СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ТЕРРОРИЗМА
Аннотация. В статье предпринимается попытка анализа современного религиозного терроризма. Религиозные террористические акты происходят повсеместно в условиях стремящегося к глобализации мира и затрагивают все сферы жизни общества. Религиозный терроризм - одно из наиболее ранних в человеческой истории направлений терроризма, которое на протяжении весьма длительного времени используется в противоборстве различных по характеру и организации социально-политических сил, в том числе религиозно-фанатических группировок разного масштаба и направленности, политических и этнических элит, общественно-политических объединений, отдельных государств. Религиозный терроризм сегодня это, прежде всего, преступление против человечества.
Ключевые слова: религиозный терроризм, религиозная мотивация, религиозные террористические организации, религиозный экстремизм, религиозные факторы, религиозная угроза.
SOCIAL CONSEQUENCES OF MODERN RELIGIOUS TERRORISM
Annotation. The attempt of analysis of modern religious terrorism is undertaken in the article. Religious assassinations take place everywhere in the conditions of the aspiring to globalization world and affect all spheres of life of society. Religious terrorism - one of the most early in human history directions of terrorism, that already during very great while is used in opposing different by the nature and organizations of socio-political forces, including religiously-fanatic groupments of different scale and orientation, political and ethnic elites, social and political associations, separate states. Religious terrorism today it, foremost, crime against humanity.
Keywords: religious terrorism, religious motivation, religious terrorist organizations, religious extremism, religious factors, religious.
В современных условиях терроризм трансформировался в масштабное и распространенное социально-политическое явление, которое имеет сложную структуру, особенности, специфику, что обусловлено существующими в современном обществе противоречиями. Сегодня сформировалась достаточно молодая наука о терроризме как особом социальном феномене, его сущности, тенденциях, формах, целях и причинах терроризма, механизме эскалации терроризма и его отдельных проявлений, системе борьбы с данным явлением, которая называется террологией. Этой наукой определены шесть основных типов современного терроризма: националистический терроризм, терроризм с поддержкой государства, терроризм левых экстремистов, терроризм правых экстремистов, терроризм анархистов, религиозный терроризм [1]. Рассмотрим, что они под собой подразумевают:
1. Националистический терроризм. Террористы этого вида обычно ставят своей целью формирование отдельного государства для своей этнической группы. Они называют это "национальным освобождением", про которое, по их мнению, весь остальной мир забыл. Этот вид террористов часто завоевывает симпатии на международной арене, о чем свидетельствует поддержка международными организациями чеченского терроризма. Многие террористы-националисты утверждают, что они не террористы, а борцы за свободу своего народа. Типичные примеры - Ирландская Республиканская Армия и Организация Освобождения Палестины. Обе организации в 1990-х годах заявили, что они отказываются от террористических методов. К этому же виду террористов эксперты относят
УДК 316.42 Н.Ю. Григорьев Э.Б. Родюков
Nikolayi Grigoriev Eduard Rodyukov
© Григорьев Н.Ю., Родюков Э.Б., 2016
организации «Баскская родина и свобода», которая намерена отделить районы традиционного проживания басков от Испании, и «Партия трудящихся Курдистана», которая хочет создать свое государство на территории Турции.
2. Терроризм с поддержкой государства. Некоторые террористические группы были преднамеренно использованы правительствами различных государств в качестве дешевого способа ведения войны. Такие террористы опасны прежде всего тем, что их ресурсы обычно намного мощнее, они могут даже производить бомбардировки аэропортов. Одно из наиболее громких дел - использование Ираном группы молодых боевиков для захвата заложников в американском посольстве в 1979 г. В настоящее время госдепартамент США считает Иран одним из основных спонсоров терроризма, однако в поддержке террористов обвиняются и Куба, и Ирак, и Ливия, и Северная Корея, и Судан, и Сирия. Среди известных террористических групп можно выделить следующие связи с правительствами: «Хезболла» поддерживается Ираном, организация «Абу Нидал» - Ираком, «Японская красная армия» - Ливией. «Аль-Каида» была тесно связана с талибами, когда те были у власти в Афганистане, так что некоторые эксперты относят ее к этой же категории.
3. Терроризм левых экстремистов. Наиболее радикальные левые хотят уничтожить капитализм и заменить его коммунистическим или социалистическим режимом. Поскольку они обычно считают гражданское население жертвами капиталистической эксплуатации, то не часто прибегают к терактам против обычных граждан. Они в гораздо большей степени прибегают к похищениям богатых людей или взрывают различные «символы капитализма». Примерами таких групп могут служить немецкая «Баадер-Мейнхоф», «Японская красная армия» и итальянские «Красные бригады».
