Научная статья на тему 'Полномочия и контрольные функции в сфере пенсионного страхования'

Полномочия и контрольные функции в сфере пенсионного страхования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
671
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зырянова Т. Е., Кот Е. М.

Пенсионная реформа, начавшаяся с января 2002 г., стала крупнейшим на сегодня социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, субъекты обязательного пенсионного страхования исполняют роль активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. В связи с этим необходимо четкое разграничение их полномочий и контрольных функций в ходе реализации реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зырянова Т. Е., Кот Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полномочия и контрольные функции в сфере пенсионного страхования»

Пенсионная реформа

ПОЛНОМОЧИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ*

Т.В. ЗЫРЯНОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита

Е.М. КОТ, старший преподаватель Уральская академия государственной службы

Субъектами обязательного пенсионного страхования согласно ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страхований в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица (рис. 1).

В ряде случаев одно и то же лицо может являться одновременно и страхователем, и застрахованным лицом. Характерным примером этому являются лица, относящиеся к так называемому самозанятому населению, а именно: индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой, нотариусы и т.д. Данные категории граждан осуществляют уплату взносов самостоятельно (т. е. выступают в качестве страхователей) и делают это в том числе за себя (т. е. выступают в качестве застрахованных лиц).

Статьей 12 Закона № 167-ФЗ определен круг специфических полномочий федеральных органов государственной власти, связанных с регулированием правоотношений в сфере обязательного пенсионного страхования, в связи с чем потребовалось обособить их и в качестве отдельных субъектов данного вида страхования. При этом необходимо отметить, что под федеральными органами государственной власти следует понимать не только федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства), но и федеральные органы законодательной власти (Фе-

*Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Уральской академии государственной службы.

деральное Собрание, Государственную Думу и Совет Федерации), органы судебной власти (Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, Конституционный суд РФ), а также Президента РФ в силу ст. 11 Конституции РФ.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ (ПФР). Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации».

Положения о территориальных органах ПФР, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением ПФР.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с ПФР могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Деятельность Пенсионного фонда с 9 марта 2004 г. координируется Министерством здравоохранения и социального развития России, которое наделено в отношении ПФР рядом властных полномочий.

Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную сис-

Лицо, которое осуществляет уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Лица, за которых осуществляется уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Орган, который осуществляет обязательное пенсионное страхование (ПФР, негосударственные пенсионные фонды) Федеральные органы исполнительной власти, законодательной власти, органы судебной власти, Президент РФ

Рис. 1. Субъекты обязательного пенсионного страхования

тему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Федеральным законом предусмотрена субсидиарная ответственность государства по обязательствам Пенсионного фонда перед застрахованными лицами. Данная норма вытекает из статуса ПФР как государственного учреждения, по обязательствам которого в случае нехватки собственных денежных средств в соответствии с п. 2ст. 120 Гражданского кодекса РФ субсидиарную ответственность должен нести собственник соответствующего имущества (т. е. Российская Федерация). Аналогичное правило закреплено и в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования».

Данная норма уже реализуется на практике применительно к системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Так, по причине введения накопительной части трудовой пенсии из системы текущего финансирования выплаты пенсий, ранее функционировавшей исключительно на распределительной основе, ежегодно изымаются значительные суммы денежных средств в виде пенсионных накоплений, направляемые на инвестирование в порядке, определенном Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». В целях компенсации выпадающих доходов из средств феде-

рального бюджета (не являющихся поступлениями от сумм единого социального налога) бюджету Пенсионного фонда начиная с 2002г. выделяются соответствующие дотации.

Предусмотрено положение о том, что Пенсионный фонд и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и на основании Закона № 167-ФЗ. С учетом того, что Федеральный закон «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» не принят, Пенсионный фонд и его органы должны осуществлять свою деятельность на основании Закона № 167-ФЗ, а также на основании Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), которое применяется в части, не противоречащей комментируемому Закону.

Дополнительно к этому каждый территориальный орган Пенсионного фонда осуществляет свою деятельность на основании индивидуального положения о нем, утверждаемого правлением Пенсионного фонда. Таким способом Пенсионный фонд реализует в отношении своих территориальных органов предоставленные ему законом полномочия учредителя. При этом следует заметить, что территориальные органы Пенсионного фонда создаются также в организационно-правовой форме государственных учреждений.

В отдельных случаях, предусмотренных федеральным законом, полномочия страховщика в сфере обязательного пенсионного страхования может осуществлять негосударственный пенсионный фонд. При этом необходимо отметить одну немаловажную деталь.

