Научная статья на тему 'Педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в профессиональном общении преподавателей и иностранных военнослужащих'

Педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в профессиональном общении преподавателей и иностранных военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА / УСЛОВИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА / КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА В ДИАДЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННЫЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ТРЕНИНГ / ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ / CONFLICT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MILITARY COLLEGE / CONFLICT RESOLUTION CONDITIONS / CONSTRUCTIVE CONFLICT RESOLUTION IN A DYAD TEACHER A FOREIGN SOLDIER / CONFLICT SERVICE / CONFLICT COMMISSION / TRAINING / GOAL AND OBJECTIVES OF TRAINING SESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васянина Оксана Леонидовна

В статье рассматриваются условия конструктивного разрешения конфликтов в профессиональном общении преподавателей военного вуза и иностранных военнослужащих. Дано определение тренинга, перечислены цели и задачи тренингов или тренинговых методик при проведении занятий по конструктивному разрешению конфликтов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васянина Оксана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDAGOGICAL CONDITIONS OF CONSTRUCTIVE SETTLEMENT OF CONFLICTS IN THE PROFESSIONAL COMMUNICATION OF TEACHERS AND FOREIGN MILITARY SERVANTS

The article discusses the conditions оf the constructive resolution of conflicts in the professional communication of teachers of a military college and foreign military personnel. The definition of the training is given, the goals and objectives of the trainings or training methods are listed when conducting constructive conflict resolution classes.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в профессиональном общении преподавателей и иностранных военнослужащих»

6. Шалаев В.П., Нидермайер К. Поля социальной работы и роль права в ней (опыт Германии): между образованием и практикой // Интеграция образования. Т. 21. № 2. 2017. С. 184-193.

7. Campbell, K.N. and Ellis, S.J. The (Help) I-Don't-Have-Enough-Time Guide to Volunteer Management: Energize Inc. 2004.

8. Psacharopoulos G., Papakonstantinou G. (2005) The real university costs in a «free» higher education country // Economics of education review. Vol. 24. No.1. Р. 103-108.

9. Femida Handy, Meenaz Kassam, Sharjah Jillian Ingold, Bhagyashree Ranade From Seva to Cyberspace. The Many Faces of Volunteering in India. SAGE Publications Pvt. Ltd., 2012. 272 р.

10. Fisher, J.C. and Cole, K. Leadership and Management of Volunteer Programs: A Guide for Volunteer Administrators: Jossey-Bass Non-Profit Series, 1993.

11. Fischer L. R., Schaffer K. Bannister Older Volunteers. A Guide to Research and Practice. Published: May 1993.

12. Wachter Ghio J. Classroom Volunteers. Uh-Oh! or Right On! - Educational consultant, Baltimore, MD. 1999. 104 p.

Педагогика

УДК 159.9: 378.

преподаватель Васянина Оксана Леонидовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ИНОСТРАННЫХ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье рассматриваются условия конструктивного разрешения конфликтов в профессиональном общении преподавателей военного вуза и иностранных военнослужащих. Дано определение тренинга, перечислены цели и задачи тренингов или тренинговых методик при проведении занятий по конструктивному разрешению конфликтов.

Ключевые слова: конфликт в учебно-воспитательном процессе военного вуза, условия разрешения конфликта, конструктивное разрешение конфликта в диаде преподаватель - иностранный военнослужащий, конфликтологическая служба, конфликтологическая комиссия, тренинг, цель и задачи тренинговых занятий.

Annotation. The article discusses the conditions оf the constructive resolution of conflicts in the professional communication of teachers of a military college and foreign military personnel. The definition of the training is given, the goals and objectives of the trainings or training methods are listed when conducting constructive conflict resolution classes.

Keywords: conflict in the educational process of a military college, conflict resolution conditions, constructive conflict resolution in a dyad teacher - a foreign soldier, conflict service, conflict commission, training, goal and objectives of training sessions.

Введение. Рассмотрим педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в межличностном взаимодействии преподавателей военного вуза и иностранных военнослужащих.

Анализ научно-педагогических источников показал, что единого понятия «педагогические условия» не существует, несмотря на то, что это понятие часто используется в научной литературе и диссертационных исследованиях. Мы под педагогическими условиями понимаем факторы, обеспечивающие эффективность, а также качественные результаты педагогической системы.

Изложение основного материала статьи. Тренинг и тренинговые методики представляют собой одно из условий конструктивного разрешения конфликтов в диаде преподаватель - иностранный военнослужащий.

Тренинги применяются в практике обучения навыкам результативного поведения в конфликтах, также конструктивного их разрешения [1]. Это подтверждается исследованиями Н.А. Гришиной, С.В. Баныкиной, В.Н. Борисова и др. Принципы организации учебного тренинга рассматриваются в исследованиях Н.Н. Васильевой [2], Г.И. Марасановой [3]; А.С. Прутченкова [4], Г. Смита [5].

