PSYCHOLOGICAL SCIENCE
Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-287-293 EDN: https://elibrary.ru/dncfyv NIION: 2003-0059-1/24-986 MOSURED: 77/27-003-2024-01-185
К проблеме психологического обеспечения надежности базовых сенсомоторных уровней профессиональных действий специалиста силовых структур
Андрей Юрьевич Федотов
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Анализируются теоретические и методические вопросы повышения надежности базовых сенсомоторных уровней, основанные на теоретическом подходе Н. А. Бернштейна, В. П. Зинченко, раскрывающем поуровневый принцип построения действий и структуры сознания, развиваемый в трудах Б. М. Величковского, В. Н. Томилова, Е. В. Чугунова и многих др. Обозначены психологические причины снижения надежности специалиста силовых структур. Констатируется, что одной из важнейших причин этого является недостаточность базовых сенсомоторных уровней, не получающих профессиональной ориентации на предшествующих началу служебной деятельности этапах онтогенеза. Показана возможность преодоления существующих проблем методами профессионально-личностного развития.
Ключевые слова: профессиональная надежность, специалист силовых структур, уровни построения действий, базовые сенсомоторные уровни, профессионально-личностное развитие, образ, психическое состояние
Для цитирования: Федотов А. Ю. К проблеме психологического обеспечения надежности базовых сенсомоторных уровней профессиональных действий специалиста силовых структур // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 287-293. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-287-293. EDN: DNCFYV.
Original article
Andrey Yu. Fedotov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Theoretical and methodical issues of improving the reliability of basic sensorimotor levels based on the theoretical approach of N. A. Bernstein, V. P. Zinchenko, revealing the level-by-level principle of building actions and the structure of consciousness, developed in the works of В. M. Velichkovsky, V. N. Tomilov, E. V. Chugunov, and many others are disclosed. The psychological reasons for the decrease in the reliability of a specialist of power structures are outlined. It is stated that one of the most important reasons for this is the insufficiency of basic sensorimotor levels that do not receive professional orientation at the ontogenesis stages preceding the beginning of service activity. The possibility of overcoming the existing problems by methods of professional and personal development is shown.
Keywords: professional reliability, specialist of power structures, levels of action construction, basic sensorimotor levels, professional and personal development, image, mental state
For citation: Fedotov A. Yu. To the problem ofpsychological provision of reliability of basic sensorimotor levels of professional actions of a specialist of power structures. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(l):287-293. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-287-293. EDN: DNCFYV.
© Федотов А. Ю., 2024
To the problem of psychological provision of reliability of basic sensorimotor levels of professional actions of a specialist of power structures
Актуальность.
Обострение военно-политического противостояния на международной арене, необходимость решительного преодоления отдельных негативных социальных, идеологических, информационных тенденций, проявившихся в нашем обществе после начала СВО, приводит к значительному усложнению деятельности МВД России. Появление новых оперативно-служебных задач, увеличение риска и стрес-согенности выполнения профессиональных задач, кадровые трудности требуют от органов внутренних дел совершенствования всей системы профессиональной подготовки и ее психологического обеспечения, существенного повышения надежности сотрудника. Руководство МВД России неоднократно обращало внимание на то, что эффективность реализации органами внутренних дел своих функций в современных условиях во многом определяется не столько объемом знаний и умений, сколько профессиональными качествами сотрудников, позволяющими применить эти знания и умения в жестких стрессогенных условиях. Эти качества развиваются под воздействием всей совокупности факторов профессиональной, бытовой и других видов жизнедеятельности, но целенаправленно и систематически они должны формироваться в результате согласованных усилий специалистов в области профессиональной подготовки и психологической работы. Сегодня необходимость этой связки для реализации комплексных задач профессионально-личностного развития и повышения профессиональной надежности сотрудника ни у кого не вызывает сомне-
ния. Поэтому по возможности подробное освещение теоретических и прикладных основ современной психологии и физиологии, в контексте запросов профессиональной подготовки сотрудников МВД России, анализ актуальных экспериментальных данных будет интересен всему кругу специалистов, работающих в области отбора, подготовки и психолого-педагогического сопровождения выполнения профессиональных задач сотрудниками.
