Научная статья на тему 'К проблеме профессионального самоопределения молодого специалиста-психолога'

К проблеме профессионального самоопределения молодого специалиста-психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
395
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме профессионального самоопределения молодого специалиста-психолога»

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА

Л.Н. Захарова, Л.Г. Митрякова

Человек в течение своей жизни не раз сталкивается с проблемой профессионального самоопределения. Особую остроту это проблема приобретает в период выбора вуза, специальности и специализации при получении высшего образования, а также в период выбора профессиональной карьеры после окончания учебного заведения.

Основы профессионального самоопределения формируются ещё в старших классах школы. В этот период профессиональное самоопределение личности представляет собой мотивационную готовность к освоению той или иной профессии. По мере освоения профессии в вузе профессиональное самоопределение приобретает системную организацию, включающую мотивационно-целевую и операциональную готовность к выполнению профессиональной деятельности [1, 2].

Процесс формирования профессионального самоопределения имеет сложную детерминацию. Одной из существенных его детерминант является ориентированность студента в требованиях конкретной профессии к личностным, деловым и профессиональным качествам. Другой детерминантой, соотносящейся с первой, является ориентированность студента в своих возможностях ответа на вызовы профессии.

Получение студентом психологического образования открывает перед ним возможности работать в самых разных областях человеческой практики: в образовании, культуре, бизнесе. Кто-то из молодых специалистов будет работать в бюджетном секторе социально-экономического пространства, другие — в условиях конкурентных рыночных отношений на частных предприятиях или займутся частной практикой, с другой. Последняя сфера деятельности становится все более предпочитаемой будущими специалистами. Профессиональная карьера в индивидуальном психологическом консультировании или в организационном бизнес-консультировании рассматривается студентами как реальность самого ближайшего будущего.

Образовательная поддержка студента, ориентирующегося на такой вид возможной карьеры, порождает необходимость нахождения ответов на комплекс вопросов. Это вопросы, касающиеся содержания и динамики спроса на психологические услуги, с одной стороны, и готовности студентов — будущих специалистов эти услуги оказывать, с другой. Получение ответа на первый вопрос связано с постановкой системы мониторинга спроса на психологические услуги. Решение второго вопроса предполагает определение специфики мотивационной готовности студента работать в сферах консультативной практики и конкретных умений выполнять работы такого рода.

Насколько хорошо известен существующий запрос на психологические услуги преподавателям и студентам? Это вопрос полноты и адекватности ориентировочной основы их деятельности. Это вопрос к преподавателю: чему учить? И это вопросы к студентам: хочу ли я заниматься такой работой, готов ли я ею заниматься и чему учиться, если хочу, но не готов?

Ориентировочная основа — важнейшее условие успешности любой деятельности. Построение ориентировочной основы деятельности предполагает внутрен-

нюю ориентированность субъекта в системе объективных и психологических (субъективных) детерминант деятельности. Содержание запросов и объективная оценка операциональной готовности к работе являются объективной составляющей ориентировочной основы, а мотивационная готовность и самооценка своей операциональной готовности — психологической составляющей.

На кафедре психологии управления ФСН ННГУ проведено эмпирическое исследование, цель которого — определить соответствие субъективной готовности студентов оказывать психологические услуги содержанию реальных запросов платежеспособного населения.

Задачи исследования:

— определить содержание запросов на психологические услуги;

— составить социально-экономический портрет потенциального потребителя психологических услуг;

— выявить представления студентов-выпускников о характере запросов населения на психологические услуги;

— определить субъективный уровень готовности студентов-выпускников к оказанию психологических услуг;

— изучить особенности мотивационной структуры личности молодого спе-циалиста-психолога как условие готовности к профессиональной консультативной деятельности.

Рабочие гипотезы исследования:

— существует значимое несоответствие субъективной готовности студентов-выпускников к оказанию психологических консультативных услуг реальному содержанию запроса на эти услуги;

— мотивационная готовность к оказанию услуг в областях индивидуального психологического консультирования и бизнес-консультирования определяется различной организацией мотивационной сферы специалистов.