4. Терроризм правых экстремистов. Правые экстремисты часто связаны с западноевропейскими неонацистами. Их задача - борьба с демократическими правительствами для замены их фашистскими государствами. Неофашисты нападают на иммигрантов и беженцев, пытаются настроить против них население страны. Такие группы характеризуются расистскими и антисемитскими взглядами.
5. Терроризм анархистов. Террористы-анархисты были глобальным феноменом с 1870-х по 1920-е гг. Один из президентов США Вильям Макинли был убит анархистом в 1901 г. В России в этот же период анархисты совершили немало успешных терактов. Некоторые эксперты предполагают, что современные антиглобалисты могут породить новую волну анархического терроризма.
6. Религиозный терроризм. Религиозные террористы используют насилие в целях, которые, по их мнению, определены Господом. При этом объекты их нападений размыты и географически, и этнически, и социально. Религиозные террористы принадлежат не только к небольшим культам, но и к распространенным религиозным конфессиям. Этот тип терроризма развивается гораздо динамичнее остальных. Так, в середине 1990-х гг. из 56 известных террористических организаций почти половина заявляла о религиозных мотивах. Выделение религиозного терроризма носит условный характер, поскольку сама террористическая деятельность социально неоднозначна - лица, вовлеченные в совершение актов терроризма, представляют социальные слои населения с различным экономическим, эстетическим, социальным положением и могут не вкладывать в феномен этой разновидности терроризма религиозного оттенка. Но, несмотря на многообразную мотивацию терроризма, изучение религиозного фактора практически значимо, поскольку этот фактор либо доминирует, либо занимает значимое место в структуре побудительных причин совершения общественно опасных деяний.
Религиозная мотивация наиболее радикальна, так как само основание религии - человек, верящий в посмертное существование, меньше всего подвержен рациональному воздействию. Поэтому борьба с подобным терроризмом только с точки зрения усиления уголовного закона неэффективна -применение самых строгих мер наказания, вплоть до смертной казни будет рассматриваться религиозными террористами как «награда», выполнение миссии ценой своей жизни. Борьба с религиозным
терроризмом требует задействования идеологического ресурса государства - поддержки межконфессионального взаимодействия, дискредитации идеи избранности вероисповедания и т.д.
Условный характер употребления понятия «религиозный терроризм» заключается в том, что традиционное содержание религий мира не призывает к терроризму, а поддерживает базовые человеческие ценности. Проблема заключается в использовании религии как влияющей на население массовой идеологии разными социально-политическими силами для реализации их целей. Такие факторы, как глубокая укорененность религии в сознании широких слоев общества, сохранение религией в глазах населения своего значения как определенного объединяющего символа, общего идентификационного признака для различных социальных общностей выразителя их жизненных интересов, а также сохранение религией в силу самой ее сущности в различных социальных средах своего значения как фактора сакрализации в отношении определенных людей, их идей и поступков, общественных движений, явлений, признание их священными, угодными Богу, определили возможность использования религии в качестве эффективного идеологического прикрытия для совершения экстремистских, а зачастую и террористических действий. Существование внутренних противоречий в религии, наличие неточностей способствует манипулированию сознанием населения с помощью спекулятивного толкования религиозных основ.
В современных условиях происходит длящийся с конца XX столетия процесс возрастания роли религиозного терроризма в общем комплексе различных направлений терроризма, усиление опасности религиозного терроризма для глобальной и национальной безопасности. Среди характерных черт религиозного терроризма можно выделить следующие [3]:
1. Широкая идеологическая основа религиозного терроризма, обеспечивающая возможности активного использования террористических форм и методов борьбы в различных социально-политических условиях и регионах. Наиболее распространены концепции исламского экстремизма, что объясняется распространением ислама на территории стран всего мира и его способностью влиять на самые различные, в том числе маргинальные слои населения, наличием острых противоречий между исламскими государствами или их влиятельными политическими кругами с теми государствами Запада, прежде всего США, которые рассматриваются ими как главное олицетворение зла в современном мире, как главная угроза исламу, его культуре, независимому существованию исламских государств в условиях усиливающейся глобализации. Этот фактор обусловил выход исламского терроризма за пределы Ближнего Востока и Северной Африки и превращение его в глобальный фактор международного терроризма. Другие направления религиозного терроризма (христианского, иудейского и т.д.) носят более локальный характер, но также способны создавать угрозу для национальной безопасности, как показали деятельность американских экстремистских групп «белого господства» и возникновение ирландских и испанских религиозных экстремистских организаций. Развитие Западного мира способствовало оттеснению христианского и иудейского терроризма в маргинальную часть населения. Возникновение новых религий создает конфликтогенный потенциал и благоприятную среду для формирования и активизации религиозно-террористической деятельности во многих странах мира (например, деятельность запрещенных международных организаций «Анан-да Марга», «Аум-Сенрикё», и др.