Теоретические основы профессионально-личностного развития специалиста силовых структур.
В соответствии с представлениями современной когнитивной науки подкрепленных данными нейрофизиологических исследований [1; 2; 3; 4; 7; 8] отражательная, образная и регулятивная функции психики и сознания реализуются в действии в соответствии с принципом непрерывных сенсорных коррекций [1; 2; 4], на шести взаимосвязанных уровнях: А — тонуса; В — синергий; С — пространственного поля; Б — предметных действий; Е — символических действий; Б — метакогнитивных координаций. Этим объясняется целостный сенсомоторный характер психики, ее способность системно решать задачи различной сложности, от элементарных двигательных, до интеллектуальных и нравственных высшей сложности [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 9; 10]. Каждый из уровней иерархически взаимосвязан с другими, но достаточно автономен, он несет часть информации о ситуации, Я-образе и его проекции на окружающее (рис. 1), содержит мотива-ционную, операциональную, познавательную и эмоциональную компоненты.
законы, правила,
принципы, мировоззрение
назначение, функции, устройство предметов
пространственно-
временные характеристики
постоянно действующие средовые факторы
'.лесное
'Я-в деятельной
icmeeHHi
/ховное, смысло}
упвиях
профессиональное,
компоненты Я-образа
компоненты образа внешнего мира
Рис. 1. Компоненты Я-образа и образа окружающего в проекции науровни построения движений и действий
Ведущими, то есть осознаваемыми и реализующими актуально значимую цель в деятельности специалиста, являются уровни Б и Е, реже С и К Они определяют конфигурацию и содержание фоновых уровней (А, В, С), активируемых в соответствии с ассоциированным опыта действий субъекта в подобных
ситуациях [9] и, как правило, реализуются без контроля сознания.
Базовыми сенсомоторными (проприо-моторными) уровнями являются уровни тонуса-А и синергий-В. Они являются обязательными фонами и одним из наиболее важных факторов (особенно применитель-
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
но к особенностям профессиональной деятельности сотрудника), определяющим возможности и ограничения в развитии, профессионализации и осуществления пространственно-моторных действий — С, и предметно-моторных действий — Б, которые, в свою очередь, определяют возможности развития высших (знаковых) форм интеллекта — Ей смыслообразую-щей сферы личности — Е
Функционирующие уровни складываются в целостный образ ситуации, в соответствии с целевыми установками субъекта деятельности (сотрудника), с учетом динамики, истории (ретроспективы) и перспективы ее развития. Важно понимать, что в целостном образе всегда представлены наглядные (чувственные) и понятийно-знаковые (рациональные) компоненты, пропорции которых определяются особенностями ситуации.
В рамках исследований проблематики образа научно обоснована взаимозависимость вербальных, невербальных и чувственных форм отражения и регуляции в деятельности человека, их неразрывная целостность.
A. Н. Леонтьев рассматривал значение, наряду с пространственно-временными характеристиками как элемент целостного образа, но как его специфическое чисто человеческое пятое квазиизмерение.
Н. Д. Завалова, рассматривая образную и понятийную формы психического отражения действительности, чувственное и рациональное в познании как различные с академической точки зрения, утверждала, что в процессе реального действия они тесно взаимосвязаны и обуславливают одна другую.
B. П. Зинченко, резюмируя данные своих многолетних исследований, утверждает: слово как внешняя форма включает в себя в качестве внутренних форм действие и образ; действие содержит в качестве внутренних форм слово и образ; образ представлен в качестве внутренних форм словом и действием.
Единств чувственного и знакового содержания образа удачно представлено В. П. Зинченко в модели сознания и спроецированных на нее уровней построения движений и действий по Н. А. Бернштейну (рис. 2.).
Рис. 2. Модель сознанияВ. П.Зинченко спроекцией уровней построения движений и действий по H.A. Бернштейну, Б. М.Величковскому
(БДТ — биодинамическая ткань, ЧТ — чувственная ткань, А, В, Cl, С2, D,E,F — уровни построения действий)
В рамках данной модели консолидированы основные фило- и онтогенетический этапы развития психических процессов, содержания образа, их происхождения как результата усложняющейся активности внутренних сенсомоторных процессов, их «вырастания» из внутренних сенсомоторных, воплощения в пространственные, предметные и, наконец, в интеллектуальные, смысловые (знаково-символические) действия.