Индивидуальным психологическим консультированием здесь названа профессиональная деятельность психолога по оказанию консультативных услуг лицам по личным и семейным проблемам. Бизнес-консультированием названа работа психолога по оказанию консультативных услуг организациям и менеджерам по совершенствованию психологических аспектов управления.

Процедура исследования

Испытуемые: 300 респондентов — потенциальных потребителей психологических услуг из числа платежеспособного населения г. Нижнего Новгорода и 47 студентов-выпускников двух нижегородских вузов: 1 группа — 24 человека с ориентацией учебного плана на бизнес-консультационную деятельность (группа БК); 2 группа — 23 человека с психолого-педагогической ориентацией учебного плана, предполагающих работу, скорее, в сфере психологического консультирования по семейным, личным и психолого-педагогическим проблемам (группа ИК).

Методы исследования:

— теоретический анализ проблемы психологической готовности к профессиональной консультативной деятельности;

— анкетирование потенциальных потребителей консультативных психологических услуг (закрытая анкета). Анкета направлена на выявление содержания запросов на консультативные психологические услуги и на опреде-

ление социально-экономических характеристик потенциального потребителя таких услуг;

— анкетирование студентов-выпускников с использованием анкет открытого и закрытого типа, направленных на выявление представлений о содержании спроса на психологические консультативные услуги, а также на выявление оценки своей мотивационной и операциональной готовности такие услуги оказывать;

— экспертное моделирование мотивационных профилей консультантов в сферах индивидуального и бизнес-консультирования;

— психодиагностический метод: исследование мотивационной структуры личности молодого специалиста-психолога с использованием теста-опросника В.Э. Мильмана [3].

Данные обработаны с помощью методов математической статистики.

Результаты исследования и их анализ

Социально-экономические характеристики потенциального потребителя психологических услуг. Основные результаты представлены в табл. 1.

Эти результаты показывают, что большинство потенциальных потребителей психологических услуг склонны обратиться к специалисту, имеющему высшую категорию, а также к кандидату или доктору наук.

Оплачивать психологические услуги в основном готовы люди с доходами не ниже среднего уровня и примерным доходом в месяц на одного члена семьи в размере 2500-5000 рублей.

Значительное число потенциальных потребителей (31,7%) считает, что размер оплаты разовой консультации может быть 200-300 рублей. Более 22% считают, что можно заплатить и 500 рублей.

Возрастной диапазон психологических проблем определен от 21 года до 40 лет.

Таблица 1

Социально-экономические характеристики потенциальных потребителей психологических услуг и их соответствие ожиданиям молодого специалиста, %

№ Вопросы анкеты Варианты ответа Запросы населения Показатели ожиданий молодых специали- стов

1 гр. (БК) 2 гр. (ИК)

І Категория оплачиваемого специалиста Молодой специалист I или II категория Высшая категория Канд. психол. наук Доктор психол. наук 1,6 6,7 47,6 20 23 16.7 20.8 20,8 12,5 29,2 17.4 43.5 8,7 30,4

№ Вопросы анкеты Варианты ответа Запросы населения Показатели ожиданий молодых специали- стов

1 гр. (БК) 2 гр. (ИК)

