Список литературы:
1. Ефремов В.С. Основы суицидологии. - СПб.: Диалект, 2004. - 480 с.
2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения // Методические рекомендации. - М., 1980. - 48 с.
3. Bridge J.A., Goldstein T.R., Brent D.A. Adolescent suicide and suicidal behavior // Journal of child psychologyand psychiatry. - 2006. - No 47: 3/4. -Р. 372-394.
4. Roy A. Genetics, Biology and Suicide in the Family /Assessment and prediction of suicide / Maris R. Wet. - New York, 1992. - P. 574-588.
5. Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - № 1.
6. Snyder C.R., Ford C.E., Harris R.N. The effects of theoretical perspective on the analysis of coping with negative life events In: Coping with negative life events -Clinical and social psychological perspectives / Ed. by C.R. Snyder, C.E. Ford & E. Carol, New York: Plenum Press, 1987. - P. 3-13.
7. Page R., Yanagishita J. et. al. Hopelessness and loneliness among suicide attempters in school-based samples of Taiwanese, Philippine and Thai adolescents // School psychology international. - 2006. - Vol. 27, № 5. - Р. 581-591
К ПРОБЛЕМЕ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА © Пьянкова Л .А.1
Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
На современном этапе развития российского общества проблема подросткового алкоголизма выступает одной из актуальных. В современных кризисных социально-экономических условиях пристрастность подростков к алкоголю стоит в ряду таких девиаций как преступность, социальный паразитизм, воровство, бродяжничество и др. Cоциологические исследования и данные официальной медицины регистрируют частоту потребления алкогольных напитков, таковых, согласно их личному признанию, около 82 % людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая пиво) ежедневно или через день 33,1 % юношей и 20,1 % девушек. Пиво -наиболее любимый молодежью напиток: его предпочитают и подростки. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в возрасте
1 Доцент кафедры Социальных и гуманитарных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.
13 лет - двое из каждых трех. Доля злоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15,7 %, в ПТУ - 24,4 %, в техникумах и колледжах - 33,7 %, в вузах - 32,4 % [1].
Данные официальной статистики зафиксировали, что за период с 1991 по 2000 годы число впервые диагностированных подростков, больных алкоголизмом выросло в 1,5 раза и составило 10,5 на 100 тыс. подростков. Число подростков, состоящих на учете у наркологов, также выросло в 1,5 раза и по данным официальной статистики на 2000 г. составило 819,8 человек на 100 000 населения. О явно неблагополучной ситуации в отношении алкоголя свидетельствует и существенный рост алкогольных психозов среди подростков - в 8 раз - за последнее 10-тилетие ХХ века. Это прогностически неблагополучный показатель, т.к. алкогольный психоз у подростка - в принципе случай достаточно редкий [2; 3]. В 2012 г. специализированными учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации были зарегистрированы 85750 подростков с диагнозом наркологических расстройств [4]. По данным 2014 г на каждую 1000 подростков приходится более 25 детей, страдающих от алкоголизма [5].
Проблемами профилактики детского алкоголизма занимались В.Б. Альт-шулер, В.Р. Амирова, А.В. Бараненко, Т.Г. Бетелева, Э.Е. Бехтель С.А. Бо-гданчиков, Л.И. Иванов, Т.В. Третьякова и др. [6-12].
Исследователи разработали сущность понятия детского алкоголизма, выявили причины данного пагубного пристрастия, наметили пути и формы его предупреждения. В приведенных нами исследованиях авторы предлагают мероприятия в контексте профилактики социального сиротства, реабилитации и коррекции сирот и детей, пострадавших о семейного насилия, поскольку пристрастность детей к алкоголю - только часть проблем детей из неблагополучных детей или детей-сирот [13; 14].
Отмечается, что алкоголизм - это комплексное заболевание, характеризующееся постоянной пристрастностью к принятию алкоголя, вызывающее опьянение, расстройства нервной системы, внутренних органов, приводящее к социальной и психологической деградации. «Омоложение» этого заболевания - результат кризисных явлений в социально-экономической и духовно-нравственной сфере общества, роста явлений отчуждений в контексте детско-родительских отношений, потери преемственных связей семьи и школы, аномизма, когда старшее поколение все чаще перестает быть авторитетом для подрастающего, а воспитательный вакуум заполоняется рекламой в СМИ, призывающей «брать от жизни все», «жить настоящим». Нестранно поэтому, что еще формирующийся человек, имеющий массу свободного времени, не в силах противостоять мощному потоку разрушающих его соблазнов в условиях ослабления социального контроля, попустительства загруженных работой родителей. Известно, что среднестатистическая мать уделяет своему ребенку в день около 18 минут времени. Каким должно
быть общение матери и ребенка, чтобы стало продуктивным? Не всегда женщине удается одержать победу в конкурентной борьбе с рекламой спиртного, его доступностью и тогда для неё становится трудноразрешимой проблемой алкоголизм её ребенка.