Согласно комментируемой норме федеральный закон, разрешающий негосударственному пенсионному фонду осуществлять полномочия страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должен также урегулировать все связанные с этим вопросы, как-то:

• порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений;

• порядок инвестирования негосударственными пенсионными фондами средств пенсионных накоплений;

• порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда в негосударственный пенсионный фонд;

• порядок уплаты страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд;

• пределы осуществления негосударственным пенсионным фондом полномочий страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Последнее особенно важно, так как в соответствии с комментируемым Законом № 167-ФЗ на Пенсионный фонд и его территориальные органы возложено большое количество полномочий, в том числе властных (связанных, например, с осуществлением проверки правильности представления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета с правом требования всех необходимых документов и т. д.). Возложение всего этого комплекса полномочий на негосударственные пенсионные фонды представляется необос-

Страхователи

Лица, производящие выплаты физическим лицам

Лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Рис. 2. Страхователи

нованным, поскольку, в отличие от Пенсионного фонда, они не выступают в системе обязательного пенсионного страхования от имени государства, от имени Российской Федерации.

Статьей 6 Закона № 167 определяется круг страхователей в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Данная статья является фактически идентичной ст. 235 Налогового кодекса РФ, определяющей круг плательщиков единого социального налога. Это не удивительно, поскольку круг налогоплательщиков, уплачивающих единый социальный налог, и круг страхователей, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, практически идентичны друг другу.

Согласно положениям статьи мы предлагаем всех страхователей условно разделить на три группы (рис. 2).

Лица, производящие выплаты физическим лицам — это работодатели, производящие выплаты наемным работникам по трудовому договору, заключаемому в соответствии с Трудовым кодексом РФ, по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.

Лица, относящиеся к так называемому самозанятому населению, — это индивидуальные предприниматели, адвокаты и занимающиеся частной практикой нотариусы. При этом следует отметить, что частные детективы приравнены к индивидуальным предпринимателям, что также соответствует ст. 11 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой эти категории налогоплательщиков в рамках налоговых правоотношений не разделяются.

Данная группа страхователей интересна тем, что перечисленные в ней лица уплачивают страховые взносы сами за себя, т. е. выступают одновременно в двух качествах — страхователей и застрахованных лиц. Еще одна особенность этой категории страхователей состоит в том, что в случае наличия у них договора с физическими лицами, за которых в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании необходимо осуществлять уплату страховых взносов в Пенсионный фонд, эта категория страхователей осуществляет уплату страховых взносов по двум основаниям. Одним словом, если индивидуальный предпри-

ниматель заключает трудовой договор с наемным работником, то он обязан осуществлять уплату страховых взносов и за своего наемного работника, и засебя.

И, наконец, третья группа страхователей — это физические лица, приравненные к страхователям, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию:

• физические лица, работающие за пределами РФ, осуществляющие уплату страховых взносов за себя;

• физические лица, осуществляющие уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с комментируемым Законом № 167-ФЗ;

• физические лица, которые имеют право добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в части уплаты страховых взносов сверх установленного для них минимального размера фиксированного платежа.

Статьей 7 определяется круг застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. При этом мы устанавливаем, что обязательному пенсионному страхованию подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства (см. рис. 3).

За граждан РФ, работающих за пределами России, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в обязательном порядке не уплачиваются, поэтому они не могут рассчитывать на получение в этой части соответствующего страхового обеспечения. Данное обстоятельство связано с тем, что уплата всех видов обязательных платежей гражданами, работающими за пределами РФ, осуществляется в соответствии с законодательством государства пребывания либо в соответствии

изменений в Закон № 173-Ф3 не внесено, поэтому иностранные граждане или лица без гражданства, временно проживающие на территории РФ, за которых уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, приобретут право на получение трудовой пенсии только при условии приобретения ими статуса постоянно проживающих.

Факт проживания (как постоянного, так и временного) на территории РФ должен подтверждаться соответствующими данными органов регистрационного учета РФ в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан». Этой же статьей устанавливается круг застрахованных лиц применительно к их трудовому статусу.

Статус застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования в РФ гражданин приобретает в случае, если он:

• работает по трудовому договору или получает вознаграждение по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, либо по авторскому и лицензионному договору;

• самостоятельно обеспечивает себя работой;

• работает за пределами РФ и уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование добровольно.

Следует отметить, что согласно ст. 236 Налогового кодекса РФ выплаты по лицензионным договорам не являются объектом налогообложения единым социальным налогом и, соответственно, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, поэтому лица, получающие вознаграждения по лицензионным договорам, не являются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования.

В данном законе закреплен один из важнейших принципов осуществления обязательного пенсионного страхования, а именно то, что право

с международным договором.

