Педагогико-правовые проблемы профилактики алкоголе-девиантного поведения...
7. Абызов Р.М. Типологические проблемы личностных деформаций несовершеннолетних преступников и их предупреждение. Дис. ... д-ра юрид. наук, 1998.
8. Севастьянова И.В. Девиантное поведение несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.
9. Даниленко И.А. Обстоятельства, подлежащие установлению при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук. М.: 2004.
10. Севастьянова И.В. Девиантное поведение несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.
УДК 351.761.1
ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЕ-ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Тимакин А.В., преподаватель, соискатель МПГУ, [email protected]
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author examines the prevention of deviant behavior of adolescents caused by the use of alcohol. The article shows the interrelation between the underage drinking and crime. The research establishes the need for public policy to prevent degradation of the population in Russia. The author calls for immediate and rigorous opposition of law and education to underage drinking in order to prevent crime and raise awareness of individuals.
Рассматривается вопрос об основных проблемах профилактики девиантного поведения подростков в свете употребления ими алкоголя. Предлагается использование нового термина “алкоголе-девиация”. Обозначается механизм совершения преступления несовершеннолетними в силу зависимости от алкоголя. Анализируется проблема государственной политики в области предупреждения деградации населения страны. Ставится вопрос о противостоянии права и педагогики в сфере профилактики правонарушений и воспитания личности.
Key Words: alcohol, deviant, prevention, pedagogy, law.
Ключевые слова: алкоголе-девиация; профилактика; педагогика; право.
Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних сегодня является актуальной темой и в обществе, и на государственном уровне. Известно, что подростки с девиантным поведением впоследствии могут стать преступниками и совершать преступления различной степени тяжести. Одной из причин девиантного поведения несовершеннолетних является рост потребления последними алкогольных напитков.
12 августа 2009 года в г. Сочи Президент РФ Д.А. Медведев провел совещание о мерах по снижению потребления алкоголя в России, отметив откровенно, что алкоголизм приобрёл в нашей стране характер национального бедствия.
По данным Минздравсоцразвития России, в РФ на каждого человека, включая младенцев, сегодня приходится около 18 литров чистого алкоголя, потребляемого в год. При этом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже давно обозначила опасный рубеж алкоголизации стран — 8 литров чистого спирта на душу населения. За ним начинаются тяжелые и подчас необратимые последствия — болезни, инвалидизация, рождение ущербных детей, потери в экономике, культуре, социальной сфере. И естественно, что уровень в 18 литров означает реальную деградацию нашей стране.
Как отметил Президент РФ Д.А. Медведев, ни одни предпринятые меры на государствен-
101
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ном уровне против алкоголизации населения «не помогли ни в чём абсолютно» [7].
Алкоголь и суррогаты алкоголя — одна из главных причин высокой смертности. И наши сегодняшние демографические проблемы в значительной степени связаны с употреблением алкоголя. Пьянство является причиной распада десятков тысяч семей в нашей стране, а распад семьи влечет за собой разложение нормального здорового климата государства. В свою очередь это влечет за собой огромный экономический ущерб и прямую угрозу безопасности государства.
Говоря о проблеме девиантного поведения подростков, связанного с употреблением алкоголя, необходимо помнить понятийный аппарат, существующий в литературе относительно девиации.
Вообще говоря о нарушении несовершеннолетними тех или иных социальных норм, в педагогической и психологической литературе часто употребляют в качестве близких по значению слов термины «асоциальное», «антисоциальное», «девиантное» и «делинквентное» поведение, что вносит некоторую неясность.
Проблема асоциального поведения, конкретно потребления алкоголя, как явление порождено не только общесоциальными, но и воспитательными дефектами.
Асоциальное (от англ. asocial — направленный против общества) поведение — нарушение норм и правил, принятых в обществе. Название не всегда правильно отражает смысл. Употребление алкоголя — довольно распространенная норма поведения взрослых. А поведение детей с таким пристрастием относят к асоциальному. Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение подростка, которое не соответствует его возрастным особенностям. Существуют различия между асоциальным и антисоциальным поведением. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества, становятся тунеядцами, бомжами, алкоголиками, наркоманами [6].