Известно, что причина девиантного поведения чаще всего лежит в сфере детско-родительских отношений. Так, в исследованиях Е.В. Змановской получены данные о нарушении значимых отношений с родителями в изучаемых группах с девиациями: в группе с бытовым пьянством выявлена общая неудовлетворенность отношениями с обоими родителями [15]. В такой непростой ситуации необходимо усилить меры социального контроля за детским сообществом, профилактики, коррекции и реабилитации девиаций особенно в подростковом возрасте, поскольку в данной возрастной группе девиантное поведение сопровождается явлениями дезадаптации, преступности, химическими и нехимическими зависимостями - как способами ухода от проблем [16].
Возникновению алкоголизма у подростков способствует влияние групповых традиций, идентификация себя со сверстниками, превалирование влияния сверстников над родительским авторитетом. Нередко первая порция алкоголя ребенку бывает предложена в семье, когда он является участником застолий. Так или иначе, но фактором возникновения пагубной привычки, является неблагоприятная среда, в которой оказывается подросток, не в силах ей сопротивляться, а нередко, и не желая делать этого.
Обобщая сказанное выше, отметим, что среди совокупности причин в той или иной мере вызывающих подростковый алкоголизм, можно назвать следующие:
- позитивная реклама в средствах массовой информации;
- незанятость свободного времени;
- отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;
- уход от проблем;
- психологические особенности личности;
- самоутверждение.
Однако же социальные причины в формировании негативных паттернов в подростковом возрасте, связаны, главным образом с семьей. Именно в семье закладываются и развиваются базовые качества личности ребенка (воля, эмоции, целеустремленность), могущие в какой-то мере противостоять соблазнам. Алкоголизация, наркотизация родителей, их эмоциональная холодность, неудовлетворение жизненно важных потребностей ребенка влияют на тип личности подростка, на его интеллектуальную сферу и могут являться фактором, предрасполагающим к употреблению несовершеннолетними алкоголя.
В исследованиях Т.И. Шульги, Л.Я. Олиференко выявлено, что дезадап-тированность семьи сказывается в том числе на таких отклонениях в поведении подростков, как употребление алкоголя, наряду с наркоманией, пра-
вонарушениями, воровством, побегами из дома, прогулами в школе [17]. На фоне воспитания в деструктивной семье у подростка деформируются личностные особенности, изменяются в негативную сторону мотивационно-потребностная, эмоционально-волевая сферы, что может способствовать развитию аддиктивных паттернов поведения. Превентивные меры, направленные на предотвращение вовлечения подростков в том числе и в процесс употребления алкоголя составляют основу профилактической антиалкогольной работы в учебных коллективах с привлечением к данной работе родителей (законных представителей).
Список литературы:
1. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. - М., 2001. - 48 с.
2. Кошкина Е.А. Эпидемиология наркологических заболеваний // В кн.: Руководство по наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца. - М.: Медпрактика-М, 2002. - Т. 1. - С. 8-32.
3. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. - Л., Медицина, 1991. - 304 с.
4. Национальный научный центр наркологии Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nncn.ru.
5. Алкоголизм в России: статистика. Проблема алкоголизма в Росиии, борьба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://proalkogolizm.ru/alko-golizm-v-rossii/.
6. Альтшулер В.Б. Клиника алкоголизма // Руководство по наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца. Т. 1. - М.: Медпрактика-М, 2002. - С. 203-232.
7. Амирова В.Р., Богданчиков С.А., Иванов Л.И. Психодиагностика групп с высоким риском алкоголизации в ВУЗах МВД РФ // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - С. 140-143.
8. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2000.
9. Бараненко А.В. Роль невротических реакций в этиологии алкоголизма // Актуальные вопросы современной психиатрии. - Харьков, 1998. -Вып. 1. - С. 60-62.
10. Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические и психофизиологические особенности лиц, употребляющих алкоголь // Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 18-19.
11. Бехтель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. -М.: Медицина, 1986.
12. Третьякова Т.В. Принципы организации социально-психологического сопровождения направленного на профилактику социальных рисков
подросткового возраста в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Tretjakova.phtm (дата обращения: 10.11.2016).
13. Борисов В.А., Ананьев Е.И., Кабакова Е.А. Комплексная программа профилактики социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.institutesocionom.ru; Брюн, Е.А. Комплексная программа первичной позитивной профилактики аддиктивного поведения в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / Е.А. Брюн, О.Ж. Бу-зик, Е.И. Сокольчик, О.А. Габрильянц и др. - 2013. - Режим доступа: www.nar-cologos.ru.
14. Третьякова Т.В. Принципы организации социально-психологического сопровождения направленного на профилактику социальных рисков подросткового возраста в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Tretjakova.phtm (дата обращения: 10.11.2016).
15. Змановская Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2013. - Вып. 5 (133). - 189 с.
16. Пьянкова Л.А. Материнство как ресурс психолого-педагогической и социальной поддержки детства на современном этапе // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4, Ч. 2. - С. 383-389.
17. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 12-15.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ
© Чумаченко Л.А.
Самарский государственный социально-педагогический университет,
г. Самара
На основе теоретических и эмпирических исследований анализируются факторы, влияющие на конфликтные отношения в молодых семьях г. Новокуйбышевска.
Ключевые слова: молодая семья, конфликт, конфликтные отношения в молодой семье, факторы конфликтных отношений.
В жизни человека семья играет огромную роль. В России с каждым годом растет количество семей, которые рано или поздно распадаются.