2. Повышенная общественная опасность целей религиозного терроризма. Основные стратегические цели религиозного терроризма формулируются неясно, применяется сложная религиозная фразеология. Часто формулировка целей предполагает ведение священной войны, уничтожение мирового зла, религиозное очищение, осуществление исламских революций, образование теократических государств халифатов и т.д. В то же время задачи религиозного терроризма часто выходят за рамки целей, имея своей основой более радикальное разрушение и трансформацию общественных отношений и институтов.
3. Неограниченное применение насилия или готовность к этому. Одним из опасных проявлений взаимосвязи религии и религиозного терроризма является то, что спекулятивное использование религиозной идеологии в системе религиозного терроризма обеспечивает легитимацию насилия религиозными предписаниями. Применение насилия в деятельности структур религиозного терроризма и их участников оценивается ими как божественная обязанность или священное действие. Сакрализация насильственной деятельности связана с использованием уничтожающих человеческое достоинство определений («неверные», «собаки», «дети сатаны»). Этот же фактор является предпосылкой осуществления широкомасштабных террористических актов и кровавого терроризма, в том числе с использованием средств массового уничтожения (как химическая атака в Дамаске в 2013 г.).
4. Особенности организации религиозного терроризма. Идеологическая основа терроризма обуславливает его характерные черты: создание структур с использованием форм и названий религиозных организаций, стремление обеспечить их легальный статус посредством официальной регистрации в соответствующих государственных органах, что способствовало установлению контактов с государственными и общественными организациями, гражданами, осуществление разнопланового идеологического и подрывного воздействия на избранные объекты, использование организационных форм гуманитарных учреждений, являющихся участниками различных видов международного обмена. В качестве опорных пунктов для деятельности организаций служит создание организационных структур с официальной целью осуществления религиозного обучения, просвещения и т.д. В России эта практика отображается в попытках формирования сетей нелегальных ваххабитских общин -«джамаатов», незаконных вооруженных формирований соответствующего толка, прокладывание нелегальных каналов переброски боевиков-нелегалов из-за рубежа для участия в террористической деятельности на территории России (прежде всего на территории Северного Кавказа). Еще одна особенность организации религиозного терроризма, прежде всего исламистскими структурами, -использование сетевого принципа для создания и размещения сил и средств этих организаций, который предполагает формирование малочисленных и независимых друг от друга структурных единиц религиозно-экстремистских организаций. Этот принцип обеспечивает конспиративность и безопасность их деятельности. По мнению специалистов, наиболее широко подобная практика используется рядом крупных исламских экстремистских организаций, прежде всего «Аль-Каидой», а также экстремистскими структурами протестантского направления, особенно движениями «Христианский патриотизм», «Гражданская милиция» и др.
5. Государственная поддержка религиозного терроризма является распространенной практикой в деятельности целого ряда иностранных государств, стремящихся использовать террористические формы и методы борьбы для реализации их внешнеполитических целей. Применение в этом аспекте именно структур религиозного терроризма является, по крайней мере в современных условиях, преобладающей практикой в общей системе использования терроризма определенными государствами в их внешней политике. В этом принципе скрывается желание государств осуществлять силовое вмешательство во внутренние дела независимых государств во избежание осуждения подобных действий мировым сообществом. В последнее время такую политику применяют США и другие страны Запада в отношении Сирии (подразделение террористов на плохих и хороших, спонсирование террористических организаций). Практика государственной поддержки террористических организаций рассматривается как активизация фактора международного терроризма, подрыва международной, региональной и национальной безопасности и является вопиющим нарушением международного права.
