Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ОБЖ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ОБЖ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ПРЕДМЕТНОЕ УМЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тебенькова Елена Александровна, Каминская Маргарита Владимировна

Актуальные документы, определяющие приоритеты развития среднего профессионального образования, ориентируют на то, что уровень освоения содержания дисциплин общеобразовательного цикла выступает в качестве квалификационного требования к современным специалистам и становится условием формирования базы их профессиональных компетенций. Чтобы обеспечить получение дисциплинарных результатов, преемственных к общим и профессиональным компетенциям в самой образовательной практике, необходимо на теоретическом уровне определиться, в чем заключается их специфика в условиях СПО. Авторы ставят проблему недостаточной теоретической обоснованности существующих методических подходов к проектированию результатов освоения общеобразовательных дисциплин в СПО. Ее решение предлагается на основе методологии компетентностного подхода к профессиональному развитию. Показывается роль общеобразовательной подготовки в трансформации учебно-предметного действия школьного типа в действие учебно-профессиональное, подготовительное к трудовому. Обосновывается проектирование таких дисциплинарных результатов, достижение которых гарантирует преемственность общего и профессионального образования. Дисциплинарные компетенции-умения рассматриваются с точки зрения их эволюции в общие компетенции, взятые на стартовом уровне их развития. Приводятся предметные умения как элементы и дескрипторы будущих общих и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тебенькова Елена Александровна, Каминская Маргарита Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF DESIGNING EDUCATIONAL RESULTS ON THE BASICS OF LIFE SAFETY IN THE CONDITIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Current documents defining the priorities of the development of secondary vocational education focus on the fact that the level of mastering the content of the disciplines of the general education cycle acts as a qualification requirement for modern specialists and becomes a condition for the formation of the base of their professional competencies. In order to ensure the receipt of disciplinary results that are consistent with general and professional competencies in the educational practice itself, it is necessary to determine at the theoretical level what their specifics are in the conditions of vocational education and training. The authors pose the problem of insufficient theoretical validity of the existing methodological approaches to the design of the results of the development of general education disciplines in vocational education. Its solution is proposed based on the methodology of the competence approach to professional development. The role of general education training in the transformation of a school-type educational and subject action into an educational and professional, preparatory to labor action is shown. The author substantiates the design of such disciplinary results, the achievement of which guarantees the continuity of general and vocational education. Disciplinary competencies-skills are considered from the point of view of their evolution into general competencies taken at the initial level of their development. Subject skills are presented as elements and descriptors of future general and professional competencies.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ОБЖ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 129-138. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(1(37):129-138. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377.1

К ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ОБЖ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Александровна Тебенькова1*, eashu@mail.ru

Маргарита Владимировна Каминская2, mvkaminskaya1603@gmail.com

1 Курганский государственный университет, Курган, Россия

2 Институт развития профессионального образования, Москва, Россия

Аннотация. Актуальные документы, определяющие приоритеты развития среднего профессионального образования, ориентируют на то, что уровень освоения содержания дисциплин общеобразовательного цикла выступает в качестве квалификационного требования к современным специалистам и становится условием формирования базы их профессиональных компетенций. Чтобы обеспечить получение дисциплинарных результатов, преемственных к общим и профессиональным компетенциям в самой образовательной практике, необходимо на теоретическом уровне определиться, в чем заключается их специфика в условиях СПО. Авторы ставят проблему недостаточной теоретической обоснованности существующих методических подходов к проектированию результатов освоения общеобразовательных дисциплин в СПО. Ее решение предлагается на основе методологии компетентностного подхода к профессиональному развитию. Показывается роль общеобразовательной подготовки в трансформации учебно-предметного действия школьного типа в действие учебно-профессиональное, подготовительное к трудовому. Обосновывается проектирование таких дисциплинарных результатов, достижение которых гарантирует преемственность общего и профессионального образования. Дисциплинарные компетенции-умения рассматриваются с точки зрения их эволюции в общие компетенции, взятые на стартовом уровне их развития. Приводятся предметные умения как элементы и дескрипторы будущих общих и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, общеобразовательная дисциплина, проектирование образовательных результатов, учебно-профессиональное действие, предметное умение

Для цитирования: Тебенькова Е. А., Каминская М. В. К проблеме проектирования образовательных результатов по ОБЖ в условиях среднего профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 129-138.

