Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.htmI URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/68PSMN217.pdf Статья опубликована 05.06.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Ионова М.С., Шукшина Л.В., Никишов С.Н., Баляев С.И. К проблеме развития навыков общения и конструктивного разрешения конфликтов у студентов в условиях полинационального вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/68PSMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.9
Ионова Мария Сергеевна
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»1
Россия, Саранск Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=702977
Шукшина Людмила Викторовна
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, Москва
Профессор кафедры «Психологии» Доктор философских наук, доцент E-mail: [email protected]
Никишов Сергей Николаевич
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Россия, Саранск Заведующий кафедрой «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=618531
Баляев Сергей Иванович
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Россия, Саранск Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=268380
К проблеме развития навыков общения и конструктивного разрешения конфликтов у студентов в условиях полинационального вуза
Аннотация. Данная работа посвящена проблеме развития навыков общения и конструктивного разрешения конфликтов у студентов полинационального вуза. В статье отражены результаты анализа психологической литературы по рассматриваемой проблеме. Сделан вывод о том, что учет этнопсихологических особенностей представителей разных
1 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
национальностей может обеспечить предотвращение многих межэтнических конфликтов и столкновений.
Авторами представлены результаты эмпирического исследования особенностей поведения в конфликте студентов русской и мордовской национальностей. Сделаны выводы о предпочтении русскими «компромисса» и «сотрудничества», мордвой - «соперничества» и «приспособления». Установлено, что студенты - представители русского народа характеризуются более высокими показателями коммуникативных склонностей, а студенты-мордва - более выраженным коммуникативным контролем.
На основании полученных эмпирических данных авторами сформулировано положение о необходимости целенаправленного развития у студентов (представителей разных национальностей) навыков общения и конструктивного разрешения конфликтов в условиях полинационального вуза, предложены соответствующие рекомендации.
Ключевые слова: стили поведения в конфликте; коммуникативные склонности; коммуникативный контроль; русский народ; мордовский народ; студенты; навыки общения; конструктивное разрешение конфликтов
Одним из актуальных направлений исследований в настоящее время является изучение конфликтного поведения студенческой молодежи. Это своего рода реакция психологического сообщества на рост агрессии в XXI в. В условиях нестабильности, характерной для современного общества, повышается значимость этнической составляющей личности. Во многом это объясняется стремлением молодых людей обрести ориентиры стабильности.
Этнопсихологические особенности как устойчивые характеристики личности определяют отношение человека к миру, отражаются на взаимоотношениях с окружающими, особенностях поведения в конфликтных ситуациях. Учет этнопсихологических особенностей поведения в конфликте представителей разных национальностей, может обеспечить предотвращение многих межэтнических конфликтов и столкновений. Однако приходится констатировать недостаточную разработанность данной проблемы в психолого-педагогической литературе, несмотря на имеющиеся разработки в данной области.
К психологии конфликта обращались К. Томас, Д. Майерс, Дж.Г. Скотт, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, С.М. Емельянов и др. [17; 12; 23; 2; 8]. Конфликтное поведение студентов исследовали Н.Т. Рожков, М.Ю. Пульман и др. [21; 19]. Без должного внимания исследователей все еще остаются особенности поведения в конфликте студентов - представителей разных национальностей [9; 11]. Соответственно, недостаточно изучены и возможности развития навыков общения и конструктивного разрешения конфликтов у студентов в условиях полинационального вуза.
В данной работе мы исследовали особенности поведения в конфликте студентов -русских и мордвы. Выборка составила 40 человек - это студенты Мордовского государственного университета, обучающиеся на разных курсах и направлениях подготовки. Половина из них - русские (группа А), половина - мордва (группа В).
Для изучения стилей поведения в конфликте участников исследования мы использовали методику К. Томаса, позволяющую определить личностную предрасположенность к конфликтному поведению, выявить стиль разрешения конфликтной ситуации [17].
Стиль поведения в конфликте соотносится со способом разрешения конфликтной ситуации. Он во многом определяется готовностью человека удовлетворить свои собственные интересы (пассивен он или активен при этом) и интересы противоположной стороны (действует совместно с другими участниками конфликта или индивидуально). К.У. Томас и Р.Х. Килменн
различают пять основных стилей или стратегий поведения в конфликте. Это избегание, соперничество, приспособление, компромисс (соглашение) и сотрудничество [17].