Вербально-знаковые компоненты образа являются продуктом системной интеграции уровней А, В, С в функционирование БиЕуровней. Образ (рис. 3.) при ведущем уровне Б рассматривается как предметно-ис-
полнительский [1; 2; 3; 4] и доминирует в осуществлении профессионально-исполнительских действий [9], при ведущем уровне Е рассматривается как понятийно-логический [1; 2; 3; 4] и доминирует в осуществлении профессионально-аналитических действий [9].
Резюмируя вышесказанное, обратим внимание на то, что базовые сенсомоторные уровни А и В представлены в структуре образа и действия на всех без исключения уровнях и практически определяют как их особенности, так и пределы возможностей. Теоретически и экспериментально обосновано, что успешность функционирования и потенциальные возможности формирования высших форм человеческого сознания напрямую зависит
от степени развития базовых сенсомоторных уровней, играющих роль фонов. При этом, высшие уровни сознания предъявляют к своим фонам высокие требования по вариативности, траекторной точности, координирован-
ное™, устойчивости и т. п. Ведь именно от них будет зависеть богатство как наглядной, как и знаковой части образа, гибкость, динамичность, устойчивость высших психических функций.
Рис. 3. Наглядные и вербально-знаковые компоненты интегрального образа в соотношении смоделью поуровневого построения движений и действий в профессиональной деятельности сотрудника
В соответствии с этой логикой выстроена система психологического обеспечения профессиональной надежности сотрудника [5; 6; 9]. В нее входит: системно-ситуативный анализ (ССА) деятельности и поведения личности, ориентированный на выявление и непрерывное уточнение в режиме реального времени тех психофизических качеств, от которых зависит профессиональная надежность [5; 6]; дополнительные мероприятия профессионального психологического отбора, имеющие целью определение степени соответствия уровня развития резистентных психофизических качеств-детерминант у конкретного сотрудника; технологию профессионально-личностного развития (ПЛР), имеющую целью развить у специалиста пластичные психофизические качества, от которых зависит профессиональная надежность. ПЛР предполагает интеграцию сотрудника в профессиональную подготовку и деятельность, его совершенствование как профессионала на протяжении всей службы.
С точки зрения методологии ПЛР сотрудника существенное значение имеет понимание взаимосвязи образа и психического состояния.
Особенности психического состояния в процессе реализации действия определяются двумя факторами:
а) сложившимися в ходе онтогенеза индивидуальными свойствами личности, что происходит за счет
интеграции врожденных особенностей организма и прижизненного опыта;
б) образом ситуации как носителем всего ассоциированного объема предшествующего опыта и актуальной информации обо всех аспектах обстановки и ходе реализуемого действия (динамичный аспект), который, наполняя содержанием «ячейки» психологической структуры личности оживляет, придает конкретную динамику каждому процессу, определяет его роль в данный момент времени.
При этом наблюдается непрерывное взаимовлияние образа и психического состояния. С одной стороны. образ адаптирует психическое состояние к складывающейся ситуации, активируя те или иные процессы в соответствии с актуальной обстановкой, выполняя функцию содержательного наполнения отражательных и регулятивных компонент реализуемого действия и включает в себя представления: о желательных и возможных результатах действия; о пространственно-временных и предметных аспектах действия; об ассоциированном с ситуацией профессиональном опыте; о себе как субъекте осуществляемых действий.
Особенности образа, наряду со свойствами личности, определяют ту конфигурацию (пропорции и структуру) психических процессов, которая позволит
с наибольшей эффективностью реализовать его содержание. Поэтому конкретное (ситуативное) психическое состояние характеризуется: определенной приоритетностью процессов, реализующих намеченные цели и способы их достижения; соотношением фоновых и ситуативных процессов, реализующих действие; соотношением осознаваемых и неосознаваемых аспектов процессов, реализующих действие; истощаемостью, возможной длительностью поддержания активности реализующих процессов; особенностью (динамикой, пропорциями представленности психических процессов и т. п.) перехода к другому психическому состоянию по принципу глубины и объема необходимых структурно-функциональных перестроек.