Рядом с термином «асоциальное поведение» (или вместо него) можно увидеть термин «девиантное поведение».
Девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов (юридических, моральных или социальных). Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным нормам и ожиданиям. Одним из видов девиантного поведения как раз и является алкоголизм [1].
Однако сущестует мнение, что целесообразно все социальное поведение делить на нормальное и девиантное (отклоняющееся от нормы). Отклонение от нормы при этом может быть как положительным (скажем, творческая одаренность), так и отрицательным. Отрицательное девиантное поведение, в свою очередь, может быть разделено на аморальное (человек совершает поступки, противоречащие нормам морали), противоправное, или делинквентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства) [5].
Исходя из подобных выводов, нам представляется возможным предложить к употреблению термин «алкоголе-девиация», обозначающий отрицательное поведение индивида вследствие употребления алкоголя, которое может перерастать в противоправное и преступное поведение.
В отношении подростков это наиболее актуально, учитывая особые механизмы формирования зависимости поведения от употребления алкоголя и особенности противодействия такому поведению. В чем же состоят эти особенности и какова сложность переоценки современного состоянии алкоголизации молодежи?
Исследователи этой проблемы В.В. Белова, Э.Е. Бехтель, М.Р. Битянова, В.Г. Бочарова,
B. З. Вульфов, И.В. Дубровина, Т.Н. Клюева,
C. В. Косарецкая, В.Э. Пахальян и др. подчеркивают необходимость и важность следующих действий: проведение консультативных и профилактических мероприятий среди подростков; грамотное социальное воспитание; работа педагогов и психологов по сопровождению подростков в школе; взаимодействие различных педагогических, психологических и социальных структур для получения положительного эффекта в профилактике асоциального поведения среди подростков.
102 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Педагогико-правовые проблемы профилактики алкоголе-девиантного поведения...
Специфические условия современного этапа развития общества, социальная дезадаптация значительной части населения провоцирует рост динамики потребления алкоголя. Существующая система мер противодействия алкоголизму, как и отметил Президент РФ Д.А. Медведев, в силу различных причин носит непоследовательный характер и неадекватна реальному положению дел. Главная особенность ситуации заключается в том, что проблема потребления алкоголя получает все большее распространение среди подрастающего поколения.
На основе данных социологических исследований, анализа общественного мнения, материалов средств массовой информации, проведения конференций, совещаний, дискуссий можно констатировать ряд факторов, способствующих социальному отягощению ситуации с потреблением алкоголя. Это сведение проблемы потребления спиртных напитков к проблемам здравоохранения и правоохранительных органов; молодой возраст, когда происходит первая проба спиртного и увлечение им; появление нового социального феномена — молодежной алкогольной субкультуры; неопределенность и отсутствие научно обоснованной концепции формирования здорового образа жизни.
Истинный алкоголизм в возрасте 10—14 лет встречается очень редко. Чаще всего родители и учителя обращаются с жалобами на подростков, замеченных в том, что они пробуют опьяняющие вещества. Мотивами такого поведения могут быть любопытство, желание испытать новые ощущения, узнать возможности своего организма. Возможно, что подросток с выраженными трудностями в неформальном общении употребляет спиртное, чтобы почувствовать себя более раскованно и свободно перед тем, как идти в компанию сверстников или на свидание. Это лишь один из мотивов раннего приобщения к алкоголю подростков.
Другим мотивом бывает нежелание отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя. Подобный мотив становится формой алкогольного поведения, если возникает так называемая групповая зависимость, когда желание, например, выпить возникает всякий раз, когда собирается компания, а вне группы оно у подростков отсутствует. При этом на смену желанию испытать
ранее неизвестные ощущения приходит желание снять напряжение и расслабиться.