Original article

ON THE PROBLEM OF DESIGNING EDUCATIONAL RESULTS ON THE BASICS OF LIFE SAFETY IN THE CONDITIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Elena A. Tebenkova1*, eashu@mail.ru

Margarita V. Kaminskaya2, mvkaminskaya1603@gmail.com

1 Kurgan State University, Kurgan, Russia

2 Institute of Professional Education Development, Moscow, Russia

Abstract. Current documents defining the priorities of the development of secondary vocational education focus on the fact that the level of mastering the content of the disciplines of the general education cycle acts as a qualification requirement for modern specialists and becomes a condition for the formation

© Тебенькова Е. А., Каминская М. В., 2023

of the base of their professional competencies. In order to ensure the receipt of disciplinary results that are consistent with general and professional competencies in the educational practice itself, it is necessary to determine at the theoretical level what their specifics are in the conditions of vocational education and training. The authors pose the problem of insufficient theoretical validity of the existing methodological approaches to the design of the results of the development of general education disciplines in vocational education. Its solution is proposed based on the methodology of the competence approach to professional development. The role of general education training in the transformation of a school-type educational and subject action into an educational and professional, preparatory to labor action is shown. The author substantiates the design of such disciplinary results, the achievement of which guarantees the continuity of general and vocational education. Disciplinary competencies-skills are considered from the point of view of their evolution into general competencies taken at the initial level of their development. Subject skills are presented as elements and descriptors of future general and professional competencies.

Keywords: secondary vocational education, general education discipline, design of educational results, educational and professional action, subject skill

For citation: Kaminskaya MV, Tebenkova EA. On the problem of designing educational results on the basics of life safety in the conditions of secondary vocational education. Innovative development of vocational education. 2023;(1(37):129-138. (In Russ.).

Введение

В актуальных документах [1; 2], задающих векторы развития среднего профессионального образования (СПО), ставится задача системного обновления подготовки по общеобразовательным дисциплинам. В общем и целом «реализация среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования должна, с одной стороны, соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а с другой, — стать компонентом образовательной программы, ориентированной на достижение конечного результата — подготовку квалифицированного специалиста» [3].

Ключевой установкой для проектирования образовательных результатов является положение о том, что уровень освоения содержания предметов общеобразовательного цикла не только выступает в качестве квалификационного требования к современным специалистам во всех областях деятельности, но и становится условием формирования базы профессиональных компетенций [3]. В то же время остается неочевидным, какие научные основания должны быть использованы в качестве опоры для такого проектирования. Чтобы обеспечить получение дисциплинарных результатов, преемственных к общим и профессиональным компетенциям в самой образовательной практике, необходимо на теоретическом уровне определиться, в чем заключается их специфика

в условиях СПО. Поиск ответов на данный вопрос отражает целевую установку статьи.

Материалы и методы исследования

В целях выполнения задач, поставленных в федеральном проекте «Современная школа», в Институте развития профессионального образования работают научные коллективы исследователей-разработчиков по двадцати общеобразовательным дисциплинам.

Разработчики предложили методические решения совершенствования основных компонентов методики преподавания общеобразовательных дисциплин, включая проектирование их образовательных результатов с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы СПО.

Анализ разработанных методик [4] позволил выявить несколько методических подходов к проектированию дисциплинарных образовательных результатов. Во всех методиках есть указание на использование компетентностного (инвариантен для СПО) и системно-деятель-ностного (инвариантен для школы) подходов. Однако в их интерпретации разработчиками есть различия.

Основой проектирования результатов обучения, предложенных в методиках по естественнонаучным общеобразовательным дисциплинам, является модифицированная таксономия Бенджамина Блума, представляющая категоризацию уровней мыслительной деятельности в процессе обучения. Образовательные результаты по дисциплинам сформулированы в виде описания действий, которые должны продемонстрировать обучающиеся по завершении обучения (например,

интерпретировать/исследовать... химические процессы и явления в биосфере, техносфере.). Разработчики предлагают любое сложное действие раскладывать на более простые знания/умения за счет его декомпозиции.

