В организациях, вырабатывающих политику и обеспечивающих выполнение законов и инструкций, стратегии осуществляются иначе, чем в обслуживающих организациях. Например, в ведомствах, обеспечивающих исполнение законов, стратегия, ориентированная на потребителя, более сложна. В подобных организациях по-разному реализуется и стратегия управления. Некоторые из них, например, полиция и суды, в принципе должны предъявлять каждому клиенту равные требования или, по меньшей мере, одинаково относиться к разным категориям клиентов. Поэтому существуют пределы самостоятельности, которая может предоставляться их сотрудникам. Однако возникает вопрос: «Если коррупция и раздача должностей и постов является нормой, возможно ли децентрализовать власть?» Они полагают: по мере того как реформаторы ослабляют старые системы контроля, взамен они должны создавать новые системы - информационные системы управления, системы вознаграждений, системы аудита и системы, преследующие коррупцию. Когда не удается использовать рыночную конкуренцию для вознаграждения реальных результатов, возможно,
лучшим вариантом является предоставление свободы действий - постепенно, организации за организацией, как поступила программа «Следующие шаги» в Великобритании. Используя этот подход, инноваторы сумеют предоставить организации свободу от всеохватывающего централизованного управления только после того, как организация доказала свои способности вскрывать и контролировать коррупцию, раздачу должностей и постов и политическое манипулирование государственными служащими.
Литература
1. Локк Дж. Избранное.- М.: Наука, 1979. - Т.3. - 317с.
2. Albert M. Capitalisme contre capitalisme. - P.: Editions du Seuil, 1991.-289p.
3. Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов.-М.,2001.-316с.
Literature
1. Lokk DJ. Izbrannoe.-M., « Nauka», 1979.- V.3.,317p.
2. Albert M. Capitalisme contre capitalisme. -P.: Editions du Seuil, 1991.-289p.
3. Osborn D., Plastrik P. Upravlenie bez byrakratov.-M., 2001.316p.
Сведения об авторах
Латыговская Татьяна Петровна - специалист по учебно-методической работе 1 категории кафедры философии Томского политехнического университета, г.Томск, e-mail: [email protected].
Data on authors
Latygovskaja Tatyana Petrovna - The Expert on educational-methodical work of 1 category of department of philosophy of Tomsk Polytechnical University, Tomsk, e-mail: [email protected].
УДК 37.014.54:316.3 ББК 60.561.1
К.Е. Панасенко
К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РЫНКОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Адаптация отрасли образования к новым рыночным условиям требует поиска новых подходов к управлению, основанных на знаниях и последних достижениях экономики и социально-гуманитарных наук. Одним из них является кластерный подход. В данной статье автор раскрывает понятия «кластер», «региональный кластер» и предлагает модель управления региональной системой образования на основе кластерного подхода.
Ключевые слова: образование, региональное образование, рынок образовательных ресурсов, кластер, кластерный подход, региональный кластер, инфраструктура.
K.E. Panasenko
CONCERNING THE PROBLEM OF MANAGEMENT MODEL OF REGIONAL EDUCATIONAL RESOURCES MARKET
Adaptation of the education branch to the new market conditions requires the search of new approaches to management, based on knowledge and the latest achievements of economics, social sciences and humanities. Cluster approach is one of them. In the article the author reveals the concepts of "a cluster", "a regional cluster" and suggests the management model of regional educational system on the basis of cluster approach.
Key word: education, regional education, educational resources market, cluster, cluster approach, regional cluster, infrastructure.
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: модернизация институтов образования как инструментов социального
развития; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг; обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики региона; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [3].
Адаптация отрасли образования к новым рыночным условиям требует новых подходов к управлению рынком образовательных ресурсов, основанных на экономических принципах воздействия, интеграции ресурсов, определении общих интересов и точек взаимодействия между всеми участниками этого рынка. К числу их относится кластерный подход, появившийся в западной региональной экономике благодаря исследованиям М. Портера. Под кластером он понимал «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга
[5].
Кластерный подход к управлению рынком образовательных ресурсов предполагает формирование регионального образовательного кластера, представляющего собой интеграцию образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на основе стратегических ориентиров, единых нормативов и стандартов функционирования, применения инновационных технологий. Это сложная и многоуровневая, внутренне дифференцированная открытая система, посредством которой формируется благоприятная образовательная среда региона и представляются услуги населению. Объединенные в региональный кластер структуры, позволяют получить дополнительный синергетический эффект от их деятельности.