Факт уплаты страховых взносов за временно проживающих на территории РФ иностранных граждан не означает автоматического получения права на трудовую пенсию, поскольку соответствующих

Право на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию при условии уплаты за них страховых взносов имеют

граждане РФ вне зависимости от места проживания

постоянно и временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства

Рис. 3. Лица, имеющие право на страховое обеспечение

на него реализуется только в случае уплаты страховых взносов.

Аналогичное положение закреплено также в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», согласно которой одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является принцип эквивалентности страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию уплаченным страховым взносам.

В случае с обязательным пенсионным страхованием данные положения названных законов приобретают особую актуальность в связи с тем, что согласно формуле расчета пенсии, предусмотренной Законом № 173-ФЭ, основной составляющей методики расчета трудовых пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца является именно сумма страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо и поступивших в Пенсионный фонд.

Права, обязанности и ответственность страховщика

В Законе № 167-ФЗ определены обязанности страховщика. Данная норма является одной из ключевых, поскольку определяет сферу компетенции страховщика в сфере обязательного пенсионного страхования и определяет круг государственно-властных полномочий, которыми данный орган наделяется.

Как указано в ст. 5 данного закона, страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом могут также являться негосударственные пенсионные фонды.

Первым и основным правом страховщика в связи с осуществлением обязательного пенсионного страхования является право проведения у страхователей проверок документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. При этом в ходе проверки орган Пенсионного фонда вправе требовать и получать необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке.

В соответствии со ст. 25 Закона № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается на налоговые органы, поэтому функции по проведению проверок правильности, своевременности и полноты уплаты

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование также возлагаются на налоговые органы. Органы Пенсионного фонда вправе осуществлять лишь проверку правильности и достоверности техдокументов, которые непосредственно связаны с назначением и выплатой страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (страховой и накопительной частей трудовой пенсии), а также с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

С проведением указанных проверок связано и еще одно право Пенсионного фонда, а именно — право требовать устранения выявленных нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании от руководителей и должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Несмотря на то, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговые органы, именно Пенсионный фонд несет всю полноту ответственности за исполнение обязательств, возникающих перед застрахованными лицами в связи с уплатой (поступлением) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Принимая это во внимание, Пенсионному фонду предоставлено право получать у налоговых органов любую информацию, необходимую ему для осуществления обязательного пенсионного страхования, включая налоговую отчетность и информацию, составляющую налоговую тайну.

Еще одним важным правом Пенсионного фонда является право осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда и контроль за их расходованием.

В законодательстве закреплены такие права страховщика, как право представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями и право осуществлять возврат страховых взносов в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц они уплачены. Данные полномочия Пенсионного фонда непосредственно связаны с переходом на учет пенсионных прав граждан в зависимости от поступивших, а не от начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В отличие от прежнего пенсионного законодательства для определения прав застрахованных лиц имеют значение только те суммы страховых взносов, которые поступили в бюджет Пенсионного фонда за конкретное застрахованное лицо, поэтому в законодательстве отсутствует механизм распоряжения и использования Пенсионным фондом тех денежных средств, которые уплачены в

бюджет Пенсионного фонда как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, однако не персонифицированы (т. е. в отношении данных денежных средств на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета нельзя установить, за какое конкретное застрахованное лицо они перечислены).

Из учета поступивших страховых взносов вытекает и правомочие осуществлять представление интересов застрахованного лица перед страхователем. Поскольку в правоотношениях, связанных с возникновением пенсионных прав исключительно по факту поступления денежных средств в пенсионную систему, ответственности за то, что страхователь не заплатил деньги и у застрахованного лица не возникло в связи с этим пенсионных прав, Пенсионный фонд в принципе не несет, бремя защиты пенсионных прав застрахованных лиц перед недобросовестным страхователем в значительной степени смещается в сторону самого застрахованного лица. И в этой ситуации органы Пенсионного фонда в силу предоставленных им законом прав могут помогать застрахованным лицам защищать свои права и представлять интересы застрахованного лица перед страхователем.

Обязанности, возлагаемые на Пенсионный фонд, мы условно разделили на три группы (рис. 4).

Без ведения персонифицированного учета пенсионных прав граждан не может функционировать ни одна развитая пенсионная система мира, поскольку только при помощи такого учета можно установить застрахованному лицу по достижении им пенсионного возраста именно тот размер трудовой пенсии, который адекватен произведенному в период всей трудовой деятельности его вкладу в пенсионную систему.