Согласно полученным нами эмпирическим данным у русских студентов, составивших группу А, преобладающим является такой стиль поведения, как «компромисс». Выявлен у 35% респондентов. «Сотрудничество» характерно для 25%, а «приспособление» - для 20% студентов группы А. «Соперничество» выявлено лишь у 15% респондентов данной группы. К «избеганию» склонен всего 1 человек из 20, т.е. 5% от общего количества студентов -представителей русского народа, участвовавших в исследовании.
У студентов-мордвы, включенных нами в группу В, преобладает «соперничество» - 40%. «Приспособление» выявлено у 30% респондентов данной группы. Процентные доли студентов-мордвы, предпочитающих «сотрудничество», «компромисс» и «избегание» равны - 10% от общего количества респондентов группы В.
Сопоставительные данные предпочитаемых студентами стилей поведения в конфликте отражены на рисунке 1.
Мир Науки
0
1 2 3 4 5
Стили поведения студентов в конфликте
Условные обозначения: ряд 1 - группа А (студенты русской национальности), ряд 2 - группа В (студенты мордовской национальности); 1 - «соперничество», 2 - «сотрудничество», 3 - «компромисс», 4 - «избегание», 5 - «приспособление»
Рисунок 1. Стили поведения в конфликте студентов - русских и мордвы
(составлено авторами)
Представленные эмпирические данные, казалось бы, противоречат мнению Ю.Е. Прохорова и И.А. Стернина о том, что русским несвойственно стремление к компромиссу. Авторы книги «Русские: коммуникативное поведение» отмечают, конфликтность, бескомпромиссность русских. Они стремятся «спорить на победу», доказывают свою правоту [15]. В то же время, ученые пишут о том, что после долгих и эмоциональных споров, русские могут перейти на дружелюбный тон и спокойно общаться дальше. Эмоциональную жестикуляцию, повышение голоса, резкие высказывания чаще не следует воспринимать как недоброжелательность по отношению к собеседнику. Это не проявления авторитарности, а свидетельство высокой эмоциональности общения [15].
Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам является характерной особенностью коммуникативного поведения русских. Они воспринимают спор не как средство нахождения истины. Это, скорее, умственное упражнение, форма эмоционального, искреннего
общения. Конфликты нечасто принимаются русским человеком «близко к сердцу», воспринимаются как нечто личное [15].
Е.В. Сараева, исследовавшая особенности агрессивности у представителей разных национальностей, характеризует русских, как склонных к соперничеству и строгих в оценках. Однако, по мнению автора, это нельзя расценивать в качестве агрессивности и эгоистичности. Русские прямолинейны и несколько наивны, что проявляется в их поведении. Согласно результатам эмпирического исследования Е.В. Сараевой, у русских наиболее выражены эмоциональная агрессия и негативизм, а наименее - физическая и вербальная агрессия. Характерные для русских качества - склонность к переживанию чувства вины, напряженность, недооценивание себя, ранимость способствуют снижению физической агрессии, усиливая самоагрессию [22].
Исходя из вышеизложенного поведение русских в конфликте можно определить, как ярко эмоционально окрашенное. Споры - неотъемлемая и очень важная сторона общения русских. Они ведутся по поводу самых разных вопросов и далеко не всегда имеют глубокий личностный смысл для человека. Спор может плавно перейти в спокойное, мирное общение. Агрессия русского человека носит в большей степени эмоциональный характер, и, нередко, направляется на него самого (самоагрессия). По причине высокой эмоциональности русские производят впечатление людей «бескомпромиссных», а в действительности склонны придерживаться тактик «компромисса» и «сотрудничества» [11].
Особенности поведения в конфликте студентов мордовской национальности можно охарактеризовать следующим образом.
Предпочтение стратегии «соперничества» в конфликтных взаимоотношениях свидетельствует о склонности к противостоянию, некотором упрямстве (или упорстве), проявляющемся не только в преданности своим традициям, обычаям, нежелании менять их, но и в сфере межличностного общения [6]. Полученные нами эмпирические данные подтверждают распространенное в научной литературе представление о соответствующей черте в национальном характере мордовского народа [1; 6].
