Научная статья на тему 'Индивидуальный (персонифицированный) учет и его роль в реализации пенсионной реформы'

Индивидуальный (персонифицированный) учет и его роль в реализации пенсионной реформы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6805
693
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ) УЧЕТ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ПРАВА ГРАЖДАН НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INDIVIDUAL (PERSONALIZED) ACCOUNTING / PENSION REFORM / CITIZENS' RIGHTS TO PENSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожникова Надежда Ивановна

Индивидуальный (персонифицированный) учет является одним из основных элементов проводимой в Российской Федерации пенсионной реформы. От того, насколько достоверными будут сведения о стаже и уплаченных страховых взносах, размещенные на индивидуальных лицевых счетах, зависит и установление размера пенсионного обеспечения с учетом вклада каждого лица в развитие экономики государства, и прогнозирование дальнейшего увеличения размера пенсионного обеспечения, а также и пересмотра тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual (personified) records and its role in the implementation of the pension reform

Individual (personalized) accounting is one of the key elements in the Russian Federation carried out the pension reform. On how to be authentic information about the experience and paid insurance premiums placed on individual personal accounts depends on the size of the establishment of pension taking into account the contribution of each person in the development of the state economy and forecasting a further increase in the size of pensions, as well as the revision of tariffs of insurance contributions for compulsory pension insurance.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный (персонифицированный) учет и его роль в реализации пенсионной реформы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 17 (372).

Право. Вып. 43. С. 58-62.

УДК 349.3

ББК 67.305

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ) УЧЕТ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Н. И. Сапожникова

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Индивидуальный (персонифицированный) учет является одним из основных элементов проводимой в Российской Федерации пенсионной реформы. От того, насколько достоверными будут сведения о стаже и уплаченных страховых взносах, размещенные на индивидуальных лицевых счетах, зависит и установление размера пенсионного обеспечения с учетом вклада каждого лица в развитие экономики государства, и прогнозирование дальнейшего увеличения размера пенсионного обеспечения, а также и пересмотра тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Ключевые слова: индивидуальный (персонифицированный) учет, пенсионная реформа, права граждан на пенсионное обеспечение.

Реформирование пенсионной системы занимает особое место среди наиболее значимых преобразований в социальной политике государства, которая затрагивает интересы людей на протяжении достаточно долгого времени.

Современная пенсионная реформа началась с 1 января 2002 г.

Проводимая пенсионная реформа сводится к модели, которая позволяет:

- гарантировать определенный уровень пенсии вне зависимости от стажа и заработка;

- обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров;

- избежать уравниловки, но при этом установить размер пенсионного обеспечения в зависимости от вклада каждого;

- обеспечить прозрачность пенсионной системы и при этом найти рациональный стимул для постепенного вывода заработной платы из тени;

- осуществить перевод пенсий, назначаемых до достижения общеустановленного пенсионного возраста за работу в особых условиях труда, в профессиональные пенсионные системы.

Основными задачами пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Принятие Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [1] практически стало на-

чалом пенсионной реформы. Органом, осуществляющим персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. На каждое застрахованное лицо в ПФР открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

Основными целями персонифицированного учета являются:

- создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

- обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

- создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

- развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

- информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам [4. С. 134-135].

Развитию системы индивидуального (персонифицированного) учета придано большое зна-

чение, так как она обеспечивает сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Одной из предпосылок введения системы персонифицированного учета является обеспечение достоверности сведений, необходимых для назначения пенсии. Это было обусловлено тем, что документы, представляемые для назначения пенсии, содержали либо искаженную информацию, либо являлись необоснованно выданными, то есть фиктивными.

Персонифицированный учет содействует решению ряда проблем. Он приводит механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями, способствует развитию обязательного пенсионного страхования в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, дает возможность более точного прогноза изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране.

Лишь при постоянно развивающейся системе персонифицированного учета возможно обеспечение информационной поддержки прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, совершенствование пенсионного законодательства Российской Федерации [3. С. 37-38].

Знание гражданами приобретенных ими пенсионных прав и зависимости между участием в работе пенсионной системы, с одной стороны, и размером и составными частями будущей пенсии, с другой стороны,— одна из целей и необходимое условие преобразований, проводящихся в настоящее время в пенсионной системе Российской Федерации. Реально возможность учесть каждый рубль, внесенный каждым гражданином за каждый год и месяц его трудового стажа, и, кроме того, закрепить их в виде обязательства государства персонально перед каждым работником дает индивидуальный (персонифицированный) учет.

Таким образом, цели персонифицированного учета тесно переплетаются с задачами пенсионной реформы в целом. В пенсионном законодательстве персонифицированный учет определен как информационная основа для реализации всей пенсионной реформы. Не будет преувеличением сказать сейчас, что персонифицированный учет является в настоящее время технологической и информационной основой всех основных процессов в пенсионной системе:

- назначение пенсий согласно федеральному законодательству осуществляется по данным персонифицированного учета; это более 2 млн назначений ежегодно;

- ежегодный перерасчет пенсий всем работающим пенсионерам (около 6 млн человек) произво -дится по данным персонифицированного учета;

- регистрация страхователей тоже ведется в подразделениях персонифицированного учета во взаимодействии с регистрирующими органами Федеральной налоговой службы.