С другой стороны, психическое состояние определяет образ с точки зрения осознанности, осмысленности, комплексности, качества, интенсивности, временных параметров (инертности и возможной продолжительности), доминирующих модальностей и т. п.
В целях оптимизации процедур ПЛР важно учесть особенности взаимодействия образа и психического состояния в процессе освоения и осуществления действия, создать условия и направить непрерывное взаимное влияние в этой диаде на последовательное формирование его искомых параметров. Так в начальной фазе ситуации образ рекрутирует призванные реализовать в действии психофизические процессы и перераспределяет между ними функциональную нагрузку. Т. е. определяет существенные особенности актуального психического состояния. В окончательном конфигурировании образа определяющую роль играют психологические особенности личности субъекта деятельности и поступающая обратная связь о достигаемых результатах.
В развитии ситуации психическое состояние, степень его осознанности, адекватности действию, гибкость и помехоустойчивость определяет, в какой мере может быть воплощен образ реализуемого действия. При этом, оптимизация психического состояния для более эффективной реализации действий определяется способностью к произвольному регулированию образа и наращиванием функциональных возможностей реализующих его процессов.
Понимание этих взаимосвязей и их учет при организации мероприятий профессионально-личностного развития является основой успеха последних.
Таким образом, весь процесс ПЛР в ходе профессиональной подготовки и службы должен учитывать несколько важных положений:
1. Моторная (внешнедвигательная, «физическая») составляющая в профессиональной деятельности сотрудников чрезвычайно значима. Действия, связанные с перемещением на местности, наблюдением, применением силы, специальных средств и оружия; способность к принятию решения на подобные действия самому и подчиненными; прогнозирование и реализация конфликтного общения различными (в т. ч. силовыми
способами) и т. п. являются повседневной практикой, а способность к их успешному осуществлению является важнейшим критерием профессионализма.
2. Экспериментально установлено [3; 7; 8; 9], что успешность решения задач высокой когнитивной сложности специалистом силовых структур в стрессовых условиях напрямую зависит от уровня развития их базовой сенсомоторики. Специалисты с развитым, профессионально адаптированным сенсомоторным базисом практически не снижают показатели эффективности при решении этих задач в усложненных условиях, в противовес «чистым интеллектуалам», зачастую способным очень хорошо решать интеллектуальные задачи в комфортных условиях, но при появлении даже незначительных стрессоров начинают значимо уступать специалистам с развитым, профессионально ориентированным сенсомоторным базисом, что наглядно демонстрируется экспериментальными данными, полученными в ходе выполнения научно-исследовательских работ по проблематике профессиональной надежности сотрудника (табл. 1.).
Приведены данные, полученные методом последовательной динамической оценки (МПДО АМ/И — самооценка и экспертная оценка — блок 1 и 2; корреляция с внешним критерием надежности — блок 2, п. 2). Травмирующее влияние стрессора оценивалось по данным МПДО РИ/Г и клинической беседы с участником.
Эффективность действий в профессиональных ситуациях, осложненных типичными стрессорами и степень их травмирующего воздействия у специалистов, специально развивающих базовую сенсомоторику, статистически значимо отличается от занимающихся по традиционной программе. Параметрический I критерий Стьюдента для несвязанных выборок р = 0,001 ^ > 3,37; р = 0,01 ^ > 2,62; р = 0,05 ^ > 1,98 при к=120.
3. Задача достижения высокой эффективности подготовки сотрудников по вышеназванным позициям в настоящее время не решена, хотя для этого имеются достаточные научные и методические предпосылки. Зачастую задача «выстраивания профессиональной подготовки в рамках разных дисциплин, но на единой психофизической основе» только декларируется, но нет ни ясного понимания содержания этой задачи, ни отработанной технологии ее решения. При этом совершенно очевидно, что решить эти задачи только методами ведомственной физической подготовки, где по-прежнему очень мало психологии, невозможно. Психология в профессиональной подготовке остается «терра инкогнита»: разработанные в психологии спорта и напрямую касающиеся физической подготовки подходы не применяются, даже с учетом того, что они однобоки и малоприменимы в целях и в условиях профессиональной подготовки сотрудников. Однако они содержат в себе массу полезных идей и отдельных методических наработок, которые можно адаптировать к общему контексту целостного психофизического подхода в ПЛР и с успехом использовать.