Тенденция к «приспособлению» в конфликте свидетельствует о готовности приспособиться, уступить сопернику. Представители мордовского народа дорожат отношениями и стремятся поддерживать атмосферу сотрудничества. Они изначально доброжелательны, открыты и радушны по отношению к другому человеку. Эта особенность зафиксирована в этнографических исследованиях мордвы многими учеными [1; 6; 14; 20].
Существование таких противоречивых стратегий поведения в конфликте как «соперничество» и «приспособление» свидетельствует о стремлении стойко и упорно отстаивать собственную позицию при попытках активного приспособления к окружению. Данные характеристики соответствуют некоторым представлениям о менталитете мордовского народа, содержащимся в научной литературе [1; 6].
Так, по мнению Т.А. Волгаевой, упрямство является одной из ментальных черт мордвы. При этом для них характерно стремление жить в ладу и согласии с окружающими, соответствующее сформировавшемуся у представителей данного этноса принципу «жить мирно друг с другом в семье и не враждовать с соседями» [6]. Описывая «национальный тип» мордвы, В.К. Абрамов также отмечает сочетание упорства и застенчивости, свойственные представителям этого этноса [1]. В целом же следует отметить, что особенности поведения в конфликте представителей мордовского народа не становились предметом специального рассмотрения ученых [11].
В данной работе мы также обратились к исследованию коммуникативных склонностей студентов. Это устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения,
Мир Науки
значимые для его социального окружения. Под коммуникативными склонностями понимают умения и навыки общения с людьми, индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в общении, и во многом определяющие его успешность [5].
Особенности коммуникативных склонностей студентов - русских и мордвы исследовались нами при помощи «Методики диагностики коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2). Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень коммуникативных склонностей студентов - русских и мордвы
(составлено авторами)
Уровень коммуникативных склонностей Студенты Значение 1э
Группа А Группа В
Абс. % Абс. %
1. Очень низкий 2 10 4 20 ¿э=2,452 (р<0,05)
2. Низкий 3 15 5 25
3. Средний 6 30 7 35
4. Высокий 7 35 3 15
5. Высший 2 10 1 5
*1Кр=1,686 при р<0,1; ^р=2,024 при р<0,05; ^=2,712 при р<0,01; ^=3,566 при р<0,001
Согласно данным таблицы 1 преобладающим у студентов русской национальности (группа А) является высокий уровень коммуникативных склонностей - 35%. Высший уровень характерен для 10% студентов данной группы. Средним уровнем коммуникативных склонностей характеризуется 30% респондентов группы А. Низкий уровень коммуникативных склонностей выявлен у 15%, а очень низкий - у 10% русских студентов, участвовавших в исследовании.
Что касается студентов мордовской национальности (группа В), то у них преобладает средний уровень коммуникативных склонностей - 35%. Значительное количество представителей данной группы характеризуется низким уровнем коммуникативных склонностей - 25%. У 20% студентов группы В выявлен очень низкий уровень. Коммуникативные склонности высокого уровня характерны для 15%, а высшего - для 5% студентов мордовской национальности. Результаты статистического анализа подтверждают статистически достоверные (значимые) различия в показателях коммуникативных склонностей студентов групп А и В [11].
Представленные эмпирические данные подтверждают распространенное в научной литературе представление об особой, крайне высокой степени значимости общения для русских. Ученые пишут о способности русских людей устанавливать личные отношения на любом уровне социальных отношений, о стремлении к искренности и душевности общения (даже чрезмерной, по мнению иностранцев). Русские, как отмечают Ю.Е. Прохоров и И.А. Стернин, «... любят изливать, даже «выворачивать» душу перед собеседником, не стесняются это делать, не стесняются рассказать о сокровенном; они могут излить душу постороннему, попутчику в поезде» [15]. Чем «коллективнее» люди, тем они общительнее, и тем выше требования к искренности в общении [15].
