Научная статья на тему 'К проблеме подготовки конкурентоспособного специалиста с учетом российской ментальности'

К проблеме подготовки конкурентоспособного специалиста с учетом российской ментальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / МЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / КОНКУРЕНТОРАЗВИВАЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / COMPETITION / COMPETITIVE SPECIALIST / MENTAL PERFORMANCE / COMPETITIVENESS OF DEVELOPING THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липилина Елена Юрьевна, Хазова Снежана Александровна

В статье рассматриваются вопросы соотношения ментальных характеристик россиян и свойств конкурентоспособной личности, а также аспекты проблемности достижения части конкурентных преимуществ для некоторых категорий / групп российских граждан. Намечены пути решения проблемы с опорой на ментальные характеристики личности обучающихся в конкуренторазвивающем образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липилина Елена Юрьевна, Хазова Снежана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem preparation of competitive specialists taking into account the Russian mentality

The article deals with the relation of mental characteristics of the Russians and the properties of the competitive person and problematical aspects of the achievement of competitive advantage for some categories / groups of Russian citizens. The ways of solving the problem with relying on the mental characteristics of the person enrolled in the competitiveness of developing educational process of high school.

Текст научной работы на тему «К проблеме подготовки конкурентоспособного специалиста с учетом российской ментальности»

> <

X

■X. Q

MJ T

s о

X О

CO

114

затрат по инновациям, давшим положительный результат" плюс/минус изменения материальных запасов за период.

Таким образом, организация инновационной деятельности и учет создания инновационного продукта должны осуществляться суче-том специфики данной деятельности.[6] Организация финансового учета состоит в отражении затрат на разработку на различных стадиях инновационного продукта [1].

В общем виде формирование учета инновационной деятельности должно принять во внимание не только финансовый учет затрат, но также трансакционный учет, управление инновационными ресурсами и учет постоянно происходящих изменений [3]. Система управления в свою очередь сопряжена суправлением суче-та рисков, с которым сталкиваются инновационные предприятия, управлением его финансового состояния в целом, управлением интеллектуального капитала, управлением инвестициями [4].

Литература:

1. Аксенова Е.А. Управленческий учет затрат по стадиям жизненного цикла продукта // Строитель-

ство и архитектура. - 2015. - Ростов-на-Дону : Ростовский государственный строительный университет, 2015. - С. 85-88.

2. Варламова В.В. Информационно-учетное обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов // Науковедение. - 2012. - № 4 (13). - С. 144. [Электронный ресурс]. - http:// naukovedenie.ru/PDF/4ergsu412.pdf

3. Графова Т.О. Концепция учета и управления интеллектуальными ресурсами // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. -№ 12,- С. 45-53.

4. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Панченко М.И. Инвестирование в инновации в системе экономической безопасности // Научное обозрение. - 2014. -№10-3.-С. 763-765.

5. Лесняк В.В. Информационное поле адаптивных учетно-контрольных систем // Научное обозрение. - 2014. - № 7-3. - С. 1043-1046.

6. Сысоева И.В. Финансовый учет инноваций // Строительство и архитектура. - 2015. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный строительный университет, 2015. - С. 356-359.

7. Шумилина В.Е. Сравнение производственной и финансовой оптик интернациональной модели финансового учета // Строительство и архитектура. - 2015. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный строительный университет, 2015. -С. 141-144.

THE PROBLEM PREPARATION OF COMPETITIVE SPECIALISTS TAKING INTO ACCOUNT THE RUSSIAN MENTALITY Lipilina Elena Uyrievna, PhD of Pedagogical sciences, Don State Technical University (Stavropol branch), Stavropol Hazova Snezhana Alexandrovna, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor, Kuban State University, Krasnodar

The article deals with the relation of mental characteristics of the Russians and the properties of the competitive person and problematical aspects of the achievement of competitive advantage for some categories /groups of Russian citizens. The ways of solving the problem with relying on the mental characteristics of the person enrolled in the competitiveness of developing educational process of high school.

Keywords: competition; competitive specialist; mental performance; competitiveness of developing the educational process.