В структуре регионального кластера выделяют три взаимосвязанных элемента:
1. Фирмы-лидеры - ключевые для данной отрасли компании, осуществляющие производство товаров для региона и/или экспортирующие свою продукцию за его пределы.
2. Поставщики, которые призваны обеспечивать ведущих компаний-производителей сырьем, комплектующими, запасными частями, дополнительными услугами. Важность этого элемента состоит в том, что от качества поставщиков и их достаточного количества зависит благополучие всего кластера в целом.
3. Окружение - социальные инфраструктуры [1].
В настоящее время исследователями описаны
основные характеристики кластеров, на комбинациях которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:
-географическая: построение пространственных кластеров, начиная от сугубо местных до подлинно глобальных;
-горизонтальная: несколько отраслей/секторов
могут входить в более крупный кластер;
-вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участником является инициатором и конечным исполнителем инновации в рамках кластера;
-латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за
счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям;
-технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией;
-фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - предприятия, НИИ, учебные заведения;
-качественная: здесь существен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают [7].
Рассматривая понятие регионального кластера, на наш взгляд, необходимо обратить внимание и на условия его функционирования.
Одним из необходимых условий для функционирования и развития кластера является наличие объектов инфраструктуры (В.Г. Афанасьева, Н.А. Антонова, Д.А. Керимова, Л.Н. Коган, Н.И. Лапина, Л.А. Олесневича, В.Р. Полозова, О.И. Шкаратана, Ж.Т. Тощенко и др.).
В социальном энциклопедическом словаре понятие «инфраструктура» трактуется «как оснащенность территории, учреждений, организаций и т. п. материальными, техническими и институциональными средствами, обеспечивающими функционирование и воспроизводство данной системы, причем производственная инфраструктура обеспечивает материальное производство, а непроизводственная инфраструктура опосредовано связана с процессом производства (подготовка кадров, образование, здравоохранение)» [6].
Наличие развитой инфраструктуры может выступать дополнительным конкурентным преимуществом кластера в регионе. С одной стороны, инфраструктура выступает как фактор, усиливающий развитие кластера, а с другой - тормозящий. Сложность инфраструктурной составляющей кластера определяется сложностью самого кластера как системы взаимосвязанных отраслей основного, вспомогательного и поддерживающего производства. Также необходимо отметить, что эффективность функционирования различных видов инфраструктуры обусловливается их совместимостью. Отраслевая направленность большей части элементов инфраструктуры на стержневую отрасль кластера будет выступать в этом случае как некое интегрирующее начало.
Таким образом, инфраструктура кластера должна рассматриваться как отдельная структурная его часть и в то же время как необходимое условие нормального функционирования кластера.
К факторам, способствующим развитию кластера, также относят концентрацию поставщиков на территории региона; наличие квалифицированного научного потенциала и базы для его подготовки; наличие научно-исследовательской и экспериментальной базы; развитость и качество системы высшего образования; традиции производственной кооперации; активную позицию государственной власти в вопросах формирования кластера; традиции территориально-хозяйственного планирования.
К факторам, препятствующим развитию кластера можно отнести низкое качество поставщиков и низкую эффективность системы поставок; неадекватность образовательных и научно-
исследовательских программ; слабые связи между высшими и средними профессиональными учреждениями, НИИ и другими социальными инфраструктурами; низкое качество бизнес-климата; низкую эффективность отраслевых и профессиональных ассоциаций; слабая позиция государственной власти в вопросе формирования кластера; недостаточный опыт конкурентной борьбы у большей части российский социальных инфраструктур [3].
При определении кластера как организационного образования необходимо обратить внимание и на определение выгод и эффектов, которые дает кластер для региона, местных органов власти, бизнеса, предприятия и населения.