Некоторые исследователи (в частности, И.П. Подласый), ссылаясь на опыт А.С. Макаренко, делают акцент на работе учителя: «Зачем бороться с тем, чего одолеть нельзя? А.С. Макаренко знал, что одолеть пьянство среди колонистов ему не удастся никогда. Поэтому он выбрал другой путь — учить их культуре пития. И это дало гораздо больше положительных результатов, чем бездумные, никем и никогда не выполняемые запреты. Колонисты, которых он научил в меру и правильно пить, не пополнили ряды алкоголиков. Конечно, никто не призывает учителя организовывать курсы культурного пития для детей. Просто учитель должен вести работу так, чтобы дети понимали вредность употребления алкоголя» [2].
Однако, как показывает практика, рассматриваемая проблема является комплексной и многосторонней. Поэтому и решать ее в одиночку социальному педагогу, психологу, а в особенности учителю нецелесообразно.
Это проблема всего учреждения образования. И эта проблема напрямую связана с недостаточной правовой обеспеченностью работ по предупреждению и профилактики алкоголе-девиантного поведения подростков. Даже в Законе РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» единственная статья 51, касающаяся охраны здоровья школьников, целиком посвящена введению в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Профилактика возникновения негативных зависимостей у школьников — это система мероприятий, направленных на их предупреждение. Традиционно такого рода профилактическая работа велась в основном запретительными мерами, эффективность которых явно недостаточна. И, как это часто бывает в реальной практике, внимание в основном было обращено на борьбу с последствиями, а не с причинами.
Цель работы по борьбе с алкоголедевиацией — помочь школьникам преодолеть первое или эпизодическое употребление ими алкогольной продукцией и существующие у них на этот счет иллюзии, с одной стороны; организовать предупредительную деятель-
103
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ность с учащимися и их семьями по антиалкогольной пропаганде, сформировать у них потребность в здоровом образе жизни, с другой стороны.
Общепредупредительные мероприятия включают выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с употреблением спиртных напитков; формирование негативного по отношению к ним общественного мнения населения; осуществление контроля над процессами оборота (от производства до реализации и использования) с тем, чтобы исключить их потребление несовершеннолетними.
На общефедеральном уровне важным является организация антиалкогольной пропаганды в системе воспитания и образования в стране, в средствах массовой информации. При этом применение чисто информационного метода (о вреде алкоголя для жизни и здоровья человека) уже недостаточно для достижения положительного эффекта.
Следует учесть, что подростки 2004—2009 годов отличаются по своей эмоционально-иделогической составляющей воспитания от подростков 1990-х годов. Воспитанные на техническом прогрессе, раскрепощенности мышления, свободе поведения, подвергаемые постоянному рекламно-«просветительскому» завлечению со стороны алкогольных производителей, современные подростки уже слабо воспринимают рассказ о «капле никотина, убивающей лошадь». Современный подросток предпочитает «пощупать» лично, воспринять непосредственно то или иное явление. Исходя из этого, представляется необходимым воздействовать на эмоциональную сферу подростков максимально правдивым, натуралистичным представлением последствий действия алкоголя.
По существу период современного детства сокращается по времени, по сути, дети начинают взрослеть гораздо раньше, чем созревают как личности, возникает необходимость правового просвещения подростков о последствиях поведения, неприемлемого в обществе.
Проблема организации профилактики антисоциальных проявлений в среде учащихся состоит не столько в нежелании учителей и родителей заниматься с данным ребенком, сколько в неумении, незнании, как ему помочь. Нередко педагог или не умеет организо-
вать воспитание или не обладает необходимой для этого психологической подготовкой. Кроме того, в современных условиях начинает проявляться так называемый «правовой пат», когда, прикрываясь защитой прав ребенка и правами человека, сводятся «на нет» меры психолого-педагогического воздействия на детей. Простейший пример такой патовой ситуации: отказ детей от трудовой деятельности в школе со ссылкой на Конвенцию о правах ребенка, мол, нельзя заставлять детей работать. Как бы ни казалась смешной услышанная из уст ребенка причина отказа от трудовой деятельности, она заставляет задуматься над тем, в чем причина такой отговорки.