2 В каком размере по- До 100 (в руб.) 9,3 — 17,4

требители готовы оп- 100-200 18,7 33,3 56,5

лачивать разовую услу- 200-300 31,7 41,7 17,4

гу специалиста- 300-400 17 16,7 —

психолога? 500 и более Не готов оплачивать 22,3 1 8,3 8,7

3 Платежеспособность Очень низкая 7,7 — —

потребителей в сфере Низкая 25,7 — —

медико- Средняя 51,3 — —

психологических услуг Высокая Очень высокая Затрудняюсь ответить 4 0,7 10,6 — —

4 Потребители с каким 1000 — 2500 20,7 — 17,4

доходом в месяц (в 2500 — 5000 45 20,8 4,3

руб.) на одного члена 5000 — 7500 22,3 41,7 39,1

семьи, могут восполь- 7500 — 10000 7,3 20,8 26,1

зоваться услугами пси- 10000 — 15000 2,7 12,5 8,7

холога? Свыше 15000 2 4,2 4,3

5 «Проблемный» возраст От 0 — 6 (в годах) 6,7 — 13

членов семьи, в кото- От 7 — до 10 9 — 4,3

рый потребители гото- От 11 до 15 26 4,2 26,1

вы обратиться за кон- От 16 — до 20 16 8,3 —

сультацией психолога От 21 — до 40 32,7 79,2 47,8

и оплатить его работу От 41 — до 60 Старше 60 14 7 4,2 8,7

6 Как Вы оцениваете Очень низкая — — 4,3

степень своего желания Низкая — 4,2 17,4

оказывать профессио- Средняя — 29,2 52,2

нальные услуги насе- Высокая — 54,1 17,4

лению? Очень высокая Затрудняюсь ответить — 8,3 4,2 8,7

7 Как Вы оцениваете Очень низкая — — —

свою профессиональ- Низкая — 12,5 30,4

ную подготовку как Средняя — 66,6 52,2

специалиста в области Высокая — 16,7 —

психологических ус- Очень высокая — — —

луг? Затрудняюсь ответить — 4,2 17,4

Примечание: здесь и в последующих таблицах БК — группа испытуемых с ориентацией учебных планов на бизнес-консультативную работу; ИК — группа испытуемых с психолого-педагогической ориентацией учебных планов. Представления студентов-выпускников о потенциальном потребителе психологических услуг

Студенты осознают, что платежеспособное население в большинстве своем отдаст предпочтение профессиональному психологу с опытом работы или ученой степенью. Об этом свидетельствуют показатели ожиданий. Интересно, что сту-

денты склонны переоценивать востребованность доктора и недооценивать востребованность кандидата наук. Видимо, здесь проявляются установки учебного процесса, существенно иного по своему содержанию в сравнении с консультационной, практической деятельностью.

При определении возможной оплаты за профессиональный труд студенты-психологи первой группы (БК) близки в своих ожиданиях к возможностям потребителей. Так, 41,7% считают, что размер оплаты разовой психологической консультации составляет 200-300 рублей. Половина студентов-психологов второй (ИК) группы (56,5%) считают, что эта сумма может быть 100-200 рублей. Здесь обращает на себя внимание факт существенной разницы в оценке оплаты услуги. За этим стоят либо более низкие притязания психологов с педагогической ориентацией в учебных планах, либо экономическая некомпетентность (непонимание того, что из денег, заплаченных потребителем услуг в легитимной форме, оплата труда конкретного исполнителя составит менее половины).

Выявлено полное соответствие между ожиданиями психологов-выпускников, мнением потребителей по поводу возраста потенциальных клиентов и тем, какой возрастной период население считает самым «проблемным»: от 21 года до 40 лет.

Большинство студентов — выпускников отделения психологии в первой группе (БК) заявили в основном о высоком уровне желания оказывать психологические услуги населению. Студенты второй группы (ИК) оценили степень своего желания оказывать психологические услуги населению как среднюю. И те, и другие уровень своей профессиональной подготовленности оценивают как средний.

Соответствие субъективной готовности выпускников оказывать психологические услуги актуальным запросам населения (табл. 2)

Выделены следующие приоритетные социальные запросы на психологические услуги: 50% респондентов хотели бы научиться эффективному общению с детьми, 45% потребителей психологических услуг готовы заплатить за то, чтобы научиться расслабляться и снимать нервное напряжение, 43% желают научиться эффективному поведению в конфликте и выходу из него, 39% хотели бы знать как можно использовать психологические техники скрытого управления людьми, 36,7% готовы оплатить услуги по обучению эффективным техникам общения с коллегами и администрацией, 35% привлекает создание имиджа успеха, 34% из числа респондентов-менеджеров хотели бы узнать, как эффективно управлять персоналом.

Соответствие содержания запроса населения осознанной готовности студен-тов-выпускников к оказанию услуг в профессиональной сфере отмечается в трёх случаях: обучение психологическим техникам поведения в конфликте и эффективного выхода из него, обучение эффективному общению с коллегами и администрацией, обучение эффективному управлению персоналом.