Вопросы, связанные с региональными выгодами кластера, поднимаются в работах М. В. Медведевой. По ее мнению, преимущества от организации кластеров в регионе являются:
-обеспечение более полной занятости населения и стабилизация уровней доходов;
-повышение роли добавленной стоимости во всех ее функциях;
-развитие производственной и социальной инфраструктуры региона, что, в свою очередь, обеспечивает повышение эффективности хозяйствования в других сферах деятельности;
-обеспечение долговременной социальноэкономической стабильности в регионе;
-формирование позитивного имиджа региона [4]. На основе анализа работ в области теории и практики кластерного подхода мы можем выделить ряд преимуществ, которые дает данный подход для различных его участников. Для региональной системы образования кластер предоставляет широкие возможности концентрации ограниченных ресурсов при обеспечении качества и доступности образовательных услуг, усиление конкурентных преимуществ. Региональным органам государственной власти кластер предлагает инструментарий эффективного регулирования рынка образовательных ресурсов и его взаимодействия с рынком труда. Для общества развитие кластеров позволяет улучшить качество образовательных услуг, расширить ассортимент, а также увеличить количество рабочих мест, развить жилищную, транспортную инфраструктуры, реализовать иные социальные цели.
Все это означает увеличение качества жизни населения региона, рост производительности его труда за счет расширенных возможностей инвестирования в человеческий капитал и использования современных технологий.
В российском обществе кластерный подход недостаточно осознан и не в полной мере задействован в сфере образования. Главными препятствиями на пути развития кластера в нашей стране являются во-первых, слабая осознанность и недостаточная изученность и распространенность данного феномена; во-вторых, историко-культурные факторы, детерминирующие преобладающую роль государства в принятии хозяйственных решений; в-третьих, низкий уровень развития конкурентной среды и предпринимательской культуры.
Предлагаемая нами модель кластерного подхода к управлению региональным рынком образовательных услуг включает в себя две подсистемы. Первая подсистема представлена субъектами управления (органы государственного управления образованием и другими социально-экономическими сферами, образовательные учреждения, прямые и косвенные заказчики образовательных услуг, общественность, бизнес-окружение). Вторая характеризует процессы их взаимодействия (реализация целевых программ развития образования, повышение конкурентоспособности рынка образовательных услуг, формулировка целей и задач, разработка и внедрение технологий, подготовка кадров для системы образования и управления кластером).
Разработка модели управления региональным рынком образовательных ресурсов на основе кластерного подхода предполагает:
1. Институциональный анализ рынка образовательных услуг с целью выявления потенциалов для кластерного объединения, который проводят органы государственной власти.
2. Определение принципов построения образовательного кластера и его структуры.
3. Формирование кластера: поиск и отбор ком-паний-лидеров, изучение рынка образовательных услуг, анализ и формирование блока заказчиков ком-паний-лидеров и потребителей.
4. Определение координирующего органа кластера, осуществляющего организационные функции.
5. Оценку внешней среды: анализ конкурентных преимуществ и рыночных угроз кластера, оценка воздействий кластера на систему образования и экономику региона.
6. Разработку стратегии и планов мероприятий по совершенствованию кластерной инфраструктуры.
7. Определение направлений совершенствования «внутрикластерных» отношений, разработку системы мониторинга развития кластера и оперативный контроль за его функционированием.
Исходя из выше изложенного, мы считаем, что в настоящее время необходимы теоретическое обоснование и апробация модели образовательного кластера на региональном уровне.
Литература
1. Банин А.С. Совершенствование управления системой
здравоохранения региона на основе кластерного подхода [Текст]. автореф....канд. экон. наук: 08.00.05. - Томск, 2006.
2. Казаков М.Г. Теоретические и прикладные аспекты формирования и развития текстильного кластера региона (по материалам Ивановской области) [Текст]. автореф ..канд. экон. наук:
08.00.01, 08.00.05. - Иваново, 2006.
3. Концепция модернизации российского образования на пе-
риод до 2010 года [Электронный ресурс]: Одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756 - Режим доступа к изд.: htpp://www.dhttp://www.dvgu.ru/umu/MO
RF/consept/con 1_02. htm. - Систем. требования: IBM PS; Internet Explorer.
4. Медведева М.В. Региональные конкурентные преимущества: теоретико-прикладной аспект [Текст]. автореф. ...канд. экон. наук: 08.00.01, 08.00.05. - Иваново, 2005.
5. Портер М. Международная конкуренция [Текст]. - М.: Международные отношения, 1993.
6. Российская социологическая энциклопедия [Текст]/под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1998. - 672 с.
7. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития [Текст] //Теория и практика управления. - 2003. - № 5.
Literature
1. Banin A.S. Improvement of the Regional Public Health System
Management on the Basis of Cluster Approach [Text]. Synopsis of Thesis...Ph.D. in Economics: 08.00.05. - Tomsk, 2006.