Следует отметить, что проектирование образовательных результатов в логике описания действий отражает поворот разработчиков в сторону их замысливания как компетенций. Но в ходе декомпозиции общего способа действия произошла подмена: вместо «эволюции частей действия в общий способ» в методиках предложено его механическое анатомирование. Поэтому на последнем уровне декомпозиции получилось полное совпадение темы и действия, темы и промежуточного образовательного результата. Фактически произошло «назначение» того элемента действия, который продиктован темой (что в теме запланировано, то и стало действием, то и определено как результат). Но никто в педагогике не доказал, что из элементов действий по итогу вырабатывается указанное на первом уровне декомпозиции обобщенное умелое действие. Общий способ не складывается из пазлов входящих в него элементарных действий-частиц.

С точки зрения законов логики и психологии общий способ есть приложение закономерного действия к объектам одного класса (общие условия их «поведения» объясняются ПОНЯТИЕМ). В состав общего способа действия входят:

- ряд правилосообразных действий, выполняемых по тому же закону, но по несколько различающимся ПРАВИЛАМ, в зависимости от типовых условий (ситуаций) их выполнения,

- ряд алгоритмизированных действий, выполняемых по тому же правилу, но по несколько различающимся ИНСТРУКЦИЯМ, в зависимости от частных условий (ситуаций) их выполнения (они включаются в состав каждого из пра-вилосообразных действий).

Здесь основание для декомпозиции другое: условия действия (всеобщие — типовые — частные) и определяемые ими «ментальные» регуляторы действия (понятие объекта / закон действия — подпадающие под него правила действия — подпадающие под каждое из правил алгоритмы действия).

Степень обобщенности тематизмов дисциплины (разделы и темы) с точки зрения логики и психологии не является существенным основанием для декомпозиции деятельностных образовательных результатов. Это основание продиктовано укоренившимся и устаревшим

дидактическим представлением об осваиваемой «теме» как элементе научной информации, которую «передают».

Реальное компетентностное образование имеет дело с действием студента, когда «тема» обозначает шаг в ходе овладения студентом общим способом действия с помощью понятия, правил и алгоритмов. Если исходить из этого, то и сами общие способы действия (умения как компетентностные образовательные результаты), и их декомпозиция («разобобщение») должны иметь под собой опору на систему понятий, правил и алгоритмов, и полученной декомпозиции умений должна соответствовать своя тема, а не наоборот.

В ряде методик прослеживается попытка проектировать образовательные результаты общеобразовательной дисциплины так же, как в примерных основных образовательных программах «Профессионалитета» [5], где общие компетенции (ОК) раскладываются на универсальные результаты — умения и знания. В соответствии с деятельностным подходом на первое место ставятся умения, а знания определяются как «нужные» для них. И это тоже можно считать шагом к проектированию образовательных результатов как компетентностных, как факт их «перевосприятия» от академических к деятель-ностным. Формулировки умений, несмотря на формализованный язык, схватывают цикл деятельности: анализ ситуации, задачу, методы, алгоритмы, оценку результатов. Относительно универсальных результатов в методиках проектируются предметные результаты, формально соответствующие ФГОС СОО. Однако набор предложенных универсальных умений и знаний не показывает специфики предметного содержания общеобразовательных дисциплин, а отражает только их метапредметное и личностное (по сути воспитательное) содержание.

Попытка придерживаться общего знаменателя при проектировании результатов общеобразовательной и профессиональной подготовки несостоятельна. По факту это не сущностная проработка, а подгонка словесных формулировок результатов общего образования под те, что приняты в профессиональном. В таком проектировании «по аналогии» не учитывается самоценность периода общеобразовательной подготовки, уникальное влияние общего образования на профессиональное, его вклад в становление профессиональных квалификаций.

Несомненно, дисциплинарные образовательные результаты должны быть связаны с общими и профессиональными компетенциями,

но основанием для их интеграции не может быть формальная привязка друг к другу.