Религиозный терроризм относится к разновидностям политического терроризма в том случае, если он затрагивает основы политического строя, стремится к завоеванию государственной власти или изменению внутренней или внешней политики. Рассмотрим некоторые особенности проявления
религиозного терроризма в мире за последние годы. Сегодня из наиболее известных террористических движений можно выделить ваххабистов, ливанскую шиитскую группу «Хезболлах», «Аль-Каида», группировку суннитских мусульман «Хамас» и др.
В основе учения «Хезболлах» лежит положение о том, что ислам не только религия, но и политическая и социально-экономическая система, которая стоит выше этнических или социальных противоречий. Из этого вытекают основные задачи группировки: отмена конфессиональной системы и преобразование Ливана в исламское государство, управляемое по законам шариата; сопротивление влиянию империализма и Западного образа жизни; объединение приверженцев ислама во всем мире на основе фундаментализма; борьба с Израилем и освобождение от него Иерусалима и Палестины. Достижение главной цели - установление исламского господства во всем мире - требует установления исламского режима в Ливане, а этого можно достигнуть, освободив Палестину от евреев. Поэтому данная организация проводит террористические акты против Израиля.
«Аль-Каида» переводится как «основа» и своей целью группировка считает создание справедливых исламских государств, свободных от Западного влияния; подготовку всемирной исламской революции; новый порядок без американцев, евреев, «крестоносцев» и вообще «неверных». Руководителем группировки до 2011 г. считался Усама бен Ладен. 11 сентября 2001 г. девятнадцать террористов, имеющих отношение к ультрарадикальной международной террористической организации «Аль-Каида», разделившись на четыре группы, захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера в США. Террористы направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра, расположенных в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьезные разрушения прилегающих строений. Третий самолет был направлен террористами в здание Пентагона, расположенного недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвертого авиалайнера попытались перехватить управление самолетом у террористов, лайнер упал в поле около города Шенксвилл в штате Пенсильвания. Жертвами терактов стали 2973 человека, в том числе 343 пожарных и 60 полицейских. В сентябре 2006 г. президент США Джордж Буш младший сообщил, что ущерб от терактов 11 сентября 2001 г. составил для США по самой низкой оценке 500 млрд долл. [1]. Этот теракт спровоцировал рост напряженности во взаимоотношениях Запада и мусульманского мира, так как теракты были совершенны исламскими фундаменталистами, все террористы-смертники являлись арабами, а «Аль-Каида» позиционирует свою деятельность как джихад, священную войну мусульман против неверных. После него мусульман стали воспринимать как потенциальных террористов, не вникая в их конфессиональную принадлежность к тому или иному течению ислама.
7 июля 2005 г. в Лондоне (Великобритания) в утренний час пик произошла серия взрывов: один за другим сработали четыре взрывных устройства на центральных станциях лондонского метро («Кингс-кросс», «Эджвэр-роуд» и «Олдгейт») и в двухэтажном автобусе на площади Тависток-сквер. Совершенные четырьмя террористами-смертниками взрывы унесли жизни 52 пассажиров, еще 700 человек получили ранения и травмы. Теракты вошли в историю под названием «7/7». Исполнителями «терактов 7/7» стали четверо мужчин в возрасте от 18 до 30 лет. Трое из них родились и выросли в пакистанских семьях в Великобритании, а четвертый был жившим в Британии уроженцем Ямайки (входит в британское Содружество). Все исполнители терактов либо прошли подготовку в лагерях «Аль-Каиды» в Пакистане, либо посещали собрания радикальных мусульман, где проповедовались идеи мученичества в войне ислама против Западной цивилизации [1].
26 ноября 2008 г. вооруженные автоматами и гранатами террористы предприняли серию атак в ряде районов индийского города Мумбаи - у гостиниц, на железнодорожном вокзале, у кинотеатра, городской больницы, в жилом квартале. По официальным данным, десять террористов, часть которых приплыла в город на лодках, после устроенной в городе кровавой бойни захватили заложников в двух фешенебельных гостиницах «Тадж-Махал» и «Оберой», а также в еврейском центре. Операция
по их уничтожению продолжалась более двух суток. Официальный представитель правительства Индии заявил о 174 погибших, 239 человек получили ранения [1]. В случае с этим терактом угроза терроризма для Индии проявилась как часть глобальной угрозы международного исламистского терроризма, ставшего остро актуальным после известных событий 11 сентября 2001 г. в США. Организаторами террористического акта стали ранее неизвестная группировка «Даккан Муд-жахеддин» (название которой можно перевести с урду как «Борцы за веру Даккана»), причисляемая к террористической организации «Аль-Каида». Эта группировка, по всей видимости, принадлежит к одной из разбросанных по всему миру ячеек «Аль-Каиды» или движению «Талибан», тесно связанных с террористами, действующими на территории индийского штата Джамму и Кашмир и принадлежащими к так называемому исламорадикализму.