О профилактике преступлений и алкоголизма говорят все. Однако за красивыми рассуждениями не видна логика внедрения механизмов этой профилактики. Более того, можно наблюдать, как сталкиваются между собой две линии профилактики: правовая и педагогическая. Первая ставит во главу угла знание и защиту своих прав, вторая воспитание Личности.
Показателен случай, который наглядно демонстрирует давление первой над второй. В Таганроге школьник подал иск на учительницу, которая наказала его за хулиганское поведение, не взяв на экскурсию. Возмущенный попранием своих прав (надо полагать, не без содействия заинтересованных взрослых) школьник потребовал компенсации морального ущерба в размере 70 тыс. руб. Суд смилостивился над ответчицей и уменьшил сумму до 30 тыс. руб. Учительница после этого уволилась. Как будет чувствовать себя несовершеннолетний истец, и какой урок получили остальные учителя? [3]
И это не единичный случай. Подобного рода воздействия на институт образования, семьи, воспитания оказываются то тут, то там по всей стране. Переносится западный взгляд «на всё правильное» на российскую почву, что является просто недопустимым, хотя бы в силу совершенно другого культурного уровня населения. Но вышеуказанный случай, по своей сути, всем педагогам и психологам обозначил предупреждение, что в рамках образовательной системы они вне правовой системы. О какой психолого-педагогической профилактике может идти речь? Как можно воспитать человека, не ограничивая его в определенных сферах жизни?
104 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Педагогико-правовые проблемы профилактики алкоголе-девиантного поведения...
Для более тонкого понимания смысла педагогического воздействия на человека с детства правоведам (следователям, судьям, адвокатам, сотрудникам министерств) следует абстрагироваться от гуманизма как явления порожденного сознанием животного под названием «человек» и определить природные истоки поведения на базе инстинктов, которых даже у человека никто не отменял. Поэтому остановимся на этом вопросе чуть подробнее.
В природе борьба за выживание означает серьезную конкурентную борьбу за свободные ресурсы. Основная цель — добывание пищи либо охота, как у животных, либо более сложная деятельность, напрямую связанная с интеллектом, как у человека. Усложнение организма от одноклеточного растения до человека означает усложнение механизма быстродействия, интеллектуальных способностей, появление возможности передачи накопленного опыта через игровую деятельность. Подобный энергетический и психологический потенциал идёт на добычу ресурсов, необходимых для жизни. Теперь представим себе, куда уйдёт этот потенциал, если всё, что необходимо для жизни биологической системе (животному или человеку), достается просто так, даром, без физических, психологических, интеллектуальных и тому подобных затрат? Проще говоря, система пойдет вразнос, ибо энергия требует выхода. Появляется такое явление как вседозволенность и безнаказанность, потому что всё достается просто так, ни за что отвечать не нужно, никакой ответственности. Именно поэтому, чтобы не допустить «расползания» личности, чтобы сформировать характер, например, элита Великобритании отправляет своих детей в школы с очень жесткой дисциплиной и отсутствием излишеств. Как яркий пример, принц Генри Уэльский, обучается в военной академии и нес службу в 2007—2008 годы в Афганистане. Кто из сыновей российских президентов, премьеров, министров служил в горячих точках?
Кроме того, существует такой элемент воспитания в семьях как физическое воздействие, в том числе и телесное наказание. Мы не ведем речь об избиении детей, издевательстве или иных уголовно наказуемых деяниях, а подразумеваем такое воздействие как, например, подзатыльник, «ремнем по попе». Существует практика запрета телесных на-
казаний (к примеру, Новая Зеландия) и она создает ситуацию, когда многие родители, испугавшись возможности попасть под суд, побоятся ставить детям ограничения, иначе те могут пожаловаться на них в правоохранительные органы. Такие опасения позволят воспитывать детей только до определенного предела, до определенного возраста, а дальше родители вынуждены будут отступить и предоставить государству проблему воспитания своих неуправляемых детей. Конечно, можно объяснить ребенку, что употребление алкоголя вредно и для него и для общества. А если не получится? Ведь закон запрещает только продажу алкоголя несовершеннолетним, но не употребление.