Анализ проектов образовательных результатов, представленных в методиках преподавания общеобразовательных дисциплин, показывает, что проблемой на данном этапе является осмысление разработчиками самих компетентност-ных результатов и их связи с содержанием обучения. Это осмысление пока не теоретическое, а опытное и в чем-то начетническое (используются новые модные «научные» термины из текстов про компетентности и деятельность). Поэтому и сами проекты образовательных результатов нельзя считать завершенными: они являются лишь проявлением поставленной проблемы и одновременно — некоторыми пробными шагами в сторону ее решения.

Результаты исследования и их обсуждение

Задача проектирования образовательных результатов нерешаема без учета закономерностей развития компетенций в ходе общего образования в сфере СПО.

Необходимость проектирования компе-тентностных образовательных результатов по дисциплинам общеобразовательной подготовки в условиях СПО требует обращения к типологии знания, определяющего полноту опоры конкурентоспособного действия (М. Ф. Ше-лер, Г. П. Щедровицкий) [6; 7], к методологии компетентностного подхода (П. Г. Нежнов, А. А. Попов, Дж. Равен, Б. Д. Эльконин) [8-12] и к основам педагогического дизайна компетенций [13].

С научных позиций общее образование ведет за собой развитие профессионально значимых компетенций (т. е. профессиональное развитие) в силу следующих закономерностей.

1. По сути, компетенция — это проекция на процесс профессионального образования того нормативно заданного культурного действия, которое обеспечивает выполнение трудовых функций. А уровень его освоения есть квалификация. Она позволяет выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде.

Таковы общие требования к характеру результата среднего профессионального образования как периода профессионального развития. Они задают вектор, но не определяют специфику результата общеобразовательной подготовки.

Единицей развития является действие (Д. Б. Эльконин). Единица развития в школьном образовании — учебно-предметное действие, а единица развития в профессии — трудовое действие.

С каким действием должна иметь дело общеобразовательная подготовка в условиях СПО? Находясь между общим образованием в школе и профподготовкой в СПО, общеобразовательная подготовка реализует «переходную форму» действия от учебы к труду, от действия школьного типа к действию трудового типа.

2. Любое действие в своей полноте состоит из трех частей: управленческой, исполнительской и рефлексивно-оценочной. Компетентность квалифицированного рабочего или специалиста среднего звена — это не просто вышколенное умение, а умение с хорошо развитым управляющим аппаратом действия со стороны ума, помогающего выбирать способ достижения цели, исходя из вариаций контекста и изменяющихся условий.

В школьном учении такая норма выбора способа действия со стороны учеников была не обязательна, так как они работали в искусственно созданных учебных ситуациях, специально подогнанных под отработку изолированных друг от друга элементов содержания учебных предметов — знаний, умений и навыков.

В рамках профессиональной подготовки отрабатывается исполнительский элемент действия, т. е. безошибочное, грамотное выполнение трудового действия на заданном уровне сложности.

Таким образом, в формируемом трудовом действии выпускника профессиональной организации обнаруживается разрыв: есть исполнительское звено при отсутствии двух других — управленческого и рефлексивно-оценочного.

Общеобразовательная подготовка в условиях СПО реализует действие учения в его учебно-профессиональной форме, т. е. форме, уподобленной будущему трудовому действию. Ключевым изменением является сдвиг от исполнительской части действия (знаний, умений и прочих предпосылок становления в будущем результативного действия) к управленческо-рефлексивному компоненту действия, позволяющему избирать его эффективный способ. Полнота умелого действия (управляющее, исполнительское, рефлексивно-оценочное звено) закономерно влияет на его конкурентоспособность.

3. Для перевода сложившегося в школе учебно-предметного действия в новый для него режим учебно-профессионального выбор его способа в ходе общеобразовательной подготовки должен опробоваться тем же путем, что практикуется в сфере труда.

Учебно-профессиональное действие — это действие-кентавр, по своей целевой направленности относящееся к овладению программой общеобразовательной дисциплины, а по своему аппарату — к сфере профессии.