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА С УЧЕТОМ РОССИЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы соотношения ментальных характеристик россиян и свойств конкурентоспособной личности, а также аспекты проблемноети достижения части конкурентных преимуществ для некоторых категорий/групп российских граждан. Намечены пути решения проблемы с опорой на ментальные характеристики личности обучающихся в конкуренторазвива-ющем образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: конкуренция; конкурентоспособный специалист; ментальные характеристики; конкуренторазвивающий образовательный процесс.

УДК339.137.2 ВАК РФ 08.00.05

©Липилина Е.Ю., 2016 ©Хазова С.А., 2016

Определение ценностно-целевых оснований современного профессионального образования обусловливается двумя глобальными социально-экономическими явлениями: конкуренцией, характерной для всех сфер жизнедеятельности, и гуманизацией общества, в том числе, педагогической науки и практики.

Конкуренция как явление жизни обусловила постановку следующей комплексной цели образования - подготовку конкурентоспособной личности, формирование (развитие) конкурентоспособности обучающихся. Если конкуренция - это соревнование, борьба за обладание каким-либо ограниченным ресурсом, то конкурентоспособность - это способность победить в данном состязании благодаря наличию определенных конкурентных преимуществ. Говоря о конкурентоспособности личности, к конкурентным преимуществам относят значимые в конкретных обстоятельствах качества, способности, компетенции и т.п. Результаты ранее проведенных исследований позволили структурно представить личностную конкурентоспособность как систему компетентности, акмеологической направленности личности и конкурентоопределяющих личностных качеств, а также выделить в каждом компоненте общесоциальное и специфическипрофессиональное содержание [2,9 и др.].

Гуманистическая парадигма образования, как известно, ориентирует педагогов на признание человека как главной ценности и, как следствие, на индивидуально-дифференцированную направленность образовательного процесса, на всесторонний учет специфических индивидуальных особенностей воспитанников; на обеспечение условий для развития свободной, творческой, гармоничной личности. При этом говорить о полной индивидуализации педагогической деятельности в условиях существующей "массовой" образовательной практики утопично [1,3,6 и др.]. Однако необходимо и возможно при проектировании и осуществлении педагогической деятельности опираться на наиболее выраженные групповые характеристики воспитанников. А базовой интегративной характеристикой человека, как представителя определенной социальной общности (группы), выступает его менталитет [4,5,6 и др.]. Следовательно, ментальные характеристики должны учитываться при определении стратегии и тактики достижения современной цели образования - подготовки конкурентоспособной личности обучающегося.

В настоящее время, тем более, в прежние времена, данная проблема не только не решалась целенаправленно, но и, возможно, не ставилась. Заметим, что еще 20-30 лет назад в нашем обществе речь о конкуренции напрямую не велась - по крайней мере, в позитивном аспекте. Выраженная конкуренция не просто отсутствовала, но и пресекалась. Организуемые т.н. соцсоревнования, конечно, по форме - не что иное, как проявления конкурентной борьбы. Однако они, во-первых, были жестко управляемы сверху, административно. Во-вторых, проводились не в целях борьбы за ресурсы (суть причинности возникновения конкуренции). А вопросы менталитета, мягко говоря, не приветствовались как предметы научного рассмотрения; данное понятие использовалось, преимущественно, вне научного контекста. То есть, формально, в советские времена не было ни потребности готовить конкурентоспособных граждан, ни установки на изучение советской ментальности, тем более, ее учета в образовательном процессе.

Возникает вопрос: какова, с учетом вышеназванных исторических обстоятельств, специфика адаптации россиян, со всеми их индивидуальными и социально-групповыми особенностями (возрастными, этническими, профессиональными и пр. - в целом, ментальными) к жизнедеятельности в конкурентном мире, насколько эффективна эта адаптация и каковы способы ее повышения? Если проблема адаптации россиян к жизни в конкурентном мире, ста-

со

1-й

о си

-О 0-ш СК

к X ш и

о си

со

ЛИПИЛИНА Елена Юрьевна,

кандидат педагогических наук, Донской государственный технический университет (Ставропольский филиал), Ставрополь

ХАЗОВА Снежана Александровна, доктор педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, Краснодар

> <

X

■X.