* Экспериментальная группа ЭГ (п=32, участие в ситуациях псит = 81) со сформированными базовыми сенсомоторными уровнями и контрольная группа КГ (п=30, участие в ситуациях псит = 78), профессионализация базовых С-М уровней, в рамках развития стрессоустойчивости не осуществлялась.
Таблица 1
Эффективность действий сотрудников в профессиональных ситуациях, осложненных отдельными стрессорами и их типичными сочетаниями
№ Название стрессора МПДО АМ/И блок 2 п.2. (экспертная) МПДО АМ/И блок 1. (самооценка) Степень травмирующего влияния
ЭГ КГ ЭГ КГ 1, ЭГ КГ
Типичные профессиональные стрессфакторы
1. Опасность (Оп) 6,7 4,4 3,8 7,8 5,5 3,8 7,3 8,1 2,2
2. Внезапность (Вн) 6,5 4,6 3,4 6,9 6,1 2,1 7,5 9,2 3,1
3. Неопределенность (Не) 7,2 5,8 2,9 6,1 6,2 0,4 5,0 5,3 0,7
4. Новизна (Но) 7,1 4,5 4,1 8,1 6,0 3,6 4,7 5,3 2,0
5. Негативные эмоциональные реакции (НЭРЧРГ) 6,7 4,3 3,9 7,2 5,4 3,3 5,6 8,2 4,1
6. Неприятные физические ощущения (НФО) 5,9 3,7 3,7 7,0 6,1 2,4 6,7 7,8 2,5
7. Совмещение нескольких видов действий (СНВД) 5,7 3,4 3,8 7,5 5,4 3,6 5,0 7,1 2,6
8. Дефицит времени (ДВ) 5,1 3,3 3,3 6,2 5,5 2,1 6,0 6,7 2,1
9. Избыток и противоречивость информации (ИИ) 6,2 4,2 3,5 5,7 4,7 2,5 3,1 3,2 0,4
10. Длительное ожидание (ДИ) 7,6 5,9 3,2 7,2 6,2 2,5 3,1 3,1 0
11. Изоляция (И) 7,8 5,4 3,9 7,7 5,5 3,7 5,6 7,1 3,0
Типичные сочетания профессиональных стрессфакторов
12. Оп, Не, НЭРЧРГ, ИИ 5,1 3,2 3,4 5,8 4,8 2,5 7,8 9,4 3,1
13. Вн, СНВД, ДИ. 6,3 3,9 3,9 5,8 3,7 2,6 8,0 9,1 2,6
14. Он, Вн, ДВ 6,5 4,6 3,4 5,9 4,2 3,2 7,6 9,2 3,1
15. Но, ИИ 5,8 3,9 3,4 5,6 4,8 2,2 6,7 7,6 2,4
16. Не, НЭРЧРГ, НФО 5,0 3,2 3,3 5,1 3,6 3,0 7,0 8,9 3,4
17. НФО, СНВД 5,1 2,8 3,8 6,2 4,3 3,4 7,0 8,9 3,4
4. Адекватное профессионально-личностное развитие сотрудника в когнитивном, эмоциональном и волевом контексте принципиально невозможно без наличия определенного уровня развития и профессионализации базовых сенсомоторных качеств1 А и В уровней. Именно с них начинается поуровневая интеграция психофизических функций. Не учитывая эту основную закономерность развития личности, невозможно добиться сколько-нибудь приемлемого и стабильного результата.
5. Дополнительная трудность состоит в том, что сензитивные периоды развития сенсомоторной сферы по уровням А и В приходятся на раннее детство, и отклонения, недостатки в их прохождении, как правило, негативно сказываются на развитии всех высших психических функций по принципу «плохого фундамента». Доказано, что онтогенетические пробелы (неадекватное прохождение сензитивных периодов сенсомоторного развития) на уровнях тонуса и синергии, являющиеся фоновыми для всех действий, детерминируют затруднения в дальнейшем развитии и
1 Под профессионализацией базовых сенсомоторных уровней понимается доведение профессионально важных показателей уровней тонуса-А и синергий-В до нормированных профессиональных значений, обеспечивающих возможность успешной реализации всех задач фоновых уровней в исполнительском профессиональном действии и возможность успешного развития высшего интеллекта и эмоционально-волевых качеств сотрудника.