В качестве управляющего аппарата учебно-профессионального действия выступает вертикально устроенное знание:

- понятие/закон, объясняющие действие (научное знание его объекта);

- правило/метод/технология, которые описывают его ход/порядок (выводятся на базе понятия/закона);

- алгоритм/техника/операции/шаги действия, которые являются предписанием к достижению цели и выводятся из правила.

Такое знание имеет проектную природу по методу своего получения (оно не передается как информация, а выводится). Получаемое таким образом, оно позволяет осмысленно выбирать эффективный способ действия и превращает

управление исполнением действия в индивидуальный акт ответственности субъекта за совпадение его результата с целью.

Таким образом, в качестве образовательных результатов по итогам освоения дисциплин общеобразовательного цикла выступают компетенции-умения как развитые учебно-профессиональные действия, опорой которых являются «триады средств»: объяснение понятием, описание правилом и предписание по алгоритму.

Опыт проектирования образовательных результатов по ОБЖ

Одним из ключевых учебно-профессиональных действий, осваиваемых при изучении ОБЖ, является выявлять и описывать опасности окружающей среды для предупреждения и защиты от них, в том числе в чрезвычайных ситуациях [4; 14]. Осваивая это действие, студент овладеет триадой средств его выполнения в вариативных ситуациях (табл. 1).

Таблица 1

Средства учебно-профессионального действия

Средства в системе условий действия Триада средств действия

Всеобщие. Понятие «опасность» как объяснение действия Опасность — это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек — среда обитания» в определенных условиях причинять вред людям, природной среде и материальным ресурсам

Типовые. Правило выявления опасности как описание общего порядка действия Чтобы выявить и описать опасности, нужно определить временные, пространственные и иные характеристики, при которых элемент системы «человек — среда обитания» становится причиной нанесения вреда человеку / окружающей среде

Частные. Алгоритм выявления опасности как предписание к действию в следующих конкретно-практических ситуациях. 1. В ситуации дорожного движения в разных позициях участия (пешеход, велосипедист, райдер, мотоциклист) 1. Алгоритм выявления опасностей в ситуации дорожного движения: 1) определить объект защиты через позицию участия в дорожном движении (пешеход, велосипедист, райдер, мотоциклист); 2) выявить источники опасностей для объекта зашиты (средства передвижения и участники дорожного движения) и составить их перечень (номенклатура опасностей); 3) провести классификацию источников опасности по происхождению (техногенные, антропогенные, природные); 4) выявить пространственную локализацию каждого источника опасности (места пересечения объекта защиты и источника опасности в пространстве дорожного движения: пешеходные переходы, особенно нерегулируемые, общие дорожки, дворы); 5) выявить условия реализации опасного свойства источников опасностей разных видов (техногенные: отказы в транспортных средствах, сложность/ качество участка движения, плохое освещение; антропогенные: превышение скорости, отклонение от нормы в состоянии водителя (опьянение, резкое ухудшение здоровья, отсутствие), незнание правил; природные: погодные); 6) определить воздействие на организм объекта защиты [удар, приводящий к травмирующим, летальным (смерть) последствиям]; 7) определить у объекта защиты ограничения к воздействию опасных факторов (кости не выдерживают удара, кожа не выдерживает соприкосновения с дорожным покрытием)

Окончание таблицы 1

Средства в системе условий действия Триада средств действия

2. В ситуации пожара в общественном месте (чрезвычайная ситуация — ЧС) 2. Алгоритм выявления опасностей в ситуации пожара в общественном месте: 1) выявить пространственную локализацию ЧС [в местах массового скопления людей (торговые центры, бизнес-центры), в транспорте (учитывать особенности водного, наземного, воздушного, железнодорожного транспорта)]; 2) определить объект защиты (сотрудник, посетитель); 3) выявить источники опасности (опасные факторы пожара) для объекта защиты и составить их перечень (дым, пары вредных газов, открытое пламя, осколки, части разрушившихся строений, высокая температура окружающей среды); 4) выявить условия активизации опасных факторов пожара (разрушение конструкций строения, расплавление пластика, применение огнетушащих веществ, приток воздуха, вдыхание дыма); 5) провести классификацию источников опасности по поражающему воздействию на объект защиты (воздействие на дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат, кожные покровы); 6) определить варианты поражения организма объекта защиты [ожог, травма, потеря сознания, удушье, летальное (смерть)]