Обращает на себя внимание узость зон готовности. В таблицу результатов вошли данные только по трети вопросов анкеты, но и там в редких случаях готовыми себя считают более половины выпускников, и в основном это касается сферы семейных отношений.

Таблица2

Соответствие субъективной готовности выпускников оказывать психологические услуги актуальным запросам населения, %

Сферы жизнедея- тельности Содержание Готовность специалистов оказывать психологические услуги адекватно запросам населения

запроса населения на психологические услуги Показа- тели* Показатели по открытой анкете Показатели по закрытой анкете

1 гр. (БК) 2 гр. (ИК) 1 гр. (БК) 2 гр. (ИК)

Семья Обучение эффективному общению родителей и детей 50 45,8 52,2 50 56,5

Как научиться быть счастливым и спокойным родителем 33 45,8 20,8 30,4

Как избежать конфликта с любимым 31 54,5 34,8 45,8 43,8

Профессиональная деятельность Обучение психологическим техникам поведения в конфликте и эффективного выхода из него 43 29,2 17,4 41,7 52,2

Обучение эффективным техникам общения с коллегами и администрацией 36,7 33,3 8,7 41,7 39,1

Как создать имидж успеха 35 8,3 — 20,8 —

Как эффективно управлять персоналом 34,7 33,4 17,4 25 39,1

Сферы жизнедея- тельности Содержание запроса населения на психологические услуги Показа- тели* Готовность специалистов оказывать психологические услуги адекватно запросам населения

Показатели по открытой анкете Показатели по закрытой анкете

1 гр. (БК) 2 гр. (ИК) 1 гр. (БК) 2 гр. (ИК)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здоровье Как научиться расслабляться и снимать нервное напряжение 45 20,8 8,7 54,2 65,2

Кризисные ситуации Как справиться со стрессом 40,3 20,8 17,39 33,3 39,1

Реклама Как использовать психологические техники скрытого воздействия на потребителя 26,3 12,5 45,8 30,4

Политика Как использовать психологические техники скрытого управления людьми 39 29,2 8,7

Как научиться сопротивляться влиянию политической рекламы 27 20,8 30,4

* Здесь приводятся данные по запросам населения на психологические услуги частично и с выраженностью, превышающей 25%.

В сфере профессиональной деятельности готовность обнаруживают у себя порядка 30% студентов первой группы (БК) и менее 10% студентов второй группы (ИК).

Существенные различия в ответах студентов на вопросы открытой и закрытой анкеты показывают, что видение задач и уровень осознанности собственной готовности далеко не всегда ясно ими осознаются. За этими фактами может стоять неблагоприятная тенденция переоценивать свои возможности в решении задач, с которыми не сталкивались на практике или в учебной деятельности.

Особенности мотивационной структуры личности студентов-выпуск-ников отделения «Психология». Результаты исследования мотивационной

структуры личности студентов-психологов позволяют прогнозировать специализацию будущей профессиональной деятельности. В свою очередь, удовлетворение потребностей будет способствовать раскрытию личной значимости эффективности профессиональной деятельности для самого ее субъекта как имеющей результат не только вовне, но и на уровне личностного развития, самоактуализации и самоэффективности.

С помощью метода экспертного моделирования были составлены мотивационные профили студентов-психологов, соответствие которым позволит говорить об успешности специалиста в том или ином виде психологического консультирования.

Эксперты полагают, что профессиональная успешность молодого специали-ста-психолога в сфере бизнес-консультирования определяется на уровне мотивации стремлением к широкому общению, максимальному использованию профессиональных знаний и умений на благо организации, желанием получить высокий социальный статус в обществе и высокую оплату своей профессиональной деятельности. Такая мотивация позитивно детерминирует деятельность при высоком уровне общей и творческой активности.

Иначе выглядит мотивационный профиль молодого специалиста-психолога в области индивидуального психологического консультирования. Эксперты полагают, что детерминантами в мотивационной структуре студентов являются: высокий уровень социальной полезности, желание помочь человеку в проблемной ситуации, стремление к личностно-ориентированному общению, стабильность в профессиональной деятельности, комфортные условия для работы с клиентом (см. табл. 3, столбцы «ранг Э» — ранги экспертов).