реализации высших психических функций взрослого профессионала.
Заключение.
Решение важнейшей задачи сегодняшнего, которая заключается в достижении высокой эффективности выполнения профессиональных задач сотрудниками МВД Росси видится в реализации идеи интеграции процесса профессиональной подготовки и профессионально-личностного развития. Вариант такого решения теоретически обоснован и экспериментально апробирован в рамках концепции психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур. Основой успешности реализации данной концепции применительно к деятельности сотрудника правоохранительных органов является грамотное использование технологий развития базовых сенсомоторных уровней. Вариант решения данной проблемы в контексте развития всего комплекса профессионально-важных качеств сотрудника представлен технологией индивидуального психофизического тренинга, раскрыть основные положения которого мы планируем в последующих статьях.
Список источников
1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М. : ФиС, 1991.
2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М. : Наука, 1990.
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
3. Величковский Б. M. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М. : Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.
4. Зинченко В. П. Психология телесности между душой и телом: исследователям в обл. телесности. Преподавателям и студентам. Практ. психологам и психотерапевтам / ред.-сост. : В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М. : ACT, 2005 (Самара : Самарский Дом печати).
5. Крук В. М. Психологическое обеспечение личностной надежности специалиста силовых структур : автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 2012.
6. Крук В. М., Носс И. Н., Федотов А. Ю. Психодиагностическая оценка надежности сотрудника. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
7. Томилов В. Н. Принципы формирования рациональных двигательных действий в спорте: дис. ... докт. педагогических наук. СПб. : Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2010.
8. Фаликман М. В., Печенкова Е. В. Принципы физиологии активности Н. А. Бернштейна в психологии восприятия и внимания: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 4. С. 48-66.
9. Федотов А. Ю. Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур : дис. ... докт. психологических наук. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020.
10. Чугунов Е. В. Развитие пианистической техники в свете уровневой теории организации движений Н. А. Бернштейна. М. : Музыкальное искусство и образование. Музыкальная психология, психология музыкального образования. № 1, 2014. С. 47-56.
References
1. Bernstein N. A. On dexterity and its development. M. : FiS, 1991.
2. Bernstein N. A. Physiology of movements and activity. M. : Nauka, 1990.
3. Velichkovsky B. M. Cognitive science: Fundamentals of the psychology of cognition: in 2 vols. 1. M. : Sense: Publishing center «Academy», 2006.
4. Zinchenko V. P. Psychology of corporeality between soul and body: to researchers in the region of corporeality. For teachers and students. Practice, psychologists and psychotherapists / ed.-comp. V. P. Zinchenko, T. S. Levy. M. : AST, 2005 (Samara : Samara Press House).
5. Kruk V. M. Psychological support of personal reliability of a specialist in law enforcement agencies : abstr. diss. ... doctor of Psychological Sciences. M, 2012.
6. Kruk V. M., Noss I. N, Fedotov A. Yu. Psychodiagnostic assessment of employee reliability. M. : UNITY-DANA, 2017.
7. Tomilov V. N. Principles of formation of rational motor actions in sports: diss. ... doctor of Pedagogical Sciences. SPb : PF. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, 2010.
8. Falikman M. V., Pechenkova E. V. Principles of the physiology of N. A. Bernstein's activity in the psychology of perception and attention: problems and prospects // Cultural and historical psychology. 2016. Vol. 12. № 4. P. 48-66.
9. Fedotov A. Yu. Psychological support of professional reliability of a specialist of law enforcement agencies: diss. ... doctor of Psychological Sciences. Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2020.
10. Chugunov E. V. The development of piano technique in the light of the level theory of the organization of movements by N. A. Bernstein. M.: Musical art and education. Music psychology, the psychology of music education. № 1, 2014. P. 47-56.
Информация об авторе
А. Ю. Федотов — начальник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор.
Information about the author A.Y. Fedotov — Head of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor.
Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 09.02.2024.
The article was submitted 09.01.2024; approved afterreviewing 26.01.2024; accepted forpublication 09.02.2024.