Характеризуя особенности общения и межличностных отношений мордвы, ученые расходятся во мнении. Так, Т.А. Волгаева, ссылаясь на ряд источников, отмечает необщительность и замкнутых мордвы [6]. Однако этнограф и статистик П.И. Мельников-Печерский придерживается иного мнения. Он пишет: «Посмотрите, с каким достоинством и как свободно мордвин с вами говорит, как непринужденно раскланивается, как легко
протягивает руку, если вы достаточно с ним знакомы, не обращая внимания на разницу в общественном положении между ним и вами» [13, с. 63].
По мнению В.К. Абрамова, мордва все же менее коммуникабельны, чем русские [1]. Об этом свидетельствуют и полученные нами эмпирические данные [11].
Большое значение при разрешении различных конфликтных ситуаций имеет умение контролировать себя в ходе общения. Уровень самоконтроля во многом определяет предпочитаемые стили поведения в конфликте.
Для того чтобы выявить особенности самоконтроля в общении участников исследования мы применили тест М. Снайдера [7]. Результаты отражены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень коммуникативного контроля студентов - русских и мордвы
(составлено авторами)
Уровень коммуникативного контроля Студенты Значение 1э
Группа А Группа В
Абс. % Абс. % 4=3,574 (р<0,001)
1. Высокий 8 40 15 75
2. Средний 5 25 3 15
3. Низкий 7 35 2 10
*1Кр=1,686 при р<0,1; ^р=2,024 при р<0,05; ^=2,712 при р<0,01; ^=3,566 при р<0,001
Согласно представленным данным высокий уровень коммуникативного контроля преобладает в обеих группах студентов. Он выявлен у 40% студентов русской национальности и у 75% студентов мордовской национальности. При таком показателе коммуникативного контроля человек эмоционально сдержан, хорошо контролирует свое поведение, взаимодействуя с окружающими. Он следит за собой, хорошо знает, как себя вести. Вместе с этим испытывает трудности в спонтанном самовыражении, не любит непредвиденные ситуации [7].
Средний уровень коммуникативного контроля характерен для значительного количество студентов группы А (русских) - 25%. В группе В (мордва) их доля не столь велика и составляет 15%. При данном уровне коммуникативного контроля человек непосредственен в общении, искренне относится к другим, но сдержан в эмоциях, зависим от реакции окружающих. Он неконфликтен и склонен «сглаживать углы» при возникновении какой-либо «неловкой» ситуации [7].
Низкий уровень коммуникативного контроля выявлен у 35% студентов группы А (русских) и лишь у 10% студентов группы В (мордвы). Человек с низким коммуникативным контролем импульсивен в общении. Он характеризуется открытостью, непосредственностью, раскованностью. Его поведение мало зависимо от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением окружающих. Такой человек может восприниматься как излишне прямолинейный, нетактичный и навязчивый [7].
Эмпирические данные, полученные при помощи теста М. Снайдера показывают, что уровень коммуникативного контроля студентов мордовской национальности выше уровня коммуникативного контроля студентов русской национальности [9; 11]. Результаты статистического анализа свидетельствуют о том, что различия в показателях коммуникативного контроля студентов - русских и мордвы обнаружены на высоком уровне статистической значимости.
Мы уже отмечали особую значимость общения для русских, характерную для них способность устанавливать личные отношения на любом уровне социальных отношений. Это проявляется и в физическом смысле - короткой дистанции в общении (сверхкороткой с точки зрения европейских норм), и в тематическом - в общении с малознакомыми людьми русские могут затронуть глубоко личные вопросы. Все это служит подтверждением невысокого коммуникативного контроля русских.
Мордва, в отличие от русских, более сдержаны в общении. Они характеризуются менее выраженными коммуникативными склонностями, а содержание их общения с посторонними людьми редко характеризуется интимно-личностной направленностью. Высокие показатели коммуникативного контроля отчасти могут быть связаны еще и с тем, что русский язык не является родным для большинства представителей мордовского народа. Им приходится тщательнее следить за речью в ходе общения [11].
В данной работе мы обратились к исследованию особенностей общения, поведения в конфликте представителей двух этносов - русских и мордвы. Однако российское общество является очень сложным по своему национальному составу. В этой связи особую значимость для россиян приобретают такие качества как эмпатия, толерантность, способность и готовность к эффективному межкультурному и межнациональному взаимодействию [3; 4; 10].
