Научная статья на тему 'К проблеме реформирования пенсионной системы'

К проблеме реформирования пенсионной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / PENSION REFORM / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / DISTRIBUTION SYSTEM / ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ / НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИИ / FUNDED PENSIONS / OCCUPATIONAL PENSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дармилова Женни Давлетовна, Карачевцева Марина Александровна

В статье рассмотрены основные этапы и предпосылки, приведшие к реформам в пенсионной системе Российской Федерации, исследованы проблемы реформирования систем пенсионного обеспечения и перехода к накопительному принципу их организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM PENSION REFORM

This paper describes the main stages and assumptions that led to reforms in the pension system of the Russian Federation, studied the problem of reforming the pension system and the transition to an accumulative basis of their organization.

Текст научной работы на тему «К проблеме реформирования пенсионной системы»

Горизонты новой экономики

УДК 36 ББК 65.272.21

Д 20

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

К ПРОБЛЕМЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

(Рецензирована)

Дармилова Женни Давлетовна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (909) 456 48 88, е-mail: darmil@mail.ru

Карачевцева Марина Александровна,

магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (952) 851 06 00, е-mail: favoritka-gold@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные этапы и предпосылки, приведшие к реформам в пенсионной системе Российской Федерации, исследованы проблемы реформирования систем пенсионного обеспечения и перехода к накопительному принципу их организации.

Ключевые слова: пенсионная реформа, распределительная система, трудовые пенсии, накопительные пенсии.

the problem pension reform

Darmilova Zhenni Davlevovna,

doctor of of Economic Sciences, Professor, professor of the Department of World Economics and Management of Kuban State University. Tel.: (909) 456 48 88, е-mail: darmil@mail.ru

Karachevtseva Marina Alexandrovna,

student of Kuban State University, Krasnodar. Tel.: (952) 851 06 00, e-mail: favoritka-gold@mail.ru

Summary. This paper describes the main stages and assumptions that led to reforms in the pension system of the Russian Federation, studied the problem of reforming the pension system and the transition to an accumulative basis of their organization.

Keywords: pension reform, the distribution system, occupational pensions, funded pensions.

В развитии пенсионной системы России можно выделить четыре этапа: «до» советский, советский, постсоветский, современный.

Первые государственные пенсии в России были введены в эпоху Петра I. Пенсионное обеспечение получили военные, а именно морские офицеры, которым согласно утвержденному в 1720 году Морскому уставу по «благоустремлению верховной власти» могла быть назначена премия по старости. В XVIII-XIX веках пенсионное обеспечение постепенно было распространено на всех государственных служащих. Все трудящиеся слои населения России были полностью лишены какого-либо государственного социального обеспечения как по

старости, так и по инвалидности. Требование распространить систему социального страхования (в том числе и пенсионного обеспечения) на рабочих стало одним из важнейших для революционного и рабочего движения начала ХХ века. Вынужденным ответом на эти требования стал закон от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». [6] Во время советской власти уделялось достаточно внимания социальной защите трудящихся. Пенсионная система создавалась постепенно, на протяжении многих лет. Хотя пенсионное обеспечение для большинства рабочих и служащих было введено в 1920-ые годы, само пенсионное законодательство было раздробленным и сложным. Единый

10

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

Горизонты новой экономики

закон «О государственных пенсиях» был принят только в 1956 году, а закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» - еще позже, в 1964 году. До этого времени социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсий продолжающим работать. В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин, которые сохранились по сей день. Советская пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования и не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. [7]

Сложившаяся в стране в 90-е годы ХХ века социально-экономическая ситуация предопределила необходимость совершенствования пенсионного законодательства одновременно в двух основных направлениях.

Первое направление - внесение поправок, изменений и дополнений в действующее законодательство, которые в основном были направлены на улучшение пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров.

Второе направление - законодательное обеспечение пенсионной реформы, намеченной Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации в 1995 году и предусматривавшей существенное изменение параметров действующей пенсионной системы.

В 1990-2001 годах в Российской Федерации было принято более 80 федеральных законов, направленных на совершенствование сложившейся пенсионной системы, а также ее реформирования.

С изменением государственного устройства страны уже через полгода был принят самостоятельный Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который в свою очередь привнес значительные изменения в основание функционирования пенсионной системы.

Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» 1990 года, по существу, стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему, последовательно и достаточно четко были отражены общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования, определены и законодательно закреплены условия формирования Пенсионного фонда России (ПФР). Важнейшим условием взаимоотношений ПФР и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Формирование собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением собираемости взносов на указанные цели.

Так, в статье 8 Закона 1990 года определен совершенно новый принцип накопления и перераспределения всей суммы средств на пенсионное обеспечение в одном специализированном финансово-кредитном учреждении, для чего был организован Пенсионный фонд России, основная функция которого заключалась в финансировании выплат всех видов государственных пенсий.

Главными особенностями Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» 1990 года были ярко выраженная социальная направленность с сохранением всех предыдущих государственных обязательств; дальнейшее расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию; введение социальной пенсии для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, и многое другое, связанное с формой расчетов пенсионных выплат.

Главным нововведением названного Закона было введение выплаты полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения.

Таким образом, с начала 90-х годов в России началась эпоха радикальных экономических реформ, среди которых пенсионная реформа занимала одно из ключевых мест наряду с реформой форм собственности и приватизацией. Бурное обсуждение новой реформы пенсионной системы пришлось на 1995,1997,1998 г., а также 2001-2002гг.

Пенсионная реформа, начавшаяся в России в 2002 году, призвана предотвратить сложившийся в стране кризис. Результатом Пенсионной реформы должно стать формирование в России смешанной распределительно-накопительной пенсионной системы. Такая система позволит, с одной стороны, сохранить гарантии получения пенсий для старших поколений, а с другой стороны - улучшить пенсионные возможности для более молодых, при этом сняв с государства часть ответственности за старость его граждан.

11

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

Главные компоненты реформы:

1. Изменение распределительной системы: пенсия будет больше зависеть от уплаченных пенсионных взносов.

2. Введение накопительного элемента в систему трудовых (т.е. обязательных) пенсий.

3. Создание широких возможностей для добровольного накопления пенсий.

Основная часть пенсий в новой российской пенсионной системе с 2002 года носит название «трудовых». Трудовые пенсии делятся на три типа:

трудовая пенсия по старости,

трудовая пенсия по инвалидности,

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовые пенсии в новой системе состоят из нескольких компонентов: базовой части, страховой части и накопительной части. Из них две части - базовая и страховая составляют распределительную систему. Базовая часть должна быть одинаковой почти для всех и фактически представлять собой социальное пособие по старости (нетрудоспособности). А страховая часть будет привязана к размеру пенсионных взносов, перечисленных за работника в ПФР в течение всей его трудовой жизни. Поскольку пенсионные взносы зависят от зарплаты, то получаемая пенсия окажется связанной с зарплатой гораздо теснее, чем раньше. Это, в свою очередь, должно стать стимулом для легализации зарплат. Если до начала реформы многие работодатели старались выдавать своим сотрудникам зарплату (или, по крайней мере, большую ее часть) неофициально, «в конвертах», и не платили с нее пенсионных взносов, то теперь работники будут заинтересованы в «белой» зарплате и соответствующем перечислении пенсионных взносов в ПФР. Средства накопительной части подлежат инвестированию с целью получения инвестиционного дохода.

В долгосрочном плане от введения накопительных пенсий можно ожидать следующих благоприятных изменений:

Благосостояние будущих пенсионеров повысится за счет длительного срока накопления средств для финансирования пенсий.

Привлечение пенсионных «длинных денег» в качестве инвестиций в экономику страны обеспечит более высокие темпы экономического роста.

Снизится нагрузка на государственную пенсионную систему.

Увеличится доля официальных («белых») зарплат, и как следствие - активнее будет развиваться рынок труда.

Появятся возможности для развития фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

Однако следует признать, что уровень готовности всех основных участников процесса (госу-

дарства, частного бизнеса и населения) к участию в реформе далек от идеального. Поэтому в краткосрочном плане быстрых успехов ожидать не приходится.

Современные этапы проведения реформ связаны с принятием ряда законов, направленных на увеличение пенсионного капитала застрахованных лиц.