Ежеквартально страхователь подает в территориальный орган ПФР индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах, начисленных и уплаченных за каждое застрахованное лицо. Территориальное отделение ПФР разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и информирует застрахованных лиц о состоянии указанных лицевых счетов.

Но еще существует такая проблема, как непредставление работодателями в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений. К таким страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся за отчетный период платежей в ПФР в судебном порядке. Главный недостаток этой нормы в том, что она предполагает действия по принципу «все или ничего». Действительно, допустило ошибку крупное предприятие в одном документе или в 1000 таких документов, представленных в ПФР, задер -жало необходимые документы на день или на год, наказание одно — 10 % от начисленных взносов за отчетный период.

Другими словами, размер штрафа, подлежащего взысканию за подачу неполных сведений о застрахованных лицах, определяется исходя из суммы платежей, начисленных только в отношении тех застрахованных лиц, по которым представлены неполные сведения. Подобная несоразмерность провинности и наказания неизбежно приводит к тому, что эти санкции применяются редко и в основном служат для острастки. Поэтому следует разграничить меру ответственности по степени совершенного нарушения, то есть чем больше нарушение, тем существеннее должна быть мера наказания.

Установлены определенные правила по предоставлению отчетности в электронной форме

60

Н. И. Сапожникова

для организаций, численность работников в которых составляет 50 и более человек.

Следует отметить, что с 2015 г. численность работников организаций, на которых должны представлять в ПФР отчетность в электронном виде, снижается с 50 до 25 человек.

То есть теперь если количество сотрудников, которым производятся выплаты, в компании превышает 25 человек, то отчетность по страховым взносам представляется в форме электронного документа с электронной подписью. При этом уже почти 90 % страхователей перешли на электронное взаимодействие с ПФР [6. С. 32-33] .

Одной из важнейших задач персонифицированного учета является назначение пенсий по данным персонифицированного учета. Отработана и успешно действует технология представления индивидуальных сведений для назначения пенсий. В настоящее время система персонифицированного учета устойчиво работает и информационная база для реализации пенсионной реформы в России практически сформирована.

Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. Новая пенсионная система предполагает заинтересованность и контроль граждан за теми сведениями, которые повлияют на размер их будущей пенсии. А систе -ма персонифицированного учета дает возможность осуществлять этот контроль. В территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованные лица могут получить отчет о состоянии заработанных ими пенсионных прав: в каком объеме перечислены взносы за них работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, в каких объемах он индексировался.

Более 30 % пенсионеров Российской Федерации составляют лица, которым назначена досрочная трудовая пенсия в связи с особыми условиями труда. При этом размер пенсии ниже, так как срок уплаты страховых взносов меньше, следовательно, меньше расчетный пенсионный капитал.

Также происходит снижение уровня пенсионного обеспечения и остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), так как отдельного источника финансирования досрочных пенсий не существует, они устанавливаются в рамках уплачиваемых работодателями страховых взносов, то есть издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию несут все пенсионеры страны.

Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и повышении его безопасности, а также в развитии систем медицинской и социальной реабилитации пострадавших на производстве.

Необходимо реформирование досрочного пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования в части принятия закона, регламентирующего процедуру уплаты дополнительных страховых взносов работодателями, имеющими рабочие места с вредными условиями труда. Построение системы контроля за уплатой страхователями дополнительного тарифа страховых взносов за лиц, выполняющих работы на местах с вредными и опасными условиями труда, невозможно без системы персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц.

Поэтому, с нашей точки зрения, принятие закона по установлению дополнительного тарифа для работодателей, имеющих рабочие места, включенные в списки № 1 и № 2, должно способствовать стимулированию их на улучшение условий труда, снизить дефицит бюджета пенсионной системы и улучшить пенсионное обеспечение данной категории застрахованных лиц.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в работе территориальных органов Пенсионного фонда РФ, связанной с персонифицированным учетом сведений о застрахованных лицах, является назначение пенсий с учетом сведений о стаже и уплаченных страховых взносах, содержащихся на индивидуальных лицевых счетах. Современные технические и технологические возможности позволяют выйти на качественно новый уровень взаимодействия со страхователями в процессе назначения пенсий. Новой формой работы территориальных управлений ПФР стало взаимодействие со страхователями по представлению документов в электронном виде для проведения заблаговременной работы [5. С. 69-71]. Целью этого является сокращение времени ожидания в очередях клиентских служб управлений ПФР согласно Указу Президента от 7.05.2012 г. № 601 [2].

