УДК 159.9.072.422
А.Ю. Смирнова
к.псх.н, доцент Саратовский государственный университет, г. Саратов, Российская Федерация
К ПРОБЛЕМЕ ПОСЛЕДСТВИЙ УГРОЗЫ ПОТЕРИ РАБОТЫ
Аннотация
В статье анализируется последствия угрозы потери работы и обусловленной действием этих угроз переживания субъективной незащищенности в сфере труда. Отмечается выраженный деструктивный характер последствий переживания для работника и, через изменение трудовых аттитюдов — для организации.
Ключевые слова
Субъективная трудовая незащищенность работника, приверженость персонала, профессиональное выгорание, увлеченность работой.
Субъективная незащищенность в сфере труда — достаточно новый для российской организационной психологии феномен, в отличае от зарубежной где он систематически и комплексно изучается с 1984 года [зенава]. В теоретическом понимании феномена присутствует плюрализм и можно выделить несколько в разной степени разработанных однокомпонентных и многокомпонентных (колличественно-качественный, когнитивно-аффекитвный, процессный) подходов. Длительное переживание субъективной незащищенности ведет к профессиональному (психическому) выгоранию, а также формированию отрицательных установок к работе, снижению субъектной значимости работы и организации для работника[2]. Деструктивными последствиями характеризуется как незащищенность, вызванная действием угроз потери работы, так действием угроз сохранения важных для работника аспектов работы (при сохранении занятости как таковой). Угроза потери работы у мужчин и женщин более тесно связана с эмоциональными переживаниями, чем угроза утраты важных аспектов работы, последняя, при этом вызывает большие переживания у женщин. Последствия переживания качественной угрозы более предсказуемы, чем количественной. При этом количественная СН в большей мере влияет на уровень стресса, которому подвержен работник, таким образом, оказывая большее отрицательное воздействие на его здоровье, качественная СН — на формирование установок к труду и организации, в частности качественный аспект СН в большей мере оказывает воздействие на увлеченность персонала работой, резко снижая ее уровень, при этом в большей мере снижаются энергичность и энтузиазм — в меньшей — поглощенность работой, так как этот компонент больше, чем другие компоненты увлеченности связан с интересом к содержанию труда [1, 2], при этом, необходимость работника изменить содержание работы для сохранения занятости в организации окажет отрицательное воздействие и на этот компонент. Медиатором взаимосвязи переживания СН и увлеченности отчасти выступают воспринимаемый уровень организационной поддержки, самооценка способности трудоустроиться на новом месте работы, которые снижают деструктивное воздействие СН, конфликт между семьей и семьей, а также работой и семьей, напротив, усиливает [2]. Нам также удалось обнаружить, что переживание субъективной незащищенности в сфере труда имеет гендерные особенности: женщины более подвержены переживанию, а последствия переживания женщинами более предсказуемы и менее вариативны, чем мужчинами.
В целом, несмотря на то, что полученные нами результаты эмпирических исследований кратко излагаемые в данной статье позволяют расширить понимание феномена субъективной незащищенности в сфере труда с учетом российского социально-культурного и экономического контекстов, что особенно важно.
Список используемой литературы
1.Смирнова А.Ю. Влияние переживания субъективной незащищенности в сфере труда на увлеченность
персонала работой (качественный и количественный аспект) // Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН»2015, том 17, № 1. стр. 897-901
2.Смирнова А.Ю. Двухкомпонентная модель субъективной незащищенности в сфере труда в зарубежных исследованиях: психологическое содержание и диагностика феномена // Научный журнал. Известия Саратовского университета. Новая серия. 2015. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 4. С. 99-106
3.Смирнова А.Ю. Особенности переживания субъективной незащищенности в сфере труда мужчинами и женщинами // «Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета». 2015. № 4. [Электронный ресурс] http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=41 Смирнова А.Ю. Субъективная незащищенность в сфере труда: детерминанты и последствия // «Изменяющийся мир: общество, государство, личность»: сб. материалов IV международной научной конференции (09 апреля 2015 г.). Часть 1 (разделы 1-10). - Саратов: ИЦ «Наука», 2015.- C. 95-103
4.Смирнова А. Ю. Управление увлеченностью персонала работой в процессе организационных изменений // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 4 [Электронный ресурс], режим обращения http://apriori-journal.ru/joumal-gumanitamie-nauki/last-number.
5D Witte H. Job insecurity: Review of the international literature on definitions, prevalence, antecedents and consequences // Journal of Industrial Psychology. 2005. Volume 31 (4). P.1-6.
6.Huang G.-H., Niu X., Lee C., Ashford S. J. Differentiating cognitive and affective job insecurity: Antecedents and outcomes // Journal of Organizational Behavior. 2012. Vol. 33. P. 752-769.
7.Pienaar J., De Witte H., Hellgren J., Sverke M.. The cognitive/affective distinction of job insecurity: Validation and differential relations // Southern African Business Review. 2013 .Vol. 17 Number 2 P. 1-22.
8.Staufenbiel T., Kenig C. J. A model for the effects of job insecurity on performance, turnover intention, and absenteeism // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2010. Vol. 83. P. 101-117.
© Смирнова А.Ю., 2016
УДК 159.923:316.6
Н.К. Черников
студент 2 курса Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
А.А. Черникова к. пед. н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
г. Барнаул, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения и развития сапопрезентационной компетентности как профессионально значимого качества будущего учителя.
Ключевые слова
Самопрезентация, самопрезентация личности, успешная самопрезентация.
В современном обществе успешность самопрезентации оказывает существенное влияние на социальную и профессиональную конкурентоспособность личности. В связи с этим актуальной задачей современного педагогического образования становится поиск путей и способов формирования у будущих учителей готовности к самопрезентационной деятельности.