Одним из законов, принятых правительством для увеличения пенсионных накоплений стал Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Федеральный закон устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. [1]

С принятием Федерального закона от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пансионных накоплений», который вступил в силу частично с 1 октября 2008 года, а полностью вступит в силу с 1 января 2009 года, Пенсионный фонд осуществляет реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. Данный закон внес в пенсионную систему уникальное новшество, не имеющего аналогов в большинстве развитых стран. Открывается новая страница для пенсионной системы страны. Созданы мотивации основным участникам пенсионной системы - самому гражданину и его работодателю - действовать так, чтобы у гражданина заметно увеличилась трудовая пенсия, и чтобы он мог сам управлять процессом формирования своей будущей пенсии. [2]

Основные условия участия в Программе государственного софинансирования пенсии:

1) регистрация гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (система ОПС) в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 Ш7-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и, соответственно, наличие страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования - «зеленой карточки».

2) заявление по форме ДСВ-1, которое нужно подать в установленные сроки.

12

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

Горизонты новой экономики

3) взнос гражданина, который должен быть не менее 2000 руб. в год. При этом наличие регулярных дополнительных взносов в течение 10 лет действия этой Программы не обязательно.

На настоящий момент особенностью формирования накопительной части трудовой пенсии является добровольное участие работника в данной программе. Как уплата дополнительных страховых взносов, так и прекращение, либо возобновление их уплаты является исключительным правом работника. Законодатель не ограничивает ни минимальную, ни максимальную величину таких взносов. Но при этом оптимальный размер дополнительного страхового взноса составляет от 2000 руб. до 12000 руб. в год. Это связано с тем, что, согласно ст.12 Закона №6-ФЗ, гражданин, уплативший не менее 2000 руб. в год, получает право на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений в виде взносов на софинансирование, максимальная величина которых не может превышать 12000 руб. в год. Такая государственная поддержка осуществляется в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Средства, которые работник перечислил в ПФР, отражаются в специальной части его индивидуального лицевого счета. [2]

Изменения, которые произошли в 2013 году, заключаются в том, что гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2013 году предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, либо совсем отказаться от нее, тем самым увеличив тариф на формирование страховой части пенсии с 10% до 16%. Следует отметить, что до 2013 года накопительную часть в размере 6% имели все граждане моложе 1967 года по умолчанию, теперь право на это будут иметь только те граждане которые до конца 2013 года хотя бы раз подавали заявление о выборе управляющей компании (УК) или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), или подали заявление о финансировании 6% на накопительную часть. Право выбора тарифа регулируется Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования». [3]

Все происходящие изменения в законодательстве привнесли свой вклад в изменение как в тарифы страховых взносов, так и формы отчетностей. Кардинальные перемены начались с 2010 года.

Основным аспектом реформы в 2010 году стало возложение на пенсионные фонды функций по

сбору и администрированию страховых взносов. До 2010 года сбором средств на обязательное пенсионное страхование занималась инспекция федеральной налоговой службы. С 1 января 2010 года российские работодатели вместо единого социального налога начали уплачивать страховые взносы в бюджеты Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования. При этом контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляет ПФР и его территориальные органы, а взносов, поступающих в систему социального страхования, - Фонд социального страхования. В связи с этим в пенсионных фондах были образованны новые направления работы, а именно отделы администрирования страховых взносов (АСВ), занимающиеся взысканием недоимки. До этого взысканием задолженности и начислением пеней занимались отдел персонифицированного учета, сам персонифицированный учет был образован 01.04.1996 года. Появился новый вид отчетности - Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионной и обязательное медицинское страхование, форма РСВ-1 (РСВ-2), в замен утраченной формы АДВ-11, подача форм персонифицированного учета осталась на прежних формах СЗВ (страховых взносов застрахованного лица). До 2010 года страхователи представляли сведения индивидуального персонифицированного учета вместе с описью АДВ-11 в которой были указаны общие суммы начисленных и уплаченных взносов, согласно данных происходило взыскание и начисление пеней. В формах СЗВ были отражены фонд оплаты труда и начисленные с них взносы согласно тарифам страховых взносов, а также стаж. Уплаченные страхователем взносы, распределялись на лицевые счета застрахованных лиц самим Пенсионным фондом по коэффициенту, что на мой взгляд было более справедливо. С 2010 года в связи с изменением форм и введением новой формы РСВ, разнесение уплаченных страховых взносов по каждому застрахованному лицу, предоставляемыми страхователями, было возложено на самого страхователя, что повлекло за собой сложности в подготовке отчетов, а именно разнесении сумм уплаченных страховых взносов, т.к. они не должны были превышать суммы начисленных страховых взносов нарастающим итогом по каждому застрахованному лицу с 2010 года в плоть до 2013 года, т.е. приходилось хранить в программах все отчеты начиная с 2010 года и учитывать их при разнесении уплат в текущем периоде, наибольшие проблемы возникали на этом этапе с малыми предприятиями, а также с предпринимателями имеющими наемных работников, т.к. многие их них имеют «приходящих» бухгалтеров, которые часто меняются и