Обобщенные результаты исследования потребностно-мотивационной структуры личности студентов первой (БК) и второй (ИК) групп представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели выраженности мотивационной направленности студентов- психологов первой (БК) и второй (ИК) групп

Наименование шкал Средние значения Х Значимость различий х2

БК Ранг Ранг Э ИК Ранг Ранг Э

Жизнеобеспечение (Ж) 15,3 6 5 16,96 4 7 14,5, р < 0,05

Комфорт (К) 16,6 5 6 18,4 3 3 40,98, р < 0,01

Социальный статус (СС) 18,1 3 4 16,4 6 5 40,5, р<0,01

Общение (О) 20,8 1 1 19,2 1 1 17,9, р < 0,05

Общая активность (ОА) 17,3 4 3 19 2 6 20,3,р < 0,05

Творческая активность (ТА) 18,3 2 2 16,7 5 4 42,5, р < 0,01

Социальная полезность (СП) 14,5 7 7 16,1 7 2 21,2, р < 0,05

Примечание: х2 — критерий однородности выборок.

Как свидетельствуют результаты табл. 3, экспертная оценка различий в мотивации как условия профессиональной успешности работы в рассматриваемых областях психологического консультирования практически по всем позициям под-

тверждается результатами изучения особенностей мотивации испытуемых с разной ориентацией учебных планов. Исключение составляет отношение к общей активности и социальной полезности во второй группе (ИК) испытуемых.

В мотивационной структуре студентов-психологов первой (Х\= 20,8) и второй группы (Х2 = 19,2) доминирует мотив общения, т.е. в своей будущей профессии они ориентированы на удовлетворение потребности в общении на разных уровнях (личностно-ориентированном, групповом, профессиональном). Потребность в общении может удовлетворяться в процессе использования различных форм работы психологов. Для студентов, специализирующихся по психологическому консультированию, потребность в общении может быть удовлетворена через индивидуальные консультации, для организационных психологов-консультантов — через проведение семинаров-тренингов, ролевых игр и т. п.

Вторую позицию в иерархии мотивов студентов-психологов первой группы (БК) занимает творческая активность (Х1=18,3). Студенты этой группы убеждены, что профессия психолога-бизнес-консультанта требует творчества и может способствовать творческому развитию личности, творческому выражению себя в будущей деятельности.

Мотивационная направленность на творческую активность у студентов-психологов второй группы (ИК) занимает в мотивационном профиле лишь пятую позицию (Х2=16,7). Поскольку была выявлена статистически достоверная разница между выборками (х2 = 42,5, р < 0,01), то можно утверждать, что для студентов первой группы (БК) такой мотивационный компонент, как творческая активность, имеет большую ценность в профессиональной деятельности, чем для студентов второй группы (ИК).

Во второй группе студентов-психологов (ИК) вторую позицию в мотивационной структуре занимает «общая активность» (Х2=19). В то же время у студентов-психологов первой группы общая активность имеет меньшую значимость и занимает четвертую позицию в структуре основных мотивов профессиональной деятельности. Отдавая приоритет творческой активности, студенты первой группы несколько недооценивают большую напряженность работы в сфере бизнес-консультирования.

Мотив социального статуса по-разному представлен у испытуемых обеих экспериментальных групп. У студентов, ориентированных на бизнес-консультирование, он занимает третье место в ранжированном мотивационном ряду (Х = = 18,1). Видимо, испытуемых первой группы в будущей профессиональной деятельности привлекает их роль в обществе, в организации, значимость их профессии для различных сфер жизнедеятельности человека. Нередко эта профессия кажется модной, престижной и востребованной в современном обществе.

У испытуемых, ориентированных на индивидуальное консультирование, на третьей позиции, как и предполагали эксперты, находится потребность в безопасности, стабильности, комфортных условиях жизни и работы.