Разделим тренинги по формированию умений и навыков конструктивного разрешения конфликтов на подгруппы:

1) тренинги умений и навыков конструктивного завершения конфликта. Выделим основные задачи, решаемые при помощи данного вида тренингов:

- приобретение умений и навыков по разрешению конфликта;

- улучшение психологического климата;

- разряжение напряжённости между конфликтующими сторонами;

- диагностическая функция;

- получение дополнительной информации о конфликтующей стороне;

2) тренинги по профилактике конфликтов в организации.

Задачи, выдвигаемые при реализации этой подгруппы тренингов:

- создание организационно-психологических условий для предупреждения возникновения конфликтных ситуаций в профдеятельности;

- снятие напряженности конфликтного противостояния в коллективе.

Цель тренинговых занятий:

- получение участниками тренинга умений и навыков по конструктивному разрешению конфликта в учебно-воспитательном процессе военного вуза.

Задачи:

- формирование умений и навыков конструктивного разрешения конфликта в диаде преподаватель -иностранный военнослужащий;

- обеспечение саморазвития личности преподавателя как субъекта познания;

- помощь участникам тренинга в коррекции поведения в сторону снижения их конфликтогенности.

В диссертационном исследовании Черняевой Т. Н. говорится, что содержательные и организационные свойства тренинга способствуют формированию конфликтологических умений и навыков, а потом генерализируют их в устойчивые профессионально значимые качества при разрешении конфликтов [6].

Это возможно при следующих условиях:

- организационная целесообразность тренинга в учебной группе;

- целенаправленное и продуманное по содержанию соответствие тренинга профкачествам учащихся при управлении конфликтом;

- нормативное соотношение тренинга видам и этапам педагогической деятельности согласно процессу обучения.

Проводимые на занятии с педсоставом тренинги по формированию умений и навыков конструктивного разрешения конфликта направлены не только на интенсивную выработку и усвоение конфликтологических знаний, но и на обеспечение саморазвития личности преподавателя как субъекта познания. Тренинги способствуют личностному росту, позитивному разрешению как внутриличностных, так и групповых конфликтов, развитию самокритичности обучающихся, обеспечивают объективный взгляд на конфликт в педагогической среде.

Тематика занятий с использованием тренинга осуществляется на основе цели и задач курса. Например, тренинг общения - активная форма работы, задачей которого является приобретение знаний, умений, а также коррекция, формирование установок, необходимых для эффективного педобщения.

Проведение тренинга общения требует соблюдение определенных этических норм: участие в тренинге на добровольной основе; учащимся предоставляется информация о целях, способах проведения тренинга, видах тренинга и т. д. Эффективное использование тренинга для конструктивного разрешения педконфликтов в профсреде возможно, если тренинг выступает как средство, помогающее сформировать навыки по разрешению конфликтов в образовательной среде. Тренинг характеризуется тремя функциями -содержательной, организационной, обучающей.

Следующее условие конструктивного разрешения конфликтов в профессиональном общении преподавателей военного вуза - это создание благоприятной атмосферы в учебно-воспитательном процессе. Составляющим данного условия при формировании конструктивного разрешения конфликтов в межличностном взаимодействии преподавателей военного вуза и иностранных военнослужащих мы считаем организацию работы конфликтологической службы. Функции службы - диагностическая, профилактическая, коррекционная. Сущность первой функции - выявление психологической атмосферы, определение конфликтогенных участков. Вторая функция сводится к профилактике конфликтного поведения за счёт воспитания поликультурного сознания. Средства этой функции - это организация и проведение коммуникативных тренингов, ролевых игр... Третья функция связана с разрешением конфликтов. Средства -психологические и педагогические.

В данное время конфликтологическая служба представляет собой немаловажное звено структуры военного вуза не только для разрешения внутривузовских конфликтов между преподавателями и иностранными слушателями, командным составом и ИВС, но и для разрешения межличностных конфликтов, возникающих в процессе профессиональной адаптации выпускников военного вуза.

Составляющей конфликтологической службы является конфликтологическая комиссия. Целью деятельности комиссии военного вуза является:

- предоставление работникам военного вуза консультаций по разрешению сложных этических и конфликтных ситуаций;

- профилактика конфликтных ситуаций;

- выбор стратегий разрешения конфликтов в диаде преподаватель - ИВС, командный состав -иностранный военнослужащий;

- обеспечение взаимодействия командно-преподавательского состава и представителей военных ведомств при дипломатическом представительстве или миссии разных стран, а также иностранных слушателей;

- оказание консультативной помощи при разрешении конфликтов, возникающих в процессе профадаптации офицеров-выпускников.

Отметим, что для профилактика конфликтных ситуаций в 2014 году на базе филиала военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани было разработано «Положение о нормах профессиональной этики научно-педагогических работников военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил. » [7].