3. В ситуации захвата заложников в общественном месте (ЧС) 3. Алгоритм выявления опасностей в ситуации захвата заложников в общественном месте (ЧС): 1) выявить пространственную локализацию ЧС [в местах массового скопления людей (торговые центры, бизнес-центры), в транспорте (учитывать особенности водного, наземного, воздушного, железнодорожного транспорта)]; 2) определить объект защиты через позицию попадания в заложники (заложник: обучающийся, работник учреждения, мужской пол, женский пол); 3) выявить источники опасностей для объекта зашиты [террористы и их качества/состояния (например, агрессия, жестокость); оружие; взрывное устройство; заложники в состоянии паники, сам заложник] и составить их перечень (номенклатура опасностей); 4) провести классификацию источников опасности по происхождению (антропогенные и техногенные); 5) определить воздействие на организм объекта защиты [травмирующее психическое/физическое, летальное (смерть)]; 6) выявить условия реализации опасного воздействия (действия самого объекта защиты и иных заложников, провокация нападающих, операция по освобождению)

Комментируя таблицу 1, подчеркнем, что при проектировании образовательных результатов предметные знания по ОБЖ систематизируются как средства, встроенные в действие. Они изначально замысливаются в качестве тех интеллектуальных средств, которые позволяют студенту выбирать эффективный способ действия в зависимости от изменяющихся условий и нести ответственность за совпадение его результата с целью.

Возвращаясь к требованию формирования компетентности, заметим, что предельная упорядоченность выбора способа разрешения любой конкретно-практической ситуации позволяет судить о наличии компетентности у специалиста.

Усиление практической направленности преподавания — одна из основных задач, стоя-

щих перед общеобразовательной подготовкой в СПО. Практическая направленность обучения ОБЖ предусматривает приложение интеллектуальных средств работы с опасностями и рисками к сфере профессиональной деятельности, к выполнению трудовых операций и к решению проблем с использованием знаний из смежных дисциплин.

Прикладной модуль также требует проектирования образовательных результатов. Планируемые дисциплинарные результаты по ОБЖ в данном случае проектируются как дескрипторы ОК или ПК. Дескриптор показывает предметный аспект овладения учебно-профессиональными действиями — элементами ОК или ПК. В таблице 2 представлены дескрипторы для дисциплины ОБЖ.

Таблица 2

Дисциплинарные результаты как дескрипторы общих и профессиональных компетенций

Перечень ОК/ПК Дескрипторы ОК/ПК применительно к дисциплинарным компетенциям-умениям по ОБЖ

ОК 1: выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 1: для предупреждения и защиты от опасностей среды выбирать способ с помощью системы средств его выполнения: понятия (опасность, риск, средство защиты); правил выполнения идентификации опасности и оценки риска, выбора средств защиты, а также алгоритмов их применения в различных ситуациях (дорожного движения, эпидемии/ пандемии и др.)

ОК 2: использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 2: - в процессе выбора способа защиты от опасных факторов среды, в том числе в чрезвычайных ситуациях, использовать поиск и анализ системы пригодных средств (понятий, нормативных процедур, алгоритмов поведения), их объяснение и достраивание друг за счет друга; - результативно выполнять разработку мер по предупреждению и защите от опасных факторов среды, в том числе в чрезвычайных ситуациях, избранным способом, демонстрировать умения, приводящие к минимизации рисков заболевания, травмирования и гибели

ОК 7: - содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению; - применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства; - эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 7: - в процессе выбора способа сохранения окружающей среды, ресурсосбережения, действий в чрезвычайных ситуациях выбирать способ достижения цели с помощью системы средств: понятие (закон), объясняющее выбор его правила, правило его выполнения, алгоритм достижения цели по правилу; - результативно выполнять действие избранным способом с опорой на знания об изменении климата, принципах бережливого производства; - для эффективного действия в чрезвычайных ситуациях (пожара, захвата заложников в общественном месте, требующих оказания первой помощи) выбирать его способ с помощью системы средств его выполнения: понятий, правил и алгоритмов идентификации ЧС, оценки риска и выбора средств сохранения жизни и здоровья в конкретных условиях