К моменту начала пенсионной реформы в Российской Федерации в системе индивидуального (персонифицированного) учета уже была осуществлена начальная регистрация сведений обо всех застрахованных

лицах (т. е. в систему были внесены первичные данные о всех гражданах, которые согласно законодательству РФ отнесены к категории застрахованных лиц), и данная система начала функционировать в полном объеме. При этом нужно учитывать, что с началом пенсионной реформы Пенсионному фонду все равно пришлось решать ряд задач, в том числе технологических, связанных с адаптацией системы индивидуального (персонифицированного) учета к особенностям вновь сформированной пенсионной системы.

Главная из этих задач — осуществление учета поступивших за застрахованное лицо страховых взносов. Первоначально персонифицированный учет строился на принципе учета начисленной заработной платы и начисленных страховых взносов. Затем по причине того, что представляемые работодателем сведения о начисленной заработной плате и о начисленных страховых взносах зачастую отличались от той заработной платы, которая на самом деле выплачена работнику и с которой реально уплачены страховых взносы, начиная с 2001 г. был введен учет уплаченных страховых взносов. Однако введение накопительной составляющей пенсионной системы может быть реализовано в случае учета не только начисленных и уплаченных, но и фактически поступивших в пенсионную систему денежных средств.

Обязанность по информированию различных органов и общественных организаций о финансовом состоянии ПФР является достаточно ус-

Обязанности Пенсионного фонда РФ

Управление средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации:

-подготовка обоснования размера тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- составление проекта бюджета Пенсионного фонда и обеспечение его последующего исполнения;

- обеспечение целевого использования средств обязательного пенсионного страхования и контроля за их использованием

Осуществление учета пенсионных прав граждан:

ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей, а также по ведению индивидуального (персонифицированного) учета обо всех категориях застрахованных лиц, включая ведение специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица

Обязанности, связанные с взаимоотношениями между Пенсионным фондом, страхователями и застрахованными лицами:_

- регистрация страхователей, назначение и выплата застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;

- консультирование и информирование страхователей и застрахованных лиц о законодательстве по вопросам обязательного пенсионного страхования, а также по информированию общественности о финансовом состоянии Пенсионного фонда_

Рис. 4. Обязанности Пенсионного фонда России

ловной применительно к ее выполнению именно Пенсионным фондом как субъектом публичных правоотношений, поскольку, как уже указывалось выше, бюджет ПФР и отчет о его исполнении имеют правовую форму Федерального закона, который согласно ст. 15 Конституции РФ подлежит официальному опубликованию. Таким образом, информирование о финансовом состоянии Пенсионного фонда осуществляется в рамках конституционно установленной процедуры принятия и обнародования актов законодательства, в связи с чем не требуетдополнительного регулирования.

Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации

Анализируя нормативно-законодательную базу по пенсионному страхованию, мы установили следующие полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации (см. таблицу).

Следует заметить, что большая часть перечисленных полномочий вытекает из статуса средств обязательного пенсионного страхования как федеральной собственности и, соответственно, положений ст. 71 Конституции РФ, согласно которой федеральная государственная собственность и управление ею отнесены к предмету исключительного ведения Российской Федерации.

Часть предусмотренных комментируемой статьей полномочий предусмотрена также иными

актами законодательства РФ. В первую очередь это касается бюджетного процесса в сфере обязательного пенсионного страхования. В частности, положениями Бюджетного кодекса РФ уже предусмотрена процедура представления, рассмотрения и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов (одним из которых в соответствии со ст. 144 Бюджетного кодекса РФ является Пенсионный фонд) и отчетов об их исполнении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пенсионный фонд обязан составить проект бюджета Пенсионного фонда, который затем утверждается по представлению Правительства РФ федеральным законом, и впоследствии обеспечить исполнение утвержденного бюджета, включая осуществление контроля за правильностью и обоснованностью расходования денежных средств обязательного пенсионного страхования, т. е. за их целевым использованием.

Вопросы определения порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования и управления системой обязательного пенсионного страхования в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» (применительно ко всему обязательному социальному страхованию) в целом отнесены к компетенции Правительства РФ.

Вопросы обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда, в некоторой степени уже урегулированы ст. 5 Закона № 167-ФЗ, предусматривающей субсидиарную ответственность государства по обязательствам ПФР.

