, так что они считают современность и светскую культуру чем-то несовместимым с нравственным и духовным здоровьем. Исламские экстремисты уверены в том, что западная культура отводит их жен и детей от Бога. Они также считают наше неверие настолько серьезным грехом, что оно заслуживает смерти в тех случаях, когда становиться препятствием на пути распространения ислама. Это всеполагающая страсть не сводится к «ненависти» в обычном смысле слова. Большинство исламских экстремистов никогда не были в Америке и даже не встречались ни с одним американцем. И у них меньше поводов обижаться на западный империализм, чем у многих других народов мира.
Террористы, руководствующиеся религиозными принципами, используют те же самые методы террористической деятельности, что и другие. Единственное что отличает их, это культ мученичества. Они не боятся умереть, так как они умирают в
благое дело - за свою религию. Есть общепринятая классификация методов террористической деятельности, предложенной С. Ланцовым. Их можно разделить на четыре группы. Первую группу составляют традиционные способы осуществления террористического насилия и устрашения: прямое физическое причинение ущерба жизни, здоровью и ограничение свободы людей с использованием огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых и отравляющих средств, ядов и т.д.
Ко второй группе методов относят различные способы разрушительного воздействия на материальные объекты: промышленные предприятия, объекты жизнеобеспечения населения, объекты энергетики, коммуникации.
Третья группа методов - это методы так называемого психологического террора. К ним относятся открытые или анонимные угрозы, обещания расправы или наступления других неблагоприятных последствий для объектов терроризма или их близких в случае невыполнения требований террористов.
Четвертую группу составляют методы организационного характера. Это вербовка участников террористических организаций, их обучение, организация снабжения террористов средствами террористической деятельности, финансирование, обеспечение документами и связью, предоставление убежища [10, 119].
Исламский терроризм в мусульманских странах в первую очередь направлен против представителей господствующих светских режимов: чиновников, полицейских, журналистов, политиков. Нападениям подвергаются национальные и религиозные меньшинства, а также иностранцы. В последнем случае, как правило, жертвами становятся туристы и работающие по контракту специалисты, что мотивируется необходимостью подорвать экономическую базу правящих режимов и предотвратить осквернение неверными исламской земли. Акции международного терроризма преследуют цель отомстить западным государствам за репрессии в отношении исламистов и поддержку светских и традиционалистских режимов, а также деморализовать западные правительства и заставить отказаться от помощи государствам, рассматриваемым в качестве врагов ислама.
Говоря об исламистском терроризме, нельзя оставить без внимания такой аспект этого вида терроризма, как шахидизм.
Как отмечает М. Сейджмен, шахидизм (от арабского слова «шахада», буквально означающего «свидетельство веры», но также означающего и мученичество) являет неотъемлемым аспектом глобального исламистского терроризма и может быть понят лишь в своем религиозном контексте [4, 69]. Он применяется как в отношении боевиков-исламистов, погибших в ходе партизанских действий, так и применительно к террористам-самоубийцам.
Распространённой среди последних является практика самоподрывов с использованием т. н. «пояса шахида» — начинённого взрывчаткой пояса, который скрывают под одеждой и приводят в дейст-
вие в местах больших скоплений людей. Исламистские организации Палестины называют шахидами террористов-смертников, ведущих борьбу против Израиля. Батальоном шахидов называли вооружённое формирование Шамиля Басаева. Шахидами называли и террористов, совершивших нападение 11 сентября 2001 г. на Всемирный торговый центр.
Также в исламском терроризме стало популярно использовать женщин в качестве исполнителей терактов. Это обусловлено многими причинами.
1) Они легче поддаются манипулированию в силу своей большей по сравнению с мужчинами психологической уязвимости.
2) Женщины вызывают меньше подозрения, чем мужчины, и поэтому им легче проникать в запланированные для осуществления терактов места.
3) Одежда женщин намного больше подходит, чтоб спрятать в ней взрывчатые вещества ли оружие. К тому вероятность того, что женщин будут обыскивать гораздо меньше. Тем более в мусульманских странах.
Террористками чаще всего становятся женщины-мусульманки, обвинённые во внебрачных связях. Они тем самым пытаются избежать жесткого наказания со стороны родственников и родителей наказания. Обычно это убийство от рук своего отца, брата или мужа. Искупить свой грех собственной жизнью (тем более «во имя Аллаха») становиться для них единственным выходом. Но, по крайней мере, их в этом убеждают. Даже бывали такие случаи, когда преднамеренно насиловали заранее выбранных кандидаток, а потом уже подвергали их соответствующей обработке. Еще известны такие случаи, когда жены боевиков, которые погибли при исполнении своего «долга», так же становились террористками, потому что они хотели попасть в рай к своему мужчине.
Террористы пытаются воздействовать, прежде всего, на общество и общественное мнение. Они, в первую очередь, хотят запугать людей. При этом угроза насилия или само насилие сопровождаются акциями устрашения, направленными на частичную или полную деморализацию общества в целом, и, как следствие, государственного аппарата. В конечном итоге количество жертв для террористов не имеет особого значения. Более важна демонстрация миллионам людей самого факта страдания людей, осуществляемая посредством СМИ. Для характеристики современного терроризма в России важно учитывать беспрецедентный размах преступности в стране, особенно так называемой «организованной», нередко осуществляющей действия, имеющие внешнее сходство с терроризмом - организация взрывов, захват заложников, устрашение или физическое устранение конкурентов.