ПК 3.4: обеспечивать соблюдение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов (ФГОС СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений) ПК 3.4: в процессе выбора способа обеспечения соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов опираться на систему средств: понятие, объясняющее выбор его правила (опасность, риск, средство защиты), правило его выполнения (идентификация опасности, оценка риска, выбор средств защиты от опасности), алгоритм достижения цели по правилу (в ходе возведения зданий и сооружений)

Освоенные в рамках основного содержания учебно-профессиональные действия дополняются алгоритмом обеспечения безопасности жизнедеятельности как предписанием к действию в конкретно-практической ситуации — на рабочем месте (на производстве, полигоне, в мастерской).

Алгоритм обеспечения безопасности жизнедеятельности на рабочем месте заключается в следующем:

- выявить источники опасных и вредных факторов на рабочем месте;

- выявить пространственную локализацию каждого источника опасности, а также пути эвакуации;

- проанализировать условия возникновения и развития нежелательных событий (травматизма и профессиональных заболеваний): технические, организационные, санитарно-гигиенические, психофизиологические;

- определить возможные последствия реализации опасностей по степени тяжести: гибель, травма, профессиональное заболевание;

- оценить вероятность наступления опасностей (на основе статистических данных по несчастным случаям в строительной отрасли);

- выбрать средства индивидуальной защиты на основе типовых отраслевых норм выдачи средств индивидуальной защиты.

Заключение

Таким образом, решение поставленной в статье проблемы определения оснований проектирования образовательных результатов общеобразовательной дисциплины, преемственных к общим и профессиональным компетенциям, заключается во введении нормы действия как нормы выбора его способа путем упорядочения хаотичного набора средств достижения цели в вертикально ранжированную систему средств (понятие, правило и алгоритм). Если они присваиваются студентом при изуче-

нии общеобразовательной дисциплины, то его действие будет преобразовываться из учебного в учебно-профессиональное, подготовительное к трудовому, с усиленным командным пунктом управления им «в уме».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проектировании образовательных результатов по общеобразовательной дисциплине рекомендуется исходить из понимания предметных умений как элемента (дескриптора) общих компетенций и базы для получения квалификации/специальности. К образовательным результатам относится список умений как «развитых действий» (выполняемых безошибочно, грамотно, результативно). В их основу закладываются ключевые учебно-профессиональные действия, соотносимые с предметными и метапредметными результатами ФГОС СОО.

Список источников

1. Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования : распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 202l г. № Р-98 // Юридическая информационная система «Легалакт». URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-30042021-n-r-98-ob-utverzhdenii/

2. Стратегия развития СПО до 2030 года // Минпросвещения России : офиц. сайт. URL: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/

3. Федеральный проект «Современная школа» // Минпросвещения России : офиц. сайт. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/

4. Об утверждении методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования : распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 августа 2021 г. № Р-198 // Минпросвещения России : офиц. сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c5e5010d2b08f0a0d2e642 3da6d45ab4/

5. ПООП-П образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования. URL: ПООП-П^^ту^к.ш)_

6. Шелер М. Ф. Формы знания и образование // Человек. 1992. № 4. С. 85-96; № 5. С.63-75.

7. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // В кн.: Педагогика и логика. М. : Касталь, 1992. С. 53-57.

8. Кудрявцев В. Т. Практика как методологическая проблема культурно-исторической психологии // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2010. № 17 (60). С. 13-21.

9. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. Когито-центр, 2002. 396 с.

10. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / под ред. П. Г. Неж-нова, Б. И. Хасана, Б. Д. Эльконина. М. : Университетская книга, 2007. 111 с.

11. Иванов Д. А. Компетентностый подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учеб.-метод. пособие. М. : АПК и ППРО, 2005. 101 с.

12. Попов А. А. Открытое образование: философия и технологии. М. : Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 252 с.

13. Каминская М. В. Педагогический дизайн в школе компетенций. Идеи, конструкторы и дидактические материалы нового поколения. М. : Авторское издание, 2013. 76 с.