Для испытуемых первой группы характерно другое отношение к безопасности и комфортности. У студентов этой группы в мотивационной структуре потребность в комфорте находится на пятой позиции (Х1=16,6). И это понятно. Профессиональная деятельность организационного психолога не всегда протекает в комфортных условиях (например, цех завода, локомотивное депо, склад и т.п.). Студентам, для которых ценностью профессиональной деятельности являются ком-

фортные условия, целесообразно выбирать специализацию, в результате которой они могут удовлетворить эту потребность (например, школьный психолог, психолог-консультант и т. п.).

Мотивационная направленность на жизнеобеспечение в мотивационной структуре имеет разные позиции. Так, в группе студентов-психологов первой группы (БК) потребность в жизнеобеспечении занимает шестую позицию ^=15,3), в группе психологов второй группы — четвертую позицию (Х2=16,96). Интересно, что эксперты несколько переоценили значимость этой потребности для испытуемых, ориентированных на бизнес-консультирование, и недооценили у испытуемых, ориентированных на индивидуальное консультирование. Таким образом, социальные, творческие, статусные потребности преобладают у испытуемых. Это вполне может быть связано с тем, что большая часть студентов еще не имеет ответственности за материальное благополучие своей семьи.

Привлекает внимание то, что наименьшую ценность в мотивационной структуре личности студентов-психологов занимает стремление быть полезным людям и обществу в целом. Мотив социальной полезности для студентов-психологов первой (БК) и второй (ИК) групп имеет самые низкие значения (Х = 14, 5, Х2 = = 16,1). Понятно, что бизнес-консультанты работают в основном соблюдая интересы работодателей и эти интересы могут расходиться с широкими социальными интересами. Но в области индивидуального консультирования социальная полезность, казалось бы, выходит на первый план. Результаты свидетельствуют об обратном. Возможно, это объясняется тем, что значительная часть студентов-психологов либо не осознает социальной ответственности профессии, либо получает психологическое образование для решения скорее своих проблем, чем для работы на благо других людей. Вместе с тем, как и полагали эксперты, во второй группе показатель выраженности мотива социальной полезности значительно выше, чем в первой.

Выводы

• Результаты исследования показали, что практика психологического консультирования является привлекательной сферой профессиональной деятельности для выпускников вуза отделения «Психология» независимо от ориентации учебных планов.

• Определен уровень субъективной готовности студентов-выпускников оказывать консультативные психологические услуги. Это уровень значительной неуверенности в своих возможностях.

• Выявлено определенное несоответствие субъективной готовности студентов оказывать психологические услуги реальным запросам на эти услуги платежеспособных потенциальных потребителей, что подтверждает первую рабочую гипотезу исследования. Наиболее значительно это несоответствие представлено по сферам «здоровье», «кризисные ситуации», «реклама», «политика» в обеих экспериментальных группах (БК, ИК).

• Преодоление этого несоответствия можно рассматривать в качестве существенного ресурса совершенствования подготовки специалиста-психолога. Условием эффективного использования этого ресурса является постановка системы регулярного мониторинга запросов потребителей психологических услуг.

• Выявлена специфика в организации мотивационной сферы студентов, ориентированных на оказание услуг в сферах индивидуального и организационного консультирования, что подтверждает вторую рабочую гипотезу исследования.

Среди доминирующих мотивов студентов, ориентированных на бизнес-консультирование, выявлено стремление к социальному статусу и творческой активности. У психологов, ориентированных на индивидуальное консультирование, преобладает стремление к комфортным условиям работы и жизни, а также к общей активности.

Данные о специфике мотивационной структуры могут помочь студентам в выборе той или иной специализации (бизнес-консультирование, индивидуальное консультирование) в процессе получения образования.

Литература

1. Захарова, Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности. Автореф. дисс. ... д. психол. наук / Л.Н. Захарова. — Новосибирск, 1996. — 32 с.

2. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. — М.: К и С, ЮНИТИ, 1998.

— 350 с.

3. Практикум по менеджменту и психологии профессиональной деятельности / Под ред. Н.Г. Никофорова. — М.: Речь, 2002. — С. 132-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.