Вследствие конфликтов, возникающих в учебном процессе в диаде преподаватель - иностранный слушатель, мы рекомендуем внести следующее изменение в работу данной комиссии: при разрешении конфликтов между профессорско-преподавательским составом и ИВС, а также между иностранными слушателями и офицерами ввести в состав комиссии наиболее авторитетных представителей национальных групп специального факультета.

Основными целями расширенного состава комиссии являются:

- профилактика конфликтных ситуаций между ИВС и преподавателями, между иностранными военнослужащими и командным составом вуза;

- определение конфликтогенных участков в учебно-воспитательном процессе;

- поиск стратегий разрешения конфликтов;

- обеспечение взаимодействия руководства Министерств обороны разных стран и командного состава военного учреждения.

Проведение заседания комиссии возможно при письменном обращении участников учебно-воспитательного процесса, содержащее информацию о возникшей конфликтной ситуации.

Заседание комиссии проводится в присутствии педработника, командира, курирующего иностранную группу, между которыми произошёл конфликт.

В связи с этим представляется возможным смоделировать вариант конфликтологической комиссии военного вуза.

1. В состав конфликтологической комиссии может входить 5-6 квалифицированных представителей научно-педагогических работников военного учреждения, избираемых ученым советом вуза. Состав комиссии утверждается приказом начальника военного вуза.

2. При возникновении конфликтов в учебное и во внеаудиторное время между преподавателями и ИВС, офицерами и ИВС состав комиссии возрастает за счёт представителей национальных групп спецфакультета. Расширенный состав комиссии утверждается приказом начальника вуза.

3. Состав комиссии формируется так, чтобы не было возможности возникновения конфликта интересов, способных повлиять на принимаемые комиссией решения.

4. Председатель конфликтологической комиссии избирается открытым голосованием.

Среди направлений работы службы выделим следующие:

- работа комиссии по профэтике;

- конфликтологическое сопровождение в профадаптации специалистов военного вуза;

- разрешение конфликтов в учебной деятельности в диаде преподаватель - курсант (ИВС), офицерский состав - курсант (ИВС).

Выводы. Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод: выявленные педагогические условия способствуют не только конструктивному разрешению конфликтов в межличностном взаимодействии преподавателей и иностранных военнослужащими, но и позволят сократить количество конфликтов в учебном процессе.

В статье рассмотрена лишь часть условий конструктивного разрешения конфликтов в профессиональном общении преподавателей военного вуза. Все это оставляет возможности для продолжения исследований в данном направлении.

Литература:

1. Бостанжи А. П. Подготовка студентов к преодолению межкультурных конфликтов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Калининград, 2008. - С. 16.

2. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: Автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.05 / Ю.А. Менджерицкая. — Ростов н./Д.: изд-во РГУ, 1998. - С. 22.

3. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1991. — 45 с.

4. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2001. - 334 с.

5. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ: Пер. с англ. / Я. Стюарт, В. Джойнс. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - С. 330.

6. Черняевой Т. Н. «Тренинг как средство формирования конфликтологической культуры менеджера в вузе». Автореф. дис. канд. пед. наук. — Калининград, 2004.— С. 16.

7. Положение о нормах профессиональной этики научно-педагогических работников военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (филиал г. Сызрань, Самарской обл.) - Сызрань, 2014. - С. 34.

Педагогика

УДК:37.06

кандидат педагогических наук, доцент Вознесенская Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Бакулина Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация. На современном этапе развития информационного общества официальные сайты играют все более значительную роль в деятельности образовательных организаций. От его содержания, организационной структуры и функциональности зависят не только успех взаимодействия организации с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Ключевые слова: сетевое пространство образовательных организаций; сайт вуза; сайт школы; сайт учителя; критерии оценки эффективности сайтов; информационное взаимодействие.

Annotation. At the present stage of development of the information society, official websites play an increasingly significant role in the activities of educational organizations. Not only the success of the organization's interaction with the outside world, but also the educational processes that take place inside the educational institution depend on its content, organizational structure and functionality.

Keywords: network space of educational organizations; university website; school website; teacher's site; criteria for evaluating the effectiveness of sites; information interaction.

Введение. В настоящее время наличие официального сайта образовательной организации в сети Интернет является нормой. В силу различий самих образовательных организаций их официальные сайты значительно отличаются по содержанию и функциональности, и, как показывают различные рейтинги и конкурсы сайтов, повышение качества сетевых ресурсов является актуальной проблемой для многих общеобразовательных организаций.

Формулировка цели статьи. Цель статьи состоит в том, чтобы на основании анализа результатов общероссийского рейтинга сайтов образовательных организаций выявить основные проблемы разработки и функционирования их официальных сайтов, а также обосновать пути совершенствования и модернизации интернет-представительства образовательных организаций.

Изложение основного материала статьи. Традиционно официальный сайт образовательных организаций представляет собой совокупность веб-страниц, объединенных одним доменным именем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.