Е.П. Хорошилова отмечает, что «... воспитание культурной, коммуникативной (в широком смысле этого слова) личности является одной из первоочередных и стратегических задач образовательных учреждений, независимо от их территориально-национального расположения, образовательного уровня и профиля» [24].
Особая роль в формировании конфликтологической культуры личности отводится высшим учебным заведениям. Поскольку на специалистах высшего профессионального уровня лежит основная ответственность за развитие страны в культурном и социально-экономическом планах [24].
Полученные нами эмпирические данные подтверждают необходимость целенаправленного развития у студентов (представителей разных национальностей) навыков общения и конструктивного разрешения конфликтов.
Опираясь на результаты анализа психолого-педагогической литературы, предлагаем ряд рекомендаций по развитию у студентов навыков общения и конструктивного разрешения конфликтов в условиях полинационального вуза:
• реализовать на базе психологической службы вуза программу тренинга общения и конструктивного разрешения конфликтов;
• данный тренинг должен быть направлен на формирование навыков общения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в поликультурной среде высшего учебного заведения;
• в качестве задач тренинга следует рассматривать: формирование у студентов умения анализировать свои личностные особенности и особенности других людей; обучение способам адекватного и социально приемлемого в разных культурах выражения эмоций и чувств; развитие умения оценивать различные конфликтные ситуации и находить оптимальные способы их разрешения; закрепление навыков эффективного межличностного взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных предпочтений [10; 16];
• для реализации тренинговой программы следует использовать интерактивные методы социально-психологического обучения (дискуссии, мозговой штурм,
Мир Науки
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
анализ практических ситуаций, моделирование практических ситуаций, ролевые игры и др.);
• на тренинговых занятиях следует проводить беседы, организовывать мини-лекции, включать в программу информационные странички для ознакомления студентов с эффективными приемами вербального и невербального общения, конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций, в том числе, в ходе мультикультурного общения [8; 10; 16; 25];
• необходимым условием эффективности тренинга общения и конструктивного разрешения конфликтов является включение в группу студентов -представителей разных национальностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов В.К. Мордовский народ (1897-1939) [Текст] / В.К. Абрамов. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. - 412 с.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник [Текст] / А.Я. Анцупов, В.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
3. Баляев С.И. Психологические особенности этнической идентичности студентов-эрзян [Электронный ресурс] / С.И. Баляев, М.С. Ионова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - Режим доступа: www.science-education.ru/117-13105.
4. Баляев С.И. Формирование этнотолерантных установок студентов (на примереэрзян и мокшан) [Текст] / С.И. Баляев // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. -Ульяновск, 2015. - С. 368 - 370.
5. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды [Текст] /
A.А. Бодалев - М.: Педагогика, 2003. - 272 с.
6. Волгаева Т.А. Менталитет мордовского этноса: истоки и сущность: историко-культурологический аспект [Текст]: дис. ... канд. истор. наук / Т.А. Волганова. -Саранск, 2007. - 249 с.
7. Диагностика коммуникативного контроля (М. Снайдер) [Текст] / Н.П. Фетискин,
B.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Эксмо, 2002. - C. 120 - 121.
8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянов. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.
9. Завьялова Л.А. Особенности социального интеллекта студентов-представителей мордовского этноса [Электронный ресурс] / Л.А. Завьялова, М.С. Ионова // Огарев-online. - 2015. - № 22. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-socialnogo-intellekta-studentov-predstavitelej-mordovskogo-etnosa.
10. Ионова М.С. Создание полиэтнической образовательной среды вуза как условие успешной адаптации студентов из национальных диаспор [Текст] / М.С. Ионова // Этнопедагогика: психолого-педагогические особенности воспитания и обучения у финно-угорских народов: материалы Республиканской научно-практической конференции. - Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева; Изд. центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева. - 2011. - С. 35 - 38.