Что я хочу этим сказать? Об опасных возможных тенденциях противостояния права и педагогики. Зайдя в правовой тупик, мы можем упустить рычаги воспитания наших детей, в результате чего может вырасти бесконтрольный человек-потребитель. Вырастет общество потребления, но не созидания. Всё это говорит о необходимости чётко и ясно определить место права, педагогики и психологии в воспитании человека и профилактике асоциального поведения.
Для предотвращения алкоголизации населения России в частности Президент РФ внес некоторые предложения:
1) остановить рост потребления алкоголя среди молодых людей. Это абсолютная необходимость. Потребление пива и слабоалкогольных напитков растёт прежде всего у подростков, а ведь из них предполагается трудоспособное население страны;
2) порядок в работе розничных сетей и торговых точек. Продажа алкоголя несовершеннолетним лицам недопустима вблизи школ, вузов, спортивных и досуговых центров;
3) как доказала жизнь, одними административными запретами проблему не решить. Самое пристальное внимание должно уделяться профилактике алкоголизма, в первую очередь в молодёжной среде. Делать это нужно на новом, современном уровне с использованием всех возможностей системы образования и средств массовой информации, учитывая интересы и психологию молодых людей, нового поколения.
Однако, на мой взгляд, на государственном уровне существует серьезная проблема, которая не позволяет реализовать даже та-
105
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
кие, казалось бы, оправданные мероприятия. Чтобы обозначить эту проблему, хотелось бы отметить одну современную особенность формирования в частности криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних. Последние, находясь в обстановке семейного неблагополучия и не удовлетворяющего их положения в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), будучи подвергнуты нарушению принципа социальной справедливости в отношении себя, являясь формальным элементом работы педагогов, стремятся компенсировать свободой «на улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых. Потребность в общении (у подростков она особенно обострена), самоутверждении, реализации своих возможностей и способностей, признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих заставляют их объединяться в группы. Связь групповой преступности несовершеннолетних с алкоголизмом многоканальна. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних — это способы «взрослого» самоутверждения, проведения досуга, свободного общения, групповые по своему характеру. Случаев, когда подростки употребляли алкоголь в одиночку, крайне мало. Подросткам обязательно нужны зрители, аудитория, действия перед ней и составляют суть группового алкогольного эксцесса. Нередко ошибочно полагают, что есть лишь один механизм связи преступности несовершеннолетних с алкоголизмом — совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения, по формуле: Алкогольное опьянение => Потеря социального контроля => Преступление
С ориентацией на действие этого механизма преимущественно и пытаются строить профилактическую работу. Однако, как показывают исследования и практика, только 25—35% преступлений совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Именно эта формула и находит свое отражение в уголовной статистике. Вместе с тем свыше 35% корыстных преступлений совершается несовершеннолетними в трезвом состоянии, но для добычи средств на приобретение алкоголя. Здесь действует другой, не отражаемый в уголовной статистике и недостаточно учитываемый в профилактической работе механизм связи групповых преступлений и алкоголизации несовершеннолетних:
Потребность в алкоголе => Корыстное преступление => Алкогольное опьянение [4].
Из выступления Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на упомянутом Совещании в Сочи известно, что начиная с 1998 года в Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво. К 2006 году выросло почти в шесть раз. Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ, например, кофеина, в составе популярных у молодёжи энергетических напитков ускоряет формирование привыкания к алкоголю, а также усиливает риск токсического действия алкоголя на организм человека. Доля людей, которые регулярно потребляют пиво, составляет сегодня 76%. Данные последних лет свидетельствуют, что алкоголизм в юношеском возрасте формируется вследствие приёма пива либо слабоалкогольных напитков.