Полномочия Федеральный орган государственной власти

Утверждение бюджета ПФР и отчета о его исполнении Правительство РФ, Счетная палата

Определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений

Определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования Правительство РФ

Управление системой обязательного пенсионного страхования Правительство РФ

Обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом ПФР Государство несет субсидиарную ответственность

Определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования

Осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей Минфин России, Федеральная служба по финансовым рынкам

Координация деятельности ПФР Минздравсоцразвития России

Контроль за использованием средств бюджета Счетная палата, Наблюдательный совет, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Минздравсоцразвития России

Контроль за уплатой страховых взносов Налоговые органы

Что касается государственного надзора в части обеспечения прав граждан на получение накопительной составляющей трудовой пенсии, то в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений должны осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, что также не исключает участия в этом процессе других федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Такими органами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 190 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений» являются Минфин России и Федеральная служба по финансовым рынкам. При этом функции по осуществлению государственного контроля и надзора с учетом положений Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закреплены именно за Федеральной службой по финансовым рынкам.

Применительно к названному Указу следует упомянуть еще об одном важном полномочии в сфере обязательного пенсионного страхования, которым наделено Минздравсоцразвития России как один из федеральных органов исполнительной власти, а именно полномочие по координации деятельности Пенсионного фонда (подп. «д» п. 3 Указа).

В соответствии с положениями названного Указа в целях координации деятельности Пенсионного фонда министр здравоохранения и социального развития:

• вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) председателя Правления ПФР;

• принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности ПФР;

• вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ПФР;

• вносит в Правительство РФ по представлению председателя Правления ПФР проекты федеральных законов о бюджете ПФР и об исполнении данного бюджета;

• назначает проверки деятельности ПФР в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

Статьей 9 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» дополнительно закреплено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность ПФР подлежит ежегодной проверке Счетной палатой РФ.

Вопросы правового регулирования правоотношений, связанных с созданием и деятельностью наблюдательного совета ПФР, отнесены к компетенции Правительства РФ.

Опыт создания подобных органов в пенсионной системе уже имеется. В период разработки Закона № 167-ФЗ, а также Федеральных законов № 173-ФЭ и № 166-ФЗ в соответствии с Указом Президента РФ от 08.02.2001 № 137 был создан Национальный совет при Президенте РФ по пенсионной реформе с достаточно широким представительством в нем различных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и общественных организаций.

Основной задачей Национального совета в соответствии с Положением о нем, утвержденным названным Указом, являлось достижение общественного согласия по ключевым вопросам реформирования пенсионной системы.

Несмотря на небольшое количество проведенных заседаний Национального совета в полном составе, а также несмотря на то, что дискуссия вокруг пенсионной реформы в обществе имеет место и по сей день, цель создания данного органа можно считать выполненной (названный Указ утратил силу с 25 октября 2004 г.). При этом работа данного органа позволила в конечном итоге принять важнейшие законодательные акты, направленные на проведение пенсионной реформы.

В отличие от наблюдательного совета Пенсионного фонда общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений создан для обеспечения общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, т. е. в его компетенцию входит более узкий круг вопросов, а именно только те, которые напрямую связаны с формированием и инвестированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации. Деятельность общественного совета также имеет некоторые другие особенности, определенные названным Законом и Положени-

ем об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений, утвержденным упомянутым Указом Президента РФ.

Для осуществления контроля за деятельностью исполнительной дирекции Пенсионного фонда и его региональных органов функционирует ревизионная комиссия Пенсионного фонда (по сути, своеобразный орган внутреннего контроля).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор за использованием средств государственных внебюджетных фондов (в том числе и Пенсионного фонда).

Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» деятельность Пенсионного фонда координируется Минздравсоцразвития России, и министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации также вправе назначить проверку деятельности ПФР в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Возложение полномочий по осуществлению указанного контроля на налоговые органы обусловлено общим направлением государственной политики Российской Федерации в области налоговых правоотношений, а именно тем, что в рамках правоотношений по уплате обязательных платежей в доход государства налогоплательщик должен иметь дело с минимальным количеством

фискальных органов, а в идеальном варианте — с одним. В Российской Федерации таким органом является Федеральная налоговая служба, созданная путем преобразования Министерства по налогам и сборам в соответствии с п. 15 Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», и ее территориальные органы. При этом следует отметить, что конкретизация данного полномочия в части осуществления контроля не только за правильностью уплаты страховых взносов, но и за правильностью их начисления означает обязанность налоговых органов выполнять соответствующие контрольные полномочия не только в части своевременности и полноты уплаты сумм страховых взносов, ноив части правильности применения базы для налогообложения, регрессивной шкалы.

Литература

1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. от 02.11.2006 идоп. от 19.07.2007).

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. от 11.05.2006 идоп. ot09.04.2007).

3. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. М., ЮМ, 2007.

4. Недоцук H.A. Защита прав пенсионера. М., ЭКСМО, 2005.

5. Аранжереев М. М. Как обеспечить достойную старость. М., ЭКСМО, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.