11. Ионова М.С. Сравнительная характеристика поведения в конфликте студентов -русских и мордвы [Текст] / М.С. Ионова // Актуальные проблемы и перспективы
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki. com
развития современной психологии: сборник научных трудов по материалам VI Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии» с элементами научной школы для молодых ученых, 9 ноября 2016 г.; Мордов. гос. пед. ин-т. -Саранск, 2016. - Режим доступа:
http://media.wix.com/ugd/38c2df_e4a8ba4116e549f6a66fe23f5327bdc9.pdf.
12. Майерс Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб.: Питер Ком, 1998.
- 688 с.
13. Мельников-Печерский П.И. Ранние рассказы [Текст] / П.И. Мельников-Печерский. - Собрание сочинений. - М.: АСТ, 2009. - 459 с.
14. Никитина Э.В. Этноменталитет мордвы [Электронный ресурс] / Э.В. Никитина. -Режим доступа: http://www.national-mentalities.ru/diversity/nacionalnopsi. hologicheskie_osobennosti_etnosov_rossii/povolzhe/etnomentalitet_mordvy_e_v_niki tina/.
15. Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение [Электронный ресурс] / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/iosif_abramovich_sternin/russkie_kommunikativnoe_pov edenie/read_online.html?page=0.
16. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: учеб. пособие [Текст] / авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. - М.: Психотерапия, 2008. - 144 с.
17. Психология и этика делового общения [Текст] / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 415 с.
18. Психология и этика делового общения [Текст] / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 415 с.
19. Пульман М.Ю. Связь стилей конфликтного поведения и самооценки у студентов [Текст] / М.Ю. Пульман // Молодой ученый. - 2012. - № 12. - С. 419 - 422.
20. Резепова Н.В. Национальный характер: миф или реальность? (в контексте трилогии К. Абрамова «Сын эрзянский») [Текст] / Н.В. Резепова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 12. - С. 107 - 111.
21. Рожков Н.Т. Педагогическая диагностика конфликтного поведения студентов средней профессиональной школы [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Н.Т. Рожков. -М., 2013. - 386 с.
22. Сараева Е.В. Особенности агрессивности у представителей разных национальностей [Электронный ресурс] / Е.В. Сараева. - Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/ 00269720_0.html.
23. Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов / Дж. Скотт. - СПб.: ВИС, 1994. - 430 с.
24. Хорошилова Е.П. Формирование готовности студентов педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов: дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс] / Е.П. Хорошилова. - Ставрополь, 2004. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-studentov-pedagogicheskogo-vuza-konstruktivnomurazresheniyukonfl#ixzz43TKidkdL.
25. Чубарова Ю.Е. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения студентов в условиях диалога культур [Текст] / Ю.Е. Чубарова // Гуманитарное знание: особенности, исторические и современные проблемы: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2016.
- С. 36 - 45.
Ionova Mariia Sergeevna
National research Ogarev Mordovia state university, Russia, Saransk
E-mail: [email protected]
Shukshina Lyudmila Victorovna
Plekhanov Russian university of economics, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Nikishov Sergei Nikolaevich
National research Ogarev Mordovia state university, Russia, Saransk
E-mail: [email protected]
Balyaev Sergey Ivanovich
National research Ogarev Mordovia state university, Russia, Saransk
E-mail: [email protected]
The problem of developing communicative skills and constructive conflict resolution among students
in a multinational institution
Abstract. This work is devoted to the problem of developing communicative skills and constructive conflict resolution among students of a multinational institution. The article reflects the results of the analysis of psychological literature on the problem under consideration. It is concluded that taking into account ethnopsychological characteristics of representatives of different nationalities can ensure the prevention of many interethnic conflicts and clashes.
The authors present the results of an empirical study of the specifics of behavior in the conflict of students of Russian and Mordovian nationalities. Conclusions are drawn about the Russians' preference for "compromise" and "cooperation", Mordovians' - for "rivalry" and "adaptation." It is established that students - representatives of the Russian people - are characterized by higher rates of communicative inclinations, and Mordovian students - more pronounced communicative control.
Based on the empirical data obtained, the authors formulated the idea on the need for targeted development of students' (representatives of different nationalities) communicative skills and constructive conflict resolution in the conditions of a multinational institution, and proposed appropriate recommendations.
Keywords: styles of behavior in the conflict; communicative tendencies; communicative control; Russian people; Mordovian people; students; communicative skills; constructive conflict resolution