Крайне неблагоприятная для страны ситуация связана с тенденцией к увеличению употребления алкоголя детьми в возрасте от 10 до 14 лет. Здесь суммарное число в 2008 году составило 10852 человека [7].
В то же самое время, как будто игнорируя данные Министерства здравоохранения, Министерство внутренних дел РФ докладывает официально о тенденции снижения числа преступлений среди несовершеннолетних. Динамика преступлений, совершенных несовершеннолетними, приведенная на официальном сайте МВД РФ в 2005—2009 годах, показана на рис. (С. 107).
При росте потребления алкоголя среди молодежи, росте заболеваний, особенностях совершения преступлений, обозначенных выше, число преступлений совершенных несовершеннолетними неуклонно снижается в последние четыре года. С учетом знаний о механизмах поведения человека и молодежи в частности, такое представление ситуации не внушает доверия.
Кроме того, еще раз вспомнив о предложениях, озвученных Президентом, можно сказать, что первое и третье предложение (остановить рост потребления алкоголя среди молодых людей и уделять самое пристальное внимание профилактике алкоголизма в молодёжной среде) есть суть одно. И оно упирается в проблему противостояния права с психологией и педагогикой, которое обозначено
106 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Педагогико-правовые проблемы профилактики алкоголе-девиантного поведения...
Рис. Динамика преступлений, совершенных несовершеннолетними
выше. Второе предложение Президента (упорядочить работу розничных сетей и торговых точек) также не ново. И препятствием для реализации этого предложения являются всё те же бюрократические препоны.
Очередным ярким таким эпизодом стало распоряжение № 380 Правительства Москвы об отмене распоряжения префекта Северного административного округа (САО) Олега Мит-воля. В конце сентября 2009 года префект САО предписал «упорядочить» розничную торговлю в остановочных павильонах, киосках, автомагазинах и тонарах. Из ассортимента этих торговых точек предлагалось исключить пиво и сигареты. Как именно сделать это, было поручено продумать главам управ района. Документ был издан «в целях защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних». В распоряжении префекта не было прямого запрета на торговлю, но во всем округе почти не осталось киосков, продающих пиво и сигареты. Полки с этим товаром были завешаны черным полиэтиленом, а их владельцы даже собрались пикетировать
здание префектуры в знак протеста. Интересно объяснение отмены предписания префекта САО. Как следует из информации, опубликованной на официальном сайте Правительства Москвы, «подобная инициатива соответствует как общегосударственной борьбе за здоровый образ жизни, так и планам столичных властей. Но Митволь обогнал время». Получается, что начав реализовать слова, озвученные Президентом, префект САО превысил свои полномочия. Это было очередным давлением права на педагогику и психологию против увеличения преступлений на почве алкоголедевиации.
Эта серьезная проблема явно заслуживает внимания со стороны государства. Пока министерства и ведомства будут действовать не скоординированно и искажать реальные данные, отдельные инициативы частных лиц и организаций по противодействию деградации нашей страны окажутся под давлением со стороны государственных структур из-за их нежелания и неумения работать.
Литература
1. Деларю В.В. Психология отклоняющегося поведения. Учебно-методическое пособие. Волгоград, 2004.
2. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. M.: Владос, 2002
3. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Чужие в доме// Виноград. Православный образовательный журнал. 2008. № 6.
4. Краснова О.В. Некоторые психологические аспекты стремительного роста детской преступности и пути их решения // Юридическая психология. 2006. № 3.
5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997. С. 414.
6. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Пособие для учителя / Под ред. В.А. Татенко, Т.М. Татенко. Киев, 1989.
7. Стенограмма Совещания о мерах по снижению потребления алкоголя в России 12 августа 2009 года, г. Сочи URL: http://archive.kremlm.m/appears/2009/08/12/
107