Разделение на «левых», «правых» и «религиозных» террористов и экстремистов показывает, что в основе любого террористического акта лежит политическая причина. Если даже исполнитель думает, что он совершает данный акт во имя и ради чего- то благого, то тот, кто его направил, все равно, преследует политические цели. А основой любого
политического стремления является борьба за власть. За этим следует сделать вывод, что терроризм - это один из инструментов борьбы за влияние, доминирование и власть. К примеру, как бы ваххабиты не утверждали, что они не преследуют политические причины, а только религиозные, но все равно они хотят физически устранить всех своих противников, у которых немного другое отношение к исламу, и быть первыми в своем регионе или во всем мире. Идеологическое разделение терроризма основано на объединении людей по общей идеологией (правая, левая, религиозная). У любого идеологического течения есть как умеренные, так и радикальные представители. Именно под руководством радикальных представителей и возможны совершения терактов для достижения целей, которые декларируют те или иные течения. Скорее всего, религия, играя идеологическую роль, служит для террористов инструментом объединения людей под общей целью. Эта общая цель, как правило, является политической или экономической. Скрываясь за громкими лозунгами, и привлекая тем самым молодое поколение, терроризм становиться очень серьезной угрозой, представляющей большую опасность.
На Северном Кавказе террористы в настоящее время размах террористических действий уменьшился. Боевики-террористы перенесли акцент на совершение сравнительно мелких терактов: подрывы постов ДПС, убийство полицейских и т.д. Но все же при этих, на первый взгляд, не очень значительных терактах продолжают гибнуть люди. Группы террористов стали намного малочисленнее, что опять же усложняет работу правоохранительным органам. Для самих жителей данных республик такие мелкие теракты уже стали обыденностью, если учесть их количество, что естественно является показателем ненормальной обстановки в регионе.
Говоря о мерах противодействия терроризму на Северном Кавказе, следует сказать, что существует определенный перечень программ и принципов, которые действуют на территории всей России. Правовую основу антитеррористической деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Концепция национальной безопасности, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О милиции», Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Федеральный закон от «О государственной охране» и другие законы, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные соглашения в сфере борьбы с терроризмом. Существует так же Национальный антитеррористический комитет, который разрабатывает и предлагает меры по противодействию терроризму. На территории Северного Кавказа в отдельных республиках иногда вводится режим КТО (контртеррористической операции), для борьбы с формированиями боевиков. Основная цель государственной стратегии противодействия терроризму — обеспе-
чение надежной защиты граждан, общества и государства от террористических угроз путем упреждения террористических акций и максимально эффективного их пресечения.
Террористические организации распространяли свою деятельность не только на территории Северного Кавказа, но и на территории Поволжья [11]. В особенности это стало проявляться на территории республик Татарстан и Башкортостан. Деятельность радикально-исламских террористических организаций, выразившаяся в покушении на бывшего муфтия И. Файзова, убийстве мусульманского богослова В. Якупова, обстреле «Нижнекамскнеф-техима», распространении видеороликов с призывами к джихаду, особенно активизировалась в 2012 -2013 гг. В то же время нельзя не отметить немногочисленность террористов и тот факт, что правоохранительные органы и спецслужбы смогли сравнительно быстро выявить исполнителей терактов и членов террористических ячеек, ликвидировав их.
Литература
1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О противодействии терроризму» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16493 1.
2. З.Х. Сергеева. Ключевые этапы в истории освоения ресурсов углеводородного сырья // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 2. С. 237 - 246.
3. Б. Хоффман. Терроризм - взгляд изнутри. М.: УльтраКультура, 2003. 264 с.
4. Сейджмен М. Сетевые структуры терроризма. М.: Идея-Пресс, 2008. 216 с.
5. Дж. Садик Аль-Азм. Что такое Исламизм? // http://world.lib.rU/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml.
6. Ю. Коваленко. Французский политолог Тьерри Воль-тон: «Исламизм — это вырождение ислама, его деградация» // Известия. 2006. 24 января.
7. Е. А. Степанова. Исламистский терроризм сегодняшнего дня: глобальный и локально-региональный уровни // Индекс безопасности. 2007. Т. 13. № 1 (81).
8. А.Б. Наумец. Влияние религиозного фактора на возникновении терроризма / Современный терроризм: состояние и перспективы. 2000. № 16. С. 130-139.
9. Ю.М. Антонян. Этнорелигиозный терроризм. М: Аспект, 2006. 318 с.
10. С.А. Ланцов. Политическая конфликтология. СПб: Питер, 2008. 319 с.
11. Салагаев А. Л., Сергеев С.А., Лучшева Л.В. Республика Татарстан: социокультурный портрет в динамике развития // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 325 - 333.
© А. Р. Гирфанов - магистрант каф. СПК КНИТУ, E-mail: [email protected]; С. А. Сергеев - проф., д. полит. н., зав. каф. СПК КНИТУ, [email protected].
© A. R. Girfanov - graduate student of the Department of Social and Political Studies, Kazan National Research Technological University, E-mail: [email protected]; S. A. Sergeev - professor, Doctor of Political Sciences, Head of the Department of Social and Political Conflict Studies, Kazan National Research Technological University, [email protected].