14. Тебенькова Е. А. Методические подходы к проектированию предметного содержания общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы среднего профессионального образования // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 4 (36). DOI: 10.15393/ j5.art.2021.7168

References

1. On approval of the Concept of teaching general education disciplines, taking into account the professional orientation of secondary vocational education programs implemented on the basis of basic general education: Decree of the Ministry of Education of the Russian Federation of April 30, 2021 No. R-98. Legal Information System "Legalakt". URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minpro. (In Russ.).

2. Strategy for the development of SPO until 2030. Ministry of Education of Russia: official. website. URL: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (In Russ.).

3. Federal project "Modern School". Ministry of Education of Russia: official. website. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/ (In Russ.).

4. On approval of teaching methods in general education (compulsory) disciplines ("Russian language", "Literature", "Foreign language", "Mathematics", "History" (or "Russia in the world"), "Physical culture", "Fundamentals of life safety", "Astronomy") taking into account the professional orientation of secondary vocational education programs implemented on the basis of basic general education: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of August 25, 2021 No. R-198. Ministry of Education of Russia: official. website. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/ (In Russ.).

5. POOP-P of education in the specialty 35.02.16 Operation and repair of agricultural machinery and equipment. URL: POP-P.pdf(my-ptk.ru) (In Russ.).

6. Sheler MF. Forms of knowledge and education. Chelovek = Man, 1992;(4):85-96; 1992;(5):63-75. (In Russ.).

7. Shchedrovitsky GP. System of pedagogical research (methodological analysis). In the book: Pedagogika i logika = Pedagogy and logic. Moscow: Castal; 1992. Pp. 53-57. (In Russ.).

8. Kudryavtsev VT. Practice as a methodological problem of cultural and historical psychology. Vestnik RGGU. Seriya «Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovaniye» = Bulletin of the Russian State University. The series "Psychology. Pedagogy. Education". 2010;(17(60):13-21. (In Russ.).

9. Raven D. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: vyyavleniye, razvitiye i realizatsiya = Competence in modern society: identification, development and implementation. Moscow: Kogito-center; 2002. 396 p. (In Russ.).

10. Nezhnov PG, Hasan BI, Elkonin BD (eds). Monitoring uchebno-predmetnykh kompetentsiy v nachal'noy shkole = Monitoring of educational and subject competencies in primary school. Moscow: University Book; 2007. 111 p. (In Russ.).

11. Ivanov DA. Kompetentnostyy podkhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumentariy = Competence approach in education. Problems, concepts, tools. Moscow: APK and PPRO; 2005. 101 p (In Russ.).

12. Popov AA. Otkrytoye obrazovaniye: filosofiya i tekhnologii = Open education: philosophy and technology. Moscow: Book house "LIBROCOM"; 2012. 252 p. (In Russ.).

13. Kaminskaya MV. Pedagogicheskiy dizayn v shkole kompetentsiy. Idei, konstruktory i di-dakticheskiye materialy novogo pokoleniya = Pedagogical design in the school of competencies. Ideas, constructors and didactic materials of a new generation. Moscow: Author's edition; 2013. 76 p. (In Russ.).

14. Tebenkova EA. Methodological approaches to the design of the subject content of the general education discipline "Fundamentals of life safety" taking into account the professional orientation of the main educational program of secondary vocational education. Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek = Continuing education: XXI century. 2021;(4(36). DOI: 10.15393/j5.art.2021.7168 (In Russ.).

Информация об авторах

Е. А. Тебенькова — профессор кафедры географии, фундаментальной экологии и природопользования, главный специалист Центра методического сопровождения среднего профессионального образования, доктор педагогических наук.

М. В. Каминская — доктор психологических наук, профессор.

Information about the authors

E. A. Tebenkova — Professor of the Department of Geography, Fundamental Ecology and Nature Management, Chief Specialist of the Center for Methodological Support of Secondary Vocational Education Doctor of Pedagogical Sciences.

M. V. Kaminskaya — Doctor of Psychological Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 03.02.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 08.02.2022 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.