2. Kazakov M.G. Theoretical and Applied Aspects of Regional Textile Cluster Forming and Development (on the material of Ivanovo
region) [Text]. Synopsis of Thesis.. Ph.D. in Economics: 08.00. 01.
08.00.05/M.G. Kazakov. - Ivanovo,
2006.
3. Conception of the Russian Education Modernization for the Period till 2010. [Electronic resource]: Approved by the Russian Fed-
eration Government, December, 29, 2001, № 1756 - r - Access conditions: htpp://www.dhttp://www.dvguuu.ru/umu/MO RF/consept/con 1_02. htm. - System requirements: IBM PS; Internet Explorer.
4. Medvedeva M.V. Regional Competitive Advantages: Theoretical - Applied Aspect [Text]. Synopsis of Thesis.... Ph.D. in Econom-
ics: 08.00.01. 08.00.05. -Ivanovo, 2005.
5. Porter. M. International Competition. [Text]. - M.: International Relations, 1993.
6. Russian Sociological Encyclopedia [Text]/Edited by Academician of Russian Academy of Sciences, G.V. Osipova. - M.: Publishing Group NORMA-INFRAM, 1998.-672 c.
7. Tsikhan T.V. Cluster Theory of Economic Development [Text]/T.V. Tsikhan//Theory and Practice of Management. - 2003. - №
5.
Сведения об авторах
Панасенко Карина Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Белгородского государственного университета, докторант кафедры социальных технологий, г. Белгород, e-mail: [email protected].
Data on authors
Panasenko Karina Evgenjevna - cand. Of Psychology, Associate Professor of the Chair of Special Pedagogics and Psychology of the Belgorod State University, Doctorant of the Chair of Social Technologies, Belgorod, e-mail: [email protected].
УДК 342.393 ББК 60.524.224
Е.А. Гармажапова
ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ВО ВНУТРИКОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ
(* Исследование по данной проблематике проводится в рамках проекта РФФИ «Развитие коммуникативных навыков личности в зависимости от степени диалогичности информационной среды», № 08-06-00487 «а».)
Статья посвящена проблемам понимания и взаимопонимания в сфере внутрикорпоративной коммуникации. Теоретическая часть подкреплена эмпирическими данными изучения уровня развития коммуникативных навыков руководителей среднего и высшего звена. В исследовании использован инновационный метод интенционального (мотивационноцелевого) анализа процессов общения.
Ключевые слова: социальная коммуникация, внутрикорпоративная коммуникация, семиосоциопсихология, интенцио-нальность, метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа, взаимопонимание.
E.A. Garmazhapova
PROBLEMS OF EFFECTIVENESS OF COMMUNICATION INTERACTIONS IN THE INNER CORPORATE GOVERNANCE
This article is dedicated to the problems of understanding and mutual understanding in the inner corporate communications area. The article contains the empirical data of studying the communication skills level with middle and senior managers. An innovative international (motional-target) method of communication process analysis is used in the following research.
Key words: The social communications, inside corporate communications, semiosociopsychology, intentions, method intentions (motivations-target) analysis, mutual understanding.
Задачи успешного развития и функционирования предприятий и организаций в современной России обращают исследователя социальных процессов к анализу и поиску путей совершенствования такого сложного, многофакторного феномена, как внутрикорпоративная коммуникация. Она рассматривается нами как составная часть социальной коммуникации, представляющей собой универсальный социальный механизм, ориентированный на «... мотивированный и целенаправленный обмен идеями, установками и ценностными ориентациями, образцами поведения и деятельности» [4, 44].
Поскольку качество коммуникативных взаимодействий между сотрудниками определяет успешность функционирования любой организации, закономерно, что для обеспечения эффективности современного производства и его качественного роста
в постоянноменяющейся внешней среде внутрикорпоративная коммуникация превращается в стратегический ресурс управления.
В 1980-90-е гг. в нашей стране были начаты разработки концептуального аппарата и технологий новой модели социального управления - модели социально-ориентированного управления, которая в отличие от авторитарно-технократической включает обратную связь в состав управленческого цикла. В основе этой модели лежит экоантропоцентрическая (человеко-средовая) парадигма социального познания и социальной практики, разработанная российским ученым Т.М. Дридзе [3].
Составной частью экоантропоцентрической парадигмы является более известная, в силу своей более ранней разработки, парадигма семиосоциоп-сихологическая, в рамках которой оптимальный ва-