29 марта 2010 г. в 07.57 взрыв раздался на станции московского метро «Лубянка» во втором вагоне поезда «Красная стрела00ВВ. В 08.37 второй взрыв произошел в третьем вагоне поезда, прибывшем на второй путь станции "Парк Культуры". Взрывные устройства были закреплены на терро-ристках-смертницах. По данным силовых структур, на станции «Лубянка» подорвала себя уроженка Дагестана Мариам Шарипова, 1982 года рождения. Второй взрыв (на станции «Парк Культуры») совершила также уроженка Дагестана Джанет Абдурахманова (Абдуллаева), 1992 года рождения. Непосредственно в результате обоих взрывов на месте погибли 36 человек, из них 24 - на станции метро «Лубянка», и 12 - на станции метро «Парк Культуры». В последующие дни в больницах скончалось еще четыре человека. Около 160 человек пострадали. 21 августа источник в силовых структурах Северо-Кавказского федерального округа сообщил, что сотрудники ФСБ России уничтожили в Дагестане главаря дагестанских боевиков Магомедали Вагабова - организатора терактов в московском метро. Он являлся одним из лидеров террористического ваххабитского подполья в России [1].
22 сентября 2013 г. произошел кровавый теракт против представителей христианского меньшинства. При взрыве у христианской церкви в городе Пешавар на северо-западе Пакистана погибли не менее 70 человек. Два террориста-смертника подорвали себя в толпе верующих после воскресной службы в христианском храме Пешавара, главного города северо-западного региона страны, который считается бастионом исламистов Аль-Каиды и движения Талибан. На северо-западе Пакистана с 2007 г. было совершено огромное число терактов, в которых погибло - по примерным данным - более 6000 человек. Христиане составляют 2 % населения Пакистана, где проживает 180 миллионов человек (95 % из них - мусульмане) [1]. Пакистанская христианская община постоянно подвергается социальной дискриминации.
В связи с возрастанием напряжения из-за событий «арабской весны» возросло количество террористических актов на территории стран Ближнего Востока и Северной Африки. В субботу, 10 августа 2013 г., в Багдаде и других городах Ирака прогремела очередная серия взрывов. На воздух взлетели 12 заминированных автомобилей, в результате чего погибли, по последним данным, более 60 человек и около 200 получили ранения. Ответственность взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство Ирака и Шама», связанная с «Аль-Каидой» и активно действующая на территории Сирии. В апреле 2013 г. боевики «Аль-Каиды» на волне протеста суннитов против шиитского руководства Ирака попытались развязать в стране полномасштабную гражданскую войну, но очаги сопротивления были быстро подавлены иракскими силами безопасности. Тем не менее, экстремисты создали в Ираке режим постоянного, непрекращающегося террора. Взрывы и вооруженные нападения здесь происходят практически ежедневно. По данным ООН, в общей сложности 1057 иракцев погибли и 2326 получили ранения в терактах в июле. Всего в 2013 г. в Ираке от терактов погибли уже более 4000 тыс. чел. [1].
Это лишь немногие факты, но и они позволяют сделать вывод, что религиозный терроризм в мире является наиболее острой угрозой международной и национальной безопасности многих стран
мира. Присутствующие в мире тенденции - рост численности террористических организаций, стремление этих структур к обладанию средствами массового уничтожения, появление новых векторов развития религиозного терроризма - могут усилить существующую угрозу при отсутствии необходимого противодействия. Современные особенности развития этого направления терроризма требуют нового подхода в деле совершенствования борьбы с ним на международном уровне обеспечения безопасности стран мира. Для борьбы с всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужно вырабатывать стратегию борьбы с терроризмом. Только в этом случае ситуация может измениться.
Библиографический список
1. Лекции по террологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mylect.ru (дата обращения : 31.01.2016).
2. Терроризм и религия. - М. : Наука, 2005. - 199 с. - ISBN 5-02 -033829-8.
3. Этничность и религия в современных конфликтах. - М. : Наука, 2012. - 653 с. - ISBN 978-5-02- 037653-3.