о и! т

о

ПС

о

со

116

новления конкурентоспособности личности существует, то, представляется, ее корни лежат в плоскости наличия определенных конкурентных преимуществ, в частности, конку-ренто-определяющих личностных качеств и возможностей их воспитания (формирования, развития).

Под конкуренто-определяющими личностными качествами мы понимаем совокупность характерологических качеств и способностей, востребованных обществом, обеспечивающих успешность общественной и / или профессиональной деятельности. Как уже упоминалось, в их составе можно выделить общее содержание, названное нами социально значимыми личностными качествами. Это личностные качества, которые обусловливают эффективность исполнение человеком различных социальных ролей, конструктивность социального общения и поведения (в том числе, относительно трудоустройства и построения горизонтальной и вертикальной карьеры), позитивное восприятие остальными представителями (субъектами) рынка труда. Ранее нами обосновано, в спектр данных качеств входят способность к самопрезентации, соревновательная ориентированность личности, нацеленность на успех и готовность к риску, активность и креативность, психологическая гибкость, коммуникативные способности, мобильность, целеустремленность и организованность и т.д.[9]

К характеристикам российской ментально-сти ученые относят: установка, желание "быть как все", не выделяться; привычка к публичности и стремление к сотрудничеству; ориентированность на прошлое, несклонность строить жизненные планы; отсутствие размеренности в работе; ориентированность на общественное мнение; обостренное чувство справедливости; мечтательность, пассивно-созерцательное отношение к миру; неприязненное отношение к официальным улыбкам, тонкостям этикета, официальному обращению, неприятие снобизма; эмоциональные истоки общения, эмоциональная зависимость от своего окружения; склонность оценивать человека как "умного" по степени его порядочности и доброжелательности и др.[5]

Прежде всего, следует отметить, что ответ на вопрос о существовании проблемы адаптации россиян к жизни в условиях конкуренции утвердительный. Он получен в результате проведения специального исследования, включающего анкетирование, опросы, беседы, а также анализ научной литературы и публицистики. Единственно, следует огово-

риться, что проведенное исследование географически ограничено и, возможно поэтому, специфично - регион исключительно периферический, Южно-Российский, не столичный, хотя и включает достаточно крупные города -Краснодар, Ставрополь, (а также Майкоп, Сла-вянск-на-Кубани) (здесь приведены результаты, полученные при анализе итогов анкетирования работающих граждан в возрасте от 35 до 60 лет (в общей сложности около 300 человек) и студентов вузов (115 человек).

Были выделены несколько аспектов проблемное™ достижения части конкурентных преимуществ для некоторых категорий / групп российских граждан: возрастной, профессиональный, индивидуально-личностный и, собственно, ментальный [7,8]. Возрастной аспект проблемы проявляется в следующем. Представители средневозрастного и старшего поколения россиян, чье личностное становление происходило (полностью или частично) на основе прежних, советских ценностей, норм, установок и т.д., зачастую воспринимают цели и правила конкуренции как противоречащие их собственным жизненным ориентирам, представлениям о том, "что такое хорошо и что такое плохо" (заметим сразу, что суть конкуренции многими россиянами воспринимается однобоко и искаженно). Они либо не желают участвовать в конкурентных взаимоотношениях или делают это не эффективно, либо становятся довольно агрессивными субъектами конкуренции. Представители молодого поколения россиян, выросшие уже в условиях конкурентного общества, хотя и воспитанные еще на "остатках" прежних морально-идеологических установок, в большей степени адаптированы к соревновательности современной жизни и деятельности. Для них существует иная опасность - утрата культурного своеобразия, свойственного представителям российского народа. Учитывая тенденции интеграции России в мировое сообщество, повышающуюся мобильность молодежи,та кую опасность не стоит недооценивать.