Отсканированные документы о стаже и заработке страхователи каналами электронной связи передают в управления ПФР. Заключительным этапом проведения заблаговременной работы с потенциальными пенсионерами является обра-

щение представителя страхователя на основании доверенности от застрахованного лица с подлинниками документов для сличения и заверения специалистом клиентской службы. При этом сокращается количество визитов граждан в территориальные органы ПФР, сокращается время приема, а соответственно и время ожидания в очереди, так как сканирование документов производит страхователь.

Также экономят рабочее время и страхователи, которым не нужно направлять специалистов кадровых служб в территориальные органы ПФР для сдачи документов на своих работников.

К основным отрицательным моментам, негативно воздействующим на организацию индивидуального (персонифицированного) учета, можно отнести следующие проблемы:

- снижение количества предоставляемых индивидуальных сведений (сокращение рабочих мест, банкротство, ликвидация, неофициальное трудоустройство застрахованных лиц, перерегистрация предприятий в другие районы);

- разнесение страховых взносов по лицевым счетам застрахованных лиц (сведения в данных формах не совпадают);

- отказ страхователей с низкой численностью работающих представлять отчетность в ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

Обозначенные проблемы требуют определенных организационных решений, которые необходимо принимать для эффективности функционирования работы в управлении.

Для устранения первой проблемы необходимо предложить организовать совместную работу правоохранительных и контролирующих органов (например, фонд социального страхования) для выявления фактов неофициального трудоустройства застрахованных лиц.

Вторую проблему можно решить двумя способами:

- выявление ошибок при сверке данных из рас -четов по начисленным и уплаченным страховым взносам и данных персонифицированного учета с помощью программного комплекса PERSO;

- извещение представителей организаций о не -обходимости исправления выявленных ошибок.

Для решения третьей проблемы необходимо дальнейшее проведение разъяснительной работы о положительных результатах представления отчетности в электронном виде и внесение изменений в законодательство РФ о представлении отчетности в электронном виде страхователей с численностью менее 50 человек.

Реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность деятельности персонифицированного учета в ПФР.

Список литературы

1. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования : федер. закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 14. -Ст. 1401.

2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : указ Президента РФ от 7.05.2012 № 601 // Рос. газ. - 2012. - 9 мая.

3. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации / Пенсионная реформа. - М. : Соврем. экономика и право, 2001. - С. 37-38.

4. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения : учеб. пособие / Г. В. Сулейманова. - Ростов н/Д, 2008. - 340 с.

5. Худаев, Д. В. Взаимодействие со страхователями по представлению документов для назначения пенсии в электронном виде / Д. В. Худаев // Пенсия. - 2013. - № 10. - С. 69-71.

6. Чижик, Л. И. Реализация основных функций и задач ПФР в 2014 году / Л. И. Чижик // Пенсия. -2014. - № 1. - С. 32-33.

Сведения об авторе

Сапожникова Надежда Ивановна — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и муниципального права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. law@csu.ru

62

H. H. Cano^HUKOBa

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 17 (372). Law. Issue 43. Pp. 58-62.

INDIVIDUAL (PERSONIFIED) RECORDS AND ITS ROLE IN THE IMPLEMENTATION OF THE PENSION REFORM

N.I. Sapozhnikova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. law@csu.ru

Individual (personalized) accounting is one of the key elements in the Russian Federation carried out the pension reform. On how to be authentic information about the experience and paid insurance premiums placed on individual personal accounts depends on the size of the establishment of pension taking into account the contribution of each person in the development of the state economy and forecasting a further increase in the size of pensions, as well as the revision of tariffs of insurance contributions for compulsory pension insurance.

Keywords: Individual (personalized) accounting, pension reform, citizens' rights to pensions.

References

1. ["About the individual (personified) account in system of mandatory pension insurance". The federal law of 01 April, 1996, no. 27-FZ ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1996, no. 14. art. 1401. (In Russ.).

2. ["About the main directions of improvement of system of public administration". The decree of the Russian President of 07 May, 2012, no. 601]. Rossijskaja gazeta [The Russian newspaper], 2012, 9 May. (In Russ.).

3 Programma pensionnoj reformy v Rossijskoj Federacii [The program of pension reform in the Russian Federation]. Pensionnaja reforma [Pension reform]. Moscow, Sovremennaja jekonomika i pravo Publ., 2001, pp. 37-38. (In Russ.).

4. Suleymanov G. Pravo social'nogo obespechenija [Social Security Law]. Rostov-on-Don, 2008, 340 p. (In Russ.).

5. Hudaev D.V. Vzaimodejstvie so strahovateljami po predstavleniju dokumentov dlja naznachenija pensii v jelektronnom vide [Interaction with insurers on submission of documents for purpose of pension in electronic form]. Pensija [Pension], 2013, no. 10, pp. 69-71. (In Russ.).

6. Chizhik L.I. Realizacija osnovnyh funkcij i zadach PFR v 2014 godu [Realization of the main functions and tasks of Pension Fund of the Russian Federation in 2014]. Pensija [Pension], 2014, no. 1, pp. 32-33. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.