13

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

не многие из них передают бухгалтерские базы, или пользуются услугами аудиторских фирм. Но основная проблема заключалась в том, что страхователи не были готовы к такого рода отчетам и даже бухгалтера, проработавшие многие годы на предприятии не могли долгое время научиться подготавливать подобные отчеты, что приводило к увеличению времени предоставления отчетов. Даже спустя 14 отчетных периодов, а именно столько было отчетов с 2010 года по 2013 г основной ошибкой, по которой отчет не принимался, было именно неправильное распределение уплаченных страховых взносов по каждому застрахованному лицу, а также в целом по организации. Эти проблемы стали основной причиной введения с первого квартала 2014 года новых форм отчета, чтобы упростить его подготовку и сдачу. С 1 квартала индивидуальные сведения будут предоставляться в составе Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в разделе 6, более того с этого момента отменена уплата по застрахованным лицам, теперь это будет делать снова Пенсионный Фонд как и до 2010 года согласно выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть. Изменения коснулись и накопительной части, теперь страхователи не будут ее начислять в размере 6% и уплачивать на отдельные коды бюджетной классификации (КБК) как это было до 2013 года, все взносы начисляются и уплачиваются на страховую часть, а Пенсионный фонд будет распределять их на лицевые счета застрахованных лиц согласно поданному до конца 2013 года заявлению о выборе тарифа страхового взноса (6% или 0%). На первый взгляд кажется, что отчетность стала легче в подготовке, а, следовательно, и при сдаче ее процент отрицательных протоколов должен уменьшиться, но как это будет на практике покажет только время. На данном этапе основная проблема заключается, в том, что программы для подготовки и тестирования отчетности имеют недоработки, а программные комплексы по приёму полностью не подготовлены. [4,5]

Немаловажным изменением в 2010 году стало и повышение страховых взносов. В 2010 году совокупный тариф страховых взносов в государственный внебюджетный фонд составлял 23,1%. С 1 января 2011 года он увеличился до 31,1%. В январе 2012 года все взносы на обязательное медицинское страхование перечисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), а совокупный тариф страховых взносов снизился до 27,1%. Такой же уровень тарифов дей-

ствовал и в 2013 г., отличался лишь дополнительным тарифом для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах: по Списку №1 - составит 4%, по Списку №2 и «малым спискам» -2%.

22

-27ТГ

2002- 2010г 2011г 2012г 2013г 2014 2009

31.1

27

27

26

23

22

22

20

5.1

1

2

0

□ Стр.взносы ■ ФФОМС

□ ТФОМС

□ сумма

Рисунок 1. Динамика страховых взносов

Как можно заметить из диаграммы самые большой размер страховых взносов пришелся на 2011 год, но вот уже 3 года с 2012-2014гг. размер взносов остается неизменным, поменялась лишь структура, с 2012 года взносы ТФОМС уплачиваются на КБК ФФОМС.

Таким образом, в результате введения вышеуказанных изменений, размер пенсий граждан Российской Федерации будет зависеть от размера задекларированной заработной платы, пенсионных накоплений, а также пенсионного фонда, который они сами выбрали. Это стимулирует к декларированию реальной заработной платы, что в конечном счете приведет к росту «белой» заработной платы и, соответственно, налоговых поступлений в бюджет.

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пансионных накоплений».

3. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования».

4. Федеральный закон от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

5. Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд обязательного социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

6. Соловьев В.Г., Чермянина О. К. «Советская Россия» N 129 (12741), 29 сентября 2005 г.

7. Интернет-документы: Колесов Г.Б. Виртуальная школа пенсионера. История развития Пенсионной системы России. http://www.ypensioner.ru/sovetskaya-pensionnaya-sistema.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.