Относительно профессионального аспекта проблемы следует отметить, что существует ряд профессий, по сути своей социально-ориентированных: педагоги, врачи, социальные работники и пр. И их миссия, и характер профессиональной деятельности, и установки, транслируемые в образовательной практике (в процессе профессиональной подготовки), не предполагают прямой ориентации на конкурентную борьбу - их ценностью является благо человека в широком смысле. Тем не ме-

нее, существующие крайности в содержании и механизмах осуществления различных социально-экономических реформ вынуждают представителей указанных профессий участвовать в конкуренции. Как результат - увеличение количества специалистов, воспринимающих себя как неудачников, как людей, не достигших жизненного / профессионального успеха (с точки зрения материального достатка и социального статуса), с одной стороны, и искажение профессиональных целей и ценностей в социальноориентированных видах деятельности, с другой стороны.

Индивидуально-личностные особенности граждан составляют особую проблему: в силу врожденной специфики характера, под воздействием воспитания и образования у ряда граждан просто отсутствуют либо слабо развиты качества, необходимые не только для победы, но и для участия в конкурентной борьбе. Очевидно, у каждого человека, в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, соревновательная личностная ориентация может быть сформированной в большей или меньшей степени, либо вообще отсутствовать. Представляется, что профессиональная деятельность, общественная активность, социальное взаимодействие в целом не могут быть эффективными, если осуществляются в условиях, противоречащих внутреннему настрою личности.

Теперь логично перейти к ментальному аспекту обозначенной проблемы. Именно в ментальности россиян видятся истоки трудностей, связанных с их адаптацией к жизнедеятельности в условиях конкурентного общества - и с ней же следует связывать поиск путей решения существующих проблем. Это актуализирует постановку следующих двух комплексных исследовательских вопросов:

первый - каким образом соотносятся ментальные характеристики российской молодежи и черты конкурентоспособной личности?

второй - каким образом и какие ментальные характеристики российских обучающихся должны учитываться при проектировании и реализации конкуренторазвивающего образовательного процесса?

Рассмотрение каждого вопроса дифференцируется по основанию типа (или уровня) менталитета (от национального до индивидуального), а также сферы проявления конкурентоспособности (общественная, профессиональная деятельность и пр.). На текущем этапе нашего исследования теоретически определен ответ на одну из составляющих первого вопроса, а имен-

но, об особенностях соотношения черт российской (национальной) ментальности с кон-курентоопределяющими социальнозначимы-ми личностными качествами (КСЗЛК).

Сопоставление КСЗЛК и российских ментальных черт позволило сделать вывод, что для каждого из субъективных факторов конкурентоспособности в менталитете россиян обнаруживаются как благоприятные, так и не благоприятные черты. В частности:

- развитию способности к самопрезентации и соревновательной ориентированности препятствуют установка, желание "быть как все", не выделяться, но благоприятствуют привычка к публичности (позволяющая свободно держаться "на людях") и стремление к сотрудничеству (обеспечивающие эффективность коллективных действий в конкуренции);

- с целеустремленностью и организованностью диссонируют ориентированность на прошлое и отсутствие размеренности в работе, которые могут быть "сглажены" ориентированностью на общественное мнение и чувство справедливости (обусловливающие моральность целей и средств конкуренции);

- проявление активности тормозится мечтательностью, пассивно-созерцательным отношением к миру, но может стимулироваться установкой "быть вместе со всеми" при включении в коллективную работу;

- становлению психологической гибкости мешает неприязненное отношение к официальным улыбкам, тонкостям этикета, официальному обращению, препятствующие поддержанию нормальных контактов с деловыми партнерами, к которым не возникает симпатии, но благоприятствует неприятие снобизма, выстраиваниеотношений клюдям и с людьми на основе общих интересов, а не имущественного или социального равенства;

- развитие способности к деловой коммуникации сдерживается эмоциональными истоками общения, но может быть активизировано склонностью оценивания человека по степени его порядочности и доброжелательности, что позволяет выстраивать честные партнерские отношения и т.д.

Следствиями наличия в ментальности россиян черт, не соответствующих требованиям конкурентоспособности, являются нежелание части наших сограждан участвовать в конкуренции либо неэффективность участие в ней; причем в обоих случаях приводятся объяснительные причины ментального характера, указывающие на недопонимание сути конкуренции.

со

1-й

о си

-О 0-ш СК

к X ш и

о си

со

Ё

117

> <

X

■X. Q

MJ T

s о

X О

CO

118

Например, тем, что: выделяться ("высовываться") нескромно, общество за это осудит; получать какие-либо бонусы - значит, ущемлять интересы остальных, этих бонусов не имеющих, а это несправедливо (к тому же сомнение вызывает вопрос: за какие заслуги начисляются эти бонусы?); открыто демонстрировать свои достижения - значит, хвастать, быть "выскочкой"; стремиться к материальным благам как показателю конкурентоспособности - рвачество и т.п.

Но, во-первых, конкуренция допускает, а, зачастую, требует коллективных действий и нормальных партнерских взаимоотношений. Во-вторых, самопрезентация предполагает демонстрацию реальных, значимых в конкретных обстоятельствах характеристик, а это помогает потребителям выбрать лучшее предложение и в наиболее полной степени удовлетворить свои запросы. В-третьих, материальный достаток - необходимое сегодня условие не только биологического выживания, но и культурного развития, здорового отдыха, профессионального и личностного самосовершенствования и пр.

Уже все вышесказанное позволяет ориентировочно наметить пути решения проблемы опоры на ментальные характеристики личности обучающихся в конкуренторазви-вающем образовательном процессе. Очевидно, в случаях, когда черты, препятствующие развитию конкурентоспособности, нейтрализовать невозможно или (и) не целесообразно, то необходимо опираться на ресурсную сферу ментальности. В остальных случаях проблема должна решаться с использованием воспитательных ресурсов общества. И начать следует, на наш взгляд, с просвещения россиян о сути, содержании, формах и видах конкуренции и, главное, о ее непротиворечии ценностям и установкам российского характера.

Литература:

1. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста по физической культуре и спорту / С.Н. Бегидова. - Майкоп, 2001. - 270 с.

2. Бегидова С.Н., Хазова С.А., Мозгот В.Г. Развитие конкурентоспособной личности учащихся как целевой ориентир системы общего образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2012,-№2.-С. 25-31.

3. Бегидова С.Н., Хазова С.А. Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 5. - С. 26-31.

4. Дёмкина Е.В., Бегидова С.Н. Результаты исследования установок, стереотипов мышления и поведения современного российского студенчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2013.-№3(123).-С. 24-36.

5. Дёмкина Е.В. Ментальность в условиях высшего профессионального образования: теоретико-методологические основы: монография / Е.В. Дёмкина. - Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishining GmbH &Co.KG, Germany, 2012. - 146 с.

6. Липилина Е.Ю., Семенова Л.В. Педагогическая компетентность преподавателя как условие реализации ФГОС ВПО // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : Научно-практическая конференция, посвященная 85-летию ДГТУ / под общей научной редакцией В.Е. Жидкова. - Ставрополь : Ставролит, 2015. - С. 383-387.

7. Хазова С. А., Бегидова С. Н. Проблемы адаптации современных россиян к жизнедеятельности в конкурентном мире: размышления на тему// Концепт. - 2015. - Т. 37. - С. 146-150. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95652.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Хазова С.А., Бегидова С.Н. Проблемы адаптации современных россиян к жизнедеятельности в конкурентном обществе // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-1. -С. 235-245.

9. Хазова С.А. Критерии развития конкурентоспособности личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С. 251-257.

RECEPTIONS OF THE ANALYSIS OF CORRELATION INTERRELATIONS ON THE BASIS OF THE HIGHER MATHEMATICS Petrov Alexander Mikhailovich, DSc of Economics, Professor, Chair of Accounting E-mail: paimi@inbox.ru

Antonova Oiga Vitalyevna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economic analysis E-mail: oigavit0i@yandex.ru

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

in article receptions of the analysis of ratios (correlative correlations) on the basis of the higher mathematics are analyzed. Correlation analysis sets the task to measure narrowness of communication between the varying variables and to evaluate factors which exert the greatest impact on a productive sign that distinguishes it from regression analysis which is intended for a choice of the form of communication, model type, for determination of design values of dependent variable (a productive sign). Methods of correlation and regression analysis are used in a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.